Главные историко-культурные центры мира
Содержание:
1. Введение………………………………………….1
2. Кремль…………………………….……………...2
3. Храм Покрова на Нерли…………………………4
4. Колизей…………………………………….……. 5
5. Собор Святого Петра…………………….………7
6. Парфенон…………………………………………8
7. Стоунхендж……………………………………....9
8. Версаль……………………………………….…..11
9. Эйфелева башня…………………………..……..12
10. Пирамиды…………………………………..……13
11. Софийский собор…………………………..……16
12. Тадж Махал……………………………….……..17
13. Великая Китайская стена……………………….18
14. Остров Пасхи……………………………………19
15. Статуя Свободы…………………………………21
16. Статуя Спасителя………………………………..23
17. Заключение………………………………………24
18. Список литературы………………………………25
Введение
Свет человеческого разума, пробившийся сквозь тьму 50 веков, дошел до нас в великих руинах - безмолвных свидетелях былого величия ушедших цивилизаций. Трудно себе представить, как много на самом деле знали наши далекие предки. Свое понимание законов природы и философское осмысление окружающего мира они донесли до нас в прекрасных мифах, притчах, легендах, сказках и, конечно же, в рукотворных шедеврах зодчества.
Два типа внешней среды окружают человека: природная и архитектурная. Для поклонения богам люди очень давно стали строить различные храмы и святилища. Древние магические ритуалы происходили на природе, но священное место должно было быть как-то оформлено и отмечено. Появляются первые стоящие каменные исполины - мегалиты. Спустя 5 тысяч лет они стоят, как вечные стражи, поставленные на своих местах в вертикальном положении древними строителями, которые освоили законы равновесия и тектоники. Древним святилищам придается определенная символическая форма, они до сих пор вселяют в нас чувства восхищения от возможностей человека, его благородных и прекрасных помыслов, его желания творить прекрасное.
В Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в Индии и Китае возникли величайшие государства древности. Мы и не задумываемся над тем, как много мы от них унаследовали, даже не являясь прямыми потомками этих цивилизаций: государство как форму человеческого сообщества, законы, регулирующие отношения между людьми, и войны как крайние проявления человеческой нетерпимости друг к другу, письменность, систему счета, колесо, различные философские, научные и практические знания, не говоря уже об искусствах и ремеслах. Сейчас нам порой бывает трудно представить, как наши предки могли, не имея современной техники, создать огромные каменные монументы, которые мы, имея ее, не в состоянии сдвинуть с места, как они могли видеть в темноте, чувствовать цвет глубинных слоев камня, создавать на земле изображения, воспринимаемые только с очень большой высоты. Нас не покидает вопрос, откуда они все это знали и умели. Очень заманчиво объяснить это как дар либо внеземной, либо исчезнувшей, более древней цивилизации, о которой мы пока можем только строить догадки.
Но как бы то ни было, можно с уверенностью сказать, что люди, жившие в "доисторические" времена и жители великих государств древности были нашими учителями жизни на Земле, и мы должны, пытаясь разгадать все их тайны, с величайшим уважением относиться к ним и к их творениям.
Наиболее грандиозные творения прошлого люди, естественно, называли чудесами. Древний мир знал семь классических чудес. Почти пять тысячелетий назад было сотворено первое из них - пирамиды египетских фараонов, затем, двадцать веков спустя, второе - висячие сады в Вавилоне (VII в. до н.э.), за ним по одному в столетие - храм Артемиды в Эфесе (VI в. До н.э.), статуя Зевса в Олимпии (V в. до н.э.), Мавзолей в Галикарнасе (IV в. до н.э.) и, наконец, почти одновременно сразу два чуда - Колосс Родосский и маяк на острове Форосе (III в. До н.э.).
Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали воображение современников своей монументальностью и красотой. Многие архитектурные сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: «Это одно из семи чудес света», отдавая дань уважения, прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: «Это восьмое чудо света», как бы приравнивая творение, к известным семи чудесам по уровню совершенства и грандиозным масштабам.
Я делаю попытку вообразить себе путешествие по странам и континентам с целью осмотреть, полюбоваться, восхититься и поразмышлять над таинственными и рукотворными творениями.
