Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

поступившие к следователям и прокурорам). При этом в обязательном порядке оформляется протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, а заявите­лю выдается уведомление о принятии заявления.

Как только заявление или сообщение будет подтверждено след­ственно-оперативной группой с места происшествия. Оно регистриру­ется в Журнале о совершенных преступлениях27 .(Телефонные сообще­ния также регистрируются в этих книгах).

Зарегистрированные заявления и сообщения передаются на рас­смотрение начальнику органа внутренних дел, который дает соответ­ствующие направления возбуждать уголовное дело, провести проверку в порядке ст. 109 УПК. Провести досудебную подготовку материалов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

25 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. -М-, -

1992.-С.32.

26 Инструкция "О порядке приема, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений, в органах и учреждениях внутренних дел и др. информации о преступлениях и происшествиях", утв. Приказом МВД СССР №415. от. 11.11.1990.

27 См. Там же.


24

В книге учета заявлений и сообщений об этом делается пометка. В ней же указывается номер и дата возбуждения уголовного дела. При отказе в возбуждении уголовного дела указывается номер проверочного ма­териала.

Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистри­руются в Журнале учета материалов, по которым вынесены постанов­ления об отказе в возбуждении уголовного дела. Каждому из материа­лов присваивается очередной порядковый номер28.

По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более десяти суток (ст. 109 УПК) должно быть при­нято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о производстве по делу досудебной подготовки материалов по протокольной форме.

Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного про­цесса, которая создает необходимые основания для дальнейших след­ственных действий. Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения вовлекается множество государственных служб и граждан.

С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела. Наука уголовного процесса трактует их как фактиче­ские данные о наличии в деянии признаков состава преступления и от­сутствию обстоятельств, исключающих производство по делу.

Следовательно, своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела зависят от проверки обстоятельств происшествия, ко­торые предшествует вынесению постановления о возбуждении уголов­ного дела.


____________________________________________________________________________________________________

28 См. Там же.


25

Таким образом, установление оснований возбуждения уголов­ного дела можно назвать предварительной проверкой повода к этому, будь то заявление гражданина или непосредственное обнаружение при­знаков преступления29.

УПК РСФСР определяет, что единственным следственным действием, проведение которого возможно до возбуждения уголовного дела является осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 178 УПК РСФСР). При этом одной из предпосылок успешного раскрытия преступления по горячим следам по получении сообщения о нем является быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной группы для ос­мотра места происшествия и принятия всех необходимых мер для за­держания преступника. Исследование этого вопроса в Московской об­ласти показало, что по изученным 552 делам, возбужденным в первый день поступления сигнала, раскрыто по горячим следам 60% преступ­лений, на второй день - уже 16%, а на третий день - лишь 5%30.

В связи с этим, дежурному по органу внутренних дел подчине­ны постовые, патрульные милицейские группы, дежурные части ГИБДД и медвытрезвители, которые он информирует обо всех происше­ствиях на обслуживаемой территории и организует их взаимодейст­вие31 .

Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступле­нии сообщения о преступлении - пресечь преступление и принять меры к сохранению его следов и задержанию преступника32 . Успех в таких случаях, независимо от способа и формы поступления информации о преступлении, зависит от инициативы и знания сотрудниками дежур­ных частей своих обязанностей, определенных ведомственными норма­тивными актами. Вот характерный пример: дежурный по отряду полу-

_________________________________________________________________

29 Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом к возбуждению уго­ловного дела. Законность, № 12-1995. -С. 23.

30 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. - М., 1992. -С. 34.

31 Лавров В.П. Расследование преступлений по горячим следам. -М., 1989. -С. 11.

32 Инструкция "по организации взаимодействия подразделений и служб органов, внутренних дед в расследовании и раскрытии преступлений" утверждена приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г.


