Значение правления Бориса Годунова для русской истории
Королю Польши Сигизмунду III Ваза донесли о «чудесном воскрешении» Дмитрия. Вместе с сандомирским воеводой Юрием Мнишеком и князем Вишневецким Отрепьев в 1603 или 1604 году явился в Краков. Его принял король Сигизмунд. Лжедмитрию было выделено жалованье 40 тысяч золотых в год. Отрепьев написал Папе Римскому Клементу VIII письмо, в котором просил быть его искренним покровителем.Отрепьев стал собирать войско. Первым его поддержал Мнишек, дочь которого Марину новоявленный царевич обещал взять в жёны. Григорий дал письменное обязательство выполнить обещание после восхождения на московский престол.
Донские удальцы сели на коней, чтобы присоединиться к толпам самозванца. Между тем, усердный слуга Лжедмитрия пан Михайло Ратомский, остергский староста, через своих лазутчиков и двух русских монахов, вероятно, Мисаила и Леонида (друзей Отрепьева), поднимал на защиту Лжедмитрия юг России. Везде подкидывали грамоты от имени царевича Дмитрия. Борис Годунов узнавал о самозванце из разных источников. С большим удивлением выслушивал он сообщения своих тайных агентов из Литвы. Умный Борис не мог не оценить Григория Отрепьева – человека без рода и племени, который сумел заставить поверить в себя польских вельмож. Естественно Борис ни на секунду не верил в чудесное спасение царевича. Дмитрий был зарезан днём, при свидетелях, его тело лежало в церкви, куда приходило множество людей, часто видевших мальчика. Никаких сомнений никто тогда не высказывал. Но бояре заметили: могущественный Борис сразу занервничал. Слух о призраке его пугал. Царь начал искать измену. В Москву привезли бывшую царицу – инокиню Марфу, мать Дмитрия. Царь просит её объявить народу, что Дмитрий мёртв, но Нагая ничего не могла сказать толком, и отвечала весьма странно. Видимо до неё уже дошли слухи о самозванце. Тогда было приказано Василию Шуйскому выступить перед народом. Он объявил с Лобного места, что видел собственными глазами мёртвого царевича и весь Углич видел его мёртвым во время отпевания в церкви, а взявший себе его имя Гришка Отрепьев – попросту вор. И патриарх Иов тоже убеждал людей. Но толпа угрюмо молчала – хотела чуда. Была обнародована история беглеца – Отрепьева. К вельможам Сигизмунда был послан дядя Григория Отрепьева, чтобы изобличить самозванца на месте. К донским казакам из России послали воеводу Хрущёва с той же целью. Но грамоты и слова не действовали. Хрущёва казаки заковали и привезли самозванцу. Когда пленник глянул на «царевича», он тут же залился слезами и пал на колени, воскликнув: «Вижу Иоанна в лице твоём: я слуга твой навеки!». С Хрущева сняли оковы, и он стал первым изменником среди высших чинов России. 16 октября 1604 года Лжедмитрий вступил в пределы России. У него было полторы тысячи исправных воинов, кроме того, до двух тысяч казаков и большая толпа кое-как вооружённых людей. Григорий шёл с мечом и манифестом. Он обещал мир, спокойствие, убеждал россиян оставить хищного Годунова. Вместе с тем, Мнишек от имени короля и вельможных панов оповестил всех, что они, убеждённые доказательствами, признали Дмитрия истинным князем московским.
На Украине многие поверили самозванцу. Лжедмитрий, призирая смерть и опасности, был всегда впереди. 11 ноября Лжедмитрий подступил к Новгороду-Северскому. Тут россияне впервые его «приветствовали» пулями и ядрами. Самозванца хорошо побили, но добрые вести утешили его: Григорию сдались – Путивль, Рыльск, Борисов, Белгород, Валуйки, Оскол, Воронеж, Кромы, Ливны, Елец. Была перехвачена московская казна, которую использовали для набора дружины.
