Политология

власть. 3) По сферам жизнедеят-сти: эк-кие (союзы пром-ков, потр-лей), п-кие (дв-ния за мир), культурные (союз музыкантов, художников), сфера досуга и отдыха, соц-ные (инвалиды, афганцы).


  1. Политическая партия. Понятие, сущность, роль в политической жизни общества.

Неотъемлемой частью п-кой с-мы совр. дем. об-ва явл. п-кие партии (ПП). Наличие множ.а партий в гос-ве явл. одним из главных признаков гражд. общ-ва и демократич. устр-ва. Термин ПП возн. во 2 пол. 17 в. П-лог Дюверже считает, что ПП прошли в своем развитии 3 стадии: аристократич. кружки, аристократич. клубы, совр. мас. партии. Признаки ПП (по Лапаломбара и Вейнеру): 1) Длит. во времени действующие объедин. людей, не завис. от лидера, в отлич. от других, кот. зависят от рук-лей. 2) Сущ-ие устойч. местных организаций, поддерживающ., прочные связи с нац. рук-вом. 3) Основная цель – завоев. и осущ. власти посредст. победы на выборах, работы в парламенте и прав-ве, в отличие от ГИ, кот. стремятся воздейств. на власть, оставаясь вне ее сферы. 4) Обеспечен. народной поддержки, начиная от голосов., и кончая активным членством в партии. ПП – это орг-ное объедин. граждан с общими соц. интересами и п-ким пониманием о форме гос. устр-ва, общ-нном и экономич. строе с целью достиж.я и контроля власти путем парлам. выборов. Функции ПП: 1) Идеологическая – представл. интересов соц. групп, определение целей, заданий, принципов, способов их достиж. 2) Избирательная – привлеч. граждан к выборам, агитация за своего кандид. или парт. список. 3) Прав-венная – участие в формир. орг-ов гос. власти с целью влиян. на политич. решения. 4) Кадровая – формир. полит. элит и выдвиж. новых полит. лидеров.


  1. Партийная система. Понятие, функции и типы.

В завис. от полож. ПП в полит. с-ме, взаимодействия между ними, типа самих ПП складывается партийная система (ПС) – сов-ть всех ПП, действующ. в дан. стране, их взаимоотнош. друг с другом. Итальянский п-лог Дж. Сартори предлагает 7-ступенч. классиф.: с-ма с 1 партией; с-ма с партией, осуществл. гегемонию; система с преобладающ. партией; двухпарт. с-ма; с-ма ограничен. плюрализма; система крайнего плюрализма; система атомизирования. Классиф. Сартори целесообразно дополнить 2парт. модифицир. с-мой. Она сущ. в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформир. прав-во, только вступив в блок со Свободными демократами. По полит. весу: мажоритарная (абсолютное больш-во мест в парламенте и право на провед. собств. курса), ПС с мажорит. призванием (партии, реально спос. победить на след. выборах), ПС с доминир. партией (относит. больш-тво на выборах), миноритарн. ПС (партии, получивш. на выборах мин. кол-во голосов). Функции ПС: 1) В конституциях демокр. гос-в опр-ся главные цели и условия деят-ти полит. партий, их роль в системе функц-ия власти. 2) В условиях авторитарного и тоталитарного режимов роль ПС сводиться к орудию поддержки режима и она зачастую превращается в ядро репрессивной гос. машины.


  1. Общественные организации и движения. Их сущность, формы и роль в политической жизни об-ва.

