Учет производственных запасов
свою очередь, приведет к большей величине бухгалтерской прибыли.Применение способа ФИФО в обоих учетах при одной из упомянутых тенденций в цене приобретаемых МПЗ будет приводить к положительному эффекту лишь в одном из них: либо будет возможность несколько сэкономить на налоге на прибыль, либо возрастут финансовые показатели, в том числе и прибыль.
Использование скользящей оценки при способе средней себестоимости, т.е. ФИФО позволяет организации более точно определять себестоимость производимой продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг. Однако его применение требует дополнительных затрат, связанных с проведением расчетов.
Приказ Минфина России от 26.03.2007 N 26н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" ("Российская газета", 12.05.2007) (Зарегистрирован в Минюсте России 12.04.2007 N 9285)
Этим приказом внесены поправки в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и в Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (МПЗ).
При отпуске в производство или ином выбытии МПЗ в настоящее время применяются четыре способа оценки их стоимости:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО);
- по себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (способ ЛИФО).
С 1 января 2008 г. способ ЛИФО отменен.
2 Бухгалтерский учет приобретения материалов и расчетов с поставщиками
2.1 Документальное оформление приобретения производственных запасов
Для учета материально-производственных запасов характерна значительная однотипность совершаемых операций. Это позволяет использовать типовую первичную документацию, разрабатываемую Госкомитетом по статистике РФ в централизованном порядке.
Документальное оформление всех происходящих в организациях хозяйственных операций, связанных с движением материальных ценностей, служит основанием для систематического контроля за их сохранностью на складах и у материально ответственных лиц. Рационально разработанные первичная документация и схема документооборота по учету запасов дают возможность получать необходимую информацию для оперативного руководства организацией и осуществлять как предварительный, так и последующий контроль за их использованием.
По учету поступления материально-производственных запасов такими документами являются:
- «Доверенность» (ф. № М-2) предназначена для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации для получения материальных ценностей. Она составляется в одном экземпляре и выдается получателю под расписку бухгалтерской организации. Срок выдачи доверенности- 15 дней, но при получении ценностей плановых платежей- календарный месяц (Приложение П);
- «Приходный ордер» (ф. № М-4)- для оформления учета запасов, поступивших на склад организации от поставщиков. Бланки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в пронумерованном виде. Составляются в одном экземпляре на фактически принятое количество ценностей в день их поступления. Основными реквизитами являются: дата составления, код операции, склад, наименование и код поставщика, номер платежного документа, наименование и номенклатурный номер материальных ценностей, код и наименование единицы измерения, количества, цена, сумма без учета НДС и с учетом НДС и др. «Номер паспорта» заполняется при поступлении запасов, содержащих драгметаллы и камни (Приложение Р);
- «Акт о приемке материалов» (ф. № М-7)- для оформления приемки материально-производственных запасов в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется также при приемке запасов, поступивших без документов. Акт заполняется в двух экземплярах приемочной комиссией с обязательным участием материально-ответственного лица и представителя поставщика или незаинтересованной организации. Он утверждается руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами (товарно-транспортными накладными и др.) передается в бухгалтерию организации для принятия на учет материальных ценностей, второй- отделу снабжения для направления претензионного письма поставщику. Графа «Номер паспорта» заполняется только в случаях обнаружения расхождений по ценностям, содержащим драгметаллы и камни.
Использование современных мини- и микро ЭВМ, специализированных электронных бухгалтерских машин, видеотерминальных устройств позволяет осуществлять децентрализованную обработку информации о движении запасов на автоматизированных рабочих местах бухгалтеров. При этом процедуры регистрации, передачи, ввода данных, формирование выходной информации происходят на одном рабочем месте, что повышает ответственность бухгалтера за весь процесс- от обработки первичных документов до формирования итоговой информации.
2.2 Синтетический и аналитический учет поступления материалов
Обобщенные данные о наличии и движении запасов систематизируются в бухгалтерии организации на счетах синтетического учета. К таким счетам относится прежде всего счет 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Малые предприятия могут использовать для учета производственных запасов один счет 10 «Материалы».
Для учета налога на добавленную стоимость, приходящегося на производственные запасы, применяется счет 19.3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».
