Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания
Министерство образования Российской Федерации
Филиал Санкт-Петербургского государственного морского технического университета
СЕВМАШВТУЗ
Курсовой проект
Дисциплина: “Судовые дизеля”
Тема “Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания”
Северодвинск
2006
Исходные данные
Тип судна – сухогруз
Водоизмещение D=2400тонн
Скорость судна u=16 узлов
Степень сжатия e=15
Массовая доля углерода С=84%
Массовая доля водорода H=15%
Массовая доля кислорода О=1%
Введение
Судовая энергетическая установка (СЭУ) предназначена для обеспечения движения судна и снабжения необходимой энергией всех судовых потребителей. От СЭУ существенно зависят экономические показатели транспортного судна, уровень его строительной стоимости и текущих эксплуатационных затрат по содержанию. Затраты на СЭУ в среднем составляют 20...35 % общей строительной стоимости судна и 40...60 % затрат на содержание судна на ходу. Кроме того, основные качества транспортных судов - безопасность плавания, мореходность и провозоспособность - в значительной мере обеспечиваются СЭУ. В связи с этим проектирование СЭУ является одним из важнейших этапов создания судна.
Механизмы и оборудование СЭУ, предназначенные для обеспечения движения судна, составляют главную энергетическую установку (ГЭУ). Основными элементами ГЭУ являются главный двигатель, валопровод и движитель.
Источники электроэнергии с первичными двигателями, преобразователями и передаточными трассами составляют электроэнергетическую установку.
Технические комплексы, обеспечивающие различные судовые нужды (опреснение воды, паровое отопление, кондиционирование воздуха и т.д.), относятся к вспомогательной установке.
Функционирование главной, вспомогательной и электроэнергетической установок обеспечивается различными системами, основными из которых являются топливные, масляные, охлаждения, сжатого воздуха, газоотвода и др.
Эффективное использование ДЭУ, надёжная их эксплуатация и высокая производительность труда обслуживающего персонала обеспечиваются комплексной автоматизацией установки. Автоматизированные ДЭУ с безвахтенным обслуживаем получили широкое распространение на судах морского флота.
1. Выбор главных двигателей и основных параметров
1.1 Определение суммарных мощностей главных двигателей
Примерное значение мощности можно определить при помощи адмиралтейского коэффициента:
кВт
Где: D=2400т – водоизмещение судна
u=16 узлов – скорость судна
1/С – обратный адмиралтейский коэффициент
Принимаем СОД фирмы S.E.M.T. с эффективной мощностью Nец =650 э.л.с., числом цилиндров i=6, отношением S/D=1.2, числом оборотов n=520 об/мин
1.2 Выбор основных параметров дизеля
Одна из основных задач проектирования – правильный выбор типа главного двигателя. Исходным данным для этого служит тип и назначение судна, районы плавания, режимы работы установок, условия размещения двигателей, требования к массогабаритным показателям установки, а также требования регистра.
У меня двигатель СОД, может устанавливаться на СДУ и тепловозах, работает на лёгком топливе, тронковый, четырёхтактный, 6 цилиндровый (V-образный).
Мощность дизеля:
По агрегатной мощности (Nе) дизель относится к дизелям мощным (2000-20000) л.с.
Цилиндровая мощность изменяется в широких приделах в зависимости от D, S, n и Pe:
Nец=(Nе)/(i)=3328/6=554.7 л.с. < 650 л.с. (у двигателя)
Частота вращения и средняя скорость поршня:
Главным критерием быстроходности дизеля яв-ся средняя скорость поршня:
Cm=
Зная агрегатную и цилиндрическую мощность, число оборотов, принимаем Ш цилиндра D и ход поршня S.
Выбранные значения D и S, их отношение и средняя скорость поршня Cm должны соответствовать классу проектируемого двигателя:
для СОД
n = 300ч700 об/мин
S/D = 1.0ч1.8
Cm = 7ч10 м/с
Принимаем для СОД при частоте оборотов n =520 об/мин; S=470 мм; D=390 мм
Cm=м/с.
