Электробезопасность

собой проводников (электродов), находящихся в соприкосновении с землей. Заземляющий проводник - проводник, соединяющий заземляемые части с заземлителем.

По расположению заземлителей относительно заземленных корпусов заземления делятся на выносные и контурные. Заземление электрооборудования на станциях, как правило, выносное. При устройстве защитного заземления в первую очередь должны быть использованы естественные заземлители: проложенные в земле и находящиеся в соприкосновении с ней водопроводные и другие металлические трубопроводы, за исключением трубопроводов горючих жидкостей, горючих или взрывчатых газов и смесей.

Если естественных заземлителей нет или они не отвечают требованиям ПУЭ, то нужно устраивать искусственные заземлители.

В качестве искусственных заземлителей применяются вертикально забитые в землю: стальные стержни диаметром 10—16 мм и длиной 4,5 — 5 м, угловая сталь с шириной полок от 40Х40 до 60Х6О мм и толщиной не менее 4 мм, стальные трубы диаметром 25—30 мм с толщиной стенок не менее 3,5 мм. Длина вертикальных заземлителей из угловой стали или труб 2,5—3 м, Заземлители погружаются (забиваются) в грунт в специально подготовленной траншее. Для соединения вертикальных электродов между собой и в качестве самостоятельного горизонтального электрода применяют полосовую сталь сечением не менее 48 мм2и толщиной не менее 4 мм или сталь круглого сечения диаметром не менее 10 мм. Искусственные заземлители и соединительные проводники не должны иметь окраски. Не следует располагать (использовать) заземлители в местах, где земли подсушивается под действием тепла трубопроводов.

В зданиях прокладывается магистраль заземления, которая соединяется с заземлителями не менее чем в двух местах. В качестве заземляющих защитных проводников (магистралей и ответвлений) могут быть использованы: специально предусмотренные для этой цели проводники; металлические конструкции зданий (фермы, колонны и т. п.); металлические конструкции производственного назначения (подкрановые пути, каркасы распределительных устройств, шахты лифтов и т. п.); стальные трубы электропроводки; металлические стационарные открыто проложенные трубопроводы всех назначений, кроме трубопроводов горючих и взрывоопасных веществ и смесей, канализации и центрального отопления и др. Эти проводники, конструкции и другие элементы должны по проводимости удовлетворять требованиям ПУЭ, обеспечивать непрерывность электрической цепи на всем протяжении использования.

VI. Зануление.

Принцип действий и область применения зануления.

При появлении напряжения на корпусах электрооборудования опасность поражения током может быть устранена путем быстрого отключения этого оборудования от питающей электросети. Такой принцип защиты людей осуществляется путем зануления корпусов оборудования.

Занулением называется преднамеренное электрическое соединение с нулевым защитным проводником металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением. Принцип действия зануления состоит в том, что при замыкании какой-либо фазы на корпус зануление приводит к однофазному короткому замыканию и быстрому росту тока замыкания до такой величины, которая обеспечивается срабатывание защиты и автоматическое отключение электрооборудования от питающей электросети. Аппаратами защиты могут быть: плавкие предохранители, максимальные автоматы защиты от токов короткого замыкания и др.

Зануление необходимо применять в электроустановках до 3000 В с глухозаземленной нейтралью. Зануление электроустановок следует выполнять при тех же номинальных напряжениях и в помещениях, в которых предусмотрено защитное заземление. Занулению подлежат те же металлические нетоковедущие части электрооборудования, которые подлежат защитному заземлению.

VII. Электробезопасность на станциях электрифицированных дорог.

На электрифицированных линиях провода контактной сети, а также электрическое оборудование электроподвижного состава находятся под напряжением: 3300 В на участках постоянного тока и 27 500 В на участках переменного тока. Поэтому все работы вблизи контактной сети ведутся при условии точного выполнения Правил безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях. Правила запрещают приближаться людям к находящимся под напряжением проводам контактной сети или подносить к ним любой токопроводящий предмет на расстояние менее 2 м. Если по условиям работы это необходимо (осмотр крыш подвижного состава и их оборудования, ремонт и осмотр искусственных сооружений), напряжение должно быть снято и контактная сеть заземлена. Руководитель такой работы через дежурного по станции дает заявку энергодиспетчеру о снятии напряжения с контактной сети, в которой указывает точное место и характер работы, начало и продолжительность ее. По указанию эпергодиспетчера начальник дистанции контактной сети назначает своего представителя, ответственного за электробезопасность, для подготовки места работы и наблюдения за выполнением всех мер предосторожности, исключающих возможность поражения людей электрическим током. Его указания по вопросам электробезопасности являются обязательными для руководителя работ.

