Договор коммерческой концессии

получили закрепление некоторые качественно новые виды договоров, в частности, договор коммерческой концессии. Несмотря на относительно короткий срок истории его правового регулирования, данный вид соглашений устоялся на практике, получил дальнейшее нормативное развитие после принятия четвертой части ГК РФ.

Юридическая сущность данного договора состоит в том, что по нему одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (ст. 1027 ГК РФ)

По своим юридическим признакам договор коммерческой концессии можно охарактеризовать как консенсуальный, возмездный, двустороннее обязывающий, связанный с предпринимательской деятельностью, связанный с интеллектуальной собственностью и строгой юридической формы.

Для внешнего оформления соглашения о коммерческой концессии закон устанавливает достаточно строгие требования соблюдения обязательной письменной формы и государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Несоблюдение этих требований влечет ничтожность соглашения. Регистрация собственно договора коммерческой концессии сопровождается и регистрацией передачи тех исключительных прав, которые в ходят в его предмет как имущественных комплекс прав, в соответствующих реестрах. Исключение составляют права, не требующие регистрации.

Заключение договора коммерческой концессии предполагает согласование сторонами тех условий, которые в законе именуются существенными. Систематическое толкование общих положений о договоре и общих положений о лицензионном договоре, распространяемых и на договор коммерческой концессии позволяет указать как на существенные условия о предмете договора и о цене (размере вознаграждения). Иные условия договора – о сроке использования, о территории и проч. следует полагать обычными условиями.

Предметом договора коммерческой концессии является право на использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Вознаграждение может выплачиваться правообладателю пользователем в различных формах: в виде фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

Помимо существенных стороны могут согласовывать условия о сроках и территории использования исключительных прав. Данные условия предопределяют основные права и обязанности сторон, в том числе правовые ограничения по отношению к сторонам и к третьим лицам, которые вытекают из требований антимонопольного законодательства.

Обеспечение стабильности отношений в процессе исполнения договора закон предусматривает наделение пользователя преимущественным правом заключения договора на новый срок, сохранение договора коммерческой концессии в силе при перемене сторон и сохранение договора коммерческой концессии в силе в случае «выбытия» отдельных исключительных прав из переданного имущественного комплекса исключительных прав.

Передача исключительных прав порождает ответственность перед третьими лицами не только пользователя, но и самого правообладателя. При этом по требованиям, предъявляемым к пользователю, правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии или даже солидарную ответственность по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя

Закон не исключает права пользователя с согласия правообладателя уступать часть своих исключительных прав по договору субконцессии в рамках уже возникших первоначальных (основных) отношений. В отдельных случаях такая уступка является обязанностью пользователя.

Динамика договора (его изменение, прекращение, передача прав по соглашению о субконцессии) предполагает соблюдение процедур государственной регистрации. Договор коммерческой концессии имеет ряд общих черт с договорами иного рода – лицензионными, об уступке прав, аренды, доверительного управления имуществом.

Таким образом, договор коммерческой концессии по гражданскому законодательству России является относительно новым специальным видом договорного обязательства, по которому известный правообладатель комплекса исключительных прав получает возможность, не вкладывая дополнительных средств, продвигать на рынке свои товары (работы, услуги) посредством и усилиями одного или нескольких предпринимателей-пользователей исключительных прав.

Библиография


Нормативные правовые акты

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп.) // СПС «Гарант».

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 июля 2007 г.) // СПС «Гарант».

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»// СПС «Гарант».

Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-I (с изм. и доп.) – утратил силу с 1.01.2008г. // СПС «Гарант»

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изм. и доп.) – утратил силу с 1.01.2008г. // СПС «Гарант».

Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» (с изм. и доп. от 22 апреля 2005 г.) // СПС «Гарант».

Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. № 30 «О Порядке ведения Государственного реестра изобретений Российской Федерации» // СПС «Гарант».

Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. № 28 «О Порядке ведения Государственного реестра промышленных образцов Российской Федерации» // СПС «Гарант».

Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. № 31 «О Порядке ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации» // СПС «Гарант».

Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. № 29 «О Порядке ведения Государственного реестра полезных моделей Российской Федерации» // СПС «Гарант».

Приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. № 64 «О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных» (с изм. и доп.) // СПС «Гарант».

Приказ Минфина РФ от 12 августа 2005 г. № 105н «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)» // СПС «Гарант».

Литература

Бобков С.А Коммерческая концессия как институт в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2002. № 10.

Варданян М.Л. Франчайзинг как форма привлечения иностранных инвестиций в предпринимательской деятельности // Закон. 2006. № 9.

