История основания и развития Оренбурга

Город Оренбург основан 19(30) апреля 1743 года. До этого его дважды закладывали в других местах. Первый раз специальная экспедиция, называвшаяся в целях обеспечения секретности "известной", заложила Оренбург у впадения реки Орь в Яик 31 августа 1735 года. Начальником ее был инициатор освоения края, обер-секретарь Сената И.К. Кирилов. Город по ряду причин сразу строить не стали, но Оренбургом некоторое время называли малую крепость, заложенную 15 августа, и предназначавшуюся для прикрытия будущего города с востока. Из этой крепости позже появился город Орск, теперь это, так называемый, "старый город". В 1737 году экспедицию переименовали в Оренбургскую комиссию, начальником которой, в связи со смертью И.К. Кирилова, назначен был известный административный деятель и ученый В.Н. Татищев. Он пришел к заключению, что место для административного центра края не удобно, так как оно слишком удалено и "все нужное к жительству получать туда принуждено с великим трудом и дороговизною", к тому же оказалось, что в большое половодье местность заливается. По его представлению, но уже в его отсутствие, в 1739 году начали подготовку к строительству Оренбурга у урочища Красногор; 6 августа 1741 года заложили его, произвели некоторые работы, но строить не начали из-за спора между инженерами о необходимости некоторого изменения расположения города. Новый начальник комиссии,контрадмирал и тайный советник И.И. Неплюев, прибывший весной 1742 года на место службы, нашел расположение города у Красной горы неподходящим, и летом 1742 года выбрал то, где сейчас расположен исторический центр Оренбурга. История подтвердила правильность этого выбора. Более двух с половиной веков спустя Оренбург остается административным и хозяйственным центром обширной территории.  

Строился он как город-крепость, как опорный пункт линий крепостей по Яику, Самаре и Сакмаре, охранявших юго-восточную границу России. Одновременно город должен был служить центром хозяйственно-экономического общения с народами востока, что, в первую очередь, предполагало торговлю. Поэтому город носил и военный, и торговый характер: тут и казармы, и артиллерийский двор, и пороховые погреба, и военные учреждения, гостинный и меновой дворы, таможня.  

Город и крепость строились одновременно. Крепостная ограда - земляной вал - в плане представлял собой овал с выступающими из него десятью бастионами и двумя полубастионами. Вал начинался на набережной, там, где сейчас установлено орудие как памятник обороны Оренбурга во время гражданской войны.Отсюда он шел по направлению к удице Бурзянцева, составляя перекресток с улицей Максима Горького вне крепости, и дальше по улице Бурзянцева и ее геометрическому продолжению до стадиона "Динамо", пересекая Хлебный переулок у дома 2 и улицу Володарского у перекрестка с улицей 9-го Января. Затем вал шел севернее улицы Володарского до Комсомольской, откуда, меняя направление на восточное, затем на юго-восточное, проходил севернее Лечебного переулка на улицу Студенческую, через территорию сельскохозяйственной академии и, постепенно поворачивая на юг, оканчивался у водоканала. Таковы были пределы города при закладке, эта же территория называлась собственно городом вплоть до упразднения крепости в 1862 году.

Центр во многом сохранил без изменений старинную планировку, которая сама по себе уникальна и является памятником русского градостроения по регулярным принципам. План построен на двух взаимно перпендикулярных осях с центральной площадью на их пересечении, часть которой сейчас застроена, а другую занимает Ленинский сад. На этих осях был построен почти опиравшийся на овал крепости прямоугольник, улицы которого имели рокадное значение. Остальная уличная сеть спланирована так, что улиц, пересекающих весь город как с севера на юг, так и с запада на восток, оказывается мало. Такой прием способствовал бы усилению обороноспособности крепости на случай прорыва в город. Большинство улиц не доходило до центра и главных осевых улиц. Когда составлялся проект, такие улицы вместе с их геометрическим положением понималась как одна, и название соответственно довалось одно.

Параллельное употребление двух названий - явление обычное при переименованиях, но есть случаи, когда на ряду с официальным употребляется народное: главную улицу часто называют Большой. В Оренбурге так называли современную Советскую, тогда Губернскую, во второй четверти XIX века переименованную в Николаевскую. В Оренбурге же есть пример, когда народное название пробивает себе дорогу и становится официальным. Это касается улицы, носящей имя Максима Горького, а до этого называвшейся Водяной. В первые годы существования города она официально называлась Проезжей, затем, в 1760 году - Яицкой, по воротам, находившимся на ее западном конце, где проезжали на переправу. Около ворот сквозь вал была построена большая труба для стока воды из крепости. На плане 1951 года ворота носят названия Яицких, а в текстовом приложении к плану сказано: "караульная у Водяных ворот". Так в официальном документе появляется слово "водяной". После Крестьянской войны 1773-1775 гг. в связи с переименованием Яика 15(26) января 1775 года улица и ворота стали называться Уральскими. Но народное название Водяной продолжает жить и вытесняет официальное. На плане 1836 года уже читаем: "Уральская, или Водяная", а в дальнейшем улица везде называется только Водяной. Действительно название очень меткое, и не потому, что здесь провозили воду из реки (ее можно было возить и через западные ворота, если она доставлялась в северную половину города), а потому, что здесь неслись потоки талой и дождевой воды с большей части города: ведь у ворот было самое низкое место в крепости, и улица шла ниже других. В этом, вероятно, причина того, что Водяная улица была первой и долгое время единственной мощеной улицей города.

