Политология
превращ. в демагогич. олиг-ию, выступающ. под покровом равенства. Т.о. М доказывает , что существован. демократии в принципе невозможно и “ЖЗО” – закономерность развития любой орг-ции.Понятие, субъекты и объекты политической жизни общества.
Жизнь – способ существован. белковых тел; постановка и разрешен. противоречий. Об-во – процесс жизнедеят-ти людей, связи в отношениях между людьми в процессе их жизнедеят-ти. Политическая жизнь общества – часть общества, связанная с конкретной исторической деятельностью людей, направленной на формирование и осуществление политической власти в обществе. Субъект – активное жизненное начало, определенная субстанция исторического процесса. Субъекты политики – этнические и социальные общности, созданные ими учреждения, нацеленные на преобразование политической и других сфер жизнедеятельности человека и общества. Они бывают: 1) первичные – личности, группы людей, классы, нации; 2) вторичные – государство, политические партии, профсоюзы, красный крест и т.д. Объект – это, на что нацелена дея-ть субстанции (активного жизненного начала). Объекты политики – это явл. полит. сферы в их разнообразных связях и отношениях, на кот. нацелена деят-ть субъектов политики. Объектами политики становяться: междунар. полит. система, мировой полит. порядок, отношения, связи между полит. системами различ. стран мира. Субъекты и объекты политики явл. противоположностями, кот в конкр. историч. Ситуации могут меняться местами. В системе субъектов и объектов сущ-ет опр. иерархия. Главным субъектом политики явл. чел-к как гражданин – носитель опр. прав и обязанностей.
Понятие социального интереса, их виды и отражения в политике.
Понятие, сущность и функции политической власти.
Понятие власть (В) трактуется неоднозначно. Напр., англ. п-ги под В понимают силу и авторитет, взятые вместе. В наших словарях – это способность и возможность осущ. свою волю, оказывать воздействие на поведение людей с помощью какого-либо средства (сила авторитета, насилие, право). Глубокий анализ понятия В дает совр. польский политолог Ежи Вятр: 1) Бихевиористское. Согласно этому, власть – это особый тип поведения, основанный на возможности влиять на людей. 2) В – это достижение опр. целей, получение намеченных результатов. 3) В – это возможность использовать опр. средства (насилие). 4) В – это особого рода отношения между управляющими и управляемыми. 5) В – это влияние, оказываемое на других. 6) Возможность принятия решений, кот. регулируют распределение благ. Марксистское понимание: В – это господство одних над другими, подчинение организованной силе. Макс Вебер: В – это способность отдать приказ и вызвать повиновение. Сердцевина власти – это отношения господства и подчинения. В – это форма соц. отношений, характеризующаяся способностью влиять на поведение людей с помощью организационно-правовых, экономических, идеологических механизмов, с помощью традиций, авторитета, норм и насилия. Функции власти: 1) Сохранение целостности общ-ва, предотвращение кризисов (разрешение). 2) Поддержание порядка, стабильности, социал. равновесия. 3) Регулирование ключевых общ-ых отношений, управление общ-ыми процессами.
Основные трактовки и подходы к определению природы власти (теологическая, бихевиористская, структурно-функциональная, конфликтная).
В политологии несколько подходов к пониманию природы власти. 1) Биологический. Власть берет свое начало в биологич. природе чел-ка. Она не только есть в чел-ких отношениях, но наблюдается и в среде животных. 2) Социальный (по Марксу). Власть исключит социальн. явление, кот. хар-но только для чел-ких отношений. Власть – угнетение чел-ка, насилие класса. 3) Власть – это социальн. явление по своей форме, однако в ее основе лежит борьба за сущ-ие. Концепции власти: 1) Волевая. В – это способность навязывать свою волю другим. 2) Силовая. Существенная во власти – сила. 3) Функциональная. В – это функция коллектива или системы по руководству людьми для налаживания совместной деятельности. В – это форма соц. отношений, характеризующаяся способностью влиять на поведение людей с помощью организационно-правовых, экономических, идеологических механизмов, с помощью традиций, авторитета, норм и насилия.
Субъекты политической власти. Политическая и государственная власти.
