Конституционное право зарубежных стран

Введение

Глава 1. Основы теории конституций в зарубежных странах

Глава 2. Конституционные основы организации гражданского общества в зарубежных странах

Глава 3. Политические партии и партийные системы зарубежных стран

Глава 4. Формы правления в зарубежных странах

Глава 5. Формы государственного устройства зарубежных стран

Список использованной литературы

Введение


Конституционное право зарубежных стран не представляет собой какой-либо особой отрасли права, оно базируется на знаниях о сущности и содержании конституционного права как части национальной системы права каждого зарубежного государства. Вот почему о конституционном праве зарубежных стран чаще всего говорят как о юридической науке.

Наука конституционного права зарубежных стран - это система знаний о правовом регулировании форм правления и политических режимов, политико-территориального устройства государства, положения личности, структуры и порядка формирования органов государственной власти, их полномочий и организации деятельности, а также основ местного самоуправления в зарубежных странах.

Наука конституционного права зарубежных стран выполняет следующие функции:

познавательную - способствующую полноценной и всесторонней юридической образованности специалистов в области правоведения;

прикладную - с помощью которой можно осуществлять прогрессивные реформы в сфере правового регулирования важнейших общественных отношений с учетом сложившейся за рубежом и подтвержденной временем практики решения подобных вопросов;

прогностическую - сущность которой состоит в способности оценивать и обоснованно прогнозировать государственно-правовое развитие;

коммуникативную - облегчающую общение и взаимопонимание с представителями зарубежных стран.

Глава 1. Основы теории конституций в зарубежных странах


Под конституцией в зарубежных странах принято понимать комплекс правовых норм, регулирующих важнейшие вопросы реализации народного суверенитета, осуществления прав и свобод человека, государственного устройства, деятельности органов государственной власти.

Однако зачастую понятия "конституция" и "основной закон" не совпадают. Основной закон - систематизированный (кодифицированный) правовой акт, обладающий высшей юридической силой и являющийся базой для других законов, это всего лишь удобная форма правового регулирования важнейших общественных отношений. Поэтому в большинстве стран конституции имеют форму основного закона. Вместе с тем в ряде государств дело обстоит не так. В Иране, например, принят нормативный акт, именуемый конституцией, но общество руководствуется не ею, а положениями Корана, так как в этом государстве не осуществляется концепция конституционализма; там действует достаточно жестокий режим теократической власти. А в Великобритании - стране с давними конституционными традициями - нет в общепринятом смысле основного закона. Там конституция представляет собой несколько законодательных актов, обладающих высшей юридической силой.

Вопрос о сущности конституции является довольно сложным в теории и практике зарубежного конституционализма. Но в целом следует согласиться с формулой Ф. Лассаля (Германия, 1825-1864 гг.) о том, что сущность любой конституции состоит в отражении в ее нормах действительного соотношения всех общественных сил. Это означает, что сущность конституции можно определить как юридически оформленное общественное согласие, гражданский мир, основанный на взаимном учете интересов государства, граждан и их объединений.

Конституции обычно создаются в определенный исторический период и естественно, что их авторы не могут предвидеть все изменения, которые произойдут в будущем. Борьба с подобным "старением" конституций проводится по двум направлениям. Первое из них - принятие новых основных законов в том случае, если ранее действовавшие в корне расходятся с реальной действительностью. Так произошло в Италии, Японии (1947 г.) и ФРГ (1949 г.) после ликвидации милитаристских режимов, в странах СНГ и Балтии, обретших политическую самостоятельность в начале 90-х гг. XX в. Другое направление связано с реализацией концепции "живой конституции". В США, Великобритании, Канаде тексты конституционных актов постоянно дополняются многочисленными судебными решениями по их применению и толкованию.

2. Классификация конституций зарубежных стран обычно проводится по традиционным критериям:

по структуре:

а) в форме единого основного закона ("писаная" конституция);

б) в виде нескольких правовых актов высшей юридической силы ("неписаные" конституции Великобритании, Израиля, Финляндии, Швеции, Новой Зеландии);

по способу изменения:

а)"гибкие", текст которых изменяется в том же порядке, что и обычные (текущие) законы (Великобритания, Индия);

б)"жесткие", требующие особо сложной процедуры внесения поправок: квалифицированного большинства при голосовании (Норвегия, Испания, Литва); двойного депутатского вотума (Швеция, Украина); утверждения решения парламента референдумом (Италия, Румыния); ратификации поправок законодательными органами субъектов федерации (США, ФРГ).

