Политология
Понятие политики, многообразие её определений..
В обществознании издавна признается (это идет еще от Макиавелли), что п-ка – самостоятельная область деятельности людей с собственными принципами и законами. Однако понимание п-ки остается и поныне разноречивым, многообразным, что объясняется сложностью и многогранностью самой п-ской реальности. Изначально исторически понятие п-ки связывалось с гос-вом, гос. устройством, властью и управлением общественными делами с помощью публичных властных институтов и определенных норм. Само понятие «п-ка» восходит к древнегреческому слову «polis», т.е. город, гос-во или обществ. устр-во. П- ка включает отношения между социальными общностями и выражающими их интересы организациями, связанные с властью и управлением общественными делами.1) Первое определение политики дают мыслители Древней Греции Платон и Аристотель. Политика это: а) гос-во, а сфера политического; б) это сфера гос. отношений (т.е. это общение между людьми по поводу гос. управления); в) это взаимодействие гос-ва и гражданского общества.2) Классовый подход (теория К. Маркса). Политика – это классовая борьба. Она связана с разрешением непримиримых противоречий между классами, имеющими разные экономические интересы.3) Бихевиористское (от англ. «бихей» – «поведение»). Политика – это поведение политических лидеров в их общ-ве за политич. власть.4) Политика в чел-ком измерении. В центр политики ставится человек с его проблемами, запросами, правами. Политика осуществляется с учетом всех факторов.5) Американский политолог Дауз дает след определение политики. Политика – это сфера жизнедеятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами; ядром этих отношений явл. борьба за завоевание, удержание и использование политической власти.6) В соврем. лит-ре научное понятие п-ки чаще всего означает деятельность социальных групп и иных сообществ, представляющих их гос. и общественных организаций по осуществлению общих интересов и коллективных целей.
Структура и функции политики.
Структура П:1. Политический интерес. 2. Политическое сознание. 3. Политическое действие. 4. Политическое отношение. 5. Политические институты (гос-во, партии). П-ка также включает отношения между социальными общностями и выражающими их интересы организациями, связанные с властью и управлением общественными делами. Функции П:1. Сохранение целостности и стабильности в общ-ве. 2. Руководство и управление политич. процессами. 3. Выражение властно-значимых интересов различных соц-ных групп.4. Реализация активности чел-ка, политич. социализация личности.
Предмет и объект политологии, её структура и категории.
Отдельные представления о политической жизни общ-ва появились в глубокой древности. В период возникновения этих взглядов такие представления носили божественный хар-р. В I тыс. появл. первые категории (определения).В средние века (вплоть до 15 века) идет становление науки о политике. Основоположники: Николо Макиавелли (итал. философ). Он впервые систематизировал отдельные политические взгляды, определил политику как точную науку, кот. способна дать точные знания, может предсказать события, развитие политич. процессов. В XIX веке политология вводится в преподавательский курс (1857: США, Колумбия). Целью этого было дать студентам знания о политике, научить их разбираться в политических процессах. В Европе политологию начали преподавать во II пол. XIX в. В СССР политологию преподавали со II пол. 80-х годов XX в. Объектом политологии является: политика, ее природа, содержание, основные эл-ты, общие закономерности. Предметом истории политологии явл: политика, но в ее: систематическом и историческом измерениях. Политика – самост. мир, отличный от других сфер общ-нной жизни. Политология занимается исследованием особенностей субъектов политики, специфики их действий, связанных с формированием и реализацией общих потребностей и интересов, прежде всего, больших соц. групп. Предмет политологии включает выявление условий, орудий, компонентов, пределов полит. действия полит. поведения, полит. жизни. Структура политологии: методология и методы изучения политики, знание о сущности и содержании политики как специфической сферы деят-ти и общ-нных отношений, субъектах политики, движущих силах и мотивах их действий, обоснование целей, задач и сущности полит. власти; учение о полит. системах, закономерностях и принципах их функционирования и развития; теория полит. сознания и полит. культуры.
Задачи, методы и функции политологии.
