Валютная система

дней с даты осуществления платежа в любой форме в пользу резидента. Резидент не вправе продлить срок оплаты требований нерезидента или обязательств последнего, а также каким-либо способом уменьшить сумму этих требований и обязательств.

Вместе с тем законодательство предусматривает возможность использования валютной выручки, поступившей в собственность или распоряжение резидента за границей, только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка. Предприятие, осуществляющее перевод валютной выручки, представляет уполномоченному банку информацию об операции, по которой поступили валютные средства.

Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривается возможность введения обязательной продажи резидентами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке. Действующая инструкция Центрального банка РФ предусматривает, что все российские юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, должны продать на валютном рынке 75% своей выручки, по курсу рубля, согласованному с уполномоченным банком, в течение семи календарных дней после ее поступления.

Не подлежит обязательной продаже экспортная выручка резидентов, представляющая собой: поступления в качестве взносов в уставный капитал, а также доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале; поступления от продажи фондовых' ценностей (акций, облигаций), а также доходы (дивиденды) по фондовым ценностям; поступления в виде привлеченных кредитов (депозитов, вкладов), а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты; поступления в виде пожертвований на благотворительные цели.

Кроме того, от нее освобождаются средства в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.


Валютные счета и валютные операции резидентов


В связи с существующим порядком обязательной продажи части валютной выручки российские юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями должны открывать в уполномоченных банках три счета: транзитный валютный; текущий валютный; специальный транзитный валютный.

Обязательная продажа валюты производится по поручению коммерческих организаций с их транзитных валютных счетов, на которые зачисляются в полном объеме их поступления в иностранной валюте. После обязательной продажи валютных средств с транзитных валютный счетов оставшаяся часть валютной выручки перечисляется на текущие валютные счета организаций. Средства, находящиеся на текущих валютных счетах, могут использоваться коммерческими организациями на любые цели, разрешенные действующим законодательством. На специальный транзитный валютный счет зачисляется иностранная валюта, купленная на российские рубли на внутреннем валютном рынке страны.

В настоящее время действует режим валютных счетов, согласно которому юридические лица вправе без ограничений по количеству и видам валют открыть счета в уполномоченных банках на территории РФ.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» предоставляет резидентам право иметь счета в иностранной валюте за пределами Российской Федерации, но только в случаях и на условиях, определяемых Банком России. В настоящее время действует лицензионный порядок открытия счетов резидентов за границей. При этом Центробанк РФ учитывает специфику проведения конкретных валютных операций, для осуществления которых и предполагается открыть соответствующий счет за границей. Учитывается также и возможность открытия такого счета в уполномоченных банках РФ. Условия, которые позволяют открывать валютные счета резидентов за рубежом, недостаточно четко определены, что создает ощутимые проблемы. Между тем руководители предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), оставившие средства в иностранной валюте на открытых без лицензии Центробанка РФ счетах за рубежом, могут быть привлечены даже к уголовной ответственности. Все эти проблемы с открытием валютных счетов за рубежом возникают и у предприятий с иностранными инвестициями, являющихся российскими резидентами.

В случае получения разрешения и открытия соответствующего счета за границей его владелец обязан представить отчетность по остаткам средств на счете, также информацию о процентах, полученных и переведенных в Российскую Федерацию во время отчетного периода. Сумма не должна превышать рабочие остатки, необходимые для осуществления операций, по которым открыт счет. Излишние суммы должны быть переведены в Российскую Федерацию.

Вместе с тем законодательством оговорен ряд случаев, когда валютная выручка, поступившая на счета за границей, не подлежит обязательному переводу. К ним относятся: валютные поступления резидентов, связанные с сооружением ими объектов на территории иностранных государств и представляющие собой оплату заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов (на период строительства); валютные поступления резидентов от их участия в фондовых операциях за границей, используемые для дальнейшего проведения этих операций и покрытия операционных расходов (на период проведения этих операций); валютные поступления резидентов от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за границей, предназначенные для покрытия расходов на их проведение (на период проведения этих мероприятий). После завершения строительства, проведения фондовых операций, выставок, спортивных и культурных мероприятий остаток средств в иностранной валюте в течение 30 дней от даты завершения соответствующих операций и урегулирования всех претензий к резиденту по сделкам должен быть переведен в уполномоченные банки РФ.

