Средства мирного разрешения споров

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время в мире чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права.

Основными принципами международного права при разрешении конфликта являются поддержание мирных и добрососедских отношений между государствами, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису.

В случае если спор, конфликт или кризис всё же возникает, в силу вступают два других взаимосвязанных принципа поведения: воздерживаться от использования силы или угрозы силой для навязывания другой стороне своего способа разрешения конфликта и предпринять попытки к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём.

В то же время принимается в расчёт и дополнительные международные правила – не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.

В таких мероприятиях, в качестве первого шага к урегулированию спора или предотвращению его осложнения, государство уведомляет другую сторону в споре о том, что возникшая ситуация может нарушить существующие между ними дружественные отношения, и предлагает другой стороне обменяться мнениями по данному вопросу.

Если договорённость не достигнута, стороны вынуждены искать урегулирование спора путём прямых переговоров по дипломатическим или иным каналам. Если и в результате прямых переговоров не удаётся прийти к урегулированию спора, они приступают к обмену мнениями относительно следующих шагов, которые они предпримут.

При невозможности достичь соглашения о последующей процедуре каждая сторона в споре имеет право искать урегулирования в одностороннем порядке в соответствии с какой – либо одной процедурой урегулирования, рассмотренной в одном из предыдущих соглашений между сторонами. При отсутствии таких соглашений и в случае, если данный спор может представлять собой угрозу для международного мира и безопасности, стороны в споре должны передать его на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Этот орган полномочен давать сторонам рекомендации относительно надлежащей процедуры и методов урегулирования спора, а также рекомендовать целесообразные условия урегулирования.

Алгоритм действий в конкретном конфликте зависит от многих факторов и требует специального обоснования. Но теоретический и практический интерес представляет вывод о том, что эффективность переговоров как средств урегулирования споров и конфликтов существенно повысится, если в основу переговоров будет положен принцип решения проблем, а не принцип максимизации выигрыша.

Урегулирование конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том полиэтническом обществе, где этот конфликт возник и развивается в форме политической борьбы.


1. ПОНЯТИЕ СРЕДСТВ МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ.

Под средствами мирного разрешения споров понимаются меж­дународно-правовые способы и процедуры урегулирования споров между субъектами международного права в соответствии с принципами международного права без применения принуждения в какой-либо форме.

Что же такое международный спор. Международный спор – формально признанное разногласие между субъектами международного права, возникающие по вопросу факта или права. Может быть двухсторонним или многосторонним, возникать в различных сферах деятельности государств в отношении толкования или применения того или иного международного договора, ответственного конкретного государства и т.д. В каждой сфере международный спор имеет свои особенности. Он может образоваться не сразу, а в течение длительного периода. Появление любого разногласия между государствами ещё не предполагает наличия международного спора. Признание факта существования международного спора влечёт обязанность решать этот спор. Международные споры должны решаться мирными средствами на основе принципа мирного разрешения международных споров.

Принцип мирного разрешения споров – один из основных принципов международного права, в соответствии с которым государства обязаны урегулировать свои споры путём обращения к мирным средствам разрешения международных споров и таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность. Современное международное право не признаёт возможности применения каких – либо немирных средств для урегулирования споров. Важнейшими требованиями принципа мирного разрешения споров является положение о том, что именно все без исключения международные споры должны решиться мирными средствами. Это требование распространяется на весь комплекс межгосударственных споров, независимо от предмета споров, времени и места его возникновения, степени остроты и опасности для поддержания международного или регионального мира и безопасности, что служит существенным условием для обеспечения эффективности данного принципа. Принцип мирного разрешения международных споров закреплён в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1975 г, Манильской декларации о мирном урегулировании международных споров, 1982 г. и многих других документах.1

Одни способы и процедуры мирного разрешения споров известны международному праву с давних пор, другие появились не так давно. Однако лишь с признанием обязанности разрешения споров исключи­тельно мирными средствами сформировалась система таких средств. Эта система нашла закрепление в ст. 33 Устава ООН. В ней перечис­лены такие мирные средства, как:

  • переговоры;

  • обследование;

  • посред­ничество;

  • примирение,

  • арбитраж;

  • судебное разбирательство;

  • обра­щение к региональным органам и соглашениям;

  • и иные мирные средства.