Задачи п-и. Главной целью политологии как научной дисциплины явл изучение структуры и функционирования полит системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них явл: 1) исследование общих и специфических условий возникновения и развития полит. системы общ-ва в целом и сост. его полит. институтов, полит. отношений, полит. процессов; 2) создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку полит системы в целом и ее основных элементов; 3) анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии полит системы и путей их урегулирования; 4) аргументированное объяснение происходящих полит процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества; 5) выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития полит системы общества. Функции п-и (П) как науки:1. Познавательная.2. Мировоззренческая. П учит правильно оценивать полит. события, определяет нормы цивилизованного полит. поведения.3. Прогностическая. Опр-ет пути развития полит. процессов, разрабатывает различ. варианты полит. поведения.4. Прикладная. Использование полит. колизенций в реальной жизни. Методы П как науки:1. Диалектический. Политолог рассматривает полит. события и явления в их взаимосвязи и в процессе их развития.2. Сравнительный. Рассмотрение различных взглядов людей, идей, систем с целью их сопоставления и поиска сходства.3. Бихевиористский. Исследование полит. явлений на основе анализа поведения личностей, партий, общ-ых организаций.4. Деятельностный. Изучение полит. процессов ч/з конкретную деятельность людей.5. Исследовательский. Включает целый набор приемов и средств: а) социологические исследования; б) имперические; в) анкетирование; г) использование статистических данных; д) социально-политические эксперименты.6. Системный. Предполагает учет целостности мира, изучение целого и частей.
Социально-политические взгляды Платона и Аристотеля.
Впервые полит. мысль возникает в древности. Первые мыслители отмечали, что гос-во, власть имеют божественное происхождение, т.е. дано людям от Бога, они священны и не подлежат никаким изменениям. Платон (427-347до н.э.). Основной его труд «Государство», где он дает описание «идеального» гос-ва, где нет частной собственности, бедности, богатства, семьи, личных прав граждан. Вся жизнь людей должна быть очень жестко регламентирована. Важная его мысль: 1) идеальное правление – правление лучших на основе справедливых з-нов; политика – это искусство, для кот. необходимо знание и умение управлять людьми; 2) идея господства закона в об-ве: «Я вижу близкую гибель гос-ва, где нет закона».Аристотель (IV в. до н.э.). «Политика – это наука о высшем благе гос-ва и человека». Резко критиковал Платона (хотя и был его учеником) за то, что тот отбирал у людей гражд. права. Считал, что у граждан должны быть з-ны и права на частн. собственность, семью, возможность каждого участвовать в управлении гос-вом. Он анализирует формы гос-ого устройства. Он говорит, что эти формы гос-ва определяются числом властвующих (один, несколько, большинство). Различает «правильные» и «неправильные» формы гос-ва. Цель правильных форм: благо всего гос-ва: 1) монархия; 2) власть лучших и знающих – аристократия; 3) полития – правление большинства в интересах большинства. Цель неправильн.: личная выгода правителя: 1) тирания; 2) демократия; 3) олигархия («кучка богатых»).
Н. Макиавелли о власти и политике.
Н. Макиавелли (XV–XVI вв.). Основное произведение «Государь». Здесь он определил политическую науку как науку о государстве. Он ввел в научный оборот термин «государство» в его современном значении. Главное в исследовании Макиавелли – гос. власть, анализ ее завоевания, отправления, сохранения, приумножения и утраты. Это «клиническое» исследование власти, ее анатомии, патологии. Макиавелли, как отмечается в историко-политической литературе, сделал рывок в методологии исследования политики. Он, во-первых, разграничил анализ объективных факторов и нормативных принципов, «суждений о реальности и суждении о ценностях»; во-вторых, отделил политическое научное знание от теологии. Словом, Макиавелли, в противоположность средневековой схоластике, исследовал не абстрактные идеи, не субъективные логические конструкции, а живую политическую реальность. На этой основе Макиавелли высказал мысль о законах общественно-политической жизни, имея в виду проявляющиеся при анализе фактов устойчивые взаимосвязи и существенные последовательности. Наибольшую славу принес подход к определению средств достижения цели. «Цель оправдывает средства». «Государь, чтобы достичь успеха, должен идти на все. Государи стоят выше законов, морали.» Т.е. Макиавелли впервые отделяет политику от морали. Наилучший способ удержать под контролем завоеванное гос-во – его разрушить, особенно, если гос-во было ранее республикой. «Тем, кто приобрел власть путем злодеяний, надо покончить со своими политическими противниками сразу.»
