Экологические проблемы городов Украины

Украина относится к числу индустриально-аграрных стран. Доля тяжелой промышленности составляла до недавнего времени 60% валового внутреннего продукта страны, что существенно выше, чем в западноевропейских странах, где этот показатель составляет порядка 35%. Именно предприятия тяжелой промышленности формируют основную техногенную нагрузку на окружающую природную среду. Значительная часть промышленных предприятий (свыше 80%) расположена в городах и поселках городского типа. Здесь проживает около 70% населения страны. В Украине насчитывается 436 городов и 925 поселков городского типа.

По статистике, до 90% газообразных, жидких и твердых отходов образуется в городах и около 10% — в сельской местности.

Для многих городов Украины характерна сложная экологическая обстановка, обусловленная наличием и концентрацией предприятий черной и цветной металлургии, теплоэнергетики, химии и нефтехимии, горнодобывающей) промышленности, цементных заводов. Такие города являются бесспорными лидерами по уровню загрязненности воздуха. Среди них: Донецк, составляющий совместно с расположенными вблизи него Авдеевкой, Горловкой, Енакиево, Макеевкой и другими городами Донецкую промышленную агломерацию, а также Днепродзержинск, Днепропетровск, Запорожье, Константиновка, Кривой Рог, Мариуполь.

В крупных городах с большими транспортными потоками содержание в воздухе канцерогенных веществ типа бенз(а)пирена в 2—3 раза, а в центрах черной металлургии примерно в 12 раз выше, чем в малых городах или сельской местности. Другой не менее опасной экологической проблемой городов является состояние канализационного хозяйства и очистка сточных вод. Практически во всех городах Украины канализационные сети требуют замены или капитального ремонта. Частые прорывы канализационных коллекторов являются постоянным источником опасного загрязнения городской среды, а иногда приводят к вспышкам инфекционных заболеваний. По данным Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, в подавляющем большинстве городов Украины сооружения по очистке общегородских сточных вод перегружены. Исключение составляют, пожалуй, лишь Киев и Харьков. Во многих городах существующие мощности очистных сооружений в несколько раз ниже требуемых. Примерно половина городских сточных вод сбрасываются в водные объекты недостаточно очищенными, из них около 15% — вообще без очистки. Без всякой очистки сбрасываются до 70% производственных сточных вод. Среди наиболее загрязненных участков рек следует отметить р.Северский Донец на участке Лисичанско-Рубежанского промрайона; р.Ингулец в районе Кривого Рога, р.Днепр в районах Днепродзержинска, Днепропетровска и Запорожья, а также в нижнем течении в районе Херсона, р.Кальмиус и ее приток Кальчик, впадающие в Азовское море.

Сильное загрязнение Азовского моря наблюдается в районе Мариуполя. Акватория Черного моря также сильно загрязнена в районах Севастополь — Балаклава, Южный — Одесса — Ильичевск. Одной из сложнейших экологических проблем для большинства городом Украины является захоронение производственных и бытовых отходов. Причем сложность проблемы пропорциональна численности населения и промышленному потенциалу города. В металлургии и теплоэнергетике для складирования отходов используется до 40% территории предприятия. Ландшафты, обусловленные наличием карьеров, разрезов и других мест добычи полезных ископаемых, а также мест складирования промышленных и бытовых отходов в виде отвалов, хвостохранилищ, шламонакопителей, терриконов, свалок, формируют зоны техногенного опустынивания, площадь которых к концу XX ст. составила около 8% от общей территории Украины.

Загрязненность почв в городах связана главным образом с выбросами автотранспорта и промышленных предприятий. Загрязняющие вещества оседают или вымываются атмосферными осадками из воздушного бассейна в радиусе до 5 км от стационарного источника выбросов. Основными источниками загрязнения почвенного покрова являются тепловые электростанции, предприятия цветной и черной металлургии. Далее на примере ряда городов Украины рассмотрены наиболее типичные экологические проблемы, сходные у большинства населенных пунктов. Для удобства рассмотрения и анализа экологической обстановки города условно классифицированы следующим образом:

крупнейшие индустриальные центры;

крупные портовые города;

города с преимущественным развитием определенной отрасли производства;

города, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы;

города с относительно благополучной экологической обстановкой;

города-курорты и туристские центры.

Предложенное деление является весьма относительным, так как даже и типичных гигантах индустрии имеются благоприятные в экологическом отношении зоны, используемые для рекреационно-оздоровительных целей. Большинство рассмотренных портовых городов являются одновременно крупными промышленными и курортными центрами. Отнесение городов к определенной группе сделано по преимущественному наличию классификационных признаков.


