Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

план:


стр

введение……………………………….………………………………….. 3-5

глава 1. Правовые основы и формы взаимодействия сле­дователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголов­ного дела и предварительного расследования……………………………………………………………. 6-22

глава2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении уголовного дела……………………………………………………………23-35 глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе предварительного расследования……………………………………35-58 глава 4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами……………………………..59-65

заключение……………………………………………………………….66-69 Список использованной литературы………………………………….70-72


2

ВВЕДЕНИЕ

Реформы, произошедшие в государственной и правовой систе­ме России, связанные с переходом страны к новым экономическим от­ношениям, изменением политической структуры власти вызвали по­явление новых институтов и форм общественной и социальной жизни. Экономические, политические, социальные преобразования в нашей стране потребовали разработки новых правовых документов в этих областях. Однако проведение реформ тормозится ростом преступно­сти, которая представляет собой реальную угрозу охраняемым зако­ном правам и свободам граждан, интересам общества и государства. Усиливается агрессивность и организованность преступности, появ­ляются все новые и более опасные виды преступлений.

По данным Института государства и права РАН, в России ежегодно совершается около 10 млн. преступлений. Официально регист­рируется лишь каждое четвертое, а по отдельным видам и того мень­ше. До судов доходит лишь каждое второе дело, 13% дел возвращается на доследование. Причем из 30 тыс. убийств и покушений на убийст­во, не раскрывается 6-7 тыс.

Раскрыть преступление только процессуальным путем невоз­можно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных ор­ганов и органов дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует необходимость повышения эф­фективности координации деятельности правоохранительных орга­нов, в частности органов следствия и дознания.

Однако не все обстоит гладко в области взаимодействия орга­нов предварительного расследования. То, что каждое третье преступ­ление в стране остается нераскрытым, обусловлено в немалой степени разобщенностью действий органов следствия и дознания, слабыми и непродуктивными формами взаимодействия, недостаточной профес-

3

сиональной подготовкой, а в ряде случаев и притуплением чувства ответственности за порученное дело у следователей и работников ор­ганов дознания, недостаточной помощью со стороны сотрудников криминальной милиции.

Зачастую сотрудники органов предварительного расследова­ния не имеют представления, каким образом разграничивается их компетенция. В ряде органов при оформлении следователями поруче­ний органам дознания допускается постановка задач, которые выхо­дят за пределы компетенции конкретного учреждения, что в частности, связано с нечетким представлением следователей о правоспособности других помимо милиции органов дознания, соотношения последних с компетенцией милиции и других органов расследования.

Существование этих проблем в сложившейся ситуации (резко возросший уровень преступности в стране в последние годы), конечно же, недопустимо и, естественно является актуальным вопросом в на­стоящее время.

Все это свидетельствует о том, что без четко налаженного и уре­гулированного законодательством взаимодействия органов следствия и дознания невозможно эффективно раскрывать и расследовать пре­ступления и в конечном итоге бороться с преступностью.

Тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дозна­ния в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного рас­следования» я выбрал потому, что, работая помощником следователя прокуратуры я вижу некоторые трудности, возникающие в его взаи­модействии с органами дознания при осуществлении расследования по уголовному делу и хочу попытаться раскрыть содержание проблем взаимодействия следователей с органами дознания в стадии возбужде­ния уголовного дела и предварительного расследования и, может быть, выдвинуть некоторые идеи по совершенствованию совместной работы следователей и органов дознания. Целью написания мною дипломной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения


4

уголовного дела и предварительного расследования» является пол­ное и всестороннее раскрытие содержания основных ее положений, определение сущности и значения правовых основ и форм взаимодей­ствия следователя и органа дознания.

Задачей написания дипломной работы является осмысление и уяснение для себя, ее содержания с тем, чтобы в дальнейшем применять его на практике.


5

глава 1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений.

Взаимодействие - это взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, согласованность действий.

Под взаимодействием основанная на законе совместная или со­гласованная по целям, времени и месту деятельность органов и долж­ностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства1.

Взаимодействие призвано решать следующие задачи:

1. Расследование и раскрытие преступлений;

2. Привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба;

3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресече­нию преступлений, и принятие мер по их предотвращению.

Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объективными предпосылками2:

- общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступно­стью. Следователь и работники органа дознания по своему служебно­му положению обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать пре­ступления, направлять свои силы в конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин; взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное осуществление этих задач;

  • различием их полномочий. Действия следователя направлены на

_________________________________________________________________

Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений. М: МФЮЗО при Академии МВД СССР – 1983 С-6

2 Там же


6

получение судебных доказательств, а органа дознания - главным образом на установление источников доказательственных фактов, реа­лизуемых следователем в судебные доказательства посредством след­ственных действий. Последние (за исключением осмотра места про­исшествия) производятся следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования; оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания производства по делу.

Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные ме­роприятия; оперативный работник, выступая в качестве лица произво­дящего дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом - по по­ручению следователя может производить следственные действия;

- специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступ­ностью. Деятельность следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа органа дознания слага­ется из административно-правовой, процессуальной (в виде производ­ства дознания) и оперативно-розыскной деятельности. Последняя ха­рактерна только для него и занимает наибольший удельный вес в общем, объеме средств и методов, применяемых им при взаимодействии со следователем;

- самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекаю­щей из отсутствия административной подчиненности их друг другу. В процессе взаимодействия они применяют по своему усмотрению те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может стро­иться на соподчинении, в основу его должна быть положена незави­симость каждого из сотрудничающих органов3;


____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 Ефимичев С.П., Порубов Н.И. Вопросы внедрения НОТ в следственную работу. -Волгоград. -1976.-С.47.

7

-повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений. Правильно организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам повысить качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств.

- Тем не менее, тесная и всесторонняя взаимосвязь служб, осу­ществляющих правоохранительную функцию, общность целей и задач не устраняет значительной дифференциации в правовом регулирова­нии их деятельности, не исключает некоторых различий в зависимости от особенностей каждого органа, осуществляющего свои функции, предписанные законом. В процессе следователь и орган дознания принимают от имени государства властные решения, подтверждающие наличие у каждого из них определенных прав и обязанностей либо их отсутствие. Принятые ими решения в отношении физических и юриди­ческих лиц обладают властным характером и подлежат обязательному исполнению. Таким образом, реализуемым решениям в процессе взаи­модействия между органами дознания и следствия присущ метод вла­стных предписаний.

Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение труда и согласованность действий, позволяет экономить силы, средства, время. С помощью взаимодействия реализуются задачи, которые невозможно решить раз­розненными, разобщенными действиями.

Управление взаимодействием в борьбе с преступностью предпо­лагает наличие определенного режима данного взаимодействия; под­держание этого режима в заданном состоянии; постоянное его совер­шенствование в целях обеспечения все большей эффективности непо­средственной правоохранительной деятельности4.

_________________________________________________________________

4 Вердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организованная систе- ма//Советское государство и право. -№ 7-77. -С. 42-44. 9


8

Все это позволяет сделать вывод, что одним из важнейших путей активизации и оптимизации взаимодействия в сфере уголовной

политики является как раз система управления борьбой с преступно­стью.

Одной из функций взаимодействия органов дознания и сле­дователя является организация как объединение людей. Организация позволяет сформировать единую управленческую систему, определен­ное строение, схему, место и роль каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы взаимодействия. Организация взаимо­действия включает установление прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств.

Организация взаимодействия между органами дознания и сле­дователем не возможна без информационного обеспечения. Взаимо­действуя, стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют по­ступающую информацию, которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, органы дознания и следователь постоянно отслеживают обстановку, стараются предвидеть ее измене­ния, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений.

Взаимодействие между органами дознания и следствия невоз­можно без надлежащего руководства. С помощью руководства уточ­няются цели и задачи взаимодействия, конкретизируются приемы и ме­тоды, отрабатывается тактика и стратегия, повышается эффектив­ность, достигается конечный результат. Наряду с этим оказывается влияние на поведение конкретных людей, участвующих в процессе взаимодействия. Важное значение в процессе взаимодействия органов дознания и следователя отводится контролю. Контроль позволяет своевременно выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия, конкретизировать ранее принятое решение, оценивать промежуточный и конечный результат деятельности.


9

Решение всех возникающих вопросов невозможно без правового регулирования положения взаимодействующих сторон. Правовой ос­новой взаимодействия служит Конституция РФ, законы РФ и издавае­мые на их основе подзаконные акты, а также двух и многосторонние договоры (соглашения) о сотрудничестве.