Субъекты: гос-во, з-нодательные и исполнительные органы, судебная система. Гос. власть. Макиавелли (М) обосновал суть и соц. природу полит. власти как гос-нной (Г). Главный предмет анализа – реальная способность правительства повелевать подданным – это и есть власть. Цель гос-ва, политики – увеличение власти любыми сред-вами. Орудие власти – право, основа власти, хорошие з-ны и хорош. войско. Власть (В) – сила, способная обуздать страсти людей и воспитать в них граждан. М полагал, ГВ не должна нах-ся в руках того или иного класса, а должна обнимать все те общ. эл-ты, из кот. слагается гос-во. Гоббс: ГВ – лицо или собрание, воле кот. подчиняються все прочие. В – соединение воли граждан в един. волю. Она безгранична, абсолютна при любых ее формах. В держит людей в страхе, направл. их действия к общему благу. В – сила. Кто не обладает силой, тот не обладает властью. Гоббс объяснил ее необходимость соц. причинами, хотя и связывал это с желанием избавиться от царившей войны всех против всех. Политическая власть (ПВ) – реальн. способность опр. класса (большой соц. группы) а также представляющих их организаций и индивидов прроводить свою волю по отношению к др. группам, индивидам, осуществл. общие интересы и цели насильственными и ненасильственными ср-вами. Признаки ПВ: 1) Она закономерно зарождается и утверждается в общ-ве как необх. форма выражения общ-нных отношений между большими соц. группами и общ-нными орг-циями, отстаивающими их интересы. 2) ПВ как общ-нное отношение содержит противоречие между субъектом и объектом власти. Противоречие вытекает из асимметричности властного отношения (преимуществ – статус, влияние, авторитет, информированность и т.д. 3) Власть – потенциал, возможность, осуществл. в действии, во взамоотношении субъектов, зависящ. от условий. ее нельзя присвоить. Утверждать и закреплять опр-нные ценности и нормы, опр-щей статус лиц, кот. обладают доступом к принятию общезначимых решений. 4) ПВ производна от общ-нной системы (соц. стр-ры), значит от общ-нных, экономич. отношений. 5) ПВ связана с принужд. Но ее нельзя сравнивать с принужд. и физич. насилием. 6) ПВ сущ-ет и функц-ет в различ. видах: гос-нная, партийная, региональная, международная и т.д. Главная – гос. власть.
Понятие ресурсов власти, их сущность и типологизация.
Полит власть ф-ционирует через систему социальных институтов, воплощающих в себе технические, человеческие, организационные, информационные и др. факторы. Осуществление власти означает использование орг-ций установленных норм, санкций для достижения общих целей и ценностей. Ресурсы (все то, что может быть использовано для влияния) ПВ: экономические – нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания; силовые – выполняют ф-цию обеспеч. обороны страны, охраны внутр. порядка, обеспеч. безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения; социальные – социальная п-ка в больш. совр. зап. странах строится т.о., что в сохранении существующ. полит власти заинтересовано большинство насел.: здесь широкая система страхования, высокий ур-нь пенсион. обеспеч., широко развита система благотворит. орг-ций и т д.; информационные – СМИ; военные, идеологические, нравственные, аморальные, интерес людей, страх человека и т.д.
Принципы организации и функционирования власти..
Силой власти, ее авторитета осуществл. наиболее значим. полит. акции как демократич., так и антинародн. хар-ра, обостряются или слабеют соц. напряж., конфликтн. ситуации. Массов., групповые и индивид. политич. выступл. также направл. против власти. Экономич., соц. и культурн. проблемы связаны с состоянием власти, уровнем ее организац., политич. программами и реальным поведением людей, наделенных властью. Власть сущ. в любом общ-ве как порождение разных интересов, несоответствия уровней развития различ. соц. структур. Власть превращется в особый вид общ-нных отнош. – отнош. власти. Первоисточн. явл. реальное превосх. одной части явления над другой. В общей методологич. с-ме происхожд. и функционир. власти – теоретич. ссылка про сущность того, что власть – сначала назревание (утверждение) реальных отношений властвования и подчинения, а затем их властное оформление. В роли носит. власти могут выступать как конкретные соц. силы, так и интересы, кот не имеют четкого соц. адреса, но оказываются достаточно выразит. в политич. процессе, отсюда в сущности власти ее происхожд. и ф-ционир.
Легитимность политической власти. Взаимосвязь легитимности и эффективности.