К иным мирным средствам можно отнести:

  • добрые услуги;

  • механизм разрешения споров органами ООН;

  • механизмы разрешения споров, предусмотренные специальными соглашениями.

В практике международных отношений могут появиться и другие процедуры. Устав ООН различает споры юридического характера и все осталь­ные. При этом Статут Международного Суда ООН в ст. 36 к юриди­ческим (правовым) спорам отнес толкование договора; любой вопрос международного права; наличие факта, представляющего нарушение международного обязательства; характер и размеры возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Из такого различия исходит также Европейская конвенция о мирном решении споров 1957 года.

Рассмотрим подробно средства и процедуры мирного урегулирования международных споров.


2. ПЕРЕГОВОРЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ.

Непосредственные переговоры занимают особое место в системе мирных средств разрешения споров. Без переговоров по существу вообще невозможно мирное улаживание международных споров, ибо использование всех мирных средств так или иначе связано с пере­говорами.2

Почти во всех соглашениях о мирном урегулировании междуна­родных споров переговоры признаются первым шагом для достиже­ния цели — в Гаагских конвенциях о мирном решении международ­ных столкновений 1899 и 1907 годов, в Уставе ООН (ст. 33), в Общем акте о мирном разрешении международных споров 1949 года, в Манильской декларации о мирном разрешении споров 1982 года и др. В решении Постоянной палаты международного правосудия по делу Мавромматиса от 30 августа 1924 г., а также в решении Междуна­родного Суда ООН по спору о праве прохода через территорию Ин­дии от 12 апреля 1960 г. прямо указывалось, что до того, как спор станет объектом судебного разбирательства, необходимо попытаться решить его путем переговоров.

Ведение переговоров между заинтересованными сторонами при­нято именовать дипломатическим путем разрешения спорных международных вопросов. Преимущество переговоров заключается в том, что стороны, находящиеся в споре, непосредственно выясняют взаимные претензии, определяют процедуру и способы решения спорной проблемы, вырабатывают взаимоприемлемое решение.

Переговоры различаются по кругу участников — переговоры глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, глав дипломатических представительств и переговоры с участием специаль­но уполномоченных лиц. Переговоры могут вестись официально и неофициально.

Переговоры различаются также по форме (устные — путем непо­средственных контактов и письменные — путем обмена нотами, письмами и т.д.) и по числу участников (двусторонние и многосто­ронние, в том числе в рамках международных конференций).

Международное право не устанавливает сроков продолжительно­сти переговоров. Если речь идет о споре, угрожающем поддержанию международного мира и безопасности, то стороны должны прило­жить усилия к урегулированию его в кратчайший срок.

Переговоры могут привести к положительным результатам при соблюдении определенных условий. Прежде всего, переговоры долж­ны быть равноправными и вестись с учетом суверенного равенства партнеров по переговорам. Они должны вестись без предваритель­ных условий, ультиматумов и принуждения. Для успеха переговоров необходимо наличие доброй воли спорящих сторон к разрешению обсуждаемых проблем, взаимные поиски решений, взаимные уступки и компромиссы. Благоприятное завершение переговоров возможно на основе взаимных уступок или уступок одной из сторон либо на основе отказа одной из сторон от своих претензий или признания претензий другой стороны.

Если переговоры не привели к соглашению, стороны обязаны обращаться к другим мирным средствам.

Консультации, по существу, являются разновидностью перегово­ров. Это относительно новый способ мирного разрешения споров, его появление относится к XX столетию.

