Особенности создания акционерных обществ

права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему акционерному обществу.

Процедура начинается с того, что общества, участвующие в слиянии готовят проект договора о слиянии. В обязательном порядке данный договор должен содержать сведения, определенные п.3 ст.16 Закона об акционерных обществах.

Кроме того, договор о слиянии может содержать указание об аудиторе общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, о регистраторе создаваемого общества, указание о передаче полномочий единоличного исполнительного органа создаваемого общества управляющей организации или управляющему, другие положения, не противоречащие федеральным законам.

Для слияния каждое из обществ должно принять решение об этом. Данное решение может быть принято только общим собранием акционеров.

Совет директоров каждого общества, участвующего в слиянии, выносит на общее собрание своих акционеров вопросы о реорганизации в форме слияния, об избрании членов совета директоров создаваемого общества. Общие собрания принимают решения по вопросу о реорганизации в форме слияния (включающее в себя утверждение договора о слиянии, передаточного акта своего общества, и устава создаваемого общества), а также решения по вопросу об избрании членов совета директоров создаваемого общества в соответствующем количестве.

Слияние относится к договорному виду реорганизации, т.е. может быть проведено только по решению общего собрания акционеров акционерного общества; ни суд, ни какой-либо иной орган не вправе обязать те или иные организации провести слияние. 29

Однако воля сливающихся обществ в некоторых случаях не может быть реализована по решению государственного антимонопольного органа. При слиянии акционерных обществ, сумма активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч МРОТ, необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа, который в течение 30 дней с даты направления ходатайства о даче согласия на слияние сообщает о своем решении. 30 Соответственно при отсутствии такого согласия слияние является недействительным. Если сумма активов сливающихся акционерных обществ превышает 100 тысяч МРОТ, то антимонопольный орган должен быть уведомлен о реорганизации в форме слияния в течение 45 дней после государственной регистрации нового акционерного общества.

Процедура слияния завершается государственной регистрацией, при которой в Единый государственный реестр юридических лиц вносятся: запись о создании нового акционерного общества; записи о ликвидации обществ, которые слились. Тем самым окончательно юридически оформляется акционерного общества, созданного путем слияния.

В целом же следует отметить отсутствие должной законодательной проработки процедур слияния акционерных обществ, что в ряде случаев может вести к нарушению прав и интересов тех или иных участников общественных отношений и даже к намеренному злоупотреблению недобросовестными лицами "законодательными неточностями". 31

2. Разделением общества признается прекращение деятельности общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Акционерное общество может возникнуть в результате разделения другого акционерного общества. При разделении акционерного общества его права и обязанности переходят к вновь возникшим акционерным обществам в соответствии с разделительным балансом. Составление разделительного баланса требует особого внимания: в нем необходимо четко и взвешенно определить, какую часть активов получит каждое новое общество, и какие требования кредиторов разделяемого общества подлежат удовлетворению каждым новым обществом.

Совет директоров разделяемого общества готовит и выносит для решения общим собранием акционеров общества вопрос о реорганизации общества в форме разделения, а также вопрос об избрании совета директоров каждого создаваемого общества (если уставом создаваемого общества не предусматривается осуществление функций совета директоров общим собранием акционеров).

Решение о разделении общества должно содержать:

1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, создаваемого путем разделения;

2) порядок и условия разделения;

3) порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции каждого создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ;

4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре каждого создаваемого общества;

5) список членов коллегиального исполнительного органа каждого создаваемого общества, если уставом соответствующего создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;

6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа каждого создаваемого общества;

7) указание об утверждении разделительного баланса с приложением разделительного баланса;

8) указание об утверждении устава каждого создаваемого общества с приложением устава каждого создаваемого общества;

9) наименование, сведения о месте нахождения регистратора каждого создаваемого общества, если в соответствии с федеральным законом ведение реестра акционеров этого общества должно осуществляться регистратором.

