Зарождение экономической теории

основные подразделения (агрегаты), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор.

Агрегат - это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу.

Изучая агрегаты, макроэкономика раскрывает общую схему структуры экономики и связей между крупными агрегатами, составляющие экономику в целом. Здесь не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Поэтому макроэкономические исследования охватывают анализ таких величин, как общий объём продукции, общий уровень занятости, общий объём дохода, общий объём расходов, общий уровень цен и т.д. Макроэкономический анализ даёт обзор экономики с высоты птичьего полёта.23

Микроэкономический анализ изучает поведение индивидуальных единиц. Фигурально выражаясь, экономист помещает маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты её функционирования. Это может быть отрасль, фирма или семейное хозяйство - исследуются такие величины, как объём производства или цена конкретного продукта, численность рабочих или занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или домохозяйства.24

Микроэкономический анализ позволяет увидеть с самого близкого расстояния специфические компоненты экономической системы.

Выделение макроэкономики и микроэкономики не следует понимать так, будто предмет экономической науки столь резко разделён на отдельные отсеки, что любую её тему можно отнести или к макро-, или микроуровню, многие темы и разделы экономической теории входят в обе эти сферы. В этой связи в экономическом анализе выделяется ещё один уровень исследований - медиум, или мезоуровень - нечто среднее между макро- и микроуровнем: регион, область, город, район и т.д., или анализ территориального экономического пространства.

Метод математического и статистического анализа. При проведении экономических исследований в связи с широким использованием компьютерной техники появилась возможность переложения экономических процессов на математический язык - язык жесточайшей логики и разума. С применением математики в экономическом анализе важное место стали занимать так называемые модели.

Экономико-математическая модель даёт упрощённое или схематичное выражение экономической жизни, но чётко отражает взаимосвязь процессов и явлений. Не менее важную роль играет количественный анализ экономики. Он осуществляется на основе статистики, обеспечивающей фундамент для построения реальных экономических прогнозов.

Графическое изображение. Многие из представленных в этой книге моделей или принципов будут выражены в виде рисунков, схем, таблиц.


3. Анализ метода экономики


Здесь, очевидно, самое место несколько более определенно высказаться о методе экономических наук в нашем представлении. Дать определение необходимо, но недостаточно. Следует хотя бы кратко объясниться, что под это определение может подходить.

Прежде всего, для экономической науки традиционен описательный метод. Этот метод свойствен всем наукам на ранней стадии их развития. Поскольку экономические знания наши находятся пока именно в такой стадии, значение метода выявления, описания и классификации процессов и явлений сохраняется.

Вторым традиционным методом является метод математического моделирования. Экономические процессы представляются в форме математических формул, затем между ними устанавливаются некоторые соотношения, согласующие обмен данными.

Так возникают модели, отражающие те или иные закономерности или аспекты экономических процессов в тех или иных условиях. Эти модели, по сути, и являются позитивными экономическими теориями.

Третьим методом является построение моделей бессознательной мотивации (психоанализ) деятельности экономических субъектов. Эти модели носят специфический, неформальный характер и строятся на основе неаристотелевой (фрейдовской) логики. Они позволяют синтезировать специфические методы управления процессами, воздействующими на архетипы глубинной мотивации.25

Четвертым методом является построение моделей сознательной мотивации хозяйствующих субъектов, процессов сбора и обработки ими информации, принятия экономических решений.

Это метод когнитивного моделирования, выявления когнитивных схем, диссонансов и резонансов, позволяющий синтезировать методы информационного управления экономическими процессами.

Пятым методом является метод построения моделей символического обмена. Он рассматривает экономические процессы как процессы обмена некими символическими сущностями - интеракции.

Такой подход особенно плодотворен в изучении закономерностей денежного обращения. Он позволяет управлять экономическими процессами путем задания им определенных закономерностей.

Шестым методом является метод рассмотрения экономических процессов как процессов деятельности индивидов. Он включает элементы практически всех вышеозначенных методов, но преломляет их специфически через процесс построения модели деятельности хозяйствующего субъекта в рамках неаристотелевой (диалектической) логики. Этот метод позволяет вырабатывать управляющие воздействия на самом нижнем уровне мотивации.

Понятно, что этим кратким списком не только не исчерпывается, но до конца и не обозначается круг методов экономических наук.26

Цель его приведения - указать на тот факт, что этот метод не сводим к традиционному математическому моделированию.