Политические идеи славянофилов и западников.
Пораж. декабристов показало, что прежде чем браться за коренное переустр-во России, необходимо понять, что она из себя предст. – каково ее место в мир. истории, какие силы направл. ее развитие. Центрами идейной жизни в 1830-40-х гг становятся не тайные об-ва, а светские салоны, журналы, универ-кие кафедры. К концу 1830-х гг в об-ве уже проявляют себя несколько цельных течений мысли – западническое, славянофильское, радикальное, – которые предлагают свои концепции исторического развития России. С точки зрения славянофилов (С) (Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Самарин, Кошелев), Рос. долгое время шла совершенно иным путем, нежели Запад. Евр.. История последней определялась борьбой эгоистических личностей, враждебных друг другу сословий, деспотизмом на крови построенных гос-в. В основе же русской истории была община, все члены которой были связаны общими интер.. Православная религия еще больше укрепляла изначальную способн. рус. ч-ка жертвовать своими интерес. ради общих, оказывать помощь тем, кто слабее, терпеливо выносить все тяготы жизни. Гос. власть, призв. извне (С были решит. сторон. норманнск. теории), опекала рус. народ, защищала его от внешних врагов, поддерж. необх. порядок, но не вмеш. в дух., частн., местную жизнь. Власть носила самодержав. хар-р, но при этом чутко прислуш. к мнению народа, поддерживая с ним пост. контакт ч/з Земские соборы. В рез-те реформ Петра это гармонич. устр-тво Руси было разрушено. По мнению С, именно Петр I ввел крепостн. право, разделившее рус. народ на господ и рабов. Господам он к тому же попытался привить зап.евр. нравы, обычаи, культуру, окончательно оторвав их тем самым от народн. массы, сохр. в себе все то лучшее, что было на Руси – народные традиции и верность православию. Именно при Петре гос-во приобрело деспотич. характер, совершено перестав считаться с народом, превратив его в строит. материал для создания грандиозной империи. С призыв. восстанов. старорус. устои об-ной и гос. жизни. Необх.о возрод. дух. единство народа, а для этого следует отменить крепостн. право, непреодолимой преградой отделяющ. крестьян от остальн. слоев насел.. Затем, сохраняя самодерж. строй, нужно изжить его деспотич. хар-р, наладить утрачен. связь м-ду гос-вом и народом. Этой цели С надеялись достигнуть введением самой широкой гласности; мечтали они также и о возрожд. Земских соборов. Создавая разл. концепц. развития Рос., выдвиг. взаимоисключающ. идеи, представители разл. теч. оппозицион. об-ной мысли 30-х – 40-х гг. действов., одном направл.. Отмена крепостн. права и переустр-во деспотич. гос. строя –первостеп. задачи, с решения к-рых должен был начинаться выход Рос. из затяжн. кризиса. С этих позиц. представит. “ образованного меньшинства” и вели свою деят-ть. Она носила сугубо легальн. хар-р, но зато была широка, многообразна и вызвала в об-ве резонанс не менее сильный, чем дв-ние декабр., постеп. внушая мысль о пагубности самодерж.-крепостнич. строя, о необх. перемен. Рез-ты этой, по словам Герцена, “тихой работы” сказались позже, в эпоху реформ, к-рые стали возможны только благодаря широкой об-ной поддерж..Возражали С западники (З) (Герцен, Грановский, Боткин). Они утвержд., что такие идеи не реалист., т.к. Рос. уже с петров. времен необратимо привязана к Зап. Но если даже эти идеи были и безумны, то в Рос. всегда ценилось «безумство храбрых». Спор С. с З XIX в. разреш. в пользу З. Причем проиграли не только С (в сер. века), проиграли и народники (к концу века): Рос. пошла тогда по зап., т.е. капитал.. пути развит. Однако этот приговор был неокончат.. Рос.й эксперимент, основ. на зап.евр. модели прогресса, потерпел тяжелое, жестокое пораж.. Сегодня приходиться лишь поражаться прозорливости тех рус. мыслит. (Достоевский, Соловьев), кот. отказ. видеть существ. различие между соц-мом и бурж-стью, кот. соц-сты объявили перманент. гражд. войну, стоивш. народу десятки млн. жизней. Такова была цена победы научн. идей З над ненауч., утопич. идеей их оппон..