На территории Российской Федерации расчеты между резидентами осуществляются в национальной валюте. Она принимается без ограничений в оплату любых требований и обязательств. Использование иностранной валюты, а также любых платежных документов в иностранной валюте допускается только с разрешения Центробанка РФ, который определяет порядок и сферу их обращения. Использование в отношениях между резидентами иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте на территории РФ допускается в следующих случаях:

• в расчетах между экспортерами или импортерами, с одной стороны, и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями — с другой, в случаях, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;

• при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;

• при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции на экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров, а также при проведении расчетов между предприятиями в случаях, когда поставщик продукции использует импортные компоненты, в размере, не превышающем стоимость валютных компонентов более чем на 30%;

• при оплате расходов банковских учреждений и при проведении расчетов, связанных с получением коммерческого и банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем рынке.

Законодательство разрешает гражданам-резидентам и нерезидентам иметь в собственности валютные ценности, ввезенные или пересланные на территорию РФ из-за границы или приобретенные на территории Рф в соответствии с действующим законодательством, хранить их на счетах во вкладах в уполномоченных банках и использовать на цели, не запрещенные законодательством РФ. Нормы ввоза из-за границы и вывоза за границу физическими лицами наличной национальной валюты устанавливаются Центробанком РФ (с февраля 2000 г. норма вывоза иностранной валюты без Декларирования и представления банковских документов установлена в 1500 долл.).

В соответствии с законом резиденты и нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил. В настоящее время вывоз и пересылка валютных ценностей из России для резидентов и нерезидентов разрешены при соблюдении лицензионного порядка, т.е. для осуществления таких операций необходимо получение разрешения (лицензии).

Не требуется получение лицензии в следующих случаях:

• при осуществлении текущих валютных операций;

• при вывозе юридическими лицами-нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию капитала;

• при вывозе физическими лицами-нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию капитала.

Произведенный ранее ввоз валютных ценностей подтверждается декларацией или иным документом. В законе предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства. Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие эти положения закона, несут ответственность в виде взыскания в доход государства всех ценностей, полученных в нарушение закона.

При повторном нарушении, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства вышеуказанных сумм, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, взимаемых Центробанком РФ в соответствии с законами Российской Федерации; приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений; других санкций, установленных в Российской Федерации,

Особую проблему представляют валютные операции, связанные с движением капитала. В Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» сказано, что эти операции могут осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. Действующий в настоящее время порядок требует от резидентов получения лицензии на операции, связанные с вывозом капитала.

Для юридических лиц необходимый перечень документов для получения лицензий на вывоз капитала включает заверенные копии учредительных документов; технико-экономическое обоснование проекта, на осуществление которого направляются средства; копии аудиторского заключения; справки из обслуживающего банка и др.

Несмотря на жесткое валютное законодательство в области регулирования движения капитала, из России происходит значительная утечка капитала, при этом речь идет главным образом не о переводе средств из страны, а об оставляемой за рубежом части средств от осуществления внешнеторговых операций (путем занижения цен при экспорте, завышения цен при импорте, переводе средств под импорт, который фактически не осуществляется, и т.д.).

В мае 2001 г в Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» были внесены изменения, направленные на некоторую либерализацию валютного регулирования.

В частности, существенно расширен перечень видов переводов неторгового характера, которые относятся к текущим валютным операциям. Резиденты получили право иметь счета в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой, что важно для российских компаний, выполняющих работы по договорам международного строительного подряда. В целях поощрения экспорта машинотехнической продукции он выводится из общей системы валютного контроля, и теперь валютную выручку по такого рода экспортным контрактам можно возвращать не в срок до 90 дней, как это требуется при экспорте всех остальных товаров, а не более чем через три года (при строительных контрактах — не позднее чем через пять лет), что расширяет возможность экспорта машинотехнической продукции на основе предоставления кредита зарубежным покупателям..Российские граждане получили право в течение календарного года приобретать ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте на сумму, не превышающую 75 тыс. долл., поставив об этом в известность налоговый орган. Внесены и некоторые другие поправки, либерализующие валютный режим.

Валютные операции нерезидентов


Определенные особенности имеет режим валютных операций для нерезидентов, хотя они, как и резиденты, имеют право без ограничений ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка» нерезиденты получили доступ на внутренний валютный рынок.

По Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» нерезиденты могут открывать счета в иностранной валюте и рублях в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения этих счетов устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Для привлечения дополнительных средств из-за рубежа и оставления в России доходов, заработанных нерезидентами, был упрошен порядок открытия и ведения ими рублевых счетов в уполномоченных банках. Нерезиденты получили возможность использовать свои рублевые средства для инвестирования в российскую экономику.