Представитель дистанции контактной сети, прибыв на место работы, устанавливает связь с энергодиспетчером и получает от него приказ, разрешающий выполнение работ. Затем он заземляет контактную сеть на всем фронте работ и выдает их руководителю письменное разрешение приступить к работе, в котором указывает номер приказа эпергодиспетчера, время начала и окончания ее. Отключенный участок контактной сети заземляют на тяговый рельс следующим образом:

при постоянном токе — двумя заземляющими штангами, находящимися в пределах видимости, но не далее 300 м с обеих сторон

от места работы. В тех случаях, когда работа проводится в одном месте (в пределах одного пролета между опорами), подготавливаемом отключением разъединителей с ручным приводом, допускается установка одной заземляющей штанги на расстоянии не более 50 м от места работы;

при переменном токе — двумя заземляющими штангами, расположенными одна от другой на расстоянии не более 200 м при заземлении контактной подвески и 100 м при заземлении других проводов, расположенных на опорах контактной сети.

Если секцию контактной сети отключают секционным разъединителем с заземляющим контактором, такое заземление приравнивается к установке одной заземляющей штанги. Заземление контактной сети, ВЛ и других проводов, расположенных на опорах контактной сети, на искусственный заземлитель запрещается.

Работа проводится в зоне между заземляющими штангами. Прежде чем отметить время окончания работ на копии разрешения, находящегося у электромонтера контактной сети, руководитель обязан убедиться в том, что люди удалены от частей контактной сети на расстояние не менее 2 м. После этого электромеханик или электромонтер дистанции контактной сети лично убеждается в отсутствии людей в опасной зоне, снимает заземляющие штанги и уведомляет эпергодиспетчера об окончании работ. После снятия заземляющих штанг контактная сеть считается поднапряжением и приближаться к ней запрещается.

Работы в подвижном составе, устройствах и сооружениях, расположенных на расстоянии 2—4 м от частей контактнойсетии находящихся под напряжением, проводятся без снятия напряжения и заземления контактной сети под наблюдением лица, специально выделенного и проинструктированного руководителем работ.Приработах на расстоянии более 4 м наблюдения не требуются.

Запрещается подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети, прикасаться к оборванным проводам ее н к находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли или нет. Обнаружив обрыв контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, необходимо немедленно сообщить об этом на ближайший дежурный пункт дистанции контактной сети, дежурному по станции, поездному диспетчеру или энергодиспетчеру. До прибытия бригады дистанция контактной сети это место следует оградить и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 10 м. Если оборванные провода или посторонние предметы на них выходят за габарит приближения строения имогутбыть задеты проходящим поездом, это место необходимо оградить сигналами остановки как место препятствия.

На путепроводах и пешеходных мостах, расположенных над электрифицированными путями станции, у оградительных барьеров устанавливают предохранительные щиты и делают сплошной настил в местах прохода людей для ограждения частей контактной сети, находящихся над напряжением. На каждом щите должен быть установлен плакат или нанесена надпись: «Высокое напряжение—опасно для жизни!». В местах подвески над мостом фидеров контактной сети и ВЛ сверху па мостах устанавливаются сплошные ограждения, верхняя часть которых должна быть полностью или частично металлической. Все металлические конструкции (мосты, путепроводы, светофоры, гидроколонки и др.), расположенные на расстоянии менее 5 м от частей контактной сети, находящихся под напряжением, должны быть заземлены, а также все расположенные в золе влияния контактной сети переменного тока металлические сооружения, на которых могут возник нуть опасные напряжения. Зона влияния определяется работниками энергоучастка.

Когда на одной из секций контактной сети выполняется работа со снятием напряжения, дежурный по станции вывешивает запрещающие плакаты на рукоятки или надевает колпачки на кнопки управления стрелками и сигналами. Необходимо помнитьотом, что въезд электроподвижного состава па секционированные съезды и воздушные промежутки может привести к подаче напряжения на отключенные секции контактной сети, пережогу проводов и гибели работающих на ней.

Запрещается на станциях стыкования постоянного и переменного тока принимать и отправлять электроподвижной состав, не убедившись в том, что расположенная впереди поезда секция контактной сети находится под напряжением того рода тока, для работы на котором предназначен этот электроподвижной состав. На подвижном составе, находящемся на электрифицированных путях до отключения и заземления проводов контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств, расположенных над этими путями, запрещается: подниматься на крышу, находиться или выполнять какие-либо работы на крышах вагонов, контейнеров, тепловозов, электровозов, моторных вагонов, дизель- и электропоездов (осмотр крыш и устройств, находящихся на них, снабжение водой, загрузка льдом и пр.);

открывать люки (крышки) цистерн, изотермических и крытых вагонов или вести какие-либо работы на них;

выполнять грузовые операции с открытого подвижного состава, когда сами работающие или применяемые ими приспособления могут во время работы приблизиться на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением частим контактной сети;

работать на котле, будке и тендере паровоза;

замерять количество нефти, воды и чистить дымоходы.

Производство указанных работ на подвижном составе допускается на специально выделенных путях.