Идеи анархизма М. Бакунина и Н. Кропоткина.
Социально-политические взгляды Г. Плеханова и В. Ленина.
Ленин о пролетарской партии. Маркс: “без партии нет развития, без размежевания нет прогресса”. Эту идею продолжил Ленин (Л). По мнению Л, деятельность партии должна состоять в содействии классовой борьбе рабочих, причем ее задача состоит не в том, чтобы “сочинять из головы какие-либо модные средства помощи рабочим, а в том, чтобы примкнуть к движению рабочих, внести в него свет, помочь рабочим в этой борьбе (развить классовое самосознание рабочих, содействовать их организации, указать настоящую цель борьбы, разъяснить, в чем состоит эксплуатация труда капиталом и т.д). Нарастание подъема рабочего дв-ния и явная близость рев. требовали создания единой централиз. партии рабочего класса, способной руководить рабочим дв-нием. Были значительные трудности: местные комитеты, группы и кружки были весьма разобщены. Л считал, что партия должна состоять из двух частей: а) узкий круг квалиф. проф. рев-ров (людей, свободных от всех других занятий, кроме парт. работы и обладающих необх. мин. теор. знаний; б) широкая сеть периф. парторганизаций и многочисл. массы членов партии. Конечной целью партии явл. свержение кап-зма и установл. соц-зма, в то время как ближайшая цель – свержение царизма и установление дем. порядков. Важнейшим средством свержения царизма и завоевания дем. респ-ки Л считал победоносное восстание народа. Чтобы подвести к нему массы, надо создать такие лозунги и призывы к мас., которые могли бы развязать их рев. инициативу. По мнению Л: 1) ни одно рев. дв-ние не может быть устойчивым без прочной орг-ции руководителей. 2) чем шире масса, стихийно вовлекаемая в борьбу, тем больше необходимость в такой орг-ции и тем прочнее должна быть эта орг-ция.3) такая орг-ция должна состоять в основном из проф. рев-ров.4) в самодержавной стране, чем уже будет такая орг-ция, тем труднее ее будет выловить.5) если такая орг-ция не будет раскрыта, то состав привлеченных масс будет огромен. Партия должна быть передовым сознательным отрядом раб. Класса, но она должна быть организованной и уметь руководить всеми остальными отрядами раб. класса, осуществляя связь передового отряда раб.о класса с массами.Не должно быть деления на “избранных” и “неизбранных”, для всех членов должна проводиться единая п-ка (дисциплина), для чего необходим централизм. Тактика и стратегия полит. борьбы: именно пролетариат должен быть руков. звеном в бурж.-дем. рев. Сама же рев. имеет 2 возможных исхода: дем. республика или некая карикатура на конституц. монархию. Для победы надо, чтобы пролетариат имел союзника в лице крестьянства и чтобы противостоящий класс относительно рук-ва рев-ей был оттеснен с соответствующих постов. Также необходимо повсеместное вооруж. рабочих. Плеханов – посвят. больш-во своих трудов историко-философ. и социолог. аспектам понимания истории. Научн. материалистич. взгляд на историю должен исключ. субъективизм в теории и на практике, в п-ке. Его позиц. подверг. долгие годы критике со стороны официал. большев. идеологии, а сам он понижен был ею до ранга лишь пропагандиста марксист. теории.
Социально-политические концепции К. Маркса и Ф. Энгельса.
