Организация бухгалтерского учета в банке
Введение
Целью учетно-аналитической практики является закрепление теоретических знаний по специальным дисциплинам, изученным в учебном процессе, и ознакомление с учетно-аналитической информацией организации (предприятий, Министерства по налогам и сборам, банков).
Задачи практики:
Изучение должностных обязанностей работников финансового отдела организации;
Изучение первичной информации учета объектов организации;
Изучение бухгалтерской отчетности организации.
Учетно-аналитическая информация представляет собой совокупность различных сведений экономического характера, которые можно использовать в процессе учета, контроля и анализа. Она включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов в натуральном и стоимостном измерении.
Учетно-аналитическая информация должна обладать свойствами объективности, достоверности, своевременности, оперативности, целесообразности, результативности. Она должна быть высокого качества и формироваться с наименьшими затратами труда и времени.
Экономическая информация – совокупность сведений в сферах экономики, которые необходимо фиксировать, хранить, обрабатывать, передавать для использования в управлении хозяйством страны и отдельными её объектами.
1. Результаты прохождения практики на ЗАО МШФ «Веснянка»
1.1 История развития и выпускаемая продукция предприятия
История развития предприятия
ЗАО МШФ «Веснянка» была создана 1 июля 1929 года по приказу Белшвейтреста при Совете народных комиссаров. Основу рабочих кадров фабрики составили трудовые коллективы города Могилева «Красный швейник», «Красная игла», военнообмундировочные мастерски, а также трудовые коллективы г. Орши, г. Шклова и др.
В 1929 году фабрике было присвоено имя Володарского. В начале 1930 года она уже имела четыре различных здания. Собственными силами в 1931 году был построен одноэтажный корпус по улице Первомайской 43, в котором размещался ватный цех, а так же построены два корпуса, где размещались склад фурнитуры, склад готовой продукции. В 136 году был организован 4-й пошивочный цех и цех индивидуального заказа на 100 человек.
В июне 1941 года оборудование, сырье, готовые изделия были частично эвакуированы. Как самостоятельное предприятие фабрика в тылу не действовала.
7 июля 1944 года фабрика была вновь организована. В сентябре того же года был организован массовый пошив изделий из шерстяных и хлопчатобумажных тканей.
8 сентября 1945 года снова начала функционировать школа фабричного обучения. 1947 год – был введен конвейер на 39 рабочих мест.
В 1960 году построен и сдан в эксплуатацию новый пятиэтажный производственный корпус по улице Ленинской 91. в просторных помещениях нового корпуса было организовано восемь потоков, размещенных двухрядных конвейеров, организованы самостоятельные отделочные секции.
В 1969 году фабрика удостоена звания «Предприятие высокой культуры».
В 1974 году введен в действие блок вспомогательных цехов, где расположен кустовой вычислительный центр, склад готовой продукции, пошивочный цех №4.
За 1987 год проведена значительная работа по внедрению новой техники. Выполнены следующие мероприятия:
Внедрен технологический процесс ВТО готовых швейных изделий с внедрением линии ВТО фирмы «Макпи»;
Внедрен усовершенствованный технологический процесс подготовительно-раскройного производства;
Механизирована транспортировка готовых изделий из пошивочных цехов №1,2 в цех ВТО и на склад;
Внедрен иглопрошивной способ изготовления плечевых накладок;
Внедрен раскрой прикладных материалов по светокопиям и др.
В 1989–1990 гг. совместно с известной фирмой «Унионматекс» (Германия) произведено техническое перевооружение фабрики на основе комплектного импортного оборудования, что позволило механизировать технологический процесс и использовать компьютерную технику. При подготовке моделей к запуску в производство применялось оборудование фирмы «Инветроника» и браковочные машины «Вайс».
В 1993 году МШФ имени Володарского выкупила имущество и преобразовалась в Могилевское народное предприятие Веснянка. Указанное предприятие в 2000 году преобразовано в ЗАО «Могилевская швейная фирма Веснянка».