Рассмотрим метод экономической двойственности описанный в статье Н. Водомерова, доктора экономических наук, профессора.

Суть метода экономической двойственности заключается в обнаружении во всех экономических явлениях противоположных сторон, находящихся в диалектической взаимосвязи друг с другом. Этот метод автор считает специфическим методом экономической науки.

Метод экономической двойственности весьма близок к методу диалектики, применяемому в марксистской теории. Однако отличается от него главным образом тем, что ограничивается фиксацией противоположных сторон изучаемого предмета и изучение их взаимосвязей.

Диалектический же метод требует обязательного анализа противоположностей до вскрытия соответствующего противоречия и выяснения форм его разрешения и тем самым установления направления развития предмета, обусловленного его внутренней логикой, иначе говоря - исследования процесса развития как возникновения и разрешения противоречий.27

Метод экономической двойственности тем самым представляет собой некоторое упрощение диалектического метода. И этим объясняется своего рода двойственный результат его применения.

С одной стороны, применение диалектики к объяснению становления и развития экономической теории вносит существенный вклад в её научное понимание. А с другой - не вполне последовательное использование диалектического метода приводит автора к недостаточно обоснованным выводам.

Наибольшей значимостью обладают следующие результаты применения метода экономической двойственности.

Прежде всего, глубокое и подробное раскрытие содержания и значения учения Аристотеля, впервые осознанно применившего диалектический метод к анализу отношений товарного производства и обмена.

Рассмотрим роль математики в экономической теории описанной в статье Ш. Доу, профессора университета экономического факультета Стирлинга (Великобритания).28

За последние сто лет математика заняла важное место в экономической теории, но особенно её роль выросла за последние годы.

Математика, таким образом, приобретает всё большее значение в изложении экономических идей, что по себе является очень интересным фактором, особенно с точки зрения понимания и восприятия экономической теории в обществе.29

Экономическая наука переживает эпоху постоянных технических изменений и нововведений, при этом используются более совершенные статистические методы, благодаря которым достигаются всё более качественные результаты.

Математические методы проникают во все сферы хозяйственной жизни


Заключение


В общем смысле экономическая теория - это наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод.

Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией.

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.

Т.е. предметом экономической теории являются экономические отношения.

Экономическая наука использует методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Также в экономической теории используются такие методы, как метод научной абстракции, гипотезы, также используют графические методы.30

Экономические законы отражают наиболее существенные, типичные черты функционирования и развития той или иной системы производственных отношений.

Экономических законов много: закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности общественного труда, закон экономии времени, закон стоимости, закон денежного обращения, спроса и предложения, также существуют специфические законы.


Список использованной литературы


1. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: 2005.

2. Брагинский С. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. - М.: 2009

3. Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

4. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2 изд., т. 8.

5. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2 изд., т. 20.

6. О системе категорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. - М.: 1999.

7. Роббинс Л. Предмет экономической науки. - М.: 2003, т. 1, вып. 1.

8. Самуэльсон П. Экономика. - М.: 1992.

9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 2007

10. Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М.: 2000

11. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки. - М.: 2004, вып. 4.

12. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: 2001.

13. Чепурин М. Н. Курс экономической теории. - Киров: 2005.

14. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. - М.: 2005.

15. Роббинс Л. Предмет экономической науки. - М.: 2003, т. 1, вып. 1.

1 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

2О системе категорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. - М.: 1999.

3 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

4 Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. - М.: 2005.

5 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 2007

6 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

7О системе категорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. - М.: 1999.

8 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 2007

9 Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: 2005.

10 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

11 Роббинс Л. Предмет экономической науки. - М.: 2003, т. 1, вып. 1.

12 Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. - М.: 2005.

13 Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: 2005.

14 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 2007

15 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

16О системе категорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. - М.: 1999.

17 Роббинс Л. Предмет экономической науки. - М.: 2003, т. 1, вып. 1.

18 Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: 2005.

19 Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. - М.: 2005.

20 О системе категорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. - М.: 1999.

21 Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. - М.: 2005.

22 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

23 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 2007

24 Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: 2005.

25 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.

26 О системе категорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. - М.: 1999.

27 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 2007

28 Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. - М.: 2005.

29 Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: 2005.

30 Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 2009.