Украина после Второй мировой войны
и др.В результате в обществе все более осознавалась необходимость и возможность перемен.
5) НОВЫЙ ЭТАП ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
С 1988 г. наступает новый этап национально-освободительного демократического движения на Украине (его отличительная черта — переход от критики строя к политическим действиям). Наиболее важные процессы этого этапа:
— с 1988 г. рост «неформального движения»;
— создание новых политических организаций и партий;
— ликвидация политического монополизма КПУ (затем запрещение ее деятельности после августовских событий 1991 г), начало формирования многопартийности;
— обострение политической борьбы в республике (забастовки шахтеров Донбасса в 1989 г. и 1990 г., выборы в Советы различных уровней в марте 1990 г., политическая голодовка студентов в октябре 1990 г., референдумы 1990 г. и 1991 г., президентские выборы и т. д.)
— деятельность Верховного Совета Украины (принятие 16 июля 1990 г. «Декларации а государственном суверенитете Украины», 24 -августа 1991 г. — «Акта провозглашении независимости Украины», разработка проекта новой конституции, подготовка и принятие законов и т. д.).
6) ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ
Новые политические движения и партии на Украине возникают вследствие роста политического и национального самосознания населения:
— организации «неформалов» (1989 г.);
— образование НРУ («Рух») в начале 1989 г., программа которого отстаивала идею суверенитета Украины, возрождения украинского языка и культуры, поднимала экологические проблемы и поддерживала демократизацию политической и экономической системы. Особое внимание обращалось на необходимость солидарности всех этнических групп на Украине. Появление Руха стало первым вызовом монополии Компартии Украины на власть;
— появление с 1990 г. новых политических партий (созданы Украинская республиканская партия, Демократическая партия Украины, Украинская Крестьянско-Демократическая партия, Партия «зеленых» Украины и др. — всего 16 партий) и общественно-политических формирований (например, «Новая Украина» в 1992 г.);
— создание и деятельность общественных организаций («Зелений CBIT», историко-просветительское общество «Мемориал», республиканское общество украинского языка им. Т. Г. Шевченко «Просвет» и др.). В конце 80-х — начале 90 годов на Украине происходит рост национально-освободительного демократического движения, усиливается социально-политическая активность народа, возрастает его национальное самосознание. В результате этого провозглашается государственный суверенитет Украины, начинается новый этап развития Украинского государства:
К лету 1991 г. Украина, как и весь Советский Союз, переживала системный кризис, связанный с острейшим противостоянием между старыми социально-политическими структурами и уже глубоко изменившимся обществом.
7) ПОПЫТКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В СССР В АВГУСТЕ 1991 г.
К августу 1991 г. противостояние сил реакции и демократии достигло критической точки. С одной стороны, нарастали требования ускорить реформирование общества, быстрее ликвидировать отжившие структуры, укрепить процесс демократизации общества, создания правового государства. С другой стороны, усилились попытки сохранить господство КПСС, правившую от имени народа, сохранить господство партийно-бюрократических структур, монопольное положение военно-промышленного комплекса, верность сталинизму и всему, что с ним связано, или, по крайней мере, постсталинизму. 19—21 августа 1991 г. в СССР была осуществлена попытка государственного переворота; Президент СССР — М. С. Горбачев внешне изолирован с семьей и помощниками на даче «Форос» в Крыму; Создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: вице-президента Г. Янаева, премьер-министра В. Павлова, министра обороны Д. Язова, председателя КГБ В. Крючкова, министра МВД Б. Пуго, секретаря ЦК КПСС Бакланова, председателя Крестьянского Союза СССР Д. Стародубцева; В Москву введены войска. Сопротивление путчистам организовали и возглавили в Москве президент России Б. Н. Ельцин и Верховный Совет России. 300 тыс. москвичей живым кольцом оцепили «Белый дом» — резиденцию правительства и Верховного Совета России. Армия в целом отказалась поддерживать заговорщиков и перешла на сторону демократов. Верховный Совет России объявил членов ГКЧП заговорщиками и путчистами, потребовал освобождения М. С. Горбачева. На Украине наиболее решительно против ГКЧП выступили демократические силы (Рух, новые политические партии; с заявлением протеста выступил зам. председателя ВС Украины В. Гринев). В результате попытка переворота провалилась. Сразу после провала путча и как реакция на него возник мощный процесс дезинтеграции страны. Последовала серия актов и деклараций о независимости. Это была своего рода защита республик в ответ на переворот.
