Проблема рождения философии
групп, национальных общностей, движений, общественных организаций.Митинги, демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир, выборы. Они определяются политическим устройством общества. Крайняя форма - революция.
В основе социальной структуры лежит Общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства. На базе общественного разделения труда появляются такие группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город - деревня, физический - умственный труд, сословия (социальные группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе социально-экономических отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), социально-демографические группы - молодежь, мужчины, женщины, подростки, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы. почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами. На это обращает внимание распространенная на западе теория стратификации, делящая общество на различные слои (старты) по разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации.
Усилия западной психологии направлены на изучение малых групп, склад на основе более-менее постоянных контактов между несколькими людьми. Они складываются внутри больших групп, нередко трансформируют в себе действие всей социальной структуры общества и оказывают существенное влияние на формирование мотивов поведения входящих в нее людей. Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип социальной сферы общества: наличие определенных классов и социальных групп (род, племя, народность, нация, семья).
Классовая дифференциация общества. Классы возникают на той ступени общественного развития, когда появление прибавочного продукта и разделение труда сделало экономически выгодным эксплуатацию рабочей силы. Марксистский метод требует выявлять в каждом классовом обществе наряду с основными классами и неосновные, которые либо связаны с сохранением остатков старого способа производства, либо с нарождением нового, а также различные слои внутри классов и прослойки между ними.
Теория классовой борьбы была разработана в марксизме как борьба между классами с несовместимыми интересами, противоречащими друг другу. В каждом обществе наряду с классами существуют также социальные группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению.
Общественная психология - частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла. Идеология - частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц. действительности. Часто проявляется факт "отставания" идеологии от общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной психологии. Для стабилизации отношений большую роль играет изучение общественного мнения.
Изучение социальной мобильности имеет важное значение для полного представления о происхождении социальных перемещений, надо знать их причины и последствия, чтобы контролировать процесс в интересах сохранения целесообразной социальной динамики и стабильности общества.
Средства массовой коммуникации в современном обществе.
Отношения не могут складываться при отсутствии общения и средств общения. Это есть не просто обмен информацией, но и включает всю сознаваемую и не сознаваемую глубину сопричастности людей, взаимообогащение своей жизнью жизни других. Все общественные отношения есть воплощение общения, это их сущность.
При этом вооруженность средствами массовой коммуникации отнюдь не гарантирует качество общения. Средства общения все время развиваются, в последнее время в потрясающем темпе. Если раньше основным и единственным средством была устная беседа и переписка, то теперь все больше и больше. Темп коммуникаций определяет темп жизни общества. Кроме того, темп обмена информацией определяет величину возможного единства. Если раньше окраины империи были фактически неуправляемыми, новости были из соседнего села, а отъезд короля длился годы, то теперь все иначе.
Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с технологией хранения и передачи информации. Хранение информации в форме устного творчества, передача древнеиндийских гимнов от браминов к ученикам. Большая нагрузка на тех, кто отвечает за информацию. Потеря информации. Замедленная, искаженная передача. Письменность - роскошь немногих, редкие книги пишутся от руки специальными писцами.
Следующий этап - книгопечатание. Но и книги не долговечны, но постепенно букварь стал символом преодоления неграмотности, появилась возможность обучения без учителя. Характер психики человека становится, зависим от средств передачи и хранения информации. Средства быстрой связи - телеграф, телефон, радио, телевизор.
Происходит процесс информатизации общества. Его сущность состоит в нарастании объема информации, причем различного характера, необходимой для решения различных задач производственного плана и др. Отсюда нарастание темпа жизни. При этом нарастание средств обработки информации отстает от роста объема в несколько раз. Средства массовой информации - процесс распространения информации на численно большие аудитории. Это является средством идеологического. политического. экономического и другого влияния на психику и сознание человека.
Пропаганда, феномен массовой культуры, создание психотропного оружия есть новые проблемы, вызванные средствами коммуникаций. С развитием телевизоров возникло новое телевизионное поколение детей. Средства коммуникации позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного окружения, служат интеграционным средством. Могут служить как развитию личности, так и ее разрушению.
Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети и связанным с ней проблемам. При этом каждому доступна практически любая необходимая ему информация. Рабочее место дома, нет необходимости строить здания для управления процессом, транспортные средства. Уход в виртуальный мир. Возможность хранения досье на членов общества, их контроль.
Понятия присвоения и отчуждения.
См. вопрос №16.
Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах.
Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает, в итоге нужные, для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукт ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше рабочий работает, тем больше мир предметов, не принадлежит ему. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые создаются в производстве - средством жизни, физического существования. Рабочий полностью от них зависит.
Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд - это не удовлетворяет потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий распоряжается собой - т.е. свободен. Таким образом он свободен только осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд - форма деятельности, специфическая для человека, для рабочего представляется унижением в себе человека.