Маркс (М). Научн. понимание м-кой концепции – реализация его действит., а не мифологизир., теоретико методологич. арсенала и одновременно критич. переосмысл. его в соотв. с историч. опытом и достижен. п-логич. мысли. Центральная идея м-зма – обоснование соц.-экономич. напрвленности политич. сферы жизни общ-ва. Она конкретизир. в полож. о классовой природе гос-ва, политич. власти партий. В одной из своих ранних работ «К критике гегелевской философии права» М подчерк. зависим. гос-ва от граждан. общ-ва – реальная социал. жизнь людей. политич. гос-во – абстракция от гражд. общ-ва (классов, сословий, форм орг-ции семьи, мат.-жизн. отношен.). политич. жизнь – абстракция от гражд. жизни. Гос-во – полит. бытие гражд. общ-ва. Доминир. идея м-зма – обоснов. и раскрытие классово-экономич. основы полит. власти, ее ин-тов. Полит. власть – порожден. экономич. власти; класс к кот. эконом. власть, неизбежно завоюет и политич. власть. Политика сопряжена с общими интересами классов и внутриклассов. групп. Политич. дв-ие – дв-ие класса, стремящегося осущ. свои интересы в общей форме. Соц.-классов., классво-экономич. подход в анализе п-ки – основа м-кого метода. Он не разделялся многими полит. мыслителями: современниками М, не явл. общепризнан. и в настоящ. время. М-зм дает исходную теорию анализа глобального общ.-полит. процесса.
М. Вебер о власти, управлении и политики.
М .Вебер (В) о проблемах легитимации политической власти.По В, политика – самост. рук-во. Гос-тво же В называет “монополией легитимного насилия” (единств. источн. права на это насилие явл. само гос-во), из чего следует, что п-ка обязат. подразумевает принуждение. Чтобы гос-во существовало, люди должны подчиняться авторитету. Сущ. 3 внутренних оправдания господства людей над людьми: 1) авторитет “вечного вчерашнего”, традиций и нравов;2) авторитет компетентности;3) авторитет личного дара, “харизмы”. Для ч-ка, обладающего харизмой, управление -“призвание в его высшем выражении”. Харизм. лидер призван рук-ть, люди подч. ему не из страха, обычая или установления, а из веры. Такие “вожди” как явления характерны в основном для Запада. Любое господство, как предприятие, требующее постоянного управления, нуждается, также, в установке подчинения масс носителям легитимного насилия и средствах, дающих возможность применить это насилие, т.е. неких ин-тах при лидере, носящих характер штабов. Политики, по мнению В, делятся на 1) политиков по случаю (напр., все граждане гос-ва во время голосов.);2) проф. п-ков, к-рые делятся на тех, кто живет для п-ки, и тех, кто занимается п-кой, чтобы прожить;3) п-ков “по совместительству” (напр., члены советов, ф-щих по требованию. Проф. п-ки начали возникать много веков назад, когда князья боролись с сословиями, состоящими у них на службе. В этой борьбе князья опирались на политически пригодные слои насел.: служителей церкви, ученых-гуманитариев, придворную знать, буржуа, рантье, юристов и адвокатов. Если гос-вом руководят проф. п-ки, в эконом. смысле живущие для нее, то мы имеем дело с “плутократическим” рекрутированием п-ких рук-щих слоев, то есть с тем типом господства, когда рук-щие посты занимают люди экономической верхушки. Обратной связи здесь нет. На Западе с древн. времен типом п-кого вождя явл. демагог. В настоящее время к демагогам добавились еще и журналисты, хотя общество считает последних своего рода “париями”, а также парт. чиновники. С появлением п-ких партий стало возможным существование “прослойки претендентов” на п-кую власть. Хотя структуры партий и различны, вожди составляют себе свиту посредством свободной вербовки, и эта свита является его орудием для избрания на пост через контакты с массами избирателей. Вся п-кая власть строго регламентирована, считает В, важную роль играет соц. контроль за индивидом. Обязанности и права в любой челов. общности равны. Его методология познания п-ки – пример консерв. обоснования господства одних классов над другими. Согласно его мировоззр. установке, все ценности культуры Запада лежат в христианстве, что объясняет тот факт, что для него политическая культура Европы есть культура традиционного харизм. госп-ва. По этой же причине он положительно относится к демократии, т.к. перед Богом все равны. Веберовская концепция легитимности сводится к обоснованию непротиворечивости обязанностей и прав с помощью веры (убеждения) и, следовательно, блокирует реальные пртиворечия поведения индивидов. При харизм. госп-ве победа приводит к увелич. личной власти. При легитим. госп-ве победа означает возможность влиять на законодат. процессы. Но правление может считаться правовым, если законодат. процесс под контролем политиков. Спецификой современного гос-ва явл. то, что легитим. физич. насилие в нем монополизировано, вещественные средства объединены в руках руководителей государства, сословные функционеры экспроприированы, и на их место пришел союз гос-ва.
