Полномочия Президента РФ и Совета Безопасности РФ в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности
прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;-определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;
-разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;
-подготовка предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
-подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;
-подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
-подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;
-подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;
-подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;
-решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.
Данный перечень задач является открытым и для выполнения этих задач Совет Безопасности наделен следующими функциями:
-рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
-подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;
-рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;
-подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности;
-организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;
-подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;
-подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;
-рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;
-анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
-рассмотрение вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
-принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее – научный совет при Совете Безопасности);
-организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией;
-организация научных исследований по проблемам стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.
Для эффективного выполнения своих полномочий Совет Безопасности должен оперативно и обосновано принимать решения, так в его полномочиях находится обеспечение общественного порядка и общественной безопасности граждан.
В настоящее время согласно законодательству в состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности (см. Приложение).
Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности. Он является постоянным членом Совета Безопасности. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса. В настоящее время постоянные члены и члены Совбеза назначаются на персональной основе (а не по должности). Число непостоянных членов Совета безопасности в разное время составляло от 7 (лето 1996 г.) до 19 (в 2001—2002 гг.) человек; все они имеют право совещательного голоса на заседаниях.
Деятельность Совета Безопасности обеспечивается Администрацией Президента Российской Федерации.
Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности. Аппарат Совета Безопасности возглавляет Секретарь Совета Безопасности, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности имеет заместителей Секретаря Совета Безопасности и помощников Секретаря Совета Безопасности, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Секретарь Совета Безопасности несет ответственность за обеспечение деятельности Совета Безопасности и исполнение принятых им решений.
Основные организационно-правовые формы работы Совета Безопасности – заседания, оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов – постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций.
Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе (как правило, один раз в квартал) по планам, утверждаемым Председателем Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности.
Для оперативного обсуждения вопросов обеспечения национальной безопасности Председатель Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности оперативные совещания (как правило, один раз в неделю).
В целях подготовки решений по стратегическим направлениям развития Российской Федерации и концептуальным проблемам в области обеспечения национальной безопасности, выносимых на заседания Совета Безопасности, Секретарь Совета Безопасности по согласованию с Председателем Совета Безопасности может проводить с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности совещания по стратегическому планированию.
Решения указанных заседаний и совещаний Совета Безопасности оформляются протоколами, которые утверждает Председатель Совета Безопасности.
За прошедшие годы предметом рассмотрения Совета Безопасности были вопросы, касающиеся практически всех областей обеспечения национальной безопасности страны. Принимаемые решения позволили принять оперативные меры по разрешению конкретных ситуаций, обеспечить проведение мероприятий, реализующих долгосрочные цели.
Совет Безопасности разрабатывал предложения по урегулированию кризисных ситуаций в различных регионах мира, затрагивающих интересы России, по другим проблемам международных отношений. На его заседаниях рассмотрены вопросы о перспективах отношений России и НАТО, нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.
Также приняты решения в области экономического обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, повышения роли России в обеспечении международной энергетической безопасности, технологической модернизации российской экономики, преодоления негативных тенденций в социальной сфере, улучшения демографической ситуации в стране, миграции населения. Разработан проект концепции демографического развития Российской Федерации.
Выработаны основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, Калининградской области, Каспийском регионе.
Решениями Совета Безопасности определены основные направления развития военной организации Российской Федерации до 2015 года, предусмотрены меры по формированию и эффективному функционированию мобильных, компактных, технически оснащенных Вооруженных Сил, повышению социальной защищенности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Одобрены основы военно-технической политики и концептуальные документы, определяющие долгосрочную политику в области развития оборонно-промышленного и научно-технического комплексов, в стратегически важных видах деятельности – морской, авиационной, космической, информационной, а также по ключевым направлениям обороноспособности: ядерному сдерживанию, противоракетной и противовоздушной обороне, управлению войсками, радиоэлектронной борьба и электронной компонентной базе.
В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и решением Совета Безопасности аппаратом Совета Безопасности развернута работа по подготовке новой редакции Военной доктрины Российской Федерации.
На заседаниях Совета Безопасности определены первоочередные задачи в области военно-технического сотрудничества, выработан комплекс взаимоувязанных мероприятий по обеспечению защищенности населения страны и критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.
Разработаны меры по защите национальных интересов Российской Федерации на государственной границе. Большое внимание уделялось таким вопросам, как: противодействие экстремистским проявлениям; борьба с преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ; противодействие транснациональным рискам и угрозам; выявление, предупреждение и ликвидация террористических угроз и конфликтных ситуаций; борьба с международным терроризмом и его проявлениями на территории Российской Федерации; противодействие финансированию терроризма. Это позволило скорректировать государственную политику в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом, минимизации и ликвидации возможных последствий терактов. Создана единая система антитеррористической деятельности под руководством Национального антитеррористического комитета.
