Главные историко-культурные центры мира

разобрали на детали и по морю перевезли в Нью-Йорк. Здесь ее поставили на мощный цоколь, который уже сами американцы построили на острове Бедлоу, ныне остров Свободы (Liberty Island).

Проект постамента высотой 47 метров был выполнен американским архитектором по имени Ричард Моррис Хант. Высота самой статуи - 46 метров, и, таким образом, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землей. Вес - 205 тонн. Длина правой руки, в которой факел, - 12,8 метра, причем один только указательный палец имеет длину 2,4 метра, ширина рта - 91 сантиметр. У ног этой женщины - разорванные путы тирании, а в левой руке доска - Декларация независимости. Винтовая лестница внутри статуи приводит туристов к верхушке.

Сама идея создания статуи Свободы родилась у группы французских демократов. В 1865 году, при императоре Наполеоне III, вокруг академика Эдуарда де Лабулайе сформировался кружок, члены которого жили в надежде на конец империи и утверждение французской республики. Статуей Свободы французы хотели выразить свое восхищение великой республикой по ту сторону Атлантики и пробудить в американском и французском народах взаимный интерес. Молодой скульптор из Эльзаса, Фредерик-Опост Бартольди получил одобрение Лабулайе и взялся за проект.

Раньше Бартольди собирался строить сигнальный маяк на Суэцком канале. Он задумал именно гигантскую женскую фигуру с поднятым ввысь факелом, означающим свет прогресса, который теперь доходит и до Азии. Поэтому молодой человек с таким энтузиазмом и принял предложение. Его статуя Свободы была вдохновлена знаменитой картиной художника Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады».

Размеры статуи, как и тот факт, что она должна была выдерживать ветра и непогоду, поставили перед Бартольди и его инженером, будущим создателем Эйфелевой башни Гюставом Эйфелем, немало проблем. Эйфель разработал гениальную металлическую рамную конструкцию, которую поддерживал центральный опорный столб. На этом подвижном каркасе была укреплена внешняя, то есть видимая оболочка статуи из меди толщиной 2,4 миллиметра. Бартольди начал с постройки маленькой, всего лишь 1,2 метра величиной фигуры, а потом изготовил еще три другие, постепенно их укрупняя, и, наконец, подошел к сооружению статуи, которую мы видим сегодня.

Внутри цоколя статуи Свободы находится Музей заселения Америки, открытый в 1972 году. Здесь представлена действительно вся история страны: от предков - индейцев, которые двинулись на неведомый тогда континент, и вплоть до массового переселения в нынешнем столетии. Каждая группа переселенцев охарактеризована при помощи аудио-визуальных средств, моделей, фотографий, рисунков, костюмов и произведений искусства. Здесь рассказано и о жителях Западной Африки, которых как рабов продали этой стране, и об огромных потоках переселенцев XIX века - ирландцев, итальянцев, евреев и многих других из «Старого света».

Статуя Свободы вдохновила Эмму Лазарус на стихотворение «Новый колосс». Там говорится, что «нищие духом, отверженные» и «сбившиеся в кучу» толпы прибыли из Старого Света, а их приветствует факел Свободы, высоко поднятый над Золотыми воротами. «Сбившиеся в кучу» люди прибывают на остров Эллис неподалеку от острова Свободы. Там оформляли раньше целые корабли, привезшие эмигрантов. В среднем за первое десятилетие XX века через большой зал проходило по 2000 человек, а в «пиковый» 1907 год на острове Эллис оформили более миллиона человек.


Из Северной Америки – в Южную…


Статуя Спасителя


«Бог сотворил мир за шесть дней. А на седьмой он создал Рио-де-Жанейро». Так шутят бразильцы, имея в виду поистине сказочное местоположение и красоту своего города, который до 1960 года, когда был построен город Бразилия, являлся и столицей страны. У этого города и впрямь есть все, чтобы стать истинным земным раем. Он окружен полукольцом гор, вырастающих из лазурных глубин залива, а со стороны моря словно оторочен белой кромкой песчаных пляжей в темной зелени пальм.

Символом города по праву считается статуя Спасителя (Cristo Redentor). Она стоит на вершине холма Корковаду (Corcovado означает «горб» и довольно метко характеризует его форму) на высоте 704 метра. Высота самой статуи - 30 метров, не считая семиметрового постамента.