Различаются факультативные и обязательные консультации. Факультативными являются консультации, к которым стороны при­бегают в каждом конкретном случае по взаимному согласию. К обя­зательным относятся консультации, проведение которых обуслов­лено заранее в соглашении на случай возникновения разногласий между его участниками.

В ряде многосторонних конвенций содержится обязательство проводить консультации по любому вопросу, который может возник­нуть в отношении цели или в связи с осуществлением положений конвенции, например в Конвенции о запрещении разработки, про­изводства и накопления запасов бактериологического (биологичес­кого) оружия и токсинов и их уничтожении 1972 года (ст. V), в Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и при­менения химического оружия и о его уничтожении 1993 года (ст. IX).

Такие консультации можно рассматривать как наиболее раннее средство, позволяющее предотвратить разногласия или споры. Имен­но в этом ключе говорится о консультациях в Договоре о запреще­нии размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного ору­жия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года. В ст. III предусмотрено, что если у государства — участника Дого­вора имеются обоснованные сомнения относительно выполнения обязательств другим государством-участником, то оно может провес­ти консультации с этим государством с целью устранения сомнений.

В ряде договоров консультации прямо предусмотрены как мирное средство разрешения споров (например, в ст. 283 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). В Венской конвенции о представитель­стве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года в ст. 84 говорится: «Если между двумя или несколькими государствами — участниками настоящей Конвенции возникает спор по поводу ее применения или толкова­ния, но просьбе любой из них между ними проводятся консультации. По просьбе любой из сторон в споре для участия в консультациях приглашается организация или конференция».


3. ДОБРЫЕ УСЛУГИ И ПОСРЕДНИЧЕСТВО.

Добрые услуги и посредничество — это мирные средства разре­шения международных споров с помощью третьей стороны. Между ними есть много общего, но есть и различия.

Гаагские конвенции о мирном решении международных столкно­вений 1899 и 1907 годов в числе мирных средств разрешения споров предусматривают добрые услуги и посредничество. В них указывает­ся, что добрые услуги и посредничество должны оказывать государ­ства, не причастные к спору (столкновению). Третья сторона может оказывать добрые услуги или посредничество по своей инициативе или по просьбе одной или нескольких сторон в споре. При этом как предложение добрых услуг или посредничества, так и отказ от них не считается недружелюбным действием (ст. 3). Добрые услуги или посредничество имеют «исключительное значение совета и не могут почитаться обязательными» (ст. 6).

Различия между этими двумя мирными средствами следующие. Целью добрых услуг является налаживание контактов между сторо­нами в споре с тем, чтобы побудить их вступить в переговоры. Сторона, оказывающая добрые услуги, не должна участвовать в пе­реговорах и влиять на их ход. Посредничество предполагает более активное участие третьей стороны. Его целью является не только налаживание контактов между спорящими сторонами, но и достиже­ние между ними примирения. Как отмечается в ст. 4 Конвенций 1899 и 1907 годов, «задача посредника заключается в согласовании про­тивоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре». Посред­ник может участвовать в переговорах, активно влиять на их ход, вно­ся предложения по существу спора. Именно поэтому для осуществле­ния посредничества необходимо согласие обеих спорящих сторон.

Обладая широкими правами, посредник должен соблюдать опре­деленные обязанности: воздерживаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой; уважать суверенные права, честь и достоин­ство спорящих государств.

Добрые услуги и посредничество могут быть индивидуальными и коллективными. Их могут оказывать государство, международная ор­ганизация, их должностные лица, частные лица, как правило, видные общественные деятели.3

Государства весьма активно используют в своих международных отношениях эти мирные средства. Это относится и к России, которая в ХVIII-ХIХ веках выступала с предложением добрых услуг и оказания посредничества. Известны добрые услуги Правительства СССР, перешедшие в посредничество, по разрешению индо-пакистанского конфликта, приведшие к подписанию конфликтующими сторонами Ташкентской декларации от 10 января 1966 г. В 1945 году Советское правительство согласилось на посредничество Франции в перегово­рах со Швейцарией по поводу судьбы интернированных в ней совет­ских граждан.

