План производства

в связи с существованием сертификации и лицензирования, которые надо проходить для осуществления определенных видов деятельности. С одной стороны, эти вещи представляют собой отличную кормушку для государственного аппарата, так как к чиновнику, занимающемуся выдачей лицензий, моментально рождается необыкновенный интерес, а услуги его оплачиваются голубыми конвертиками приятного содержания. В этой ситуации решения по вопросу выдачи лицензий на ведение определенных видов деятельности принимается очень часто исходя из субъективных соображений.  Решение этой проблемы состоит в том, чтобы выдавать лицензии не на вид деятельности, а  на продукт. В настоящее время у нас выдают лицензии на производство оружия, лекарственных препаратов, а скоро планируют ввести лицензирование на услуги провайдеров Интернета.

Дальше  следует дать описание того, насколько наша производственная деятельность обеспеченна технологически, а именно, пробовали мы использовать это оборудование в производственных целях или его еще предстоит налаживать, или оно вообще еще стоит только в экспериментальной разработке. Если наше оборудование еще не готово для использование его по прямому назначению, то следует прописать, какие затраты предстоит осуществить в будущем, чтобы оно было пригодно для массового производства.

Важный подраздел плана производства касается НИОКР, здесь надо подробно описать, какие виды работ предстоит осуществить для создания оборудования, какое специальное оборудование понадобится и сколько это будет стоить. Немаловажно в этом пункте также упомянуть дизайн. К сожалению, такую информацию в наших БП найти практически невозможно, мы к дизайну относимся очень спокойно. А жаль. В компьютерном мире совсем недавно огромных прорыв осуществила фирма “Apple”, поставившая на рынок цветные компьютеры ИМАК, которые стали самым продаваемым продуктом этой фирмы. Еще один классный пример касается нашего замечательного АЗЛК, о котором г-ну Липсицу очень хочется написать книжку, уж больно анекдотичный вещи происходят на этом предприятии. В один прекрасный день руководство АЗЛК заявило  о том, что собирается сотрудничать с итальянцами на предмет совершенствования внешнего вида автомобилей. На базе “Москвича” было решено делать  ... двухместные спортивные кабриолеты с откидным верхом, и это все при условии, что те, кто придумали это потрясающее по бессмысленности решение, явно должны были быть хорошо знакомы с нашим холодным климатическим поясом и с нашим обалденным качеством дорог. Кроме того, на секрет, что наш потребитель, покупая машину, покупает полу грузовик - а как вы иначе будете доски на дачу возить?!!! -, а как возить их на кабриолете с откидным верхом почему-то никто не подумал.

Г-ну Липсицу кажется, что главным маркетологом на АЗЛК работает г-н Лужков, ибо именно с его подачи на этом заводе чуть не начали переоборудование “Москвича” в такси. Прикол заключался в том, что даже деньги на проведение этой бредовой идеи достать удалось (еще бы, раз Лужков был инициатором), но когда стали просчитывать, во что выльется такое решение, то неожиданно оказалось, что срок окупаемости этого проекта оказался меньше срока службы “Москвича” как такси. Когда вы только начинаете работать над инвестиционным проектом, вам надо четко представлять себе, как будет развиваться в будущем то производство, которое вы задумали. Если вернуться к ситуации с производством “Москвича”, то здесь следует отметить, что с самого начала соответствующее вложение средств не предполагало развития. Этот завод мы отняли у немцев в 1946 году по репарациям: просто разобрали его на месте, перевезли в нашу страну, а потом заново смонтировали. С самого начала для нас это был чужой завод, технологических и конструкторских идей для которого не существовало. Так в течение длительного времени этот завой воспроизводил “Opel” времен Второй Мировой войны, и для того, чтобы ввести хоть какие-то новшества в производство пришлось создавать новую производственную базу, так как старая оказалась для этого непригодной.

Таким образом, в разделе план производства, касающемся НИОКР, необходимо указать, каково текущее состояние разработки, до чего конкретного удалось дойти на данном этапе, когда удастся запустить разработку в производственный процесс, а также, как при разработке НИОКР участвовали потребители.  Для наших производителей в диковинку консультироваться с потребителями на предмет их предпочтений, а, между прочим, зря. Интересный пример касается autotuning’а: российские машины разбирают на мелкие детали, которые затем исправляют, добавляют что-то новое и в результате последующей сборки получают из ”Нивы” такую машину, которая по своим техническим характеристикам (впрочем, и по стоимости тоже) мало уступает ”Jeep’у” , а из ”Жигулей” в результате tuning’а можно получить нечто вроде ”Mercedes’а”. Стоит подобная процедура у нас дорого, но те покупатели, которые в состоянии за нее заплатить, по достоинствам оценивают результаты работы с ними.

5. Помимо прочего, в плане производства необходимо указывать проблемы и риски, связанные с доводкой новой продукции, которые влияют на сроки подготовки производства и его издержки.