Крупнейшие индустриальные центры


Киев — столица Украины, расположен па границе Полесья и Лесостепи по обоим берегам Днепра в его среднем течении.

По площади и населению Киев относится к числу крупнейших городов Европы. Киев — крупный индустриальный центр, специализированный главным образом в области сложного и точного машиностроения. Имеются предприятия химической, нефтехимической, легкой и пищевой промышленности.

Промышленные предприятия оснащены надежными и эффективно работающими пылегазоочистными установками, рассредоточены по территории и тяготеют в основном к окраинам, что создает благоприятные условия, рассеивания пылегазовых выбросов и самоочищения атмосферного воздуха.

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха Киева является автомобильный транспорт. Неблагоприятное воздействие на состояние атмосферного воздуха оказывает расположенный сравнительно неподалеку от центральной части города аэропорт "Жуляны", являющийся таї источником повышенного шумового воздействия. Больше половины всей территории города составляют внутригородские пригородные зеленые насаждения, что исключительно благоприятно сказывается на экологической обстановке. С северо-востока к городу примыкает большой лесной массив Пуща-Водица, с юга — Голосеевский лес. В городе расположены многочисленные скверы, шесть парков и два ботанических с; разнообразно уличное озеленение. По площади зеленых насаждений на одного жителя (160 м2) Киев занимает среди больших городов мира одно из первых мест. Ширина реки, запертой Каневским водохранилищем, составляет 400—600 м, глубина 6—1 на мелководье ширина реки достигает 1000 м. Площади водной поверхности в пределах Киева составляют около 5,5 тыс. га.

Достаточно успешно, по сравнению с другими крупными городами Украины, решены в Киеве проблемы очистки городских сточных вод и захоронения бытовых отходов. Обеспечивается высокий уровень благоустройства и санитарная уборка города. Крутые берега Днепра подвержены оползнеобразованию. Проявление процесса в Киеве известно с XI в. В настоящее время площадь ополз составляет около 4000 га. За последние 50 лет в Киеве зарегистрировано лее 300 смещений оползневого характера. Резко негативное влияние на общую экологическую обстановку Киева прилегающих территорий оказала катастрофа на Чернобыльской АЭС, расположенной на расстоянии 50 км от северной окраины города. Средний диоактивный фон составляет порядка I8 мкР/час, загрязненность территорий цезием-137 — от 1 до 3 Ки/км'. Наиболее загрязнены северная и сев< восточная части города.

Экологическая обстановка в Днепропетровске осложняется наличием в непосредственной близости от пего таких крупных промышленных центров, как Днепродзержинск (45 км) — металлургическая и химическая промышленность, Верхнеднепровск (73 км) — металлургическая промышленность, Кривой Рог (151 км) — горнодобывающая и металлургическая промышленность. Серьезные экологические проблемы возникают в Днепропетровске в связи с утилизацией и складированием отходов металлургического, шинного, коксохимического и химического производств. Часть бытовых отходов утилизируется на мусоросжигательном заводе. В Днепропетровске наблюдаются опасные геологические процессы, связанные с наличием лессовых толщ и развитием техногенного подтопления. Особенно эти процессы проявляются на правобережье. Площадь подтопления составляет до 20% городской территории. Это является предпосылкой развития просадок в лессовых породах и оползней, приводит к деформациям и разрушениям зданий. Благоприятное влияние на микроклимат города оказывают его водные и лесные пространства. Днепр, подпертый плотиной ДнепроГЭС, имеет ширину несколько сот метров. Большие водные поверхности повышают влажность воздуха. Площадь, занятая зелеными насаждениями, составляет около 50% от общей площади города. В Днепропетровске есть четыре парка -памятники садово-паркового искусства, ботанический сад университета, па западной окраине находится обширный Деевский парк. Острова на Днепре покрыты густыми зарослями кустарников и деревьев, в зеленый наряд одеты улицы и набережные.