Легитимность власти (ЛВ) - это общ-нное призн., доверие и поддержка, кот оказывают ей об-во, народ. В науку понятие “ЛВ” впервые было введено М. Вебером. Он выделил 3 осн. источника законности, правомерности полит власти:1) в соответствии с традицией (монархия);2) харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности полит деятеля);3) рационально-правовой (легитимная)- эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы. Критерии эффективности власти: 1) Стоимость правления – чем меньше средств на поддержание власти, тем она более эффективна. 2) Уровень согласия в общ-ве – чем больше оправдываются ожидания людей от власти, тем она более эффективна. 3) Уровень прогресса эк-ки – эффективная власть способна обеспечить прогресс общ-ва и эк-ки. 4) Гражданский мир в общ-ве – эффективн. власть обеспечив. нац. и соц. согласие, не допускает столкновения и гражд. войну. 5) Принятие власти людьми – главный критерий, опр-ся участием людей в выборах, опросом общ-нного мнения (рейтинг полит. лидеров), спокойствием в общ-ве, кот. наруш. забастовками, митингами, распростр. листовок и т.д. В Украине кризис власти проявляется в низком авторитете местных органов власчти, противостоянию местных советов и органов исполнит. власти.
Политическая система общества. Её приятие, сущность и структура.
П-кая с-ма об-ва (ПСО) возни. вместе с появл. чел-ого общ-ва и необх-тью посредств. власти обеспечить управление общ-вом. Если в родоплем. общ-ве власть держалась на авторитете вождя, то по мере развит. полит. общ-ва понадобились спец. учреждения и рычаги упр-ия. ПС – единый централиз.-управл. полит. властью организм; выражение интересов госп-щих классов; политич. ин-т, кот. осущ. власть. Сущность ПС: 1) Полит. системе принадл. верх-во в общ-ве, т.к. ч/з ПС осущ. власть, принимаются решения, обязательные для всех. 2) Обусловлена и др. сферами жизни, т.к. ПС – надстройка над экономич. Базой. 3) ПС зависит от активности масс, т.к. последнее активно на нее воздейств. в ходе избир. кампании, референд.в и т.д. 4) Хар-рен широкий спектр методов, использ. для осуществл. своих задач, (разъяснит., пропагандистский, принудит., насильств.). Структура ПС: гос. органы, полит. и неполитич. орг., весь мех-м участия граждан в полит. жизни, прав-ва, партии, профсоюзы, СМИ, творч. союзы, об-ные дв., политич. правовые нормы, кот. регулируют полит. отнош. в общ-ве (традиции, законы, полит. отношения, полит сознание, полит культура). Ядром явл. гос-во. Полит. отношения – это отнош. между соц. общн., между общн. и гос-вом. В составе ПС об-ва ф-ционир. в тесной взаимосвяз. 4 крупные подсис-мы: институциональная, регулирующ., коммуникативн. и политико-идеологич.. Институциональная подс-ема включ. полит. ин-ты и формы полит. правления (респ-ка, монархия), полит. режимы (демокр., тотал., авторит. и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, полит. партии и дв., многочисл. общ. орг., избир. с-му и др. Этой подс-ме принадл. ключ. роль в полит. с-еме. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющ. условия, возможности и границы функционир. всей ПС. Регулирующая подс-ма базир. на принятых в об-ве политико-правовых нормах, отраженных в конст. страны и других з-нодат. актах, регулирует формир. и деят-ть полит ин-тов и функционир. ПС об-ва в целом. Исходной базой, на которую опирается данная с-ма, являются не только политико-правов. нормы, но и нац., историч. сложившиеся обычаи и традиции, господств. в об-ве полит. взгляды, убеждения, принципы, воздействующ. на ПС общества. Коммуникативная подс-ма представл. собой совок-ть отнош., возникающ. в процессе функционир. ПС общества. Это прежде всего отношения по поводу управл. об-вом. Субъект. этих отнош. явл. полит ин-ты и орг-ции, полит лидеры, представит. полит элиты, граждане. Это также отношения, связан. с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию. Политико-идеологич.я подс-ма вкл. полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общ.-полит ин-тов, полит.-правовых норм, совершенствования полит отнош. и всей ПС.
Цели, задачи и функции политической системы.