Эти быстрые успехи поразили Годунова и всю Россию. Царь Борис делает одну ошибку за другой. Он проявил робость и не решался с войском идти на встречу Лжедмитрию. В 1604 году никто не сомневался в смерти Дмитрия, но народ не любил Бориса, поэтому мысль о живом царевиче всех пленяла и воодушевляла. Мнимое стали выдавать за действительное. Марию нагую снова увезли в монастырь. В этот опасный для России момент Борис прибегнул к двум средствам к церкви и строгости. Но царь смог собрать всего лишь 50 тысяч воинов. Помощь Борису предложили шведы, но он отказался. 21 декабря произошло сражение войск Лжедмитрия и Дмитрия Шуйского. У самозванца было всего 12 тысяч воинов, у Шуйского значительно больше. Но после битвы победителей и побеждённых не оказалось. На следующий день к Лжедмитрию присоединились 4 тысячи запорожцев. Одновременно, не любя трудностей, Лжедмитрия покинули поляки. Годунов стал опираться на Басманова. Военные действия продолжались. Царских войск собралось 60 или 70 тысяч, у самозванца – лишь 15 тысяч. В одном из боёв царские войска одержали полную победу. Царь Борис уже ждёт нетерпеливо, когда добьют самозванца. Но случается непредвиденное: к Лжедмитрию снова переходят 4 тысячи донских казаков, ему сдаются новые города. Он пишет письмо Борису Годунову, предлагая ему добровольно покинуть престол, обещая царскую милость.
В 1605 году Борису Годунову исполнилось 53 года. Он был ещё крепким и здоровым, хотя его частенько мучили недуги. Ещё 13 апреля он принимал гостей и решал государственные дела. До сих пор от внимания исследователей ускользало обстоятельство, оказавшее заметное влияние на ход политической борьбы в годы царствования Годунова. Это обстоятельство - физическое состояние Бориса. Еще до коронации за рубеж стали поступать сведения о его тяжелой болезни. Врачи оказались бессильны исцелить его недуг, и царь искал спасения в молитвах и богомольях. К осени 1600 здоровье Бориса резко ухудшилось. Слухи о близкой кончине Годунова искусственно возрождали обстановку династического кризиса. Борису удалось потушить мгновенно вспыхнувший конфликт и стабилизировать политическую обстановку в стране. Внезапно после обеда он почувствовал себя плохо: кровь хлынула у него из ушей, носа, рта. Врачи не могли её остановить. Больной терял память, но успел благословить своего сына на царство. Борис умер в мучениях. Некоторые современники утверждали, что якобы он сам в отчаянии принял яд. Или его смерть, очень нужна была некоторым, присутствующим на обеде. Осведомленные современники описывают кончину Годунова совсем иначе: “Царю Борису, вставши из-за стола после кушанья, и внезапу прииде на нево болезнь люта и едва успепоновитись и постричи, в два часа в той же болезни и скончась”. Как записал автор Хронографа, Годунов скончался после обеда “по отшествии стола того, мало времени минувшю: царь же в постельной храмине сидящу, и внезапу случися ему смерть”. Борис умер скоропостижно, и монахи лишь “успели запасными дары причастить” умирающего. Члены английского посольства описали последние часы Годунова со слов лечивших его медиков. По обыкновению врачи находились при царской особе в течение всего обеда. Борис любил плотно покушать и допускал излишества в еде. Убедившись в добром здравии государя, доктора разъехались по домам. Но через два часа после обеда Борис почувствовал дурноту, перешел в спальные хоромы и сам лег в постель, велев вызвать врачей. Тем временем бояре, собравшиеся в спальне, спросили государя, не желает ли он, чтобы дума в его присутствии присягнула наследнику. Умирающий, дрожа всем телом, успел промолвить: “Как богу угодно и всему народу”. Вслед за тем у Бориса отнялся язык, и духовные особы поспешно совершили над умирающим обряд пострижения. Близкий к царскому двору Я. Маржарет передает, что Годунов скончался от апоплексического удара ».
Россияне погребли Бориса с честью в храме Святого Михаила Архангела, между могилами других правителей страны.