Общественные движения (ОД) – формы объединения людей, хар-щие их совместные стремления к осущ. общих целей, ели у них появл. стр-ра, то они перерастают в общ-нные организации (ОО) – внегос. формы общ-нной связи, основанные на общности интересов и принципов. Особенности сущ-ия ОД: 1) ПС могут сущ-ть самостоят.. 2) Если ОД достигло своей цели, оно распадается. 3) Если цели слишком сложны или объемны, ОД перерастает в партию. 4) ПП могут образовывать ОД, если им удается привлечь широкие массы населения для борьбы за ту или иную полит. идею. Типы ОД: 1) По отношению к суш-ему строю: консервативные, реформаторские, революционные. 2) По идеологической основе: либер.-демокр., социалистич., консервативн. 3) По нац. признаку: нац.-осободительные, за самоуправление наций, за культурную и национал. автономию. 4) По демократич. признаку: молодежные, студенческие, женские. 5) По степени организац.: стихийные, разрозненные, слабо/высокорганизованные. 6) По масштабам: международные, региональные, локальные, общегос-нные. 7) По методам и способам действия: ориентированные на насильственные действия, легальные, нелегальные, пацифисты. 8) В зав-ти от связи с ПС: институционализированные (формальные), неформальные. 9) По сферам деят-ти: эк-кие, соц-ые, нац-ые, религиозные, научные. 10) По соц. составу: студенческие, профессиональные. 11) По способу орг-ции: клубы, ассоциации, объединения, фонды, союзы. Задачи: 1) Выражение и реализация групповых интересов. 2) Обеспечение участия членов различ. групп в управлении общ-нными делами. Функции: 1) Концентрация интересов широких слоев населен. 2) Выдвижение целей и спсобов их достижения. 3) Создание крупной полит. силы, сосредеточенной на решении конкр. задач. 4) Руководство массовыми выступлениями, орг-ция ненасильственных (насильств.) выступлений. 5) Коммуникативная – с помощью нее члены общ-ва, групп и интересов доводят до сведения власти нереализованные соц. потребности. В рез-те этого ОД могут быть и группами давления.


  1. Нац. фактор в политике. Диалектика нац., классовых и общечеловеческих интересов и ценностей.

  2. Национальное самосознание: содержание, характер и причины роста.

Одна из главных современных тенденций – рост нац. самосознания (НС). НС – осознание своей нац. принадлеж. на основе представлений о типичных ее чертах, территорий, языке, историч. и духовных ценностях, религиозн. взглядах и т.д. Уровни НС: 1) Массовые (обыденное) самосознание – преобладают эмоциональные (чувственные) проявления НС. 2) Аналитический уровень – осознанные отношение к своей истории, настоящему и будущему, представление о нац. интересах, забота об историч. судьбах нации. Факторы роста НС: 1) Возрастание интереса к истории своего народа. На Украине изданы работы Грушевского, Яворницкого «История запорожских казаков», Субтельного «Украина. История» и др. авторов, кот. раньше явл. врагами народа. 2) Возрождение нац. традиций, символики. 3) Формирован. более полных представлен. о нац. культуре.


  1. Межнациональные конфликты. Причины возникновения и пути разрешения.