Перемещаясь во времени и в пространстве, с одного материка на другой, я попытаюсь осмотреть наиболее интересные для меня памятники культуры, шедевры архитектуры, образцы древнего и современного зодчества, каждое из которых является именно таким «восьмым чудом света», но, по-своему, единственным и неповторимым.
Начнем путешествие с России…
Кремль
Увенчанная золотыми куполами соборов и шатрами сторожевых башен, цитадель русских царей гордо возвышается над Москвой-рекой
Иван Грозный, первый русский царь, действительно имевший основания называть себя «царем всея Руси», был повенчан на царство в 1547 году в Московском Кремле. Кремлем называли в Древней Руси укрепленную часть города, но с этой поры так все чаще именуется лишь один Кремль - московский. Первоначально это была крепость, вокруг которой и строилась Москва - город, основанный в XII веке. Крепость имеет треугольные очертания и занимает участок земли площадью в 28 гектаров на берегу Москвы-реки. Она укрывала в своих стенах царские дворцы и несколько соборов и церквей. Его крепостные стены красного кирпича построены в XV столетии. Высота их колеблется от 5 до 19 метров, длина превышает 2 километра. Стены имеют 20 башен, некоторые из них увенчаны высокими шатрами. Главный вход в Кремль - со стороны Красной площади, через ворота Спасской башни. Колокольня Ивана Великого имеет высоту 81 метр, она возведена в 1505-1508 годах, а при царе Борисе Годунове была надстроена двумя ярусами. Это главная дозорная башня Кремля. Рядом с ней можно видеть самый большой в мире Царь-колокол, который отливали в 1733-1735 годах, весом в 200 тонн. Неподалеку от него находится еще одно чудо литейного искусства - Царь-пушка калибром 89 сантиметров и весом 40,6 тонны.
Во второй половине XV столетия царь Иван III вызвал итальянских зодчих, поручив им преобразить облик Кремля в истинный оплот царского величия. В 1491 году была построена Грановитая палата с прекрасным залом в стиле Возрождения, который и по сей день используется для торжественных церемоний. Сердцевиной Кремля является Соборная площадь. Успенский собор, где венчались на царство русские цари, был возведен в 70-е годы XV века. Внутри него недалеко от главного входа стоит изготовленный в 1551 году «мономахов трон» Ивана Грозного, уникальное произведение русских мастеров резьбы по дереву. Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 годах, в 1547 году был разрушен пожаром, затем отстроен вновь и прославился в народе как Златоверхий, поскольку его купола и кровля покрыты золотом. Наконец, Архангельский собор, усыпальница русских царей, построен в русском стиле, хотя и обнаруживает в своем облике влияние итальянского Возрождения. Во всех трех соборах - замечательные иконы и фрески. Помимо этого в Кремле имеются и другие, менее значительные сооружения церковной архитектуры.
Большой Кремлевский дворец построен в 1849 году. Отсюда можно пройти в Теремной дворец, где находились личные покои русских царей. Это здание, первоначально возведенное в XVI веке, было в следующем столетии расширено и надстроено на два этажа. В специально сооруженном здании располагается Оружейная палата - музей, где представлены сокровища, собранные царской семьей на протяжении нескольких веков: гербы и оружие, короны и иные царские регалии, прекрасные троны, кареты и экипажи, платья и костюмы, всевозможные драгоценности, включая редкостные табакерки и пасхальные яйца работы Фаберже, пользовавшиеся особой любовью царской семьи. В Патриарших палатах, бывшей резиденции главы русской православной церкви, строительство которых началось в 1652 году, разместился теперь Музей прикладного искусства и быта России XVII века. В Кремле находится также здание бывшего Сената. Непосредственно перед ним за Кремлевской стеной простирается Красная площадь с мавзолеем, где покоится тело Ленина. На этой же площади стоит великолепный храм Василия Блаженного с разноцветными, нарядными куполами. Он был построен в 1552-1559 годах по велению Ивана Грозного и стал наряду с Кремлем еще одним символом России.
Сегодня Кремль кроме культурно-исторического имеет и важное политическое значение: здесь располагается резиденция президента Российской Федерации и работает его администрация.
На северо-востоке от Москвы лежит древняя Владимирская земля….