Инструкция Центробанка РФ от 16 июля 1993 г. «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» определяла порядок открытия нерезидентами рублевых счетов. Нерезиденты могли открывать три типа счетов: «И», «Т» и «С».

Счета типа «И» (инвестиционные) предназначены для осуществления инвестиционной деятельности. Открытие таких счетов расширило возможности иностранного участия и инвестиционной деятельности и приватизации объектов государственной и муниципальной собственности.

Счета типа «Т» (текущие), открываемые на имя нерезидентов, позволяли им осуществлять текущие валютные операции, связанные прежде всего с внешней торговлей, а также содержанием в России различных представительств и их филиалов (дипломатических, торговых, банков и др.).

Счета типа «С» открывались для совершенствования допуска нерезидентов на внутренний рынок государственных ценных бумаг, должником по которым выступает Российская Федерация.

С начала 2001 г. в соответствии с Инструкцией Центробанка РФ от 12 октября 2000 г. для нерезидентов открываются в уполномоченных банках новые счета в валюте Российской Федерации: типа «К» (конвертируемый счет), типа «Н» (неконвертируемый счет) и типа «Ф» (счет физического лица). С использованием счетов типа «К» могут производиться операции по платежам в валюте Российской Федерации за иностранную валюту, проданную нерезидентами, платежи резидентов за продаваемые нерезидентами товары и услуги, уплата нерезидентами резидентам дивидендов, платежей по ценным бумагам, оплата резидентами акций, долей участия в капитале юридических лиц-нерезидентов, уплата нерезидентами сумм налогов, пошлин и других сборов, выплата резидентами сумм заработной платы и других видов оплаты труда нерезидентам и проч. К операциям, производимым с использованием счетов типа «Н», относятся платежи уполномоченных банков в валюте Российской Федерации за иностранную валюту, проданную нерезидентами, платежи резидентов за продаваемые нерезидентами товары и услуги, платежи за регулируемое нерезидентами недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации, и др. Физические лица-нерезиденты вправе снимать со своих счетов типа «Ф» наличную валюту Российской Федерации без ограничений, а зачислять ее на свои счета за счет продажи иностранной валюты, выплаты им резидентами заработной платы и других видов оплаты труда, алиментов, пенсий, наследства, пособий и т.д., неустоек и сумм возмещения убытков, выплаты процентов за пользование их денежными средствами, находящимися на счете «Ф», и др.

Действующий валютный режим для нерезидентов создает для них достаточно широкие возможности вложения капитала в российскую экономику. То обстоятельство, что иностранный капитал не очень активно идет в Россию, связан главным образом не с валютным режимом, а с другими факторами, определяющими российский инвестиционный климат. Вместе с тем до тех пор, пока российская экономика не будет стабилизирована, известные ограничения в валютном режиме, особенно в связи с вывозом капитала из страны, будут сохраняться.


Валютный рынок и валютный курс рубля


Либерализация внешнеэкономических связей и переход к рыночной экономике в России повысили роль валютного курса в развитии народного хозяйства. В условиях планово-распределительной системы хозяйствования валютный курс использовался в чисто расчетных целях и не оказывал сколь-нибудь серьезного влияния на экономику. В рыночном хозяйстве валютный курс оказывает непосредственное воздействие на эффективность экспорта и импорта, уровень благосостояния людей.

С 1 января 1992 г. вместо действовавшего в России официального коммерческого курса, который составлял 1,8 руб. за доллар США, были введены рыночный курс Центробанка РФ, основывавшийся на котировках Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), и коммерческий курс, применявшийся при обязательных продажах 40% валютной выручки предприятиями-экспортерами. Рыночный курс, согласно введенным с начала года правилам валютного регулирования, стал основным валютным курсом, обслуживающим экспорт (за исключением обязательной продажи по коммерческому курсу части валютной выручки от экспорта) и импорт.

С 1 июля 1992 г. были отменены коммерческий курс рубля, а также дифференцированные коэффициенты пересчета импортной стоимости товаров и введен единый плавающий курс рубля, определявшийся на базе котировок ММВБ.

Активизация рыночных реформ заметно способствовала развитию российского валютного рынка в направлении его унификации. Это стало не столько результатом искусственной (принудительной) ориентации на рекомендации Международного валютного фонда, сколько вполне объективным последствием расширения операций на легальном биржевом рынке. Резко сократился объем операций по валютному и товарному трансферту; экспорт капитала в портфельной форме стал осуществляться по курсам, совпадающим или близким к биржевому. Заработал в какой-то мере и валютный арбитраж: разброс безналичных курсов по регионам (в пределах России) существенно уменьшился.