Идеологич. концепции – как одна из причин возникновения межнац. конфликтов (МК). 1) Национализм – идея превосходства одной нации над другой, приритет нац. ценностей перед личностными. 2) Шовинизм – нац. исключительность. Получил название от фамилии франц. солдата Шовена (1812 г.). В Германии, в период нацизма – идея превосходства арийской нации. 3) Сегрегация – «разделять» – крайняя форма этнич. дискриминации, кот. огранич. права и свободы нац. общности путем создания спец учереждений, выделения спец. наук (19 в. в США – гетто для негров; в годы II мир. войны – гетто для евреев). 4) Геноцид – уничтожение или преследование людей по принципу общности их происхождения (1915 г. – геноцид Турции против армян; геноцид фаш. Германии, 70-е годы – Камбоджа; Сталин – переселение народов). 5) Интернационализм – идеология в сфере нац. отношен., суть – интернациональное ставится выше нац-ого. Принчины этнонац. конфликтов: 1) Национализм как реакционная идеология, очень часто выражается на бытовом уровне. 2) Стремление поставить в привилегированное положение коренной этнос, что ведет к ущемлен. положение прав нац. меньшинств, эмиграции населен. 3) Многие республики, объявив о своем суверенитете, очень болезненно относятся к объявлению суверенитета в своих автономиях. 4) Обострились территориальн. споры о межреспублик. границах. 5) Незнание нац. меньнинствами языка коренной нации. 6) Массовые разочарования в экономич. и соц-ых процессах. Югославия и Нагорный Карабах – на протяжен. неск. лет, несмотря на усилия различ. междунар. организаций (ООН и т.д.), военные действия в этих регионах продолжаются, нац. проблемы сплетаются со многими сферами жизни. Канада – 1994, проблема в Квебеке, т.к. в сентябре того года на выборах победила квебекская партия, выступающ. с программой отделения Квебека от Канады и кот., в случае неуступок федеральн. властей, предусматрив. провести референдум. Курды – нация, не имеющая своей территории (их 20 млн.), они расселены в Турции, Иране, Ираке, не имеют своей государственности. Уровни ЭК: 1) между энич. группами одинак. соц. правового статуса (эмигрантские группы в разл. странах). 2) Между господств. и подчиненными этнич. общностями. Пути разрешения ЭК: 1) Теория внутренней колонизации. Автор – Гентер. Выделял зав-ть нац. и соц.-полит. проблем. В многонац. гос-ве всегда сущ-ет отставание окраин («внутренних колоний») от центра. Менее развит. группы вступают в борьбу за свои права => нац. конфликт. 2) Теория политизации этничности. Автор – Родшиль. В националистич. дв-иях нет никаких классовых и эк-ких истоков. Суть всех нац конфликтов – политизация этничности, все нац. лидеры стремяться перевести нац. требования и проблемы в политич. и идеологич. категории, пугая население тем, что в противном случае их нац. самобытность будет в опасности.


  1. Политический режим: понятие, сущность, критерии и типы.

Полит. режим (ПР) – способы и методы полит. власти. Стр-ра ПР: 1) Порядок формирования представит. органов. 2) Взаимоотношен. законодат. и исполнит. властей. 3) Правовой статус, права и обязанности, граждан. 4) Соотношение допустимого и запрщенного в общ-ве. 5) Порядок формирован. карател. и правоохр. органов. 6) Порядок функционир. полит. партий. ПР зависит: 1) От соотношен. ПС общ-ва от личности полит. лидера, от историч. и культурных традиций. 2) От полит. культуры общ-ва. Типы ПР: 1) Тоталитаризм (целый, целостный) – ПС стремящ. к полному контролю над всем общ-вом. Гераклит (5 в. до н.э.) – обладая разумом можно управлять всеми вещами. Др. Китай (7-4 вв. до н.э.) – философы отмечают необх-ть сильноцентрализ. гос-ва, кот. регулирует с помощью жестких з-нов всю жизнь общ-ва, в т.ч. и личную жизнь граждан. Детальнее всего пишет Платон (5 в. до н.э.): черты – подчин. чел-ка гос-ву, гос. собст. на землю, дома, обобществлен. жен и детей, насаждение единомыслия, очищение гос-ва от неугодных лиц путем уничтожен. или изгнан., един., обязат. религия, запрет выезда за границу, монополия власти на СМИ, разрастание аппарата власти, проникновение его во все сферы. Разновидн. тоталитаризма: коммунизм, фашизм, нац. социализм. Авторитаризм – неограниченная власть одного чел-ка (группы лиц), недопускающая, но сохраняющая независимость личности и общ-ва во внеполитич. сферах (СССР 50-60-е годы, 1959 г. Ф. Кастро, Куба; Ю. Корея, Чили, Аргентина). Черты: 1) диктаторская власть правящ. элиты. 2) опора на силу. 3) демократия здесь носит огранич. хар-р. 4) отказ от принципа раздел. властей. 5) милитаризац. гос аппар. Демократия – власть народа. Черты: 1) развите форм непосредств. и посредств. демократии. 2) общест. самоупр. 3) диалог между общ-стью и властями. 4) изуч. общ. мнения и учет его. 5) равные прямые выборы органов влсати, тайное голосование. 6) плюрализм. 7) развитое гражд. общ-во, разделен. властей, мир. внешн. политика. Абс. демократии и абс. авторитаризма не бывает. Чистая демократия – анархия, чистый авторитаризм – тоталитаризм.