Храм Покрова на Нерли
Недалеко от Владимира, посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Вокруг - полный покоя и поэзии луговой простор. Вольный воздух, высокое небо, пышные травы - и на взгорке, на берегу тихой старицы - нежный силуэт древней церкви. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери.
Во времена князя Андрея Боголюбского, строителя этой церкви, на Владимирской Руси приобретает известность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября - "Влахернское чудо". Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нем "Похвалой кресту", стоявший в XII в. на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме. Все эти празднования - "Влахернского чуда", Спаса и Богородицы, Животворящего креста - объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы.
"Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви еще с одним событием - гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию.
Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.
В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем-заповедником и церковью; внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Из России переместимся в Западную Европу. Начнем с «Вечного города»…
Колизей
Рим и до постройки Колизея располагал несколькими амфитеатрами, но после грандиозного пожара в 64 году н. э. понадобилось новое сооружение. Римский император Веспасиан, правивший с 69 года н. э., распорядился начать строительство амфитеатра, который должен был носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие невиданными прежде размерами и красотой.
Амфитеатр — римское изобретение. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленная публика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ экзотических диких зверей, чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их Друг с другом в смертельной схватке.
Амфитеатр Веспасиана (из рода Флавиев) поначалу называли флавиевым. Он был возведен на дне искусственного водоема, вырытого при предшественнике Веспасиана, императоре Нероне, для его знаменитого роскошного Золотого дома. Подобный выбор места был весьма выгоден не только с технической, но и с политической точки зрения, как бы демонстрируя разрыв с прежней нероновской роскошью. Веспасиан разрабатывал планы строительства с не меньшим, чем Нерон, размахом, но это было строительство для общественных нужд, а вовсе не для ублажения личных капризов императора. По иронии судьбы Нерон впоследствии как бы отомстил Веспасиану за столь откровенное пренебрежение: с VIII века Флавиев амфитеатр получает название Колизей (от латинского colosseus — громадный) и есть основания полагать, что этим именем он обязан колоссальной статуе Нерона, которая стояла неподалеку. (Веспасиан не захотел ее сносить, распорядился только заменить у скульптуры голову и переименовать ее в статую Аполлона.)
В окружности Колизей достигает почти 500 метров, в высоту — 48,5 метра. Колизей построен из травертина, туфа и кирпича. Он был торжественно освящен в 80 году н. э. уже наследником Веспасиана, императором Титом, причем на этой церемонии публике было показано 5000 диких зверей. Но и тогда, несмотря на официальное открытие, строительство еще не было полностью закончено.
Последняя, верхняя трибуна для зрителей была достроена лишь при преемнике Тита, императоре Домициане.
Отличительная особенность этого сооружения — большое число ярусов. Его архитектура показывает, сколь гениально просто можно упорядочить и направить движение несметных людских скопищ. Сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам. И это притом, что трибуны амфитеатра вмещали около 50 000 зрителей. Вся эта публика заполняла Колизей не более чем за 10 минут.
Но еще более важной задачей было устройство пути, по которому на арену доставлялись звери. Создатели Колизея сконструировали хитроумную систему проходов и подъемников, по которым дикие, разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье, попадали прямо на арену. Многие компоненты этой сложной системы сохранились до наших дней, равно как тумбы и консоли на последнем, четвертом этаже. Когда-то на них держались опорные мачты, на которых при необходимости над всей ареной амфитеатра натягивалась огромная парусиновая крыша. Хитроумный механизм, состоявший из парусов, канатов и подъемных блоков, приводили в действие приставленные к нему моряки.
Благодаря столь богатой технической оснащенности и четкой организации размещения зрителей, Колизей приобрел славу архитектурного сооружения, намного опередившего свою эпоху. Конструктивные принципы его постройки поражают и поныне.