Локомотив, обращающийся на электрифицированном участке, должен отвечать следующим требованиям: ни одна часть локомотива не должна выступать за габарит подвижного состава, паровыхлопная труба тормозного паровоздушного насоса на паровозах должна быть загнута в сторону так, чтобы струя пара не попадала на контактный провод. Из состава поезда, следующего на электрифицированный участок, должны быть исключены вагоны с неисправными крышами или негабаритными крышевыми устройствами.

VIII. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШЕМУ ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

Если пострадавший соприкасается с токоведущими частями, то прежде всего необходимо немедленно отключить ток. И чтобы освободить от тока пострадавшего на электровозах и моторовагонных секциях, нужно потребовать от машиниста быстро опустить пантограф или освободить пораженного электрическим током с помощью сухой изолированной штанги. При этом рекомендуется надеть резиновые перчатки и боты или стать на сухую доску .

Меры первой помощи зависят от того состояния, в котором будет находиться человек после освобождения его от электрического тока:

а) если он находится в сознании, но до этого был продолжительное время под током или в состоянии обморока, ему до прибытия врача необходимо обеспечить полный покой;

б) если он находится в бессознательном состоянии, но с сохранившимся дыханием, его надо удобно уложить, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо водой и согреть тело;

в) при отсутствии признаков жизни нужно немедленно начать делать искусственное дыхание.

Нельзя считать пострадавшего мертвым, так как смерть часто бывает лишь кажущейся. При оживлении мнимо умершего дорога каждая секунда, поэтому первую помощь нужно оказать срочно, по возможности тут же на месте происшествия.

Переносить пострадавшего в другое место можно только в случае, когда оказывать помощь на месте невозможно.

Существует несколько способов искусственного дыхания, одним из которых является искусственное дыхание «изо рта в рот:».

Пострадавшего укладывают на спину лицом кверху, нос зажимают, а лицо покрывают марлей или платком. Производящий искусственное дыхание становится у головы пострадавшего и делает глубокий вдох, после чего сильно через марлю или платок вдувает воздух в рот пострадавшего (можно пользоваться так называемым воздуховодом — толстой изогнутой резиновой трубкой с круглым передвигающимся на ней щитком).

После того как грудная клетка пострадавшего достаточно расширилась, следует прекратить вдувание — грудная клетка пострадавшего будет спадать (выдох).

При сжатых челюстях проводится искусственное дыхание путем вдувания воздуха «изо рта в нос». После глубокого вдоха производящий искусственное дыхание плотно через марлю или платок обхватывает губами нос пострадавшего и вдувает воздух в легкие (можно применять резиновую трубку, один конец которой взять в рот, а второй — в носовой проход на глубину 10—12 см).

Если у пострадавшего начинает восстанавливаться дыхание, то искусственное дыхание следует продолжать до тех пор, пока оно не станет глубоким и регулярным.

Если искусственное дыхание делает один человек, то можно применять следующий способ. Пострадавшего нужно положить спиной вверх, головой на одну руку и лицом в сторону, подстелив что-либо под лицо, другую руку—вытянуть вдоль головы. Вытянуть (если можно) язык, но не держать его, встать на колени над пострадавшим (как бы верхом) лицом к его голове так, чтобы бедра пострадавшего были между коленями и положить ладони на спину, обхватив их с боков сложенными пальцами. На счет «раз», «два», «три» постоянно наклонять свое тело вперед так, чтобы весом его наваливаться на свои вытянутые руки и таким образом нажимать на нижние ребра пострадавшего (выдох).Затем,не отнимая рук от спины пострадавшего, быстро откинуться назад (вдох). На счет «четырем», «пять», «шесть» вновь постепенно наваливаться на вытянутые руки и т. д.

Искусственное дыхание могут делать два человека, для чего пострадавшего надо положить на спину. Положив под лопатки сверток: одежды так, чтобы голова запрокинулась назад, необходимо очистить полость рта от слизи, вытянуть язык и удерживать его, слегка оттягивая вниз, к подбородку. Встав на колени над головой пострадавшего, следует захватить его руку у локтя и прижать их без особого усилия к боковым сторонам его груди (выдох). Считая «раз», « два», «три», поднять руки пострадавшего кверху и закинуть их за голову (вдох).По счету «четыре», «пять», «шесть» вновь прижать руки к груди и т. д. При правильно проводимом искусственном дыхании получается звук (как бы стон) от прохождения воздуха через дыхательное горло пострадавшего, когда грудная клетка сдавливается и опускается. Отсутствие такого звука обычно указывает, что язык запал и мешает прохождению воздуха. Если травмирована рука или ключица, такой способ искусственного дыхания неприемлем. Нельзя допускать охлаждения пострадавшего, оставлять его на сырой земле, на каменном или бетонном полу; следует укрыть его, подстелить что-нибудь теплое, ноги по возможности утеплить.

Список литературы

1. С. П. Бузанов, В.Ф. Харламов. «Охрана труда на железнодорожных станциях» Москва, «Транспорт» 1986 г.

2. «Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей», Киев 1998 г.

3. «Типовая инструкция электромонтёра контактной сети»