Теория «политического класса» Г. Моска.
Макевиалистская школа (Г.Моска (М), В.Парето). любому обществу присуща элитарность. М явл. одним из ученых, кот. пытались объяснить причины разделения властей. Его основные работы:1884 – “Теория управления и парламентское правление. Историческое и социалогическое исследование.”1896 – “Основы п-кой науки. М считал, что во всех гос-вах есть два класса людей: класс правящий (“п-кий класс”(ПК)), кот. берет на себя гос. ф-ции, обладает монополией власти и явл. малочисл., и управляемый класс, кот. контролируется первым в законной, произвольной или насильственной формах. Реальная власть всегда в руках “ПК”, меньшинство явл. более организованным: оно сформировано так, что его индивиды отличаются от масс управляемых качествами, которые обеспечивают им материальное, интеллектуальное и даже моральное превосходство. На ранних стадиях развития, качеством, кот. удерживает людей на вершине власти, была воинская доблесть, в современном же обществе больше почитается богатство. Также могут играть роль происхождение, место в церковной иерархии, искусство управления и личные свойства индивидов. Правящ. класс обладает почти исключительным правом на соб-ть и землю. Все правящие классы стремятся стать наследственными (“сила инерции”), то есть богатство и воинская доблесть поддерж. моральными традициями, воспитанием, привычками. Процесс закрепления и обновления ПК может происходить 2 способами: передачей власти сверху вниз (авторитарный) и снизу вверх (либеральный). Устойчивость в общ-ве относительна: 1) возможна смена ПК изнутри, 2) талантливые люди из массы завоевывают себе место в ПК, 3) благодаря отношениям с иноземцами возможно проникновение разл. идей (так же как и при рев-циях). Для устойчивого сущ. ПК гос-ву надо усовершенств. те кач-ва, кот. привели его к власти, и проповедовать консерватизм. Пришедший к власти ПК пытается придать ей законность, т.е. создает моральную и юрид. базу, на к-рую в общ-ве опирается гос-во “ПК”. Совок-ть средств и методов, с помощью кот.ПК манипулирует сознанием людей, М называет «п-ой формулой» В каждом общ-ве можно проследить дем. и аристокр. тенденции. Типы п-ских организаций: 1) феодальный – все управленч., эконом., судебно-адм. и военные ф-ции исполняются одними и теми же индивидами. 2) бюрократический – в нем редко все управленческие функции сосредоточены в одном лице (группе), т.к. создается ин-т чиновничества. Основных формы правл.: абсолютная (преобладает одна единственная п-кая сила, концепция и т.д.Это чаще всего проявляется в форме деспотизма, здесь сливаются элементы демократии и аристократии) и смешанная (проявляется в разл. формах, лучшей из которых является “ относительно совершенная п-кая организация”. Здесь власть находится в руках большого числа людей , причем характерно сильное разделение функций). Одной из своих задач М ставил выработку “научной политики” для правящ. элиты. Имея в руках такой инструмент, господств. класс будет формир. не на имуществ. основе , а на основе ума, способн. и образован.. Осуществление этой меритократической утопии должно произойти в далеком будущем. Подобно Парето, М считает, что без обновления элиты невозможна социальная стабильность, которая явл. основой об-ва. Всякая элита имеет тенденц. к превращению в закрытую, чтобы избежать этого, необходимо наличие свободных дискуссий, которые вынуждают ПК в необходимой степени обновляться. Постоянный обмен между старыми и новыми ПК – залог здоровья об-ва.
Теория «круговорота элит» В. Парето.