Предместья

Форштадт. В середине 50-х годов XVIII века с восточной стороны крепости, начинаясь сразу за рвом, появляется первое поселение - казачья слобода, называвшаяся по церкви Георгиевской, или Егорьевской, а также Калмыцкой, так как большинство населения ее составляли записанные в казаки крещеные калмыки. Слобода просуществовала только около двадцати лет, потому что при возникновении угрозы осады Оренбурга армией пугачевцев в 1773 году она была выжжена. Так поступали с предместьями с незапамятных времен, поскольку постройки могли быть использованы осаждающими как укрытия.  

Вторично появление предместья с этой стороны города связано с сильными пожарами весной 1786 года, после которых власти решили переселить за город лишних людей и расположить постройки в крепости на большом расстоянии друг от друга. На этот раз предместье или Форштадт, как его стали называть (по отношению к Георгиевской слободе слово "форштадт" употреблялось редко и только как нарицательное), строилось уже отдельно от города, на расстоянии, потому что вокруг крепости предписывалось оставлять эспланаду (свободное пространство) шириной в 130 саженей.  

Селились здесь исключительно казаки,хотя предусматривалось поселить тут и небольшое число мещан. Только этот сословный принцип да расположение к востоку от города и связывают Форштадт с первой казачьей слободой, так как ни планировкой, ни даже ориентацией они не связаны, а по территории совпадают только частично. Связь Форштадта с городом не оставалась неизменной. В первое время он рассматривался как городское предместье, но постепенно казачий Форштадт обособился и стал станицей со своим самоуправлением. На планах города его показывали редко и обычно не приводили названий улиц. Это обстоятельство позволило с достоверностью установить только наименование, которое было дано заново после перепланировки,начатой в 1879 году в связи с упомянутым пожаром. Между Форштадтом, или станицей Орнбургской, как его официально называли, и городом, возникало много споров, так как, пользуясь выгодами городской жизни, станица не участвовала в расходах города. Споры дошли до того, что в 1899 году на заседании Думы было предложено отделиться от Форштадта забором.  

Голубиная слободка.С западной стороны крепости в 90-е годы XVIII века появилась маленькая слободка ссыльных. Причина ее появления та же, что и нового Форштадта. Ссыльных предусматривалсь селить в небольшой части Форштадта, но это оказалось, видимо, неприемлемым для обеих сторон.  

После Отечественной войны 1812 года с этой стороны города появилось настоящее предместье - Голубиная слободка, именуемая также Солдатской, так как значительную часть ее населения составляли преимущественно отставные солдаты. Поселили сюда также мастеровых и "других состояний" людей, были и купцы, но не было казаков. Селились между линией современной улицы Чичерина и склоном к пойме; предписываемые 130 саженей эспланды выдерживались не везде. Главной причиной этого нарушения был, очевидно, недостаток места, потому что под склоном не селились, боясь паводковых вод. В 1819 году в слободку из города переселили беднейшие слои, и она значительно выросла. В 1828 году числилось "казенных 3 и обывательских 374" строения. Постепенно слободка стала распространяться вниз по обе стороны от Чернореченской улицы, которая тогда была дорогой на Черноречье. Свое название слободка получила по Голубиному озеру.

В 40-е годы XIX века слободу начинают называть наряду с Голубиной также Старой слободкой, так как к северу от крепости появилась еще одна. Встречается также название Солдатская слобода. Здесь часто бывали пожары, особенно сильный произошел в 1864 году. После него была образована особая комиссия, которая произвела некоторую перепланировку; при этом необходимо было считаться с нежеланием части погорельцев переселяться с насиженных в другие места. Для уменьшения пожароопасности наметили прорезать несколько переулков, но проложить удалось не все. Чтобы уменьшить скученность, образовавшуюся за счет деления дворовых мест и хаотичности застройки, погорельцам выделили 320 мест в Новой слободе, о которой далее пойдет речь.

Новая слободка. Прошло полвека со времени образования Форштадта и первого поселения - предшественника Голубиной слободки, прежде чем рамки города-крепости снова стали тесными. Возникла необходимость основания нового предместья, поскольку Форштадт был исключительно казачий, а Голубиная слободка бесперспективна в отношении дальнейшего роста. К этому времени отпали ограничения на тип строения в предместьях крепости, так как в мае 1831 года вышел Сенатский указ "Об оставлении в крепостях Сибирской и Оренбургской линий чистых эспланд 130 саж. от кроны гласиса, и о дозволении возводить всякого рода строение далее сего расстояния" (гласис - насыпь, очень полого поднимающаяся в сторону крепостного рва, где и находится его крона). До этого ближе 450 сажен от крепости нельзя было ставить дома на каменном фундаменте, иметь погреба и т.п., что служило сдерживающим фактором при переселении в предместья. Таким образом, отпал один из мотивов, побуждавших к несогласию переселяться в предместья. Прирост населения к 30-м годам XIX века был велик, отому что Оренбург так и оставался военно-чиновничьим и торговым городом почти без промышленности.  