8) АКТ О НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ
24 августа 1991 г. Верховный совет УССР провозгласил Украину независимым демократическим государством и принял «Акт провозглашения независимости Украины»: Одновременно было принято решение о проведении 1 декабря 1991 г. республиканского референдума в подтверждение Акта провозглашения независимости Украины. Кроме того, учитывая роль руководящих структур КПСС в организации путча, крах надежд на реформирование КПСС в современную, демократическую партию, вслед за Москвой, запретившей деятельность КПСС, в Киеве, 25 августа 1991 г. была запрещена деятельность Коммунистической партии Украины.
9) ВСЕУКРАИНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 7 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА
В условиях острой политической борьбы, роста национального самосознания украинской нации, увеличения сторонников идеи национального возрождения и суверенитета Украины, нарастающего экономического кризиса, дезинтеграции бывшего Союза 1 декабря 1991 г. состоялся референдум и выборы Президента Украины. На " референдуме 90 % граждан Украины проголосовали за «Акт провозглашения независимости Украины». (Несмотря на то, что на референдуме СССР 17 марта 1991 г. 70% население Украины высказывалось за сохранение единства СССР). На выборах Президента Украины в избирательный бюллетень были включены 6 кандидатов: В. Б. Гринев, Л. М. Кравчук, Л. Г. Лукьяненко, Л. И. Табурянский, В. М. Чорновил, Н. Р. Юхновский. Больше половины голосов (19,6 млн. чел. или 61,59%) получил Л. М. Кравчук — ставший таким образом первым Президентом независимой Украины.
10) РАСПАД СССР. СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)
События осени 1991 г. ясно показали, что нужна замена всей старой системы, смена экономических и политических форм жизни. В этих условиях оказалось невозможным сохранить прежний Союз ССР.
10a) ОБРАЗОВАНИЕ СНГ
Во второй половине декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) собрались руководители 3-х государств: России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. Шушкевич). На этом совещании было принято решение о роспуске СССР и создании нового объединения — Содружества Независимых Государств (СНГ). Действует Совет глав государств и Совет глав правительств СНГ. Ведется разработка соглашений об укреплении единого экономического пространства, подписан договор о военно-политическом союзе (май 1992 г. — 6 государств). Некоторые государства (Украина) высказывают сомнения в жизнеспособности СНГ; На Украине Рух и Украинская Республиканская партия выдвинули требования уйти из СНГ. Противоречия между государствами СНГ возникли на почве дележа экономического достояния СССР, золотого и валютного запаса, военного имущества (спор между Россией и Украиной из-за Черноморского флота, стратегической авиации, ядерного оружия).
Во второй половине 1991 г. возникла возможность реализации третьего исторического шанса — восстановления государственного суверенитета и независимости Украины. Но идея национально-государственного самоопределения неминуемо привела к формальному обособлению республик. В сфере унификации принципов таможенного, налогового, бюджетного, валютного законодательства и денежно-кредитного регулирования представители РСФСР требовали принять только российский образец. Однако республики не соглашались с предоставлением им банком России кредитов сроком на полгода при более 200% годовых. Отсюда — неизбежный крах с попыткой создания «рублевой зоны нового типа».
11) ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ
Возникла в период предвыборной кампании ноября 1989—марта 1990 гг., когда вопрос о ее разработке как атрибута, суверенности подняли участники диссидентского движения 60-х — 80-х гг. В июне 1991 г. Верховный Совет Украины одобрил концепцию новой Конституции, однако к 1992 г. она устарела не только политически, но и морально. Созданная под руководством Президента Л. Кравчука Конституционная комиссия разработала ее проект и вынесла на обсуждение Верховного Совета. Своим решением от 1 июля 1992 г. украинский парламент вынес проект новой Конституции на всенародное обсуждение. Из содержания 258 статей вытекает, что:
— Украина провозглашается демократическим, правовым, социальным государством;
— предлагается полупрезидентская или смешанная форма правления, а форма государственного строя — унитарная (в отличие от федеративной или земельной);
— в первом варианте организации законодательной власти через Национальное собрание Украины предлагается двухпалатность: наличие Совета депутатов и Совета послов, во втором варианта — однопалатность.
После завершения процесса обсуждения стало ясно, что в обществе существует три принципиально разных подхода к этому документу, равно как и к механизму его принятия:
— доработка и утверждение проекта как основы Конституции Украины;
— принятия временной Конституции на переходный период, а после достижения политической и экономической стабилизации — разработка нового Основного Закона;
— принятие любого документа подобного рода преждевременно в связи с необходимостью переизбрания состава Верховного Совета.