  1. Человек как субъект и объект политической деятельности.

Чел-к становится полит. существом благодаря след обстоятельств.: 1) Отделен. умственного труда от физич. и выделен. управленч. деят-ти в особую отр-ль жизнедеят-ти людей. 2) Соц.-классовое разделен. общ-ва (богатые и бедные). 3) Возникновен. част. соб-ти, р-чной эк-ки. Ч-к – личность – гражданин. Типы ролей: рядовой член общ-ва; гражданин, состоящ. в ощ-ых орг-иях и каким-то образом влияющ. на политику; гражданин, состоящ в полит. стр-ре; общ-ый деятель; профполитик; полит. лидер. Личность может выступать в зав-ти от типа ПС и ПР.


  1. Политическая социализация личности: её определение, функции и типы.

Полит. социализация (ПС) – процесс становления ч-ка как полит. личности. Типы ПС: 1) гармонический – между личностью и полит. инс-тутами сущ. полное взаимопониман., доверие, уважен. и т.д. 2) гегемонистский. 3) плюралистический – рац. отношение к полит. ценностям. 4) конфликтный. Формирован. полит. интересов – составл. часть ПС ч-ка. ПС предусматрив. формир. опр. политпозиции индивида (эмоциональное отношение к полит. явлениям и процессам: убеждения по отношению к полит. явлениям, системе полит. ценностей; склонность к полит. деят-ти). Становление ч-ка как субъекта полит. процесса начинается в семье, продолж. в группе сверстников, в полит. и неформал. орг-циях. Имеет место личный полит. опыт. Если действия инструментов ПС сходятся с воспитанием в семье – процесс гармоничен. Есть спец. институты: школа, молодеж. орг-ция, полит. партия.


  1. Политическая адаптация личности, её сущность, содержание и роль в становлении гражданина.

Значит. влияние на формир. п-ких взглядов личности, на становлен. ее как субъекта п-кой деят-ти оказывает социальная среда. Здесь лежат предпос. того, сформир. ли у личности демокр. убеждения и ориентация или она будет отдавать предпочт. авторитарн. и др. недемокр. идеям и практике. Большую роль играет образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне п-ки. Существ. фактором полит. воспитания явл. пример поведения пропагандируемой особы. Пример-максимум – ч-к полит. активен, хорошо подготовлен, посвящ. полит. деят-ти значит. часть своего времени. Пример-минимум – чел-к, не особо интересующ. политикой, не ориенируется в основных ?-ах этой сферы. Большая роль толпы – исключительно быстрый переход к непосредств. участию в полит. жизни.


  1. Политический лидер: понятие, сущность, функции и типы.

Полит. лидер (ПЛ) – лидер, ведущий, руководящий. Лидеры бывают формальные и неформальные. Сверхчеловек – ч-к, кот. игнорирует христ. мораль. Лидер по Платону – государь. Лидерство – влияние, авторитет, контроль одних над другими. Условия: такое влияние должно быть постоянным, распростран. на всю орг-цию (общ-ва), полит. лидера выделяет главенствующ роль. Лидер явл. субъектом (по своим особым кач-вам он становиться во главе дв-ий, наделяется властными полномочиями) и объектом (в решении полит ?-ов он всегда испытывает влияние др. полит. сил, должен быть готов к компромиссу). Функции ПЛ (по Такеру): 1) диагностическая – Л анализирует, опр-ет ситуацию, ставит ей диагноз. 2) предписывающая – Л разрабатыв. напрвлен. действий для решения проблемы. 3) мобилизующая – Л добивается поддержки своего плана, организ. его выполнение. Типы ПЛ: 1) Н. Макиавелли: «Все лидеры делятся на лис и львов»: а) лиса – умение избегать капканов, скрывать свои истинные цели, лавировать; б) лев – прямолинейность, силовые методы, основной принцип – уничтожить противника в откр. бою. 2) Авторитарные – наличие у чел-ка безраздельн. власти над людьми. 3) Демократическое – учет интересов всех членов орг-ции в их участии в упрвл-ии. 4) М. Вебер: а) традиционный – вождь племени, монарх; б) легитимный – президент, премьер-министр, депутат; в) харизматический – божья благодать, появл. когда страна переживает острый кризис.5) По методам и способам деят-ти: а) великий гос. Л – действует на переломном этапе развит. общ-ва, рукодствуется не личными, а общенац. инересами (Петр I, А. Линкольн). б) политик-практик – решает повседневные проблемы (Лужков); в) гражданский Л – не занимает гос. пост, но оказывает большое влияние на общ-во (А.Д. Сахаров); г) Л-демогог – использует любые ср-ва (чел-ие слабости, предрассудки) в своих интересах, много обещает. 6) По масштабам: общенац., Л класса, местный.