Идея этого сооружения зародилась в 1922 году, когда праздновалось столетие независимости Бразилии. Известный еженедельник объявил тогда конкурс проектов на лучший монумент - символ нации. Победитель, Эктор да Силва Коста, выдвинул идею статуи Христа, распростершего руки, обнимая весь город. Этот жест выражает сострадание и одновременно радостную гордость. Идея да Силвы была принята общественностью с восторгом еще и потому, что она перечеркнула прежний план возведения на горе Пан-ди-Асукар (Pan de Asugar) грандиозного памятника Христофору Колумбу. К делу тут же подключилась церковь, организовав по всей стране сбор пожертвований, дабы финансировать осуществление проекта. В итоге через девять лет статуя уже стояла на своем месте.

Перед началом работ архитекторы, инженеры и скульпторы встретились в Париже, чтобы обсудить все технические проблемы установки статуи на вершине холма, где она открыта всем ветрам и подвержена другим метеорологическим влияниям. Затем французский скульптор Поль Ландовский начал моделировать голову и руки, в то

время как инженеры занялись разработкой каркаса. Масштабы стоявшей перед ними задачи наглядно демонстрируются следующими статистическими параметрами: голова статуи весит 35,6 тонны, кисти рук - по 9,1 тонны каждая, а размах рук составляет 23 метра.

Затем статуя была доставлена из Парижа в Рио-де-Жанейро и установлена на холме Корковаду. 12 октября 1931 года состоялось ее первое торжественное открытие и освящение, к этому дню была смонтирована и осветительная установка. В 1965 году папа Павел VI повторил церемонию освящения, по этому случаю была обновлена и осветительная установка. Еще одно большое торжество проходило здесь в присутствии папы Иоанна Павла II 12 октября 1981 года, когда отмечалось пятидесятилетие самой статуи.

Построенная в 1885 году линия трамвая ведет теперь почти на вершину холма: конечная остановка находится всего в сорока метрах под статуей. От нее надо подняться по 220 ступеням лестницы к постаменту, на котором расположена смотровая площадка. Отсюда хорошо видны протянувшиеся по правую руку пляжи Копакабана и Ипанема, а слева гигантская чаша «Мараканы», крупнейшего в мире стадиона, и международный аэропорт. Со стороны моря возвышается неповторимый силуэт горы Пан-ди-Асукар.


Заключение:


Человечество прошло огромный, многовековой путь в своем развитии. Каждый период этого пути можно зримо и образно ощутить и представить, благодаря удивительным вехам этого развития – замечательным, а иногда и просто таинственным, культурным и историческим памятникам. Каждый такой памятник – есть выдающееся творение человеческого ума и дело умелых и трудолюбивых рук.

Существуют различные мнения относительно создания некоторых таинственных творений, таких как Стоунхендж или мегалиты о. Пасхи: таким памятникам приписывается и внеземное происхождение, но при любых оценках природы их появления на нашей планете – они бесценны, как в историческом, так и в культурном плане.

Я сделал попытку вообразить себе путешествие по странам и континентам с целью осмотреть, полюбоваться, восхититься и поразмышлять над таинственными и рукотворными творениями.

Перемещаясь во времени и в пространстве, с одного материка на другой, я попытался осмотреть наиболее интересные для меня памятники культуры, шедевры архитектуры, образцы древнего и современного зодчества, одним словом историко-культурные центры мира.


Вот и закончилось путешествие по дальним странам. Конечно же, осталось много интересных мест, где не удалось побывать в этот раз, но это уже следующее путешествие.

Список литературы

1. Д.Чизхолм. Мировая история в датах. Москва, “Росмэн”, 1994 г.

2. Черняк В. З. - Семь чудес и другие. М. 1993г.

3. "Атлас Чудес Света" (М., БММ АО, 1996),

4. “Хрестоматия по истории мировой культуры”, Г.В.Гриненко, Москва, 1998 г.

5. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» М. 1998г. CD

6. museum/ - сайт русских музеев.

11 класс Шк. № 1127 г. Москвы

Д.Ю.

Апрель 2000г.

Сдано на отл.