Дискуссии, которые проходят в регионах Украины, показывают, что весной 1993 г. общественные настроения наиболее политизированы в таких вопросах, как:
— целесообразность федеративно-земельного устройства государства;
— двойного гражданства и двуязычия;
— отношения к системе Совета как рудименту или жизнеспособному организму.
Консолидации — жизненно важный для Украины ответ на этот вопрос весной 1993 г. приобрел неоднозначность. С одной стороны, на встрече глав бывших республик, входящих в СНГ, 22 января 1993 г. обсуждался проект Устава, в котором среди конфедералистских принципов существовали и ярко выраженные бюрократически-имперские пункты. Президент Украины в категорической форме заявил о несогласии с рядом положений, чем вызвал совершенно надуманные обвинения в адрес Украины, якобы торпедирующей деятельность СНГ. На территории Левобережья, в Крыму активизировали свою деятельность прокоммунистические организации. Особенно, непримиримые позиции по отношению к независимости Украины занимают «Союз коммунистов Крыма», «Русское общество Крыма». В марте 1993 г. в Макеевке в Доме культуры турболитейного завода состоялась Всеукраинская конференция коммунистов Украины, на которой присутствовало более 300 делегатов. В свою очередь, в тот процесс реанимации запрещенной Компартии Украины инициировал создание Антикоммунистического аитиимперского фронта. С другой стороны, в январе 1993 г. руководители военно-промышленного комплекса России и Украины подписали пакет документов о восстановлении хозяйственных связей. Учитывая огромный потенциал данной отрасли индустрии, проходящей сегодня через конверсию, данное соглашение во многом обнадеживает. Украину признали, установив с ней в той или иной форме дипломатические отношения, более 13 стран мира. С участием специалистов Всемирного банка реконструкции и развития готовилась кампания по проведению приватизационных аукционов. Мировой опыт показывает, что государственная форма собственности наименее эффективна, малоприбыльна, поэтому реальный рост производства возможен только при возвращении труженикам чувства хозяина, а это невозможно без постепенного перехода к групповой и частной собственности. В июле—ноябре 1993 года шло всенародное обсуждение проекта Конституции, в котором приняло участие около 190 тысяч человек. Было высказано более 47 тысяч предложений, часть которых учитывалась при доработке текста, опубликованного в прессе 3 ноября. Проект прошел основательную экспертизу специалистами Запада, в том числе со стороны комиссии «Демократия через право» Совета Европы. На 27 марта 1994 года Верховный Совет Украины назначил проведение выборов народных депутатов, а на 26 июня — выборы президента. В ноябре 1993 года Украина ратифицировала договор о ликвидации ядерного оружия «СТАРТ-1». Согласно этому решению, за 7 лет планировалось сократить на территории республики 36% ракетных носителей и 42% ядерных боеприпасов. Однако 14 января 1994 года в Москве па трехсторонней встрече президентов России, США и Украины было подписано соглашение о полном вывозе ядерных ракет с территории республики. В свою очередь Россия предоставляла Украине соответствующую материальную компенсацию и совместно с США гарантировала территориальную целостность и независимость Украины.
Существенные усилия Украине следует уделить в области юриспруденции. Особенно отстала сфера законодательства в области прав человека. Европейская система строится на приоритетах их защиты, а законодательство Украины является системой защиты государственных интересов, в первую очередь.
Такие страны, как Швейцария, Австрия, Люксембург, Мальта за 1987—1991 гг. ратифицировали, например, от 9 до 21; пакта по правам человека, то Украина — всего 4. Если присоединение к конвенциям в рамках Международной организации труда будет продолжаться столь же медленно, то для освоения обязательств в системе МОТ нам потребуется более 400 лет.
Сложной остается ситуация и в сфере функционирования украинского языка как государственного, особенно в Донецкой области (Если в Луганской области до 35% украинцев считают русский язык родным, Одесской — более 30%, то в Сумской области русскоговорящих украинцев — лишь 9%, а в Западной Украине — не более 1%.)
В целом общественность и народ Украины после кровавых событий 3—4 октября 1993 г. в Москве и результатов выборов в России 12 декабря все более склоняются к умеренной позиции в решении политических проблем.
Надо сказать, что Указом президента Украины Л.Кучмы от 4 ноября 1998 года утверждена Государственная программа сотрудничества Украины с Организацией североатлантического договора (НАТО) на период до 2001 года.