26

чив сообщение об ограблении ресторана и приметах грабителя, зная, что возле ресторана должен находиться постовой, он тут же по рации информировал его об этом, одновременно дал указание всем ПМГ и сотрудникам, работающим на милицейских автомашинах. Немедленно следовать к ресторану для оказания помощи постовому. Туда же он направил дежурную следственно-оперативную группу. Извещенный по рации постовой задержал подозреваемого при выходе из ресторана. Преступление было раскрыто в считанные минуты после того, как де­журная часть приняла первый сигнал33.

Правильная и своевременная организация выезда на место про­исшествия, его квалифицированный осмотр следователем - непремен­ное условие успешного раскрытия преступления. Осмотр места престу­пления и осуществление сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее эффективных способов собирания ин­формации о преступлении и преступнике, умелое использование кото­рой обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскры­тию преступления по «горячим следам». Существует тесная взаимо­связь между данными, полученными при осмотре места преступления и содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и направлен­ность которых зависят от полноты и качества осмотра. Изучение прак­тики показывает, что отсутствие надлежащей информационной базы именно в начале расследования, неквалифицированный осмотр места совершения преступления и неумелое составление протокола осмотра, затрудняют раскрытие и расследование преступлений34.

Результативность осмотра места преступления зависит от ряда факторов, основными из которых являются быстрота и своевремен­ность выезда на место совершения преступления; знание следователем тактических приемов осмотра; комплексное исследование специальных

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

33 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело .№ 1-471/98.

34 Вологин C.'M.. Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперативного работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при установлении лица, совершившего квартирную кражу. -М.,


27

средств и методов представителями различных служб и подразделений органов внутренних дел; умение следователя организовать совместную работу взаимодействующих лиц.

Поскольку успех работы на месте совершения преступления во многом зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц, выезжающих на место преступления, а так как основной органи­зационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа, то поэтому важным вопросом является проблема комплекто­вания этой группы, налаживание взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью35.

Ведомственными нормативными актами закреплено, что следо­ватель является руководителем СОГ, выезжающей на место происше­ствия. Он осуществляет руководство в период осмотра, определяет по­рядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. Указания и поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра, как в процессе подготовки, так и при его проведении (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР)

Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного пре­ступления, его особенностей, наступивших последствий и т.п. следова­тель должен проверить, соответствует ли состав группы объекту и осо­бенности предстоящей работы, и при необходимости по согласованию с дежурной частью может привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов, работников других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного происшествия, в группу включается работник ГИБДД, экспетр-автотехник, а при осмотре мес­та пожара в следственно-оперативную группу должны входить сотруд­ники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики, химики, строители и т.п36.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________

35 Лавров В.П. Расследование преступлений по горячим следам. "М., 1989. -С. 23.

36 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел. Методи­ческое пособие подред. Л.М. КарнсевоЙ. -М.. ВНИИ МВД СССР, 1981. -С. 26.


28

В ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет протокол осмотра, дает указания оперативному работнику, эксперту-криминалисту, специалисту в области судебной медицины, кинологу и другим. Это обеспечивает необходимую координацию следственных и оперативных действий, позволяет наиболее эффективно использовать в следственной и оперативно-розыскной работе материальные следы преступления, выявленные и изъятые на месте происшествия.

В качестве примера можно привести успешно расследованное дело о краже денег и товаров в особо крупных размерах из магазин “Наташа” г. Сочи. Пытаясь, замести следы преступления, подожгли магазин.

После ликвидации пожара в осмотре места происшествия вместе со следователем приняли участие сотрудники оперативно-розыскных подразделений, эксперт-химик УПО, эксперт-криминалист УВД, инже­нер-электрик и инженер-строитель. Каждый из них занимался пору­ченным ему делом и о добытых данных немедленно информировал всех членов группы. Оперуполномоченные по борьбе с преступностью в сфере экономики организовали снятие остатков товарно-материальных ценностей. Уже в ходе осмотра при сопоставлении по­лученных сведений участники следственно-оперативной группы при­шли к выводу, что пожар возник в результате поджога. Это позволило сосредоточить основные усилия на установлении преступников среди работников магазина. С помощью оперативно-розыскных мероприя­тий были выявлены несколько подозреваемых, среди которых оказа­лась и бывший продавец Бойко. Дальнейшая, более глубокая проверка ее личности показала, что именно она, совместно со своей сестрой и двоюродным братом совершила кражу, а затем подожгла магазин. Похищенные вещи и деньги были изъяты у преступников при обыске37.