Гаврилов Э.П., Данилина Е.А. Комментарий к Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» М.: Экзамен, 2004.

Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Гражданское право: Учебник в 4 т. Том II. Полутом 1 / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004.

Гражданское право: Учебник в 4 т. Том 4. / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Гражданское право: Учебник. В 3 т. Том 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1999.

Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе Российской Федерации // Интеллектуальная собственность. 2001. №4. С.25-28.

Еременко В.И. О части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2007. № 4.

Зуйкова Л.П. Коммерческая концессия // Экономико-правовой бюллетень. 2007, № 4.

Зуйкова Л.П. Коммерческое обозначение // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4.

Зуйкова Л.П. Ноу-хау // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4.

Зуйкова Л.П. Товарный знак и знак обслуживания // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4.

Зуйкова Л.П. Фирменное наименование // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4.

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Инфра - М, 1998.

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 2. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт-Издат, 2006.

Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Под общ. ред. М.И. Брагинского. М.: Правовая культура, 1996.

Новосельцев О. Франчайзинг: История развития, правовое регулирование, оценка // Финансовая газета. 1999. № 21.

Оглоблина О.М., Тихомиров М.Ю. Образцы договоров по гражданскому законодательству Российской Федерации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд-во г-на Тихомирова М.Ю., 2003.

Орлова О.А. Договор франчайзинга // Право и экономика. 2003. № 7.

Орлова О.А. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров // Законодательство и экономика. 2003. № 6.

Панченко Т.М. Передача прав на объекты интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии // Аудиторские ведомости. 2007. № 3.

Погуляев В. Коммерческая тайна и ноу-хау // Эж-ЮРИСТ. 2004. № 18.

Постатейный научно-практический комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации / Под общ. ред. А.М. Эрделевского. М.: Библиотечка Российской газеты, 2001.

Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2003.

Смирнов С. Регистрация договоров коммерческой концессии// Корпоративный юрист. 2006. № 4.

Соколов Г.А. К вопросу о государственной регистрации договора коммерческой концессии // Законодательство. 2006. № 6.

Стажкова М.М. Договор франчайзинга: правовые основы, учет и налоги. М.: Статус-Кво 97, 2007.

Фридман В. Франчайзинг: характер сложный, неярко выраженный // Эж-ЮРИСТ. 2004. № 32.

Судебные акты

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 ноября 2005 г. № КГ-А40/11307-05 // СПС «Консультант Плюс».

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2004 г. № КГ-А40/7728-04 // СПС «Консультант Плюс».

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 декабря 2002 г. № КГ-А40/8364-02 // СПС «Консультант Плюс».

Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 133-О «О прекращении производства по делу о проверке конституционности статьи 33 Патентного закона Российской Федерации и абзацев 3 и 4 подпункта «л» пункта 1 Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров в связи с жалобой гражданина Котова Владимира Михайловича» // СПС «Гарант»


Приложение


Вариант

договора коммерческой концессии (франчайзинга)1


г. ______________ «_______» ___________________ 20______ г.

____________________________________________________________,

(наименование предприятия-правообладателя)

именуемое в дальнейшем «Правообладатель», в лице __________________________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании ___________________________________,

(устава, положения)

с одной стороны, и ___________________________________________,

(наименование предприятия-пользователя)

именуемое в дальнейшем «Пользователь», в лице __________________________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании ___________________________________,

(устава, положения)

с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

I. Предмет договора

1.1. Согласно настоящему договору Правообладатель обязуется предоставить Пользователю за вознаграждение на указанный в договоре срок право использовать в предпринимательской деятельности Пользователя комплекс принадлежащих Правообладателю исключительных прав, а именно: право на коммерческое обозначение Правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак и знак обслуживания.

1.2. Пользователь вправе использовать принадлежащий Правообладателю комплекс исключительных прав на (указать территорию).

1.3. Срок действия настоящего договора (указать срок).

1.4. Вознаграждение за пользование комплексом исключительных прав составляет (указать размер) и выплачивается в форме (определить варианты: фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых Правообладателем для перепродажи и др.) в следующие сроки: (указать сроки расчетов).

II. Обязанности Сторон

2.1. Правообладатель обязан:

а) передать Пользователю техническую и коммерческую документацию, предоставить иную информацию, необходимую Пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по настоящему договору, а также проинструктировать Пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

б) выдать пользователю в следующие сроки (указать сроки), следующие лицензии: (перчислить номера лицензий согласно государственной регистрации), обеспечив их оформление в установленном порядке;

в) обеспечить регистрацию настоящего договора в установленном порядке;

г) оказывать Пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

д) контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) Пользователем на основании настоящего договора;

е) не предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав, аналогичных настоящему договору, для их использования на закрепленной за Пользователем согласно подпункту 1.2 территории, а также воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории.