Кроме того, решение о реорганизации в форме разделения может содержать указание об аудиторе общества, о регистраторе создаваемого общества, указание о передаче полномочий единоличного исполнительного органа создаваемого общества управляющей организации или управляющему, иные положения, не противоречащие федеральным законам.

Избрание совета директоров создаваемого общества, осуществляется акционерами, среди которых должны быть размещены обыкновенные и привилегированные акции создаваемого общества. Заметим, что в ст.18 Закона об акционерных обществах ничего не говорится о процедуре распределения акционеров разделяемого общества между вновь образуемыми. Не намечен даже ее контур. Пока ясно одно, что акционеры, сделавшие свой выбор, проголосовав за разделение общества, также сделают свой выбор, войдя в состав акционеров одного из вновь создаваемых обществ.

Однако они могут сделать и иной выбор, желая стать акционерами нескольких таких обществ. Как быть в этом случае, как это сделать? Ответа на этот и другие вопросы, возникающие по поводу процедуры распределения акций среди акционеров разделенного общества, нет. Согласно абз.2 п.3 ст.18 Закона об акционерных обществах, каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие ему те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества. Существует правило (п.1 ст.75 Закона об акционерных обществах), согласно которому акционеры-владельцы голосующих акций общества вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случае реорганизации общества (если они голосовали против принятия соответствующего решения о его реорганизации либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу). Как видим, одна статья Закона противоречит его другой статье. Очевидно, что в этой коллизии в законодательстве должны разобраться судебные инстанции.

Разделение считается завершенным после государственной регистрации, т.е. внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации разделяемого общества и создании новых акционерных обществ.

3. Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения деятельности последнего. Таким образом, выделение - единственный вид реорганизации, в рамках которой не прекращается деятельность ни одного юридического лица. При выделении из состава акционерного общества одного или нескольких акционерных обществ к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом.

Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме выделения общества выносит для решения общим собранием акционеров вопрос о реорганизации общества в форме выделения и об избрании совета директоров (наблюдательного совета) каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме выделения. 32 Порядок утверждения и основное содержание договора о выделении аналогичны описанному выше порядку по договору о разделении.

Так же п.4 ст.58 ГК РФ закрепляет правило, в соответствии с которым при выделении из акционерного общества одного или нескольких обществ к ним переходит часть прав и обязанностей реорганизованного акционерного общества в соответствии с разделительным балансом. Из этого следует, что если разделительный баланс не упоминает о передаче какого-либо обязательства, то оно считается непереданным.

Последствия выделения вступают в юридическую силу лишь после государственной регистрации, в соответствии с которой в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о создании акционерного общества.

4. Преобразование может быть определено как изменение организационно-правовой формы юридического лица с прекращением его деятельности и переходом всех прав и обязанностей к юридическому лицу иной организационно-правовой формы. В акционерное общество вправе преобразоваться:

товарищества (и полное, и коммандитное) (п.2 ст.68 ГК РФ);

общества (с ограниченной и с дополнительной ответственностью) (п.2 ст.92 ГК РФ);

производственный кооператив (п.2 ст.112 ГК РФ);

некоммерческое партнерство, частное учреждение, ассоциация или союз (ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Хозяйственные товарищества могут преобразовываться в акционерные общества по решению общего собрания участников. При преобразовании товарищества в акционерное общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежавших ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности.

В обществе с ограниченной ответственностью общее собрание участников как высший орган управления, принимает решение о реорганизации в форме преобразования, о порядке и условиях преобразования, о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, об утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества, а также об утверждении передаточного акта. Аналогично обстоит дело в обществе с дополнительной ответственностью и производственном кооперативе.

Согласно Закону о производственных кооперативах, принятие решения о реорганизации в форме преобразования относится к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива. Только по единогласному решению на общем собрании кооператив может преобразоваться в акционерное общество. 33

Принятие решения о преобразовании в акционерное общество в некоммерческом партнерстве относится к компетенции общего собрания участников. Такое решение должно быть принято единогласно.

Преобразованием нельзя считать переход от открытого к закрытому акционерному обществу и наоборот, поскольку эти типы акционерных обществ самостоятельными организационно-правовыми формами не являются.

