Уголовное право и судебный процесс в Германии
Содержание
Введение
1. Уголовное право и судебный процесс. Определение, положения
1.1 Уголовное право и его история
1.2 Судебный процесс, история, определение
2. Уголовное право и судебный процесс в Германии конца
начала 20 века и их развитие
2.1 Общая характеристика правовой системы Германии
2.2 Уголовное право ФРГ
2.3 Уголовный процесс Германии
Заключение
Список литературы
Введение
Действующее уголовное законодательство ФРГ в значительной мере базируется на Германском уголовном уложении 1871 г. В его основу было положено Прусское уголовное уложение 1851 г., подвергшееся существенным дополнениям и изменениям. УК 1871 г. в основном соответствовал теоретическим концепциям классической школы буржуазного уголовного права.
Так в нем был закреплен принцип, по которому наказуемы только деяния, недвусмысленно запрещенные законом в момент их совершения. Все они подразделялись на преступления, проступки и нарушения. Система наказаний включала смертную казнь, различные виды лишения свободы, штраф, конфискацию имущества и поражение в правах.
Применение телесных наказаний, допускавшееся законодательством некоторых из вошедших в Германскую империю государств, Кодексом 1871 г. не предусматривалось. Смертная казнь, которая до этого была отменена в Саксонии и трех других германских государствах, с принятием Кодекса вновь была введена на всей территории Германской империи.
В период кайзеровской империи и Веймарской республики в текст Кодекса было внесено несколько десятков изменений и дополнений, носивших в основном частный характер. Уголовные законы, изданные в Германии во времена нацистского господства и частично включенные в УК, служили обоснованием созданного в стране режима беззакония, массовых репрессий и террора. После разгрома фашизма и в силу Потсдамских соглашений на всей территории Германии в принципе отменялись уголовные законы, принятые с 1933 по 1945 г., и было восстановлено действие Уголовного кодекса в редакции до 1933 г.
Цель моей курсовой работы заключается в изучении развития уголовного права и судебного процесса в Германии. Как уже было выяснено корни данного процесса уходят в конец 19 начало 20 веков. Основные задачи моей курсовой работы:
Понять что такое уголовное право и судебный процесс
Изучить то, как они выглядели в конце 19 века в германии
Проанализировать развитие уголовного права и судебного процесса в Германии
1. Уголовное право и судебный процесс. Определение положения
1.1 Уголовное право и его история
Уголовное право - термин употребляется в двух значениях :
а) как отрасль права;
б) как наука, изучающаяся эту отрасль.
По мнению ряда исследователей этимологический смысл этого термина своими корнями уходит в выражение "отвечать головой".
Уголовное право - система юридических норм, охраняющих наиболее важные общечеловеческие ценности от преступлений путем применения к лицам виновным в их совершении наказаний. Как отрасль права уголовное право отличается от иных отраслей права тем, что охраняет существующие в обществе отношения, которые в подавляющем большинстве регулируются конституционным, гражданским, трудовым, административным, финансовым и пр. отраслями права. Так, например, собственность регулируется и охраняется прежде всего нормами гражданского права, однако охрана собственности от преступных посягательств (кража, мошенничество, грабеж, разбой и др.) осуществляется нормами уголовного права. Уголовное право в известной степени также регулирует общественные отношения. Речь идет об обстоятельствах исключающих преступность деяния (глава 8 УК РФ) и принудительных мерах медицинского характера (глава 15 УК РФ). В отличие от других норм права, устанавливающих дозволения, предписания и запреты, уголовно-правовые нормы устанавливают только запреты, а суть предписаний сводится к неукоснительному соблюдению этих запретов. В силу этого уголовно-правовые отношения носят односторонний характер: преступник обязан понести наказание за нарушение уголовно-правового запрета, а государство в лице судебных органов, вправе его наказать.
Исключение представляет институт обстоятельств, исключающих преступность деяния (глава 8 УК РФ). Нормы расположенные в этой главе выполняют регулятивную функцию.