Известен и случай отказа СССР от предложения быть посредни­ком. В 1945 году японское правительство предложило СССР высту­пить посредником между Японией, с одной стороны, и США, Вели­кобританией и Китаем — с другой, по вопросу прекращения войны на Дальнем Востоке. Данное предложение не имело смысла, так как Япония отклонила требование указанных держав о безоговорочной капитуляции.

В практике ООН с оказанием добрых услуг и посредничества очень часто выступают Генеральный секретарь ООН или его спе­циальные представители, действующие на основе резолюций Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи ООН. Добрые услуги Генерального секретаря во время Карибского кризиса в 1962 году содействовали переговорам между СССР и США и привели к его урегулированию. Добрые услуги и посредничество представителя Генерального секретаря ООН сыграли важную роль в мирном урегу­лировании в 1988 году в Афганистане и в других международных конфликтах.

В ст. 8 Конвенций 1899 и 1907 годов предусмотрен особый случай посредничества. Находящиеся в споре государства избирают, каждое со своей стороны, державу-посредницу. Эти державы должны войти в непосредственные сношения друге другом и провести переговоры по предмету спора. В этот период спорящие стороны не должны поддерживать между собой никаких контактов в отношении спора. При помощи такого посредничества был решен алжиро-марокканский спор о границе, возникший осенью 1963 года. Государствами-посредниками выступили Мали и Эфиопия.


4. СЛЕДСТВЕННАЯ И СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРЫ.

Международные следственные и согласительные комиссии — органы, создаваемые спорящими сторонами на паритетных началах, иногда с привлечением третьей стороны. В ст. 33 Устава ООН эти мирные средства обозначаются терминами «обследование» и «при­мирение».

Задачей следственных комиссий является точное установление фактов, связанных со спором. Согласительные комиссии не ограничиваются выяснением фактической стороны дела, они пред­принимают усилия для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения. Выводы следственных и согласительных комиссий фа­культативны и не обязывают спорящие стороны. Они могут с ними согласиться или отказаться принять их. Однако существует ряд со­глашений, в которых признается обязательный характер выводов таких комиссий, например в Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года (ст. 45).

Порядок формирования и функционирования международных следственных комиссий установлен по инициативе России в Гаагских конвенциях о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 годов (ст. 9 -35). Согласно Конвенциям, целью таких комиссий является «выяснение вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования» (ст. 9). Следственная комиссия создается на основе особого соглашения между спорящими сторона­ми, в котором должны быть точно определены подлежащие расследо­ванию факты, установлены порядок и срок образования комиссии, объем полномочий комиссаров. В соглашении могут быть также оп­ределены место пребывания комиссии, ее право на перемещение, язык, которым она будет пользоваться, и т.д. (ст. 10). Если стороны не согласились об ином, то в соответствии со ст. 12 и 45 каждая сто­рона назначает в комиссию из общего списка членов Постоянной палаты третейского суда двух комиссаров, из которых только один может быть ее гражданином. Четыре члена комиссии выбирают пято­го — председателя комиссии.

В Конвенциях 1899 и 1907 годов установлены правила следствен­ного производства: следствие производится состязательным порядком; заседания комиссии являются, как правило, закрытыми; реше­ния принимаются большинством голосов членов комиссии. Комиссия составляет доклад, который подписывается всеми ее членами и пере­дается сторонам. В ст. 35 подчеркивается, что доклад комиссии, ограничиваясь лишь установлением фактов, не имеет характера тре­тейского решения. За сторонами сохраняется полная свобода восполь­зоваться по своему усмотрению этими фактическими выводами.

Следственная процедура предусмотрена в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 года для расследования заявлений одной стороны по поводу фактов нарушения положений конвенций другой стороной.

В практике ООН большое значение придается работе по установ­лению фактов. Генеральная Ассамблея в ряде резолюций по вопросу о методах установления фактов, например в резолюции от 16 декабря 1963 г., отмечала значение следственной процедуры для мирного разрешения споров.

