Способы легализации преступных доходов
Легализация преступных капиталов- преступление наносящее колоссальный ущерб мировой экономике, основам государственного строя, способствующее развитию военных конфликтов, торговле наркотиками, продаже людей и человеческих органов. С начала 80-х годов мировое сообщество ведет с этим явлением целенаправленную борьбу. В ответ криминальные группировки для целей легализации преступных капиталов используют многочисленные схемы, с участием многих организаций в различных странах, подключая к работе по созданию и реализации своих схем высококвалифицированных специалистов в различных областях: управленцев бизнесом, юристов, аудиторов. Неожиданно для себя партнерами преступных группировок становятся коммерческие компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность, известные юридические фирмы и аудиторские компании, банки, другие кредитные учреждения. Данная статья посвящена краткому обзору отчета международной комиссии по борьбе с отмыванием (ФАТФ) о способах, используемых преступникам для целей легализации (отмывания) капиталов. Материал может быть полезен как предпринимателям или банкирам, так и работникам правоохранительных органов. Четко представляя применяемые преступниками способы можно уберечь свое предприятие от возможного контакта с ними или провести расследование преступления.
Посвященная исследованию способов легализации (отмывания) денежных средств очередная встреча экспертов международной комиссии по борьбе с отмыванием (ФАТФ) прошла 19 и 20 ноября 2002 года, в Риме. Во встрече участвовало более 35 стран и региональные подразделения ФАТФ.
Окончательный отчет ФАТФ от 14 февраля 2003 года включает не только описание конкретных способов отмывания, но и обзор практики, т.е. фактических действий преступников. Имена, используемая валюта, названия стран за небольшим исключением в отчете и соответственно в данной статье не указаны, в интересах проводимого по ряду описываемых случаев следствия.
Весь отчет разбит на четыре Главы:
1. Финансирование терроризма
2. Отмывание денег через рынок ценных бумаг.
3. Рынок золота и драгоценностей.
4. Другие тенденции финансирования терроризма и отмывания денег.
Кратко рассмотрим основные положения отчета , содержащиеся в каждой главе и ознакомимся с наиболее основными способами легализации.
1. Легализация с помощью использования некоммерческих организаций.
Один из основных способов, применяемых преступными организациями в целях финансирования террористических акций и отмывания средств, полученных преступным путем это злоупотребление в ходе деятельности некоммерческих организаций (НО). Некоммерческие и благотворительные организации затрагивают почти все аспекты жизни- образование, спорт, культуру, искусство и пр. В различных странах и юрисдикциях процесс их организации и функционирования различен. Злоупотребления в ходе деятельности таких организаций, в целях отмывания денег могут носить очень разнообразный характер. Одна из возможностей используемых преступниками- это организация НО в благотворительных целях, но с помощью такой НО средства переводятся для финансирования преступной группировки. НО может осуществлять финансирование или связь с террористическими и преступными группировками, при этом физические лица или организации, выступающие в качестве ее спонсоров могут не догадываться об этом.
Пример 1 (1) [1]. Злоупотребление должностью в НО и неосведомленность спонсоров.
Некоммерческая организация P имела филиалы в различных странах, где осуществляла совместные с другими организациями проекты. Физические лица, связанные с террористическими организациями, осуществляли управление некоторых ее филиалов в таких странах. Администрация организации P была не осведомлена, что управляющие, работающие в Стране X, имели связи с террористической организацией.
Один из ее офисов ее филиала был расположен в стране получателе помощи ( Страна Y). Несмотря на тот факт, что г-н Б. отвечал за работу организации P в Стране Y, он не был включен в общий список сотрудников в Стране X, тем не менее, получив пожертвования от различных людей и международных организаций. Г-н Б переправил собранные средства террористической организации, извлекая выгоды из позиции его анонимности в Стране X.