Уголовное право характеризуется и особым методом охраны общественных отношений, методом санкций уголовно-правовых норм, то есть различных видов уголовного наказания. Кроме метода санкций в уголовном праве существует метод освобождения от уголовной ответственности. К методам уголовно-правовой охраны следует также отнести и метод применения мер принудительного медицинского характера. В структурном отношении уголовное право подразделяется на две части: общую и особенную. Общая часть состоит из норм уголовного права закрепляющих общие принципы, основание уголовной ответственности, основные положения и понятия, а также порядок назначения наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания. Особенная часть уголовного права представляет собой перечень отдельных преступлений, классифицированных по признакам родового объекта. Она представляет своего рода примерным "каталогом" преступных деяний, учитывающим сравнительную ценность благ, охраняемых уголовным законом. В УК РФ 1996г. особенная часть подразделяется на разделы, а разделы на главы.
Исторически особенная часть уголовного права возникла раньше общей части, ибо сначала возникли конкретные виды общественно опасных деяний, влекущие уголовно-правовые запреты. Библейская заповедь "не убий, не укради" основывается на том факте, что убийство и кража были самыми древними видами общественно-опасных деяний, от совершения которых предостерегал этот древнейший религиозный памятник. Первые уголовно-правовые запреты возникли из древних обычаев кровной мести и были направлены на подчинение интересов индивида интересам общества. Самые первые правила человеческого поведения прежде всего были направлены на ограничения агрессивного поведения, сохранение человеческого рода и выражались в требованиях: не убивай отца, детей и братьев; не вступай в половую связь с матерью, дочерьми и сестрами и т. п. Право в целом, с момента его возникновения поначалу носило преимущественно уголовно-репрессивный характер. "Юридическое общение получает свою специфическую характеристику исторически прежде всего на фактах правонарушений. Понятие кражи определяется раньше, чем понятие собственности". Исторически уголовное право развивалось медленно, сохраняя такие формы самозащиты отдельных родов, семей и людей, как кровная месть, талион и система композиций. Но постепенно они вытеснялись мерами уголовного наказания. До нас дошли законодательные памятники различных древних народов: Индии (Законы Ману - 1200 г. до н.э.); законы Ассирии (около 1500 г. до н. э.); Судебник вавилонского царя Хаммурапи (1914г. до н. э.); законы хеттов (около 1750 г. до н. э.); еврейские законы (Пятикнижие - около 1400 г. до н. э.); законы Древней Греции (законы Дракона - 621 г. до н. э. и законы Солона - 409-408 г. г. до н. э.); законы Древнего Рима (законы XII таблиц - 450 г. до н. э.) и др. Все эти документы свидетельствуют о том, что уголовное право древних государств было направлено прежде всего на защиту государства, религии, собственности и личности и носило классовый характер. Одним из древнейших памятников Руси является "Русская Правда", содержащая нормы гражданского, уголовного и процессуального права. Этот документ, учитывая уже субъектную сторону преступления, различает убийство на пиру, в ссоре, убийство, не носящее низменного характера от убийства при разбое как более тяжкого преступления. Преступление в Русской Правде именовалось обидой, а наказание за нее осуществлялось в соответствие с установленными правилами. При этом преследование обидчика предоставлялось на усмотрение потерпевшего или его близких родичей. "Русская Правда" предусматривала преступления, которые преследовались не потерпевшим, а общиной в целом. В качестве наказания предусматривались: месть, поток, разграбление и система выкупов. Смертная казнь применялась без суда в порядке расправы веча или князя над своими противниками.
