Хозяйственные товарищества и общества

фирменное наименование включается в государственный реестр юридических лиц.

Применительно к акционерным обществам в наименование включаются слова "закрытое акционерное общество" либо аббревиатура "ЗАО" или "открытое акционерное общество" - "ОАО". Не допускается включение в фирменное наименование на русском языке обозначения организационно-правовой формы на иностранном языке, например, "joint stock company" в английском варианте или "AG" - в немецком. Включение элементов фирменного наименования на иностранном языке возможно только в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными правовыми актами.

В отличие от обществ фирменное наименование товариществ ограничивается ГК РФ, в ст.ст. 69, 82 которого сказано, что фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество", а применительно к товариществу на вере вместо слов "полное товарищество" использовать слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество".

Важным моментом образования юридического лица, независимо от организационной формы является его государственная регистрация, регулируемая ФЗ "О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом.

Документы, предоставляемые для регистрации перечислены в ст. 12 данного ФЗ, в их число включены необходимые документы, такие как учредительные документы, речь о которых пойдет ниже.

Так как акционерное общество является, на мой взгляд, наиболее сложной организационной формой, поэтому разберем его немного подробнее.

Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ "Об акционерных обществах" не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества. Это означает, что общество, не оплатившее половины своего уставного капитала, подлежит государственной регистрации, приобретает права юридического лица, ограниченную правосубъектность с момента регистрации и вправе совершать сделки, связанные с учреждением общества. К сделкам, связанным с учреждением общества, помимо сделок по оплате распределенных среди учредителей акций могут относиться сделки по приобретению (аренде) помещения для размещения общества, оборудования для офиса, заключению договора банковского счета и другие не относящиеся непосредственно к коммерческой (производственно-хозяйственной) деятельности общества. Сделки, заключенные обществом в указанный период и не связанные с учреждением данного общества, могут быть признаны недействительными.

После оплаты 50% акций общества, распределенных среди его учредителей, указанное выше ограничение отпадает и общество вправе совершать любые другие сделки. При этом если для совершения обществом определенных сделок требуется предварительное получение специального разрешения (лицензии) на осуществление соответствующего вида деятельности, то право на совершение таких сделок возникнет у общества после получения лицензии.

Теперь перейдем к рассмотрению отличий хозяйственного общества от товарищества по учредительным документам.


3.2 Учредительные документы


В главе второй, когда мы рассматривали конкретные виды организационно правовых форм хозяйственных обществ и товариществ, было сказано, что товарищества действуют только на основании учредительного договора, который является их единственным учредительным документом. Учредительными же документами обществ являются и договор и устав, за исключением акционерных обществ, у которых единственный учредительный документ – устав.

В чем же различия между учредительным договором и уставом. Главное отличие в характере взаимоотношений между учредителями юридического лица. Учредительный договор юридического лица заключается между его учредителями или участниками, а устав утверждается его учредителями.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Учредительный договор не прекращает своего действия после создания общества, поскольку совместная деятельность учредителей по созданию общества является лишь одним из элементов комплексного предмета данного договора. В таком учредительном договоре главными являются сохраняющие свое значение вплоть до прекращения общества положения о его создании, а также основополагающие для данного общества правила.

В соответствии с Постановлением N 90/14 от 9 декабря 1999 г. учредительный договор является документом, регулирующим создание юридического лица и взаимоотношения учредителей друг с другом и с обществом на период его существования. Такой договор должен отвечать общим требованиям, предъявляемым ГК РФ к договорам и сделкам (включая нормы об основаниях признания сделок недействительными), а также отражать особенности, предусмотренные законом для данного договора как учредительного документа.

Учредительный договор заключается в простой письменной форме и подписывается всеми учредителями (участниками). Это не лишает их права придать ему и нотариальную форму. Следует подчеркнуть, что из законодательства не вытекает обязательность нотариального удостоверения данного договора, и придание ему нотариальной формы зависит только от усмотрения учредителей (участников). Поэтому органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, не вправе требовать от учредителей (участников) нотариального удостоверения такого договора.