Габариты ДВС:
-Длина двигателя на фундаментной раме:
L=iЧaЧD=6Ч1,3Ч390=3042 мм
Где: I=6 - число цилиндров
а=1.2ч1.4 – для 4-х тактного двигателя.
D=390 мм - диаметр цилиндра,
-Ширина двигателя на фундаментальной раме:
B=bЧS=2.2Ч470=1034 мм.
Где: b=2.1ч2.4- коэффициент для СОД
S=470 мм – ход поршня
-Высота двигателя от оси коленчатого вала до крайней верхней точки:
H1=b1ЧS=4.8Ч470=2256 мм.
Где: b1=4.6ч5 - коэффициент для тронковых ДВС
-Расстояние по высоте от оси коленчатого вала до нижней точки:
H2=b2ЧS=1.5Ч470=705 мм.
Где: b2=1.25ч2
-Общая высота двигателя:
Hд=H1+H2=2961 мм.
-Масса двигателя через удельную массу:
Gд=gдЧNе=15Ч2447=36705 кг
Где: gд=10ч20 кг/кВт - удельная масса
-После принятия решения о размере двигателя следует оценить значения среднего эффективного давления:
,
Где: z=0,5- коэффициент тактности для четырехтактных дизелей.
Полученное значение Pe сравниваем со значением двигателей и делаем вывод о возможности достижения в проектном решении величины Nе.
2. Тепловой расчёт ДВС
2.1 Теплота сгорания топлива
Низшая теплота сгорания топлива может быть определена по формуле Д.И.Менделеева:
QH=33,9·С+103·Н-10,9· (О-S)– 2,5·W
Полагая С=84%, Н=15%, О2=1%, получим
QН=33,9Ч0,84+103Ч0,15-10,9Ч0,01=43.817 МДж/кг
2.2 Процесс пополнения
-Давление в конце пополнения:
= МПа
Где: j=0.6ч0.7- коэффициент скорости истечения.
Т0=293К - температура окружающей среды.
С1 - скорость поступающего заряда через сечения клапана
С1=СmЧk=8.14Ч7.5=61.05 м/с
к=6ч9 - коэффициент, выражающий отношение площади поршня F к расчётной площади сечения всех полностью открытых впускных клапанов.
Cm=8.14 м/с – средняя скорость поршня
C2=1,57ЧC1=1,57Ч61.05=95.85 м/с – наибольшая скорость протекания свежего заряда через выпускной клапан.
-Коэффициент остаточных газов для расчёта четырёхтактного двигателя с наддувом:
=
Где: Dt=170C – повышение температуры воздуха вследствие нагрева в системе двигателя.
e=15 – степень сжатия
Тг=800К – температура остаточных газов
Рг=105000 Па – давление остаточных газов
-Температура смеси в конце наполнения:
-Коэффициент наполнения через коэффициент остаточных газов:
2.3 Процесс сжатия
Давление конца сжатия:
МПа
Где: n1 =1,38- показатель политропы
Температура конца сжатия:
К
2.4 Процесс сгорания
Прежде всего необходимо определить кол-во воздуха, теоретически необходимого для сгорания 1 кг. топлива:
(кмоль/кг)
Действительное количество воздуха:
Ms=aЧM0=1.8Ч0.51=0,918 кмоль/кг
Где: a=1.3ч1.8 – коэффициент избытка воздуха при горении
Мольное количество смеси воздуха и остаточных газов, находящихся в цилиндре до горения: M1=(1+gг)ЧMS =(1+0,036)Ч0,978=1.005 кмоль/кг
Количество молей продуктов сгорания:
(кмоль/кг)
Действительный коэффициент молекулярного изменения:
Мольное количество остаточных газов:
кмоль/кг
0.955=0.918+0.0375
СО2:
:
0.07+0.075=0.145
Количество СО2: Х=0,48=48%
Н2О: Х=0,52=52%
0.0375=0.018+0.0195
воздух 0,918 0,961
СО20,018 0,019 =1
Н2О0,0195 0,020
Теплоемкости смеси газов определим по формулам:
,
,
Температура определяется из уравнения сгорания. Уравнение сгорания для смешанного цикла:
Где: x=0.75ч0.92 - коэффициент использования тепла
l =1.35ч1.55 - степень повышения давления для СОД
К
Степень предварительного расширения определяется зависимостью:
Степень последующего расширения:
По опытным данным значения и для цикла смешанного сгорания находятся в пределах =1.4ч1.7 и =8ч11
2.5 Процесс расширения
Давление начала расширения:
Па
Давление и температура в конце расширения:
Па
К
Где: n2 =1,25 –показатель политропы расширения
2.6 Процесс выпуска
В связи с тем, что в момент открытия выпускного клапана давление в цилиндре сравнительно высокое, приходится выпускной клапан открывать с некоторым опережением, несколько ранее прихода поршня в Н.М.Т., чтобы избежать большого противодавления на поршень и, кроме того, чтобы ускорить и улучшить очистку цилиндра от остаточных газов.