В Псковской Судной грамоте 1457 года вопросы уголовного права получили свое дальнейшее развитие. Преступным считалось не только посягательство на личность и собственность, но и на интересы государства. Впервые термин "преступление" на Руси встречается в летописных рассказах XIV века в связи с событиями 1398 г. В уголовно-правовой литературе отмечается, что в отечественном уголовном праве круг преступных деяний регламентировался далеко не сразу, а постепенно, совпадая первоначально со сферой гражданских правонарушений. Законодательным критерием, обуславливающим необходимость установления уголовно-правового запрета, являлась серьезность нарушения интересов правящих классов и государства, а также значительность вреда. Судебник 1497 г. к преступным деяниям относит "лихое дело". По Судебному холоп мог быть субъектом преступления и самостоятельно нести ответственность. Судебник 1497 выделял уже имущественные и государственные преступления. К государственным преступлениям была отнесена крамола (например, отъезд боярина от великого князя к другому князю) и подым (т. е. призыв к воспитанию). За совершение этих преступлений полагалась смертная казнь. К имущественным преступлениям Судебник относил разбой, татьбу, истребление и повреждение чужого имущества, а к преступлениям против личности - убийство (душегубство), оскорбление действием и словом. Наказание в Судебнике ожесточалось, предусматривалось два вида казни: смертная и торговая. В Судебнике 1550 г. впервые появился состав преступления - вынесение незаконного решения за взятки.
Судебник также устанавливал ответственность судей за умышленное решение. Виновный наказывался за это помимо основного наказания дополнительным битьем кнутом. В Судебнике впервые был предусмотрен состав мошенничества отпочковавшийся от кражи, а грабеж отграничивался от разбоя, который рассматривался как хищение, сопряженные с насилием. В царствование Алексея Михайловича в 1949 году было принято Соборное Уложение, в котором содержалось большое количество норм уголовного права. Впервые была сделана попытка провести разграничение между умыслом и неосторожностью, появились нормы о необходимой обороне и крайней необходимости, проводилось различие между отдельными видами соучастников, наблюдалось ужесточение наказаний и усложнение их системы. Уложение предусматривало широкое применение смертной казни, членовредительские наказания, тюрьму и ссылку. Усовершенствовалась система особенной части; на первом месте стояли религиозные преступления, затем государственные (государственная измена, посягательство на жизнь и здоровье царя и т. д.). С точки зрения законодательной техники, четкости формулировок и полноте Уложение превосходило современные ему западноевропейские уголовно-правовые законы. В царствование Петра I был принят Воинский артикул, содержащий только нормы уголовного права и представлял собой военно-уголовный кодекс без общей части.
Особенностями уголовного права средневековья являлась система голого насилия и открытое неравенство перед законом различных классов и сословий. Уголовное право эпохи средневековья это право сильного и право привилегия. В период средневековья наиболее крупные феодалы устанавливали в своих владениях свои законы, свое право, которое характеризовалось исключительной жестокостью. В дошедших до нас многочисленных законодательных памятников средневековья: Саксонское зеркало, составленное между 1198 и 1215 г.г.; Швабское зеркало, изданное между 1250 и 1288 г.; Силезское земское право конца XIV века, Каролина 1532 г. и др. Указанные законодательные акты усилили черты, характерные для эпохи рабовладельческого строя. Устрашительность, жестокость и неравенство наказаний, обусловленные сословными различиями людей пронизывают всю систему уголовно-правовых норм средневековья. Смертная казнь, телесные и особенно членовредительские и имущественные наказания, наиболее часто применяются в этот период. Лишение свободы применяется редко и лишь на закате феодально-абсолютистских государств приобретает некоторое значение. Смертная казнь была самым распространенным видом наказания. Уложение Карла V императора Священной Римской Империи предусматривала смертную казнь за 44 преступления, французское уголовное законодательство 18 в. знала 115 видов преступлений, за которые предусматривалась смертная казнь, а в Англии смертная казнь применялась к 160 видам преступлений. Испанская инквизиция сожгла на кострах более 50 000 человек за колдовство, а по подсчетам Вольтера в Европе было сожжено более 100 000 тысяч человек за распространение ереси. В царствование Генриха VIII в Англии за одно только бродяжничество было казнено 72 000 человек, а за свое полувековое пребывание на английском престоле королева Елизавета осуществила около 20 000 казней. Смертная казнь предусматривалась не только за тяжкие преступления, но и за незначительные проступки. Она применялась за ереси, колдовство, убийство, разбой, поджог, фальшивомонетничество, кражу, мошенничество, прелюбодеяние, кровосмешение, скотоложство, порубку леса, бродяжничество, участие в незаконных сборищах и т. д. С победой буржуазии, утверждением капиталистических отношений и формальным провозглашением принципа равенства всех перед законом уголовное законодательство передовых Европейских государств отражает идеи представителей просветительско-гуманистического направления в уголовном праве: Монтескье, Вольтера и Беккария. Ярчайшим образцом уголовного права, пришедшей к власти буржуазии явился Уголовный кодекс Франции 1810 г., в основе которого лежали выдвинутые в трудах Монтескье и Беккария принципы "нет преступления, если оно не предусмотрено законом", принцип виновной ответственности лица и принцип соответствия наказания тяжести совершенного преступления и др. Французский уголовный кодекс 1810 г. явился образцом для ряда при создании уголовно-правовых систем в ряде европейских государств.