Современная наука конституционного права зарубежных стран использует и другие критерии классификации - по поколениям и по происхождению. Конституции первого поколения - значительная часть действующей британской конституции, конституции США (1787 г.), Швейцарии (1874 г.), Бельгии (1831 г.), Норвегии (1814 г.), Люксембурга (1868 г.). Они зафиксировали политическую нейтральность государства, широкие рамки реализации прав и свобод граждан. Второе поколение составили конституции, принятые до Второй мировой войны: Германия (1919 г.), Финляндия (1922 г.), Мексика (1917 г.), в текст которых был включен большой объем политических и социально-экономических прав и свобод граждан. К числу конституций третьего поколения следует отнести принятые в послевоенный период конституции ФРГ (1949 г.), Франции (1958 г.), Италии (1947 г.), Венгрии (1949 г.), Японии (1947 г.), Индии (1959 г.). Они имеют весьма обширные тексты, однако положения о правах и свободах личности изложены более декларативно, нежели раньше. Особая группа конституций третьего поколения создана в постсоциалистических странах Восточной Европы, Азии и СНГ (1991-1995 гг.). Конституции этих государств практически полностью восприняли "стандарты" третьего поколения.

В соответствии с происхождением современные конституции можно разделить на оригинальные и заимствованные. К числу оригинальных следует отнести отражающие собственные традиции конституции США, Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Норвегии, Швеции. Заимствованные конституции характерны для стран, которые либо полностью восприняли тексты основных законов других государств (Кот-д’Ивуар - у Франции), либо вобрали часть текстов конституций ряда стран (Япония у США, Испании, Швеции).

3. В зарубежных странах существует несколько способов принятия конституций:

парламентом - квалифицированным большинством (обычно в 2/3 или 3/4) голосов (Бельгия, Голландия, Испания);

референдумом (Таджикистан, Литва, Казахстан, Азербайджан, Эстония);

особым органом, специально избираемым для принятия конституции (в США - Филадельфийский конвент, в ФРГ - Парламентский совет, в Италии - Учредительное собрание);

путем октроирования - акта дарения монархом политических прав и свобод народу (Голландия, Непал, ОАЭ).


Глава 2. Конституционные основы организации гражданского общества в зарубежных странах


Под гражданским обществом следует понимать систему негосударственных образований, с помощью которых народ имеет возможность осуществлять многие свои интересы, не обращаясь к органам государственной власти. В таком обществе существует широкая сфера публичных отношений, в которой активно действуют массовые движения, партии, объединяющие граждан, группировки по интересам, убеждениям, а также по иным признакам. Развитое гражданское общество обладает такой степенью независимости и автономии от государства, которая гарантирует безопасность личности от злоупотреблений, связанных с недобросовестным использованием государственной власти. Каждый член гражданского общества является прежде всего субъектом права, а только уж потом - гражданином государства, именно поэтому гражданское общество защищает права человека, в то время как с государством связаны права гражданина.

Гражданскому обществу, которое сложилось в развитых демократических странах (ФРГ, Австрии, США, Франции), присущи дополнительные характеристики, одной из которых является открытость. В открытом обществе его члены как бы "не замечают" государство, они обладают социальной мобильностью, имеют развитую систему общих интересов. Такое общество само регулирует деятельность важнейших своих институтов и делегирует государству столько полномочий, сколько считает необходимым.

Гражданское общество находится в диалектической взаимосвязи с государством. Она проявляется в том, что чем сильнее гражданское общество, тем менее заметна роль государства. И наоборот - неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое поглощает первое.

Гражданское общество обладает рядом существенных признаков:

наличие социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, добросовестная конкуренция;

обеспечение социальной защищенности граждан, достойной жизни и развития человека;

признание приоритета прав человека, подлинных свобод и демократии;

свобода инициативы граждан и их коллективов на основе принципов самоуправления и саморегулирования.

Важнейшие структурные элементы гражданского общества:

добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (различные ассоциации, хозяйственные корпорации и другие общественные объединения);

совокупность негосударственных (неполитических) общественных отношений;

производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции;

сфера жизни свободных индивидов и их организаций, защищенная от вмешательства государственной власти.

