История жизни и борьбы Жанны д'Арк в Столетней войне

религиозному воодушевлению. «Считаться с одними только естественными качествами Жанны – значит совершить по отношению к ней предательство. Жанна – существо мистическое», заявляет Перну в заключительной главе /52/.

Известный философ и историк Роберт Каратини. В его недавно изданной монографии «Жанна д’Арк: от Домреми до Орлеана» Утверждается, что история Жанны в том виде в каком мы ее знаем, имеет мало общего с исторической правдой. На самом деле, считает французский историк, Жанна была душевнобольной девушкой, которую ловко использовали в собственных целях политики и высшие военные чины, стремившие пробудить в душах французов ненависть к Англии. Все сражения, якобы выграные французами под предводительством Жанны, были мелкими стычками наподобие русского кулачного боя на ярмарке, и, кроме того, как считает Р. Каратини, сама Дева не участвовала ни в одном из них и сама не обнажала меч.

Скандальный диагноз поставил российский ученый Эфроимсон национальной героине французского народа. Он считает, что она страдала синдромом Морриса.

Раскрыть загадку смерти Жанны удалось, изучив биографические данные и материалы следствия периода пребывания Орлеанской Девы в английском плену. Сведя в едино множество признаков и симптомов, ученый пришел к выводу, что знаменитая крестьянка страдала редким гинекологическим заболеванием.

Медицина тех лет не могла объяснить его иначе, как дьявольщина. Средневековые эскулапы заподозрили неладное, когда впервые осмотрели ее раздетой. На обнаженном теле молодом теле француженки совсем не было волос. Как известно, волосы на теле появляются у нормально развивающихся девочек лет в двенадцать и являются одним из важнейших признаков половой зрелости. В момент приговора Жанне исполнилось девятнадцать лет. Рост волос у ней даже не намечался. Дальше, хуже. Ко второму месяцу заключения врачи, к своему ужасу, заметили, что Жанна понятия не имеет о так называемых женских критических днях. Не исключено, что медики смогли выяснить и тот страшный для средневековья факт, что внутренние строение половых органов отличались от строения органов обыкновенных женщин. Судя по всему, отссуствие менструации и резкая аномалия в строение Жанниных детородных органов и послужили основным доводом для вынесения обвинения.

Как сообщили в Республиканском центре репродукции человека, современной науке подобное заболевание хорошо известно. Оно проходит на генетическом уровне и называется синдромом (тестикулярной феминизации) Морриса. Женщина с таким диагнозом обладает необыкновенной физической силой. Причем внешне она может оставаться очень привлекательной, стройной, высокой и статной. ( По описаниям биографов, именно такой и была Жанна д’Арк). Кроме полного отсутствия волосяного покрова на теле, одним из симптомов заболевания считается склонность больных к переодеванию в мужскую одежду. Ко всему прочему следует добавить, что в экстремальных ситуациях женщины с синдромом Морриса проявляют просто фантастический героизм, не укладывающийся в способности далеко не каждого мужчины.

Для того чтобы понять, откуда возникают легенды о Жанне, необходимо понять историческую роль Орлеанской Девы. Она не была военачальницей – о полководческих её дарованиях военные историки отказываются весьма скептически. Да этого и не требовалось: стратегией и тактикой с успехом занимались такие, как Бастард Дюнуа или Жиль де Рэ. А задачей Жанны являлось утверждение прав дофина на французский престол.

За два года до кончины, в 1420 году, Карл VI, зная, что дофин Карл не его сын, назвал преемником двоюродного внука, юного английского короля Генриха VI. Несогласные с его решением французы полагали, что по закону право на трон должно отойти к племяннику короля, Карлу Орлеанскому, однако, тот томился в английском плену, где ему суждено было провести ещё восемнадцать лет. Следовательно, мало-мальски подходящим кандидатом на престол оставался дофин Карл; задачей Жанны, принцессы крови было доказательство истинности короля.