4) Отношение народа к Борису Годунову
Царствование Фёдора Иоанновича было очень благодатным, по сравнению с последними годами правления Ивана Грозного. А поскольку фактически все 14 лет правления Фёдора страной управлял Борис Годунов, то, казалось бы, народ должен был возрадоваться, когда после смерти Фёдора Борис стал и официальным царём. Но этого не произошло. Народ откровенно не любил Бориса Годунова. Годунов не был родовитым боярином, за ним не было природного права на царство. Но это не главное. В глазах народа Борис Годунов был убийцей. Народная молва приписала ему смерть трёх невинных младенцев и не просто младенцев, а младенцев настоящей царской крови. Ещё до гибели несчастного царевича Дмитрия, в 1585 году появились слухи о привезённой из-за границы девочки Евдокии – последней кровной представительницы династии Рюриковичей. Её мать Мария Владимировна – прямая правнучка Ивана III, в 1573 году была выдана Иваном Грозным замуж за ливонского короля Магнуса. От этого брака родилась девочка Евдокия Магнусовна. После смерти короля Магнуса, Борис Годунов уговорил Марию Владимировну вернуться в Москву, пообещав ей богатую и обеспеченную жизнь. Но по приезду её в Москву, разлучил её с дочерью и заключил в Пятницкий монастырь, близ Троицы под именем Марфы, где она и умерла через несколько лет. О судьбе её дочери ничего неизвестно, она видимо умерла где-то в 1589 году. В причастности Бориса Годунова к её смерти мало кто сомневался. А после гибели царевича Дмитрия это стало полной уверенностью. Было понятно, что Борис Годунов расчищает себе путь к престолу. Хотя сейчас многие историки считают, что в смерти царевича Борис Годунов не виноват. Есть даже сведения, что эта трагедия всего лишь спектакль, поставленный матерью наследника – Марией Нагой, с целью спасти своего сына заранее. Но очень уж выгодна оказалась эта смерть Борису Годунову, поэтому у народа сомнений, кто настоящий убийца не было. А в 1592 году по Москве разлетелась радостная весть – царица Ирина наконец-то беременна. Это значит, что у Фёдора Иоанновича будет наследник или наследница, тут уж не до выбора, династия не закончится, все замерли в радостном ожидании. И поэтому когда родилась девочка, названная Феодосией Фёдоровной и, прожив всего несколько месяцев, умерла, в этом народная молва сразу же обвинила Бориса Годунова. Одни говорили, будто родился мальчик, а Борис Годунов умертвил его сразу и подменил больной девочкой, другие считали ещё проще – была девочка, а Борис Годунов её выкрал и умертвил. К этой смерти, скорее всего Борис Годунов не имел никакого отношения, но слух закрепился в умах людей. Благодаря этому во время Смуты возникало много самозванцев, выдававших себя за сына царя Фёдора.
Поэтому, каким бы Борис Годунов не был царём, в глазах людей он был убийцей. «Природный» царь, то есть настоящий, имел право убивать и при этом не быть убийцей – ведь он был Богом. Наказание царя - это Божье наказание, даже если он убивает собственного сына. Казнимые ужасными способами и умирая в тяжёлых мучениях, жертвы славили своего мучителя – царя, ведь они принимали Божье наказание. А Борис Годунов был самым грешным из убийц, ведь его руки были в крови «природных» царевичей. Люди верили, что его приход к власти неминуемо навлечёт гнев Божий на Московское царство. Не прибавляла Борису Годунову популярности и его жена. Мария Григорьевна, дочь Григория Лукьяновича Бельского, известного Москве под именем Малюты Скуратова, самого любимого опричника царя Ивана Грозного. Одно его имя наводило ужас на людей. И хотя многие источники сообщают, что его дочь не имела ничего от характера отца, была добропорядочна, сердечна, много занималась благотворительностью, народ не верил в её искренность. Так имя Бориса Годунова было связано со страшным Малютой Скуратовым, и хотя последнего давно не было в живых, он являлся родным дедом детям Бориса, а главное новому наследнику – Фёдору Борисовичу Годунову. Неудивительно, что в летописях и других письменных источниках периода после Смуты правление Бориса Годунова описывается следующим образом: «После смерти Ивана Грозного, Борис Годунов сослал царевича Дмитрия и Нагих в Углич, Богдана Бельского подговорил устроить покушение на Феодора Ивановича, потом сослал его в Нижний, а И.Ф. Мстиславского в заточение, где повелел его удушить; призвал жену Магнуса, «короля Ливонского», дочь Старицкого князя Владимира Андреевича — Марью Владимировну, чтоб насильно постричь ее в монастырь и убить дочь ее Евдокию. Далее он велел перебить бояр и удушить всех князей Шуйских, оставив почему-то Василия да Дмитрия Ивановичей; затем учредил патриаршество, чтобы на патриаршем престоле сидел «доброхот» его Иов; убил Дмитрия, подделал извещение об убийстве, подтасовал следствие и постановление собора об этом деле, поджег Москву, призвал Крымского хана, чтобы отвлечь внимание народа от убийства царевича Дмитрия и пожара Москвы; далее он убил племянницу свою Феодосию, отравил Феодора Ивановича, чуть ли не силой заставил посадить себя на царский трон, подтасовав земский собор, и плетьми сбивая народ кричать, что желают именно его на царство; ослепил Симеона Бекбулатовича, после этого создал дело о заговоре «Никитичей», Черкасских и других, чтобы «извести царский корень», всех их перебил и заточил; наконец, убил сестру свою царицу Ирину за то, что она не хотела признать его царем; был ненавистен боярам за то, что грабил, разорял и избивал их; народу — за то, что ввел крепостное право, духовенству — за то, что отменил тарханы и потворствовал чужеземцам, лаская их, приглашая на службу в Россию и предоставляя свободно исповедовать свою религию; московским купцам и черни — за то, что обижал любимых ими Шуйских и Романовых и пр. Затем он отравил жениха своей дочери, не смог вынести самозванца и отравился сам. Вот и все”. Подкрепленный точными ссылками, этот перечень обвинений на Годунова не измышлен и даже не преувеличен. Он только собирает вместе все то, чему верили и чему не верили историки, что они излагали, как факт, и что опускали по несообразности и невероятности. Несчастье Бориса состояло в том, что в старые времена писавшие о нем не выходили из круга преданий и клевет, внесенных в летописи и мемуары.
