Правоотношения в сфере социального обеспечения

изменению и становлению новых отношений при наличии соответствующих объективных предпосылок. Этим и определяется важная роль правоотношения, поскольку в нем установлены субъективные права и юридические обязанности, реализуемые в поведении участников правоотношений.

Основой всех правоотношений являются гражданские правоотношения, из которых вытекают права и обязанности участников практически всех отраслей права.

Понятие гражданского и социального правоотношения и их особенности.

Гражданское правоотношение – это не что иное, как само общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права. В предмет гражданского права входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения. В результате регулирования гражданским правом имущественных отношений возникают гражданские имущественные правоотношения. Если же урегулированы гражданско-правовыми нормами личные неимущественные отношения, устанавливаются личные неимущественные правоотношения.

Социальное правоотношение – это урегулированное нормами права общественные отношения, возникающие по поводу социального обеспечения граждан в том размере и в те сроки, которые установлены нормами права.

Входящие в предмет гражданского права общественные отношения регулируются методом юридического равенства сторон. Поэтому в большинстве случаев гражданские правоотношения устанавливаются по воле участвующих в них лиц. Типичным для гражданского права основанием возникновения правоотношения является договор тогда как для возникновения социального правоотношения является наступление различных юридических фактов (наступление пенсионного возраста, получение группы инвалидности, производственной травмы и др.).

Это с неизбежностью отражается и на характере гражданских и социальных правоотношений. Наиболее существенной чертой гражданских правоотношений является равенство их сторон, их юридическая независимость друг от друга, а в социальных право каждого на стабильное получение  средств к существованию при наступлении определенных юридических фактов (наступление пенсионного возраста, получение группы инвалидности, производственной травмы и др.). Ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может повелевать другой стороной т.к. одним из основных принципов гражданских правоотношений является принцип юридического равенства сторон т.е. каждая участвующая в договоре сторона вправе выбирать себе партнера, а в социальных правоотношениях исходя из норм закона “О Государственных пенсиях в РФ” одной из сторон этих правоотношений является государство, т.к. ст. 7 конституции РФ устанавливает:

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

А поэтому можно сделать вывод, что государство в некоторой степени влияет на правоотношения с помощью определенных норм права, таких как закон “О Государственных пенсиях в РФ”. Например, этим законом  государство устанавливает размеры денежных выплат, таких как пенсии, пособия, надбавки и гражданин не может абсолютно спонтанно устанавливать себе размер денежных выплат, как, например в гражданских правоотношениях–в договоре–гражданин может установить любое денежное вознаграждение за исполнение условий договора, а другая сторона может принять или отказаться от данного договора, что нельзя сделать с установленными нормами права, ведь в социальном обеспечении как и в других нормах права есть ограничения: размеров денежных выплат и условий наступления юридических фактов при которых данные денежные средства будут выплачиваться.

Если управомоченная в гражданском правоотношении сторона вправе требовать определенного поведения от обязанного лица, то только в силу существующего между ними договора или прямого указания закона. Даже в тех случаях, когда гражданское правоотношение устанавливается помимо воли его участников, последние также находятся в юридически равном положении. Например, в случае причинения вреда деликтное обязательство зачастую возникает независимо от желания причинителя вреда. Однако и в этом гражданском правоотношении стороны находятся в юридически равном положении и подчиняются только закону.

Юридическое равенство сторон является неотъемлемым свойством гражданского, социального и других правоотношений. С утратой этого свойства меняется и природа правоотношения. Из гражданского правоотношения оно превращается в иное правоотношение. Так, приобретая, в собственность квартиру у местной администрации, гражданин вступает в гражданское правоотношение и находится в юридически равном с местной администрацией положении.

А социальные правоотношения, как правило, вытекают из трудовых правоотношений: например, лицо, проработавшее на государственном предприятии 25 лет и, достигнув возраста 60 лет,  вступает с государством в социальные правоотношения, по которым государство в лице Пенсионного фонда ОБЯЗАНО обеспечить это лицо стабильными средствами к существованию (выплатить пенсию по старости).

Содержание и форма социального правоотношения.

