История образования Томска
томичей и эуштинцев. Но осень вознаградила их великой радостью – радостью первого, необыкновенно щедрого, полновесного урожая. Что в сравнении с ней невзгоды и смена царей на «яремной Русии», недоверие и «охранная» вражда местных племен? Вынянчить в неведомой дотоле земле первый хлеб – это значит породниться с ней, пустить крепкие корни. Год от года будут становиться эти корни крепче. Умножится, обретет настоящую силу город, станет не последним среди важных и заметных городов в Русском государстве. Во имя этого стоит жить и работать, закладывать все новые и новые пашни, ставить вокруг Томска «хлебные поселения» – для города, а если можно, и для себя.Не знали и не могли знать в ту пору Терентий Вершинин, братья Василий и СеменПоломошные, Аркатьев и другие первостроители Томска, что вскоре выселятся за крепостные стены, поставят в Притомье собственные заимки, а те со временем вырастут в деревни и сохранят для потомков их имена – Вершинино, Аркатиева58, Поломошная…
Не знал и Тоян, что имя его войдет в многочисленные народные сказания, что не только доброй строкой помянут его потомки. Они припишут ему черты найманского хана Тояна, владения которого некогда простирались от верховий Иртыша и Оби до истока Селенги. В 1204 году, в борьбе за сибирское владычество, одолел этого Тояна его могучий сосед Темудзин59. Разбитые, но непокоренные телеутские племена найманов и очу бежали в низовья Иртыша к реке Сибирке60. Позже люди из племени очу – эуштинцы, чернореченские и чатские татары, под натиском Кучума, стремившегося обратить своих данников в мусульманскую веру61, откочевали в Притомье и на Северный Алтай. Но где бы они ни были, чем бы ни занимались – везде видели обиды, неправды, унижения от родовой знати, от поместных князьков и сибирских ханов. А потому весь гнев за голод и нужду выплеснули они в своих сказаниях на Тояна.
Одна из таких легенд повествуют: семь жен было у сибирского хана Тояна, но ни одна из них не смогла родить ему наследника. И тогда он велел закопать их в землю живыми. Оставил при себе только красавицу Тому – не поднялась на нее рука. В неприступных горах Алатау построил Тоян дворец-тюрьму для Томы, украсил драгоценными камнями и золотом. Только горные орлы знали путь к тому дворцу да молодой пастух Ушай, раб хана.
Нищ был Ушан, но горд душою. Замыслил он поднять против Тояна таких же, как сам, обездоленных и гордых. Поверили они ему, пошли за ним.
Неуловим хан, крепка вокруг него охрана. Лишь возле убежища любимой жены Тояна нет ее. И решил Ушай подстеречь Тояна здесь, в его горных владениях.
Часто пригонял свое стадо под стены дворца молодой пастух, ударял по струнам кобыса, пел собственные песни, а сам высматривал, где удобнее проникнуть в крепость. От песен Ушая застывали орлы в небе, стихал ветер, распускались цветы, а красавица Тома плакала. Смутные желания и чувства сжимали ее грудь, рождали несбыточные мечты.
В один из приездов Тояна Ушай со своими людьми дождался ночи и проник в его покои. Но ошибся дверью.
Узнала красавица Тома молодого пастуха, тихо запела, подражая ему, ласково протянула руки, и Ушай забыл, зачем пришел во дворец, ослепленный жгучими глазами незнакомки, упал в ее объятия…
С той поры отвернулись люди от Ушая. Куда бы ни ступала его нога, все превращалось в песок, к чему бы ни прикоснулись руки – оборачивалось камнем. Потому что у измены нет оправданий.
Постепенно окаменел Ушай, но не окаменело его сердце. Из потухших глаз все текли и текли слезы стыда, ненависти, любви, сливаясь в мощный поток, раздвигали желтую корку земли.