Названные элементы закрепляются в законодательстве зарубежных стран в качестве конституционных основ экономических и социальных отношений, функционирования политической системы общества, организации духовной жизни населения страны.

Важнейший элемент фундамента гражданского общества - институт экономических и социальных отношений. Он представляет собой важную предпосылку полновластия народа и реальной свободы личности.

Первый элемент экономической системы гражданского общества - отношения собственности. Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. Вторым элементом экономической системы гражданского общества является cпocoб производства материальных благ, в том числе частных форм предпринимательской деятельности. При этом государственное регулирование экономических отношений сводится в основном к законодательному установлению необходимых стандартов и пределов налогообложения (США, Великобритания, Испания и др.).

Отношения между работодателями и работниками строятся на основе признания социального партнерства и сотрудничества (Италия, Греция, Финляндия). Межнациональные отношения регулируются прежде всего на основе конституционного закрепления равенства всех граждан независимо от национальности, расы, языка и религии, а также путем признания прав национальных меньшинств (Швеция, Мексика, Италия, Испания).

Нормы конституционного права в минимальном объеме регулируют духовно-культурную жизнь, не вторгаясь во внутренний мир человека. Вместе с тем оно устанавливает важнейшие принципы, обеспечивающие доступ гражданина к этой сфере благ:

свободу образования и университетскую свободу (США, Италия);

свободный доступ к достижениям культуры и науки (Испания);

нерушимость свободы совести и ее защиту (Греция);

свободу вероисповедания, отделение церкви от государства (Швеция, Швейцария).

Определяющее значение для полноценного функционирования гражданского общества в зарубежных странах имеет организация политических отношений. Такие отношения складываются в рамках политической системы как совокупности государственных учреждений и общественных объединений, с помощью которых народ реализует принадлежащую ему политическую власть. Конституции зарубежных стран фиксируют не только важнейшие элементы этой системы: государственные органы, политические партии, профсоюзные и другие негосударственные организации, но и закрепляют порядок деятельности политической системы, основы взаимоотношений между ее элементами. Гражданскому обществу присущи демократический политический режим, широкое самоуправление народа, преодоление конфликтных ситуаций с помощью судебных органов и согласительных процедур, отсутствие возможности решать даже самые сложные вопросы силовыми методами. И самое главное - утверждение механизма участия граждан в управлении делами государства по схеме: граждане, их политические и иные объединения выдвигают кандидатов на выборные государственные должности - население путем голосования формирует эти органы - представители народа отражают его интересы в принимаемых законодательных актах.


Глава 3. Политические партии и партийные системы зарубежных стран


Под политическими партиями принято понимать добровольные объединения граждан соответствующего государства с целью выработки и проведения в жизнь определенной политической линии.

Основные функции политических партий в зарубежных странах:

борьба за обладание политической властью в центре и на местах между отдельными соперничающими социальными группами;

участие в формировании всех звеньев государственного аппарата.

Практически во всех зарубежных странах политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на выборные государственные должности и организуют избирательные кампании. В ряде стран (Великобритания, Швеция, Дания, Нидерланды) победившая на парламентских выборах партия формирует правительство; участие в определении и осуществлении внутри - и внешнеполитического курса государства. Механизм такого участия характерен для большинства зарубежных стран: парламентские фракции партии добиваются воплощения положений своей политической программы в нормах законов; руководящие органы правительства принимают решения, прямо вытекающие из решений образовавшей его партии.

По своей организационной структуре политические партии в зарубежных странах могут быть организационно оформленными и организационно неоформленными. В первом случае политические партии характеризуются следующими признаками: фиксированное членство (с выдачей партийного билета), наличие программы и устава, руководящих органов, уплаты членских взносов, подчинение требованиям установленной партийной дисциплины. К числу такого рода партий относятся: Австрийская народная партия, Индийский Национальный конгресс, Партия центра Швеции, Христианско-демократический союз ФРГ, Либерально-демократическая партия Японии.

