Валютная система

а МВФ призван усилить межгосударственное валютное регулирование.

Как показала практика последних лет, денежно-кредитная политика стран оказалась не столь независима при плавающих курсах валют, как на это рассчитывали авторы Ямайского соглашения.

С 1976 г. в США начала проводиться масштабная экспансионистская политика. Это привело к обесценению доллара, что означало удорожание немецкой марки и японской иены и оказывало дефляционное давление на экономику Германии и Японии, переключая совокупный спрос с экспорта этих стран на экспорт США. Для противодействия этому Бундесбанк и Банк Японии проводили значительные интервенции на валютном рынке, скупая доллары и выпуская в обращение собственные денежные знаки. Это указывает на то, что правительства не могут проявлять безразличие к поведению валютных курсов. Они неизбежно жертвуют частью своей автономии, стремясь предотвратить неблагоприятные для национальной экономики изменения валютного курса. Однако к таким действиям правительства значительно реже прибегают при плавающем курсе, чем' при фиксированном. К тому же негативные последствия интервенционистской политики при плавающем курсе, как правило, менее обременительны для национальной, экономики.

Тем не менее важнейшая черта Ямайской валютной системы — нестабильность международных расчетов в связи с постоянными колебаниями валютных курсов отдельных стран, что заставляет всех участников международных экономических связей прибегать к страхованию валютных рисков, нести значительные расходы. Страны также вынуждены нести затраты на поддержание курсов своих валют путем валютной интервенции. Международный валютный фонд, который получил полномочия по надзору за валютной политикой стран-членов, предпринимает усилия к стабилизации валютных курсов и сбалансированности платежных балансов, для чего расширены масштабы взаимных кредитов стран — членов МВФ. Тем не менее, нестабильность валютных курсов остается серьезной проблемой всей системы международных экономических отношений. Попытка ее решения в рамках координации валютной политики ведущих промышленно развитых стран, и, прежде всего «большой семерки», хотя и дает определенные текущие результаты, но не решает ее кардинально, что ставит вопрос о дальнейшем реформировании современной международной валютной системы.

Решения, принятые в Кингстоне, были направлены прежде всего на демонетизацию золота, т.е. вытеснение золота из международных расчетов, лишение его денежных функций. В этих целях была подтверждена отмена официальной цены на золото. Теперь цена на золото, как и на любой другой товар, должна складываться на рынке. На '/З. сокращался золотой запас МВФ, и впредь страны — члены МВФ не должны были вносить часть своей квоты в МВФ в золоте. Имелось в виду, что страны также откажутся от золота как валютного резерва и не будут выражать в золоте курс своих валют. Как уже говорилось выше, в главный резервный актив международной валютной системы намечалось превратить искусственную валюту - специальные права заимствования (СДР), выпускаемую МВФ. Но на самом деле за политикой демонетизации золота скрывались интересы США, которые считали, что им таким путем удастся сохранить за долларом роль основной международной валюты.

Отказ от твердых валютных паритетов и признание системы плавающих курсов валюты означали, что в этой области верх взяли рыночные методы валютного регулирования. «Отцы» валютной реформы понимали, что при отсутствии единства в экономической политике амплитуда колебаний курсов валют примет масштабы, которые могут иметь тяжелые последствия для мировой торговли, поэтому им ничего не оставалось, как призывать страны — члены МВФ к увязке внутренней и внешней экономической политики.

Повышение роли рыночных форм регулирования усилило нестабильность и неустойчивость в международных расчетах. Демонетизация золота, продажа части золота из запасов МВФ преследовали цель снизить цены на золото. Но этого сразу не произошло. Мировая цена на золото в январе 1980 г. достигла 850 долл. за унцию. В дальнейшем под влиянием кризиса 1980-1982 гг., уменьшения промышленного потребления золота и его закупок тезавраторами (накопителями золота в виде сокровищ) в странах Ближнего и Среднего Востока, а также высоких процентных ставок и роста курса доллара цена на золото, выраженная в долларах, снизилась. Тем не менее, современный уровень цены на золото почти в 9 раз превышает старую официальную цену на него. Несмотря на призывы МВФ, многие страны продолжают сохранять золото как валютный резерв. Если на конец 1985 г. в резервах валютных органов семи основных промышленно развитых стран находилось 569,8 млн. унций золота, то в июле 1999 г. золотые резервы этих стран составили 598,5 млн. унций. Общие золотые запасы всех стран мира на указанную дату составили 947 млн. унций.