Преобразование может быть только добровольным, принятие государственными органами либо судом решения о необходимости преобразования исключается. При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом. При этом Закон не устанавливает порядок его разработки и утверждения, в связи с чем, возможны практические проблемы.

В научной литературе правильность подхода, при котором преобразование рассматривается как форма реорганизации и к нему применяются все общие правила о реорганизации, часто подвергается сомнению. К примеру, Д.В. Жданов пишет, что преобразование юридического лица "должно происходить не по общей процедуре, а по специальной, более упрощенной", что означает неприменение ни одного из общих правил о реорганизации к преобразованию. 34 Однако это не совсем верно.

Подводя итог, следует отметить, что единственной общей чертой всех форм реорганизации, по мнению большинства исследователей, является правопреемство, т.е. переход прав и обязанностей реорганизуемого общества к его правопреемникам. 35 При слиянии и преобразовании общества субъектом правопреемства является единое акционерное общество или организация другой организационно-правовой формы. В случаях же разделения или выделения общества кредитор вынужден иметь дело с двумя или более правопреемниками бывшего акционерного общества. Правопреемство, которое имеет место при реорганизации юридического лица, является универсальным. Реорганизация акционерного общества представляет собой комплексный правовой институт, который регулируется положениями немалого числа законов и подзаконных актов. В настоящее время российское законодательство о реорганизации акционерных обществ находится в процессе формирования. Это касается правового регулирования как процесса реорганизации в целом, так и отдельных его частей. Деятельность практикующих юристов должна быть направлена на выявление взаимных противоречий в содержании указанных документов и практике их применения, а также в ориентировании законодателя на устранении указанных недостатков с целью создания максимально продуманного правового регулирования процедуры реорганизации, которое позволит обеспечить защиту прав и законных интересов всех заинтересованных лиц.

3. Создание акционерных обществ путем приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий


Применительно к некоторым категориям акционерных обществ устанавливаются особые условия правового регулирования их создания, т.е. иные правила, нежели предусмотренные в Гражданском кодексе и Законе об акционерных обществах. Особенности создания таких категорий акционерных обществ регулируются различными федеральными законами: банковская деятельность - Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"; инвестиционная деятельность - Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"; страховая деятельность - Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования"; акционерные общества, созданные при приватизации государственных и муниципальных предприятий - Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Необходимо иметь в виду, что специальные нормы законодательства и иных правовых актов, касающиеся акционерных обществ, названных выше, действуют лишь в части, регулирующей особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения (а в отношении кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, - также особенности прав и обязанностей акционеров). В частности, акционерные общества, создаваемые в банковской и страховой сферах, обязательно должны получить лицензию для осуществления соответствующей деятельности. В инвестиционной сфере российское акционерное общество получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами. Во всем остальном на акционерные общества в банковской, инвестиционной и страховой сферах распространяется действие Закона об акционерных обществах, включая содержащиеся в нем нормы о гарантиях и способах защиты прав акционеров, порядке проведения общего собрания акционеров, формирования других органов управления общества, и др.

Особенностями обладают акционерные общества, созданные на базе реорганизованных колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, которые должны определяться отдельными федеральными законами. Поскольку таковые до сих пор не приняты, совместный Пленум Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ своим Постановлением разъяснил, что до принятия и введения в действие соответствующих федеральных законов акционерные общества агропромышленного комплекса действуют на основании правовых актов Российской Федерации, принятых до введения в действие Закона об акционерных обществах. 36

Набольший интерес представляют особенности создания акционерных обществ в процессе приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, поэтому остановимся на них более подробно. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. 37 Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год, который содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В плане указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации. Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется самостоятельно соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды имущества унитарного предприятия, подлежащего приватизации, включая здания, строения, сооружения, земельные участки, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, обязательства, а также фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права. Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия и сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций создаваемого акционерного общества. Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

Акционерные общества в процессе приватизации могут создаваться 2 способами:

1) внесением государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ при их учреждении, причем общая доля приобретенных государством или муниципальным образованием таким образом обыкновенных акций этого общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция;

2) преобразованием унитарного предприятия, подлежащего приватизации, в открытое акционерное общество.