Основным характерным признаком организационно неоформленных политических партий является отсутствие официального членства. Наиболее типичный пример - главные политические партии США - республиканская и демократическая. Формально их членами считаются те американцы, которые на последних выборах проголосовали за кандидатов от соответствующей партии. Организационной связи между партией и ее членами обычно не существует. Она начинает складываться только во время избирательных кампаний, когда местные (в округах и графствах) партийные комитеты руководят агитационной деятельностью и все их усилия направляются на "улавливание" голосов избирателей. Аналогичные задачи выполняют функционеры консервативной партии Великобритании.

По способу регулирования правового статуса и порядка деятельности институционализации зарубежные политические партии делятся на две группы: внешне - и внутренне институционализированные.

Внешняя институционализация осуществляется государством путем прямого закрепления в нормах конституций положений о роли и месте политических партий в обществе, основных принципах их деятельности (ФРГ, Италия, Франция). В ряде зарубежных стран конституционные нормы конкретизированы в социальных законах о политических партиях (Австрия, Испания, Португалия, Финляндия) или развиты решениями судов (США, ФРГ).

Внутреннее регулирование осуществляется самой партией путем принятия на съездах, конференциях, пленумах программ, уставов, инструкций по вопросам организационной структуры и деятельности (Бхарата Джаната партия и партия Джаната Дал в Индии).

Общей тенденцией в настоящее время становится расширение внешней институционализации политических партий. Однако главным отличительным признаком политических партий в зарубежных странах является их политическая направленность. По этому критерию их можно разделить на консервативные, либеральные и социалистические.

Консервативная политика направлена на охрану и восстановление исторически сложившихся государственных и общественных институтов, сохранение материальных и социальных различий между людьми, создание сильной, мало чем ограниченной власти, наделение большими полномочиями президента (монарха) и всей администрации в целом, признание приоритета обязанностей человека над его правами. Консерваторы опираются на идеи патриотизма, государственности, усиления влияния государства на решение всех вопросов внутренней и внешней политики.

Либералы отстаивают индивидуальные свободы человека, его права в экономической и социальной жизни и готовы прибегнуть к реформам, если они будут способствовать решению этих задач. По их мнению, наиболее эффективной является частная собственность. Приоритет организации власти должен принадлежать парламенту и другим избираемым народом государственным органам.

Представители социалистического направления, основывая свои требования на идеях своеобразно понимаемых ими справедливости, патриотизма и государственности, настаивают на закреплении господствующей роли государства во всех сферах жизни: экономической, политической, социальной, семейной и даже личной. Они полагают, что в обществе все должны быть равны во всех отношениях и готовы прибегнуть к насилию ради достижения этой цели (чаще всего внесудебными средствами).

Однако политические партии, как правило, не следуют всем постулатам, соответствующим какой-либо одной ориентации. На практике допускается смешение элементов каждой из политических доктрин. И самое главное - в каждом из указанных направлений действовали и действуют приверженцы как умеренных, так и крайних (экстремистских) взглядов.

У консерваторов - это соответственно: Ш. де Голль, Дизраэли и Гитлер, Хомейни; среди либералов - Г. - Д. Геншер и Ф.А. фон Хайек; у социалистов - Б. Кракси, Ф. Миттеран и В.И. Ленин, И.В. Сталин, Ф. Кастро.

2. Роль и влияние каждой политической партии во многом зависят от партийной системы, существующей в определенной стране.

Партийная система - это свойство (признак) политического строя, которое определяет количественный и качественный состав политических партий, их отношение к власти.

В настоящее время в зарубежных странах принято выделять четыре основных вида партийных систем: беспартийную, однопартийную, двухпартийную и многопартийную.

Беспартийная система предполагает не столько фактическое отсутствие политических партий (Андорра, Бутан), сколько их юридическое непризнание, запрет (Бруней, Гана, королевство Тонга, Иордания).

Однопартийная система существует в странах, где одной партии принадлежит монополия на власть (Габон, Заир, Камерун, КНДР.). Верховенство такой партии прямо или косвенно подтверждается нормой конституции (ст.5 Конституции Республики Куба). Приоритетное положение одной партии обеспечивается также отсутствием официальной оппозиции. Так, в КНР существует более десяти политических партий, но все они - лишь продолжение Компартии Китая, ее периферийные организации.