Свои незаконные действия он осуществил без особых трудностей, потому что, проект финансировался спонсорами, не представляющими размер общей суммы пожертвований. Это давало возможность распоряжаться неконтролируемыми суммами. Кроме того, ряд проектов выполнялся в очень отдаленных областях, и получатели обнаруживали, что они получили небольшие суммы с большой задержкой. Расследование было очень сложным, потому что спонсоры были также ответственны оплату выполнения проектов. А в этом случае, так как некоторые спонсоры были общественные организации, чеки и другие платежные документы ими никогда не оформлялись.
Основной сложностью в выявлении участия НО в легализации средств является огромное разнообразие и разнородность стандартов бухгалтерского учета и ведения соответствующих бухгалтерских реестров, что делает выявление подозрительных проводок очень сложным. Еще больше усложняет процесс контроля за НО большое количество мелких вкладов, поступающих, в том числе и в различных видах.
2. Неформальная система перевода ценностей и денежных средств.
В прошлом году большое внимание экспертов ФАТФ было сфокусировано на возможность использование террористами неформальной системы перевода ценностей и денежных средств (НСПЦ) в своих целях. Эта система находится за пределами обычной банковской системы и других механизмов перевода денег. Иногда, она может пересекаться или использовать частично банковские платежи. В различных юрисдикциях она может называться системой небанковских переводов, параллельной банковской системой, hawala, hundi, black market peso exchange. Очень часто подобные системы различных стран имеют связи между собой.
Смысл работы НСПЦ заключается в следующем, деньги передаются клиентом оператору в месте нахождения клиента и в соответствии с распоряжением клиента переводятся получателю средств в другом регионе. При этом оператор системы связывается со своим коллегой в месте нахождения получателя средств с требованием выплатить получателю необходимую сумму. Для связи используют телефонную, факсимильную связь или средства интернет. За перевод средств оператор снимает с клиента небольшую сумму. Как правило, работа операторов основана на доверии и может быть построена на семейных, этнических или деловых связях.
По теории переводы операторов должны быть равнозначны, но на практике это не всегда так. Тогда им необходимо урегулировать свои взаиморасчеты. Это они делают используя денежные переводы через обычные банки или путем коммерческих операций.
Во многих странах НСПЦ это важнейшее средство перевода денег. В более развитых странах система базируется на иммигрантах, желающих переместить свои накопления. Эксперты ФАТФ на основании существующей практики считают, что данный механизм будет использоваться в целях отмывания средств и финансирования терроризма и в дальнейшем. Примеры показывают, что очень часто только по присутствию оператора системы, невозможно определить являются ли средства им перемещаемые законными или нет, т.е. связана ли его активность с легализацией преступных доходов.
Пример 2 (3). Система неформального перевода поддерживается с помощью экспортно-импортных операций.
Этот случай стал следствием показаний подозреваемого, задержанного в подозрении незаконного пребывании вне периода действия его визы в Стране М. В результате дальнейшего расследования, идентифицированы два подозрительных банковских счета. Выяснено, что около 1,100 физических лиц перевели приблизительно 26 миллионов USD на эти два счета.
В ноябре 2001, гражданин Страны S арестован в Стране М. по подозрению в проведении банковских операций без лицензии. Расследование показало, что указанное лицо осуществляло неформальные банковские переводы около почти четырех лет. Три других подозреваемых, кто к этому времени уже оставили Страну М., были идентифицированы как его сообщники. Эта группа операторов системы неформального банковского перевода урегулировала денежные балансы между Странами М. и S посредством экспортно-импортных операций, основанных на поставках автомобильных запчастей.
Операция по легализации проводилась по следующей схеме:
1. Компания экспортировала автомобильные части из Страны М. импортеру в Страну S, выставляя за поставляемый товар некоторую цену (для примера, 20,000 USD)
2. Импортер из Страны S выплачивает 50 процентов от цены (USD 10,000) непосредственно экспортеру в Страну M.
3. Группа неформальных банковских операторов платит другую половину цены (USD 10,000) экспортеру в Стране M.
4. В качестве компенсации, импортер в Стране S платит 50 процентов от цены (USD 10,000) на счет группы в Стране S, чтобы сравнять денежный баланс. Оплата производится в местной валюте, по курсу выгодному для получателя, таким образом, группа операторов имеет даже некоторую прибыль от этой сделки.