Унитарное предприятие при приватизации обязательно должно преобразоваться в открытое акционерное общество в случае, если размер имущества подлежащего приватизации унитарного предприятия превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия. Размер уставного капитала такого общества определяется в порядке, предусмотренном ст.11 Закона о приватизации, а требования устава должны соответствовать ст.11 Закона об акционерных обществах. До первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) этого общества.

Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об использовании специального права на участие в управлении открытыми акционерными обществами (специальное право "золотая акция"), образовавшимися при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий. При этом в совет директоров и ревизионную комиссию открытого акционерного общества назначаются представители соответственно Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. "Золотая акция" используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества. В случае принятия решения об использовании специального права ("золотой акции") на участие соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в управлении открытым акционерным обществом в уставе этого общества и реестре его акционеров должна содержаться соответствующая запись.

Заключение


Подводя итог, следует сказать, что особенности создания акционерных обществ - понятие сложное и многоаспектное. Они касаются не только самого процесса и способов создания акционерных обществ, но и тех сфер, в которых образуются акционерные общества. Поэтому данный вопрос регулируется массой нормативных правовых актов, что на практике вызывает трудности. При всем обилии актов, правовое регулирование особенностей создания акционерных обществ имеет пробелы и неточности. В частности, должным образом законодательно не проработаны процедуры слияния, разделения. Достаточно разрозненно выглядит регулирование создания акционерных обществ в банковской, инвестиционной, страховой сферах. Отсутствуют федеральные законы, регламентирующие статус акционерных обществ, созданных при реорганизации агропромышленного комплекса. При таком обилии пробелов в правовом регулировании создания акционерных обществ и его особенностей весьма перспективным видится более четкая законодательная регламентация и проработка данных вопросов. Это позволит в несколько раз повысить эффективность использования акционирования в современных реалиях.

Литература


Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) // Российская газета от 25 декабря 1993 г., № 237

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Российская газета, N 238-239, 1994

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Российская газета, N 248, 1995

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Российская газета, N 16, 2002

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // Российская газета, N 79, 1996

Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. N 2205 "Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленных комплексов"

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004г. N 506 "Об утверждении положения о федеральной налоговой службе" // Российская газета, N 219, 2004

Официальные акты судебных органов:

Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда от 18 ноября 2003 г. №19 " О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" //

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, N6, 1997

Специальная и научная литература:

Белов В.А., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. М.:, Волтерс Клувер, 2002

Губин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право Российской Федерации, М.: Юристъ, 2003

Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. М.: Лекс-Книга, 2002

Зубович М.М., Семеусов В.А. Акционерное общество: правовые аспекты, Иркутск: Научиздат, 2000

Игнатова И. И, Филимошина П.М. Практический комментарий к новой редакции Федерального закона "Об акционерных обществах", М.: ИНФРА-М, 2002

Каминка А.И. Акционерные компании. Юридическое исследование, СПб.: 1902

Кашанина Т.В. Корпоративное право, М.: ИНФРА-М, 2004

Макарова О.А. Корпоративное право. М.: Волтерс Клувер, 2005

Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ, М.: Дело, 2004

Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М.: Зерцало, 2000

Писемский П.А. Акционерные компании с точки зрения гражданского права. М.: 1876

Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону об акционерных обществах, М.: Волтерс Клувер, 2005

Тихомиров М.Ю. Акционерное общество: основы правового положения, М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007

Цепов Г.В. Акционерные общества: теория и практика, М.: Юристъ, 2002

Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права, СПб.: 1908

Публикации в периодических и продолжающихся изданиях:

Долинская В.В. Реорганизация юридических лиц. // Законы России: опыт, анализ, практика, 2006. №2

Зайцев О.Р. К вопросу об обоснованности признания преобразования формой реорганизации // Цивилист, 2005. №2,Залесский В.В. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации // Законы России: опыт, анализ, практика, 2006. №2