Особую роль в усилении валютной неустойчивости играли и продолжают играть транснациональные корпорации, которые, используя изменения валютных курсов, ставок процента, перебрасывают огромные суммы свободных средств из одной страны в другую. Деятельность ТНК на валютных рынках стала одной из причин усиления нестабильности последних. В условиях отсутствия должного международного регулирования валютно-финансовой сферы доходы ТНК от чисто валютных операций достигают огромных размеров.

Западные экономисты видели во введении системы плавающих курсов чуть ли не панацею от всех бед. Считалось, что плавающие курсы помогут покончить с инфляцией, но она сохраняется. В известной мере система плавающих курсов даже подстегивает ее, подтягивая страны с низким уровнем инфляции к более высокому уровню. Не оправдываются надежды и на выравнивание платежных балансов. Большая разница в процентных ставках приводит к значительному движению краткосрочных капиталов («горячих денег») между странами, чему плавающие курсы также не смогли противостоять.

Вместе с тем плавающие курсы вызвали серьезные трудности в деятельности банковских учреждений, государственных финансовых органов, поскольку в условиях неустойчивости валютных курсов многие клиенты предпочитают покупки валюты на срок. В случае, когда та или иная валюта проявляет признаки слабости, сделки на срок заключаются в огромных масштабах.

Неустойчивость курсов валют, характерная для современной валютной системы, отрицательно сказывается на развитии международной торговли, всей системе международных расчетов, что порождает стремление к их большей стабильности. Именно под этим углом зрения следует рассматривать создание в 1979 г. Европейской валютной системы (ЕВС), а затем и введение европейской валюты — евро.

На регулярно проводимых совещаниях глав государств и правительств семи ведущих держав много говорится о необходимости выравнивания курсов валют, проведения согласованных действий с целью устранения «валютных вихрей». Однако при этом каждая страна защищает свои интересы.


Роль золота в мировой валютной системе


Как уже отмечалось, мировая валютная система, сложившаяся после Второй мировой войны, до известной степени отвечала потребностям и условиям развития экономики Запада. Золотой стандарт соответствовал лишь определенной стадии развития капитализма, а переход к бумажноденежному обращению и кредитным деньгам представлял собой эволюцию денежной системы капитализма, ее приспо собление к изменяющимся условиям мирового развития. Эта проблема широко обсуждалась в отечественной экономической литературе.

Дискуссию по вопросу о потере золотом роли всеобщего эквивалента открыл С.М. Борисов своей книгой «Золото в экономике современного капитализма» (1-е изд. — 1960 г.; 2-е изд. — 1984 г.). По его мнению, в эпоху неразменных бумажных денег и огосударствления металлических запасов монетарная роль золота не только ограничивалась сферой международных расчетов, но и занимала в этой сфере уже в 60-е гг. скромное место. Точку зрения о постепенной утрате золотом денежных функций под влиянием объективных факторов экономического развития и в результате государственного регулирования поддержали А.В. Аникин, О.С. Богданов, ГГ. Матюхин, Г.П. Солюс, Я.А. Певзнер, В.М. Усоскин, позднее В.Н. Шенаев, P.M. Энтов, А.Д. Хандруев и другие ученые. Таким образом, в процессе дискуссии выявилось, что большая группа отечественных экономистов признавали объективность процесса демонетизации золота, хотя и считали его незавершенным.

Но им возразили другие авторы, в частности М.Ю. Бортник, А.С. Гальчинский, И.Д. Злобин, И.И. Конник, Я.А. Кронрод, Б.В. Майоров, А.И. Стадниченко, выступавшие с позиций сохранения за золотом прежних монетарных функций.

Введение Ямайской валютной системы усилило аргументы тех, кто говорил о демонетизации золота. Вместе с тем многие исследователи отмечают, что вытеснение благородного металла из международного валютного механизма пока еще не завершилось окончательной его демонетизацией. ГГ. Матюхин в этой связи отмечал, что золото и ныне может считаться одной из форм мировых денег (хотя и исчезающей). По мнению Д.В. Смыслова, неопределенность положения в мировой валютной системе пока не дает возможности достаточно четко охарактеризовать его ни как окончательную демонетизацию золота, ни как сохранение за ним прежней роли. А.В. Аникин считает тенденцию к демонетизации золота основной и длительной, но вместе с тем подчеркивает, что этот процесс нельзя признать завершенным. По его мнению, можно полагать, что золото не утратило роли военно-стратегического резерва, разумеется, не как сырье, а как всеобщее платежное средство, как резерв мировых денег.