Таким образом, при осмотре места происшествия большое зна­чение имеет правильное распределение обязанностей среди лиц, участ­вовавших в его проведении, четкое определение характера их действий,

_________________________________________________________________________________________________________________

37 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края уголовное дело № 1-069/98

29

своевременное взаимное информирование.

Тактические особенности места осмотра состоят в том, что ме­сто происшествия исследуется членами следственно-оперативной груп­пы с разных точек зрения и с применением различной методики. Ины­ми словами, это исследование носит комплексный характер.

В осмотре места происшествия специфическая роль отводится специалисту-криминалисту. В соответствии с ведомственными норма­тивными актами он оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных веществен­ных доказательств, отборе сравнительных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний. Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной криминали­стической информации, а также данных о применении криминалисти­ческих средств и методов38.

Специалист-криминалист осуществляет свои функции под руко­водством следователя, который вправе давать ему указания о проведе­нии тех или иных действий. Однако эти указания носят ограниченный характер. Касаясь лишь исследования. Методику, тактику исследова­ния и применения научно-технических средств при выявлении и фикса­ции материальных следов преступления определяет сам специалист39.

Члены группы первоначальную информацию о совершенном преступлении получают от участников инспектора. Ведомственными нормативными актами закреплено, что участковый инспектор мили­ции прибывает первым на место происшествия, он обязан обеспечить его охрану до приезда следственно-оперативной группы и собрать предварительную информацию о происшествии, причастных к нему лицах, а также лицах, осведомленных о его обстоятельствах. Он ин­формирует следователя и оперативных работников и характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих

_________________________________________________________________________________________________________________

38 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Методич. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М-, ВНИИ МВД СССР, 1981.

39 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И-Н. Кожевникова, АЛ.


30

оперативный интерес; исполняет поручения руководителя СОГ40.

Участковый инспектор, не будучи специалистом, как правило в осмотре участия не принимает. За исключением случаев, когда он зна­ком с местом, где совершено преступление и может помочь восстанов­лению обстановки41.

Обязанность следователя собрать воедино разнообразные дан­ные осмотра, проанализировать их в связи с полученными результата­ми решить вопрос о дальнейшем направлении работы. Он должен бы­стро и оперативно определить обстоятельства, при которых было со­вершено преступление. Следователь обязан решить и другую задачу - в зависимости от результатов осмотра места происшествия и оператив­ных данных принимать меры к установлению и задержанию преступ­ника. В связи с этим, он еще до окончанию осмотра дает поручение участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий (преследование по горячим следам, выявление очевидцев преступления и т.п.).

Основная работа по установлению и розыску преступников воз­лагается на оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть. Согласно ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места происшествия осуществляет необходимые опера­тивно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев, способных дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике, органи­зует розыск преступника по горячим следам. По поручению следовате­ля производит следственные действия и оперативно-розыскные меро­приятия.

В соответствии с ведомственными нормативными актами взаи­модействие с дежурной частью в период осмотра возглавляется на опе­ративного работника. Он должен сообщить в дежурную часть сведения


___________________________________________________________________________________________


40 Там же. -С. 226.

41 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М, ВНИИ МВД СССР, 1981. -С. 27.


31

о характере преступления. Приметах подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания пре­ступников42 .

Таким образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной частью опосредованно - через оперативного работника. Это имеет большое практическое значение, поскольку его внимание, сосре­доточенное на осмотре места происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной взаимодействия43.