Учет материалов ведется по субсчетам:
10.1 «Сырье и материалы»
10.2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»
10.3 «Топливо»
10.4 «Тара и тарные материалы»
10.5 «Запасные части»
10.6 «Прочие материалы»
10.8 «Строительные материалы»
10.9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»
10.10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»
10.13 «Медикаменты и медицинский инструментарий»
10.14 «Мягкий инвентарь».
Не принадлежащие организации ценности учитываются на забалансовых счетах: материалы на ответственном хранении- на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»; сырье и материалы заказчика, принятые в переработку (давальческое сырье), но не оплачиваемые,- на счете 003 «Материалы, принятые в переработку».
На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. В первом случае в дебет перечисленных счетов относят все расходы по их приобретению.
Синтетический учет материалов ведется на счете 10 "Материалы" без использования счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" по видам материалов в соответствии с Рабочим Планом счетов.
Поступление материалов в Учреждение учитывается по дебету счёта 10 "Материалы" в корреспонденции с кредитом счетов:
86 "Целевое финансирование" – по материалам, закреплённым на праве оперативного управления, полученным безвозмездно для выполнения уставной деятельности;
60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" – по приобретенным материалам за счет сметы целевого финансирования, доходов от предпринимательской деятельности.
98 субсчет 2 "Доходы будущих периодов" – по безвозмездно полученным материалам, направляемым на предпринимательскую деятельность Учреждения.
Одновременно отражают налоги на добавленную стоимость: Д сч. 19,
К сч. 60.
Аналитический учет товаров ведется в количественно - стоимостном выражении, т.е. по наименованиям товаров, по количеству и фактической себестоимости. В составе товаров учитываются медикаменты и другие товары, приобретенные Учреждением специально для перепродажи при осуществлении фармацевтической деятельности.
Синтетический учет товаров ведется на счете 41 "Товары" по субсчетам в соответствии с Рабочим планом счетов.
Товары, приобретенные для перепродажи, находящиеся на складе учитываются по дебету счёта 41"Товары" по фактической себестоимости их приобретения.
Переданные со склада товары в сеть розничной торговли учитываются по дебету счёта 41 "Товары" по продажной стоимости. Разница между продажной и покупной стоимостью – торговая наценка учитывается на счете 42 "Торговая наценка".
Аналитический учет товаров ведется в количественно - стоимостном выражении, т.е. по наименованиям товаров, по количеству и фактической себестоимости.
Учреждением ежеквартально представляется Учредителю (ОАО "РЖД") отчет об использовании и движении материальных запасов, числящимся на балансе Учреждения по форме №5 Приложения к бухгалтерскому балансу.
2.3 Инвентаризация материалов
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств в Учреждении производится с целью выявления фактического наличия имущества, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, определения состояния и реальной стоимости имущества, проверки полноты отражения в бухгалтерском учете обязательств.
Инвентаризация материально-производственных запасов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Результаты инвентаризации оформляются первичными документами, формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998г. № 88.
Для проведения инвентаризации в Учреждении создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В состав инвентаризационной комиссии включается представитель ОАО "РЖД". Инвентаризация проводится в присутствии и при обязательном участии материально ответственного лица с составлением инвентаризационных описей или актов инвентаризации (Приложение С).
Обязательная инвентаризация в Учреждении проводится:
при передаче имущества в аренду, выкупе и продаже;
перед составлением годовой отчётности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчётного года;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при ликвидации (реорганизации) Учреждения перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
До начала проверки фактического наличия материально-производственных запасов в описях материально ответственные лица дают расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на имущество сданы в бухгалтерию и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Инвентаризационная комиссия проверяет фактическое наличие материальных ценностей путем их подсчета, взвешивания, обмера. Руководитель организации должен создать необходимые условия, т.е. обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.
Количество материалов и товаров, хранящиеся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной выборочной проверке части этих ценностей. При большом количестве весовых товаров составляют ведомости отвесов, которые ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. По окончании перевески данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как ручным способом, так и с использованием средств вычислительной или другой организационной техники.
Наименования инвентаризуемых ценностей, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятия перечисленного в описях имущества на ответственное хранение. При инвентаризации в случае смены материально ответственных лиц принявших имущество расписываются в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества.
Отдельные описи составляются на материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении, полученные для переработки, а также хранящиеся на складах других организаций, переданные в переработку другой организации.
По материально-производственным запасам, при инвентаризации которых выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (Приложение Т). В сличительных ведомостях отражаются только расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. На ценности, не принадлежащие организации, составляются отдельные сличительные ведомости.