Непосредственными участниками валютного рынка России стали уполномоченные коммерческие банки, которые получили лицензии Центробанка РФ на проведение операций с иностранной валютой. Это обычные внутренние лицензии, позволяющие банку осуществлять операции с иностранной валютой в пределах Российской Федерации, включая учреждение пунктов обмена валюты и открытие корреспондентских счетов в бывш. советских банках за границей; расширенные внутренние лицензии, по которым банки в дополнение к корреспондентским счетам в бывш. советских банках за границей получили возможность открыть шесть иностранных корреспондентских счетов и оперировать не более чем шестью валютами; общие лицензии, по которым банками выполняется полный объем операций с иностранной валютой, включая операции с портфелями ценных бумаг.

9 января 1992 г. была учреждена Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Она была организована как самостоятельное акционерное общество закрытого типа, акционером которой в числе прочих является Банк России. ММВБ получает комиссионные в долларах в размере 0,1% от чистой стоимости покупок рублей.

Центральный банк РФ участвует в работе ММВБ в основном в качестве продавца долларов, преследуя цель сгладить краткосрочные колебания валютных курсов. Время от времени Центробанк РФ закупает валюту на межбанковском рынке посредством прямых сделок вне аукционов. Между курсом покупки и курсом продажи Центробанка РФ не существует разрыва. Банк России объявляет валютный курс в полдень того дня, в который проходит аукцион. Он вступает в силу на следующий день и становится обязательным для всех отделений Центрального банка Российской Федерации.

Статус ММВБ как организационного центра внутреннего валютного рынка России существенно возрос с введением единого валютного курса (с 1 июля 1992 г.). Валютный курс, объявляемый Центральным банком Российской Федерации, является официально признанным и используется для бухгалтерского учета, налогообложения и таможенных платежей. Банк России котирует валютные курсы рубля для 39 валют и евро на основе соотношения рубля к доллару США и кросс-курса на рынке в день, предшествующий работе ММВБ. Центральный банк Российской Федерации предоставляет банкам, информацию о неконвертируемых валютах для бухгалтерского учета.

В настоящее время в Российской Федерации действует восемь межбанковских валютных бирж, среди которых наибольшее значение сохраняет Московская межбанковская валютная биржа, на которой осуществляется значительная часть биржевых сделок (около 80%) по купле-продаже иностранной валюты. Кроме ММВБ действуют Санкт-Петербургская, Сибирская (в Новосибирске), Уральская (в Екатеринбурге), Ростовская, Азиатско-Тихоокеанская (во Владивостоке) межбанковские биржи, Нижегородская валютно-фондовая биржа и Самарская межбанковская валютная биржа. Постепенно роль региональных бирж возрастает, так как местные экспортеры, ведущие свои счета в региональных банках, увеличили на региональных биржах продажу валютной выручки, особенно в условиях ужесточения валютного контроля.

Наряду с биржевым межбанковским валютным рынком действует внебиржевой валютный рынок, представляющий собой сделки по купле-продаже валюты между уполномоченными банками. Этот рынок имеет некоторые преимущества перед биржевым ввиду относительной дешевизны и более высокой оперативности расчетов. Существуют также форвардный и фьючерсный валютные рынки. Но их роль пока невелика.

В 1993 г. на валютном рынке России произошли существенные изменения. Упомянутым выше постановлением Правительства Российской Федерации от б марта 1993 г. к операциям по продаже валюты на внутреннем рынке разрешено подключаться нерезидентам. До этого иностранные фирмы могли продавать свою валюту только Центробанку РФ и только на цели содержания представительства. Теперь они могут продавать валюту на рынке (уполномоченному банку) для достижения любых, не противоречащих российскому законодательству целей.

На валютных биржах устанавливается рыночный курс, который зависит от спроса и предложения на иностранную валюту В месте с тем Банк России влияет на курс рубля прежде всего путем валютных интервенций (продажи иностранной валюты для недопущения резкого снижения курса рубля или, наоборот, покупки валюты для сдерживания резкого повышения курса рубля). Очевидно, что для таких операций Центробанк РФ должен иметь запасы иностранной валюты. Банк России влияет также на курс рубля путем установления процедуры работы валютной биржи, введения авансов для желающих купить валюту и др.

