История основания и развития Оренбурга
Небольшое увеличение происходит ближе к центру города между Новой слободкой и Фортштадтом: на восток от слободки за полем радиостанции и Кузнечным, к северу от улицы Орлова, отвели в 1925 году девять кварталов под "Новые усадьбы".Со стороны Форштадта в тот же период началась застройка Пороховых. Здесь отвели семь кварталов между Туркестанской и современной Красногорской улицами, начиная от Ипподромной, где была восточная граница ипподрома, до Уральской.
Фортштадт до 1922 года в состав города не входил, был отдельной единицей. Затем он присоединился к городу и получил официальное название "Оренпосад". С середины 30-х годов его переименовали в "Красный посад", но официальное название не прижилось, и, хотя оно формально не изменялось, эта часть города так и называется своим исконным именем "Фортштадт". Почти до конца 30-х годов он территориально не рос, оставаясь в границах 1915-1916 годов.
К началу 30-х годов в Овчинном городке появилось несколько маленьких кварталов, расположенных немного разбросанно, так что улицы остались неоформленными. На территории Подмаячного поселка в конце 20-х годов появилась неплановая застройка - Кирпичные ряды, поскольку ряды такие находились здесь действительно. Затем поселение стало именоваться поселок "Курмыш", пока не получило название "Подмаяцный", но в обиходе его чаще называют "Шанхай". Застройка здесь шла хаотично, а сами постройки в первое время были невзрачными, часть из них во многом напоминала землянки.
За Уралом в 20-е годы растет упоминавшаяся ранее Ситцевая деревня. Застройка ее началась, очевидно, со стороны Менового двора по направлению к Уралу, но не заходила за северную часть древнего русла реки, называемую Дюковым оврагом; на западе пределом было полотно железной дороги, на востоке - шоссе. Затем поселение стало распространятся за оврагом на север. Эта часть поселка в середине 20-х годов называлась Новым Петроградом, а затем - Новым Ленинградом, причем в 1931 году все поселение именовалось так. Возможная причина этого названия - близость Урала, но нельзя исключить и затопляемость паводковыми водами ближней к реке части, что могло ассоциироваться с осенними питерскими наводнениями (в связи с последним обстоятельством северная часть поселка в послевоенные годы перестала существовать, так как жители переселились). По ассоциации с Петроградом и часть улиц получила соответствующие названия: Невская, проходившая через обе части поселка, Гороховская названа, вероятно, по аналогии с Гороховой улицей в Петербурге.
Южнее Менового двора на городской земле в 1927 году началась распланировка поселка Пугачи, который тогда официально назвали "Пугачевский городок". Застройка проводилась по радиально-кольцевой схеме и была ориентирована на станцию Меновой двор. Городок растет довольно быстро: к началу 1931 года он четко ограничивается Донгузской улицей и не вполне еще оформившейся современной Гвардейской улицей. В дальнейшем расширение поселка продолжалось по той же схеме вплоть до 60-х годов, когда планировка постепенно перешла к прямоугольной сетке. Несколько особое место занимал поселок Карачи, возникший еще до 1927 года, когда решением губисполкома был передан в ведение Оренбургского горсовета как "пригород, входящий в состав Оренбурга", с сохранением сельсовета. А в то время 85% домов в Карачах были саманными, 10% засыпными и только 5% деревянными. Размеры поселка мало изменились и совпадают с одноэтажной застройкой настоящего времени, исключая крайнию юго-западную часть в районе Степной улицы.
Наряду со сменой силуэта. С середины 30-х годов начинается строительство многоэтажных зданий. Это стало возможным благодаря развитию промышленности и обретению городом статуса областного. К концу 2-й пятилетки 1938 году, было введено в эксплуатацию 12 новых предприятий, преимущественно легкой промышленности. Возникли новые отрасли, например, комбикормовая. Предприятия швейной и шорноседельной промышленности во многом заменили собой кустарное производство. Старые предприятия реконструировались и расширились.