А Тоян, узнав об измене жены, острым копьем ударил ее в грудь. Горячей волной хлынула кровь красавицы Томы навстречу слезам Ушая. И там, где два потока соединились в одно, зародился город Томск…
Однако дошли до нас и другие легенды.
…На высоком берегу большой сибирской реки стоял хорошо укрепленный городок храброго князя эуштинцев Тояна. И родился у Тояна сын – Ушан. С детских лет рос он бесстрашным и умелым воином. Никто не мог с ним сравниться в стрельбе из лука, в беге на лыжах.
Неподалеку от Тоянова городка, у притока большой реки, жил со своим племенем князь Басандай. И была у него красавица дочь – Тома, ровесница Ушая. Многие знатные князья сватались за Тому, но Басандай мечтал выдать ее за большого сибирского хана.
Однажды во время охоты, преследуя сохатого, Ушай случайно оказался у угодьях Басандая. В это время княжна Тома прогуливалась по лесным тропинкам, слушая пение птиц, вдыхая животворный воздух под кедрами. Увидев ее, Ушай был сражен красотой девушки, а Тома поразилась силе и ловкости Ушая. И они полюбили друг друга.
С той Ушай и Тома стали часто встречаться в условленном месте –на поляне. Во время очередного свидания их застал Басандай, разгневался и с позором выгнал со своих земель небогатого князя Ушая.
Тома в отчаянии добежала до реки, возле который жил любимый, и бросилась в нее. С тех пор реку эту называют Томой62.
Узнав о смерти княжны, Ушай тоже расстался с жизнью. Речка, в которой он утонул, стала называться Ушаем (Ушайка). Озеро же возле улуса эуштинцев в честь неутешного отца юноши назвали Князь-Тояновым. Это и есть Нестояново озеро.
Очень достоверное предания. В нем нет ничего нереального. Особенно, если вспомнить: у сибирских народов издавна принято давать рекам и озерам имена утонувших…
Еще целый ряд легенд, дополняя одна другую утверждает, что Тома была дочерью Басандая, а Тояна. Для того, чтобы объединиться против общих врагов – степняков, Тоян и слышать об этом не хотела, она любила Ушая, бедного воина.
В трудном положении оказался Тоян – и дочь свою обидеть не смел, и потерять поддержку сильного соседа перед лицом постоянной опасности страшился. Такая нерешительность возмутила Басандая, и он переметнулся на сторону врагов.
Узнав про измену, храбрый Ушай один вышел на поединок с войском своего повелителя, но был убит.
Долго сдерживали натиск врага защитники Тоянова городка, но неожиданно напали на них злые шайтаны63, принесли страшные болезни. Нет от тех болезней спасения, пока кто-нибудь не оживит городское озеро своей кровью.
Велика была любовь Томы к своему народу, ударила она себя кинжалом в грудь. Вода у ее ног закипела, стала белой. Припали к той воде изможденные болезнями люди и тут же исцелились. Не пустили они врагов в город, а Басандая пленили. С тех пор это озеро называется Белым…
Эхо реальных событий живет в этих своеобразных легендах. Документы свидетельствуют: в 1607 году в Томске «учинилася бесовская болезнь над служивыми и надо многими людьми и над женками». Тогдашние управители города связали эту эпидемию с кознями Басандая и чулымского князька Логи, которые в очередной раз задумали напасть на крепость, а перед тем ослабить ее «шейтанами для болезни». Оба заговорщика были схвачены и брошены в тюрьму. Больше в деловых бумагах они не упоминаются. Это может означать одно: ни Басандай, ни Лога из тюрьмы уже не вышли.
Что касается целебных свойств Белого озера, то они объяснялись довольно просто: озеро питалось радоновыми ключами64.
Нет указаний на то, что в 1604 году и позже в окрестностях Томска жили храбрый Ушай и красавица Тома, но можно предположить, что это были вполне реальные люди. Скорее всего, они не имели отношения ни к князю Тояну, ни к Басандаю, но это не помешало им стать частицей истории нового города, его сказочной песней.