Правовые нормы, регламентирующие процесс взаимодействия можно разделить на несколько групп:

1. Конституция РФ;

2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельно­сти» от 12.08.95г.;

3. Приказы и указания Генерального прокурора РФ по вопро­сам организации следственной работы;

4. Межведомственные приказы, указания, инструкции, согла­шения, которыми определяются конкретные направления, формы и ме­тоды взаимодействия, взаимные права и обязанности в ходе его осуще­ствления;

5. Нормативные документы, издаваемые правоохранительны­ми органами по отдельным проблемам взаимодействие, а также до­говоры и соглашения, заключенные с конкретным государственным органом. В них вопросы взаимодействия получают дальнейшую кон­кретизацию с учетом местных условий.

Взаимодействие такие можно определить как основанную на законодательных актах совместную, согласованную деятельность сле­дователя с органами дознания, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения престу­

плений5.


К основным принципам относятся6:

_________________________________________________________________________

5 Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2: техника, тактика, организация и методика рассле­дования преступлений. (под ред. Сматоринского Б.П.). -Волгоград, ВСШ МВД РФ. -1994. -С. 253.

6 Там же.

10

1. Соответствие совместной деятельности требованиям зако­на;

2. Организующая роль и ответственность следователя за свое­временное и качественное расследование преступления, его процессу­альная самостоятельность в принятии решений;

3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующе­го законодательства);

  1. Плановость взаимодействия;


  1. Непрерывность взаимодействия.


Рассмотрим указанные принципы более подробно:

1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что по расследуемым делам вправе давать поручения и ука­зания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следст­венных действий. Такие указания и поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными.

2. Организующая роль и ответственность следователя за свое­временное и качественное расследование преступления, его процессу­альная самостоятельность в принятии решений, за исключением случа­ев, когда необходимо получение санкции прокурора и суда. Этот принцип важен в силу того, что инициатива в совместной деятельно­сти, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом кон­кретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, ра­ботников какой службы надо привлечь для оказания помощи. Соот­ветствующие органы и подразделения обязаны выполнять поручения следователя.

При этом сотрудникам служб, привлекаемых к совместной дея­тельности, нельзя отводить роль только пассивных исполнителей ре­шений следователя. Если оперативные работники, исходя из обстоя­тельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то


11

они могут выступать инициаторами взаимодействия, предложить сле­дователю свою помощь. Оперативные работники могут проинформи­ровать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных дан­ных, принимая меры , исключающие разглашение источников и спосо­бов их получения. Следователь и опер работник совместно обеспечи­вают объективную проверку и реализацию такой информации.

На стадии предварительной (до следственной) проверки мате­риалов о преступлении инициатива во взаимодействии исходит от опе­ративного работника. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он принимает решение о привлечении работников дру­гих заинтересованных служб к сотрудничеству, о чем информирует со­ответствующих руководителей, которые коллегиально определяют степень интенсивности и конкретные направления предстоящих дело­вых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за пре­дупреждение преступлений, а за их раскрытие он отвечает совместно со следователем.

3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и ме­тодов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоя­тельно осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнару­жению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть ис­пользованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.

4. Плановость взаимодействия- важнейший принцип взаимодей­ствия. Необходимо осуществлять согласованное планирование следст­венных и оперативно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций учитывать различные ситуации, эффектив-

12

но использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть уча­стие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют то­гда, когда требуется расшифровать конкретное содержание оператив­но-розыскных мер, отражение которых в общем, плане не целесообраз­но. Отдельный план составляют и для производства наиболее слож­ных следственных действий7.

Сущность принципа взаимодействия состоит в том, что стороны по взаимному согласию разрабатывают систему прямо согласованных между собой планов, организуют их выполнение, налаживают учет и контроль и на этой основе обеспечивают единство всех звеньев в целях решения поставленных задач.

5. Непрерывность взаимодействия при расследовании преступ­лений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия предопределяются обстоятельствами и интересами де­ла; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.

Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной8.

Процессуальные формы взаимодействия между следователем и органом дознания законодательно закреплены в УПК РСФСР. Они предусмотрены также и в других законах, в связи, с чем отношения ме­жду субъектами взаимодействия носят правовой характер. Процессуальными формами являются:

  1. Поручение следователя органу дознания о производстве ро­зыскных и следственных действий (ч.4 ст. 127 УПК);

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2: техника, тактика, организация и методика рассле­дования преступлений, (под ред. Сматоринского Б.П.). -Волгоград, ВСШ МВД РФ. -1994. -С. 255.