Донецк — столица шахтерского края Украины, совместно с прилегающими к нему городами и поселками городского типа (Авдеевка, Макеевка, Харцызск, Ясиноватая и др.) формирует Донецкую индустриальную агломерацию (мегаполис). Территория мегаполиса представляет собой холмистую возвышенность, густо изрезанную оврагами и балками с перепадом высот в пределах самого Донецка до 120 м, что ухудшает условия проветривания и способствует скоплению пылегазовых выбросов в отдельных районах. Климат района континентальный. Осадков выпадает менее 500 мм в год Часты суховеи, переходящие в пыльные бури, чему способствует отсутствие лесных насаждений в окрестностях города, нарушенность и неустойчивость почвенного покрова, а на ряде участков его полное отсутствие. Пылесобиранию способствуют многочисленные терриконы и отвалы. В самом Донецке эксплуатируется 22 угольные шахты, терриконы которых располагаются и не посредственной близости от жилых кварталов. В центральной части городи находится крупный металлургический завод. Имеются предприятия химической (производство пластмасс, химреактивов) и коксохимической промышленности. Выбросы предприятий города, сконцентрированных на сравнительно небольшом пространстве, совместно с предприятиями Донецкой агломерации формируют достаточно устойчивый смог, который практически круглогодично темно-фиолетовой дымкой висит над всем мегаполисом.

Высокая загрязненность воздуха в Донецке частично компенсируется обилием зеленых насаждений и цветников. Здесь имеется более 30 парков и садов и около 60 скверов, высажено более 1млн кустов роз. Под зелеными насаждениями занято более половины общей площади города. Улучшению микроклимата способствуют также 30 прудов и водохранилищ общей площадью свыше 600 га, созданных в пределах городской черты и окрестностях города. И все же наиболее острой проблемой для Донецка является водообеспечение. Расположение города на водоразделе бассейнов р.Северский Донец и Азовского моря географически предопределяет маловодность этой территории. Добыча угля, которая ведется в этом районе почти два столетия, привела к полному его обезвоживанию. Обезвоживание территории является неизбежным следствием масштабного развития горнодобывающей промышленности. При прокладке шахт или устройстве карьеров для добычи полезных ископаемых происходит пересечение подземных водоносных горизонтов. Поток подземных вод устремляется в образовавшуюся полосу. Нарушенный горной выработкой подземный водоносный горизонт постепенно истощается. Вслед за этим происходит истощение поверхностного водотока, гидравлически связанного с нарушенным водоносным горизонтом. Происходит, таким образом, обезвоживание всей территории. Чтобы предотвратить затопление пространства, необходимого для извлечения полезного ископаемого, устраивается шахтный или карьерный водоотлив, который действует круглосуточно. Шахтные (карьерные) воды, загрязненные примесями горной породы и обычно высоко минерализованные, откачиваются на поверхность. Сброс этих вод в поверхностные водотоки, уже значительно обезвоженные, приводит к их сильному загрязнению. Поэтому шахтные (карьерные) воды аккумулируются в водоемах, специально организованных на многочисленных балках. Здесь происходит их отстой и осветление. Осветленные и разбавленные атмосферными осадками, эти воды становятся со временем пригодными для использования в рекреационных целях для рыборазведения и ограниченно для целей орошения. Из-за высокой минерализации и часто значительного содержания ионов тяжелых металлов шахтные (карьерные) воды не пригодны для питьевого и технического водоснабжения. Они могут использоваться только для пополнения оборотных циклов водоснабжения обогатительных фабрик.

С ростом добычи угля, интенсивным развитием предприятий металлургического, химического и машиностроительного комплексов проблема вол обеспечения в Донбассе обострялась все сильнее. Обеспечить водой Доне и другие города и населенные пункты Донбасса возможно только за счет подачи воды по каналу Днепр — Донбасс. В то же время на многих предприятиях Донецкой агломерации вода используется крайне нерационально. В реки сбрасывается большое количество неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, которые могли бы многократно использоваться в системах оборотного водоснабжения. Большинство предприятий Донецка, построенных в довоенный и послевоенный период, работают по устаревшим технологиям, требуют технического переоснащения в направлении экологизации, технологических процессов с целью более полной переработки сырья, внедрения оборотных и замкнутых систем водоснабжения, уменьшения выбросов в атмосферу. Особенно актуальной для Донецка является переработка твердых производственных отходов, которых за двухсотлетнюю историю промышленного развития города накопилось сотни миллионов тонн. В Донецке в результате нарушения гидрогеологического режима при угледобыче, оседании поверхности на подработанных участках под воздействием дополнительной статической нагрузки от твердых производственных от ходов произошло подтопление и частичное заболачивание примерно 1/3 городской территории. Кроме того, на отдельных участках наблюдаются провалы земной поверхности. Такие процессы характерны для городов и поселков всего Донбасса.