1 как в европейских странах
2 месяц Рождества Богородицы
3 Гектар. Единица площади, равная 10 000 кв. м.
4 Старая русская мера длины, равная трем аршинам, т.е.2,13 метра
5 Старая русская мера длины, равная 0,71 метра
6 Житница – амбар, помещение для хлеба, зерна (устар.)
7 Острог – в древнерусских княжествах и в Русском государстве 16-17 веков: деревянное пограничное укрепление.
8 Старая русская мера длины, равная 1,06 км
9 Слова Г.Ф. Миллера
10 Фабрики: мебельная, конфетная, гильзовая, винокуренные, кирпичные, кожевенные, свечно-восковые, пивоваренные, водочные, суконные
11 здесь и далее официальная статистика Городовой Книги Томска
12 другое название - Сибир
13 венецианская тафта
14 цветная шелковая ткань с рисунком разводами
15 томских татар
16 их владения находились на территории бывшей Хакасии
17 телеуты
18 западные монголы
19 пленников
20 имущество
21 данников
22 блюстителей порядка
23 сборщиков ясака
24 чулымские татары
25 подарками
26 присяге
27 масками
28 род замши
29 бисер
30 войлочные
31 шорцев
32 стеганные кафтаны военного покроя
33 Счет соболям обычно велся по связкам в сорок штук. Соболи связывались парами мехом наружу. шкурки должны были непременно целыми, то есть снятыми чулком, и именовались «соболями в кошках». Реже связки складывались из «одинцов» - соболиных шкурок, которым из-за редкостности меха не находилось пары. Весенние соболя недособоли (соболята), а также подпорченные шкурки в зачет не принимались.
34 проводниками
35 плотниками
36 Обской город (1585), Тюмень (1586), Тобольск (1587), Лозьва (1590), Березов, Пелым (1593), Сургут, Тара (1594), Обдорск (1595), Нарым (1597), Верхотурье (1598), Туринск (1600), Мангазея (1601), Кетск (1602). Таким образом, Томск моложе первого сибирского города всего на 19 лет.
37 Теперь Октябрьская
38 длина каждой от 2 до 4 метров
39 бойницами
40 крепость, имевшая более четырех башен, в ту пору называлась городом. Следовательно, Томск сразу возведен как город.
41 Дозорными вышками
42 допетровская Русь пилы не знала
43 пороха
44 стены – срубами, двери из плах, скрепленных шпонками – на деревянных пятах
45 наказание и пытки были в то время обычным делом, а потому должность допытчика и правежника почиталась не ниже должности таможенного головы или сына дворского, боярского, сотника, тем более полусотника
46 сборники церковных песнопений
47 жития святых
48 так называемые Пески
49 Болото
50 деревянный частокол с заостренными вершинами, устанавливается по дну защитного рва или на берегу несильной речушки под оборонными стенами
51 Документы свидетельствуют, что позже в 1678 – 1679 годах, томский воевода Львов «около Томского Обруб зделал» – то есть велел выровнять и укрепить обрыв деревянным срубом, как требовала того фортификационная техника
52 обязательное переселение
53 добровольцы
54 жена Годунова Мария и сын Федор были отравлены
55 район почтамта
56 в районе улиц Советской и Герцмана
57 боевой клич
58 ныне Аркадиева
59 впоследствии Чингисхан
60 район Тобольска
61 сам Кучум из бухарских Шейбанидов
62 Рекой Томой, а не Томью называют ее только народные сказители, но многие известные путешественники XVIII века, летописцы дореволюционной Сибири. В переводе с кетского «Тоом» означает «река»; есть и другой перевод у этого слова, уже упоминавшийся, - «темный». Бесспорно, «Темная Река» – не просто имя, но и символ. В нем угадывается сразу несколько значений: «главная река», «река чистоты», «центр жизни», а возможно, и «река-женщина», «река-красавица»…Тома.
63 духи
64 излишки воды вытекали в Ушайку речушкой Белой – сейчас улица Белая