Несмотря на внесение в новый Устав МВФ положений, направленных на вытеснение золота из международной валютной системы, официальные и частные золотые резервы сохраняются и воплощают всеобщую материализацию общественного богатства.


Роль МВФ в мировой валютной системе


Хотя в современной валютной системе основную роль играет рыночное регулирование, существенное место в ней занимают национальные государственные и наднациональные формы регулирования. Применение наднационального регулирования связано, прежде всего с Международным валютным фондом, который был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. и начал функционировать с марта 1947 г. В настоящее время членами МВФ являются 182 страны; Россия — член МВФ с 1992 г.

Официальная цель создания МВФ — содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем устранения валютных ограничений, предоставление государствам-членам валютных займов для выравнивания платежных балансов и установления норм регулирования валютных курсов.

Первоначально в рамках Бреттон-Вудской валютной системы МВФ стремился к поддержанию устойчивых курсов валют стран-членов, выраженных в золоте или долларах (страны-члены не имели права изменять паритеты своих валют более чем на 10% без санкций МВФ и допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше ±1%, а с декабря 1971 г. свыше ±2,25%). После крушения этой системы, отмены фиксированных паритетов валют и введения плавающих валютных курсов в соответствии с поправками, внесенными в Устав МВФ, он осуществляет наблюдение за курсами валют.

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств-членов в соответствии с установленной для каждого из них квотой, которая определена в зависимости от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и торговле. На начало 1998 г. капитал МВФ составлял 199 млрд долл. Принято решение о его увеличении до 288 млрд долл. Наибольшие квоты имеют США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония, Италия и Канада.

Руководящие органы МВФ — Совет управляющих и Директорат. Совет управляющих — высший орган, решающий принципиальные вопросы. В него входят министры финансов или управляющие центральными банками государств-членов, которые ежегодно собираются на сессии. Исполнительный орган — Директорат, в который на постоянной основе входят представители стран с наибольшей квотой. Директорат назначает директора-распорядителя. В руководящих органах МВФ каждая страна имеет 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тыс. СДР квоты. С учетом квоты в капитале МВФ на долю «семерки» приходится 45% голосов, в том числе на долю США — 18%. Штаб-квартира МВФ размещается в г. Вашингтоне.

Для выравнивания платежных балансов государств-членов МВФ предоставляет им кредиты в иностранной валюте в форме ее продажи за национальную валюту. Кредиты погашаются путем покупки национальной валюты за иностранную валюту. Кредиты МВФ подразделяются на несколько видов в зависимости от причин, вызвавших несбалансированность платежного баланса. Обычный кредит МВФ предоставляется для преодоления временных трудностей платежного баланса на срок до 1 года (с возможностью продления до 4-5 лет). Эти кредиты выделяются при условии, что наличие национальной валюты в МВФ в течение года не должно возрастать более чем на 25% квоты и в общем объеме не превышать 200% квоты.

Для получения кредита в больших размерах страна-заемщик должна заключить соглашение «стэнд-бай» (Stand arrangements) о получении кредита на срок до 12мес. (в отдельных случаях до 3 лет), в течение которого она имеет право получить иностранную валюту в обмен на национальную в пределах заранее оговоренной суммы. Кредит выдается по частям (траншами) при условии выполнения страной-заемщиком условий выполнения стабилизационной программы.

Международный валютный фонд предоставляет также кредиты для компенсаций временного сокращения экспортной выручки по не зависящим от страны-заемщика причинам, «буферные» (стабилизационные) кредиты для финансирования запасов сырья в условиях неблагоприятной для него конъюнктуры на мировых рынках. С середины 70-х гг. в МВФ созданы специальные фонды, в частности фонд Витте-веена (директор-распорядитель МВФ в 1973-1978 гг.), формируемый за счет ресурсов ведущих промышленно развитых государств, а также нефтедобывающих стран и выделяемый странам, имеющим значительный дефицит платежного баланса и исчерпавшим возможности получения обычных ссуд МВФ. Кредиты МВФ Российской Федерации, в том числе на условиях «стэнд-бай», в 1992-1995 гг. составили около 5 млрд. долл. Было заключено соглашение о предоставлении Российской Федерации в 1996-1998 гг. кредита на сумму 10,2 млрд. долл., который поступал траншами. Во время финансового кризиса в августе 1998 г. МВФ выделил России кредит в сумме 4,8 млрд. долл.