ЗАО «Веснянка» действует на принципах хозяйственного расчета, в своей деятельности руководствуется Законами «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «О собственности», Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также другими законами и нормативными актами Республики Беларусь.
Управление Обществом осуществляется в соответствии с Уставом. Органами управления являются общее собрание акционеров, наблюдательный совет и директор.
Выпускаемая продукция
В составе производства продукции ЗАО «Веснянка» широчайший диапазон ассортимента: пальто, полупальто, костюмы женские, юбки, брюки, пальто, полупальто мужские.
Вся продукция фирмы «Веснянка» подтверждена сертификатами Госстандарта РБ, как имеющая высший уровень качества. Выпускаемые из «давальческого» сырья изделия экспортируются в Германию, Чехию, Англию, США, а вырабатываемые из собственного сырья поставляются на внутренний рынок и рынок стран СНГ.
Обеспечить необходимый уровень качества позволяет применяемая на фирме технология.
На базе системы автоматизированного проектирования «Инвестроника» (Испания) проводится конструкторская подготовка производства, размножение лекал, разработка норм расхода материала, выполнение зарисовок, раскладок лекал для раскроя.
Поступающие материалы верха и подкладки подвергаются сплошному контролю по количеству и качеству. Испытание прочности клеевых соединений проводит лаборатория испытания тканей для всех пакетов материалов.
Швейные цеха оснащены высокоскоростным оборудованием с автоматизацией вспомогательных приемов различных фирм.
Сдача готовой продукции на склад производится с помощью подвесного транспортера ГН-12 и грузовых лифтов.
Уровень обновления моделей выпускаемой продукции на фирме составляет 78,5%.
На 2007 год с целью расширения обновления продукции планируется провести следующие мероприятия:
Работа с новым ассортиментом тканей:
– двухслойная ткань «драп+ мех»;
– комбинированная шерсть с текстурированными нитями;
– льняные ткани с добавлением лайкры;
– бархат с выжженными волокнами;
– ткань «Лоден»;
2. Разработка новых конструкций с учетом направления моды;
3. Применение новых отделочных материалов.
На предприятии осуществляется постоянный контроль не только готовой продукции, но и входной контроль поступающего сырья.
Предприятие постоянно работает над повышением конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет повышения уровня качества, внедрения новых технологий и новых видов оборудования, применения новых видов тканей, отделочных материалов и фурнитуры.
На предприятии проводится работа по постоянному улучшению качества выпускаемой продукции.
1.2 Организация финансовой работы на предприятии
1.2.1 Структура, задачи и функции финансовой службы предприятия
Финансовый отдел является самостоятельным структурным подразделением ЗАО МШФ «Вяснянка» по планированию и организации финансовых отношений, учету денежных ресурсов, контролю и анализу эффективности их использования, регулированию доходов и расходов, стимулированию конечных результатов производства.
В административном отношении и производственной деятельности финансовый отдел подчинятся главному экономисту, который, в свою очередь, подчиняется директору фирмы. Порядок назначения на должность руководителя отдела и других работников, а также квалифицированные требования к работникам определяются должностными инструкциями.
Финансовый отдел состоит:
– начальник отдела
– экономист по финансовой работе
– бухгалтер-кассир
Численность персонала финансового отдела устанавливается штатным расписанием, утверждаемым директором.
Финансовым отделом решаются следующие основные задачи:
Обеспечение финансирования основной деятельности и капитального строительства по фирме.
Организация выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящей организацией.
Внедрение новых прогрессивных форм расчета и использование при различных расчетах различные финансовые инструменты.
Проведение анализа эффективности и целесообразности использования финансовых средств и привлечение кредитов с целью повышения эффективности их использования для улучшения экономического положения фирмы.
Организация контроля за правильным и эффективным использованием финансовых ресурсов, обеспечением сохранности и ускорением оборачиваемости оборотных средств.
Функции финансового отдела. В области финансово-кредитного планирования:
Формирование в установленные сроки проекта финансового плана фирмы со всеми необходимыми расчетами.
Планирование привлечения заемных средств и погашение ранее взятых кредитов.