Запорожье по уровню промышленного потенциала замыкает пятерку крупнейших индустриальных центров Украины. Город расположен по обоим берегам Днепра примерно в 100 км ниже по течению от Днепропетровска, имеет сходный с ним по специфике и мощности уровень промышленного развития и аналогичные экологические проблемы. Наряду с мощными предприятиями черной металлургии — "Запорожсталь", "Днепроспецсталь", В Запорожье расположены крупнейшие предприятия цветной металлургии — Запорожский титано-магниевый комбинат и Днепровский алюминиевый завод, предприятия химической промышленности — заводы "Кремнийполимер", искусственных кож, предприятия машиностроительного комплекса, "АвтоЗАЗ", моторостроительный завод.

В районе Запорожья на Днепре сооружена самая крупная гидроэлектростанция днепровского каскада — ДнепроГЭС.

Над Запорожьем так же, как и над Донецком и Днепропетровском, постоянно нависает темно-фиолетовая дымка смога, формируемая выбросами промышленных предприятий, сконцентрированных на сравнительно небольшом пространстве. Этому способствует рельеф местности, представляющий собой волнистую равнину, изрезанную овражно-балочной сетью с перепадом высот до 100 м, что ухудшает проветриваемость территории и условия рассеивания пылегазовых выбросов.

Развитие Запорожья складывалось таким образом, что крупные промышленные предприятия оказались в непосредственной близости от жилой застройки. Многие жилые дома находятся в пределах санитарно-защитных зон промпредприятий. Предприятия Запорожья сбрасывают в Днепр большое количество неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод. Общегородские очистные сооружения перегружены. На площадках скопилось большое количество осадка (ила). Благоприятное влияние на экологическую обстановку Запорожья оказывает обилие зеленых насаждений и водных пространств. В городе расположены 11 парков — памятников садово-паркового искусства, заказник "Днепровские пороги", много скверов. В зеленый наряд одеты бульвары, улицы, набережные. В целом площадь зеленых насаждений, включая прилегающие к роду зеленые массивы, составляет до 60% общей территории города. Зеркало водных пространств в пределах городской черты, включающих Днепровское водохранилище, протоки Днепра в нижнем бьефе, омывающие о.Хортица, старицы и водоемы на левобережных притоках Дне речках Капустянка и Мокрая Московка, составляют до 20% от общей площади города.

Наличие Днепровского водохранилища в пределах городской черты создает для Запорожья специфические экологические проблемы, связанные подтоплением прилегающей территории. Эти проблемы характерны для всех городов, расположенных по берегам водохранилищ. Подтопление территорий, вызванное фильтрацией воды в борта водохранилища, нарушает устойчивость зданий и сооружений, затапливает и разрушает подземные коммуникации, может вызвать оползневые явления. Наличие на территории Запорожья лессовых толщ мощностью до 20 м способствует в условиях техногенного подтопления оползнеобразованию и развитию просадок земной поверхности до 1,5—2 м. Компенсационной мерой по предотвращению вредного влияния подтопления является устройство разветвленной дренажной системы, эффективность которой зависит от того, правильно ли она спроектирована, построена и эксплуатируется. Выход из строя дренажной системы может привести к катастрофическим последствиям в той части города, которая подвержена подтоплению.

Благоприятные природно-климатические условия Запорожья обеспечивают широкие возможности для создания в этом районе лечебно-оздоровительных учреждений. На о.Хортица функционирует 14 санаториев и до отдыха. Таким образом, Запорожье — это не только индустриальный гигант со всеми присущими ему экологическими проблемами. Здесь есть места, пригодные для полноценного отдыха и оздоровления населения, что отчасти наделяет его признаками курортного города.

Луганск — крупный центр машиностроения, энергетики и металлу; ческой промышленности.

Город расположен при слиянии р.Лугани и ее притока Ольховки. Реки сильно загрязнены в результате сброса неочищенных производственных и шахтных вод. Экологические проблемы города связаны с острым дефицитом вол большой запыленностью воздуха. В Луганске имеет место техногенное подтопление территории и вопросы карстообразования, связанные с формированием депрессионных ворс в местах водозаборов.

Площадь зеленых насаждений занимает свыше 40% территории города.

Черкассы — многопрофильный промышленный центр с преобладающим развитием химической промышленности. Это обусловливает высокую техногенную нагрузку на атмосферный воздух. Серьезные экологические проблемы связаны с воздействие Кременчугского водохранилища, на правом берегу которого расположены Черкассы.