Двухпартийная система отличается монопольным господством на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из них в определенный период времени является правящей, другая - оппозиционной. Классическими образцами в этом отношении являются двухпартийная система США, где более 100 лет монопольно господствуют две партии - республиканская и демократическая (хотя там действуют также социалистическая, либеральная, конституционная национал-социалистическая и другие партии), аналогичная система Великобритании с консервативной и лейбористской партиями, главенствующими над другими партиями: либерально-демократической, коммунистической и др.

Многопартийные системы могут быть плюралистическими (без монопольно господствующей партии) или с монопольно господствующей партией. В первом случае ни одна партия не может располагать абсолютным большинством в парламенте и в силу этого вынуждена идти на разного рода политические союзы для создания коалиционного (смешанного) правительства (Италия, Израиль, Бельгия, Дания, Нидерланды, ФРГ). Во втором случае абсолютное большинство мест в парламенте принадлежит одной партии, которая получает право формировать однопартийное правительство (в Мексике - Институционно-революционной партии, во Франции - Социалистической партии до 1986 г.

Глава 4. Формы правления в зарубежных странах


Под формой правления принято понимать юридическую характеристику государства, определяющую структуру высших органов власти и распределение полномочий между ними. Проще говоря, форма правления - условия получения власти высшими органами государства, а также способы ее реализации.

Критериями разграничения форм правления являются: порядок замещения должности главы государства; объем полномочий главы государства; распределение полномочий между главой государства и представительным органом власти (парламентом); ответственность высших государственных органов.

Исходя из указанных критериев, выделяют следующие основные формы правления:

монархию;

республику.

Причины существования этих двух форм правления различны, но в то же время связаны с историческими условиями образования и развития каждого из государств. Так, несмотря на высокую степень демократизма таких государств, как Великобритания, Швеция, Япония, в них сохранилась монархическая форма правления главным образом благодаря традициям; монархия в этих странах существовала на протяжении многих столетий. Ряд государств, освободившихся от колониальной зависимости, принял ту форму правления, которая была характерна для метрополий. Например, Тринидад и Тобаго, Ямайка (а первоначально Индия и Пакистан) после провозглашения своей независимости от Великобритании установили монархическую форму правления. В то же время бывшие колонии республиканской Франции - Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Кот-д’Ивуар, Мавритания - стали республиками.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу; глава государства занимает свою должность в установленном порядке престолонаследия; осуществляет полученную власть бессрочно и по своему усмотрению.

Существует несколько разновидностей монархий. Монархия может быть:

абсолютной, которая характеризуется следующими признаками:

а) вся полнота власти находится в руках монарха;

б) отсутствует выборный представительный орган власти (парламент);

в) монарх неподконтролен обществу и не отвечает за свои действия и решения;

г) монарх может являться главой судебной и религиозной власти.

Сейчас абсолютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне, Брунее, Объединенных Арабских Эмиратах. Эти страны имеют маленькую территорию, небольшое количество населения и огромные запасы природных ресурсов (в основном нефти). В силу этого там очень высокий уровень экономического развития, чрезмерный годовой доход на душу населения, развитая система социальной помощи. Жители этих стран аполитичны и в большинстве своем согласны с существующей формой правления;

дуалистической, для которой характерно следующее:

а) существует парламент (частично выборный, частично назначенный);

б) полномочия такого парламента весьма ограничены. Чаще всего - это совещательный орган при монархе;

в) правительство образуется исключительно монархом и ему целиком подконтрольно;

г) парламент создает видимость участия народа в делах государства, служит средством снятия напряжения в обществе.

В настоящее время дуалистические монархии существуют в Иордании, Непале, Кувейте, Марокко, Таиланде.

Дуалистическая монархия - промежуточный вариант между абсолютной монархией и конституционной. Обычно они - вчерашние абсолютные монархии, где монархи пошли на создание парламентов и частично поделились с ними властью либо под нажимом революции (Непал) и массовых беспорядков (Кувейт), либо добровольно, с целью избежать общественных потрясений в будущем (Иордания);

конституционной (ограниченной), где сохранен институт наследственного главы государства, но реальная власть принадлежит парламенту.

Основные признаки конституционной монархии:

а) наличие парламента, обладающего широкими полномочиями, в том числе важнейшими государственными решениями;

б) право парламента формировать правительство;

в) ответственность правительства только перед парламентом;

г) монарх символизирует государство, олицетворяет единство нации, иногда выступает в роли арбитра между высшими органами государственной власти.