Полит. система - Функции ПС: 1) Управленческая. Полит. управление общ-вом, всеми сферами жизни. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации полит курса. 2) Регулятивная. Выработка з-нов, норм поведения людей в общ-ве. Она направлена на упорядочение и регламентацию полит. поведения и полит. отношений в государстве. 3) Интеграционная. Сплочение всех слоев общ-ва вокруг общих задач. Она преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем. 4) Мобилизационная. Приведение в действие всех ресурсов. 5) Информационная. Ознакомление населения с задачами общ-ва, с действительностью. 6) Прогностическая. Определение возможностей и перспектив развития. Т.о., ПС – это сложное образование, система особого рода, имеющая как территориальную, так и этническую базу. Она состоит из сил, процессов, институтов общества, которые генерируют "входящие" эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитетных п- ких решений. Цели, задачи: 1) Основа – опр. сообщество людей. 2) Специфич. признаки, вытекающ. из природы политики и власти. 3) Идеология, отражающая социальн. интересы больших соц. групп, определяющая облик системы. 4) Явл. орудием осуществл. власти. 5) Организация больших соц. групп в сфере власти и управления.
Политическая система как механизм власти. Д. Истон.
Истон (США): «Полит. система», «Системный анализ полит. жизни». Впервые в политич. науке применил системн. анализ для изучен. полит. жизни, в соотв. с кот система сост. из ряда различ. эл-тов, эл-ты связаны разными завис-тями, кот. все вместе сост. ее стр-ру. Система имеет свои границы. 1) Вход в систему – воздейств. внешней среды на полит. систему в форме требований или поддержки. 2) Конверсия (преобразование) соц. требований в полит. решения, кот. явл. реакцией правительства на требования. 3) Выход – принятие решений и их реализация в форме практич. акций. 4) Решения правит-ва влияют на внешн. среду ч/з обратную связь. Полит система – открытая система, кот. получает постоянные импульсы от окруж. среды. И раскрывает влияние разных факторов на ПС, влияние ПС на них. Среду, кот. влияет на ПС и разделяет на 1) Внутриобщественные системы (экономическая, культурная, соц., психологич.); 2) Внеобщественная (междунар. торговая система, междунар. сообщества). Если система не использует методов разрушит. влияния среды, если это влияние настолько деструктивна, что власть не может выполнять свои решения, то полит. система распадается. Реагируя на вызовы среды., ПС одновременно поддерж. в общ-ве сменность и стабильность. «Сохранение посредством смены» явл. действенным методом стабилизации ПС.
Критерии типологии и сравнительный анализ основных типов политической системы.
В политологической литературе существуют различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим семь основных типов ПС в обобщенном виде: 1) Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин. 2) Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий, автором является Роберт Даль. 3) Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная), автор Габриэль Алмонд. 4) Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления обществом, автор В. Е. Чиркин. 5) Этакратическая, демократическая, где основой типологизации является место и роль государства в политической системе, авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан. 6) Французский политолог Блондель выделял: либерально-демократическую, авторитарную (коммунистическую), консервативную, традиционную, популистскую. 7) Выделяют по степени нестабильности: гибкие (негибкие), имперские (характерна обширная территориальная основа, сильно централизованная власть, разнородный культурный, этно-национальный состав). 8) По способности к изменениям выделяют: консервативную и способную к адаптации. ПС образована благодаря отношениями власти и подчинения, элитами и массами. Происходит борьба за власть между элитой и теми, кто в них хочет войти. Происходит борьба между консервативными, реформаторскими формациями. Типологизация ПС несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Так, первая теория утверждает, что ПС существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют полит. хар-р. Если вторая часть этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу, при анализе современной ПС, существенно ограничивает представления о ней в целом, так как в ПС, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие. Наибольшей популярностью в современных условиях пользуется концепция Р. Даля: ПС чаще всего характеризуются как демократические, авторитарные, тоталитарные. Не менее важное значение имеет типологизация политических систем Г. Алмонда. Вз-ие различных типов ПС осуществляется более плодотворно, если при их характеристике учитываются особенности многообразных культур. Это открывает дополнительные каналы для эффективного сотрудничества и партнерства между различ. ПС. Вряд ли можно подвести черту под имеющимися теориями типологизации политических систем. Вполне могут появиться новые основания для выявления различий между ними, в соответствии с изменяющимися условиями их возникновения и функционирования.
Понятие государства, его сущность и исторические типы.