2.2. С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой Пользователем по настоящему договору, Пользователь обязуется:

а) использовать при осуществлении предусмотренной настоящим договором деятельности коммерческое обозначение Правообладателя, иные права следующим образом: (перчислить способы использования);

б) обеспечивать соответствие качества производимых им на основе настоящего договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно Правообладателем;

в) соблюдать инструкции и указания Правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется Правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых Пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

г) оказывать покупателям (заказчикам) дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у Правообладателя;

д) не разглашать секреты производства Правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

е) предоставить следующее количество субконцессий: (указываются)

ж) информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу настоящего договора;

з) не конкурировать с Правообладателем на территории, на которую распространяется действие настоящего договора.

III. Ответственность Правообладателя по требованиям, предъявляемым к Пользователю

3.1. Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к Пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) Пользователем по настоящему договору.

3.2. По требованиям, предъявляемым к Пользователю как к изготовителю продукции (товаров) Правообладателя, Правообладатель отвечает солидарно с Пользователем.

IV. Право Пользователя заключить настоящий договор на новый срок

4.1. Пользователь, надлежащим образом исполняющий свои обязанности, имеет по истечении срока настоящего договора право на его заключение на новый срок на тех же условиях.

4.2. Правообладатель вправе отказать в заключении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока настоящего договора он не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии и соглашаться на заключение аналогичных договоров коммерческой субконцессии, действие которых будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал настоящий договор.

V. Заключительные положения

5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и государственной регистрации.

5.2. Договор составлен в __________ экземплярах.

5.3. Адреса и банковские реквизиты Сторон: (указываются).

Подписи.

Печати.

1 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 2. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт-Издат, 2006 г. // СПС Гарант

2 Варданян М.Л. Франчайзинг как форма привлечения иностранных инвестиций в предпринимательской деятельности // Закон. 2006. № 9.

1 Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе Российской Федерации // Интеллектуальная собственность. 2001. №4. С.25-26.

1 Евдокимова В. Указ. соч. С.25.

2 Гражданское право: Учебник в 4 т. Т.4 // Под ред Е.А. Суханова. М.: Вольтерс Клувер, 2006. С.66.

1 См. библиографию – нормативные правовые акты № 6-11.

1 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 ноября 2005 г. № КГ-А40/11307-05 // СПС «Консультант Плюс».

2 См. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т.2. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., Проспект, 1999. С.633.

3 Там же.

1 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 декабря 2002 г. № КГ-А40/8364-02 // СПС «Консультант Плюс».

2 Панченко Т.М. Передача прав на объекты интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии // Аудиторские ведомости. 2007. № 3. С. 42.

1 См., например, Смирнов С. Регистрация договоров коммерческой концессии// Корпоративный юрист. 2006. № 4.; Соколов Г.А. К вопросу о государственной регистрации договора коммерческой концессии // Законодательство. 2006. № 6.

1 См. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т.2. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., Проспект, 1999. С.631-632.

2 Гражданское право: Учебник в 4 т. Том 4. / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2006. С.72-73.

1 Евдокимова В. Указ. соч. С.27.

1 Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2003. С.258-259.

2 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2004 г. № КГ-А40/7728-04 // СПС «Консультант Плюс».

1 Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 133-О «О прекращении производства по делу о проверке конституционности статьи 33 Патентного закона Российской Федерации и абзацев 3 и 4 подпункта «л» пункта 1 Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров в связи с жалобой гражданина Котова Владимира Михайловича» // СПС «Гарант».

1 См. Зуйкова Л.П. Коммерческая концессия; Коммерческое обозначение; Ноу-хау; Товарный знак и знак обслуживания // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4.

1 Орлова О.А. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров // Законодательство и экономика. 2003. № 6. С.68-69.

2 Бобков С.А Коммерческая концессия как институт в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2002. № 10. С.48.

1 Евдокимова В. Указ. соч. С.28.

2 См. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т.2. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., Проспект, 1999. С.635-637.

1 Составлен на основании вариантов, содержащихся в работе: Оглоблина О.М., Тихомиров М.Ю. Образцы договоров по гражданскому законодательству Российской Федерации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд-во г-на Тихомирова М.Ю., 2003.