Англичанам оставалось одно - опорочить Жанну, сделав недействительным её свидетельство, что и было осуществлено на Руанском процессе. Естественным ответным ходом явилось оправдание Жанны на контрпроцессе, проведенном в 1451 году: при жизни Дамы дэз Армуаз сделать этого было нельзя, поскольку над спасенной Девой все-таки тяготел приговор инквизиции, да и оглашать подробности фальсификации казни было ни в коем случае нельзя.

Так почему же по сей день, торжествует миф? Слишком многим невыгодно его развенчание. Католической церкви - ибо она замешана в обоих процессах, обвинительном и оправдательном, а также в канонизации принцессы сомнительного происхождения. Демократам – ибо на место дочери пахаря, плоти от плоти народной, встает в свете истины принцесса крови, зачатая в грехе. Наконец, среднему французу - на протяжении многих поколений он уже так сжился с легендой, что разрушение её становится процессом весьма болезненным.

Таким образом, образ Жанны – один из самых известных в истории средневековья. Он овеян легендами. В основном образ героини был создан в XX веке. Современное прочтение многих источников дает основание сомневаться в действительном существовании крестьянки, которая слышала голоса. Оспаривается как крестьянское происхождение, так и ее умственное состояние. Выдвигается идея о болезни Морриса у девушки. Только совокупный анализ всех источников дает возможность надеяться на восстановление реальных событий Столетней войны.


Глава 4. Заключительный этап Столетней войны (после смерти Жанны д’Арк)


Гибель Жанны д’Арк не изменила ход Столетней войны – англичанам так и не удалось подчинить Францию. Французский народ завершил дело, начатое Жанной. Освободительное движение разгоралось все сильнее. Французские войска отвоевывали город за городом.

Король реформировал армию: сеньорам запрещалось иметь свои отряды, а королевское войско стало постоянным и оплачивалось государством через систему налогов.

Герцог Бургундский, обиделся на герцога Бертфорда за его скорую женитьбу после смерти жены Анны Бургундской на Жаклин де Люксембург. Он заключил в 1435 году мир с французским королем Карлом VII и признал его законным правителем Франции.

Ухудшилось внутриполитическое положение Англии, где в результате междоусобной борьбы королевская власть потеряла свою силу и престиж. Воспользовавшись этим и используя партизанское движение в северо-западных районах страны, французы начали очень быстро вытеснять англичан. Объеденненые французские войска подошли к Парижу. Английский гарнизон капитулировал и открыл ворота города. Карл VII торжественно въехал в столицу. Но, изгнав врага из Центральной Франции, Карл VII почти прекратил борьбу.

В это время во дворе появилась юная фрейлина Агнесс Сорель, которая стала его любовницей. Слабый безвольный король смерился с тем, что часть его державы останется англичанам. Вместо военных походов, он занимался придворными балами и охотой. Видя все это, Агнесса Сорель решила продолжить дело, начатое Жанной д’Арк, и добиться полной свободы родины. Неотразимая красавица знала, что Карл VII уже не представляет без нее своей жизни. Тогда Агнесса рассказала королю, будто бы в детстве астролог предсказал ей, что она станет возлюбленной монарха, который победит своего соперника в борьбе за великую страну. А так как победа все еще склоняется на сторону англичан, то судьба, видимо, приведет ее ко двору английского короля.

Карл VII был очень впечатлительным. Он поверил рассказу Агнессы и, боясь потерять ее, оставил охоту и сады, стал заниматься войсками, возобновил военные действия против англичан. Французы выдворили врага из их последнего оплота - полуострова Бретань. При городе Кастильон войска Карла VII выграло битву, которой и завершилась Столетняя война. Это сражение нельзя назвать решающим. Англичане не потерпели сокрушительного поражения. Они даже сохранили за собой порт Кале на французском берегу Ла-Манша. Но, тем не менее, война была закончена и Франция освобождена.

В 1453 году Столетняя война закончилась изгнанием англичан. 19 октября 1453 года в Бордо последний английский гарнизон покинул французскую землю. Франция, несмотря на страшные потрясения и разруху, вышла из этой войны сплоченной и единой, что позволило ей достаточно в короткий срок завершить процесс национального объединения и централизации.