Поскольку в условиях инфляции многие стремятся держать свои сбережения в свободно конвертируемой валюте, и прежде всего в долларах, спрос на них на валютных биржах был достаточно большим и в результате рыночный курс рубля к доллару значительно ниже, чем паритет покупательной способности доллара к рублю, представляющий собой соотношение цен на основные товары и услуги в рублях и долларах.

Курс рубля к доллару в 1992 — начале 1995 г. практически постоянно снижался, правда, немного медленнее, чем темпы инфляции. И хотя курс рубля к доллару несколько приблизился к паритету покупательной способности, в декабре 1995 г., по оценке, он все же был в 1,85 раза ниже его.

В конце мая 1995 г. впервые за длительное время курс рубля к доллару стабилизировался и даже стал повышаться, что было обусловлено снижением темпов инфляции в стране и ростом спроса на финансовые инструменты, покупка которых более выгодна, чем вложения в доллары (например, в ГКО). Чтобы не допустить обвального изменения курса доллара по отношению к рублю, в совместном заявлении Правительства и Центрального банка Российской Федерации 5 июля 1995 г. впервые после введения плавающего курса рубля было объявлено об установлении диапазона изменения курса рубля до 1 октября 1995 г., затем продленного до 1 января 1996 г. с 4300 до 4900 руб. за доллар. С января 1996 г. оно было установлено в диапазоне 4450-5150 руб. за доллар, а с января 1997 г. — 5750-6350 руб. за доллар. Введение «валютного коридора» было направлено на обеспечение стабильности на валютном рынке и защиту интересов отечественных производителей и населения.

«Валютный коридор» сыграл позитивную роль с точки зрения укрепления положения рубля, снижения темпов инфляции, относительного уменьшения спроса на доллары и другие СКВ на внутреннем рынке. Однако есть и другая сторона проблемы. Относительное снижение курса доллара по отношению к рублю привело к росту внутренних цен, выраженных в долларах, что в сочетании с возраставшими транспортными расходами и сохранявшимися до 1 июля 1996 г. по ряду товаров экспортными пошлинами привело к росту общих затрат экспортеров по многим основным товарам российского экспорта по сравнению с мировыми ценами, что отрицательно сказалось на его динамике.

В 1998 г. положение на валютном рынке России резко ухудшилось. Рост государственной задолженности в форме ГКО и других государственных ценных бумаг требовал все больших сумм на покрытие обязательств и выплату процентов по ним. Значительное снижение цен на нефть и газ, металлы и другие товары традиционного российского экспорта привело к снижению доходов по нему и соответственно доходов российского бюджета. Отголоски финансового кризиса в Юго-Восточной Азии ослабили доверие иностранных вкладчиков к российским ценным бумагам. Иностранцы начали массовый сброс российских ценных бумаг Попытки Центробанка РФ в этих условиях поддерживать курс рубля были ошибочными. Сократились золотовалютные резервы Банка России. Получение кредита от МВФ не спасло ситуацию.

17 августа 1998 г. правительство объявило об отказе выплачивать суммы в покрытие долгов по государственным ценным бумагам. Пирамида ГКО рухнула. Был отменен «валютный коридор», и Центробанк РФ отказался от поддержки курса рубля. В результате рыночный курс рубля к доллару начал стремительно падать и к концу 1998 г. снизился по сравнению с началом августа того же года почти в четыре раза.

События августа 1998 г, названные в прессе дефолтом (банкротство), оказали противоречивое влияние на российскую экономику. С одной стороны, это повлекло за собой резкое повышение цен на импортные товары, за которыми «потянулись» цены на отечественные товары, что дало сильной толчок росту инфляции. С другой стороны, удорожание импорта создало благоприятные условия для выхода на рынок товаров отечественного производства, что способствовало его росту, особенно в 1999 г.Рост цен на нефть и другие товары российского экспорта с начала 1999 г. и особенно в 2000 г. способствовали улучшению положения российского рубля. В этих условиях Центробанк РФ проводил политику стабилизации курса рубля.


Валютный контроль


Ввиду значительных размеров незаконной утечки валюты за рубеж, достигающей 20 млрд долл. в год, предпринимаются шаги по усилению валютного контроля. С 1 января 1994 г. вступила в действие инструкция Центрального банка и Государственного таможенного комитета РФ о валютном контроле. Суть разработанного порядка контроля состоит в том, что в единую цепочку «завязываются» экспортер, уполномоченный банк, обслуживающий экспортную сделку, таможенное учреждение, контролирующее вывоз товара, Центробанк РФ и его территориальные управления.