На церемонии открытия Колизея публике было показано 5000 диких зверей. На вилле Боргезе в Риме есть мозаика с изображением сцен боя на арене. Бык и олень, лев и даже страус считались достойными противниками бестиария. Так называли человека, которому на арене была уготована роль, сходная с ролью матадора. (На некоторых из сохранившихся римских амфитеатров и по сей день проводятся корриды). Необычайный интерес древних римлян к экзотическим животным, похоже, берет истоки задолго до постройки Колизея, еще с тех времен, когда по улицам города водили карфагенских слонов, демонстрируя их в качестве военных трофеев. Сражения гладиаторов тоже имеют свою давнюю традицию. Существует гипотеза, что они происходят от погребального обряда этрусков. По большей части бои гладиаторов были состязанием тренированных и равных по силам соперников но иногда это был трагический и кровавый спектакль, в котором силой заставляли участвовать пленных.
Собор Святого Петра
Собор Святого Петра - огромный храм, возведенный над могилой апостола в Риме. В строительстве его участвовали почти все знаменитые итальянские зодчие XVI столетия.
Собор Святого Петра занимает площадь в 22 067 квадратных метров и до 1990 года, когда он был превзойден еще более монументальной церковью Пресвятой Девы в Ямусукро, столице африканского государства Кот-Д'Ивуар, оставался самым большим христианским храмом на нашей планете. Размеры его просто потрясают, но не менее потрясает и драматическая история его строительства, узнавая которую, все больше удивляешься тому, что храм вообще был завершен.
Собор, каким мы видим его сегодня, обязан своим именем человеку, который в I веке нашей эры принял мученическую смерть за свою веру: в 64 году н. э., в царствование императора Нерона, апостол Петр был распят на кресте, а затем похоронен на городском кладбище. Вскоре могила апостола становится объектом паломничества. Признавший христианство римский император Константин повелел воздвигнуть над могилой Петра базилику, которая простояла на этом месте более тысячелетия. Когда она совсем обветшала, папа римский Николай V в 1452 году приказал начать строительство грандиозного нового собора. Но после его смерти в 1455 году работы были приостановлены. С тех пор подрядчики и зодчие то и дело сменяли друг друга, поэтому на завершение храма ушло еще около 170 лет.
Сперва архитектор Браманте в 1506 году взялся за решительную переделку всего здания, замыслив увенчать его огромным куполом. Но в 1514 году он умер, и работы были поручены Рафаэлю. Однако в 1520 году скончался и Рафаэль, а после его смерти в проект опять были внесены изменения: от идеи большого купола решили отказаться, отдав предпочтение элементам готики. Когда, наконец, в 1546 году Микеланджело, которому уже перевалило за семьдесят, «во имя Бога, Пресвятой Девы и Святого Петра» взял на себя руководство строительством, он возобновил возведение купола.
Но и ему не суждено было дожить до освящения храма. Сооруженные уже после его смерти продольный неф, фасад и колонный зал нарушили архитектурное единство собора, что и сегодня заметно при подходе к нему со стороны площади.
18 ноября 1626 года собор наконец-то был освящен папой Урбаном VIII. Архитектурное оформление площади перед собором продвигалось куда более энергично и было осуществлено в 1656-1667 годах. Площадь, оформленная Бернини, окаймлена 284 тосканскими колоннами. Колоннаду украшают статуи святых. В самом соборе (высота его составляет 189 метров!) Бернини соорудил над папским алтарем огромный бронзовый балдахин, вознесенный витыми колоннами на высоту 29 метров, но эта его работа, в отличие от колоннады, безусловного и всеобщего одобрения не снискала.
Собор Святого Петра можно осмотреть весь, что называется, сверху донизу. С балкона, которым окаймлена башенка над куполом, открывается удивительная панорама Рима. Но можно спуститься и глубоко вниз, в раскопы под алтарем собора, где посетитель увидит остатки древнего римского кладбища, на котором была воздвигнута самая первая базилика в честь Святого Петра. Обнаруженное на этом месте надгробье, возможно, и является могилой Святого Петра, но для внесения окончательной ясности в этот вопрос недостает безусловных археологических доказательств.
Хотя этот грандиозный собор не каждому придется по вкусу (его убранство чересчур пышно и действует порой даже угнетающе), в душах большинства посетителей он оставляет поистине неизгладимый след.