8 Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений.


13

2. Содействие органа дознания следователю в производстве от­дельных следственных действий (ч.4 ст. 127 УПК);

3. Уведомление следователя о результатах применения опера­тивно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника (ч.4 ст. 127 УПК РСФСР).

Организационная форма взаимодействия следователя и органа дознания является производной от процессуальной, неразрывно свя­зана с ней. Организационная форма вырабатывается практикой и рег­ламентируется ведомственными нормативными актами Организационными формами являются:

1. Создание следственно-оперативных групп (СОГ) и оценка ре­зультатов такого взаимодействия;

2. Взаимный обмен информацией между следователем и опера­тивным работником;

3. Согласованное планирование следственных действий и опера­тивно-розыскных мероприятий;

4. Ознакомление следователя с данными полученньштг-ипфл-тивно-розыскным путем.

Рассмотрим их более подробно:

1. Создание следственно-оперативных групп . Следственно- опе­ративная группа - наиболее распространенная форма взаимодействия следственных и оперативно-розыскных аппаратов9. К основным признакам, характеризующим СОГ можно отнести: общность целей производимых процессуальных и оперативно-розыскных действий; согла­сованность планирования этих мероприятий; самостоятельность дея­тельности каждой из взаимодействующих сторон; быстроту использования следователем полученной оперативно-розыскным путем инфор­мации и постановку им новых задач; использование при проведении оперативно-поисковой работы данных, полученных при расследовании

_________________________________________________________________

8 М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР. -1993. -С. 14.

9 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие (под ред. Кожевникова И.Н. Научный редак­тор Качанова А.Я.). М. Изд. «Спарк», -1997. -С. 223.

14

деда10. Следственно-оперативные группы обеспечивают комплексное использование сил и средств подразделений следствия, опер работников, экспертно-криминалистических подразделений, дежурной части и других служб под руководством следователя.

Взаимодействие следователей и оперативных работников в СОГ происходит несколькими путями:

1. на основе согласованных планов проведения оперативно-розыскных и следственных действий;

2. путем комбинированных форм взаимодействия, когда опера­тивный работник, входящий в СОГ проводит оперативно-розыскные действия, а также (по разовым поручениям следователя) отдельные следственные действия (обыски, выемки, осмотры);

3. при подготовке и проведении следственных действий (розыске и вызове свидетелей, охране места происшествия, помощи в проверке показаний на месте и т.п.)11.

54% опрошенных следователей расценивают работу в следст­венно-оперативных группах как наиболее предпочтительную форму взаимодействия с работниками оперативно-розыскных аппаратов, а 52% работников уголовного розыска предпочитают взаимодействовать со следователем только на основе согласованного плана совместных следственных и оперативно- розыскных действий. Такую позицию опе­ративных работников можно объяснить тем, что участие в СОГ требу­ет от них более четкой и результативной работы, т.к. контроль со сто­роны следователя за результатами их работы в СОГ заметно выше, чем пори работе по согласованному плану12.

Вопрос о создании следственно-оперативной группы решается как при возбуждении уголовного дела по оперативно-розыскным ма­териалам с момента осмотра места происшествия, так и после возбуж­дения уголовного дела, когда выясняется групповой характер совер-

__________________________________________________________________________________________________________________

10 Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации деятельности). Учебное пособие. -М., Академия МВД СССР- -1989. -С. 5.

11 Петелин Б.Я. Указ. Работа. - С. 6.

12 Там же.

15

шенного преступления, его многоэпизодность, необходимость выявле­ния соучастников и обстоятельств дела оперативно-розыскным путем. СОГ обычно создаются приказами (постановлениями) начальников органов внутренних дел, приказами прокуроров (или совместными приказами прокуроров и начальников органов внутренних дел) на период раскрытия конкретных преступлений. Например, прокурор Краснодарского края старший советник юстиции Селюков А.И., рассмот­рев материалы уголовного дела .No 62900 установил:

12 февраля 1998 года около 21 часа в домовладении №41 по ул. Чехова г. Сочи были обнаружены трупы гр-н Левшина С.В. и

Титова О. Н. со следами насильственной смерти (множественными ог-

нестрельными ранениями).