Ввиду того, что характер колебаний давления газов при выпуске не поддаётся точному теоретическому подсчёту, в расчётах обычно вместо переменного давления используют среднее постоянное давление газов в период выпуска Рг. Это давление выше давления в выпускной трубе Р'г. По практическим данным можно принять Рг = 0,103...,0123 Мн/м2 и Р'г = 0,101...0,108 Мн/м2. Меньшие значения относятся к тихоходным двигателям, а большие - к быстроходным. Средняя температура отработавших газов для четырёхтактных ДВС - 350...600 0С
Принимаем:
Рг=0.12 МПа – среднее постоянное давление газов в период выпуска
Рўг=0.105 МПа – давление в выпускной трубе.
2.7 Построение расчётной индикаторной диаграммы
Теоретическую диаграмму строят по параметрам расчётного цикла, поэтому её называют также расчётной или проектной.
Построение диаграммы начинается с выбора масштабов P и V. По оси абсцисс откладывают объём [], а по оси ординат – давление [].
Где: А - объём в точке а, выраженный в мм.
Значения и найдём как
, тогда
Значит =0.004 и =0.06
Возьмём масштаб на диаграмме 10мм=0.00375
Тогда =149мм и =11мм и =160мм (Ox)
Далее принимаем масштаб для Pz(Oy)
Следовательно, 10мм=0.465МПа
Далее проводим ось давлений, атмосферную линию и линию выпуска.
Строим политропу сжатия аналитическим способом:
(=0.06=160мм;=1.38;=0.105МПа)
Введём коэффициент А для расчётов в миллиметрах. А=21.5=
V | 11 | 30 | 50 | 70 | 90 | 110 | 130 | 150 | 160 |
P | 90 | 23 | 11 | 7 | 5 | 4 | 3 | 2.5 | 2.3 |
Кривую расширения строим аналогично кривой сжатия, но =.
(=0.06=160мм;=1.25;=0.277МПа; b=21.5)
V’ | 11 | 30 | 50 | 70 | 90 | 110 | 130 | 150 | 160 |
P’ | 169 | 48 | 25.5 | 17 | 12 | 9.5 | 8 | 6.5 | 6 |
мм
Далее, выбрав Pr, откладываем его в масштабе и проводим линию выпуска; Pr=2.6мм
Спланиметрировав участок aczўzba диаграммы, получим её площадь F=2637 мм2 , по которой найдём среднее теоретическое индикаторное давление:
Па
Аналитически определяем среднее теоретическое индикаторное давление:
Расхождение между давлениями, определёнными графическими и аналитическими методами, не превышает 4%.
Среднее индикаторное давление с учётом поправки на полноту диаграммы:
Pi=jЧPўi=0.96Ч0.79955Ч106=0.7675 МПа.
Где: j =0.95ч0.68 – поправка на полноту диаграммы.
2.8 Параметры, характеризующие рабочий цикл
К параметрам, характеризующим действительный рабочий цикл двигателя, относятся давление в конце сжатия, давление в конце горения, среднее индикаторное давление, среднее эффективное давление, эффективный расход топлива, эффективный КПД, а также проводятся диаметр цилиндра D и ход поршня S.