Гос-во – основной ин-т ПС об-ва, создаваемый для орг-ции и управл. жизнью опр. населения на опр. тер-рии с помощью гос. власти, имеющей обязательный хар-р для всех его граждан. Гос-во - это п-кая общность, составляющими элементами к-рой явл. тер-рия, население и власть. 1) Тер-рия - пространств. основа гос-ва. Физич. основа – одно из условий, делающих возможным существование гос-ва. В конечном счёте без тер-рии гос-ва не существует, хотя она может изменяться во времени. Тер-рия гос-в включ. землю, недра, воздушное пространство и тер-риальн. воды; она не может быть сведена к т.н. твёрдой земле. 2) Насел., т.е. чел-ское сооб-во, проживающ. на его тер-рии и подч. его власти. Нац. сознание предполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоцион. солидарных связей между лицами, принадлежащ. к одной нации. Насел. гос-ва может сост. из одного народа или быть многонац.. 3) Власть – отношения госп-ва и подч., существующ. между п-кой Э и остальной частью об-ва. Итак, гос-во - это п-кая целостность, образуем. нац-ной или многонац-ной общностью, закреплён. на опр. тер-рии, где поддерж. юрид. порядок, установлен. элитой, к-рая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения. В совр. п-гии сущ. 2 тенденц. в понимании гос-ва: 1) отличается положит. отношением гос-ва, признанием его пользы для общ-ва. 2) Взгляды на гос-во как на деспотич., угнетающ. силу, кот. огранич. свободу и содействует рабству. Напр., Т. Мор определял гос-во как заговор богатых против бедных. Другие п-ги отмечали, что гос-во есть зло, узурпация права на личное мнение , на индивидуальное чел-кое сознание. Сен-Симон – франц. утопист, критич. оцен. гос-во, в нем невежество, лень, страсть к разорит. удовольств. составляет удел главарей об-ва, а трудовые люди подч. им и исп-тся ими. К. Маркс – считал гос-во аппаратом насилия, кот. создается эксплуататорским, эк-ки господствующ. классом для сохран.я своего госп-ва. Анархисты – считали необх. ликвидац. гос-ва (М. Богунец) и переход к безгос. общ-ву сразу после социал. рев-ции. В отлич. от них, Маркс, а затем и Ленин считали необх. сохран. гос-ва после соц. рев-ции в форме диктатуры пролетариата. Соц.-демократы – выступали против слома старой гос. машины, считали возможным исп-ть в целях всего об-ва. М. Вебер различал след. истор. типы гос-ва: 1) Монархия (власть по наследству) – абсолют. (не огранич. парламентом и констит.) и конституционная. 2) Республика (власть избирается) – парлам., презид..
Основные концепции происхождения государства.
Предпос. (факторы) возникновения гос-ва: 1) Экономическая – переход от присваивающ. хоз-ва к производящ., торговля. 2) Экологический – связан с условиями ОС, кот. предполагает развитие опр. вида хоз. деят-ти (скотоводство, земледелие, виноградарство). 3) Демографическая – опр-ет плотность, численность нас., переход от миграционного к оседлому образу жизни. 4) Психологич. – связана с особен. нац. хар-ра. 5) Внешние факторы – внешн. угроза общ-ву, опасность войны, война. В совр. п-гии распростр. след. теории гос-ва: 1) Нормативная – гос-во как совок-ть норм, кот. регулируют политич. отнош.. 2) Институциональная – гос-во – воплощен. власти, ин-т власти, имеет сложн. стр-ру. 3) Социологическая (Аристотель) – гос-во – соц.-дифференцир. общ-во. Аристотель сформулир. идею идеального гос-ва, кот опирается на средний класс и назвал его Политией. 4) Теологическая – гос-во даровано людям богами. 5) Патриархальная – гос-нную власть как опекунск., отеческ., считает, что гос-во возникло в рез-те слияния родов в племена, а племен – в большие общности. 6) Договорная (Гоббс, Локк) – гос-во –рез-ат соглаш. (договора) между правителем и подч.. Этот договор заключается с целью сохр. порядка и орг-ции об-ной жизни. 7) Теория завоевания (XIX век) – гос-во образовано с помощью завоеваний одних групп другими. 8) Психологическая – часть насел. должна властвовать, а другая часть – подчиняться в силу своих психич. особенностей. 9) Соц.-экономическая (Платон, Маркс). Платон видел ин-т гос-ва в раздел. труда, в обособл. деят-ти по рук-ву общ-вом. Маркс считал, что гос-во возник. в результате развития права, социальной и имущ. дифференциац., об-ного раздел. труда, раздела общ-ва на классы. Он говорил, что гос-во – это сила, кот. обеспечивает политич. госп-во экономич.-госп-щему классу. 10) Теория «ночного сторожа». Это теор. либерализма. Либер. считали, что гос-во должно только обеспеч. порядок в общ-ве, безопасн. граждан. 11) Теория «обруча». Гос-во стягивает воедино своих граждан, как обруч стягивает доски бочки.