Составление и предоставление в установленные сроки предусмотренных нормативными актами плановых финансовых документов в РУП «Могилевэнерго» обслуживающий банк, управление статистики.
Внедрение наиболее целесообразных форм расчетов с потребителями и поставщиками.
В области финансово-оперативной работы:
Обеспечение в установленные сроки и в полном объеме в соответствии с законодательством и утвержденным финансовым планом:
платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
выплату заработной платы персоналу;
оплату потребленных энергоносителей;
расчетов с поставщиками и подрядчиками за выполнение работы;
Осуществление кассовых операций по счетам фирмы в банках, включая операции в иностранной валюте;
Организация и проведение зачетных операций, операций с ЦБ;
Ведение оперативного учета о выполнении показателей финансового плана;
Осуществление контроля и анализа использования денежных средств;
Ведение регистрации, хранение и контроль за исполнением заключенных договоров;
Получение, хранение, оперативный учет и выдача наличных денег, ЦБ и других документов.
В области контроля за выполнением финансового плана и соблюдением финансовой дисциплины:
В процессе деятельности финансовый отдел осуществляет контроль за:
Использованием по целевому назначению собственных и заемных оборотных средств;
Недопущением отвлечения оборотных средств основной деятельности в капитальное строительство;
Ежедневной оплатой и потреблением энергоносителей и др.
В области анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы:
Осуществление систематического анализа бухгалтерской и оперативной отчетности по вопросам, связанным с выполнением финансового, кассового и кредитного планов, соблюдением финансовой и платежной дисциплины.
Оценка финансового состояния фирмы и определение критериев для оценки удовлетворительной структуры баланса.
Разработка и предоставление руководству РУП «Могилевэнерго» аналитических учетных форм с информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений.
1.2.2 Должностные обязанности работников финансового отдела предприятия
Начальник финансового отдела обязан:
Ежемесячно проводить анализ хозяйственно-финансовой деятельности фирмы с разработкой мероприятий и предложений по улучшению финансового состояния;
Обеспечивать разработку мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и ее укрепление;
Контролировать своевременность поступления в финансовый отдел нормативных документов по финансовым вопросам;
Выявлять проблемные вопросы, связанные с движением финансовых средств, в целом по фирме;
Участвовать в работе по подготовке и внедрению системы локальных нормативных актов фирмы;
Контролировать погашение кредиторской задолженности по всем заключенным договорам;
Обеспечивать контроль за правильностью оформления заключенных фирмой договоров;
Принимать участие за проведением инвентаризации денежных средств, расчетов и финансовых обязательств;
Вносить предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу локальных нормативных актов ЗАО МШФ «Вяснянка» в части, касающейся функций отдела;
Осуществлять контроль за обеспечением платы в полном объеме покупной энергии;
Сохранять в тайне сведения, разглашение которых может повлечь ущерб для фирмы.
Бухгалтер-кассир финансового отдела:
Ведет учет в белорусских рублях и иностранной валюте;
Производит сдачу выручки в банк;
Производит получение и выдачу денежных средств;
Обеспечивает сохранность денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе;
производит все денежно-расчетные операции по всем счетам в банке;
Ежедневно анализирует работу на закрепленном участке и фиксирует замечания, упущения, нарушения в нем.
Экономист по финансовой работе обязан:
Ежемесячно до 5 числа текущего месяца руководствуюсь нормативно-правовыми, организационно-распорядительными документами вышестоящих органов, годовыми планами капстроительства и др. документами разрабатывать финансовый план;
Ежедневно разрабатывать и внедрять мероприятия по экономическому стимулированию повышения сбора средств с потребителей энергии и улучшению использования собственных оборотных средств;
Проводить расчеты необходимости и эффективности привлечения заемных ресурсов при недостатке собственных оборотных средств фирмы;
Оформлять необходимые документы для получения кредитов;
Осуществлять контроль за своевременным погашением кредитов;
Обеспечивать ведение учета состояния задолженности по кредитам;
Ежедневно составлять сведения о задолженности и оплате поставщикам за газ, мазут, покупную энергию и др.;
Проводить всесторонний анализ выполнения финансового плана;
Сохранять в тайне сведения, разглашение которых может повлечь ущерб для фирмы.