Таким образом, французский народ завершил дело, начатое Жанной. Освободительное движение разгоралось все сильнее. Столетняя война закончилась изгнанием англичан из Франции.

В 1453 году война - такая долгая и принесшая такие страдания французскому народу – наконец закончилась. 116 лет потребовалось для того, что бы покончить с притязаниями Англии на французский трон и земли.


Заключение


В работе мной была рассмотрена история Столетней войны, но больше внимания было уделено биографии Жанны д’Арк – простой крестьянской девушке, которая возглавила борьбу французского народа за освобождение от гнета английских солдат.

Была рассмотрена биография Жанны, дан анализ личности и внешности Девы, рассказана ее военная деятельность, суд и казнь над ней. Разобраны мифы о Жанне, где оспаривается ее крестьянское происхождение и умственное состояние, а так же выдвигается версия о болезни Морриса. Автор данной работы считает, что эти версии относятся к мифическим и под собой не имеют реальную почву. Сам факт существования таких мифов свидетельствует о непрекращающихся попытках реакционной историографии фальсифицировать подлинную историю Жанны д’Арк.

Были рассмотрены причины, побудившие Жанну к уходу из родного дома, рассмотрены причины начала Столетней войны, а так же причины, по которым она попала в плен и почему Карл VII ничего не сделал для ее спасения.

В ходе моего исследования было изучено много интересного материала, касающегося внешнего облика Жанны. Различные ее современники дают разные описания. В моей ВК работе представлены эти различные мнения. Сейчас трудно выяснить ее реальный облик, так как не сохранилось ее портретов и статуй, есть только устные описания современников.

Существует спорное мнение о ее казни. По одним источникам Жанна не была сожжена, а спокойно доживала свои дни под именем Дама дез Армуаз, по другим французская героиня была заживо сожжена.

Жанна поверила в свою миссию и смогла с первых шагов собрать вокруг себя своих сторонников. Она была нужна в то время Франции и Жанна сделала то, что не смогли сделать профессиональные военачальники – освободить свою страну. Но быстрый рост ее популярности: со всей страны под освободительные знамена Орлеанской Девы стекались ремесленники и крестьяне, и даже обедневшие рыцари и ее влияние на Карла VII были не угодны царедворцам. Французские вельможи боялись, что Жанна своей силой, которую черпала у народа, будет инициатором новой крестьянской войны, наподобие Жакерии. Вокруг девушки начали плестись предательские заговоры. Приближенные короля решили избавиться от Жанны.

Когда Жанна при неудачной вылазке возле города Компьена, отступала, то натолкнулась на поднятый перед нею мост. Подкупленный французским двором комендант крепости Компьен поднял перед Жанной мост, и она попала в плен к бургундцам. Король Карл VII, обязанный своей короной ей, ничего не сделал для ее спасения. Он боялся недовольства двора. Англичане выкупили ее у бургундцев, судили с помощью продажного французского духовенства и сожгли заживо на костре, на центральной площади города Руана. Место ее сожжения и поныне отмечено белым крестом на камнях площади. Через 25 лет Карл VII решил использовать в своих целях мертвую Жанну. По его приказу судебное дело было пересмотрено, Жанна объявлена невиновной. Тем самым Карл VII отвел от себя обвинения в связи с ведьмой. Позднее в 1920 году, Орлеанская Дева была причислена к лику святых. Имя Жанны д’Арк навсегда вошло в историю как символ беззаветной любви к родной земле, преданности своему народу.


Затекстовые примечания


1.Энциклопедия «Всемирная история», т. I, главный редактор С. Исмаилов – М. 1995 – с. 315.

2. там же – с. 316.

3. там же – с. 317.