Структура и основные функции государства.
Структура гос-ва: 1) Парламент – прав-ный орган, избир. населением. 2) Единоличный глава гос-ва (президент, король, император). 3) Исполнит.-распорядит. органы (прав-тво и его подразделения). 4) Судебная система (Конституц. суд, местн. суд, Верх. суд). 5) Надзорно-контрольные органы (прокурат., налог. инсп., налог. полиция). 6) Нац. безопасность (МВД, СБУ). 7) Система карат. и защит. ин-ститутов (тюрьма и армия). Функции гос-ва: 1) Внутренние: охрана сущ. ПС, соц.-полит. стр-ры об-ва, порядка и законности, защита прав ч-ка; хозяйств. организац., об-но-экономич.; социальная; культурно-воспитат.. 2) Внешние: оборона страны; защита интересов на межд арене. Ф-ции гос-тва осуществл. в опред. формах и опред. методами. Формы осуществл. ф-кций хар-ет связь гос-ва с правом, как одним из осн. ср-в – властвование. Методы осуществл. ф-ций гос-тва – те ср-ва, с помощью кот. решаются задачи гос-ва. Гос-вен. ф-ции реализуются с помощью гос-вен. аппарата.
Правовое и социальное государство: сущность, основополагающие принципы и пути формирования.
Правовое гос-во (ПГ) –гос-во должно подч. праву, т.е.преобладан. общечел-ких ценностей над классовыми. Принятие нашим об-вом формулы ПГ означает переворот в представлении о соотношен. гос-ва и права. Признаки ПГ: госп-во права над гос-вом, верхов-во закона во всех областях об-ной жизни, разделение властей, плюрализм мнений, гласность, высокая роль суда ( вт.ч. конституционного), взаимная отв-сть гражд. и гос-ва. Госп-во права предполагает сочетание 2 аспектов:1) институционно-правового ( в форме правовой орг-ции системы гос. власти)2) нормативно-правового ( в виде верх-тва правового закона)Право (по Р.З.Лившицу) – нормативно закрепленная и реализованная справедливость. Иначе закон и законность могут выродиться во вспомогательные средства орг-ции, поддержания и оправдания антиправовых порядков. Право обретает свои свойства особого институционного образования посредством, источника (формы) права. – гос-венно-правовых актов. Право как явление цивилизации и культуры формируется и в соответствии с принципами демократии, ограничивает гос. власть, устанавливает порядок деятельности гос. органов, упорядочивает эту власть через отработанные процессуальные и процедурные формы. Права и свободы личности: 1) Соц-но-эк-кие: право на т-д, отдых, образов., охрану здоровья. Обеспечение этих прав позволяет личности удовлетв. самые насущные матер. и дух. потребн., создать достойные для человека условия для сущ.2) Политические: право избирать и быть избр. в высшие и местные органы гос. власти, право объединяться в общ.-п-кие орг-ции, право на проведен. митингов и демонстр., право участв. в управл. гос.и об-вен. делами и др. Осуществл. этих прав способств. формир. ч-ка, как общ.- п-кого деятеля, создать предпосылки для его п-кого участия, развития общ.-п-кой активности.3) Личные права: право на неприкосн. личности, жилища, право на тайну переписки, телеф. переговоров и др. Осущ. их способ. создан. усл. для свободного развития того мин. личных благ, без кот. нормальная чел-кая жизнь невозможна. Соц. гос-во (СГ) предполагает наличие в общ-ве условий для норм., цивилизован. ждизни. Основная ф-ция СГ – обеспечение общ-нного блага, общ-нной корысти. СГ – правильное, гуманистическое гос-во людей и для людей. Критерий правильности – степень развития чел-ких контактов, кач-ва общения людей. Процесс становления СГ раскрыл Боббио в работе «Будущая демократия». Он изобразил наличие потребностей у различ. соев населения. и необходимость их реализации. Противник СГ Вебер – ПГ основывается на свободе индивидов, СГ – на уравниловке. ПГ и СГ исключают друг друга. В реальной жизни сущ-ет связь между ПГ и СГ. Соц. демократия – сложная общ-нная система, связывающая воедино гражд. общ-во с характерными ему эл-тами самоуправления с ПГ, в кот. обеспечивается широкое представительство народу в управлении делами общ-ву. Функции СГ – ликвидация соц. пустоты, преодоление отчуждения людей от власти.