9 декабря 1991 г. Генеральной Ассамблеей была одобрена Декла­рация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности. Декла­рация исходит из того, что при выполнении своих функций, связан­ных с поддержанием международного мира и безопасности, Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее необходимо иметь подроб­ную информацию в отношении любого спора или ситуации.

Декларация регулирует вопросы создания миссий по установле­нию фактов. Решения о направлении таких миссий могут принимать Совет или Ассамблея. Для направления таких миссий на территорию любого государства необходимо предварительное согласие этого го­сударства. Декларация рекомендует для организации и проведения миссий пользоваться прежде всего услугами Генерального секретаря, который должен составлять и обновлять списки экспертов, привле­каемых к участию в миссиях. Однако можно использовать и какой-либо специальный вспомогательный орган Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи,

Согласительные (примирительные) комиссии возникли в между­народных отношениях несколько позже, чем следственные комис­сии. В доктрине отмечается, что впервые согласительная комиссия была создана по Договору между США и Великобританией 1909 года о пограничных водах между США и Канадой.

Наиболее подробно порядок образования и функционирования согласительных комиссий был разработан в Общем акте о мирном разрешении международных споров 1928 года.

Общий акт предусматривает, что споры между участниками акта могут рассматриваться в постоянной или временной специаль­ной согласительной комиссии, создаваемой спорящими сторонами. В составе комиссии из пяти членов может быть лишь по одному гражданину спорящих сторон. Три других члена комиссии избираются с согласия сторон в споре из граждан третьих держав. Производство в согласительной комиссии состязательное, решения принимаются большинством голосов членов комиссии.

Положения о согласительных комиссиях (примирительной про­цедуре) предусмотрены в значительном количестве двусторонних и многосторонних договоров и конвенций.

В практике СССР получили развитие согласительные комиссии для
разрешения пограничных инцидентов и конфликтов. На основе двусторонних соглашений создаются на паритетных началах согласительные комиссии в составе пограничных комиссаров (пограничных пред­ставителей), которые либо сами разрешают пограничные споры и
инциденты, либо передают их на рассмотрение своих правительств.

Различные варианты согласительной (примирительной) проце­дуры предусмотрены в Венской конвенции о представительстве го­сударств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, Конвенции ООН по морскому
праву 1982 года и др. В рамках ООН в 1995 году были разработаны Типовые правила по примирению споров между государствами (рез. ГА 50/50 от 11 декабря 1995 г). Типовые правила применимы лишь в тех случаях, когда государства в письменной форме договорились об их применении. Результаты работы созданной на основа­нии правил комиссии по примирению носят рекомендательный характер. На различных стадиях примирения стороны могут просить Генерального секретаря ООН оказать им помощь в реализации про­цедуры примирения.


5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ.

Международный арбитраж (третейские разбирательство) — разрешение спора третьей стороной, решение которой обязательно для спорящих сторон.

Арбитраж как средство урегулирования международных споров известен еще со времен рабовладельческих государств. Особое значе­ние для современной юрисдикции третейских судов имел прецедент, созданный рассмотрением Алабамского спора между США и Велико­британией в 1871-1872 годах. В 1872 году арбитражный суд прису­дил в пользу США 15,5 млн. долл., а английское правительство вы­платило эту сумму в качестве возмещения ущерба за продажу южанам крейсеров, уничтоживших более 60 американских судов в ходе Граж­данской войны в Америке в 1861-1865 годах.

Значительный вклад в развитие международной арбитражной процедуры внесли Гаагские конвенции о мирном решении междуна­родных столкновений 1899 и 1907 годов, Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 года. В 1958 году Генеральная Ассамблея одобрила Образцовые правила арбитражного производ­ства. Они носят рекомендательный характер.