Исследуя уставы обществ, то они должны содержать:

- полное и сокращенное фирменное наименование общества;

- сведения о месте нахождения общества;

- сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

- сведения о размере уставного капитала общества;

- сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;

- права и обязанности участников общества;

- сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;

- сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;

- сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

- иные сведения, предусмотренные Законом.

В акционерных обществах вдобавок к вышесказанному еще:

- тип общества (открытое или закрытое);

- количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

- порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

- сведения о филиалах и представительствах общества.

Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие законодательству.

Устав общества является локальным нормативным документом, обязательным как для всех участников данного общества, так и для самого общества как юридического лица. Поскольку правоспособность юридического лица (в соответствии со ст. 49 ГК РФ) реализуется его органами, устав общества обязателен к исполнению всеми органами общества - общим собранием участников, советом директоров (наблюдательным советом) общества, единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом, ревизионной комиссией (ревизором), собранием акционеров. Устав обязателен для всех участников соответствующего общества, а не только для тех, кто участвовал в утверждении устава при учреждении общества. Законодательство и правоприменительная практика исходят из обязательности устава общества также для третьих лиц, например для лиц, относящихся к персоналу общества. Именно по этим основаниям у товариществ отсутствует такой уставной документ, как устав, т.к. отношения участников товарищества складываются на лично-доверительных основах.

Обратим внимание, что закон обязывает включать и в устав, и в учредительный договор одинаковые по существу сведения, например о размере уставного капитала, размерах долей участников, кажется, что такое дублирование вряд ли объективно необходимо.

По требованию участника общества (товарищества), аудитора или любого заинтересованного лица общество (товарищество) обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться со своими учредительными документами, в том числе с изменениями. Общество (товарищество) обязано по требованию участника предоставить ему копии действующих учредительного договора и устава. Плата, взимаемая за предоставление копий, не может превышать затраты на их изготовление.

Внесение изменений и дополнений в учредительные документы обществ (товариществ) подлежит обязательной государственной регистрации.

ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусматривает особенности принятия решений о внесении изменений в устав и в учредительный договор общества с ограниченной ответственностью. Так, решение общего собрания участников общества о внесении изменений в учредительный договор должно быть принято всеми участниками общества единогласно. Это означает, что такое решение принимается голосами всех участников общества, а не только голосами участников, присутствующих на общем собрании.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, определен в ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В таких случаях государственная регистрация осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.


3.3 Органы управления


Структура, состав и порядок формирования органов управления обществ и товариществ оказывают определяющее влияние на их деятельность. Поэтому они должны обеспечить максимум демократизма, защиту интересов участников и вместе с тем достаточную жесткость реализации управленческих решений.

Управление деятельностью товарищества осуществляется по общему согласию всех участников – полных товарищей, ибо, как было сказано выше, коммандитисты участия в управлении товариществом не принимают. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Ведение дел товарищества согласно учредительному договору может быть поручено либо каждому участнику, либо определенным участникам, строгого разграничения в законодательстве нет. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 72 ГК РФ полномочия на ведение дел товарищества, предоставленные одному или нескольким участникам, могут быть прекращены судом по требованию одного или нескольких других участников товарищества при наличии к тому серьезных оснований, в частности вследствие грубого нарушения уполномоченным лицом (лицами) своих обязанностей или обнаружившейся неспособности его к разумному ведению дел. На основании судебного решения в учредительный договор товарищества вносятся необходимые изменения.

Участник товарищества (полный товарищ) не вправе без согласия остальных участников совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества.

Если же выбывает один из участников товарищества по любой причине (смерть, исключение, по решению суда), то товариществу необходимо менять учредительный договор и исключать из названия фамилию или наименование выбывшего лица, что в обществах делать совершенно не нужно, наименование остается прежним и коренных изменений в учредительных документах производит не следует.

В хозяйственных обществах с органами управления все состоит гораздо серьезнее и сложнее. Хотя при учреждении нового общества одним человеком, многих органов создавать необходимости не возникает, но если учредителей более одного, то тут стоит разобраться.