4. подлинная фамилия Жанны была Дарк. Эту простую крестьянскую фамилию переделали на дворянский манер спустя полтора столетия после смерти Жанны в конце XVI века, когда многие разбогатевшие буржуа, стремились правдами и неправдами пролезть во дворянство. Вот тогда – то один не в меру ретивый поэт, желая возвысить Жанну, стал писать ее фамилию через апостроф. С тех пор три с половиной столетия эта форма укрепилась, вошла в словарь, стала общераспространенной.

5. поместье по – французский – « домен», а имя святого произносилось как Реми, отсюда – Домреми.

6. В. И. Райцес Жанна д’Арк Л., 1959 – с. 35.

7. там же

8. Подвижники. Избранные жизнеописания и труды С., 1998 – с. 261.

9. В. И. Райцес Жанна д’Арк Л., 1959 – с. 42.

10. Подвижники. Избранные жизнеописания и труды С., 1998 – с. 261.

11. В. И. Райцес Жанна д’Арк Л., 1959 – с. 43.

12. там же

13. Подвижники. Избранные жизнеописания и труды С., 1998 – с. 248

14. Н. Розенталь Жанна д’Арк. Народная героиня Франции М., 1958 – с. 15.

15. там же

16. В. И. Райцес Жанна д’Арк Л., 1959 – с. 48.

17. там же

18. В. И. Райцес Жанна д’Арк Л., 1959 – с. 49.

19. там же – с. 50.

20. Н. Розенталь Жанна д’Арк. Народная героиня Франции М., 1958 – с. 18.

21. В. И. Райцес Жанна д’Арк Л., 1959 – с. 52.

22. там же – с. 53.

23. Н. Розенталь Жанна д’Арк. Народная героиня Франции М., 1958 – с. 22.

24. там же – с. 23.

25. В. И. Райцес Жанна д’Арк Л., 1959 – с. 59.

26. Подвижники. Избранные жизнеописания и труды С., 1998 – с. 271.

27. В. И. Райцес Жанна д’Арк Л., 1959 – с. 61.

28. по – французский Дева, девственница, принадлежащая к бедным слоям населения.

29. Перну Р., Клен М. – В. Жанна д’Арк М., 1992 – с. 426.

30. В. И. Райцес Процесс Жанны д’Арк М – Л, 1964 – с. 40.

31. Перну Р., Клен М – В Жанна д’Арк М., 1992 – с. 254.

32. В. И. Райцес Жанна д’Арк Л., - с. 65.

33. там же

34. Перну Р., Клен М. – В. Жанна д’Арк М., 1992 – с. 426.

35. В. И. Райцес Жанна д’Арк Л., 1959 - с. 70.

36. там же

37. Перну Р., Клен М. – В. Жанна д’Арк М., 1992 – с. 427.

38. В. И. Райцес Жанна д’Арк Л., 1959 – с. 72.

39. А. П. Левандовский Жанна д’Арк М., 1982 – с. 152.

40. Jules Quicherat. Process de con damnation et de rehabilitation de

Jeanne d’Ark, diet la Puccele, t II, Paris, 1841(Кишера Процесс осуждения и реабилитации Жанны д’Ар, прозванной Девой), т. II, с. 8.

41. Process de condemnation de Jeanette d’Ark, edited pair la Society de l’ histoire de France. Text eatable et publierar Pierre Tisset. Paris, 1960 (Процесс осуждения Жанны д’Арк. Текст, установленный и опубликованный Пьером Тисе, т. I, с. 169.

42. там же – т. I, с. 154,155.

43. там же – т. I, с. 167.

44. В. И. Райцес Процесс Жанны д’Арк М. – Л., 1964 – с. 102.

45. там же – с. 120.

46. там же – с. 121.

47. там же – с. 122.

48. там же – с. 123.

49. Ж. Мишле Жанна д’Арк П., 1920 – с. 165

50. А. Балабуха Легенды и правда о Жанне д’Арк // Вопросы истории. – 2001- № 2.

51. там же

52. Перну Р., Клен М. – В. Жанна д’Арк М., 1992 – с. 400.