Экспортная операция начинается с оформления паспорта сделки, который является базовым документом валютного контроля. Он подписывается экспортером и уполномоченным банком, который берет на себя функцию валютного контроля, а экспортер обязуется осуществлять расчеты по контракту через уполномоченный банк.

Копия паспорта сделки представляется для таможенного оформления. Без этого товар не пересечет границу. На основании паспорта сделки оформляется учетная карточка таможенного валютного контроля. В ней содержится информация об отгрузке; товара, о банке, в который должна поступить выручка, и о сроках ее поступления. Учетная карточка направляется в уполномоченный банк. С этого момента контроль за поступлением выручки осуществляет банк, который сообщает экспортеру о поступлении учетной карточки. Банки обязаны вести специальные журналы учета документов по валютному контролю. В строго установленный срок уполномоченный банк должен вернуть заполненную карточку в таможенный комитет, где ее данные вводятся в вычислительный центр. На основе данных таможенных органов и банка выясняется, когда ушел груз из России, поступила или нет выручка и соответствует ли полученная сумма стоимости отгруженного товара. Информация представляется в органы валютного контроля: Правительство, Центробанк, Государственный таможенный комитет РФ, а также в Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Банк, позволивший экспортеру скрыть валютную экспортную выручку, подвергается штрафу в размере всей сокрытой экспортной выручки.

Сокрытой выручкой в иностранной валюте считаются суммы, выплаченные гражданам в наличной иностранной валюте (командировочные расходы, заработная плата нерезидента и т.п.) из выручки, полученной предприятием от реализации товаров за иностранную валюту, до сдачи ее в уполномоченный банк. Сокрытой также считается выручка, полученная резидентом при реализации от своего имени товаров, ранее ввезенных по договорам консигнации и договорам. о совместной деятельности, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории России.

Если валютная выручка не была отражена в бухгалтерском учете предприятия, то она является сокрытым доходом, что влечет за собой применение санкций, предусмотренных налоговым законодательством, включая взыскание всей суммы сокрытого дохода в иностранной валюте.

Однако если наложение штрафов за сокрытие валютной выручки способно вызвать резкое ухудшение финансового состояния предприятия, влекущее за собой длительное приостановление его производственной деятельности или его банкротство, то налоговым органом может быть принято решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате штрафов. Ходатайства о полном или частичном освобождении от уплаты штрафов за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках налоговыми органами не рассматриваются.

С 1 января 1996 г. такой же порядок был введен для контроля за , движением валюты при совершении импортных операций, имея в виду недопущение перевода валюты за рубеж без соответствующей поставки товаров или услуг. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 206 «О мерах по усилению и развитию валютного контроля . в Российской Федерации» МВЭС России было поручено разбираться со всеми случаями неполучения товаров, за которые были переведены валютные средства, или невозврата неотоваренных средств и принимать по ним соответствующие решения.

Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» установлен новый порядок оформления таких сделок, при котором экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки. Вывоз товаров при бартерной сделке должен сопровождаться обязательным ввозом товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачислением на счета в уполномоченных банках валютной выручки в соответствующих размерах. Контроль за этим возложен на Государственный таможенный комитет и Министерство финансов РФ, а МВЭС России было поручено давать заключение об обстоятельствах, повлекших несоблюдение условий бартерных сделок.

Предпринимаются шаги по установлению контроля за ценами при экспорте и импорте, в том числе при бартерных сделках. Такого рода действия осуществляются Государственным таможенным комитетом РФ на основе статей Закона РФ «О таможенном тарифе», в которых речь идет о таможенной стоимости товаров.

Усиливается также контроль за валютными счетами тех российских предприятий, которым разрешено их иметь за рубежом. С 1 января 1994 г. на территориальные органы Центробанка РФ возложено осуществление функций валютного контроля за предприятиями-экспортерами, имеющими разрешение Банка России на открытие счетов в зарубежных банках.


Вывод


1. В России, как и в других странах мира, существует развитая система валютного регулирования, основанная на валютном законодательстве. В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» — основном законодательном акте в этой области внешнеэкономической политики — дается определение валютных ценностей, понятий «резидент» и «нерезидент», текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала, и др.

2. Существенное значение в валютном регулировании имеет выделение банков, которые могут осуществлять валютные операции. Центральный банк Российской Федерации, играющий ведущую роль в проведении единой валютной политики, дает разрешение на проведение международных расчетов уполномоченным банкам.

3. Для осуществления текущих валютных операций (за некоторыми исключениями) не требуется получение специального разрешения. Для осуществления всех валютных операций, связанных с движением капитала, необходимо получение лицензии