По данному факту следователем прокуратуры центрального района г. Сочи было возбуждено уголовное дело. 15.02.98г. данное дело было принято к производству отделом по расследованию особо важных дел прокуратуры Краснодарского края.

Принимая во внимание сложность данного дела, большой объем предстоящей следственной и оперативно-розыскной работы, руково­дствуясь ч.З ст.129, ст.211 УПК РСФСР, постановил:

1. Создать следственно-оперативную группу по расследованию уголовного дела в следующем составе:

- старший следователь отдела по расследованию особо важных

дел прокуратуры Краснодарского края Лавров В.Г.; .

  • следователь прокуратуры Центрального района г. Сочи

Сиротинов М.Н.;

  • зам. начальника отдела УБОП при УВД Краснодарского края

майор милиции Орехов В.Н.;

- ст. о/у ОУР центрального РОВД ст. лейтенант милиции Егоров Н.С.

  • о/у ОУР центрального РОВД ст. лейтенант милиции Туз С.А.

16

2. Руководство следственно-оперативной группой возложить на старшего следователя отдела по расследованию особо важных дел


прокуратуры Краснодарского края Лаврова В.Г.13.

Работой СОГ на основании приказа начальника ОВД или про­курора руководит следователь. Это положение распространяется и на старшего оперативного работника по руководству оперативно-розыскной работой, когда в составе группы насчитывается несколько оперативных сотрудников14.

Следователь - руководитель следственно-оперативной группы выносит постановление о создании СОГ и указывает в нем фамилии следователей и оперативных работников, участвующих в расследова­нии дела. При этом следователь выполняет две функции: процессуаль­ную (по сбору доказательственной информации) и организаторскую (по руководству работой членов группы). Поэтому его работа должна оцениваться по этим направлениям. Он определяет линию деятельно­сти группы, совместно с ее членами согласовывает план следственных действий, распределяет работу между членами СОГ, получает от опе­ративных работников оперативно-розыскную информацию и намечает порядок и тактику ее использования, оказывает методическую помощь членам группы и контролирует ход выполнения плана, проводит ра­бочие совещания не реже 1 раза в неделю, дает оценку промежуточным и конечным результатам работы.

Старший оперативный работник, как член следственно-оперативной группы ведет разработку плана проведения оперативно-розыскных мероприятий по делу и контролирует его выполнение, сис­тематизирует оперативно-розыскную информацию и своевременно пе­редает ее руководителю группы; лично участвует в проведении поиско­вой и оперативно-розыскной работы15.

13 Архив прокуратуры Краснодарского края, надзорное производство по уголовному делу № 62900/98.

14 Инструкция «по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» Утл. Приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96.

15 Петелин Б.Я, Следственно-оперативные группы (вопросы организации деятельностиО- Учебное пособие. -М-, Академия МВД СССР. -1986. -С. 9.

17

Результаты работы следственно-оперативной группы зависят как от эффективности совместной деятельности (анализа, планирова­ния, оценки полученных материалов), так и от эффективности деятель­ности каждого ее работника.

При этом должна соблюдаться дифференцированная оценка ра­боты следователей и оперативных работников. Задачей оперативных работников является постоянное оперативное обеспечение расследова­ния путем сбора информации о возможных источниках получения доказательств о событии преступления и о лице его совершившем. Задачей следователя является сбор доказательств по делу, в том числе: и. с помощью быстрого использования оперативной информации. Так, представитель уголовного розыска - оперативный работник после ос­мотра места преступления должен провести по квартирный обход, оп­росы, другие поисковые действия, чтобы выявить очевидцев и свидете­лей происшествия. И если кто-то из свидетелей остался не установлен­ным, то ответственность за это несет оперативный работник. Если же следователь, получив данные о том или ином свидетеле, избрал непра­вильную тактику допроса и не сумел получить от него правдивых показаний, то это недостаток в деятельности следователя16. Поэтому работу СОГ целесообразно строить с учетом профессиональной подго­товки и опыта следователей. Более опытным следователям следует по­ручать работу по отдельным эпизодам преступления, а менее опытным ~ выполнение отдельных следственных действий. Это положение мож­но отнести и к оперативным работникам.