Современной международной практике известны два вида арбит­ражных органов: ad hoc и постоянный арбитраж. Арбитраж ad hoc учреждается соглашением сторон в отношении данного конкретного спора. Такое соглашение называется компромиссом, или третейской записью. В нем стороны определяют предмет спора, подлежащий раз­решению третейским судом, компетенцию суда, принципы и процедуру третейского разбирательства, состав суда. Третейская запись должна включать также взаимное обязательство сторон относитель­но принятия и исполнения третейского решения.

Постоянный арбитраж — это постоянный арбитражный орган, в который стороны могут по взаимному согласию передавать возникающие между ними споры. Существует два вида юрисдикции постоян­ных арбитражных органов — добровольная и обязательная. При доб­ровольной требуется обоюдное согласие сторон на обращение в арбитражный орган, а при обязательной достаточно требования од­ной из сторон в споре. Обязательный арбитраж оформляется путем включения в тот или иной международный договор так называемой арбитражной оговорки.4

Исполнение арбитражного решения является обязательным.

Согласно Гаагским конвенциям 1899 и 1907 годов, допускается пересмотр арбитражного решения, если после его вынесения обна­ружились новые важные обстоятельства, могущие оказать решающее влияние на исход дела.

Третейский суд может состоять из одного лица (обязательно граж­данина третьего государства) или группы лиц (из граждан третьих государств или из граждан спорящих сторон и третьих государств). Например, ст. 22 Общего акта о мирном разрешении международных споров определяет, что третейский суд ad hoc может состоять из пяти членов: по одному члену назначает каждая сторона, два других арбит­ра и суперарбитр избираются с общего согласия спорящих сторон из числа граждан третьих государств.

В 1901 году на основании Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов была создана Постоянная палата третейского суда, расположенная в Гааге (Нидерланды). В структуре Палаты имеется два постоянных органа: Международное бюро и Административный совет. Бюро вы­полняет функции канцелярии: стороны сообщают ему свое решение обратиться к третейскому суду. Бюро осуществляет связь между сто­ронами в спорах, переданных на рассмотрение в Палату. Наблюдение за деятельностью Международного бюро осуществляет Администра­тивный совет, состоящий из аккредитованных в Гааге дипломатичес­ких представителей государств — участников Гаагских конвенций. Председателем совета является министр иностранных дел Нидерландов. Совет решает все административные дела, в том числе финан­совые, назначает и увольняет служащих Бюро.

Что касается самого третейского суда, то он существует в виде списка лиц, из числа которых спорящие государства могут выбирать арбитров. Список третейских судей составляется следующим обра­зом: каждое государство — участник Гаагских конвенций (их на се­годня более 80) назначает сроком на 6 лет не более 4 лиц, которые, согласно ст. 44, «были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уваже­нием и выразили бы готовность принять на себя обязанности третей­ского судьи». В настоящее время в списке около 300 лиц (не все го­сударства назначают арбитров). Российская Федерация представлена четырьмя известными профессорами: К.А. Бекяшевым, А.Л. Колодкиным, Ю.М. Колосовым, В.И. Кузнецовым. Помимо Ю.М. Колосо­ва ранее и другие представители Московского государственного ин­ститута международных отношений назначались членами Палаты: С.Б. Крылов, Ф.И. Кожевников, Г.П. Задорожный.

Палата компетентна рассматривать любой спор между государ­ствами — участниками Конвенций, между ними и государствами — неучастниками Конвенций, а также между государствами и между­народными организациями. За время своего существования Палата рассмотрела более 30 споров между государствами.

Спорящие государства, пожелавшие обратиться в третейский суд, составляют компромисс, или третейскую запись.

Третейское разбирательство, по общему правилу, состоит из двух частей: письменного следствия и прений. Совещания суда проходят при закрытых дверях. В течение времени, когда спор является пред­метом арбитражной процедуры, стороны обязаны воздерживаться от каких-либо действий, способных отрицательно повлиять на рассмот­рение спора. Решение выносится большинством голосов и должно быть мотивировано.