Собор Святого Петра находится на территории Ватикана, признанного в 1929 году суверенным государством. Главой государства является папа римский. Ватикан печатает собственные деньги, выпускает газету, имеет свой вокзал и дипломатические представительства за рубежом, а также швейцарскую гвардию в экзотических мундирах, выполняющую функции полиции. В зданиях Ватикана, построенных в XIV-XVI веках, сосредоточены богатейшая полумиллионная библиотека и самое большое в мире собрание произведений искусства. На осмотр всех этих сокровищ культуры нужен не один месяц. Сикстинская капелла - домовая церковь, построенная архитектором Джованни де Дольчи в 1475 - 1481 годах, принадлежит к комплексу зданий и художественных галерей, доступных для посещений и пользующихся всемирной известностью благодаря фрескам Микеланджело. Они создавались в 1508 - 1512 годах и представляют библейские сцены всемирного потопа. Кроме того, кисти Микеланджело принадлежит написанная в 1535 - 1541 годах на восточной стене капеллы фреска «Страшный суд».
Покидаем Рим и переносимся в Элладу…
Парфенон
Описания Парфенова всегда изобиловали только превосходными степенями. Этот афинский храм, посвященный покровительнице города — богине Афине Парфенос, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Он построен в середине V века до н. э. К этому времени персы, покорившие Афины в 480 году до н. э., снова были наголову разбиты. В пору правления Перикла город достиг наивысшей славы и процветания. Победоносное мироощущение отразилось и в расточительных градостроительных замыслах, которые финансировались главным образом за счет дани, взимаемой Афинами со своих союзников. То был период высшего подъема античной культуры, и храм богини Афины на холме Акрополь по сей день гордо напоминает об этом всему миру.
Парфенон построен в дорическом стиле. Само здание по всему периметру окаймлено внешней колоннадой. Этих колонн всего 46, по 8 с торцевых и по 17 с боковых фасадов. Все колонны каннелированы, то есть украшены продольными желобками. Фронтон, карниз и колонны выполнены из мрамора, и только крыша храма была из дерева. Вообще архитектурный облик Парфенона берет свои истоки в деревянном зодчестве: сложенный из камня, храм сохранил в своих очертаниях легкость и изящество деревянной постройки. Однако внешняя простота этих очертаний обманчива: зодчий Иктин был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как соразмерить пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх.
Вся постройка была возведена на фундаменте более раннего храма Афины. В храме стояла статуя богини, выполненная скульптором Фидием из мрамора и слоновой кости. Афина Парфенос была богиней-воительницей, но считалось также, что она покровительствует искусствам и ремеслам.
Однако Парфенон был не только храмом, но и чем-то вроде художественной галереи или музея, он создавал превосходный фон для множества произведений пластического искусства. Фронтон и карнизы здания были украшены скульптурами. По периметру внешних стен на высоте 12 метров лентой тянулся знаменитый парфенонский фриз, детали которого, правда, снизу были почти неразличимы. (В начале XIX века лорд Эльджин увез большую часть фриза в Лондон, и в 1816 году ее приобрел Британский музей.)
Распространенное представление, будто греческие храмы всегда были белого цвета, на самом деле ошибочно. В древние времена Парфенон был весьма пестро, а по нынешним вкусам — даже почти аляповато раскрашен. За последние годы ядовитый смог и удушливый смрад современных Афин, равно как и отметины, оставляемые здесь полчищами туристов, нанесли мрамору Парфенона чувствительный ущерб.
Архитектурный облик Парфенона за истекшие столетия неоднократно менялся. Здание выполняло самые различные функции, успев, среди прочего, побывать и православным, и римско-католическим храмом, и даже мечетью. В 1687 году турецкая армия использовала его под пороховой склад. Взрыв, случившийся во время осады города венецианцами, серьезно повредил этот выдающийся архитектурный памятник. В XIX столетии Парфенон был частично отреставрирован. И хотя многие из его художественных сокровищ были попросту разграблены, а большинство украшавших его скульптур разошлось по чужеземным музеям, Парфенон и сегодня являет собою удивительное и прекрасное зрелище, от которого воистину захватывает дух.
Через толщу веков - в Англию…
Стоунхендж
IV—II тысячелетия до н. э., Англия.