6. Следующий момент касается проблемы совершенствования продукта. В условиях нашей экономики этой подход практически не развивается, срок жизни товара заранее никто не оговаривает, просто считается, что потребитель никуда не денется и будет покупать тот продукт, который будет на рынке, и менять этот продукт совершенно не обязательно. Но если посмотреть на автомобильную промышленность Запада, то становится ясно, что каждые полгода в ней происходят изменения: одни модели модифицируют и одновременно запускают на рынок новые модели. Частая смена ассортимента подогревает интерес потребителей к товарам, а также является условием обеспечения устойчивости конкурентоспособности марки на рынке. Например, в Токио есть район Иобара, в котором продают аудио и видео технику. Попасть в этот район, значит обеспечить серьезное испытание для собственных барабанных перепонок, так как со всех сторон доносится невыносимый шум от звуковоспроизводящих систем. Несмотря на обилие техники в этом районе трудно найти хотя бы одно изделие, которое было освоено более года тому назад. Более того, японские производители говорят, что они путем долгой разъяснительной работы сами создали такого требовательного покупателя. Японский потребитель – это эксперт в технической области, который следит за новыми тенденциями в мире технической мысли и которому не так легко угодить. Спрашивается, зачем японцам такой привередливый потребитель? Ответ чрезвычайно прост: такой потребитель – залог международной конкурентоспособности Японии, ведь если продукция удовлетворяет требованиям такого сложного внутреннего потребителя, то и со внешним потребителем проблем возникнуть не должно.

7. Если мы собираемся организовать производство новой продукции, то мы должны описать собственность на интеллектуальную продукцию. К сожалению, защита интеллектуальной собственности нам чужда: чужую собственность мы не уважаем, а свою не бережем. Почти вся продукция, которую мы выпускали в свое время была попросту сворована: нашли хорошее западное изделие, привезли его к себе, скопировали и запустили собственное производство. Но при попытке продажи этого изделия за рубежом нас неминуемо подстерегают неприятности: так при попытке сбыта нашего фотоаппарата ”Зорька” за рубеж одна немецкая фирма обнаружила в нем что-то очень родное. Беда не в том, что мы воруем, а в том, что запускаем в продажу предварительно не модернизированный продукт. И с нами на этом поле успешно борются. Когда в СССР было решено организовать производство ксероксов, то несмотря на протесты КОМОМа (организации, занимающейся контролем поставок товаров с двойным назначением в страны советского блока), представители КГБ ввезли три заветных экземпляра. Когда стали разбирать первый ксерокс, внезапно раздался легкий хлопок, пружинки, скреплявшие делали, разлетелись в разные стороны и изделие развалилось на запчасти. Второй ксерокс при попытке его разобрать на части оказался залитым смолой, то есть у КГБешников опять ничего не получилось, ну а третий ксерокс оставили спокойно доживать свой век в Госплане. Видимо, поэтому советского аналога ксерокса разработать до сих пор так и не удалось.

Когда г-н Липсиц беседовал на эту тему с руководителем такого хорошего ведомства так Ассоциация Патентных Поверенных, то ему рассказали, что хотя адвокатов, занимающихся охраной патентов и лицензий, в этой ассоциации достаточно много, защитой интеллектуальных прав на конструкцию изделия и его товарную марку в нашей стране мало кто занимается. Более менее значительный интерес к торговым маркам в нашей стране стал зарождаться в 1992 году. Связано это было с распадом СССР, в результате которого бывшие советские республики сначала разбежались, а потом вдруг резко обнаружили, что существует нечто, что всех их объединяет. Это нечто – торговые марки ”Столичная” и ”Московская”. Многие республики прикинули, что раз в советское время на их территории располагались разливочные заводы этих водок, то теперь, будучи правопреемниками СССР, они имеют полное право считать эти признанные за рубежом товарные марки своими и зарабатывать за счет этого валюту. В этом противоборстве победила Россия, но только благодаря тому, что именно она формально является единственным правопреемником СССР, так как именно Россия взяла на себя обязательства по его долгам, а это по меньшей мере около $96 млрд. В истории это, пожалуй, самая дорогая плата за товарную марку. Кроме того, все прекрасно знают историю с товарной маркой ”Smirnoff”, на которую претендуют российские и иностранные производители. Еще один скандал был связан с тем, что в 90-е годы на территории России регистрировались наши фирмы с такими названиями как ”Gillette”, ”Phillips”, а в результате, когда истинные владельцы товарных марок пришли на наш рынок, то получилось, что их марки им совсем не принадлежат. Таким образом, если вам есть, что защищать, то пропишите это, и тогда вероятность конфликтов будет уменьшена.

Теперь давайте перейдем к следующему разделу нашего инвестиционного проекта, который называется план строительства.

а).  План строительства.