В соответствии с ведомственными нормативными актами, де­журный по органу внутренних дел информирует о происшествии пат­рульных, постовых, сотрудников ГИБДД, участковых инспекторов, а также сотрудников ОВД на транспорте и при необходимости инфор­мируются дежурные части других горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о приметах преступника, маршруте его дви­жения и возможном месте нахождения, организует перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы немедленного реагирования44.

Примером правильного взаимодействия следователя с членами следственно-оперативной группы и дежурной частью может служить установление и розыск преступника, совершившего кражу товаров из магазина “Бургузин” г. Сочи. На место происшествия выехала следственно-оперативная группа, в которую входили следователь, инспектор уго­ловного розыска, а также эксперт и кинолог. В ходе осмотра применили служебно-розыскную собаку. Взяв след, она привела кинолога к железнодорожному вокзалу. Используя сведения о похищенных вещах, следователь и оперативный работник опросили работников вокзала. Те рассказали, что ночью двое мужчин с мешками и чемоданами купи-

_____________________________________________________________________________________________________

42 Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. -М.: "Российское право". -1992. -С. 39.

43 Взаимодействие следователей с оперативными работниками ОВД. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР. -1981. -С.29.

44 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М. «Спарк». -1997. -С. 224.


32

билеты на пассажирский поезд Адлер-Владикавказ. 0перативный работник немедленно информировал дежурную часть РОВД, а де­журный ориентировал железнодорожную милицию о характере пре­ступления и о приметах преступников. Работники милиции станции Туапсе задержали неоднократно судимых Буймера и Дерезу, у которых с собой находились чемоданы и мешки с похищенными това­рами45 .

В ходе осмотра следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист и участковый инспектор информируют друг друга и де­журную часть о данных, имеющих значение для выявления подозре­ваемого и установления обстоятельств совершенного преступления. По делам, по которым следователь выезжает на место происшествия с оперативной группой, с самого начала возникает необходимость в ре­шении организационных и тактических вопросов, связанных как с са­мим выездом, так и с производством других, вытекающих из результа­тов осмотра неотложных следственных и оперативно-розыскных дей­ствий. Большое значение приобретает оперативность использования информации с целью проверки полученных данных, особенно по горя­чим следам. Как показывает практика, наиболее быстро реализуются устные поручения. При осмотре места происшествия, когда следова­тель и оперативный работник находятся рядом, эта форма задания яв­ляется самой целесообразной46.

Совместное обсуждение непосредственно перед осмотром и в его начальной стадии является первоначальной формой обмена информа­цией. На этой стадии работы еще нет возможности составить план следственных мероприятий. При дальнейшем осмотре и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий количество полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает необходимость в их дальнейшем обсуждения для сопоставления и систематизации. К окон-


___________________________________________________________________________________________________________________________________________


45 Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело № 1-538/98.

46 Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел. Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М. ВНИИ МВД СССР. -1981. -С. 30.


33

чанию осмотра намечаются определенные версии и составляется еди­ный план первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий.

Неправильно было бы думать, что осмотр и выдвижение версий при раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от дру­га во времени. В действительности очень редко бывает так, чтобы чле­ны следственно-оперативной группы сначала собрали сведения о пре­ступлении, а потом обсуждали их и планировали свои действия на бу­дущее. На практике эти два рода деятельности переплетены между со­бой. Совместное обсуждение получаемой информации должно проис­ходить еще при осмотре, и уже в ходе него сторонами принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых розы­скных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не изгла­дились в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы об­стоятельно их обсудить. Исследование же, проведенное ВНИИ МВД СССР показало, что такое обсуждение осуществляется не всегда.

Какова же роль следователя и оперативного работника в по­строении первичных розыскных версий? Она обусловлена характером информации, который каждый из них располагает в результате осуще­ствления своих функций при осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего информацию об изменениях в материальной об­становке осматриваемого места, которые появились там в результате преступления и по которым можно разыскать лицо, его совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от потер­певших, очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц.