Высшим органом общества является общее собрание его участников (в АО – акционеров). Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решения. Любые ограничения этого права ничтожны. Каждый участник имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества (для ООО, ОДО). Однако в законе закрепляется возможность предусмотреть в уставе при учреждении или установить единогласным решением участников иной порядок определения числа голосов участников общества. Общее собрание имеет исключительную компетенцию. Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции, касаются важнейших сфер организации и деятельности общества и не могут быть переданы им на решение совета директоров, за исключением предусмотренных законом случаев, а также на решение исполнительных органов.

Особенностью правового регулирования деятельности на примере ООО является предусмотренная в законодательстве необходимость единогласного принятия решений по ряду вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания. К числу таких вопросов относятся внесение изменений в учредительный договор, принятие решений о реорганизации и ликвидации общества. Количество вопросов, требующих единогласного решения участников, может быть расширено уставом общества.

ГК РФ не содержит нормы, закрепляющей создание в ООО совета директоров (наблюдательного совета), однако с принятием ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" появилась возможность предусмотреть в уставе общества образование такого органа управления. Необходимость создания совета директоров диктуется стремлением оперативно, на коллегиальной основе решать вопросы деятельности общества, не входящие в исключительную компетенцию общего собрания.

К компетенции этого органа уставом могут быть отнесены вопросы образования и досрочного прекращения полномочий исполнительных органов, созыва и проведения общего собрания участников, решения о совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью, если согласование таких сделок по Закону не является компетенцией общего собрания.

Исполнительные органы имеют остаточную компетенцию и осуществляют руководство текущей деятельностью общества. Они подотчетны общему собранию участников и совету директоров. Общество может иметь только единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент) или наряду с ним может быть также создан коллегиальный исполнительный орган - правление, дирекция.

В акционерных обществах существует подобная, но немного отличительная структура органов управления. За время создания и существования общества предусмотрено, по сути дела, образование двух разных "общих собраний" с неодинаковыми задачами. Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием, которое, хотя и является общим собранием учредителей, нельзя назвать общим собранием акционеров.

Формирование общего собрания акционеров - важнейший этап в развитии общества, так как это собрание представляет собой высший орган управления общества, призванный выражать в определенной организационной форме совокупную волю акционеров. Выявление содержания этой воли должно проходить не реже одного раза в год (созыв очередного годового общего собрания). В повестку дня годового общего собрания обязательно входит избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества, его ревизионной комиссии (ревизора), утверждение аудитора. Кроме того, общее собрание обязано рассмотреть годовой отчет акционерного общества и другие финансовые документы.

Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью общества, кроме вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания. Председатель совета директоров (наблюдательного совета) избирается членами совета большинством голосов. Но уставом общества может быть предусмотрен другой порядок его избрания, например общим собранием.

Работа коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) организуется в соответствии с уставом общества, а также внутренним документом об исполнительном органе (положением, регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием.

В составе органов управления обществом и товариществом лежат фундаментальные отличие этих двух форм друг от друга, которые были раскрыты в этом разделе.


4. Прекращение деятельности


Прекращение деятельности определенного юридического лица подразделяется на два вида: реорганизация, когда меняется только самостоятельность юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) без потери его прав и обязанностей, и ликвидация, когда юридическое лицо перестает существовать вообще, не оставляя правопреемников.

Полное товарищество ликвидируется по общим для всех юридических лиц основаниям, а также в случае, когда в товариществе остается единственный участник. Такой участник вправе в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество.

Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков. Однако полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество. И также по основаниям ликвидации полного товарищества.

В отличие от товарищества общество не подлежит ни реорганизации, ни ликвидации, если в нем остался один участник, ведь законом предусмотрено создания общества одним участником – физическим лицом.

Общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно и принудительно. Добровольной ликвидацией общества считается ликвидация по решению его учредителей (участников) либо органа общества, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано общество, с достижением цели, ради которой оно создано (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Под принудительной ликвидацией общества следует понимать ликвидацию по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ. В соответствии со статьей 61 ГК РФ общество может быть ликвидировано по решению суда в случае:

- допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Требование о ликвидации общества по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации общества могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию общества его учредительными документами;

- признания его несостоятельным (банкротом). Основания признания судом общества несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого общества, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Последовательность ликвидации действующего общества схематично можно представить в виде следующих основных этапов: принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии; публикация сообщения о ликвидации и составление промежуточного ликвидационного баланса; осуществление расчетов с кредиторами, составление ликвидационного баланса; распределение оставшегося имущества между акционерами; государственная регистрация общества в связи с его ликвидацией.