Таким образом, судьба царя Бориса связана с удивительным парадоксом – правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, повысить его благосостояние, укрепить военную мощь и внешнеполитическое положение державы – в народе не только не был популярен, но и наоборот ненавидим. Бориса обвиняли во всех грехах и бедах – смерть царя Ивана, царевича Дмитрия, царя Федора, и даже сестры-царицы Ирины Годуновой – приписывалась злодействам Годунова. Не говоря уже об обвинениях в поджоге Москвы, сговоре с крымским ханом, и ропоте на царя за опалы на бояр, масштаб которых, не мог идти ни в какое сравнение с террором Грозного. Причина подобного отношения к правителю в том, что общество все-таки не могло простить ему стремительное возвышение до царского престола. В русских исторических повестях начала XVII века Годунов часто называется «рабоцарем». Восхождение Годунова на престол венчало процесс разрушения облика незыблемости и недосягаемости царской власти.
Суждения дворянского историографа о Годунове не отличались глубиной. А.С. Пушкин понимал историческое прошлое несравненно лучше. Истоки трагедии Годунова он усматривал в отношении народа к власти. Борис погиб потому, что от него отвернулся собственный народ. Крестьяне не простили ему отмены старинного Юрьева дня, ограждавшего их свободу. Начиная с В.Н. Татищева немало историков считали Годунова творцом крепостного режима. В.О. Ключевский придерживался иного взгляда: “...Мнение об установлении крепостной неволи крестьян принадлежит к числу наших исторических сказок”. Обвинения Годунова во многих кровавых преступлениях Ключевский отмёл как клевету. Яркими красками нарисовал он портрет человека, наделённого умом и талантом, но всегда подозреваемого в двуличии, коварстве и бессердечии. Загадочная смесь добра и зла - таким виделся ему Борис. С.Ф. Платонов посвятил Годунову книгу, не утратившую значения для наших дней. Он также не считал Бориса инициатором закрепощения крестьян. В своей политике, утверждал Платонов, Годунов выступал как поборник общегосударственной пользы, связавший свою судьбу с интересами среднего класса. Многочисленные обвинения против Бориса никем не доказаны. Но они запятнали правителя в глазах потомков.
IV. Завершение династии Годуновых
После событий в Кромах положение быстро ухудшалось. В Москве – всеобщее смятение. Люди открыто говорят о скором приходе «природного» царя: Фёдор для них – самозванец и сын Ирода. Только жестокость смогла бы удержать толпу. Но 16-летний царь, оставшийся без поддержки не знает, что делать. Он предпринимал отчаянные усилия, чтобы удержать контроль за положением в столице. Казна раздала населению огромные суммы на помин души Бориса, на самом же деле — чтобы успокоить народ. Но щедрая милостыня не достигла цели. Грозный мятеж осложнялся паникой. Прошёл слух, что атаман Корела, стоит уже под стенами столицы. Богатые люди прятали свои сокровища; они одинаково боялись и казаков и черни. Начальство всё-таки пыталось организовать оборону, вооружая стрельцов, устанавливая батареи по стенам. Но приказания плохо исполнялись, а толпа смеялась над ними.