Парето (П) больше, чем Моска использ. понятие элиты (Э), он также вводит понятие “п-кой элиты” (ПЭ). “История – это кладбище элит.” Как и Моска, он утверждает , что Э образуются в разных сферах об-ва. Существ. элемент социальной системы составляет неоднородн. по составу, к-рая определяется изначальным неравенством индивидов. Тем, кто имеет “высший показатель своей области деят-ти, мы даем название Э”. Э – это избран. часть насел., остальная его часть лишь “приспосабливается к полученным от нее стимулам”. Сама Э подраздел. на 2 части: одна прямо или косв. принимает участие в управл. об-вом (“правящая Э”) , а другая не участвует в управл. и вращается в художеств. или научн. сферах (“неуправляющая Э”). Представители неэлиты могут подниматься вверх и пополнять ряды ПЭ, члены к-рой, в свою очередь, могут деградировать и опускаться в массы. Происходит циркуляция, или круговорот элит (КЭ) – процесс взаимодействия между членами гетерогенного об-ва, который представляется П в виде пирамиды с Э на ее вершине. Продвижение людей наверх обусловлено комбинацией различных черт и способностей:1) инстинкт комбинации, 2) стремл. к постоянству агрегатов, 3) потребность в демонстрации собств. чувств, 4) инстинкт общительности, 5) инстинкт целостности индивида, 6) инстинкт сексуальности. Элиту характеризует высокая степень самообладания и расчетливости, в то время как массы обычно запутываются в сетях эмоций и предрассудков, и этим оправдывается разделение об-ва на 2 части. П указывает на 2 главн. кач-ва управляющих : умение убеждать и умение применять силу там, где это необходимо. Эти способности явл. взаимоисключающими, и именно это П считает причиной взлетов и падений правящ. классов. Мех-мом обновления Э в мирное время, явл. социальная мобильность. Чем более открыт правящий класс, тем он крепче, тем более он способен сохранить свое госп-во. Чем более он замкнут, тем сильнее тенденция к упадку. Если циркуляция элит происходит чересчур медленно, наступает эпоха рев-ции, смысл к-рой сост. в обновл. состава ПЭ. Циклы подъема и упадка, возвышения и падения Э явл. необх. и неизбежн. Чередования, колебания, смена Э явл. законами сущ-ния чел-кого об-ва. Каждой Э соответствует опред. стиль правления. Инстинкт комбинации обуславл. использование убеждения и обмана, использование введения масс в заблужд. Такие правители наз. “лисами”. Инстинкт постоянства агрегатов обуславл. Противоположн. кач-ва правителей: они агрессивны, авторитарны, склонны к применен. Насилия - это (“львы”), фабрикуют идеалы, светские и религиозные, и их цели простираются далеко вперед. Идеал - смешение Э львов и Э лис. Чередован. экономич. и п-ких циклов связано с циклами дух. произв-ва (интеллектуального, религиозного, художественного и т.д.). Здесь происходит ритмическая смена веры и скептицизма, в основе к-рой лежат “остатки” 1 и 2 классов.
Теория «железного закона олигархии» Р. Михельса.
Р. Михельс (М) (1876-1936), настаивая на огромном значении организации, отмечая, что она п-ки необх. для преодол. дезорг-ции сил, с другой стороны утвержд., что всякая орг-ция (г-во, профсоюзы или п-кая партия) ведет к возникновению олигархии и подрыву демократии. “Железный з-н олигархии”(ЖЗО). Суть з-на : в любой орг-ции неизбежно устанавливается госп-во рук-щей верхушки, власть немногих избранных. “Кто говорит организация, тот говорит олигархия“. По началу по отношению к своим вождям масса членов партии является всесильной. В последующем, в связи с усложнен. задач и требованием обширных специальных знаний и ораторского таланта, считается более неприемлемым передоверять делегирование, для эффективн. исп-ния которого необходимы личные задатки. Это ведет к тому, что создается каста проф. п-ков. Для тех, кто собирается стать проф. п-ками, вводятся особые льготы, распространяющиеся на всю семью. Демократия обычно развивается в олигархию по следующим причинам: 1) техническим; напр., большая орг-ция делает невозм. участие всех членов в решении конкретных вопросов. 2) психологическим; “апатия масс, их потребность в рук-ве имеет в качестве своего дополнения естественную алчность власти у лидеров. ”По мнению М, демократия представляет собой наихудший порядок. Марксистская теория, по М, отождествляет гос-во с госп-ющим классом, но даже новое безклассовое об-во нуждается в Э, т.к. для управл. необх. широкий слой чиновн.. Управление гигантским капиталом дает столько же власти, что и при обладании собственным. Здесь возникает опасность того, что властвующий захочет передать часть этих средств по наследству. Так возникает диктатура, к-рая по существу не отличается от диктатуры группы олиг-ов. Понятие диктатуры противоположно понятию демократии. Так социальная рев-ция