  1. Политическая культура: определение понятия, сущность и структура.

Полит культ. (ПК) - неотъемлемая часть общенац. культуры. Это полит опыт челов-ва, соц общностей, больших и малых соц групп, получ. в ходе историч. развития. Существуя в опр. формах, этот опыт оказ.. воздейств. на формир. полит сознания людей и выражается в их полит ориентац. и установках, кот, в свою очередь, определяют полит повед. людей. ПК – часть дух. культуры, связанная с общ. – полит. ин-тами и процессами. Ф-ции ПК. 1) Познавательная – формирован. у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.2) Интегративная – достижен. на базе общеприн. полит-культ ценностей согласия в рамках сущ. полит с-мы и избранного об-вом полит строя.3) Коммуникативная – связь между участниками полит процесса как “по гориз.”, так и “по верт. ” в соответствии с иерархией полит с-мы.4) Обеспечения соц прогресса – ПК создает условия для эффект. развития полит с-мы и об-ва в целом.5) Нормативно-регулятивная – формир. и закрепл. в об-ном сознании необх. полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм повед..6) Воспитательная – формир. личность, гражд. Полит субкультуры (СК). ПК об-ва не может быть абсол. однор. Разнообр. интересов разл. общностей порождает разные ПК - СК, кот существуют во всех странах. Типы СК: региональные, социоэк-кие, этнолингвистические, религиозные, возрастные.Типы ПК. 1) По степени согласов. во взаимодействии ПСК: а) интегрированная (однородная); б) фрагментарная (разнородная).2) По базовым ценностям:а) культура высокой гражданственности (баз. цен. – ч-к с его потребн. и интерес.); б) элитарная (баз. полит цен. - власть, властные стр-ры, гос-во, элиты). – ч-к выступ. как средство для достиж. цели, кот ставит полит элита; в) архаическая (цен. - интересы этноса, к кот они принадлежат (род, племя, нация). здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнич. общности.3) Ориентация об-ва на те или иные регулятивн. мех-мы в рамках полит с-мы (рынок, гос-во): а) рыночная; б) бюрократическая. Структура ПК:. ритуалы, полит. традиции, установки людей, идеи, символы, убеждения.ПК реализуется через полит. поведение людей.Символ – это художественный образ идей национального единства и величия.Гимн – это музыкальный эквивалент девиза, герба, флага. Ритуал – вид политической религии общества (инаугурация президента).


  1. Концепция «чистых» типов полит. культуры Г. Алмонда и С. Вербы и её роль в анализе полит. жизни об-тва.