УК 1810г. действовал во Франции на протяжении 182 лет, пока в 1992 г. не был принят новый УК. В России в 19 веке была впервые осуществлена кодификация уголовного законодательства, получившая воплощение в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Оно отличалось непомерной громоздкостью и состояло из общей и особенной части. Наказания подразделялись на уголовные и исправительные. К первым относилась: смертная казнь, каторга, ссылка, а исправительные наказания для представителей привилегированных сословий заключались в ссылке в Сибирь или отдаленные районы России. Исправительные наказания были соединены с лишением всех сословных и служебных прав. Кроме основных наказаний применялись еще и наказания дополнительные: церковное покаяние, конфискация имущества, отдача под надзор полиции и др. Особенная часть Уложения предусматривала ответственность за преступления: государственные, против личности, против семьи и др. В 1885 г. после отмены кроме отмены крепостного права и проведение судебной реформы в Уложение были внесены некоторые нововведения демократического порядка в частности, включен принцип нет преступления без указания о том "в законе". В 1903 г. было принято новое Уголовное уложение, которое лишь частично вступило в действие.
После Октябрьского переворота 1917 г. в России, руководствуясь марксистскими догматами о том, что с ликвидацией старого базиса ликвидируется и старая надстройка, большевики отменили все прежние законы. Декрет № 1 "О суде" 1917 г. провозглашал в качестве основного источника уголовного права революционное правосознание судей. А это по сути дела оправдывало произвол. "Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. отказались от таких важнейших принципов как: нет преступления, если оно не предусмотрено законом", и от принципа виновной ответственности, не было в этом законодательном акте особенной части уголовного права, принцип законности был подменен революционной классовой целесообразностью. Классовый подход пронизывал и первый УК РСФСР 1922 г., состоящий из общей и особенной части, рассматривал в качестве преступления любое общественно-опасное деяние, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени, а указание на запрещенность деяния в законе отсутствовало.
Наличие в законе аналогии давало возможность судебно-следственным органам по собственному усмотрению оценивать то или иное деяние в качестве преступления. Отвергая идеи классического направления в уголовном праве УК 1922 г. пошел по пути заимствования из арсенала социалистической школы ряда реакционных положений, в частности, таких, как "опасное состояние личности", трактуя его с позиций классовой опасности и признавая основанием уголовной ответственности. При этом принцип виновной ответственности лица отвергался со всей категоричностью. Наказание было заменено "мерами социальной защиты". По этому же пути пошли и Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и Союзных республик 1924 г. первый общесоюзный уголовно-правовой законодательный акт. В этом документе были сформулированы задачи уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, определены территориальные пределы действия этого законодательства, проведено разграничения компетенции в области уголовного законодательства между Союзом ССР и союзными республиками. В связи с введением в действие Основных начал возникла необходимость в издании нового уголовного кодекса, который был принят 22 ноября 1926 г.