Этот раздел должен появляться далеко не в каждом инвестиционном проекте, а только там, где без него обойтись нельзя. Но до этого вы должны обосновать, почему вам так необходимо строить, почему вы вынуждены пойти на этот шаг, почему нельзя, к примеру, арендовать производственные площади. Важно понимать, что строительство – это наихудший вариант развития событий. Если обратиться к строительному комплексу России, то получается, что единственная задача, с которой он справляется успешно – это рытье котлованов и возведение фундамента, во всем остальном репутация наших строителей оставляет желать лучшего. Причины этой национальной традиции, как это ни странно, чисто экономические. В советские времена в основе механизма финансирования строительства лежала процентовка, то есть за каждый вид строительных работ полагался фиксированный процент оплаты, максимум которого приходился как раз на выше обозначенный вид работ. Вся остальная работа, например, возведение стен, штукатурка требовали большого вложения труда, но оплачивались значительно хуже. А в результате, по окончании возведения фундамента руководители строительных бригад предпочитали начатую работу забрасывать на корню и заниматься поиском нового фронта работ.

Основная проблема в этом контексте заключается в том, что экономическую психологию людей менять очень сложно. Вот наши строительные фирмы жалуются, что турки отнимают у них значительную часть работы, но когда дело доходит до конкретных действий, то получается, что работают турки действительно лучше, чем мы. Ну, например, когда те же самые турки взялись делать ремонт в медицинском центре на Пироговке, то в первую очередь они сделали такой шаг, который никогда бы не пришел в голову ни одному нашему прорабу: они покрасили ворота в белый цвет, который стал символом того, что на стройке всегда будет чисто. А вы видели когда-нибудь в России, что бы кто-нибудь (до турков) загораживал строительный объект сеточкой, чтобы пыль не летела? Это, дети мои, чистой воды психология. А когда иностранные партнеры предложили нам провести реконструкцию ВАЗа, единственным условием они запросили уволить всех работников этого предприятия, так как проще и, главное, дешевле нанять новых рабочих, чем иметь дело с людьми, для которых день, когда они ничего не стащили с работы, считается прожитым зря.

Хороший пример, когда удалось изменить экономическую психологию людей, г-н Липсиц привел в контексте Краснодарской табачной фабрики, которую купила фирма ”Phillip Morris”. До этого события жители близлежащих районов делились на тех, кто работал на этой фабрике и тех, кто занимался продажей краденого, и это, конечно, не понравилось новому руководству. В результате осенью 96 года средняя зарплата на этом предприятии составляла 1,5 тысяч рублей, что по тем меркам было немалой суммой. Но на предприятии был введен новый трудовой кодекс в соответствии с которым, если человека ловили на выносе сигарет с фабрики, то его моментально увольняли.

Возвращаясь к плану строительства, следует отметить, что идеальный вариант использование производственных площадей – это полудостроенные предприятия. Это удобно и рационально. Случай, когда строительство нового производственного объекта действительно оправдано, это история про ”Чистую комнату”, построенную в Зеленограде, о которой мы уже упоминали в прошлых лекциях.

Чтобы понять, какие производственные площади необходимы в вашем случае, необходимо обратиться к документации СНИП (Строительные нормативы и правила), в которых указан нормативный размер площадей, необходимых для производства определенного объема определенного вида продукции. Несмотря на то, что СНИП были разработаны еще в советское время от них не стоит отказываться, так как они хорошо адаптированы для нашей страны. Если сразу воспользоваться зарубежным опытом, то могут возникнуть неприятности, как, например, когда в Заполярье болгары построили нам здание (с учетом требований того климатического пояса, в котором они привыкли жить и работать), а в первую же осень угловые секции которого заполнились льдом. Или другой пример. При проектировании железнодорожных вагонов российские требования к прочности (в смысле морозоустойчивости) составляют не менее –650, в то время как европейский стандарт –350 (температур ниже – не бывает, на такие температуры даже их градусники на рассчитаны). Но полностью брать на вооружение все то, что указано в СНИП тоже не очень умно, так как они предусматривают излишнюю расточительность, которую позволяла себе наша страна в прошлом. Так когда в 92 году зашла речь о приватизации, то возник резонный вопрос, а что именно мы будем приватизировать. А в результате сравнения наших и иностранных производственных площадей оказалось, что у нас они в 3 раза больше, так как земля у нас бесплатная и ничейная. Короче говоря, ниши СНИП ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов, но необходимо проводить их корректировку в сторону экономичности.

Когда мы будем решать, какое производственное пространство мы будем создавать, то нам предстоит ответить на следующие вопросы:

Какие здания и сооружения мы будем возводить.

Каковы будут архитектурные решения наших зданий (из чего и как мы их будем делать). Здесь в первую очередь имеются в виду то, что затраты на строительство должны быть как можно более капитальными. Такое, на первый взгляд парадоксальное соображение, следует из простой логики, которой придерживается инвестор. Когда он рассматривает план строительства, то его в первую очередь беспокоит такой аспект строительного объекта, как ликвидность. В случае, если инвестиционный проект, на который он дает вам деньги, не оправдает себя, то чтобы возместить свои средства, инвестору придется продавать то, что вы успели понастроить, и чем универсальнее