После столетий борьбы Украина получила еще один шанс осуществить великую национальную и государственную идею, которая является наивысшим правом каждого народа.
УКРАИНА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Государственное устройство.
Украина – республика. Верховный Совет Украины 16 июля 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, а 24 августа 1991 года - Акт о независимости Украины (этот день отмечается с тех пор как Национальный праздник - День независимости).
Современная Украина представляет собой республику, в состав которой входят 24 области и автономная республика Крым.
Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства. Он избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. На президентских выборах 1999 года Президентом Украины был переизбран Леонид Данилович Кучма.
Высшим органом законодательной власти на Украине является парламент - Верховная Рада Украины. Конституционный состав Верховной Рады Украины - 450 (в настоящее время - 449) народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года. Председатель Верховной Рады Украины - Плющ Иван Степанович (избран большинством Рады 1 февраля 2000 г.).
Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Премьер-министр Украины - Виктор Андреевич Ющенко (с 22 декабря 1999 года).
Министр иностранных дел - Анатолий Максимович Зленко (вновь назначен указом Президента от 2 октября 2000 года).
Экономика.
Украина обладает богатыми природными ресурсами, мощным промышленным потенциалом, солидной научно-технической базой.
Структура национального дохода: промышленность - 50%, сельское хозяйство – 26%, строительство – 10%, транспорт и связь – 6%.
Восточные области страны представляют собой индустриальный регион с развитым машиностроением и металлургией (на него приходится почти половина разведанных запасов угля). Центральный регион - житница Украины, здесь сосредоточена значительная часть запасов нефти. Западная часть страны - агропромышленный регион со значительным рекреационным потенциалом.
В настоящее время Украина и ее экономика шагают к новой жизни, новому состоянию - к рынку. Этот путь требует изменений в базисе общества, в методах хозяйствования, обуславливает потребность в более эффективных рычагах управления экономическими процессами.
ДОБЫЧА НЕФТИ НА УКРАИНЕ
Роль нефтяной промышленности в народном хозяйстве Украины велика. Страна не может обходиться без топлива, горюче-смазочных материалов, продуктов нефтехимии и всего того, что получают из нефти. Существование этой отрасли жизненно необходимо, и поэтому нужно приложить все силы для выведение ее из кризиса. От состояния нефтяной промышленности зависит общее состояние ТЭК, которое прямо влияет на развитие экономики, уровень жизни населения и роль государства в мировом сообществе.
Из общего количества добываемых запасов нефти мира более 96 млрд. т сосредоточены в недрах 13 стран Ближнего и Дальнего Востока. К странам, в которых тоже есть значительные добываемые запасы нефти принадлежат: Венесуэла –9,81, Россия – 7,06, Мексика – 5,72, Ливия – 4,24, Китай – 3,28, США – 3,11, Нигерия – 2,29 млрд. т. Всего в этих странах сосредоточено 35,51 млрд. т. В др. странах добываемые запасы нефти составляют от 0,07 до 1,2 млрд. т.
К последним, где добывание нефти находится в указанных пределах, принадлежит Украина. В недрах месторождений Украины на балансе на начало 1999 г. значится 959,8 млн. т, из них добываемые запасы составляют 46 млн. т, а остальные 813,8 млн. т относятся к категории труднодобывающейся нефти, которую существующими методами разработки, включая методы заводнения различной модификации и методы интенсификации, извлечь пока невозможно.
Большая часть труднодобывающейся нефти из указанных балансовых запасов (почти 300 млн. т) сосредоточена в горизонтах менилитовых отложений месторождений Западного нефтяного региона. В качестве примера сложности геологического строения можно привести открытое в 1976 г. Довбушанско-Быстрицкое месторождение. На этом месторождении расположены 3 структурных этажа менилитовых залежей с 34 самостоятельными горизонтами с эффективными толщинами от 2 до 15 м на глубинах от 1700 до 3600 м. Балансовые запасы в целом по месторождению составляют 32 млн. т, а по проекту из месторождения будет добыто всего 8,8% нефти от балансовых запасов. Поэтому, имея в Украине значительные запасы нефти, надо думать, как ее эффективно извлечь.
Разработка месторождений
Украинская нефтедобывающая промышленность находится сейчас в тяжелом положении. У государства нет средств не то что на разработку новых месторождений, но и на поддержание стабильной добычи на старых.
Млн.т
5.5
5.0