Вопрос о ликвидации общества должен выноситься на общее собрание участников (акционеров), на котором по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества принимается решение о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Согласно статье 62 ГК РФ учредители (участники) общества или орган, принявшие решение о ликвидации общества, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что общество находится в процессе ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами общества. Таким образом, ликвидационная комиссия после ее назначения становится единственным органом, имеющим право действовать от имени общества, в том числе выступать от имени ликвидируемого общества в суде. Члены ликвидационной комиссии несут ответственность за вред, причиненный их действиями в процессе ликвидации общества.

Ликвидационная комиссия должна поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) общества или органом, принявшими решение о ликвидации общества. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого общества денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Документы, связанные с ликвидацией, передаются в государственный орган, где было зарегистрировано ликвидированное общество, где вносится запись о ликвидации общества. С момента внесения вышеуказанной записи не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого общества, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное общество, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

По вышеизложенным моментам также можно судить о сложности такой организационно правовой формы как хозяйственное общество, ведь по сравнению порядке его ликвидации с товариществом можно еще раз сделать вывод о том, что в товариществах преобладают доверительные отношения между участниками.


Заключение


В представленной мною работе были изложены основные моменты юридических лиц, таких как хозяйственные общества и товарищества, их главные отличия.

При сопоставлении двух указанных организационно правовых форм были сделаны определенные выводы, касающиеся их сходства и отличия, обобщая вышесказанное, хочется заметить, что главное отличие товарищества от общества заключается в отношении между их участниками (учредителями), в товариществах – это лично-доверительные отношения, в обществах – имущественные отношения, и на основании данного различия строятся в законодательстве уже и отличия по порядку образования данных видов, организации их деятельности, управлению дел, в главных локальных нормативных актах – учредительных документах, их участников и ликвидации деятельности товариществ и обществ.

В приложении к данной работе можно будет ознакомиться с образцом решения о выпуске ценных бумаг и с актом ликвидационной комиссии акционерного общества.


Приложение 1



Приложение 2



Список использованной литературы и нормативного материала


Киперман Г.Я. "Полное товарищество: удобная форма интеграции", ж. "Право и экономика" № 5, 2005 год.

Смагина И.А., Батяев А.А., Игнатова Е.А. "Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью", 2007 год.

Сергеев А.П., Толстой Ю.К. "Гражданское право" часть 1, учебник, изд. "Проспект", г. Москва, 2007 год.

Сумской Д.А. "О так называемом временном исполнительном органе юридического лица", ж. "Вестник арбитражного суда г. Москвы" № 5, 2007 год.

Тихомиров М.Ю. "Комментарий к ФЗ "Об акционерных обществах" в новой редакции", 2007 год.

Тихомиров М.Ю. "Общество с ограниченной ответственностью: реорганизация", ж. "Адвокат" № 11, 2007 год.

Тихомиров М.Ю. "Общество с ограниченной ответственностью: порядок создания", ж. "Адвокат" № 10, 2007 год.

Чернышов Г. "О некоторых вопросах компетенции общего собрания акционеров (в контексте сделок по слиянию и поглощению)", ж. "Корпоративный юрист" № 7, 2007 год.

Конституция РФ.

Гражданский кодекс РФ часть 1.

Гражданский кодекс РФ часть 2.

Федеральный закон РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью" № 14-ФЗ от 08.02.1998 года.

Федеральный закон РФ "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ от 26.12.1995 года.

Федеральный закон РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" № 129-ФЗ от 08.08.2001 года.

Федеральный закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06.10.2003 года.

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" № 39-ФЗ от 22.04.1996 года.

Федеральный закон РФ "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26.10.2002 года.

Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ № 90/14 от 9 декабря 1999 года.

Размещено на