10 июня 1605 года два гонца Лжедмитрия, Наум Плещеев и Гаврила Пушкин, появились в Красном Селе, предместье столицы, населённым давними врагами Годуновых – купцами и ремесленниками. Гонцам тотчас же предложили провести их в город. Отряд стрельцов явился было загородить им путь, но быстро рассеялся, и оба беспрепятственно прибыли на Лобное место. Народ тотчас собрался и выслушал содержание письма претендента к боярам. Этим всё кончилось: судьба Годуновых была решена. Патриарх умолял бояр вступиться и помочь, но Василий Иванович Шуйский отрёкся от своих слов и объявил, что царевич Дмитрий жив, он спасся от смерти. Позднейшие события указывают только на быстро установившееся соглашение между мятежниками и теми, кому поручали их успокоить. Толпа хлынула в Кремль; захваченные народными толпами бояре явились туда же, и даже руководили арестом Фёдора. Вместе с матерью и сестрой его заключили в доме Бориса, где они жили до его воцарения.
Царём был провозглашён Лжедмитрий под именем Дмитрия Ивановича. Вместе с царской семьёй были арестованы и другие Годуновы, а также их родственники Сабуровы и Вельяминовы. Москву в это время, воспользовавшись ситуацией, фактически контролировал от имени «Дмитрия Ивановича» Богдан Бельский, двоюродный брат Марии Годуновой. Бельский всенародно поклялся москвичам, что именно он спас царевича Дмитрия в Угличе. Самозванец не мог ему доверять, как родственнику Годуновых, и вскоре заменил его на присланного из Тулы Василия Васильевича Голицына.
Но толпа не могла этим удовлетвориться. Её страсти к насилиям разгорелись; мужики разграбили и разнесли дома заключённых. И этого было мало. Рассвирепевшие мстители набросились на иностранцев, особенно на немецких врачей царя. Эти продавцы снадобий имели богатые погреба. Толпа бросилась в них и подогрелась на новые бесчинства. Бояре могли проявить свою власть только тем, что отправили посольство в Серпухов, в стан Лжедмитрия. В его состав вошли представители высшей московской знати – князь Ф.И. Мстиславский, князь – И.М. Воротынский, князь – В.И. Шуйский с братьями Дмитрием и Иваном. Высокие господа встретились с самозванцем.
Узнав ещё в Туле о покорности столицы, «царевич», признанный теперь царём, выслал часть своей армии под начальством Басманова, с тем, чтобы занять её. Заведывание делами он поручил князю Голицину с двумя товарищами – князем Василием Рубцем-Масальским и дьяком Сутуповым, которые раньше выслужились тем, что сдали ему Путивль. Отправляясь в Москву раньше своего повелителя, они, несомненно, получили указания, как поступить с Годуновыми.
Голицын с товарищами, прежде всего, устранили патриарха Иова – единственного человека, оставшегося верным Фёдору. Его схватили во время службы в Успенском Соборе и простым монахом отправили в монастырь города Старицы. Родственников Фёдора отправили в ссылки по разным местам, а самого предприимчивого из них Семёна Годунова задушили в Переяславле. Что произошло в доме, где жил низложенный царь описывается в разных источника по-разному. Но смысл понятен – было совершено жестокое убийство. В дом этот, принадлежавший когда-то Малюте Скуратову, 10 июня 1605 года ворвались князья Голицын и Масальский с подручными стрельцами. Царицу Марию Григорьевну задушили. Юный Фёдор, от природы наделённый необычайной силой, долго боролся с четырьмя убийцами, которые едва могли одолеть его. Отличился дьяк Шелефетдинов – он размозжил ему голову, затем Фёдор был додушен. Ксения была несчастнее матери и брата – она осталась жива.
Московским жителям объявили, что Фёдор и Мария отравились, приняв яд, но их трупы, выставленные на показ, имели без сомнения все признаки насильственной смерти. Народ толпился у бедных гробов, где лежали венценосные жертвы. Многие смотрели не только с любопытством, но и с сожалением. Жалели вдову Бориса, но ещё больше жалели Фёдора, как совершенно невинную жертву, который подавал большие надежды для народа и счастья России. Жалели несчастную Ксению, которую ждала незавидная доля.
Но и на этом мятежники не успокоились. Они выкопали тело Бориса, положили его в дешёвый гроб и вместе с телами Марии и Фёдора, без отпевания, без всех обрядов похоронили как безродных в Девичьем монастыре Святого Варсонофия на Сретенке. Так пресмыкавшиеся перед тираном-самозванцем знатные бояре-изменники решили посмертно лишить почестей законно избранного, но «худородного» царя Бориса Годунова.
