Проблема рождения философии
его возможности. Свобода воли и выбора, свобода творчества, причем каждый волен либо возвыситься, либо упасть до животного состояния.Гоббс. Господство частного интереса. Человек по природе существо не общественное, человек человеку волк, война всех против всех есть естественное состояние общества. Вся жизнь есть соревнование с конкурентами. Паскаль - величие и достоинство человека в его способности мыслить. Декарт. Мышление есть единственно достоверное доказательство человеческого существования, антропологический дуализм души и тела, две разнокачественные субстанции.
Французское просвещение. Ламетри "человек-машина". При этом рассмотрение человека как продукт природы, абсолютно детерминированного, он не может даже в мыслях выйти из природы. Не признавали свободу воли из принципа мех детерминизма. Человек по природе изначально добр и не греховен.
Кант. Антропологический дуализм, нравственно-природный. Человек принадлежит с одной стороны, миру природной необходимости, с другой, нравственной свободе и абсолютным ценностям. Исходный принцип поведения чел - нравственный категорический императив, всякая личность должна быть самоцелью и самодостаточностью. Человек по природе зол, но обладает зачатками добра.
Гегель. Рационализм, человек есть выражение познающего абсолютного духа, отличие от друг существ - его разумность.
Фейербах. Самоценность и значимость живого, эмпирического человека. Часть природы, чувственно-природное существо.
Достоевский. Человек, его предназначение и судьба, Что есть свобода чел? Он в глубине содержит два начала - бога и дьявола, добра и зла. Проявляются они, когда человек на свободе.
Соловьев. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным. Человек есть и божество, и ничтожество.
Бердяев. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он существо природное и ограниченное. Человек - пересечение высшего и низшего мира.
Маркс. Основное в понятии человек - трудовая деятельность. Общественное сознание определяет сознание человека, а общество детерминирует свойства человека.
Философия Жизни. Ницше. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В философии жизни на первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция.
Экзистенционализм. Обеспокоен подлинностью индивидуального человеческого существования. Ищет свободу, как от природного, так и от других безличностных сил. В очередной раз отвергается диктат объективного идеализма, сциентизма (абсолютизация роли науки), материализма. На первый план выдвигается не просто чувства, а процесс чувствования, переживания, вместо кратковременных чувств - долговременные.
Феноменология Гуссерля. Пытается преодолеть замкнутость личности, поэтому переживание считает интенсиональным, изначально направленным на внешний мир. Человек не просто существо, а существо в мире. Философская антропология. Продолжатели Гуссерля. Ставится задача на основе частных наук о человеке, биология, психология, социология, воссоздать целостное понятие о человеке.
Итог в современном понимании: 1. Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ему ничего не чуждо - ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность. 2. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего, интерналистского и экстерналистского. Дух мир человека - это его внутренняя доминанта, она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, худ творчестве. В итоге он оказывается существом социальным, общественным. 3. Человек есть единство, но он еще состоит и из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это объединено в каждой конкретной личности. 4. Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится энергично внедриться в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, он и есть существо кризисное. 5. Человеку не избежать бремени ответственности пред самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических подходов и идеалов, равно как и в их обновлении.
Происхождение сознания.
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие, что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.
Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. Сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь, и единство.
Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями - прежде всего способностью отражать в формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.
Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи.
Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область и сторона культуры.
В общем, виде наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Разумеется, человек занимается научной деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными задачами, и для того, чтобы с ними справиться, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и есть цель всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации.
Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Древнем Востоке: Египет, Вавилон, Индия, Китай. Здесь накапливаются и осмысливаются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой, отмежевавшись от мифологических и религиозных традиций.
Становление развитой науки требовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще все содержание науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи античности. Ситуация изменилась к 16-17 вв, в Новое время формы мышления и в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без этого становление индустриального общества вообще не могло состояться. Естественно, что многие науки появились значительно позже, например, генетика, социология, кибернетика.
В наши дни наука имеет разветвленную структуру и научных знаний, и научных учреждений. Она стала важнейшим фактором формирования дух жизни общ, культуры и практики общения. Наука отпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его по всем статьям. Казалось бы, что наука может обойтись теперь и без него. В то же время наука не имеет единовластного мандата на познание. Она имеет взаимодополняющие связи с повседневным познанием, с философией, этикой, искусством и др.
Наука уподобляется верхним этажам здания, но их нет без нижних. Наука находит в повседневном познании материал для дальнейшей обработки, без которого она не может обойтись. Примером этому может служить естественный язык. Хоть наука и выработала свой язык, в тоже время не может обойтись и без повседневного. Наука имеет своей противоположностью неверное, неправильное знание, а не то знание, которое, будучи правильным, добывается за пределами науки, в повседневной жизни, практической деятельности, искусстве.
Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении; включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания. Наука не ограничивается естествознанием или точными науками, как считали позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей, природоведение и обществоведение, философия и естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные исследования.
Наука есть необходимое следствие общественного разделения труда, она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий (сперва очень малочисленной группы людей). С появлением крупного машинного производства создаются условия для превращения науки в активный фактор самого производства. В качестве основной выдвигается новая задача - познание с целью переделки и преобразования природы. В связи с этой технической ориентацией лидирующим становится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие прикладные исследования.
В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям современного производства, он превращается в социальный институт, для того, чтобы научные знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов, инженеров и рабочих.
Современная наука уже не слепо следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства. Она формируется как целостный интегральный организм.
Наука вошла в культуру как ее неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию новой этики и эстетики. Во всем мире признана ценность именно доказательного рассуждения. Подтверждение некоторых рассуждений результатами науки считается обязательным. Занятие наукой вырабатывает определенное ценностное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценит логическую дисциплину ума, способность обосновывать сделанные выводы, стремление к истине, достоинства теории и эксперимента.
Рано или поздно приходится решать вопрос о правильном применении достижений науки. Оно не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экологическом, ни в моральном плане. Недаром теперь рядом с каждым значимым научным открытием разгораются общ дискуссии - применять или запретить? Ответственность за применение несут в первую очередь сами творцы науки, ученые, так как никто лучше них не может представить последствия, слабые и сильные стороны изобретения. Хотя в полной мере не могут это сделать и они. Вопрос об ответственности. Прогресс - не самоцель человечества, а средство развития человека, улучшения его материальных условий, и никто не отменял ценность таких понятий, как свобода, справедливость, счастье.
Характерные черты и многообразие научного знания
В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знания – эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Применительно к познавательному процессу в целом, имея в виду не только научное познание, чаще всего говорят о чувственной и рациональных ступенях познания.
Категории “чувственное” и “рациональное”, с одной стороны, и “эмпирическое” и “теоретическое”, с другой, достаточно близки по содержанию, отождествлять их нельзя. Так эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувствительности. Даже первичный слой эмпирических знаний – данные наблюдений – всегда фиксируются в определенном языке; причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и научные термины. Эмпирическое познание предполагает формирование на основе данных наблюдения – научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального. Теоретическое познание также не представляет чистое рациональное познание, поскольку наблюдается переплетение чувственного и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения действительности. Но при построении теории используются также и наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания, ибо представления, как и восприятие, относятся к формам живого созерцания. Даже сложные и высоко математизированные теории включают в свой состав представления типа “идеальный рынок”.
Подобные идеализированные объекты являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с которыми производятся мысленные эксперементы. Результат этих экспериментов – выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях. Т.о., теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне - рациональное.
Научное познание регулируется идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения.
Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.
Гипотезой называют особого рада знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях между явлениями и т.д.), а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении).
Теория – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или