Формы и типы государства.
Формы гос-ва – это способ орг-ции и осуществл. гос-ной власти на тер-рии данной страны. Формы гос-нного устр-ва: 1) По формам правления: а)монархии (конституционная, абсолютная) –верховн. власть в гос-ве осущ. одним лицом и передаётся по наследству. Различают монархии абсолютного типа, при кот. монарх не ограничен конституцией, и конституционные монархии, когда власть и полномочия монарха ограничиваются конституцией; б) республики: парламентская – парламент формир. прав-во, кот. несет перед ним отв-ть за свою деят-ть; президентская – глава гос-ва (президент) непосредств. или с последующим утверждением в верхней палате парламента формир. прав-во, к-рым руководит сам; парламентско-президентская – (парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою отв-ть по отношению к прав-ву) – форма гос. правления, при кот. верховная гос. власть осуществл. выборными органами, избираемыми нас-ем на опр. срок. 2) По тер-иальной орг-ации: а) унитарные (цельные, единые гос-ва, части к-рых не обладают признаками гос. суверенитета – Украина, Франция); б) федеративные (союзные гос-тва, части к-рых в той или иной мере обладают признаками гос-ности и обладают суверенитетом – Россия); в) конфедерации (союзы гос-в, образ. для опр. гос. целей. Конфедер. – непрочное гос-ное образование. Они существуют недолго, после чего распадаются, или превращ. в федер. гос-ва – Зап. Евр.). 3) По полит режиму: а) демократические – гос. власть осуществл. с соблюдением осн. прав и свобод ч-ка; пределы и объёмы власти каждого из органов определены законом, властные органы, имеют мандат, к-рым обеспечиваются легальные возможности для свободного выявления и учета интересов разл. соц. групп, утверждают верх-во права в об-ве, независ. правосудие; б) недемократические – гос. власть осуществл. огранич. кругом властв-щих органов и лиц путём исп-ния управленч. админ. аппарата, вооруж. сил и принудит. учреждений.
Группы интересов: определение понятия, сущность, функции и типология.
Группы интересов (ГИ) – это добровольн. объединен. граждан, форм-ся с целью выраж.я и отстаиван. своих п-ки значим. интересов во взаимоотнош. с гос-вом и другими полит. ин-тами. Наличие разл. ГИ – первый шаг к формир. партий. Основанием для осущ. могут быть такие потребности: эк-кие, соц-ные, культ-ные, этнич-кие, религ., идеолог.. Ф-ции ГИ: 1) Артикулирование – преобразован. эмоций, чувств, ожиданий граждан в опр. полит.. требования. 2) Агрегирование – согласован. частных потребн., установление между ними опр. иерархии и выработка на этой основе общегруп. целей. Средства реализации этих 2-ух ф-ций: забастовки, лоббирование. 3) Информирование – донесение до органов власти сведений о той или иной проблеме в обществ. жизни. 4) Формир. политич. элит, властных структур общ-ва и базы для создлания политич. партий. Хар-ные особен. ГИ: 1) Не ставят целью завоеван. политич. власти в гос-ве, а отстаив. интересы своих членов, оказывая влиян. на властн. стр-ры. 2) Не ставят целью расшир. соц-ной базы, а орг-ся для защиты частн. интересов. Типы ГИ: 1) По хар-ру происхожден. и степени орг-ти: а) атомические – стихийно возникает и также распадается; б) институциональные – формальные объед. с четко выраж. стр-рой, ф-циями и проф.. кадровым аппаратом. 2) По структре: а) ассоциативные – высокий ур-нь специализ. и орг-ти, официал. хар-р создания и добровольность объедин., наличие устава; б) неассоциативные – после достиж. цели – распад., оказывают слабое влиян. на