В последнее время деятельность МВФ подвергается критике со стороны мировой общественности, особенно развивающихся стран. Дело в том, что, предоставляя займы на оздоровление экономики, МВФ выдвигает для всех стран, как правило, примерно одинаковый пакет требований, который включает приватизацию крупных предприятий, либерализацию цен и внешней торговли, жесткую денежно-кредитную политику для стабилизации валюты, прекращение субсидирования убыточных предприятий, минимизацию бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ и повышения налогов, девальвации валюты. В большинстве случаев выполнение этих требований не только не способствует улучшению состояния экономики, а, наоборот, ведет к падению производства, обострению социальных конфликтов.

Во время финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии деятельность МВФ стала фактически дестабилизирующим фактором. Его стандартные требования, как правило, направлены на борьбу с расточительством государства. В данном случае кризисы в странах этого региона были связаны не с бюджетными проблемами, а с состоянием банковского сектора. «Пакет мер» по спасению экономики Таиланда, Индонезии, Южной Кореи в действительности обострял экономическую, социальную и финансовую ситуацию в этих странах. Провал «пакета помощи» Бразилии в размере 41,5 млрд долл., предоставленного в ноябре 1998 г., окончательно дискредитировал меры, на которых настаивает МВФ.

Поскольку главными причинами кризисов в Юго-Восточной Азии, Бразилии и в значительной мере в России (в августе 1998 г.) были спекулятивные атаки на национальную валюту, бегство капитала, многие эксперты считают, что развивающимся странам-должникам в случае возникновения таких ситуаций надо дать право устанавливать в одностороннем порядке ограничения на операции с капиталом. По этому пути во время кризиса 1997 г. пошла Малайзия, что позволило ей смягчить остроту финансовой ситуации в стране. Некоторые западные экономисты идут дальше, предлагая вообще пересмотреть основу современной валютной системы — механизм плавающих курсов валют. События последних лет поставили в повестку дня реформирование МВФ, так как он оказался не в состоянии предотвратить частые взлеты и падения валют, что чревато обострением кризисов в мировой экономике, охватывающих многие страны.

Выводы


1. При изучении международной валютной системы обычно выделяют три периода, или стандарта: золотой, золотовалютный и валютный. Самый простой стандарт — золотомонетный, когда деньги любой страны представлены в виде золотых монет. В более сложной и реальной системе золотого стандарта деньги представлены как монетами, так и бумажными банкнотами, которые центральный банк должен быть готов обменять на золото. При совершении международных торговых операций обменный курс между двумя валютами определялся как соотношение двух денежных единиц по количеству содержащегося в них чистого золота (паритетный курс). Если страна была вынуждена перемещать свои золотые резервы, то восстановление равновесия при золотом стандарте достигалось в результате действия автоматических регуляторов, которые имела эта система. Основу этих регуляторов составлял механизм цен.

2. По мере приближения окончания Второй мировой войны активизировались переговоры относительно новой международной валютной системы. Окончательное соглашение было достигнуто на международной конференции в небольшом городке Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хэмпшир) в июле 1944 г. В основу Бреттон-Вудской системы был положен золотой стандарт, но доллар выступал в качестве его полноценного заменителя и рассматривался как резервная валюта. Курсы других валют были установлены по отношению к доллару США на основе фиксированных паритетов, а доллар должен был сохранять свою неизменную цену: 35 долл. за одну тройскую унцию золота. Страны могли хранить свои резервы в золоте и долларах, а Федеральная резервная система США была обязана по первому требованию центральных банков конвертировать доллары в золото. Таким образом, Бреттон-Вудская система представляла собой золотовалютный стандарт с долларом в качестве главной резервной валюты. В 70-х гг. большинство индустриальных стран перестали поддерживать ориентацию своих валют на единый стандарт, что означало конец эры фиксированного курса.

3. Валовой национальный продукт стран рос очень быстро после войны, но еще быстрее рос объем внешней торговли. Кроме того, значительно увеличилась международная мобильность капитала. Все это требовало значительных запасов международных резервов, но они были ограниченны, что привело к возникновению проблемы международной ликвидности. Объем золотых резервов был ограничен физическим количеством этого металла. Реальным источником роста резервов служило увеличение объема резервной валюты, прежде всего долларовых активов. Этот процесс вызвал рост дефицита платежного баланса США и накопление резервной валюты другими странами. Доллар неизбежно стал терять свою привлекательность. К концу 60-х гг. обязательство США конвертировать доллары иностранных центральных банков в золото де-факто было отменено, хотя де-юре оставалось. В начале 70-х гг. был осуществлен переход к системе плавающих курсов, что означало крах Бреттон-Вудской валютной системы.