Карлин А.А. Реорганизация акционерного общества: понятие и особенности // Хозяйство и право, 2003. №7

Китайгородский Н.Н. Как создавать акционерное общество // Экономика и жизнь, 1990. № 27

Кошелев Я.С. Слияние акционерных обществ // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения, 2005. №3

Моисеева Е.В. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом // Журнал российского права, 2006. №9

Никологорская Е.И. Средства обеспечения баланса интересов акционеров и общества при реорганизации // Законы России: опыт, анализ, практика, 2006. №2

Панина Л.А. Реорганизация акционерного общества и налогообложение конвертируемых и распределенных акций // Аудиторские ведомости, 2004. №9

Тонян В.В. Создание коммерческих организаций: понятие, принципы, признаки. // Юрист, №4, 2005

Трофимова Е.П. Реорганизация акционерного общества по-новому. // Главбух, №4, 2006

1 Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М.: Зерцало, 2000, с. 296.

2 Писемский П.А. Акционерные компании с точки зрения гражданского права. М., 1876, с.4.

3 Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права, СПб.: 1908, Т.1. с.398

4 Каминка А.И. Акционерные компании. Юридическое исследование, СПб.: 1902, с.107

5 Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ, М.: Дело, 2004, с.12-18

6 Китайгородский Н.Н. Как создавать акционерное общество // Экономика и жизнь, 1990, № 27, С.23

7 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ//Российская газета, N 238-239, 1994.

8 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995

9 Зубович М. М., Семеусов В. А. Акционерное общество: правовые аспекты, Иркутск, Научиздат, 2000, с.20-21

10 См. Макарова О.А. Корпоративное право. М.: Волтерс Клувер, 2005, с.22

11 См. Кашанина Т.В. Корпоративное право, М.: ИНФРА-М, 2004, с.134-135

12 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995

13 Игнатова И.И, Филимошина П.М. Практический комментарий к новой редакции Федерального закона «Об акционерных обществах», М.: Инфра-М, 2002, с.18

14 См. Белов В.А., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. М.: Волтерс Клувер, 2002, с.48

15 См. Губин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2003, с. 92-93.

16 Федеральный закон от26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ч.1 ст.11

17 Там же, ст.9 п.5

18 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ//Российская газета, N 238-239, 1994, ст.174

19 См. Цепов Г.В. Акционерные общества: теория и практика, М.: Юристъ, 2002, с 44-48

20 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ//Российская газета, N 238-239, 1994, ст.53

21 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ст.48

22 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ст.64

23 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета, N 248, 1995, ч.1 ст. 69

24 Кашанина Т.В. Корпоративное право, М.: ИНФРА-М, 2004, с.191-195

25 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ст.8

26 Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004г. N 506 «Об утверждении положения о федеральной налоговой службе»// Российская газета, N 219, 2004, ст.1

27 См. Тонян В.В. Создание коммерческих организаций: понятие, принципы, признаки.//Юрист, 2005, №4, с.30-31.

28 См. Карлин А.А. Реорганизация акционерного общества: понятие и особенности//Хозяйство и право, №7, 2003, с.59

29 См. Кошелев Я.С. Слияние акционерных обществ//Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения, №3, 2005, с.13

30 См. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону об акционерных обществах, М.: Волтерс Клувер, 2005, с.193

31 См. Кошелев Я.С. Слияние акционерных обществ//Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения, №3, 2005, с.13

32 См. Трофимова Е.П. Реорганизация акционерного общества по-новому.//Главбух, 2006, №4, с.24

33 Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах»//Российская газета, №91, 1996

34 Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. М.: Лекс-Книга, 2002г, с.79-83

35 См. Карлин А.А. Реорганизация акционерного общества: понятие и особенности//Хозяйство и право, №7, 2003, с.55

36 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1997 г. N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»//Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, N6, 1997, п.1

37Федеральный закон от 21 декабря 2001г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»// Российская газета, N 16, 2002, ст. 1