Философия языка
Диалектика.
В
неопозитивистских
концепциях
центральное
место
занимает,
следовательно,
философия
языка. Почему?
И еще
одна
проблема: ведь
язык - сложное
и многомерное
образование.
Какие именно
стороны, аспекты
языка особо
интересовали
неопозитивистов?
Сведение
философии к
анализу языка,
особенно
жесткое"
на первых этапах
развития
неопозитивизма,
как
раз и было
обусловлено
культом точности,
строгости
знания,
стремлением
сделать философию
наукой. В XX веке
это
отнюдь не случайно
выразилось
в том, что на
первый
план
выдвинулась
особая философия
языка - некоторый
синтез
логического,
лингвистического,
математического
подходов.
Ибо именно в
их "точке пересечения"
были
получены
важнейшие новые
научные результаты.
Математика
-
а после победных
реляций середины
Х1Х века об
"окончательной
завершенностях
она вдруг попала
в
состояние
кризиса, затрагивавшего
самые ее основы,-
стала
выбираться
из кризиса во
многом благодаря
новому
типу
логического,
логикоматематического
анализа. Эта
"точка
пересечения"
обещала стать
- и впоследствии
действительно
стала - также
и перспективной
"точкой
роста"
новой науки.
Немалое научное
чутье
неопозитивистов
проявилось
в том, что они
опирались на
те
достижения
и анализировали
те трудности,
с которыми
в
конце XIX - начале
XX века было связано
развитие
математики
и логики, прежде
всего логики
математической.
Отправным
пунктом для
неопозитивистской
концепции
были новые
теоретические
возможности,
реализованные
выдающимися
логиками и
математиками
(прежде
всего Г. Фреге,
Б. Расселом, А.
Уайтхедом)
на
пути объединения
логики и лингвистики,а
также на пути
применения
логики для
обоснования
математики.
Проблемы
связи языка
и процессов
мысли, которые
в
наибольшей
мере занимали
классическую
философию,
в
неопозитивизме
оттеснялись
на задний план.
Логический
анализ
они связывали
не с действительным
мышлением, но
с
мышлением "в
форме его
рациональной
реконструкции"
(Р.
Карнап). Лишь
в языковой
форме, полагали
неопозитивисты,
процессы мышления
становятся
доступными
логическому
исследованию.
Вступив на путь
непривычного
для
философской
классики
максимального
сближения, а
то
и прямого
отождествления
форм языка и
форм логики,
философия
XX века стремилась
укрепить
рационализм,
открывая
новые возможности
комплексного
научного - в
данном
случае логико-лингвистического
- анализа.
В чем
же состояли
эти новые
возможности?
Проблемы
тут
весьма трудные,
требующие
специальной
подготовки.
Попытаемся,
однако, вникнуть
в них. Возьмем
для примера
несколько
предложений:
"Роза (есть)
цветок"; "Наполеон
(есть)
победитель
при Иене"; "Наполеон
(есть)
побежденный
при Ватерлоо";
"Сила есть
произведение
массы
на скорость".
При всех различиях
в них есть общее
-
это языковая
и логическая
форма. С точки
зрения
логики
все эти предложения
суть утвердительные
суждения,
где его субъектам,
то есть тому,
о чем в
суждении
идет речь (роза,
Наполеон,
сила),
приписываются
некие относящиеся
к ним характеристики,
свойства
- предикаты и
где отнесенность
предиката
к
субъекту
утверждается
с помощью явной
или
подразумеваемой
связки "есть".
Высказывания
имеют общую
логическую
форму "S есть
Р". Приведение
данных
высказываний
к логической
форме позволяет
объединить
их,
да еще и присоединить
к целому классу
подобных
высказываний.
Далее, к ним же
можно отнести
имеющие ту
же
логическую
форму формулы
математики
или
естествознания,
например
знаково-символическую,
а не
словесную
запись физического
определения
силы. Тогда
возникает
(и может быть
записана в
каких-либо
исходно
принятых
знаках) более
общая, чем в
обыденном языке
и в
математике,
логическая
форма. Иными
словами, движение
от
языковой формы
к формально-логической,
а также от
математико-логической
формы - к более
общему
логическому
формообразованию
открывает
возможность,
с
одной стороны,
возрастающего
"восходящего"
обобщения,
все
более широкой
нормализации,
а с другой
-
возможность
"нисхождения"
от более общих
логических
форм
к более конкретным
языковым
высказываниям.
На пути
"восхождения"
возможно построение
множества
относительно
обособленных
или взаимосвязанных
языковых,
формально-логических,
математико-логических
систем:
достаточно
взять в качестве
отправной точки
какие-либо
языковые
образования
(имена, предложения,
их
комплексы),
договориться
(заключить
"конвенцию")
относительно
обозначающих
их общих
символов.
Предлагалось
и принципиально
иное решение
логического
вопроса об
отношении
множества,
совокупности
и их элементов:
то, что включает
всю
совокупность,
не должно включать
себя. Слова
"все
критяне
лгут", стало
быть, имеют
смысл только
при
предположении,
что в класс
"все критяне"
Эпименид не
включает
самого себя.
Впрочем, парадоксы
теории
множеств
другие авторы
предлагали
решать
иными
способами.
Расселовская
теория логических
типов приобрела
большое
значение для
дальнейшего
развития логики
и
философии
неопозитивизма.
Она и дала новый
толчок тому
процессу
формирования
логико-лингвистических
систем
самых
разных уровней.