Виды и классификация пособий
случае увольнения с работы (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации) или окончания обучения с отрывом от производства выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет прекращается.Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ, установленную в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Порядок учета и порядок исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, установлен постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. М 1096.
Пособие не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).
Ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается в случаях, если ребенок находится на полном государственном обеспечении или под опекой (попечительством) и опекуны получают денежные средства на его содержание, если родители лишены родительских прав и если ребенок в возрасте до 18 лет объявлен полностью дееспособным в соответствии с законодательством РФ.
Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается в письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок. В нем также указываются сведения о доходах семьи.
Для назначения ежемесячного пособия на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), также представляются выписка из решения органов местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства) и справка из органов управления образованием о неполучении денежного содержания на ребенка.
Лица, обратившиеся за получением ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере, должны представить дополнительные документы, в частности, на детей военнослужащих по призыву:
– справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу;
– справку из военного образовательного учреждения профессионального образования об учебе в нем отца ребенка.
Уведомление о назначении пособия или об отказе в его назначении должно быть направлено заявителю органом социальной защиты по месту жительства граждан с детьми в письменной форме, не позднее чем через 10 дней после обращения. При необходимости дополнительной проверки сведений о доходах семьи, указанных в заявлении, должен быть дан предварительный ответ, уведомляющий о проведении такой проверки. При ее проведении окончательный ответ о назначении пособия либо об отказе в его назначении должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после обращения. Отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения, назначающий и выплачивающий это пособие, и (или) в судебном порядке.
2.4 Пособие по безработице
Пособие по безработице – периодическая (ежемесячная) денежная выплата с целью материальной поддержки безработных за счет средств, специально предназначенных на эти цели.
Право на получение пособия по безработице предоставляется гражданам, которые имеют официальный статус безработного. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее – организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Порядок регистрации безработных граждан определен Правительством Российской Федерации.
Закон о занятости предусматривает, какие категории населения считаются занятыми, а следовательно, не могут быть признаны безработными и получать пособие по безработице.
Занятыми считаются граждане:
1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, для которых общественные работы считаются подходящей работой);
2) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, МЧС, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости);
8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
9) заявляющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Кроме того, безработными не могут быть признаны граждане:
1) не достигшие 16-летнего возраста;
2) которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо досрочная пенсия, предусмотренная для безработных, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
3) отказавшиеся в течении 10 дней со дня их регистрации от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
5) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а так же представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными:
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 10 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным на основании его личного заявления.
Пособие по безработице гражданам, уволенным в связи с ликвидацией, реорганизацией или другими структурными изменениями и зарегистрированным в органах службы занятости в течение двух недель после увольнения, но не трудоустроенным в течение трех месяцев, выплачивается с первого дня по истечении этого периода.
Выплата пособия по безработице производится ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органом службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Размеры пособия по безработице дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными.
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим);
стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
уволенным из организаций по собственному желанию;
уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
Все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть снижен органами службы занятости.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в следующих случаях:
признания гражданина занятым
прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
переезда безработного в другую местность;
попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
назначения досрочной пенсии для безработных, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости иди пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.
Материальная помощь безработным – одна из форм социальной защиты безработных граждан, которая включает в себя дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания, а также выплаты в денежной форме.
Заключение
Сейчас весьма остро стоит вопрос о реформировании системы социальной защиты граждан России. И здесь большое значение будет играть адресность пособий и компенсационных выплат, т.е. предоставление именно тем гражданам, которые действительно в них нуждаются, а также повышение части из них до уровня прожиточного минимума.
Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системы социальных пособий) является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов РФ в области развития системы социального обслуживания: развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания.
По прежнему болезненный вопрос: достойное финансирование.
В целях повышения статуса работников учреждения социального обслуживания необходимо рассмотреть комплекс вопросов, связанных с улучшением оплаты труда работников социальных служб, увеличением продолжительности их отпусков и др. Видимо, особое внимание следует уделять повышению квалификации специалистов по социальной работе и на базе высших и средних профессиональных учебных заведений осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации социальных работников.
Библиография
Нормативные акты
1. О занятости населения в Российской Федерации. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. №36-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. №17. Ст. 1915.
2. О ветеранах. Федеральный закон от 12 января 1995 г. №5-ФЗ в ред. Федерального закона от 2 января 2000 г. №40-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 168; 2000. №2. Ст. 161.
4. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // 03 РФ. 1995. №21. Ст. 1929; №48. Ст. 4566.
5. О статусе военнослужащих. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ (с последующими изм. и доп) // СЗ РФ. 1998. №22. Ст. 2331.
6. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ (с последующими изм.) // СЗ РФ.1998. №31. Ст. 3803.
7. Об основах обязательного социального страхования. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ // СЗ РФ. 1999. №29. Ст. 3686.
8. О размере пособия по временной нетрудоспособности. Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. №508 // СЗ РФ. 2000. №12. Ст. 1259.
9. Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. №883 (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. №37. Ст. 3628.
Литература
1. Азарова Е.Г. Пособия и льготы гражданам с детьми. М.: Норма, 2002. Больничный лист. 3-е изд. М.: Приор, 2002.
2. Буянова М.О., Кондратьева 3. А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Особенная часть. М.: Нолидж, 2003.
3. Государственные страховые пособия // Библиотечка «Российской газеты». 2000. №3.
4. Мачулъская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Книжный мир, 2005.
5. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. 2-е изд. М.: Проспект 2005.
6. Право социального обеспечения (конспект лекций) / Авт.-сост. А П. Толмачев. М.: Приор, 2004.
7. Братчикова Н.В. Особенности начисления пособия по временной нетрудоспособности // Право и экономика. 2002. №2.