Ежедневно анализировать работу на закрепленном участке и фиксирует замечания, упущения, нарушения в нем.
1.2.3 Краткая характеристика налогов, уплачиваемых предприятием
Расчет и уплата налогов в бюджет и внебюджетные фонды производится в соответствии с приказом об учетной политике.
ЗАО МШФ «Вяснянка» исчисляет и уплачивает следующие налоги сборы:
– экологический налог;
– земельный налог;
– обязательные страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– подоходный налог с физических лиц;
– сбор в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды;
– налог на недвижимость;
– налог на незавершенное строительство.
1.3 Состав учетно-аналитической работы на предприятии
1.3.1 Понятие первичного документа и требования к содержанию и форме первичных документов в соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»
Первичный учетный документ – документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции, составленный в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенный для отражения результата хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета.
Первичные хозяйственные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов РБ (для Национального банка РБ, банков – Национальным банком РБ), по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров РБ, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. При отсутствии утвержденных типовых форм или недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:
Наименование, номер документа, дату и место его составления;
Содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;
Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.
В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем организации.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции, связанные с поступлением ил выплатой денежных средств, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, – непосредственно после ее совершения.
Лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.
В первичных учетных документах стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных учетных документах исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
Первичные учетные документы, составленные на иных языках (кроме русского и белорусского), должны иметь подстрочный перевод на русский или белорусский язык.
Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. Если первичные учетные документы составляются на машинных носителях информации, организация обязана изготовлять на свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию государственных органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РБ, суда и прокуратуры.
Программы кодирования, идентификации и машинной обработки данных первичных учетных документов на машинных носителях информации должны храниться в организации в течение срока, установленного для хранения первичных учетных документов на бумажных носителях, и обладать системой защиты.
Первичные учетные документы могут быть изъяты органами, которым в порядке, установленном законодательством РБ, предоставлены соответствующие полномочия.
Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе в присутствии представителя органа, проводящего изъятие первичных учетных документов, снять с этих документов копии, а также с документа, являющегося основанием для изъятия документов. Изъятие документов оформляется актом с указанием даты изъятия. (статья 9, Закона РБ о Бухгалтерском учете и отчетности)
1.3.2 Первичный учет на предприятии
Первичными документами по учету основных средств являются:
– Акт о приме-передаче объекта основных средств ф.ОС-1 (приложение);
– Акт о приме-передаче групп объектов основных средств ф.ОС-1а;
Они используются при включении основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, – в момент приобретения; для объектов, требующих монтажа, – после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), а также при выбытии из состава основных средств или передаче (продаже, мене и прочем) другой организации. Указанные акты составляются в количестве не менее двух экземпляров и утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика. В случае, когда ввод объектов в действие в соответствии с законодательством, оформляется в особом порядке, эти акты могут не оформляться. Так, акты форм №ОС-1 и ОС-1а не составляются при наличии специальных актов принятии основных средств государственной приемочной комиссией.
– товарная накладная;
– товарно-транспортная накладная;
– накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств ф.ОС-2;
– инвентарная карточка учета объекта основных средств ф.ОС-6;
– инвентарная карточка группового учета объекта основных средств ф.ОС-6а;
– инвентарная книга учета объекта основных средств ф.ОС-6б;
– Акт о списании основных средств ф.ОС-4 и ОС-4а;
– Акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств ф.ОС-3;
– опись инвентарных карточек по учету основных средств ф.ОС-7;
– карточка учета движения основных средств ф.ОС-8;
– инвентарный список основных средств ф.ОС-9.