Недостачи, выявленные при инвентаризации, учитываются по дебету счета 94 субсчет 2 "Недостачи, выявленные в результате инвентаризации" с последующим списанием на виновных лиц по дебету счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
В случае отсутствия виновного лица суммы недостач (кроме имущества, закрепленного на праве оперативного управления) списываются на внереализационные расходы по дебету счета 91 субсчет 2 "Прочие операционные и внереализационные расходы" на основе подтверждающих документов.
Результаты инвентаризации подлежат отражению в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
2.4 Учет расчетов с поставщиками. Особенность учета НДС при приобретении ценностей
Учет расчетов с поставщиками ведется на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Д Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К
Уменьшение задолженности |
Корреспонди- рующий счет |
Увеличение задолженности |
Корреспонди- рующий счет |
Оплата счетов поставщиков и подрядчиков: -наличными -с расчетного счета -с валютного счета -с аккредитива -за счет кредита в банке Зачет выданных авансов Зачет по товарообменным операциям Положительная курсовая разница |
50 51 52 55 66 60ав 62 91 |
Сальдо- задолженность поставщикам и подрядчикам на начало периода Отражена задолженность поставщикам и подрядчикам -за поступившие материалы стоимость материальных ценностей НДС -за заготовку и доставку материальных ценностей: стоимость услуг НДС Недостачи и порчи в пределах норм естественной убыли Недостачи и порчи в пределах величин, предусмотренных в договоре Недостачи груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин, несоответствие цен и тарифов, ошибки, несоответствие качества и др. Отрицательная курсовая разница Сальдо- задолженность поставщикам и подрядчикам на конец периода |
- 10 19 10 19 10 94 76.2 91 - |
По кредиту счета 60 в корреспонденции со счетом 10 отражается задолженность организации поставщику за фактически поступившие материальные ценности и подрядчику за услуги по доставке материальных ценностей. В задолженность поставщикам (подрядчикам) по кредита счета 60 включается также налог на добавленную стоимость. При этом задолженность поставщикам по кредиту счета 60 отражается только тогда, когда к организации- покупателю перешло право собственности на материальные ценности.
Суммы, отражаемые по кредиту счета 60, зависят также от соответствия сроков поступления материальных ценностей и платежных документов.
Материальные ценности | Платежные документы | Кредит счета 60 |
Поступили | Поступили |
Стоимость фактически принятых материалов: Д сч. 10, К сч. 60 Д сч. 19, К сч. 60 |
Поступили | Не поступили (неотфактурированные поставки) |
Стоимость фактически поступивших материалов по учетным ценам: Д сч. 10 неотфакт. пост, К сч. 60 |
Не поступили (материалы в пути) | Поступили |
Стоимость материалов, указанных в счете поставщика: Д сч. 10 матер. в пути, К сч. 60 |
Материалы в пути- это материалы, на которые перешло право собственности, но они еще не поступили в организацию такие материалы отражаются согласно счетам поставщика на специальном субсчете к счету 10 Материалы в пути» по стоимости, указанной в сетах поставщика- Д сч. 10 материалы в пути, К сч. 60.
Неотфактурированными поставками считаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (счет-фактура, платежное требование или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).
Неотфактурированные поставки принимаются на складе с составлением акта о приемке материалов. Акт о приемке материалов составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурированных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику.
Неотфактурированные поставки приходуются по счетам учета материальных запасов (в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов). При этом материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. В случаях если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, то указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам.
После получения расчетных документов по неотфактурированным поставкам в данном отчетном периоде их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком.
Если расчетные документы по неотфактурированным поставкам поступили в следующем году после представления бухгалтерской отчетности, то:
- учетная стоимость материальных запасов, отраженная в прошлом отчетном периоде, не меняется;
- величина налога на добавленную стоимость принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке- Д сч. 19, К сч. 60;
- уточняются расчеты с поставщиком, при этом суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью оприходованных материальных запасов и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступил расчетные документы:
- уменьшение стоимости материальных запасов отражается по дебету счетов расчетов и кредиту счетов финансовых результатов (как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году)- Д сч. 60, К сч. 91;
- увеличение стоимости материальных запасов отражается по кредиту счетов расчетов и дебету счетов финансовых результатов (как убыток прошлых лет, выявленные в отчетном году)- Д сч. 91, К сч. 60.