В течение 1992-1995 годов Палата приняла ряд документов, ус­танавливающих факультативные правила рассмотрения споров, а именно: Факультативные правила арбитражного рассмотрения спо­ров между двумя государствами (действуют с 20 декабря 1992 г.); Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между двумя сторонами, из которых только одна является государством (действуют с 6 июля 1993 г.); Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между международными организациями и го­сударствами (действуют с 1 июля 1996 г.); Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между международными органи­зациями и частными лицами (действуют с 1 июля 1996 г,); Факульта­тивные правила примирения (действуют с 1 июля 1996 г.); Факультативные правила для следственных комиссий (действуют с 15 декабря 1У97 г.).


6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СУДЫ.

Международное судебное разбирательство является относительно новым средством мирного разрешения споров, хотя его теорети­ческие, основы были разработаны еще в XIX веке, и существенный вклад в это внес русский юрист Л.А. Камаровский. Впервые между­народный суд был создан в 1921 году в рамках Лиги Наций. Им яви­лась Постоянная палата международного правосудия, прекратившая свое существование 18 апреля 1946 г. Во второй половине XX века практика создания международных судов значительно расширилась. Созданы суды на универсальном уровне (Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву) и на региональном уровне (Европейский суд по правам человека, Европейский суд, Эко­номический суд СНГ и др.).

Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с международным арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с точки зрения международного права решения международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу. Различие между ними носит главным обра­зом организационный характер: состав арбитража зависит от воли спорящих сторон, а состав международного суда определен заранее; третейский суд формируется при обращении к нему заинтересован­ных сторон, а международный суд заседает постоянно, и судьи обя­заны быть в его распоряжении во всякое время. Международные суды, кроме Международного Суда ООН, могут рассматривать, как и ар­битражи, споры с участием международных организаций и отдель­ных граждан.

Международный Суд ООН (местопребывание — Гаага) стал преемником Постоянной палаты международного правосудия. Это один из главных органов ООН, в задачу которого входит осущест­вление международного правосудия. Его состав и компетенция опре­делены Уставом ООН и Статутом Международного Суда.

Согласно п. 1 ст. 34 Статута, сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только государства. Ведению Суда подлежат все де­ла, переданные ему сторонами, все вопросы, специально предусмот­ренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями (ст. 36, п. 1). При этом юрисдикция Суда носит факультативный характер. Это значит, что спор может стать объектом рассмотрения в Суде только с согласия всех спорящих сторон. Такое согласие дает­ся в специальном соглашении спорящих сторон о передаче дела на рассмотрение Суда.

Государства — участники Статута могут в любое время, сделав заявление, признать юрисдикцию Суда обязательной по всем право­вым спорам, категории которых перечислены в ст. 36, п. 2: толко­вание договора; любой вопрос международного права; наличие факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характер и размеры возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. В на­стоящее время обязательную юрисдикцию признают около 60 госу­дарств, причем из постоянных членов Совета Безопасности — толь­ко Великобритания.

Ряд универсальных международных договоров содержит положе­ние о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров, затрагивающих толкование и применение этих договоров. Таких договоров около 300. В некоторых из них Рос­сийская Федерация участвует без оговорок к указанному положению, например в Уставе МАГАТЭ5 1956 года, б Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года и др. В 1989 году Советский Союз снял свои оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении следующих договоров: Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенции о политических правах женщин 1952 года, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенции против пыток и дру­гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года.

Для образования судебного присутствия достаточен кворум в де­вять судей. Однако, как правило, суд заседает в полном составе. Вмес­те с тем предусмотрено, что для разбора определенных категорий дел,. например дел, касающихся транзита и связи, Суд может образовывать одну или несколько камер в составе трех и более судей. Суд так­же может по мере надобности создавать камеры и для разбора отдель­ных дел (ст. 26 Статута). В практике Суда такая камера впервые была создана в 1982-1984 годах по спору между США и Канадой о разгра­ничении морских пространств в заливе Мэн. Кроме того,