До 30% территории города занимают зеленые насаждения.

Краматорск — город в Донецкой области, крупный центр тяжелого машиностроения, металлургической, коксохимической и цементной промышленности.

Город расположен в нижнем течении р.Казенный Торец, притоке Северского Донца. Река протекает через угледобывающие и промышленные районы Донецкой области и служит приемником большого количества шахтных и производственных сточных вод. Казенный Торец относится к одной из наиболее загрязненных рек Украины. В городе высокая запыленность воздуха, постоянная нехватка воды. Депрессионные воронки, образование которых вызвано усиленным отбором подземных вод, способствуют развитию карста. Площадь зеленых насаждений занимает около половины городской территории.


Крупные портовые города


Одесса является крупнейшим портовым городом Украины. В связи с рогом объемов морских перевозок в середине 70-х годов XX ст. создаются два портовых города-спутника Одессы: Ильичевск — на берегу Сухого лимана юго-западнее Одессы и Южный — на Григоровском лимане в 25 км северо-восточнее Одессы. В Ильичевске функционируют рыбный и торговый порты, базируется Черноморское объединение рыбной промышленности "Антарктика", рыбоперерабатывающий и судоремонтный заводы. В Южном расположен Одесский припортовый завод — конечный пункт аммиакопровода из Тольятти Самарской области России. Портовый узел Ильичевск — Одесса — Южный, протянувшийся по Черноморскому побережью на 60 км, создает весьма напряженную экологическую обстановку для морской экосистемы этого района. В портах принимаются меры по предотвращению сброса с судов загрязненных вод и мусора. Все твердые и жидкие отходы, накапливаемые на судах во время рейса в специальных емкостях, сдаются по прибытии в порт на береговые очистные сооружения. В портах действуют суда-санитары, очищающие водную поверхность от плавающих примесей. Загрязнение морской среды происходит в основном в результате сброса в море неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод прибрежных городов и, в частности, Одессы, а также загрязненного поверхностного стока территорий промплощадок. Потенциально опасным в экологическом отношении объектом в этом районе является Одесский припортовый завод в порту Южном. Авария на аммиакопроводе может привести к экологической катастрофе на всем побережье.

Аммиакопровод Тольятти — Одесса диаметром 400 мм с рабочим давлением 60 атм. введен в действие в 1985 г. За 15-летний период эксплуатации аммиакопровода каких-либо серьезных сбоев в его работе не наблюдалось, что свидетельствует о надежной его конструкции и безопасном режиме эксплуатации. Ввод в эксплуатацию Одесского нефтяного терминала, предназначенного для приема и дальнейшего транспортирования азербайджанской нефти, создает в этом районе еще один объект повышенного экологического контроля. Одесский нефтяной терминал частично ликвидирует одностороннюю зависимость Украины от поставок российской нефти. Одесса является крупным центром машиностроения, химии и нефтехимии, переработки рыбы и сельхозпродукции. Работа промышленных предприятий формирует высокую техногенную нагрузку на атмосферный воздух и связана с образованием значительных объемов сточных вод. Очистные сооружения Одессы перегружены, работают крайне неэффективно. Канализационные коллекторы исчерпали свой срок эксплуатации. Имеют место частые разрывы канализационной сети. В море сбрасываются большие количества загрязненных сточных вод.

Для коммунальных котелен Одессы и отопления жилых домов используется в основном уголь, что крайне неблагоприятно отражается на состоянии воздушного бассейна города, особенно в осенне-зимний период, изобилующий длительными штилевыми туманами. В летний период в Одессе резко возрастает количество автотранспорта, увеличивается число морских судов в портах, в том числе прибрежного плавания. На долю автотранспорта и частично морских судов приходится около 75% суммарного выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Одесса является одним из крупнейших курортных и туристских центров Украины. Здесь сосредоточено около 10% общего количества санаториев и пансионатов страны. Летом прибывает несколько сотен тысяч неорганизованных отдыхающих. Несовершенство городской системы водоотведения периодически приводит к вспышкам инфекционных заболеваний (холера, дизентерия), закрытию пляжей, введению карантина.