Наряду со скученностью в некоторых частях города накопилось и много обветшалых домов. Таким застал город новый военный губернатор В.А. Перовский, решивший очистить Оренбург от плохих построек. Прибыл он на место службы в июне 1833 года, и уже в 1835 году была образована комиссия, которая осмотрела все дома и 221 из них назаначила на слом. Домохозяев, которые не могли построить хороший новый дом или привести в надлежащий вид старый, следовало переселять за город. Таким владельцам выделялись пособие и лес для строительства в новом предместье, средства эти возмещались, в основном, за счет продажи освободившихся дворовых мест новым владельцам. Многие выезжать отказывались, и их переселяли с помощью полиции, которая иногда прибегала даже к выламыванию оконных рам и разваливанию печей.  

Принято считать, что В.А. Перовский старался привести город в приличный вид к приезду наследника престола Цесаревича Александра Николаевича летом 1837 года; к тому же еще весной 1837 года точно не знали, заедет Цесаревич в Оренбург или проедет через Уфу в своем путешествии по России. Постройки в новом предместье стали появляться в 1838 году.

Новое предместье, получившее название Новой слободки, спланировали с перспективой роста, начиналось оно от линии современной улицы Постникова, точно выдерживая Расстояние 130 саженей от крепости. В планировке выбрана была радиально-кольцевая схема, что решающим образом сказалось на дальнейшем расширении города и развитии его планировки. Первые кварталы были заложены между линиями современных улиц Цвиллинга (тогда здесь проходила дорога на Симбирск) и Комсомольской; северной границей в первое время была улица Караван-Сарайская, от которой число проездов стало удваиваться в радиальном направлении. К началу 1850-х годов застройка стала местами доходить до линии современной Григорьевской.  

Темп строительства оставался в те годы довольно медленным, о чем свидетельствуют следующие цифры: в 1828 году в городе и предместьях было всего 1529 домов, в 1843 году их стало 1770. То есть в среднем строилось 16 домов в год. Дальше рост слободы идет интенсивнее, сказывается, очивидно, начавшееся развитие промышленности. К началу 60-х годов северная раница проходит уже по Степной улице, которая и получила свое название как граничащая со степью. Улицы с таким названием появляются и позже. Степная улица через десять лет начала постепенно застраиваться со стороны степи и удлиняться. К началу 60-х годов оформилась как улица и современная Комсомольская, поскольку восточная граница слободки стала проходить по линии улицы Орджоникидзе.

Слияние предместий с городом

Статус крепости мешал развитию Оренбурга как города, что особенно стало ощутимо в середине XIX века, когда крепость фактически потеряла свое значение. Несмотря на это, по генеральному плану, утвержденному военным министром в октябре 1850 года, значительная часть Старой слободки и несколько домов Фортштадта подлежали сносу за нарушение 130-саженной ширины эсплады. Правда, все осталось на бумаге, а вскоре последовала и ликвидация крепости. Указ об упразднении Оренбургской крепости вышел 11 (23) июня 1862 года.  

Срывать вал и засыпать ров начали, прежде всего, с юго-западной стороны. Удлинив часть кварталов до новой красной линии, разбив 7 новых в 1863 году,образовали часть современной улицы Бурзянцева. В 1864 году она была названа улицей Безак в честь генерал-губернатора А.П. Безака, который активно занимался вопросами новой застройки, а в этом году отбыл на новое место службы.  

Новая слободка тоже соединилась с городом, но сначала застройка шла только в кварталах от современных улиц Советской и Цвиллинга. Ее восточную часть, включая и северную сторону Лечебного переулка, стали застраивать лишь начиная с 1872 года, так как до этого считали, что проектировавшаяся железная дорога может пройти с восточной стороны города, и это место могло бы быть удобным для вокзала. Незастроенное пространство от города до Караван-Сарая стали называть по бывшим крепостным воротам Сакмарской площадью, именовали ее и Мясной по устроенным на ней мясным рядам.

С восточной стороны города бывшая эспланда долгое время оставалась свободной, вал срывали местами, только на территории, занятой нынче Оренбургским высшим зенитным ракетным командным училищем, стали строить казармы и другие служебные здания. Эта сторона на юге называлась Форштадтской, или Войсковой площадью.

Аренда

В середине 1860-х годов к северу от Старой слободки, официальное название которой в это время - 3-я часть города, появляются первые промышленные заведения. Земля эта считалась городским выгоном и к слободке не относилась. На планах она выделена так же, как и территория Фортштадта. Постройки на этом участке обозначаются сначала как "клейные и гончарные заведения", или "гончарные и промышленные