Смысл и назначение Стоунхенджа по сей день остаются загадкой. На этот счет выдвинуто множество гипотез, от самых примитивных до совершенно невероятных, для подкрепления которых привлекалась разнообразнейшая, зачастую невообразимо заумная аргументация. Иниго Джонс, английский архитектор XVII века, сравнивал это сооружение с образцами античной архитектуры и доказывал, что это римский храм. А в наши дни не раз высказывалась мысль, что к этим камням приложили руку инопланетяне, некогда создавшие здесь взлетно-посадочную площадку для своих земных экспедиций.
Вероятность когда-либо разгадать тайну Стоунхенджа ничтожна, но для тех, кого раз и навсегда приворожила красота этого исторического памятника и удивительная атмосфера окружающего ландшафта, это уже не имеет никакого значения.
В прошлом Стоунхенджа явственно различимы несколько этапов строительства, причем некоторые отделены друг от друга дистанцией более одного тысячелетия. На самой ранней стадии, которая датируется примерно 3100 годом до н. э., возникли ров и внутренний вал в форме окружности. Вне этого круга находился так называемый Пяточный камень («Friar's Heelstone» — «пятка бегущего монаха»), а внутри — расположенные по окружности на равном расстоянии друг от друга лунки со следами трупосожжений. Позднее в пространстве внутри рва двумя концентрическими кругами были установлены так называемые голубые камни (тесаные глыбы из долерита зеленовато-голубого оттенка). Но затем их снова переставили, и примерно в 1800 году до н.э. Стоунхендж приобрел облик, знакомый нам сегодня: возникло величественное каменное кольцо, образованное огромными тесаными глыбами серого песчаника, перекрытыми поверху плитами из камня. Внутри этого кольца находилось еще одно сооружение подковообразной формы, составленное из глыб большего размера, сгруппированных попарно и перекрытых третьей, — так называемых трилитов. Похоже, что голубые камни за время существования Стоунхенджа не однажды переставлялись разными поколениями строителей с места на место. Сейчас некоторые из них образуют как бы небольшую самостоятельную подкову внутри большой подковы из серых песчаниковых глыб, а другие расположились по кругу внутри большого каменного кольца.
Эти голубые камни породили великое множество догадок и недоумений. Необычный для здешних мест геологический состав долгое время давал основание полагать, что их родина — горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда их доставили водным путем на плотах и волоком — на катках. Но в последнее время геологи усомнились в этой гипотезе, поскольку камни при всем внешнем сходстве не вполне идентичны по геологическим характеристикам и не могут происходить из одного месторождения. Вероятнее допустить, что их занесло в окрестности Стоунхенджа ледниками из разных мест.
Конструктивные принципы, по которым создавался Стоунхендж, не назовешь ни примитивными, ни случайными, ибо расположение камней недвусмысленно обнаруживает понимание законов перспективы. В этой связи неоднократно высказывалась мысль, что строители Стоунхенджа, судя по всему, обладали незаурядными познаниями в математике, а все сооружение являлось, вероятно, астрономической обсерваторией и служило для предсказания лунных затмений. В наше время Стоунхендж превращается в объект массового паломничества туристов в пору летнего солнцестояния, поскольку главная ось всего сооружения указывает на северо-восток, точно туда, где в самые длинные дни встает солнце, и этот факт как бы укрепляет догадки о мистическом значении памятника.
А теперь – в Париж…
Версаль
Версаль, селение в 24 километрах от Парижа, был выбран королем Людовиком XIII для строительства скромного охотничьего замка. Король желал предаваться здесь своей излюбленной страсти - охоте. Его сын, Людовик XIV, тоже был заядлым охотником, однако он связывал с этим местом куда более честолюбивые планы. Недовольный прочими своими дворцами (среди которых были и Лувр, и Тюильри), он в 1660 году принял решение перестроить Версаль в роскошный дворцово-парковый ансамбль. Здесь все должно было поражать великолепием, да и размахом - ведь король хотел, чтобы, в конце концов, здесь разместился весь королевский двор.
Строительные работы начались в 1661 году. В первые же два года Людовик XIV, вошедший в историю как Король-Солнце, потратил несметные суммы денег, что повлекло за собой протесты его казначеев. Возведение Версаля продолжалось несколько десятилетий и потребовало не только невероятных денежных расходов, но и привлечения многих тысяч рабочих рук. Первым архитектором Версаля был Луи Лево,