Труд подневольный отнимает у человека его “родовую” жизнь. Род человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в которой главное - труд, производство: “...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для рабочего труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая сущность.
Подневольный труд порождает отчужденность между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.
Не только рабочий но и все люди являются отчужденными. Отношения между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения. Почему же человек становится отчужденным?
Отчужденный труд равнозначен существующей частной собственности. Частная собственность - основа экономической жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. “Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону”. Жизнь людей в условиях отчуждения калечит их, делает “частичными индивидами” или неразвитыми, недочеловеческими существами. “Частная собственность сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь, когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания”.
Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению - присвоение человеком собственной подлинной сущности. Маркс связывает его с общими преобразованиями, с освобождением которых в основе имеет уничтожение отчуждения труда. Что будет, если человек начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.
Характеристика присвоения человеком собственной сущности, или превращения труда из принудительного в человеческий рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предметов труда и его результата 2. по освобождению самой деятельности 3. присвоению человеком труда общей родовой сущности 4. гармонизации отношений между людьми.
Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человечества, живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный рост всей истории человеческого общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.
Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение частной собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми человеческой сущности.
Представление об "осевом времени" (по К. Ясперу).
Своеобразную концепцию исторического развития и существования общества предложил немецкий экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969). Он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый исторический путь. Допущение этого единства он называет постулатом веры, т.е. объясняет историю с точки зрения религии.
История имеет свое начало и конец. Ее движение определяется силой Провидения. Линейная схема истории. Вера - основа и смысл истории. Возможна ли общая для человечества вера, которая бы объединила народы и цивилизации? Такую веру не может предоставить ни одна религия, следовательно, это просто философская вера. Она всегда существует в союзе со знанием. Безграничное познание и наука - основной элемент философствования.
У Ясперса единая мировая история, но ее величина крайне мала на фоне доистории. 6-7 тысяч лет - история. Человек как вид существует два миллиона лет. Что было - нам неизвестно. 8-2 вв. до н. эры - начало нашей истории. В это время появляются философы и великие религии. Остальное было культурной пустыней. Ясперс: “Смысл и назначение истории”, “Духовная ситуация времен”.
Социальный институт, его структура и функции.
Социальное - это то, что характеризуется совместным сосуществованием людей и отличается от их природной физико-биологической основы. Социальное возникает как системная характеристика, как интегральный эффект непосредственного или опосредованного взаимодействия людей.
Важнейшим элементами социальной структуры общества являются социальнык группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой единение людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. В каждом обществе таких объединений множество. Необходимо разграничивать понятия социальная группа и социальная общность. Социальная группа отличается большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности, сплоченности. Что касается массовых социальных общностей, то для них характерна бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных единиц. Таковы широкие политические и экологические движения, массовые спортивные или иные объединения по увлечениям и т.д.
Другой важно формой взаимодействия и одним из основных элементов социальной структуры общества выступают социальные институты. Если в социальных общностях содержанием социального взаимодействия выступает само коллективное объединение людей для лучшего удовлетворения потребностей, то здесь объединения для удовлетворения конкретной и особенно важной потребности, как личностного, так и общественного характера.
Создавая спец институты и организации, общество закрепляет определенные виды социального взаимодействия, делает их постоянными и обязательными для членов данного общества, социальной группы или общности как целостности. Социальными институтами являются: семья, в рамках которой воспроизводятся новые члены общества, система образования, с помощью которой они усваивают накопленные знания и культурные ценности, заводы, банки, рынки как экономические институты, осуществляющие производство и распределение товаров и услуг, государство и его органы, суд, прокуратура, полиция, тюрьма, как политико-правовые институты, осуществляющие контроль за поведением членов общества ради сохранения общественного порядка, предотвращения и разрешения конфликтов.
Социальные институты есть сравнительно высокоорганизованные системы, отличающиеся устойчивостью, структурой, глубинной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью своих функций. Для социальных институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность и слаженность их действий, высокий и жесткий уровень регуляции и контроля над взаимодействием.
Существует пять групп общих признаков социальных институтов:
Установка и образцы поведения. Для семьи - уважение, привязанность, ответственность.
Культурные символы. Для государства - герб, флаг, гимн.
Утилитарные культурные черты. Для семьи квартира, мебель, для бизнеса - магазин, фабрика, оборудование.
Устные и письменные кодексы поведения. Для государства - конституция, законы, для бизнеса - договоры, лицензии.
Идеология. Для бизнеса - монополии, право на труд, свобода торговли, для религии - православие, баптизм и др.
Социальные институты могут быть формальными и неформальными (формальное взаимодействие происходит на основе законов или иных правовых