Г. Алмонд (А) и С.Верба (В) выдел. 3 идеальн. "чистых" типа ПК: 1) Патриархальная – ориентация на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявл. в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной ПК, не выполняет конкретных п-ких ролей (напр., избирателя). Дан. тип культуры хар-рен для молодых независ. гос-тв, в к-рых ПК оказывается наслоением местных субкультур. 2) Подданническая – пассивное и отстранённое отношение индивида к полит. с-ме. Он ориентир. на традиции, хотя политич. сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё разл. благ (соц-ных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. 3) Культура участия – полит. активность, вовлечённость и рациональность. Граждане стремятся активно воздейств. на ПК, направлять её деят-ть с помощью законных ср-в влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Однако идеальн. типы полит. ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они существуют, не вытесняя друг друга. Напр., для ПК Великобр. XX века хар-но сочетание подданничества, олицетворяемого ин-том монархии, и ориентац. на участие. Согласно концепции А и В, ПК зап. стран предст. особ. вид смешан. культуры, к-рую они наз. культурой гражданственности (КГ) – рационально-акт. поведение граждан, кот. соотв. демокр. ПС. Содерж. идеального типа КГ А и В раскрыли через набор качеств, к-рыми обладал её носитель: 1) общая положит. оценка значения деят-ти нац. прав-ва для него лично и глубокое сознание этого факта; 2) высокий ур-нь интереса к деят-ти прав-ва и хорош. осведомл. в этой области; 3) чувство гордости за полит. ин-ты своей нации; 4)ожидание того, что ему будет оказано равное и внимат. отнош. со стороны офиц. лиц; 5) желание обсуждать ?? п-ки публично или в кругу друзей и знакомых; 6) открытое и лояльное проявл. оппозиц. настроений; 7) чувство удовл. в связи с проведением общенац. п-ких мероприятий, напр. кампаний по выборам; 8) компетентность суждений по поводу правит. п-ки и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту п-ку лично или совместно с кем-нибудь из сограждан; 9) компетентность в исп-нии правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола; 10) вера в то, что демократия участия является необх. и желательной с-мой гос. управл. Однако рез-ты собственных эмпирич. исследов. А и В показали утопичн. их предполож. о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности сущ-но корректируются. "В идеальной культуре гражданственности замечали они,- активность и вовлечение граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия".


  1. Политическое сознание: определение понятия, сущность, структура и уровни.

Полит культура в ключ. в кач-ве своего неотъемлемого эл-та полит. сознание (ПС). ПС возник. с появлен. гос-ва и полит. системы общ-ва. ПС – сфера общ-ого сознания, образуемая совокупностью соц. чувств, представлений, взглядов, отражающих реальные полит. отношений и вместе с тем составл-щих их неотъемлемую сторону. Типы сознания: индивидуальное, общ-нное, коллективное, специализированное (идеологическое), массовое. Коллективные, общ-нные чувства, представления и взгляды не сущ-ют вне индивидуал. сознания. Они реализуються в индивидуальн. помыслах, видениях, полит. реальности, в фактич. деят-ти отд. граждан. Индивидуал. полит. чувства и воззрения обретают социал. звучание, если они одухотворяются общ-нно значимым смыслом, отражают интересы соц. групп. Содержание, формы и типы ПС опр-ся господствующ. полит. системами. ПС – органич. часть политич. деят-ти. Черты ПС: 1) Конкретно-историч. хар-р (напр., полит. понятие свободы – общечеловеч. достижение, а не истина какого-то одного класса). 2) Динамичность, изменчивость, что связано со спецификой полит. бытия. 3) Массовость – наиболее быстро реагирует на все возникающие в общ-ве соц.-экономич. противоречия и конфликты, связана с текущ. процессами соц.-политич. практики. Типы полит. восприятия: 1) Когнитивный – познание системы, ее правил функц-ия, проблем и противоречий. 2) Эмоциональный – отражение полит. реальности в виде положит. или отрицат. эмоций, чувств. 3) Оценочный – суждения и мнения относит. целей полит. действий, из результатов и последствий. В составе обыденного сознания сосуществ. эл-ты истины – здравого рассудка и полит. иллюзии, знания опыта и верования. Обыденное сознан. носит поверхностный хар-р. Явл-ия оцениваю по внешним признакам с т.зр. повседн. нужд и ближайших интересов. ПС каждого народа формируется и функионир. под влиянием свойственного им менталитета. Ментальность – нечто общее, глубинный, труднофиксир. источник мышления, идеологии и веры, чувств и эмоций – доидеологич. основа полит. мышления. Характеризует оттенки общ-ого мышления (религия, атеизм, нац. бюрократия и т.д.). Воспринимается от предшеств. поколений. Идеология – ценностная система, выражающая отношения к существующим об-нным порядкам, обосновывающая политич. идеалы, принципы, нормы, цели, образцы поведения (соц-ая справедливость, свобода, права ч-ка, демократия. солидарность).