Первичными документами по учету товарно-материальных ценностей являются:
– товарная накладная ТН-2;
– товарно-транспортная накладная ТТН-1;
– счет-фактура;
– спецификация;
– сертификат;
– доверенность ф. М-2;
– Акт о приемке материалов ф.М-7;
Если количество или качество прибывших материалов не совпадает с данными сопроводительных документов, то принимает их комиссия по Акту о приемке материалов формы М-7. Он также составляется при приемке материла и, поступивших без документов (неотфактурованные поставки). Акт составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации (по согласованию с поставщиком). Он утверждается руководителем организации или лицом, на то уполномоченным. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, а второй – отделу материально-технического снабжения (бухгалтерии) для предъявления претензии поставщику (виновнику). Акт о приемке материалов (форма М-7) является первичным документом При приходовании ценностей, и приходный ордер не оформляется
– лимитно-заборная карта ф.М-8;
– акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов ф.М-10;
– накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов ф.М-11;
Накладные-требования составляются в двух экземплярах материально ответственными лицами складов (цехов), которые сдают ценности. Один экземпляр остается у сдатчика (склада, цеха) и служит основанием для списания ценностей, а второй (по которому они приходуются) – у получателя (цеха, склада). Накладные-требования (форма М-11) на возврат неиспользованных матеркалов выписываются в том случае, если ценности по ним отпускались, а не по лимитно-заборным картам, ибо в последних предусматривается учет возврта материалов, ранее отпущенных в производство.
– карточка складского учета.
Первичными документами по учету труда и заработной платы являются:
– приказ (распоряжение) о приеме на работу ф.Т-1;
– приказ (распоряжение) о переводе на другую работу ф.Т-5;
– приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска ф.Т-6;
– приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора ф.Т-8;
– личная карточка работника ф.Т-2;
– табель учета использования рабочего времени ф.Т-13;
– наряд на сдельные работы ф.Т-40;
Наряды оформляют в зависимости от характера работы на одного рабочего или на бригаду, на одну смену или на срок до одного месяца и используют обычно в индивидуальных и мелкосерийных производствах при выполнении различных неповторяющихся работ (операций). Наряд выписывают мастера, производители работ и другие должностные лица до начала работы на основании технологических карт. Эти же лица вместе с контролером ОТК принимают выполненные работы, отмечают в наряде количество годных и бракованных деталей и подписывают его при закрытии.
– маршрутный лист ф.Т-23;
Маршрутный лист применяют в серийных производствах при обработке деталей отдельными партиями. На каждую такую партию оформляют маршрутный лист с указанием в нем наименования детали, количества штук в партии, наименования операций (в последовательности обработки деталей), фамилий и табельных номеров рабочих, количества деталей, выданных в работу по каждой операции и принятых, в том числе годных, бракованных, сумм заработка по сдельным расценкам и других данных. Если к концу месяца обработка деталей на операциях, поименованных в маршрутном листе, не закончена, то на дальнейшую их обработку в следующем месяце открывают дополнительный маршрутный лист, о чем делается отметка в основном Применение маршрутного листа позволяет усилить контроль за движением деталей в производстве и их сохранностью.
При обработке партии деталей в одном расчетном периоде маршрутный лист может использоваться в качестве первичного документа для начисления заработной платы. В случае обработки партии деталей в двух и более расчетных периодах применяются маршрутные листы в сочетании с отрывными талонами к ним или со сменными рапортами о выработке и начисленной заработной плате
– листок учета простев ф.Т-16;
Листок учета простоев (форма №Т-16) предназначен для начисления I заработной платы рабочему за время простоя не по его вине. В нем отмечают I время начала, окончания и продолжительность простоя, сумму к оплате, Я шифр причины и виновника простоя, шифр затрат и другие показатели.
– листок на доплату ф.Т-48;
– список лиц, работавших сверхурочно ф.Т-48;
– листок временной нетрудоспособности.
Первичными документами по учету денежных средств и расчетов являются:
– чек;
– объявление на взнос наличными;
– платежное поручение;
– платежное требование;
– выписка банка;
– приходный кассовый ордер;
– расходный кассовый ордер.