Если в 1910 году, когда, не считая Главных мастерских Ташкентской железной дороги, было 36 предприятий, выходивших далеко за рамки кустарных, и 1535 - с 1-2 работниками, то к 1938 году число последних значительно сократилось, первых же стало 49, включая и введеную в эксплуатацию в 1939 году фабрику пуховых платков.
К этому времени значительно изменился силуэт города, так как исчезло большинство высотных сооружений из-за сноса церковных зданий или колоколен. Обычные административные или жилые здания, даже очень высокие, не могут служить заменой таким доминантам, поскольку имеют иное функциональное назначение, определяющее их архитектонику. В 1936 году число зданий, имеющих три и более этажа было всего 31, это состовляло 0,3% всех построек; двухэтажные - 4,7%. Многоэтажные здания начали строиться в это время в центральной части города: это два четырехэтажных жилых дома по обе стороны улицы Советской у перекрестка с улицей М.Горького, дом 56 по Советской и ряд других.
В 1936 году началось строительство Дома Советов. Он возводился рядом с местом, где до середины мая 1932 года возвышался Кафедральный собор.
Дальнейшее расширение города происходило, главным образом, в районе промышленных предприятий, где шла плановая застройка участков, представленных рабочим под индивидуальное строительство, для улучшения которого с 1929 года строить полагалось только по разработанным типовым проектам.
В связи со строительством Кислородного завода, вошедшего в территорию паровозоремонтного завода (так называли главные Мастерские) и оконченного к концу 2-й пятилетки, улица Котова оказалась разделенной на две части. Вскоре обе они стали называться 1-я и 2-я Котова. Красный городок продолжает постоянно расти. Увеличивается количество кварталов к северу от улицы Розы Люксембург, начиная от улицы Калинина и почти до Орлесовского шоссе. Таким образом, Нагорная постепенно формируется как улица.
В связи с застройкой еще одной части площади в центре Красного городка, колхозный базар переносится на свободное место за Орлесовское шоссе к северу от железнодорожной ветки, то есть напротив старой части городка. В 1938 году под новую застройку отвели значительный участок на западе; на кварталы разбивается местность между улицами Вагонной и линией современной Западной, в направлении к северо-западу от улицы Розенберга до линии химической улицы.
Кроме плановой происходила и стихийная, или самовольная застройка. Так между улицами Ногина и Деповской улицы от Войкова в сторону Желябова появляется неорганизованная группа домов, общее направление застройки которых определилось бывшим здесь складом. Этим объясняется существование и направление 2-го Проезда и Морозовского переулка. В то же время, видимо самовольно, далеко на северо-западе происходит и строительство по краю Соболевой горы.
От улицы Плеханова к востоку появились улицы Кардонные и Мельничная, или Мало-Мельничная, в отличие от Мельничной площади, названной по находившимся на ней ветряным мельницам, стоявшим в районе современных домов NN 14, 16, 18 по проспекту Победы и к востоку от них. Кардонные улицы названы, должно быть, по сенным кардам, или складам, занимавшим когда-то большое пространство между современными улицами Ваана Теряна и Ленинградской в районе Самолетной и Хакимова; в этот период карды доходили приблизительно лишь до линии улицы Куйбышева. Само название образовано неудачно, следовало бы именовать улицы "Кардовые", иначе возникает ассоциация со словом "кордон", в то время как никаких кордонов в этой местности не зафиксировано, направление же этих улиц - прямо на бывшие карды. Интересно отметить, что тогда эта небольшая часть города называлась поселком Восточным.
В 1938 году произошло удлинение Форштадта, где под индивидуальное строительство отвели девять кварталов между улицами Туркестанской и Мало-Советской, вскоре переименованной в улицу Чкалова; распланировку произвели по линии Нежинской улицы. Одновременно, по тому же постановлению, отведены были и четыре квартала между Туркестанской и современной Красногорской, начиная от Уральской, территория эта относилась к Пороховым.