  1. Средства массовой информации (СМИ): понятие, сущность и виды.

  2. Функции СМИ. Политическое манипулирование и пути его ограничения.

  3. Политическое развитие. Определение понятия, сущность и критерии.

Проблема полит. развития (ПР) – тесно связана с анализом полит. процесса в его глобал. понимании. Особенности ПР: 1) не явл. необратимым (полит. процессы, происх. в бывших соц. странах Вост. Европы). 2) хар-ся своими критериями (уровень институционализации и полит. культуры). 3) при налич. общих критериев, не может быть единообразным в различ. общ-ых системах и странах.


  1. Политическая модернизация: понятие, сущность и этапы.

Полит. развитие как процесс может осущ-ся путем реформирования (модернизация). Сущность ПМ: преобразование эл-тов полит. системы в рамках сохранен. ее основ, определенная перестройка функций и стр-р одгого и того же типа властных отошений. ПМ – естественный процесс самообновления системы. Черты ПМ: системность и постепенность кач. изменений полит. институтов, их функций; целенаправленный, управляемый процесс. Стр-ра ПМ: изменения полит. режимов, образцов полит. поведения, тех или иных норм, идеологических ценностей, ориентаций и полит. языка. ПМ противопоставляется радикализму, ориентированному на деструктивную критику, разрушительство, исключающую какую бы то ни было позитивность. Необходимость ПМ – напор обострившихся противоречий. ПМ – уступка со стороны господств. соц. сил негосподствующим. ПМ неоднозначна: 1) предполагает дв-ие вперед, расширяет права и свободы масс. 2) явл. предохранит. реакцией, сохраняющей господствующ. систему от нападения. Факторы ПМ: обострение полит. противоречий в рез-те устарелости тех или иных эл-тов и ф-ций системы власт; возникновение кризисных ситуаций; стремление ведущих соц. групп к преобразован. полит. отношений и институтов; формир. в полит. сознании господств. групп и широких масс, ориентация на изменение полит. стр-р. Этапы ПМ в странах СНГ: 1) 1985-1991 – провозглашение полит. рук-вом страны полики перестройки с помощью гласности и демократии. 2) август 1991-октябрь 1993 – начала слома сущест. полит системы, ускоренный переход к новой системе соц.-эконгомич. отношений. 3) современный этап – декабрь 1993 – оформление и развертывание новой (постсоветской) полит. системы (Конституция, демократич. выборы и т.д.)


  1. Международная политика, понятие, сущность, уровни и основные принципы.

Международная политика (МП) – целенапрвленные действия в интересах соверш. их субъетов и хар-р возникающих на этой основе взаимоотношений. Междунар. полит. процесс – совокупность разнокачеств. видов полит активности междунар. субъектов и их взаимоотношен., многообразие конкретн. изменений в междунар. полит. жизни. Субъекты МП: социальные (народы, нации, классы) и институциональные (гос. сообщества и их институты). Уровни субъектов МП: 1) гос-ва; 2) межгос. объединения (НАТО, ОВД – организац. Варшавского договора, ЕС, организац. африканского единства, ООН, ЮНЕСКО).


  1. Международные отношения: понятие, сущность и типология.

МПО – механизм артикуляции и агрегации гос. интересов и формирован. междунар., являющихся надгос. стимулами и регуляторами междунар. политики. МПО складывается по поводу гос. и межгос., региональных и глобальных (мировых) интересов и проблем. Междунар. власть легитимна, если она опирается на признанные сообществом нормы и институты. Институты междунар. власти – объединенные правительственные, неправит., общ-нно-полит. организации, способные по своему междунар. статусу принимать обязат. для всех членов сообщества решения (Совет безопасности ООН) или решения рекомендательные (постановления сессий ассамблеи ООН и др.). Междунар. власть ограничена в своих возможностях. Фактор власти в междунар. процессе дополняется взаимным согласием, консенсусом при принятии жизненно-важных для его субъекта проблем.