Следует отметить, что группа неформальных банковских операторов не снимала с клиентов комиссионные, что делало данную систему оплаты более привлекательной для клиентов.
В решении этой проблемы у экспертов ФАТФ нет единого мнения. Многие считают, что операторы НСПЦ должны лицензироваться государством и за их переводом должен быть установлен соответствующих контроль, с другой стороны, считают их коллеги, это приведет к еще большей скрытости проведения операций и еще больше усложнит контроль за НСПЦ. Часть специалистов ФАТФ считает что, борьба с параллельной банковской системой состоит в улучшении системы банковских переводов в странах, где НСПЦ особенно развита.
3. Поступление незаконных финансовых средств в операции на рынке ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг потенциально притягательный механизм для отмывания денег, полученных криминальным путем, так как он характеризуется разнообразием, простотой условий торговли ( например, электронные торги ), и возможностью осуществлять операции не обращая внимание на национальные границы. Нелегальные средства, отмываемые через рынок ценных бумаг, по оценкам экспертов ФАТФ, могут быть сформированы как вне сектора, так и внутри его. Для криминальных фондов, сформированных вне сектора, движение ценных бумаг или создание юридических лиц используется как механизм сокрытия или утаивания источников этих фондов. В ходе преступных действий внутри сектора, таких как манипуляции с акциями, присвоение, использование конфиденциальной информации в своих целях, средства полученные преступниками в дальнейшем должны быть легализованы. В обоих случаях, рынок ценных бумаг предоставляет преступнику двойную возможность: отмыть преступный капитал и получить от его использования дополнительную прибыль.
На рынке ценных бумаг только определенные фирмы или специально уполномоченные лица, такие как брокеры, банки, независимые финансовые консультанты могут осуществлять операции с ценными бумагами. Как правило, им запрещено принимать в качестве оплаты за совершение подобных операций наличные средства, тем не менее, эксперты ФАТФ считают, криминальные средства в целях легализации должны поступать на рынок ценных бумаг именно в наличной форме. Поэтому, этот рынок может рассматриваться как первичный этап многоуровневого пути отмывания денег. Как следует из практики, несмотря на ограничение приема наличных денег, брокеры принимают их в нарушение установленных во многих странах правил.
Принимая во внимание размеры рынков в отдельных финансовых центрах, такие центры могут быть использованы для очень широкомасштабных операций по отмыванию денег. Преступнику может требоваться помощь специалиста рынка, поэтому, исходя из объемов финансовых ресурсов, доступных преступным группировкам, возможен риск коррупционных связей с целью внедрения преступников на рынок. Серьезной опасностью может стать уверенность брокера в оценке должной добропорядочности клиента другим брокером или финансовым институтом или другой стороной, которая направила средства клиента для целей инвестирования.
Одна из возможностей внедрения криминальных средств на рынок ценных бумаг- это торговые операции, в ходе которых применяется наличный расчет. С целью получения наибольшей прибыли, часто согласие на совершение сделки дается в последнюю минуту. Соответственно, банковский перевод или чек в этом случае не используется, наличная оплата гарантирует брокеру совершение сделки в его пользу. В этом случае брокер полагается на банк, получающий средства и в части оценки добропорядочности клиента и в части законности средств.
Пример 3 (8). Криминальные средства в наличной форме размещаются в финансовой системе путем торговых операций.
С этим случаем связана кража примерно 384 миллионов USD из банка в Стране T, в течение десятилетнего периода с 1992 до 2001. Деньги пересылались в Страну G и отмывались через множество компаний и банковских счетов ( в настоящее время уже выявлено причастие к операциям около 80 компаний и 550 банковских счетов, но их количество возрастает, поскольку расследование продолжается).
Большое количество переправленных средств вложено в собственность и фондовые рынки в Стране G, и в конечном счете использовалось по желанию четырех подозреваемых в их личных целях. В одно время в середине девяностых один из подозреваемых был известен как крупнейший инвестор фондового рынка в Стране G. Следствием выявлен огромный оборот, связанный с куплей-продажей облигаций и акций, и движением дивидендов от долгосрочных акций через одну из компаний в стране G. Истинные размеры проведенных сделок только вырисовываются, но очевидно, что большинство средств похищено в Стране T после 1997, когда региональный экономический спад неблагоприятно воздействовал на недвижимость и фондовые рынки.