Общая часть этого кодекса с некоторыми уточнениями воспроизводила Основные начала. УК РСФСР 1926 г., как и УК 1922 г. характеризовался отсутствии в определении преступления признака противоправности. В нем также закреплялось применение уголовного закона по аналогии. В нем также, как и в УК 1922 г. отсутствовал принцип виновной ответственности, а в место наказания фигурировали "меры социальной защиты". Более того, в условиях ожесточения репрессии и начавшегося разгула сталинского террора УК 1926 г. пошел по пути признания объективного вменения.
УК 1926 г. действовал на протяжении 35 лет, пополняясь новыми нормами, которые сыграли в тридцатые и сороковые годы свою отрицательную роль в обосновании произвола и лили воду на мельницу сталинских репрессий и сводили почти на нет права и свободы граждан и прежде всего самую высшую общечеловеческую ценность право на жизнь.
После разоблачения культа личности Сталина обнаруживается известная демократизация уголовного законодательства. Принятые в декабре 1958 г. Основы уголовного Законодательства Союза ССР и союзных республик и УК РСФСР 1960 г. отказались от аналогии, восстановили принцип нет преступления без указания о том "в законе", твердо встали на путь признания принципа виновной ответственности лица, оставаясь при этом по-прежнему на позициях провозглашения классовых начал советского уголовного права. Вместе с тем в УК 1960 г. наличествовали нормы серьезно ограничивающие права и свободы граждан (ст. 70 антисоветская агитация и пропаганда, ст. 142 о нарушении законов об отделении церкви от государства, ст. 190 распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй и др.; ст. 153 о частнопредпринимательской деятельности и коммерческом посредничестве и др.). Данные нормы противоречили Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. и Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.
С 1985 г. СССР встал на путь демократических преобразований в направлении создания правового государства. Серьезным препятствием в реализации этих задач была марксистская идеология с ее классовым подходом по всем социальным явлениям, отрицанием частной собственности, непоколебимой верой в идеалы коммунизма и т. п. Тем не менее, принятые 2 июля 1991 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик сумели отразить многие прогрессивные моменты, свидетельствовавшие о том, что общество постепенно стало развиваться в направлении мировой цивилизации.
После распада СССР в декабре 1991г. возникла жгучая потребность в создании нового УК РФ, который отражал бы те изменения в политической и социально-экономической жизни нашего общества и учитывал бы требования экономической и правовой реформ и особенности перехода к рыночной экономике. С 1992 г. началась интенсивная работа по созданию нового уголовного кодекса России. Разработчики проекта, среди которых были известные ученые криминалисты, стремились учесть не только все то новое, что имело место в жизни нашего общества, но и учесть законодательный опыт, опыт правоприменительной деятельности органов правосудия, а также законодательный опыт ведущих государств Европы, в частности к тому времени были приняты новые уголовные кодексы во Франции и Германии.
Проект УК РФ получил высшую оценку ведущих криминалистов этих стран. Новый УК РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. и подписан Президентом РФ 13 июня 1996г. Кодекс введен в действие с 1 января 1997г. Впервые в истории отечественного уголовного законодательства перечислены принципы уголовного права и раскрыто их содержание. УК пронизывает идея не классового подхода, а на передний план выдвигается идея защиты важнейших общечеловеческих ценностей, закрепленных Конституцией РФ 1993г. В общей части содержится ряд новелл: впервые дана четкая категоризация преступлений, содержится более четкая формулировка умысла и неосторожности как форм вины, наличествует норма о преступлениях с двумя формами вины, норма об отсутствии ответственности при невиновном причинении вреда, расширен круг обстоятельств, исключающих преступность деяния, содержатся более конкретные нормы о формах и видах соучастия и т.д. Особенная часть поделена на разделы, в основе которых лежит принцип родового объекта, а разделы разделены. На первом месте находятся посвященный преступлениям против личности, специальный раздел, посвящен преступлениям в сфере экономики. При разработке проекта уголовного кодекса опирались на достижения как отечественной, так и зарубежной науки уголовного права.