4. Соглашение, достигнутое на совещании стран — членов МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г., положило начало новой международной валютной системы, получившей название Ямайской. Основой этой системы были объявлены специальные права заимствования (СДР), но ведущую роль в ней практически играет доллар США. Решения в Кингстоне направлены на демонетизацию золота. Отменены официальная цена золота и золотые паритеты. Международное признание получил режим плавающих курсов. Однако повышение роли рыночных методов валютного регулирования усилило неустойчивость и нестабильность в международных расчетах.


Валютное регулирование и валютный рынок в России


Во всех странах мира валютное регулирование составляет особую часть системы регулирования внешнеэкономических связей. Задачи валютного регулирования в России — поддержание курса с учетом обеспечения конкурентоспособности российских товаров и пропорций платежного баланса, борьба против утечки капитала.

В России, как и в других странах мира, в основе государственного валютного регулирования лежит валютное законодательство. Оно закрепляет принципы организации валютных отношений, порядок ввоза и обращения на территории страны валютных ценностей, совершения переводов и платежей в иностранной валюте, определяет компетенцию различных органов в области осуществления валютной политики и валютного контроля.

На систему валютного регулирования влияют также международные договоры России, в которых устанавливаются общие условия расчетных отношений со странами дальнего зарубежья, государствами — членами СНГ, определяются соответствующие системы расчетов (клиринг, в свободно конвертируемой валюте). Договоры, заключаемые на межведомственном уровне (например, между центральными банками) детализируют положения межправительственных соглашений и определяют порядок расчетов, ведения банковских счетов и т.д.

В соответствии с действующим российским законодательством, и прежде всего Законом РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», к валютным ценностям, подпадающим под юрисдикцию валютных органов, относятся:

иностранная валюта — денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве |или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обра-щен'ия, но подлежащие обмену денежные знаки, средства на счетах в

денежных единицах иностранных государств и международных денежных и расчетных единицах;

ценные бумаги в иностранной валюте — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.);

фондовые ценности (акции, облигации, купоны к ним и т.п.) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

драгоценные металлы — золото, серебро, платина. И металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий;

природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий.

В валютном регулировании широко применяются понятия «резидент» и «нерезидент». Этими понятиями определяется, юрисдикции какого государства подчиняется данное физическое или юридическое лицо, и соответственно устанавливается, каким образом регулируется деятельность такого лица на территории рассматриваемого государства. Например, если физическое лицо постоянно проживает на территории данного государства, то оно относится к резидентам. Если это временно оказавшийся в данной стране иностранец, то он рассматривается как нерезидент. Такое разграничение субъектов экономической деятельности на резидентов и нерезидентов очень важно, так как от него зависит применение определенных норм валютного законодательства по отношению к конкретному лицу.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» к резидентам относит:

физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящихся за ее пределами;

юридических лиц (предприятия и организации), созданных в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в России;

предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в России;

дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов.

К нерезидентам относятся:

физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в России;

юридические лица (предприятия и организации), созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

находящиеся в России филиалы и представительства нерезидентов — физических и юридических лиц.

Следует отметить, что основным признаком, позволяющим относить юридических лиц к резидентам или нерезидентам, вляется не принадлежность к отечественному или иностранному капиталу, а факт регистрации или нерегистрации в России7 по действующему законодательству. Поэтому коммерческие организации с иностранными инвестициями, в том числе полностью (на 100%) принадлежащие иностранным инвесторам, зарегистрированные в России, являются российскими резидентами, а филиалы и представительства иностранных фирм в России, зарегистрированные за рубежом, являются нерезидентами. В то же время предприятия и организации, принадлежащие российскому капиталу, но зарегистрированные и действующие за рубежом, а также их филиалы и представительства в России рассматриваются российским законодательством как нерезиденты. Действующие за рубежом филиалы и представительства коммерческих организаций (включая компании с иностранными инвестициями), зарегистрированных в России, рассматриваются как резиденты.

Центральный банк РФ играет ведущую роль в проведении единой валютной политики. На него возложены функции по организации международных расчетов России. Он котирует курс рубля к иностранным валютам, участвует (совместно с правительством) в разработке валютной политики страны, представляет интересы России в отношениях с центральными банками других государств и в международных валютно-финансовых организациях.