Взаимный обмен информацией между следователем и оператив­ным работником. Взаимодействием в этой форме является предостав­ление друг другу информации, полученной в процессе оперативно розыскных мер и следственных действий и представляющей взаимный интерес. Передача такой информации может осуществляться как в уст­ной, так и в письменной форме.

_________________________________________________________________

16 Там же. -С. 6.

18

Используя информацию, полученную оперативно-розыскным путем, следователь в первую очередь должен в необходимых пределах ознакомить с имеющимися в деле материалами сотрудников органа дознания, работающих над раскрытием данного преступления. Это по­зволяет согласовать, скоординировать совместные действия в соответ­ствии с новой информацией, иначе оперативно-розыскные меры будут направлены на выполнение уже известных обстоятельств, а вопросы подлежащие исследованию могут оказаться без выяснения17.

Изучение дел и опрос практических работников показали, вза­имный обмен информацией является необходимой и эффективной формой взаимодействия при установлении лица, совершившего пре­ступление. Однако на практике она применяется не слишком часто. При опросе только 15% следователей и 10% оперуполномоченных уго­ловного розыска указали, что они всегда располагают оперативной и следственной информацией; 73% следователей и 83% оперуполномо­ченных уголовного розыска - иногда, а остальные(12% и 2%) - не рас­полагают. При этом 95% следователей и 98% оперуполномоченных считают, что обмен оперативной и следственной информацией способ­ствует установлению лица, совершившего преступление.

Между тем только 44% следователей и 45% оперуполномочен­ных уголовного розыска при опросе отметили, что они сообщают взаимодействующим с ними лицами полученные ими сведения18.

Согласованное планирование следственных действий и опера­тивно-розыскных мер. В качестве организационно-тактической формы взаимодействия следователя и оперативного работника планирование следственно-оперативных мероприятий относится, как правило, к под­готовительному, организационному этапу, на котором согласовыва­ются и фиксируются организационно-тактические и правовые вопросы взаимодействия. При этом учитывается роль и место каждой взаимо-

17 Вологин С.М-, Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперативного работника уголовного розыска и

эксперта криминалиста при установлении лица, совершившего квартирную кражу. -М., ВНИИ МВД СССР. -

1985.-С.18.

18 См. Указ. работу. -С. 15.

19

действующей стороны19. Данная форма взаимодействия может быть использована как в стадии возбуждения уголовного дела, так и на лю­бом этапе расследования преступления.

Инициатива в согласованном планировании в равной степени принадлежит как следователю, так и оперативному работнику. Это обусловлено тем, что в соответствии с ч.4 ст. 119 УПК РСФСР обязан­ность принятия необходимых мер по раскрытию преступлений возло­жена как на оперативного работника, так и на следователя. Поэтому оба они заинтересованы в объединении своих усилий. Однако, во всех. случаях, ответственность за совместное планирование возлагается на следователя как организатора и руководителя коллективной деятель­ности по расследованию преступлений.

Сущность совместного планирования заключается в том, что органы дознания и следствия разрабатывают систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, которые отражаются в плане следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Единый согласованный план рассматривается руководи­телем следственного, а также оперативного подразделения, после чего предоставляется начальнику органа внутренних дел на утверждение. В дальнейшем план хранится у следователя, в производстве которого на­ходится дело. Разработка плановых мероприятий - совокупность орга­низационно-тактических мер, направленных на подготовку и решение поставленной задачи. Она позволяет взаимодействующим сторонам с учетом научно-методических рекомендаций по уголовному делу, имеющегося опыта и сложившейся практики вырабатывать наиболее рациональные пути достижения конечного результата. При этом сто­роны распределяют имеющиеся в их распоряжении силы и средства, уточняют цели и задачи, намечают наиболее оптимальные и приемле­мые приемы и методы их решения, обеспечивают необходимый уро-

_________________________________________________________________

19 Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организационная систе­ма/Советское государство и право. -№ 7. -1977. -С. 43.

20

вень готовности своих работников к выполнению намеченных меро­приятий.

Выполнение плана контролируется следователем, начальниками следственного и оперативного подразделений. Они обязаны ежене­дельно обсуждать результаты выполнения плана. Невыполнение пла­новых мероприятий оперативным работником является нарушением служебной дисциплины, так как план, утвержденный начальником ор­гана внутренних дел становится управленческим распоряжением20.