Конституционными монархиями в настоящее время являются Великобритания, Швеция, Голландия, Бельгия, Дания, Норвегия, Испания, Канада, Австралия, Япония. Политическая стабильность указанных стран во многом связана с наличием выборных демократических институтов и одновременно - авторитетного государственного деятеля, способного повлиять на ситуацию в стране;

выборными монархиями - особыми формами правления, где монарх избирается специфическими коллегиями: В ОАЭ - советом эмиров (руководителей семи входящих в федерацию эмиратов);

в Малайзии - султанами девяти султанатов - субъектов федерации.

3. Республика (от лат. res publicum - общее дело) - форма правления, при которой глава государства и другие государственные органы прямо или косвенно избираются народом.

Основными видами данной формы правления являются:

а) президентская;

б) парламентарная;

в) смешанная республики.

Президентская республика характеризуется тем, что ведущую роль в ней играет глава государства - президент. Это выражается в том, что:

президент обычно избирается всем народом и вследствие этого получает очень большие полномочия;

он не зависит от других государственных органов (например, от парламента);

президент и парламент действуют на основе принципа разделения властей;

президент непосредственно возглавляет исполнительную власть в стране, самостоятельно формирует правительство, которое ему подотчетно;

парламент, как правило, не может вынести вотум недоверия правительству.

Классическим примером президентской республики являются США. Президентская республика получила широкое распространение прежде всего на американском континенте и в ряде стран Африки и Азии. Примерами президентских республик могут считаться: Мексика, Бразилия, Египет, Аргентина, Сирия, Перу, Колумбия, ЮАР и т.д.

Крайней формой президентской республики является суперпрезидентская республика, где вся жизнь страны во многом зависит от личности президента.

Примерами суперпрезидентских республик были Замбия при президенте К. Каунде (1964-1991), Конго (Заир) при С. Мобуту (1965-1997), Сомали при С. Барре (1969-1991), Парагвай при А. Стресснере (1954-1989), Филиппины при Ф. Маркосе (1965-1986), Индонезия при Сухарто (1967-1998) и др. В настоящее время к суперпрезидентским республикам можно отнести Сирию, Ирак, Египет и др.

Парламентская республика строится на принципах, противоположных принципам президентской республики. Центральную роль в жизни республик данного типа играет парламент. Парламентская республика характеризуется следующими признаками:

президент, как правило, избирается парламентом;

президент не играет самостоятельной роли; он выполняет волю парламента и правительства, несет ответственность перед парламентом;

парламент решает все важнейшие вопросы государственной жизни;

правительство формируется парламентом и подотчетно парламенту, оно может быть отправлено в отставку в результате вотума недоверия.

Примерами парламентских республик являются: Германия, Италия, Венгрия, Чехия, Индия.

Смешанная республика занимает промежуточное положение между президентской и парламентской республиками. Характерными чертами смешанной республики являются следующие:

власть примерно поровну поделена между президентом и парламентом;

президент избирается, как правило, всем народом и выполняет свои функции, а парламент - свои;

президент и парламент совместно участвуют в формировании правительства (президент предлагает кандидатуры министров, а парламент утверждает их);

правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом (президент может самостоятельно уволить правительство, а парламент может выразить правительству вотум недоверия).

Примерами смешанных республик являются: Франция, Польша, Украина, Португалия, Финляндия, Хорватия.

Глава 5. Формы государственного устройства зарубежных стран


Под государственным устройством принято понимать характеристику государственного строя, определяющего политико-правовой статус государства и образующих его территорий, систему взаимоотношений между ними, территориальную структуру государственной власти.

К числу таких характеристик, отраженных в нормах конституций зарубежных стран, относятся:

состав территории государства;

правовой статус государства в целом и его составных частей;

право сецессии, т.е. выхода из состава государства;

статус территориальных органов (какие у них являются высшими, а какие - региональными органами государственной власти);

статус корпоративных актов, издаваемых указанными органами власти;

юридическое определение взаимоотношений личности с государством и его территориями;

система распределения полномочий между государством и его составными частями;

система привлечения финансовых средств в бюджет государства.