В 1606 году останки Годуновых, наконец, обрели покой. По распоряжению царя Василия Шуйского останки их торжественно перенесли в Троице-Сергиев монастырь, гроб Фёдора Борисовича несли 20 бояр, где в особой усыпальнице, возведённой в 1783 году, они покоятся и сейчас.
Э. Радзинский пишет: «В 1918 году великий князь Николай Михайлович Романов сделал горькую запись в своём дневнике о том, как в течении сорока восьми часов буквально все предали Государя всея Руси – вельможи, военачальники и даже двор, ещё вчера угодничавший и льстивший…В 1605 году некому было сделать такую запись, но изменили и предали также – все и сразу».
Так бесславно закончила свои дни династия Годуновых.
Современники русские и иностранные, а также многие историки расценивали Фёдора, его мать и сестру как невинных жертв преступного властолюбия Бориса Годунова, покаранного Богом за убийство царевича Дмитрия. Такая точка зрения выражена уже в анонимном «Ином сказании» времён Василия Шуйского: «О, ослепление, о его неистовства, о многие окаянства… Где его супруга и любимые чада? Кто может его жену и чад отнять у палача?». В наше время, когда царь Борис в значительной степени исторически «реабилитирован», такой взгляд кажется упрощённым, однако то, что Фёдор, всесторонне подготовленный к престолу талантливый и образованный юноша, заслуживал лучшей участи и мог стать одним из выдающихся русских государей, едва ли ставится под сомнение. Политический хаос Смутного времени поглотил многие прогрессивные начинания Бориса Годунова вместе с его наследником, который, возможно, был бы достойным продолжателем отцовской политики.
2) Фёдор Годунов – правитель
Правление Фёдора Годунова считается самым коротким в истории России – оно продолжалось всего 49 дней.
Достигнув венца сомнительным путём, Борис Годунов был всё же царём законным, поэтому сын его – Фёдор унаследовал право на престол тоже законно. Борис Годунов сразу после своего избрания царём позаботился о продолжении своей династии. Он сделал сына соправителем и приказал именовать его государем царевичем «всея Руси». Царевич самостоятельно сносился с иноземными дворами. Борис позаботился о том, чтобы заблаговременно подготовить всю процедуру передачи власти наследнику. В обращении патриарха к народу было сказано, что царь Борис, умирая, после себя приказал на царство сына и благословил его крестами, которыми венчаются на царство. Патриарх с освященным собором благословили нового царя, а члены Боярской думы, дворяне, дети боярские, приказные люди, гости и всех сотен торговые люди в присутствии патриарха принесли присягу на верность Федору Борисовичу. Очевидцы свидетельствуют, что именно так все и произошло. Бояре, дворяне, купцы и простой народ были вызваны в Кремль и приведены там к присяге.
Жители Москвы спокойно присягнули Федору, целовали крест: «Государыне своей царице и великой княгине Марье Григорьевне всея Руси, и ее детям, государю царю Федору Борисовичу и государыне царевне Ксении Борисовне». Форма присяги та же самая, что и Борису, но прибавлено: «И к вору, который называется князем Дмитрием Углицким, не приставать, с ним и его советниками не ссылаться ни на какое лихо, не изменять, не отъезжать, лиха никакого не сделать, государства не подыскивать, не по своей мере ничего не искать, и того вора, что называется царевичем Дмитрием Углицким, на Московском государстве видеть не хотеть». Здесь самозванец не назван Отрепьевым не потому, что само правительство переменило мнение о его происхождении, но чтоб отнять у изменников всякую оговорку в нарушении присяги, чтоб они не могли сказать: мы не нарушили клятвы и не присягаем Отрепьеву, потому что царевич не есть Отрепьев, - так, по крайней мере, объясняли это самозванцу сами изменники: «Форма присяги, - говорили они, - иначе была нам выдана, не так, как мы разумели, имя Гришки в ней не упомянуто, чтобы мы против тебя, природного государя нашего, действовали и тебя в государи себе не избрали». Прибавлена была особая присяга для дьяков: «Мы, будучи у ее государынина и государева дела, всякие дела делать вправду, тайных и всяких государевых дел и вестей никаких никому не сказывать, государыниной и государевой казны всякой и денег не красть, дел не волочить, посулов и поминков ни у кого не брать, никому ни в чем по дружбе не норовить и не покрывать, по недружбе ни на кого ничего не затевать, из книг писцовых, отдельных и из дач выписывать подлинно прямо». В присяге Федору Борисовичу может удивить то обстоятельство, что имя царицы Марьи Григорьевны поставлено впереди: из этого вовсе не