Значительное место в деятельности Совета Безопасности занимает решение проблем постконфликтного строительства в Северо-Кавказском регионе. В результате принятых мер Чеченская Республика стала полноценным субъектом Российской Федерации, функционируют государственные и общественные институты, принята Конституция Республики. Решаются задачи восстановления ее социальной сферы и экономики, обеспечения общественной безопасности и правопорядка.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации аппаратом Совета Безопасности организована работа по обеспечению безопасности функционирования критически важных объектов информационной инфраструктуры, формированию системы международной информационной безопасности и подготовке Стратегии развития информационного общества в России.
Основными рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии, которые образуются в соответствии с главными задачами и направлениями деятельности Совета Безопасности. Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Персональный состав каждой межведомственной комиссии Совета Безопасности утверждается Секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, должностные лица которых включены в состав этой комиссии.
Межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют осуществлению стратегического планирования и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации федеральных программ в области обеспечения национальной безопасности и выполнения решений Совета Безопасности.
Решения межведомственных комиссий Совета Безопасности, утвержденные Секретарем Совета Безопасности, направляются в соответствующие органы и организации для рассмотрения с последующим уведомлением межведомственных комиссий Совета Безопасности о результатах этого рассмотрения и, при необходимости, о принятых мерах.
Научный совет при Совете Безопасности (далее – научный совет) функционирует с 1993 г. Он осуществляет научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности и способствует формированию научного фундамента национальной безопасности, включая целевую ориентацию отечественной науки на вопросы обеспечения национальной безопасности, выявление и системную интеграцию новых знаний в этой области, формирование методологических основ стратегического планирования.
Положение о научном совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.
Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности. Исполнение обязанностей председателя, заместителя председателя и членов научного совета осуществляется на общественных началах.
В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты.
Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности научного совета возложено на аппарат Совета Безопасности, информационно-справочное обеспечение – на федеральные органы государственной власти и организации, руководители (представители) которых входят в состав научного совета или участвуют в его работе, а также на аппарат Совета Безопасности.
Научный совет привлекается к экспертизе проектов нормативных, концептуальных, аналитических и иных документов по вопросам обеспечения национальной безопасности, к рассмотрению и оценке информации о состоянии национальной безопасности и об угрожающих ей факторах, к участию в подготовке аналитических и прогнозных материалов к заседаниям (совещаниям) Совета Безопасности и его рабочих органов, к обоснованию соответствующих проектов государственных решений. Так, в рамках научного совета подготовлен Прогноз развития Российской Федерации в перспективе на 10 – 15 лет.
Решения научного совета носят рекомендательный характер и учитываются в работе Совета Безопасности и его аппарата, а также могут быть направлены заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Основная работа сосредоточена в секциях научного совета. Количество секций и их состав, включая руководителей секций, утверждает Секретарь Совета Безопасности.
Сегодня усилия российского научного сообщества, представленного в научном совете, сосредотачиваются на концептуальных вопросах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. Наиболее актуальными задачами являются совершенствование методологии научного обоснования стратегии развития Российской Федерации, а также научная оценка мер по ее обеспечению перед лицом новых вызовов и угроз ХХI в.
Таким образом, можно сделать вывод. Совет Безопасности является одним из главных органов, который разрабатывает важнейшие концептуальные документы в области национальной безопасности. Необходимость постоянного анализа и стратегического планирования по всему комплексу вопросов безопасности, а также подготовки проектов решений Президента в соответствующих сферах предполагает существование при Президенте специального конституционного совещательного органа – Совета Безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в настоящее время приобретают особую остроту и актуальность, когда пересматриваются взаимоотношения личности, общества и государства, соотношение между правами, обязанностями и ответственностью граждан.
Охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обеспечивается в интересах народа, отвечает требованиям всех слоев общества, наций и народностей.
В своей работе я постаралась раскрыть понятия сущности общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Главная сущность общественного порядка в том, что это социально-правовая среда, урегулированная нормами права и морали, складывающаяся в отношениях между людьми в местах массового скопления. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При соотношении общественного порядка, правопорядка и общественной безопасности можно сделать вывод о том, что общественный порядок охватывает среди них более узкую сферу общественных отношений.
Компетенции государственных органов в области охраны общественного порядка и безопасности зависит от назначения и места, которое занимает оно в этой системе: чем выше звено системы, тем более широкой компетенцией обладает оно и его должностные лица. В работе были рассмотрены полномочия Президента и Совета Безопасности РФ.
Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в бое готовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны
Президент Российской Федерации издает указы по вопросам, относящимся к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; назначает на должность федерального министра внутренних дел и освобождает его от должности; принимает также другие меры, направленные на укрепление правопорядка и общественной безопасности.
Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Подводя итоги, с учетом всего сказанного в моей работе, я хотела бы выделить несколько самых важных, на мой взгляд, моментов. На сегодняшний день в руках Президента сосредоточены важнейшие функции по управлению страной, в том числе полномочия по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. В помощь ему функционирует Совет Безопасности РФ.
На мой взгляд, следует доработать существующее законодательство в данной сфере, вывести легальное понятие «общественного порядка», принять отдельный Федеральный Закон о Совете Безопасности, вести межгосударственное сотрудничество по вопросам безопасности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с поправками от 30.12.2008г.) //Российская газета.-1993.-25 дек.; 2008.-31 дек.
О военном положении: федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 5. – Ст. 375.
О Правительстве РФ: федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 29.01.2010) // Собрание законодательства РФ.–1997.–№ 51.–Ст. 5712.
О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) // Собрание законодательства РФ.–2001.–№ 23.–Ст. 2277.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.06.2010)//Российская газета.-2001.- № 256.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2010) // Собрание законодательства РФ.-1996.-№25.-Ст. 2954.
О безопасности: закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 15.
Об обороне: федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 05.05.2010) // Российская газета.-1996.-№ 106.
Вопросы Федеральной службы безопасности РФ : указ Президента РФ от 11.08.2003 г. № 960 // Российская газета.–2003.–№161.
Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации : указ Президента РФ от 07.06.2004 N 726 (ред. от 21.10.2008) //Собрание законодательства РФ.-2004.-№24.-Ст. 2392.
О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12.05.2009 N 53 Российская газета.-2009.-№ 88.
Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник Под ред. А. П. Коренева. М., 2003.
Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н.Административное право:Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. 816 с.
Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник для вузов- М.: Эксмо,2007.-448с.
Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства её обеспечения. М.: Щит-М, 1998.
Сапожников, А. И. Административно-правовой режим общественной безопасности.: Автореферат диссертации -М.,2006. -18 с.
Якунин Д. В. Организация административно-правовой охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: учеб. пособие / Д.В. Якунин. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2008. 253 с.
Андреев Г.В. Безопасность России в свете событий минувшего века // Право и безопасность.-2008.-№ 4.
Зарубин В. И. Понятие общественного порядка как объекта хулиганства Журнал российского права.-2001.-№ 8.-С. 27.
Мельников В.И. О правовом статусе Совета Безопасности Российской Федерации // Право и безопасность.-2009.-№ 1(30).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Состав Совета Безопасности Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2008 г. № 836, с изменениями согласно указов Президента Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 859, от 26 июня 2008 г. № 999, от 3 января 2009 г. № 3, от 2 июня 2009 г. № 612, от 6 февраля 2010 г. № 149, от 20 сентября 2010 г. № 1143 и от 7 ноября 2010 г. № 1382
Председатель Совета Безопасности Российской Федерации
МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич
Президент Российской Федерации
Постоянные члены Совета Безопасности Российской Федерации
БОРТНИКОВ Александр Васильевич
директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации
ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
ЛАВРОВ Сергей Викторович
Министр иностранных дел Российской Федерации
МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
НАРЫШКИН Сергей Евгеньевич
Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
НУРГАЛИЕВ Рашид Гумарович
Министр внутренних дел Российской Федерации
ПАТРУШЕВ Николай Платонович
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
ПУТИН Владимир Владимирович
Председатель Правительства Российской Федерации
СЕРДЮКОВ Анатолий Эдуардович
Министр обороны Российской Федерации
ФРАДКОВ Михаил Ефимович
директор Службы внешней разведки Российской Федерации
Члены Совета Безопасности Российской Федерации
ВИННИЧЕНКО Николай Александрович
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе
ИВАНОВ Виктор Петрович
директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
ИШАЕВ Виктор Иванович
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе
КЛЕБАНОВ Илья Иосифович
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе
КОНОВАЛОВ Александр Владимирович
Министр юстиции Российской Федерации
КУДРИН Алексей Леонидович
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации
МАКАРОВ Николай Егорович
начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации
ОСИПОВ Юрий Сергеевич
президент Российской академии наук
ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
ПРОНИЧЕВ Владимир Егорович
первый заместитель директора ФСБ России - руководитель Пограничной службы ФСБ России
РАПОТА Григорий Алексеевич
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
СОБЯНИН Сергей Семенович
мэр Москвы
ТОЛОКОНСКИЙ Виктор Александрович
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
УСТИНОВ Владимир Васильевич
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе
ХЛОПОНИН Александр Геннадиевич
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо Кавказском федеральном округе
ЧАЙКА Юрий Яковлевич
Генеральный прокурор Российской Федерации
ШОЙГУ Сергей Кужугетович
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.