Список использованных источников и литературы


1. Источники

1.1. Битва при Креси (1346): Хрестоматия по истории средних веков. Пособие для преподавателей старшей школы / под редакцией Н. Л. Грацианского, С. Д. Сказкина, т. II. – Москва, 1950.

1.2. Битва при Пуатье (из Нормандской хроники): там же.

1.3. Из «Хроники» Жана де Венет:

А) Бедствия французского крестьянства в 1358 г., накануне Жакерии.

Б) Описание Жакерии.

1.4. Письмо Жанны д’Арк Английскому королю (1429): там же.

2. Монографические исследования

2.1. А. Балабуха Правда и вымыслы о Жанне д’Арк.- Москва: «Слово», 2002.

2.2. А. Левандовский Жанна д’Арк.- Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». – Москва,1962.

2.3. В.И. Райцес Жанна д’Арк.- Государственная учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, Ленинградское отделение.- Ленинград, 1959.

2.4. Р.А. Райцес Процесс Жанны д’Арк.- Москва – Ленинград: Наука, 1987.

2.5. Н.Розенталь Жанна д’Арк. Народная героиня Франции.- Издательство Социально-экономической литературы.- Москва, 1958.

3.Библиографические статьи

3.1. А.Д.Люблинская Жанна д’Арк // Сборник «Средние века», выпуск XXII.- Москва, 1962.

3.2. М.Н.Петров Жанна д’Арк // Всемирная история. – СПБ, 1896.

3.3. М. Пицкер Жанна д’Арк //«Средневековье в эпизодах и лицах» / под редакцией В.В. Столицкой-Терешкович.- Москва, 1941.

3.4. Подвижники: Избранные жизнеописания и труды (2-е издание, переработанное и дополненное). - Самара: «Агни», 1998.

3.5. С.Д. Сказкин, Н.И. Запорожец Жанна д’Арк – героиня французского народа // Книга для чтения по истории средних веков, ч- II. – Москва, 1951.

4. Статьи

4.1. А. Балабуха. Легенды и правда о Жанне д’Арк // Вопросы истории. – 2001. № 2

4.2. А. Левандовский. Жанна дАрк и ЛжеЖанна д’Арк // Вопросы истории. -1962.№ 12

4.3. Н. Николаев. Жанна д’Арк была на треть мужчиной // Комсомольская правда. -2003. 23 апреля

4.4. С.С.Оболенский. Жанна д’Арк – Божья Дева // Наука и религия. -1992. № 5.

4.5. А. Широв. Жанна д’Арк: мифы и правда // Человек. – 2002. №2

4.6. П. Эфроимсон. Предпосылки гениальности // Человек. – 1997. №1

5. Литература иностранных авторов

5.1. Ж. Мишле Жанна д’Арк. – Петербург, 1920.

5.2. Р.Перну, М-В Клен Жанна д’Арк. - Москва: « Прогресс», 1992.

5.3. М.Твен Жанна д’Арк. – Москва, 1987.

5.4. А. Франс Жизнь Жанны д’Арк. Книга первая // А. Франц Полное собрание сочинений, том XIV. – Москва – Ленинград, 1928.

6.Энциклопедии

6.1. Большая советская энциклопедия / главный редактор Б.А.Введенский. - Государственное научное издание: «Большая советская энциклопедия». Том 15. – Москва, 1952.

6.2. Большая советская энциклопедия / главный редактор А.М. Прохоров. - Москва: издательство «Советская энциклопедия». Том 9, 1972

6.3. Большая советская энциклопедия / главный редактор О.Ю. Шмит. - Государственное издательство: «Советская энциклопедия». Том 24. - Москва, 1932

6.4. Малая советская энциклопедия / главный редактор Б.А.Введенский. - Государственное научное издательство: «Большая советская энциклопедия». Том 3. - Москва, 1959.

6.5. Энциклопедия «Всемирная история» / главный редактор С.Исмайлова. - Москва: «Аванта+», 1995.

7.Дополнительная литература

7.1. Всемирная история в лицах «позднее средневековье» / главный редактор В.Бутромеев.- Москва: «Олма-Пресс», 1999.