  1. Международные конфликты: понятие, сущность, типы и способы разрешения.

Возникающие общие проблемы, в том числе и проблемы урегулирования взаимоотношений, связанные с безопасностью сущ-ия, с НТП, с экологией, эк-ой стимулируют развитие политич. объединений и союзов. главные противоречия – между центрами междунар. власти и ее носителями.


  1. Политическое прогнозирование: понятие, сущность. Функции и методы.

Прогнозирование в политике – объяснение возможных состояний, изменений полит. системы, ее институтов, других полит. явлений в опр. границах соц. времени и пространства. ПП – результат прогностич. дея-ти, его содержание – вероятностное суждение о будущем состоянии данной полит. системы, ее эл-тов с указанием опр. сроков, их изменением. Стр-ра ПП: проектирование и управление, способы подготовки и выработки полит. решений. Условия достоверности ПП: объективные закономерные тенденции изменения полит. системы; принципы и нормы функционир. данной ПС; временной фактор; геополитич. и демографич. факторы; цели прогностич. дея-ти. Происходящие и ожидаемые изменения системы след. рассматривать как в опр. мере заданные ее ценностно-нормативной основой.


  1. Футурология. Современные доктрины мирового политического развития (Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский, Э. Тоффлер).

  2. Особенности политической системы Украины.

  3. Структура, тип и функции государства Украины.

  4. Основные тенденции развития партий и партийной системы в Украине.

Проблемы: 1) Партийная система в У носит взрывной хар-р формирования. 2) Большое кол-во партий (100). 3) Мн-во партий с близкими или одинаковыми полит. платформами. 4) П организац. слабы, зачастую не имеют четких программ. 5) Наличие популизма. 6) ПП формируются под конкретн. полит. лидера. 7) Партийные Л воспринимают полит. дея-ть как плацдарм для проникновен. в органы гос. власти. 8) Отсутствие тех слоев населения, кот поддерживали бы партию, а партия выражала бы их интересы (отсутствие среднего класса). 9) Неопределенность путей развития. 10) Непарламентское происхожд. партий (в бол-ве случаев).


  1. Конституция Украины о разделении политической власти.

Важный элемент правового гос-ва помимо госп-ва права - разделение властей (РВ). Теория РВ лежит в основе западных концепций правового гос-ва.С помощью РВ. правов. гос-во орг-ся и функц-ет правовым способом.Принципы РВ: РВ между самими органами гос-ва. Ни одному из органов не принадл. вся гос. власть в ее полном объеме. Запрещается осущ. ф-ции, принадлежащие другому органу. Но РВ не абсолютно. Это действующий мех-м, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотр. в том числе и на случай конфликта и экстрем. ситуаций.Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на 1 место, занять верховн. полож. С точки зрения логики правового гос-ва такой властью обладает законод. власть, т.к. она формирует правовые масштабы и юридические нормы об-ной и гос. жизни, основные направления внутр. и внешн. п-ки. Единственным представительным и законодат. органом У явл. парламент. Он явл. п-ки устойчивым, постоянно действующим органом, формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов устанавл. з-ном Обладая исключит. правом принятия и изменения з-нов, парламент определяет на основе конст. рамки, в которых действует и законодат., исполнит., и суд. власти.Ср-вами воздейств. парламента на исполнит. власть является утверждение и контроль за исполнен. бюджета, участие в назнач. главы, контроль за деят. спец. служб и внешней разведки. Суд. с-ма правосудия - третья необх. ветвь власти в механизме РВ. Это арбитр, решающий споры о праве. В правовом гос-ве правосудие осущ. только судом. В этом - важнейшая гарантия прав и