В 1938 году завершается работа над Генеральной схемой планировки Оренбурга, так проект XIX века во многом себя исчерпал. Работа была выполнена архитектурно-планировочной мастерской № 1 г.Москвы Наркомхоза РСФСР. Схема предусматривала полную реконструкцию города, в том числе и его исторического ядра. Полному осуществлению проекта помешала начавшаяся Великая Отечественная война, а затем и некоторое изменение концепции, связанной с сохранением памятников истории и культуры. Дальнейшая планировка ряда новых районов города, особенно северо-восточной и восточной частей, производилась и после войны, исходя из его основных принципов. В 1940 году была произведена разбивка кварталов под индивидуальное строительство в северо-восточной части города, который с 1938 года стал называться "Чкалов". В два этапа: в июне и августе, происходит распланировка кварталов на площади от современной Самолетной улицы до Расковой между улицами Глинки и Ваана Теряна, от улицы Хакимова до переулка Крымского между улицами Глинки и Полигонной. Одновременно отведены были места к северу от современной Красногорской до Харьковской между улицами Кима и Ульянова. Таким образом планировочно соединились северо-восточная и восточная часть города. Названия улицы не получили, а делились на проезды и линии. Застройка их началась уже после Великой Отечественной войны.
В суровые годы
В годы Великой Отечественной войны Оренбург в силу своего географического положения оказался одним из центров, куда из западных районов страны было эвакуировано много предприятий и промышленного оборудования. Все это послужило базой для организации новых заводов. Так, например, в 1941 году на части оборудования Московского завода "Фрезер" возник инструментальный завод, в этом же году на базе эвакуированного из Витебска оборудования - станкостроительный завод. Вступили в строй заводы "Металлист", "Автозапчасть", нефтемаслозавод, эвакуированный из Москвы, а в 1942 году - шелкокомбинат, разместившийся в бывшем Гостином дворе, и другие предприятия. Всего в город их прибыло 44. Перестраивались на выпуск военной продукции и местные предприятия. Все определялось нуждами фронта. Город ковал для него оружие, готовил кадры для армии.
В условиях колоссального напряжения всех сил не могло быть и речи о крупном жилищном строительстве, но развитие промышленности вызвало необходимость строительства жилья хотя бы временного типа, Поэтому ускорилась застройка распланированных еще перед войной кварталов на северо-востоке города. Так четыре из них в 1938 году, спланированные как два, между современными улицами Самолетной, Полигонной, Хакимова и Глинки, отведены были в ноябре 1941 года под строительство жилых бараков. Одновременно застраивались и новые места, ранее не планировавшиеся.
Новые территории, поселки, районы
Конец Великой Отечественной войны можно считать началом нового этапа развития города. Из-за большого количества предприятий, оставшихся после войны, город значительно вырос. Необходимо было обеспечить жильем рабочих и служащих, соответственно расширить сферу обслуживания населения.
С переходом страны на мирные рельсы интенсивнее развернулось строительство не только на периферии, но и в центральной части города. Так, к началу 50-х годов согласно плану появилась улица Богдана Хмельницкого. Почти одновременно проектировалось и здание бывшей Выставки достижений народного хозяйства, которое построили в 1956 году. По выставке и улица была переименована из Красной в Выставочную.
Продолжается строительство и на периферии. В строй вступают новые заводы: "Гидропресс", бурового оборудования, регенераторный (с 1964 года - РТИ). Одновременно вырастают и жилые дома, причем чаще всего целыми массивами. Еще в декабре 1946 года за заводом "Гидропресс" закрепили участок по обе стороны бывшего Орлесовского шоссе, там в 50-е годы и развернулось строительство целого комплекса домов; решение о постройке первых из них было принято исполкомом горсовета в августе 1950 года. Таким образом в эти годы бывшее шоссе полностью оформляется как улица - современный проспект Братьев Коростелевых.
