Признаки судебной власти. Организация работы таможенных органов

Она создана в 1994 г. для усиления контроля за нефтью, нефтепродуктами, газом, электроэнергией, перемещаемыми через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередач исходя из специфики перемещения таких товаров через таможенную границу.

Основные задачи таможни РФ.

Непосредственное осуществление таможенного дела;

Осуществление мер по реализации таможенной политики;

Реализация в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории РФ, в части относящейся к таможенному делу;

Обеспечение защиты экономических интересов РФ;

Применение средств таможенного регулирования экономической деятельности;

Обеспечение соблюдения и единообразного применения таможенного законодательства и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;

Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля; применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; взимание таможенных платежей и осуществления валютного контроля;

Осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил.

Кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение своей деятельности.

Основные функции таможни РФ. таможня РФ в соответствии с возложенными на неё задачами выполняет многообразные функции. В общем положении перечислено 65 её основных функций. Перечислим те из них, которые отражают специфику деятельности таможни РФ.

По вопросам реализации таможенной политики;

По вопросам таможенного контроля;

По вопросам таможенных платежей;

По вопросам борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела;

По вопросам содействия развитию внешнеэкономической деятельности;

По вопросам развития материально-технической и социальной базы своей деятельности;

По вопросам работы с кадрами.

Таможенный пост – подразделение таможни, уполномоченное в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории. Таможенный пост не является юридическим лицом. Таможенный пост РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни РФ либо РТУ РФ в случае непосредственного подчинения управлению.

Решениями ГТК России отдельные таможенные посты РФ могут быть подчинены непосредственно ГТК России.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного поста со статусом юридического лица или подчинённого непосредственно ГТК России - ГТК России.

По общему правилу таможенный пост не является юридическим лицом. Однако в соответствии с решением ГТК России, таможенный пост может быть наделён статусом юридического лица. В этом случае он имеет самостоятельный баланс, текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в банках, обладает правом оперативного управления в отношении закреплённого за ним имущества, являющегося федеральной собственностью.

Правовой статус таможенного поста определяется Общим положением о таможенном посте РФ, утверждённом приказом ГТК России от10 января 1996 г. №12 (Приложение №3). Специальными нормативными актами ГТК России может определять специфические особенности деятельности отдельных таможенных постов РФ.

Основные функции таможенного поста схожи с основными функциями таможни РФ.

Таможенные органы, осуществляя возложенные на них задачи, выполняют такие виды деятельности, как:

- взимание таможенных платежей;

- таможенное оформление;

- таможенный и валютный контроль;

- оперативно-розыскная деятельность;

- расследование преступлений в форме дознания.

Согласно ст. 10 Таможенного кодекса таможенные органы:

обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

участвуют в разработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую границу;

защищают экономические интересы и обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность, являющуюся основой суверенитета Российской Федерации;

Кроме того, на них возложено:

содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную российскую границу;

осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;

осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через российскую таможенную границу; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений; содействие в борьбе с международным терроризмом;

выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

другие функции, предусмотренные законодательством.

Таможенные органы взаимодействуют с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В ряде случаев законодательство допускает выполнение отдельных действий. Относящихся к компетенции таможенных органов, иными государственными органами, предприятиями, организациями. При этом таможенные органы вправе контролировать такую деятельность (например, деятельность владельца частного склада временного хранения, таможенного перевозчика и т. д.).

Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач.

За перемещение товаров и транспортных средств через границу таможенные органы взимают таможенные платежи. К ним относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, таможенный сбор, таможенная плата.

Таможенное оформление представляет собой совокупность осуществляемых таможенными органами действий (транспортировка, взвешивание, заполнение документов и др.), связанных с пропуском в Россию или за границу товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Таможенный и валютный контроль представляет собой совершение таможенными органами действий в целях проверки соблюдения физическими и юридическими лицами установленных правил ввоза, вывоза и транзита грузов, товаров, транспортных средств, валюты и валютных ценностей. Таможенный и валютный контроль осуществляется путем проверки документов, таможенного досмотра товаров, транспорта, личного досмотра, устного опроса, осмотра помещений, складов и других мест, где могут храниться товары, транспортные средства, валюта и валютные ценности, подлежащие таможенному и валютному контролю.

Выявив нарушение таможенных правил, влекущее административную ответственность, таможенные органы осуществляют производство по делу, руководствуясь правилами, установленными Таможенным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях. К виновным лицам применяют меры административной ответственности: предупреждение, штраф, отзыв лицензии, выдаваемой таможенными органами на осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела, конфискация товаров и транспортных средств, валюты и валютных ценностей. В случае уклонения от уплаты таможенных платежей таможенные органы имеют право обращать взыскание на имущество плательщика, отзывать лицензии на проведение банковских операций.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, отнесенных законом к их компетенции, таких, как контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и др. Кроме того, оперативно-розыскные мероприятия таможенные органы проводят также по запросам международных таможенных организаций, таможенных органов иностранных государств. Оперативно-розыскная деятельность также осуществляется в целях борьбы с такими преступлениями, как терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия, во взаимодействии с оперативными подразделениями других правоохранительных органов.

По делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, таможенные органы обладают правами органа дознания. Обнаружив признаки такого преступления, таможенные органы (это, как правило, подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил) возбуждают уголовное дело, производят неотложные следственные действия и не позднее 10 дней с момента возбуждения уголовного дела передают дело по подследственности, выполняя в дальнейшем поручения следователя.

При реализации этих функций таможенные органы Российской Федерации взаимодействуют с иными правоохранительными и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Должностными лицами таможенных органов могут быть граждане РФ, способные по своим личным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять должностные обязанности. При первом назначении на должность кандидата может быть установлен испытательный срок до одного года. Должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные звания, соответствующие определенным должностям, для них установлено ношение форменной одежды. Сотрудники таможенных органов как представители федеральных исполнительных органов находятся под зашитой государства. Все их законные требования подлежат обязательному исполнению гражданами и должностными лицами. В случаях и порядке, установленных законом, должностные лица таможенных органов вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Так же как и сотрудникам других федеральных правоохранительных органов, им запрещается совмещать работу в таможенных органах с другой оплачиваемой работой, коммерческой и предпринимательской деятельностью. Должностными лицами таможенных органов могут быть граждане РФ, способные по своим личным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять должностные обязанности. При первом назначении на должность кандидата может быть установлен испытательный срок до одного года. Должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные звания, соответствующие определенным должностям, для них установлено ношение форменной одежды. Сотрудники таможенных органов как представители федеральных исполнительных органов находятся под защитой государства. Все их законные требования подлежат обязательному исполнению гражданами и должностными лицами. В случаях и порядке, установленных законом, должностные лица таможенных органов вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Так же как и сотрудникам других федеральных правоохранительных органов, им запрещается совмещать работу в таможенных органах с другой оплачиваемой работой, коммерческой и предпринимательской деятельностью.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов таможенными органами осуществляет прокуратура. Полномочия прокурора зависят от вида деятельности таможенных органов и определяются действующим законодательством.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов таможенными органами осуществляет прокуратура. Полномочия прокурора зависят от вида деятельности таможенных органов и определяются действующим законодательством.

Судебный контроль, как правило, осуществляется при рассмотрении жалоб на незаконные действия и решения таможенных органов и их должностных лиц.

Общее руководство и контроль со стороны государства таможенных органов осуществляют Президент и Правительство РФ.

Ведомственный контроль осуществляется подразделениями вышестоящих таможенных органов, которые проводят периодическую проверку соответствующих нижестоящих подразделений. Служба безопасности таможенных органов выявляет из числа сотрудников этих органов лиц, совершающих должностные преступления.


Задача 1


В ночь на 15 сентября 2004 года гр. Соловьев был задержан сотрудниками патрульно-постовой службы за совершение административного правонарушения (выражался нецензурной бранью в общественном месте). Его доставили в медицинское учреждение для определения наличия в организме алкоголя, с целью дальнейшего объективного рассмотрения дела о правонарушении. Гр. Соловьев обратился с жалобой к начальнику милиции, в которой указал, что сотрудники поступили в отношении него незаконно. Правы ли сотрудники милиции общественной безопасности?

Ответ: Сотрудники были не правы, поскольку гр. Соловьев был задержан за мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ). «Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества». Ответственность за данное правонарушение наступает вне зависимости от состояния задержанного, поэтому определение наличия в организме алкоголя на дальнейшее объективное рассмотрение дела никак не влияло.


Задача 2


Сотрудник ФСБ, руководствуясь ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности», позволяющего привлекать отдельных лиц к сотрудничеству на гласной и негласной основе использовал конфиденциальное содействие прокурора областной прокуратуры. Правомерны ли действия сотрудника ФСБ? Назовите, кого нельзя привлекать к сотрудничеству на негласной основе? Являются ли сведения о лицах, привлекаемых к сотрудничеству на конфиденциальной основе предметом прокурорского надзора?

Ответ: Действия сотрудника ФСБ являются неправомерными, поскольку ст. 19 ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности» гласит: «…Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных организаций».

Сведения о лицах, привлекаемых к сотрудничеству на конфиденциальной основе предметом прокурорского надзора не являются в соответствии со ст. 24 того же ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности».


Список использованной литературы:


Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ.

Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 года №5221-I .

ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности».

Козырин А.Н. «Таможенное право России: общая часть», М.: Спарк, 2005.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2003.

Козлова И. Е., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2000.

Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации под редакцией Максимцева В.А. и Габричидзе Б.Н. – Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 1999.

Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. / Под ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Семенова. – М.: Юрид. лит., 2003.

С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. М. 2005.

Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.

1 Российская газета. –1993. -N 237.

1 Российская газета. –1993. -N 237.

1 Российская газета. –1993. -N 237.