финансовая система России

Особо надо сказать о тех концепциях, в которых при всем внешнем признании важности биологического фактора высказываются

10

неоправданно оптимистические утверждения о возможности быстрого и необратимого изменения человеческой природы в нужную сторону за счет одних только внешних воспитательных воздействий. История знает много примеров того, как с помощью мощных социальных рычагов менялась общественная психология (вплоть до массовых психозов), но всегда эти процессы были кратковременны и, главное, обратимы. Человек после временного исступления всегда возвращается к своему исходному состоянию, а иной раз теряет при этом даже достигнутые рубежи. Культурологическая штурмовщина и краткосрочные изматывающие рывки не имеют исторического и социального смысла – они только дезориентируют политическую волю и ослабляют действенность самих социальных рычагов.

Каждый здоровый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием, которое не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая в таком преобразованном виде выступает основой (или материальным субстратом) его психической, сознательной жизнедеятельности.

Итак, человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух – природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.

2.Исторический характер отношения человека и общества.

Весь духовный склад человека несет на себе явственную печать общественного бытия. В самом деле, практические действия человека являются индивидуальным выражением исторически сложившейся общественной практики человечества. Орудия, которыми пользуется человек, несут в своей форме обществом выработанную функцию, предопределяющую приемы их применения. Каждый человек, приступая к делу, учитывает то, что уже сделано. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Вне общества ребенок не становится человеком.

Личность может быть свободной лишь в свободном обществе. Личность свободна там, где она не только служит средством для

11

осуществления общественных целей, но и выступает самоцелью для общества. Только высокоорганизованное общество создаст условия для формирования активной, всесторонней, самодеятельной личности и сделает именно эти качества мерой оценки достоинства человека. Именно высокоорганизованное общество нуждается в таких личностях. В процессе созидания такого общества люди формируют в себе чувство собственного достоинства.

Философское осмысление человека было бы существенно неполным без рассмотрения его в системе человек - Вселенная. Наша жизнь в большей мере, чем мы думаем, зависит от явлений природы. В этом отношении нам представляются актуальными и прозорливыми идеи К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского и А.Л.Чижевского. Их идеи заключаются в том, что мы со всех сторон окружены потоками космической энергии. Все космические тела, их системы и все процессы, происходящие в беспредельных далях мироздания, так или иначе, постоянно влияют на все неорганическое и живое на Земле, в том числе и на человека.

Жизнь и разум, видимо, есть и в иных мирах, так что человек как частица ноосферы – это социально-планетарно-космическое существо.


12