Налог на добавленную стоимость, подлежащий оплате поставщикам за приобретенные производственные запасы и подрядчикам за услуги по транспортировке и доставке их в организацию, учитываются по дебету счета 19 на основании расчетных документов. По кредиту счета 19 отражается списание налога на добавленную стоимость по назначению. Налог на добавленную стоимость по оприходованным производственным запасам, списывается со счета 19 в уменьшение задолженности бюджету, независимо от их отпуска в производство. Налог на добавленную стоимость по производственным ресурсам, подлежащим использованию на изготовление продукции и осуществлении операций, освобожденных то налога, включается в стоимость таких производственных ресурсов,Д сч. 10, К сч. 60.
Записи операций на счете 19 по приобретенным производственным запасам следующие:
Д Счет 19 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» К
НДС по приобретенным материальным ценностям по расчетным документам |
Корреспон дирующий счет |
Списание НДС по назначению |
Корреспон дирующий счет |
Сальдо- остаток НДС по материальным ценностям на начало периода По полученным материальным ценностям от поставщиков По оказанным услугам и работам подрядчиками По приобретенным подотчетными лицами материальные ценности Сальдо- остаток НДС по материальным ценностям на конец периода |
- 60 60, 76 71 - |
В зачет бюджету по используемым материальным ценностям на производственные нужды |
68 |
Если при заключении договора предусмотрен аванс поставщику (подрядчику), то он отражается на счете 60 на выделяемом субсчете (60ав.). При окончательном расчете с поставщиком производится зачет суммы полученного аванса внутренней записью по счету 60: Д сч. 60, К сч. 60ав.
Д Счет 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным» К
Увеличение задолженности |
Корреспон дирующий счет |
Уменьшение задолженности |
Корреспон дирующий счет |
Сальдо- остаток задолженности поставщиков и подрядчиков по выданным им авансам на начало периода Сумма выданных авансов поставщикам и подрядчикам под поставку материальных ценностей и выполнение работ: -наличными -с расчетного счета -с валютного счета -за счет аккредитива -за счет кредитов банка Положительная курсовая разница сальдо- остаток задолженности поставщиков и подрядчиков по выданным авансам на конец периода |
- 50 51 52 55 66 91 - |
Зачет суммы выданных авансов и предоплат при окончательном расчете с поставщиками Отрицательная курсовая разница |
60 91 |
При выявлении несоответствия цен и тарифов, несоответствия качества, количества поставленных материальных ценностей договорным обязательствам предъявляется претензия поставщикам и подрядчикам на сумму недостачи или не принятых материальных ценностей. Сумма недостачи рассчитывается вместе с НДС. Претензия предъявляется в корреспонденции со счетом 60 (Д сч. 76.2, К сч. 60).
Пример записи операций по поступлению производственных запасов на счетах бухгалтерского учета за март месяц 2008 г. в НУЗ ОКБ на ст. Оренбург ОАО «РЖД»:
Журнал регистрации хозяйственных операций
№ п/п |
Документ и содержание операции |
Корреспондирующие счета | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | |||
1 | Выписка из расчетного счета (Приложение Ж). Оплачен счет (Приложение И) №372 от 4 марта 2008г. ООО «Маркон» за материалы | 60 | 51 | 36000-00 |
2 | Выдано из кассы начальнику снабжения Халтер Г.Н. на приобретение канцелярских товаров | 71 | 50 | 3000-00 |
3 | Авансовый отчет (Приложение К) №52 от 12 марта 2008г. Халтер Г.Н. приобретены канцелярские товары и оприходованы на материальный склад | 10.9 | 71 | 2637-72 |
4 |
Поступили материалы от ООО «Маркон» накладная №390 (Приложение Л) и счет-фактура №390 (Приложение М) от 18 марта 2008г. и оприходованы аптечный склад |
10.13 | 60 | 36000-00 |
5 | Выдано из кассы механику Ряховских С.М. на приобретение зап. частей для автомобиля ГАЗ-3110 | 71 | 50 | 2000-00 |
6 | Авансовый отчет №60 (Приложение Н) от 25 марта 2008г Ряховских С.М. приобретены запасные части для автомобиля ГАЗ-3110 и оприходованы на материальный склад | 10.5 | 71 | 2016-50 |
7 | Приобретены продукты питания для нужд больных в ООО «Оренбургпродукт» и оприходованы на продуктовый склад | 10.2 | 60 | 45000-00 |
8 | По доверенности №119 (Приложение П) от 27 марта 2008г заведующей лабораторией Щур Г.В. в ЗАО «Электронинструментсервис» были приобретены реактивы и оприходованы в клиническую лабораторию | 10.13 | 60 | 4631-20 |
9 | Выписка из банка. Оплачены реактивы, полученные в ЗАО «Электронинструментсервис» по доверенности | 60 | 51 | 4631-20 |
2.5 Совершенствование учета приобретения материалов и расчетов с поставщиками
В целях совершенствования бухгалтерского учета материалов на производстве в «НУЗ «ОКБ на станции Оренбург ОАО «РЖД» можно предложить повысить контрольные функции первичного учета. Более широкое внедрение компьютерного учета в процесс оформления первичных документов может являться одним из наиболее эффективных путей совершенствования первичного учета. От того, насколько удобно и комфортно работать в программе, зависит и производительность труда бухгалтера, и его удовлетворенность работой в целом. Фирма "1С" регулярно изучает мнения пользователей "1С:Бухгалтерии 8", с тем чтобы повысить скорость работы в программе и интенсивность обучения, а также в полной мере удовлетворить запросы пользователей.