В содержание рассматриваемой формы взаимодействия включа­ется также совместный анализ имеющейся информации, выдвижение следственных и розыскных версий и определение путей их проверки.

Ознакомление следователя с данными, полученными оператив­но-розыскным путем. Право следователя знакомиться с полученными оперативным путем сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако, для сохранения в тайне негласных средств и методов раскрытия преступлений, следователю материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и способов их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает следователю лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследова­ния.

Следователь должен изучить поступившие от органа дознания материалы и принять по ним решение в сроки, установленные ст. 109 УПК РСФСР21. Критерием оценки готовности оперативных материа­лов для возбуждения уголовного дела является наличие в них доста­точных данных, указывающих на признаки преступления22, в том чис-

________________________________________________________________

20 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2 -М., «Спарк». -1997. -С. 234.

21 Взаимодействие следователя с оперативными работниками ОВД: Метод. Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ МВД СССР. -1981. -С. 46.

22 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД № 334 от 20.06.96.


21

ле: время, место, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельст­ва, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Если содержащиеся в оперативных материалах данные не по­зволяют принять решение о возбуждении уголовного дела, следователь (начальник следственного подразделения) возвращает их с письменным изложением обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий, подлежащих выполнению для устранения пробе­лов23. Выполнив указания следователя , органы дознания передают ему материалы в том же порядке, как и при первоначальном их направле­нии.

Если же принимается решение о возбуждении уголовного дела следователь и оперативный работник составляют совместный план, в котором помимо следственных действий указываются обстоятельства, подлежащие выяснению оперативным путем, а также сроки и конкрет­ные исполнители,

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания является одним из важнейших условий для успешного расследования и раскрытия преступлений. Оно строится на принципах законности, ор­ганизующей роли следователя в проведении расследования, самостоя­тельности органа дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, плановости и непрерывности и происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Взаимо­действие обеспечивает наиболее эффективную, организованную и пло­дотворную работу следователя и органа дознания, позволяет эконо­мить «драгоценные» силы, средства и время правоохранительных ор­ганов.


_________________________________________________________________

23 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова, АЛ. Качанова. Изд. 2. -М., «Спарк». -1997. -С. 232.


22

глава 2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении уголовного дела

Общность и сложность стоящих перед органами дознания и предварительного следствия при раскрытии преступлений на началь­ном этапе расследования задач определяет необходимость теснейшего между ними взаимодействия. В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем, оператив­ным работником и дежурной частью начинается, как правило, с мо­мента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, под­следственном следователю24.

В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей, деятельность которых регламентируется ведомственными нор­мативными актами. Дежурная часть призвана по поступлении сообще­ния о совершении или готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников, эксперта-криминалиста и др. Специалистов и их незамедлительный выезд для осмотра места проис­шествия, раскрытия преступления по горячим следам и задержании преступника.

В настоящее время дежурные части оснащены необходимой тех­никой, транспортом, радио, телефонной и факсимильной связью, элек­тронной почтой, укомплектованы подготовленными кадрами сотруд­ников, что позволяет на высоком профессиональном уровне сразу же~ по поступлении сигнала о преступлении целеустремленно использовать и координировать усилия всех служб, непосредственно осуществляю­щих работу по его расследованию. В связи с этим подавляющая часть заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлени­ях поступает в первую очередь непосредственно в дежурные части ор-

_________________________________________________________________

24 Вопросы расследования преступяений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова, А-Я.

23

ганов внутренних дел. Преобладающий источник получения ими ин­формации о преступлениях - письма, заявления граждан, сообщения должностных лиц и представителей общественных организаций. По данным исследования, проведенного ВНИИ МВД, все это составляет свыше 80% от всей исходной информации о преступлениях25.

В большинстве случаев, заявления граждан и должностных лиц о совершенных или готовящихся преступлениях, поступают в дежур­ные части в устной форме, как правило по телефону. Такие сообщения фиксируются на специальную телефонную запись "02", которая хра­ниться в дежурной части в течение месяца26.

При непосредственном обращении граждан в дежурную часть, каждое заявление о преступлении заносится в книгу учета № 1 заявле­ний и сообщений о преступлении, в которой отмечается число, время, от кого и о чем поступили (в органах прокуратуры также имеются журналы учета заявлений и сообщений о преступлениях, в которые за­носятся сведения,