1.2 Судебный процесс, история, определение
Во время октябрьской революции 1917 г. большевики считали обязанностью пролетарской революции не реформирование судебных учреждений, а совершенное уничтожение, сметение до основания всего старого суда и его аппарата. Ленин констатировал, что эту задачу революция успешно выполнила. Вместо старого суда стал создаваться новый, советский суд, построенный по классовому принципу "участия трудящихся и эксплуатируемых классов,— и только этих классов, — в управлении государством". Главная роль в нем отводилась народным заседателям. Постоянный судья, если это был юрист, был как бы консультантом в области права.
Декреты советской власти о суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г., от 7 марта 1918 г. и 30 июня 1918 г. предусматривали новую систему судебного процесса. Суды, начиная с первого декрета, могли руководствоваться прежними законами "лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию". Положение о народном суде от 30 ноября запретило ссылаться в приговорах и решениях на законы свергнутых правительств. Суды должны были образовываться на началах выборности. Они действовали коллегиально при решающей роли народных заседателей. Апелляция отменялась и допускалась лишь кассация решений. В отношении доказательств суд не был стеснен никакими формальными соображениями. Судоговорение велось на местных языках.
В судебную систему входили также революционные трибуналы. Они руководствовались отдельно издаваемыми законами, начиная с декрета от 4 мая 1918 г. По Положению о революционных трибуналах от 12 апреля 1918 г. на революционные трибуналы возлагалось "рассмотрение дел о контрреволюционных и всяких иных деяниях, идущих против всех завоеваний Октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета Советской власти". Революционным трибуналам предоставлялось "ничем не ограниченное право в определении меры репрессии". При вынесении приговора они руководствовались исключительно оценкой обстоятельств дела и интересами пролетарской революции. С окончанием гражданской войны стало возможным принятие новых кодексов. Первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был принят 25 мая 1922 г. В 1922 г. были приняты УПК Белоруссии и Украины; в 1923 г. — УПК Армянской, Азербайджанской и Грузинской союзных республик.
По Положению о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. право высшего контроля над приговорами и решениями народных судов было предоставлено Народному комиссару юстиции. По Положению о высшем судебном контроле от 10 марта 1921 г. на Народный комиссариат юстиции возлагались общий надзор за деятельностью судов и дача им руководящих разъяснений и указаний по действующему советскому праву, а также пересмотр вступивших в законную силу приговоров и решений.
Судебный процесс подвергся реформированию с принятием Положения о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г. В республике создавалась единая судебная система: народный суд, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Кроме того, временно действуют военные трибуналы и некоторые другие специальные суды. Система судебных учреждений действовала "в целях ограждения завоеваний пролетарской революции, обеспечения интересов государства, прав трудящихся и их объединений". Народные судьи избирались губисполкомами сроком на один год, народные заседатели — фабрично-заводскими комитетами, народными судьями, комиссарами воинских частей, волисполкомами. Губернский суд действовал в качестве суда первой и кассационной инстанции. Верховный Суд РСФСР осуществлял судебный контроль над всеми судами. Он был судом первой инстанции по делам особой государственной важности, кассационной инстанцией по отношению к губернским судам, а в порядке надзора мог пересматривать дела, рассмотренные любым судом республики.
В связи с образованием СССР было принято 24 октября 1924 г. Положение о Верховном Суде СССР. Он учреждался в целях утверждения революционной законности на территории Союза ССР, его судьи назначались Президиумом ЦИК СССР. Верховный Суд действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной коллегий. Он был судом первой инстанции по делам исключительной важности. Правом пересмотра дел, разрешенных судами союзных республик. Верховный Суд СССР не обладал.