"1С:Бухгалтерия 8" - новая версия популярной программы для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в коммерческих организациях, разработанная на современной технологической платформе 1С:Предприятие 8.
"1С:Бухгалтерия 8.0" является универсальной программой и поддерживает любые виды коммерческой деятельности - оптовая и розничная торговля, оказание услуг, производство и др. В программе обеспечен высокий уровень автоматизации ведения бухгалтерского и налогового учета, а также подготовки регламентированной отчетности. Бухгалтерский и налоговый учет ведутся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Основным способом отражения хозяйственных операций в учете является ввод электронных документов, соответствующих первичным бухгалтерским документам. Кроме того, в программе допускается непосредственный ввод отдельных проводок. Для группового ввода проводок удобно использовать типовые операции - простой инструмент автоматизации, легко и быстро настраиваемый пользователем.
Учет товаров, материалов и готовой продукции в "1С:Бухгалтерии 8.0" реализован согласно ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и методическим указаниям по его применению (приказ Минфина России от 9.06.01 г. N 44н).
Учет расчетов с поставщиками и покупателями можно вести в рублях, условных единицах и иностранной валюте. Курсовые и суммовые разницы по каждой операции рассчитываются автоматически. Расчеты с контрагентами можно вести по договору в целом или по конкретным документам расчетов. Способ ведения расчетов определяется отдельно для каждого договора. При оформлении документов на поступление и реализацию можно использовать как общие цены для всех контрагентов, так и индивидуальные для конкретного договора.
В программе реализована возможность корректировки долга контрагента. Для решения данной задачи применяется документ "Корректировка долга". В зависимости от параметров взаиморасчетов с контрагентом, которые указаны в его договоре, корректировка долга может быть проведена по договору в целом, по заказам, по счетам или по расчетным документам. При проведении документа последовательно происходят проведение взаимозачета, перенос дебиторской и кредиторской задолженности, а затем списание дебиторской и кредиторской задолженности.
Для сверки взаиморасчетов с контрагентами предусмотрен документ "Акт сверки взаиморасчетов". Сверку взаиморасчетов можно выполнить как сразу по всем договорам с контрагентом, так и по конкретному договору. Можно указать период, за который необходимо провести сверку. В случае если период не указан, произойдет сверка по всем операциям с контрагентом, имевшим место с момента начала ведения учета в информационной базе. Сверку можно производить как в рублях, так и в иностранной валюте.
Заключение
К материальным ценностям относятся все элементы средств производства и предметов потребления, имеющих материальную форму, т. е. все элементы валового общественного продукта, с помощью которых удовлетворяются материальные потребности общества в целом и каждого его члена в отдельности.
Экономия материальных ценностей выражается в повышении уровня их полезного использования, т. е. в снижении удельного расхода по сравнению с уровнем, достигнутым в предыдущем периоде. Экономия материально-производственных запасов на предприятии может быть осуществлена по двум направлениям:
1) получение положительной разницы между нормативным (по рассчитанной норме расхода материала на данное изделие) и фактическим количеством расходуемых ценностей;
2) снижение нормативного расхода материалов.