Интересен факт, что подозрительные операций компаний, отмывающих деньги не были выявлены с помощью участников рынка ценных бумаг. В настоящее время четыре человека обвинены в отмывании денег, но освобождены под залог, часть подозреваемых скрывается от правосудия.
Создание компании как механизма для отмывания.
Одним из методов отмывания денег может быть создание торговой компании специально для отмывания денег. Типичный пример использование такой схемы преступной организацией – это организация законного бизнеса и затем смешивание прибыли, получаемой от законной предпринимательской деятельности с прибылью от преступной деятельности. Обычно, в этом случае такая компания использует различные подложные механизмы в области бухгалтерских операций. Организация вокруг компании большого количества оффшорных партнеров, может служить также прикрытием для введения нелегальных капиталов в официальный оборот. Преимущество в использовании такой схемы двойное: во-первых, это создание успешного механизма для отмывания и во-вторых возможность продажи всего или части бизнеса неосведомленным о его существе инвесторам.
Пример 4 (10). Создание предприятия специально с целью отмывания преступных капиталов.
В 1994 небольшое восточно-европейское предприятие было создано в Стране А и начало вложения в сферу ссудного капитала. Компания B, являясь Европейским филиалом этого предприятия, производила магниты, занимаясь параллельно торговлей нефтью в и из прежнего Советского Союза. В течение долгого периода компания сообщала о миллионах долларов продаж, а к 2002 году рост продаж вырос особенно значительно. Главный офис компании был расположен в Стране С и в 1996, в результате такого роста продаж, акции компании стали учитываться на бирже, а их купля – продажа осуществляться через фондовые биржи Страны A.
У компании появилась возможность привлечь престижный совет директоров , включая прежнего высокопоставленного политического деятеля, на переговорах она была представлена от лица известной юридической фирмы. В ходе контроля за деятельностью компании установлено, что акционеры-основатели Европейского предприятия были связаны с Восточно-Eвропейской организованной преступной группой, чей интерес в отношении компании прослеживался через ряд сделок в Европейских и Карибских «налоговых гаванях».
Весной 1997, Компания B затребовала дополнительные инвестиции в размере USD 74 миллиона, в целях увеличения операций компании и осуществления сделки по слиянию. Штат государственного регистратора ценных бумаг в Стране А стал догадываться о «легком участии», которое было невозможно доказать, но тем не менее такие опасения росли, Восточно-Eвропейской преступной группировки в Компании B. Тем не менее, после первоначальной ревизии компании аудиторской фирмой, расположенной в Стране C, с помощью субревизии проводимой бухгалтерской фирмой из страны Европейского филиала компании, и после специального обзора проведенного аудита международной бухгалтерской фирмой и дополнительных проверок, аудиторское заключение всех организаций подтвердило возможность увеличение капилаемкости компании до 74 миллионов USD.
Четырьмя месяцами позднее предоставления Компании B аудиторского заключения, аудиторы уведомили компанию, что все же они обеспокоены относительно связей компании с организованной преступностью и что многие бухгалтерские проводки имеют подложный характер.
В конечном счете, было определено, что компания использовалась в качестве ширмы для отмывания денег и что:
-часть продаж были фиктивные и банковские счета, принадлежащие Компании B, смешивались со счетами, принадлежащими предприятиям полностью подконтрольным Восточно-Европейской преступной группой.
-много коммерческих сделок проводились за наличные или по бартеру.
-основные средства были куплены у предприятий, контролируемых Восточной Европейской преступной группой, по цене завышенной в десятки раз от их фактической стоимости.
-фиктивные комиссионные вознаграждения за продажи были оплачены лицам, работающим в компаниях, подконтрольным Восточно-Eвропейской преступной группировкой.
-текущий банковский счет Компании B управлялся членом