Одесса испытывает постоянную нехватку питьевой воды. Единственным источником водоснабжения города с более чем миллионным населением является водозабор из р.Днестр в районе Беляевки. При прорыве дамбы накопителя жидких отходов горно-химического комбината в Стебнике Львовской области в 1983 г. река Днестр на всем протяжении была загрязнена высокоминерализованными сточными водами. В населенных пунктах, имеющих водозаборы из р.Днестр, в том числе и в Одессе, возникли серьезные трудности с питьевым водоснабжением. Серьезной экологической проблемой Одессы, как и любого приморского города, являются оползневые явления в прибрежной зоне и берегообрушения. В Одессе сооружена и достаточно успешно функционирует берегозащитная противооползневая система протяженностью более 20 км Мариуполь — Порт на Азовском морс, крупный центр черной металлургии и тяжелого машиностроения. Один из самых сложных в экологическом отношении городов Украины как в части загрязнения атмосферного воздуха и морской среды, так и в обеспечении более чем полумиллионного населения питьевой водой.

Мариуполь расположен на западном побережье Таганрогского залива, при слиянии рек Кальчик и Кальмиус. На сравнительно небольшой территории расположены два крупнейших металлургических гиганта, завод тяжелого, машиностроения, прокатно-штамповочный, коксохимический и графитовый заводы, предприятия машиностроительного профиля. Пылегазовые выбросы лих предприятий формируют над городом тяжелую темно-фиолетовую дымку, содержащую вредные примеси в концентрациях, во много раз превышающие предельно допустимые. Город расположен на возвышенной слабоволнистой равнине, обрывающейся к морю крутым уступом. Рельеф местности и наличие постоянных ветров (зимой — бора, летом — бриз) обеспечивает хорошую проветриваемость территории города и рассеивание пылегазовых выбросов. В то же время при ветре усиливается пыление многочисленных отвалов промышленных отходов, песчаных и эродированных участков почвенного покрова. Море в районе Мариуполя темно-бурого цвета, особенно в центральной части набережной, где впадает р. Кальмиус, сток которой, как и сток ее правобережного притока р. Кальчик, на 70—80% сформирован из шахтных и сточных вод. В Таганрогский залив попадают городские сточные воды Мариуполя и его крупнейших промышленных предприятий, имеющих самостоятельные выпуски. На качество морской воды в Таганрогском заливе неблагоприятно сказывается прибрежное морское течение, формирующееся под влиянием стока р.Дон. Течение относит загрязненные воды Дона и сточные воды Таганрога па запад, в сторону Мариуполя. Прозрачность морской воды в районе Мариуполя снижается до 0,5 м, в то время как в открытой части Азовского моря прозрачность воды составляет 8 м. Азовское море является внутренним морем. Процессы водообмена, а, следовательно, и процессы самоочищения идут в нем весьма замедленно. Период водообмена Азовского моря составляет 60—80 лет. Сток р. Кальмиус и сбросы сточных вод предприятий Мариуполя приводят к снижению содержания кислорода в придонном слое моря практически до нуля, особенно в летнее время. Это вызывает периодические заморы рыбы. Заморы усиливаются в послепаводковый период, когда с повышением скорости и интенсивности прибрежного морского течения со дна мелководья поднимается накопленный за многие годы большой слой донных отложений техногенного происхождения. В акватории Таганрогского залива ржавеют многочисленные остовы брошенных морских судов.

Территория города, особенно его прибрежная часть, захламлена остатками металлических конструкций и свалками производственных отходов, пересечена многочисленными железнодорожными подъездными путями. Много делается в Мариуполе для утилизации промышленных отходов. На базе переработки доменных шлаков создано производство строительных материалов и изделий. Однако объем накопления промышленных отходе продолжает расти и достиг уже 2,5 млрд. т.

Несмотря на довольно тяжелую экологическую обстановку Мариуполь продолжает оставаться климатическим и бальнеологическим курортом. Функционируют три курортно-оздоровительных учреждения и туристская база города с преимущественным развитием определенной отрасли производства.

Таким образом, среди средних и малых городов Украины насчитываются десятки, которые сформировались и функционируют вокруг одного-двух градообразующих предприятий. Эти предприятия обеспечивают инфраструктуру и городской бюджет, на них работает большинство жителей города. Эти же предприятия создают в городах специфические экологические проблемы. В настоящее время назревает необходимость проведения ряда мероприятий по обеспечению экологической безопасности ряда производств, особенно это касается химической, металлургической, горнодобывающей отраслей, поскольку они являются производителями опасных и вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферу, воды, откладываются в почвах.


Литература


1. Экология города: Учебник. //Под ред. Ф.В. Стольберга. - К.:Либра, 2004.

2. Білявський Г.О. та ін. Основи екології. – К.: Либідь, 2004. – 408с.