С точки зрения бухгалтерского учета установление величины экономии за счет снижения норм может быть осуществлено только в рамках нормативного метода.
В тоже время снижение материалоемкости способствует сокращению затрат труда на изготовление продукции, а, значит, и снижению ее себестоимости, что является важнейшей предпосылкой повышения эффективности производства.
Уменьшение удельных расходов материальных ресурсов способствует увеличению внутрихозяйственных накоплений. Это особенно важно в современных условиях, когда прибыль является главным источником образования фондов экономического стимулирования. Таким образом, рациональное использование материальных ресурсов является важнейшим фактором снижения материалоемкости и себестоимости продукции (работ, услуг), повышения прибыльности и рентабельности производства. Но не только в этом проявляется влияние экономии на финансы предприятия. Стоимость материальных ресурсов составляет основную часть оборотных средств. Ускорение их оборачиваемости имеет большое значение, т. к. в этом случае на каждый рубль оборотных средств производится больший объем продукции. Снижение удельных расходов материалов уже означает ускорение оборачиваемости, и, кроме того, уменьшаются денежные затраты на образование производственных запасов, высвободившиеся оборотные средства используются на расширение производства в рамках данного предприятия, т. е. на увеличение объема производства без привлечения дополнительных оборотных средств. Следовательно, рациональное использование материальных ресурсов положительно влияет на всю совокупность показателей производства.
Поэтому на практике для любого предприятия важно соблюдать режим экономии на всех уровнях производства. Исключительно большое значение имеют организационные, экономические и правовые мероприятия, направленные на снижение материалоемкости и себестоимости продукции.
Организационные мероприятия включают в себя:
-повышение на основе внедрения достижений научно - технического прогресса уровня организации производства;
-организация обмена оперативной информацией о поставках материальных ценностей и выработка требований к поставленным видам ресурсов, срокам, формам и видам поставки.
Экономические мероприятия предусматривают:
-экономическое обоснование предложений, направленных на улучшение использование ресурсов и управления ими, а также их экономический анализ;
-материальную ответственность управленческих служб и подразделений предприятия, отделов, бригад, рабочих и служащих за перерасход и небрежное отношение к материальным ресурсам из-за невыполнения основных требований технологических процессов и др.
К правовым мероприятиям относятся: разработка внутрипроизводственных нормативных актов по рациональному использованию и эффективному управлению ресурсами.
И наконец, как на уровне отдела, подразделения, предприятия, так и на уровне промышленности в целом без надлежащего учета экономии она просто невозможна, поэтому важную роль в системе мер, направленных на экономию материальных ценностях, снижение материалоемкости и себестоимости продукции играет рационально организационный учет материалов на предприятии, осуществленный в соответствии с поставленными задачами учета, контроля и анализа использования материалов на производство.
Литература:
1. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»
2. Вещунова Н.Л.. Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.-512с.
3. Финансовый учет: Учебник/ Под редакцией проф. В.Г. Гетьмана.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.- 784с.: ил.
4. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет.: Учебное пособие :- М.: Омега-Л, 2005.-640с.
5. УСТАВ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«Отделенческая клиническая больница на станции Оренбург открытого
акционерного общества «Российские железные дороги» от 2004г
6. Учетная политика НЕГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «Отделенческая клиническая больница на станции Оренбург открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на 2007г
7. «Налог на прибыль от А до Я» Мастер обновление, январь 2008
8. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, частям первой и второй/ под общей редакцией Ю.Ф. Кваши.- 4-е изд, перераб. и док.- М.: Юрайт- Издат, 2007г- 1384с
9. "1С:Бухгалтерия 8.0" - эффективное средство для ведения бухгалтерского и налогового учета (И. Сидоров, "Финансовая газета", N 43, 44, 45, октябрь, ноябрь, 2005 г.)
10. Новые возможности системы "1С:Бухгалтерия 8" (Н. Шутова, "Финансовая газета", N 4, январь 2007 г.)
11. ПБУ 10/99 «Расходы организации»
12. Федеральный закон от 26 декабря 1995г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями и дополнениями)
13. Федеральный закон от 8 февраля 1998г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями и дополнениями)
14. Оценка материально-производственных запасов (И. Богатый, "Практический бухгалтерский учет", N 7, 8, июль, август 2007 г.)
15. Мониторинг законодательства ("Новая бухгалтерия", выпуск 6, июнь 2007 г.)