Указанное разделение информации на два вида в достаточной степени условно, так как на практике оперативный работник может участвовать в осмотре места происшествия и прилегающей террито­рии, а потому получать сведения о происшедших изменениях, а следо­ватель до осмотра или в ходе него может устно опросить потерпевших, свидетелей.


34

После завершение осмотра, взаимодействие следователя и опе­ративного работника продолжается вплоть до момента, пока следова­тель, возглавивший группу не сообщит, что необходимость в этом от­пала. Следователь и оперативный работник обязаны совместно обсу­дить и проанализировать результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные следственные и розыскные дейст­вия. При этом оперативный работник самостоятельно определяет сред­ства и методы производства оперативно-розыскных действий, а следо­ватель - если есть основания - немедленно возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный действий.

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом рабо­ты по раскрытию преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная организованная деятельность дежурного по орга­ну внутренних дел, следователя и следственно-оперативной группы.

В большой степени результат этой работы зависит от инициа­тивности и активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда следственно-оперативной группы на место проис­шествия и его квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для установления преступника.

Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из следующих решений (ст. 109 УПК РСФСР): о возбуждении уголовного дела;

об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в книгах учета делается соответствующая запись.


35

глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе предварительного расследования.

За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголов­ного процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель и предоставляет право органам, осуществ­ляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим опе­ративно-розыскную деятельность одновременно проводить следствен­ные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Дополнение след­ственных действий оперативно-розыскными мероприятиями необхо­димо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, определение размера причи­ненного ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д.

Как мы уже выяснили ранее, взаимодействие следователя и ор­ганов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной47.

Процессуальными формами являются:

1. поручение следователя органу дознания о производстве розы-скных и следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);

2. содействие органа дознания следователя в производстве от-дельных следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);

3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР).

Поручение следователя органу дознания о производстве розы­скных действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей

_________________________________________________________________

47 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 14.


36

этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея взаимодействия48.

В практической деятельности следователи часто прибегают к

поручениям о производстве розыскных действий. Например, в произ­водстве отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры

Краснодарского края находится уголовное дело № 62900.

Расследованием, проведенным по данному делу установлено, что 12.02.98 г. около 21 часа в домовладении № 41 по ул. Чехова г. Сочи был обнаружен труп гражданина Левшина С. В. со следами насильственной смерти (огнестрельными ранениями).

Допрошенный по данному делу в качестве свидетеля Тамбиев С.М.

показал, что его родственник Левшин С. В. переехал в г. Сочи из г. Краснодара летом 1997 года, для занятий коммерческой деятельностью. Левшин занимался реализацией видеотехники совместно с жителем города Краснодар, по имени Сергей.

В связи с изложенным прошу поручить подчиненным Вам опе­ративным сотрудникам провести следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Установить род занятий Левшина и цель его приезда в г. Сочи

2. Установить круг знакомых Левшина в г. Сочи и прове­рить указанных лиц на причастность к убийству;

3. Установить личность парня по имени Сергей, совместно с ко­торым Левшин занимался коммерцией и проверить его причастность к убийству Левшина49.

Необходимость дать рассматриваемые поручения может воз­никнуть на всех этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от характера уголовного дела, поводов и осно­ваний к его возбуждению, конкретной следственной и оперативной си-

___________________________________________________________________________________________________________________________________________


48 Там же. -С. 14.

49Архив прокуратуры Краснодарского краевого суда уголовное дело № 62900/98


36

туации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных мер.

Если же преступление совершено в условиях полной очевидно­сти, а преступник застигнут на месте преступления или пойман с по­личным, к тому же является местным жителем, ранее ни в чем предо­судительном замечен не был, то в таких случаях, как правило, рассле­дование производится без оперативно-розыскных возможностей орга­нов дознания50.

Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95. является

1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание прове­дения оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения криминальных задач;

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения:

а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совер­шаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавли­вающих или совершающих, когда нет данных, достаточных для реше­ния вопроса о возбуждении уголовного дела;

б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике или экологической безопасности РФ;

в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания;

г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.

Все эти основания делятся на 2 группы:

1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.) СЗРФ, -1995. -№ 33. -Ст. 3349;

_________________________________________________________________

50 Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98


38

2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)

В следственной практике встречаются различные варианты опе­ративно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаи­модействие следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по де­лу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного ра­зоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным путем.

Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровожде­ние по уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление.

С учетом этого в деятельности оперативных подразделений раз­ведывательно-поискового сопровождения требуют дела51:

1. возбуждаемые по материалам оперативной проверки;

2. возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновни­ки которых остались не установленными.

В первом случае оперативно-розыскные меры необходимы для восполнения пробелов оперативной проверки, выявленных предвари­тельным расследованием, а также выявления фактов. Могущих стать доказательствами.

Во второй ситуации оперативно-розыскные мероприятия необ­ходимы для значительного повышения эффективности следственный действий, направленных на собирание документов по возбужденному уголовному делу.

Если преступник сразу не установлен, то одновременно с возбу­ждением уголовного дела заводится оперативно-поисковое дело и со­ставляется план оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих установление лиц, совершивших преступление, за счет максимального использования различных источников информации при помощи кото­рых

_________________________________________________________________

51 Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Комментарий -М-: Новый юрист. -1997. -С. 228.

39

можно узнать, кто совершил преступление.

В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в соверше­нии данного неочевидного преступления. Для этого оперативный ра­ботник на основании собранных данных выносит согласованное со следователем. Осуществляющим расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему приобщается план следствен­но-оперативных мероприятий по раскрытию преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником опер­работника и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение такого дела- Последний изучает и анализиру­ет представленные ему материалы, после чего утверждает либо не ут­верждает постановление о заведении оперативно-поискового деда и план дальнейших мероприятий.

Согласно ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР, п.п.1, 3 ст. 7 ФЗ «Об опера­тивно-розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие. Право­мочны проводить разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку информации о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной деятельности действиях, предпри­нимаемых для достижения преступных целей. Эти противоправные ак­ции создают реальную потенциальную угрозу правопорядку и безопас­ности в стране. С учетом этого аналитическая и иные формы разведы­вательно-поисковой работы призваны информационно обеспечивать органы, осуществляющие оперативно-поисковую деятельность. Сведе­ниями, имеющими:

1. упреждающий, превентивный характер к подготавливаемым или замышляемым преступлениям, что позволяет предотвращать и пресекать последние еще на ранних стадиях;

2. имеющими предпосылки для подготовки оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих раскрытие совершенных иди совершаемых преступлений в кратчайшие сроки52.

_________________________________________________________________

52 Там же.-С. 290.


40

В п.2 ч.1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельно­сти»53 сказано, что в распоряжении органов, осуществляющих опера­тивно-розыскную деятельность, в результате разведывательно-поисковой работы может оказаться информация о криминальных фак­тах, допускающих двоякое толкование, т.е. не являющаяся полной. Подобного рода данные не указывают на «разумно обоснованные» признаки правонарушения, зафиксированного в уголовном или адми­нистративном законодательстве. Таким образом, в распоряжении опе­ративного персонала оказываются данные, не свидетельствующие чет­ко о том, что имело место противоправное деяние, преследуемое по за­кону, устанавливающему ответственность, адекватную содеянному. В этом случае нет достаточной основы для проведения расследования, т.к. отсутствуют основания привлечения объектов оперативно-розыскной деятельности к уголовной ответственности и в итоге нет яс­ности по вопросу о том, есть ли в наличии состав преступления, адми­нистративного правонарушения или дисциплинарного проступка. Так, состав преступления является уголовно-правовым основанием привле­чения лиц, оказавшихся в сфере оперативно-розыскной деятельности, к уголовной ответственности.