В процессе социально - правового регулирования общественных отношений их участники наделяются правами и обязанностями, которые в дальнейшем и предопределяют поведение участников в рамках существующих между ними правоотношений. Как и любое общественное отношение, социальное правоотношение устанавливается в результате взаимодействия между людьми. В правоотношении взаимодействие его участников осуществляется в соответствии с принадлежащими им субъективными правами и возложенными на них обязанностями.

Форма социального правоотношения. Субъективные права и обязанности, принадлежащие участникам социального правоотношения, образуют его правовую форму. Особенностью субъективных социальных прав и обязанностей является то, что они носят имущественный характер.

 

Субъекты социальных правоотношений.

Участники любых правоотношений именуются их субъектами. Социальное правоотношение устанавливается между людьми и гос. органами, поэтому в качестве субъектов социальных правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные гос. органы. Вместе с тем субъектами социальных правоотношений в нашей стране могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, а также лица без гражданства.

Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов социальных правоотношении могут участвовать и гос. организации, которые называются фондами.

Таким образом, субъектами гражданских правоотношений могут быть:

Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, переселенцы, семья (только при потере кормильца). Бюджетные и внебюджетные фонды, органы народного образования, органы Здравоохранения, специальные органы службы занятости (пособия по безработице), органы соц. защиты населения.

Все возможные субъекты социальных правоотношений охватываются понятием «лица». Как субъекты социальных правоотношений лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Объекты социальных правоотношений.

Под объектом правоотношения обычно понимают то, на что данное правоотношение направлено и оказывает определенное воздействие. Как общественная связь между людьми, устанавливающаяся в результате их взаимодействия. Поэтому в качестве объекта социального правоотношения выступает поведение его субъектов, направленное на получение различного рода материальные блага в результате определенного события.

Основания возникновения и прекращения социальных правоотношений.

Содержащиеся в любой отрасли права правовые нормы сами по себе не порождают, не изменяют и не прекращают правоотношений. Для этого необходимо наступление предусмотренных правовыми нормами обстоятельств, которые называются юридическими фактами. Поэтому юридические факты выступают в качестве связующего звена между правовой нормой и социальным правоотношением. Без юридических фактов не устанавливается, не изменяется и не прекращается ни одно правоотношение. Возникновением же социальных правоотношений являются такие юридические факты, как:

Достижение лицом определенного законом возраста (мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.) пенсии по старости на общих основаниях гл. II закона «О гос. пенсиях в РФ”; Получение инвалидности любой группы гл. III закона “О гос. пенсиях в РФ”; Потеря кормильца гл. IV закона “О гос. пенсиях в РФ”; Выслуга лет гл. V по определенной специальности предусмотренной законом “О гос. пенсиях в РФ” в той же главе; Рождение ребенка и уход за ребенком в возрасте до 3-х лет; Уход за ребенком инвалидом в возрасте до 16 лет; Уход за лицом, достигшим 80 летнего возраста и др. юридические факты, предусмотренные в законе “О гос. пенсиях в РФ” и иными нормативно правовыми актами в отрасли права связанной с социальным обеспечением нуждающихся в нем лиц.

Основанием для прекращения социальных правоотношений является – смерть физического лица, снятие инвалидности, признание гражданина в установленном законом порядке умершим или безвестно отсутствующим и др. обстоятельства предусмотренные нормами права, при наступлении которых прекращаются любые правоотношения.

Вывод

Рассмотрев и проанализировав все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что все правоотношения которые возникают из тех или иных действий граждан очень схожи по своему характеру. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права, а также некоторыми правовыми актами мирового значения (конвенция 1948 г. о правах человека)

Конечно, чтобы добиться высокого уровня правовых норм и убрать все пробелы и дыры в праве, нашему государству, как и другим, потребуется очень много времени. И будем надеяться на то, что люди которые проработали почти всю жизнь на государство будут обеспечиваться должным образом и в размерах реальных не только для питания, но и для заслуженного отдыха за свой долгий труд. Также это касается и лиц, которые в силу тех или иных жизненных ситуациях были поставлены в такое положение, при котором они не в состоянии обеспечить себя стабильным заработком, а также хорошим лечением или отдыхом доступным лишь должностным лицам высших эшелонов государственной власти.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Ф.З. “О государственных пенсиях в РФ”;

3. Гражданское право общая часть (Тархов Виктор Алексеевич, Москва 1997 год);

4. Лекционная тетрадь.