1.3.3 Бухгалтерская отчетность предприятия
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется на основании данных бухгалтерского учета.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности организации представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность:
собственникам (участникам, учредителям) согласно уставу (положению) организации;
органам государственной налоговой инспекции по месту своей регистрации;
другим государственным органам, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и для которых предусмотрено получение соответствующей отчетности;
другим лицам в случаях, предусмотренных законодательством республики и договорами организации.
Кроме того, организации, находящиеся полностью или частично в государственной собственности, представляют квартальную и годовую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Каждый из пользователей информации, содержащейся в финансовой отчетности, преследует свои цели. Например, сама организация, составившая отчетность, использует отчетные данные для контроля за выполнением показателей производственных и финансовых планов, определение возможностей повышения эффективности использования ресурсов, выявления недостатков В работе, разработки текущих и перспективных планов (бизнес-планов) деятельности организации. Учредители, акционеры, инвесторы, поставщики и другие юридические и физические лица используют отчетную информацию при принятии решений об установлении хозяйственных связей с организацией, вложением средств в ее активы, размещением заказов и т.п. Государственные органы финансового контроля используют отчетность организаций для установления правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством. Производственные объединения, концерны, министерства, ведомства на основании полученных от организаций отчетов формируют сводные данные по основным показателям их деятельности, составляют текущие и перспективные планы, анализируют внутренние резервы роста прибыли и рентабельности производства. Органы государственной статистики используют отчеты организаций для получения обобщенных данных по народному хозяйству в целом.
Бухгалтерская отчетность предприятия включает в себя следующие формы бухгалтерской отчетности:
– бухгалтерский баланс (форма №1);
– отчет о прибылях и убытках (форма №2);
– отчет о движении фондов и других средств (форма №3);
– отчет о движении денежных средств (форма №4);
– приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
– отчет о целевом использовании полученных средств (ф. №6);
– пояснительную записку к годовому балансу.
2. Результаты прохождения практики в Инспекции МНС
2.1 Организация работы ИМНС
Организационная структура ИМНС, ее задачи и функции:
Руководство ИМНС:
– Начальник инспекции
– Первый заместитель начальника инспекции
– Заместитель начальника инспекции – начальник управления координации и организации контрольной работы
– Заместитель начальника инспекции – начальник управления налогообложения организации
– Заместитель начальника инспекции – начальник управления оперативно-контрольной работы
Структурные подразделения ИМНС:
1. Управление учета налогов, ведомственного контроля и экономического анализа:
– отдел учета и отчетности;
– отдел взыскания платежей;
– отдел экономического анализа;
– отдел ведомственного контроля.
2. Управление налогообложения организаций:
– отдел прямых налогов;
– отдел косвенных налогов;
– сектор контроля уплаты косвенных налогов в торговле с Российской Федерацией.
3. Управление координации и организации контрольной работы:
– отдел контроля налогообложения юридических лиц;
– отдел организации и координации проверок;
– отдел контроля налогообложения внешнеэкономической деятельности.
4. Управление контроля налогообложения физических лиц:
– отдел контроля налогообложения индивидуальных предпринимателей;
– отдел контроля налогообложения физических лиц.
5. Управление информационных технологий:
– отдел сопровождения и разработки информационных систем;
– отдел реестров и информационных баз данных;
– отдел системного и технического обеспечения.
6. Управление оперативно-контрольной работы:
– отдел оперативного контроля;
– отдел рейдовой работы.
7. Управление по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции, табачных изделий и налогообложения подакцизных товаров:
– отдел контроля налоговых сборов с подакцизных товаров;
– отдел по контролю за производством и реализацией алкогольной продукции и табачных изделий.
8. Юридический отдел
9. Отдел организационно-кадровой работы
10. Отдел бухгалтерского учета
11. Отдел информационной безопасности и спецработы
12. Административно-хозяйственный отдел
Основными задачами инспекции являются:
– осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, финансовых, экономических санкций в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;
– учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
– разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
– осуществление функций агента валютного контроля в пределах своей компетенции;
– предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве;
– осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий).
Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:
– осуществляет контроль за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет, а также обеспечивает взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
– осуществляет контроль за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, в том числе за полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларациях о доходах и имуществе, а также об источниках денежных средств;
– ведет Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц), Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, импорт, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта;
– осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);
– регистрирует кассовые суммирующие аппараты и специальные компьютерные системы, применяемые для приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, состоящими на налоговом учете в инспекции;
– осуществляет функции агента валютного контроля в пределах своей компетенции;
– обеспечивает учет изъятого, арестованного имущества или иного выявляемого налоговыми органами имущества, подлежащего обращению в доход государства, а также осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств, полученных от реализации имущества, обращенного в доход государства;
– обеспечивает возмещение расходов на проведение гигиенической экспертизы и сертификации имущества, на которое обращено взыскание в счет погашения задолженности по уплате налогов в бюджет;
– организует деятельность инспекций МНС по районам и городам, районам в городах Могилевской области;
– в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, осуществляет контроль за порядком проведения финансовых операций в пределах своей компетенции;
– анализирует отчетные данные, результаты налоговых проверок и на основании их анализа разрабатывает и вносит в МНС предложения по совершенствованию деятельности инспекции;
– осуществляет государственный контроль за:
производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;
декларированием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объемов производства и оптовой реализации алкогольной продукции и табачных изделий;
соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство алкогольной продукции и табачных изделий, установленных норм расхода сырья и материалов на единицу готовой продукции, порядка ввоза в Республику Беларусь и реализации на ее территории алкогольной продукции и табачных изделий зарубежного производства;
состоянием спиртоприемного и спиртоизмерительного оборудования, спиртохранилищ;
соблюдением установленного порядка выдачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, на осуществление розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия), лицензий на импорт алкогольной продукции и табачных изделий, экспорт алкогольной продукции;
– изучает и анализирует складывающуюся ситуацию на рынке алкогольной продукции и табачных изделий, вырабатывает и вносит в МНС предложения по вопросам усиления государственного контроля и регулирования в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий;
– заявляет ходатайства о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;
– осуществляет в пределах своей компетенции контроль за использованием акцизных марок для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий;
– ведет баланс производства и оборота на внутреннем рынке алкогольной продукции и табачных изделий;
– разрабатывает и вносит в МНС предложения по совершенствованию налоговой политики, налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве;
– рассматривает в пределах своей компетенции предложения, заявления и жалобы, поступившие от юридических и физических лиц;
– проводит разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве;
– обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров;
– планирует и распределяет ассигнования на содержание инспекций МНС по районам и городам, районам в городах Могилевской области и контролирует ее использование;
– проводит проверки деятельности нижестоящих инспекций МНС и по их результатам принимает меры к устранению выявленных недостатков, заслушивает отчеты руководителей указанных инспекций о деятельности инспекций, оказывает методическую и практическую помощь в ее организации, изучает и распространяет положительный опыт работы.
Деятельность налогового инспектора регулируется следующими нормативными документами:
– Законом РБ «О государственной налоговой инспекции»;
– Налоговый кодекс РБ;
– Положение об инспекции Министерства по налогам и сборам РБ по Могилевской области;
– должностными инструкциями (Приложение 2);
– другими нормативными документами.
Инспекция Министерства по налогам и сборам по Могилевской области взимает в бюджет государства следующие налоги:
– налог с продаж товаров в розничной торговле;
– налог на услуги;
– сбор с заготовителей;
– сбор с пользователей за осуществление торговли на территории Могилевской области;
– сбор с пользователей за парковку (стоянку) в специально оборудованных местах;
– сбор с пользователей за осуществление охоты и рыболовства;
– сбор с пользователей за владение собаками;
– сбор с пользователей за осуществление строительства объектов на территории Могилевской области;
– целевой сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) и целевого транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования.
Налог с продаж товаров в розничной торговле.
Плательщиками налога с продаж товаров в розничной торговле являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты в соответствии с законодательством Республики Беларусь на территории соответствующих административно-территориальных единиц Могилевской области.