С принятием Конституции СССР 1936 г. судебная система в стране была перестроена. В соответствии с Конституцией правосудие в СССР осуществляли: Верховный Суд СССР, Верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей, окружные суды, народные суды, а также специальные суды СССР, создаваемые по постановлению Верховного Совета СССР. Конституция СССР декларировала демократические принципы судебного процесса: выборность судей и народных заседателей, участие народных заседателей при рассмотрении дел во всех судах, ведение судопроизводства на национальном языке, открытое разбирательство дел, обеспечение обвиняемому права на защиту, независимость судей и подчинение их только закону. Однако положения Конституции оказались лишь ширмой, за которой начинались беззакония и произвол тридцатых годов, массовые репрессии в отношении ни в чем неповинных людей, которые объявлялись "врагами народа" и уничтожались. "Теоретическое обоснование" этой кровавой политике в начале 1937 г. дал Сталин, который утверждал, что по мере успехов социализма в стране классовая борьба будет обостряться и, следовательно, будет усиливаться деятельность вредительских, террористическо-диверсионных и других антисоветских организаций. Сталин не ограничился "теорией", а лично активно участвовал в проведении незаконных репрессий, требовал от НКВД "наверстывать упущенное" по этой части.
Были предприняты законодательные меры по созданию условий для быстрой и жестокой расправы с жертвами ложных обвинений, упразднению элементарных процессуальных гарантий личности. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 г. учреждено Особое совещание при Наркоме внутренних дел СССР. Этот орган получил право применять уголовную репрессию без суда "к лицам, признаваемым общественно-опасными". Возглавлял Особое совещание Нарком. В него входили заместители Наркома, уполномоченный НКВД по РСФСР, начальник Главного управления милиции, нарком внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело, Прокурор СССР или его заместитель. Постановлением ЦИК Союза ССР от 1 декабря 1934 г. был установлен чрезвычайный порядок расследования и рассмотрения дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти. Закон был принят с молниеносной быстротой в связи с убийством Кирова. Следствие должно было производиться в срок не более десяти дней, обвинительное заключение обвиняемому вручалось за одни сутки до рассмотрения дела в суде (а не за трое суток), дело слушалось без участия защитника и прокурора, кассационное обжалование приговора не допускалось, подача ходатайства о помиловании не допускалась, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно после его вынесения. Постановлением ЦИК Союза ССР от 14 сентября 1937 г. был установлен особый порядок производства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Этот закон состоял в ограничении процессуальных гарантий, что позволяло расстреливать обвиняемых в вымышленных преступлениях немедленно после отклонения ходатайства о помиловании. С принятием чрезвычайных законов начался разгул репрессий, истребление выдающихся представителей культуры, военачальников, сотен тысяч рабочих и крестьян. Были проведены судебные процессы над мнимыми врагами народа, которые должны были способствовать созданию соответствующего общественного мнения, разоблачению шпионов и вредителей. По ряду громких дел государственным обвинителем выступал прокурор СССР Вышинский, который учил прокуроров тому, что бывают в жизни общества периоды, когда законы оказываются устаревшими и их надо отложить в сторону. Вышинский использовал судебную трибуну для организации расправы над выдающимися людьми, в том числе и с теми юристами, которые не соглашались с его теоретическими изысканиями. Инакомыслящих он обвинял в извращении ортодоксального учения и во вредительстве. Так были уничтожены "враги народа" на основе ложных обвинений Стучка, Пашуканис, Крыленко и другие известные юристы.
Начиная с 1953 г. приговоры по делам о контрреволюционных преступлениях были подвергнуты проверке и стали предприниматься меры по восстановлению справедливости. Наиболее одиозные представители карательных органов понесли наказание. Стала очевидной необходимость создания должных гарантий против повторения тех явлений, которые получили распространение с начала тридцатых годов. На очереди была реформа права, и прежде всего — судебная реформа. Она, собственно говоря, началась уже в 1953 г. с преобразования законодательства. Формировались новые взгляды судей и работников правоохранительных органов, обновлялся судейский корпус. Органы государственной безопасности были значительно сокращены, освобождены от несвойственных им функций и очищались от людей, повинных в нарушении законов. Чрезвычайные законы 1934 и 1937 гг. перестали применяться, а официально их отменили 19 апреля 1956 г. Было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР от 24 мая 1955 г., сужена компетенция военных трибуналов. В феврале 1957 г. было установлено, что