Все операции с валютными ценностями регламентируются упомянутым Законом, а также нормативными актами, издаваемыми Правительством РФ и Центральным банком РФ. Последнему предоставлено право выдавать соответствующие разрешения (лицензии) на проведение валютных операций специальным организациям, главным образом банкам.

Существующий в настоящее время в Российской Федерации валютный режим достаточно либерален. В его основе лежит практически свободная внутренняя обратимость рубля по текущим операциям и действующий внутренний валютный рынок. Резиденты имеют право свободно покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем рынке для осуществления текущих валютных операций. .Покупка и продажа иностранной валюты производится резидентами через уполномоченные банки, которыми являются банки и кредитные учрежде-I ния, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций. Эту лицензию сейчас имеют более '/3 всех коммерческих банков.

Они проводят операции на международных валютных рынках, обеспечивают кредитными вложениями внешнеторговый оборот, выполняют внутри страны операции по расчетам российских экспортеров и импортеров, проводят через сеть банков-корреспондентов расчетные операции российских организаций с их иностранными контрагентами, а также расчеты граждан. Наиболее крупные из коммерческих банков получили генеральную лицензию на осуществление валютных операций. Поскольку банковско-кредитная система страны находится в стадии развития, далеко не все банки, получившие лицензии Центробанка РФ на проведение валютных операций, имеют выход на международный рынок ввиду отсутствия или узости корреспондентской сети. Однако в этом случае такие банки могут проводить международные операции через корреспондентские счета во Внешторгбанке России и других банках, признанных мировым банковским сообществом.

Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Банком России. Покупка и продажа валюты, минуя уполномоченные банки, не допускается.

По поручению правительства Внешторгбанк России осуществляет управление валютной кассой, поддерживая определенный минимальный размер ее и обеспечивая сохранность, высокую ликвидность и выгодное размещение ресурсов в иностранной валюте. Банк регулирует валютную структуру кассы с целью минимизации риска обесценения компонентов кассы вследствие изменения курсов валют развитых стран. Этой цели служат конверсионные операции, т.е. обмен одних свободно конвертируемых валют на другие.

С точки зрения действующего законодательства под регулирование со стороны валютных органов подпадают операции, отвечающие хотя бы одному из следующих трех признаков: 1) операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности; 2) операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты, а также российской валюты при осуществлении внешнеэко номической деятельности; 3). операции, связанные с ввозом и пересылкой из Российской Федерации за границу валютных ценностей, а также с осуществлением международных денежных переводов.

Валютные операции подразделяются на текущие и связанные с движением капитала. Применительно к российским условиям к текущим валютным операциям относятся:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются:

а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Порядок предоставления отсрочки определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком РФ;

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Уполномоченные банки контролируют соответствие проводимых предприятиями операций действующему валютному законодательству и представляют в Центробанк РФ отчетность о них.

Расчеты в иностранной валюте осуществляются юридическими лицами-резидентами в пределах имеющихся в их распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальное происхождение. Возможны следующие законные источники валютных средств:

• валютная выручка от разрешенной внешнеэкономической деятельности;

• взносы в уставный фонд;

• валютные кредиты от уполномоченных банков и финансовых учреждений;

• валюта; приобретенная на внутреннем валютном рынке за рубли через уполномоченные банки;

• благотворительные фонды.

Расчеты по внешнеэкономическим операциям между российскими предприятиями и иностранными партнерами осуществляются в свободно конвертируемой валюте, если иное не предусмотрено межправительственными соглашениями (имеется в виду возможность осуществления расчетов по клирингу).

В принципе для проведения резидентами текущих валютных операций не требуется лицензии Центробанка РФ. Однако есть исключения. Предприятие должно обратиться в Центральный банк Российской Федерации за получением разрешения на совершение операций в следующих случаях:

1) если авансовые платежи резидента по импорту товаров и услуг превышают 30% стоимости этих товаров и услуг;

2) если срок платежа за импортируемые резидентом товары превышает 90 дней от даты отгрузки. То же самое относится к платежам по консигнационным соглашениям, бартерным товарообменным и компенсационным сделкам, реэкспортным сделкам;

3) если резидент уплачивает проценты при возвращении полученного от нерезидента аванса в случае невыполнения обязательств по контракту.

Все валютные операции, связанные с движением капитала, могут проводиться только при наличии лицензии Банка России.

Действующим законодательством предусмотрен обязательный перевод валютных средств, полученных за рубежом, на счета в уполномоченных банках на территории РФ. Иностранная валюта в РФ должна быть переведена в течение 20