В свою очередь, при отсутствии последнего подлежат добыва­нию сведения. Которые послужили бы процессуальным основанием привлечения объектов оперативно-розыскной деятельности в качестве обвиняемых. Эти доказательства могут быть признаны достаточными для предъявления обвинения в соответствии с УПК только в том слу­чае, когда они характеризуют каждый из элементов инкриминируемо­го указанным лицам состава преступления54.

В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ» от 22.02.95 г.55 на указанную спецслужбу возложе­на обязанность добывать информацию о событиях или действиях, соз-

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

55 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г.// Собрание законодательства РФ - -1995- №33 ст. 3349 (ст.11)

54 Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. -М., Юрид. лите­ратура.-1991.-С. 79.

55 Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон РФ от 22 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ – 1995 - №15 Ст 1269

41

дающих угрозу государственной, военной, экономической или эколо­гической безопасности РФ. Однако данные сведения могут быть обна­ружены и оперативными подразделениями органов внутренних дел в процессе осуществляемой ими разведывательно-поисковой работы. Оперативного обслуживания различных объектов в пределах своей компетенции. В связи с этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оператив­но-розыскной деятельности»56 эти данные должны быть переданы в со­ответствующие подразделения ФСБ.

Если результат разведывательно-поисковой работы в сфере и инфраструктуре уголовных преступлений имеют форму криминальной информации. То проводятся оперативно-розыскные мероприятия, на­правленные на установление достоверности указанной информации, сбор дополнительных сведений о лицах и фактах.

Как правило, получив в процессе оперативно-розыскной дея­тельности информацию, сигнализирующую о лицах и фактах, пред­ставляющих оперативный интерес, сотрудник оперативного подразде­ления проверяет ее, т.к. она может быть минимальной, противоречи­вой, неточной, содержать сведения сомнительной достоверности, по­ступать от лиц, со стороны которых вероятно ее искажение (воображение, умысел). В итоге в распоряжении оперативного работ­ника оказываются сведения, в которых отсутствуют «разумно обосно­ванные» признаки правонарушения, т.е. нет фактических обстоя­тельств, четко и ясно указывающих на противоправное деяние, кото­рое профессионально грамотной оперативный работник принял во внимание. Решая вопрос о необходимости проведения дознания, пред­варительного следствия, разбирательства по факту административного правонарушения, а в ИУ - пенитенциарного проступка. В связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения пе­репроверяются за счет дублирования источников, а также соотносятся между собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся од-


42

ного и того же объекта57. Для этого необходимо:

а) выяснить, была ли деятельность проверяемого лица на самом деле или же операппарат введен в заблуждение;

б) установить, является ли деятельность подозреваемого лица противоправной и как она в правовом аспекте может быть квалифици­рована;

в) не только подтвердить или опровергнуть первичные данные, но и получить тот объем первичной информации. Который был бы достаточен для правильного решения вопроса о дальнейших мерах, ко­торые следует предпринять в связи с поступлением этих сведение в оперативный аппарат применительно как к основному объекту про­верки, так и в иных целях (пополнение картотек, совершенствование различных аспектов оперативной работы).

В зависимости от содержания информации, общественной опас­ности лиц и фактов, а также необходимого объема работы оператив­ный работник определяет виды оперативно-розыскных мероприятий. Подлежащих проведению в этом случае.

По общему правилу оперработник, осуществляющий предвари­тельную оперативную проверку, обязан в письменной форме зафикси­ровать информацию, на основании которой начато производство по рассматриваемому деду, а также излагать в соответствующих опера­тивно-служебных документах результаты проведенных или провероч­ных мероприятий. Эти документы и иные материалы, получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле предварительной оперативной проверки.

Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник завершает рапортом,