Объектом налогообложения являются:
– операции по реализации товаров в торговых объектах розничной торговли (за исключением социально значимых товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, а также бензина и дизельного топлива);
– операции по реализации в торговых объектах общественного питания (за исключением ресторанов, баров, кафе) покупных товаров по розничным ценам без наценки общественного питания, пива, алкогольной продукции, табачных изделий.
Реализация продукции собственного производства и иных товаров со склада плательщика работникам в счет заработной платы и в погашение заработной платы не рассматривается как розничная торговля в целях исчисления налога с продаж.
Налог на услуги.
Плательщиками налога на услуги являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории соответствующих административно-территориальных единиц Могилевской области операции по оказанию услуг, являющихся объектом налогообложения.
Объектом налогообложения являются операции по оказанию плательщиками услуг: рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц, кемпингов, мотелей; ресторанов, баров, кафе; дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских, салонов красоты, соляриев, косметических салонов, оказывающих косметологические услуги; с недвижимым имуществом; сотовой подвижной электросвязи, оказываемых абонентам; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
Сбор с заготовителей.
Плательщиками сбора с заготовителей являются организации и индивидуальные предприниматели.
Объектом налогообложения сбором с заготовителей является осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации.
Сбор с заготовителей не исчисляется и не уплачивается, если при заготовке дикорастущей продукции соответствующей организацией или индивидуальным предпринимателем внесена плата за побочное лесное пользование.
Налоговая база определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен. Налоговая ставка устанавливается в размере 5 процентов налоговой базы.
Сбор с пользователей за осуществление торговли на территории Могилевской области.
Плательщиками сбора с пользователей за осуществление торговли на территории Могилевской области являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и(или) розничную торговлю на территории соответствующих административно-территориальных единиц Могилевской области.
Индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, одновременно являющиеся плательщиками подоходного налога с физических лиц по предпринимательской деятельности, в части дохода, полученного при осуществлении торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц Могилевской области, подлежащего налогообложению подоходным налогом с физических лиц, являются плательщиками сбора за торговлю.
Объектом налогообложения сбором за торговлю является осуществление торговли товарами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Могилевской области. Налоговая база определяется как количество торговых объектов, через которые осуществляется торговля. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от товарооборота по каждому торговому объекту в отчетном периоде.
Сбор с пользователей за парковку (стоянку) в специально оборудованных местах.
Плательщиками сбора с пользователей за парковку (стоянку) в специально оборудованных местах являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица.
Объектом налогообложения сбором за парковку (стоянку) является парковка (стоянка) транспортных средств на специально оборудованных местах на территории Могилевской области.
Сбор с пользователей за осуществление охоты и рыболовства.
Плательщиками сбора с пользователей за осуществление охоты и рыболовства являются физические лица, осуществляющие охоту и рыболовство на территории Могилевской области.
Объектом налогообложения сбором за охоту и рыболовство является осуществление охоты и рыболовства.
Налоговая база определяется как количество путевок на охоту и рыболовство. Налоговая ставка устанавливается в зависимости от срока действия путевки.
Сбор с пользователей за владение собаками.
Плательщиками сбора с пользователей за владение собаками являются физические лица – владельцы собак, проживающие на территории соответствующих административно-территориальных единиц Могилевской области.
Объектом налогообложения сбором за владение собаками является владение собаками в возрасте 3-х месяцев и старше. Налоговая база определяется как количество собак в возрасте 3-х месяцев и старше. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от породы собак и высоты в холке.
Сбор за владение собаками исчисляется, взимается у плательщика и перечисляется в бюджет организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, за счет средств плательщиков сбора за владение собаками.
Сбор с пользователей за осуществление строительства объектов на территории Могилевской области.
Плательщиками сбора с пользователей за осуществление строительства объектов на территории Могилевской области являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительство объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц Могилевской области.
Налоговая база определяется как количество объектов строительства. Объектом налогообложения сбором за строительство является осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц Могилевской области.
Целевой сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) и целевого транспортного сбора на