В зависимости от содержания указанных характеристик различают следующие формы государственного устройства зарубежных стран:

унитарные государства;

унитарные государства с автономными образованиями в своем составе;

федеративные государства;

Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму государственного устройства. Она характерна для небольших, как правило, по территории стран с однородным по национальности населением (Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Армения, Эстония и др.).

Основные признаки унитарного государства:

государственным суверенитетом обладает только само государство в целом;

территории, входящие в состав государства, не обладают политической самостоятельностью;

за этими территориями не признается право сецессии (выхода, отделения);

существует единая система высших органов государственной власти;

единая система законодательства;

единое гражданство;

единая судебная система.

Таким образом, унитаризм предполагает централизацию государственного аппарата, прямой контроль над территориальными органами власти. Однако наряду с централизованными унитарными государствами существуют и децентрализованные, имеющие в своем составе автономные образования. Их отличает то, что ряд территориальных единиц является автономиями, т.е. имеет внутреннее самоуправление и правовой статус, отличный от других территорий.

Права автономий обычно фиксируются в конституциях. При этом автономии принимают участие в решении общегосударственных вопросов, имея своих представителей в парламенте страны. Однако, не являясь государством, автономия не имеет своего гражданства, не издает законов, действующие в них органы власти относятся к разряду органов местного управления.

Автономии в зарубежных странах могут быть:

административными, для осуществления территориального управления исключительно силами местного населения (районы и волости в КНР);

политическими, предназначенными не только для решения сугубо местных вопросов, но и участия в устранении межэтнических разногласий и конфликтов (Палестинская автономия в Израиле).

Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Примерами федераций являются: США, ФРГ, Швейцария, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия, Канада, Австралия.

Федеративным государствам присущи следующие типичные признаки:

это, как правило, крупные по территории, обычно многонациональные государства;

территория федерации состоит из территорий ее субъектов (штатов, кантонов, земель);

государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в полном смысле слова и не обладают суверенитетом; вместе с тем субъекты федерации обладают правом иметь собственное законодательство, органы государственной власти, гражданство;

союзные парламенты обычно двухпалатные. При этом нижние палаты (Палата представителей в США, Бундестаг в ФРГ, Палата депутатов в Бразилии, Мексике) представляют интересы населения всей страны, а верхние (Сенат в США, Мексике, Бразилии, Бундесрат в ФРГ) - интересы субъектов федерации;

полномочия между федерацией и ее субъектами четко распределены. Во многих федерациях весь объем государственных полномочий делится на те, которые являются: а) исключительной компетенцией федерации, их реализуют высшие органы власти страны (вопросы внешней политики, обороны, таможенные отношения, кредитно-денежная система); б) исключительной компетенцией субъектов федерации (местные налоги, организация здравоохранения, деятельность пенитенциарных учреждений и т.п.); в) остаточной компетенцией, обычно закрепляемой за субъектами тех федераций, которые образованы соглашением ранее независимых государств. Типичным примером являются США, где, образуя союз, штаты передали в исключительное ведение федерации решение вопросов, имеющих общенациональное значение, а за собой оставили права, которые и образовали остаточную компетенцию. В числе таких прав, например, принятие законодательных актов уголовно-процессуального характера; г) конкурирующей компетенцией, под которой понимают те полномочия, которые могут быть реализованы как органами власти федерации, так и ее субъектов. При этом в ряде государств (Бразилия, ФРГ) установлено правило, что сами субъекты принимают решения по вопросам правового регулирования пенсий, условий труда, земельных, лесных, водных и других отношений только в том случае, если органы федерации не сделают этого.

Современный федерализм привлекателен тем, что в нем многие видят способ решения межнациональных противоречий за счет признания государственности отдельных народов.

Список использованной литературы


1. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учеб. пособие. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, Форум, 2000.

2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник.

Общая часть. Т.1, 2 /Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: БЕК, 2000.

3. Крашенинникова Н.А., Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник. Ч.1. - М.: Норма, 2001.

4. Крашенинникова Н.А., Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник. Ч.2. - М.: Норма, 2001.

5. Лучин В.О., Эриашвили М.И. и др. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2001.

6. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник (Гриф УМО). - М.: Юстицинформ, 2002.

7. Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 1998.

8. Чиркин В.К. Конституционное право зарубежных стран: Учебник (Гриф УМО). - М.: Юристъ, 2002.