Во второй половине 50-х годов широко развернулось государственное жилое строительство, особенно в восточной и северо-восточной частях города. К востоку от Форштадта и к северу от Нежинского шоссе началось строительство первого в Оренбурге жилого массива. Эта часть города, вместе с уже отведенным восточнее участком под индивидуальное строительство, получает название Восточного поселка. Кватралы его застраиваются по направлению с юга на север. На юге первые участки были отведены в 1955 году, а в районе Карагандинской улицы отводы произвели в 1959 году. Но застройка участка индивидуальных домов между улицами Северной и Курганской началась раньше, в 1957 году.
Во второй половине 50-х все шло по разработанному Гипрогором проекту планировки, который был пересмотрен в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О развитии жилищного строительства в СССР" и утвержден в 1958 году. Согласно проекту почти все новое жилищное строительство размещалось на свободных территориях, и направлялось на восток. В это время принимается решение о строительстве домов за Уралом между поселками Пугачи и Карачи, которое стало возможным благодаря сооружению постоянного моста, что пытался осуществить еще военный губернатор В.А.Перовский. Здесь размещались в основном одноэтажные дома.
К северу от Хлебного городка расширяется застройка района станции Оренбург-2, преимущественно к юго-востоку от железной дороги. Дальше в этом же направлении в 1959 году нефтемаслозаводу под жилое строительство отводится и планируется участок, названный Городком нефтяников, где и улицы получили соответствующие названия: Бакинская, Грозненская, Нефтяников.
В 1957 году было принято решение о расширении индивидуального строительства дальше на восток, за Восточным поселком. В следующем году там отвели места, а в 1960 году в общем обиходе уже употребляется название 2-й Восточный поселок, где все улицы кроме одной, улицы Мира, носят названия Линий с соответствующим порядковым номером. Ближе к городу, к северу от Карагандинской улицы и к востоку от Луговой, в 1958 году отводится участок, где сначала строятся здания в один-два этажа. Здесь были спланированы небольшие улицы, которые после перепланировки и застройки крупными домами не сохранились.
В конце 50-х годов к югу от Нежинского шоссе возник поселок совхоза пищеторга, ныне называемого "Овощевод". С 1959 года он стал именоваться Совхозным. Здесь те из улиц, которые могли рассматриваться как продолжения отдельных улиц Восточного поселка, названы с частицей "мало": Мало-Луговая, Мало-Сенная, Мало-Восточная.
В 60-е годы началось строительство северного жилого района. Первой была намечена и осуществлена застройка многоэтажного массива для нового шелкокомбината; отвод целого микрорайона к югу от современной улицы Конституции СССР был произведен в 1961 году. С этого года согласно решению исполкома облсовета застройка Оренбурга должна была вестись целыми массивами. Этот массив по смежности принял название одноэтажного поселка строившейся ТЭЦ, возникшего во второй половине 50-х годов. В 1959 году он был официально назван Степным, и улицы, носившие до того наименования Линий, в подавляющем большинстве получили имена городов нашей Родины. В последующие годы строительство шло непрерывно, отводились участки под другие микрорайоны, поэтому рождались новые улицы, удлинялись и существующие.
В первой половине 70-х годов началась застройка микрорайона к северу от улицы Монтажников. Осенью 1974 года исполком горсовета принял решение об отводе участка восточнее 2-го Восточного поселка, где вскоре развернулось строительство 23-го микрорайона. Таким образом удлинился проспект Гагарина, к югу от которого позже началась застройка 24-го микрорайона.
Строительство этих лет проводится в соответствии с генпланом, разработанным 4-й мастерской Гипропрома в первой половине 60-х годов, который отразил новый этап в развитии градостроительства в СССР, когда на смену развивавшемуся в 30-е 40-е годы поселковому типу расселения с рассредоточенным ведомственным стоительством пришло строительство крупных жилых массивов, связанных с разными предприятиями и учреждениями. Они сразу формируются как полноценные районы или микрорайоны. Необходимо подчеркнуть, что микрорайон - совершенно иная градостроительная единица, по сравнению