Среднее эффективное давление:
Pе=PiЧhм=0.7675Ч0,9=0.6908 МПа
Где: hм=0.89ч0.91 – механический КПД при работе на номинальной мощности для судовых СОД.
Удельный индикаторный расход топлива:
кг/Дж
кг/кВт·ч
Удельный эффективный расход топлива:
кг/Дж
Индикаторный КПД:
Эффективный КПД:
Диаметр цилиндра:
мм
Ход поршня:
мм
Отношение находится в пределах ГОСТа.
3. Динамический расчёт двигателя
3.1 Диаграмма движущих усилий
Удельные силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме (КШМ) и отнесённые к единице площади поршня Р (н/), можно подразделить на четыре группы:
- удельные силы, образующиеся от давления газов на поршень Ps;
- удельные силы тяжести движущихся частей Pb;
- удельные силы инерции поступательно движущихся частей In;
- удельные силы трения в механизме двигателя Pт;
Давление газов на поршень Pz – величина переменная при любом положении мотыля может быть определена по развёрнутой индикаторной диаграмме.
Сила тяжести Рв:
Па
Где: m=1000ч3000 кг/м2 – удельная масса поступательно движущихся частей.
Удельные силы поступательно движущихся масс определяются как произведение удельной массы поступательно движущихся частей, отнесённой к единице площади поршня [кг/ м2 ] на их ускорение а [м/с2]
При построении диаграммы движения усилий в качестве оси абсцисс принимают атмосферную линию и строят развёрнутую индикаторную диаграмму.
Вниз от атмосферной линии откладывают удельную силу тяжести движущихся частей и проводят пунктирную линию.
Далее по формуле () строим кривую сил инерции. При направлении сил инерции вверх, ординату тоже направляем вверх.
- для ВМТ
- для НМТ
R=
Где: R – радиус мотыля
L – длина шатуна.
[с-1] – угловая скорость вращения коленчатого вала.
Следовательно
С достаточной степенью точности кривую удельных сил инерции можно построить по способу Толле, для чего следует отложить расстояние АВ в масштабе абсцисс развёрнутой индикаторной диаграммы, а затем из точки А в масштабе ординат развёрнутой диаграммы отложить удельную силу инерции в ВМТ (верхней мёртвой точке) Ino .
В том же масштабе из точки В вниз откладывают удельную силу инерции в НМТ. Точки C и D соединяют прямой. Из точки пересечения CD с АВ откладывают вниз в принятом масштабе ординат величину EF, равную:
Переведём полученные значения в миллиметры:АС=37.63мм
ВD=22.36мм
АВ=120мм
EF=22.45мм
Точку F соединяют прямыми с точками C и D. Линии CF и FD делят на одинаковое число равных частей и соединяют точки одного и того же номера прямыми. Через точки C и D по касательным и прямым, соединяющим одинаковые номера, проводят главную огибающую линию, которая и будет кривой удельных сил инерции.
3.2 Диаграмма касательных усилий
Удельная сила, действующая на 1 м2 площади поршня, будет равна соответствующей ординате из диаграммы движущих сил, умноженной на масштаб ординат.
Удельную силу Р раскладывают на две составляющие (смотри рис.5) - нормальную Рн и по оси шатуна Рш:
Удельную силу, действующую по оси шатуна, так же раскладывают на две составляющие: радиальную Рр и касательную Рк:
Объединив предыдущие формулы получим:
.
При построении диаграммы касательных усилий по оси абсцисс откладывают углы поворота радиуса мотыля, а по оси ординат значения Рк, соответствующим этим углам.
Отрезок, равный основанию диаграммы движущих усилий, разбивают на участки по 150. Для учёта поправки Брилса берут отрезок АВ, равный одному ходу поршня в масштабе чертежа развёрнутой индикаторной диаграммы (рис.6). Проводят полуокружность радиусом R и вправо от центра О откладывают поправку Брилса:
Из точки O’ через каждые 150 проводят прямые до пересечения с