История образования Томска
и велели бы вотчине его Томи поставили город. А место де в Томи угоже и пашенных людей придут к нашему царскому величеству, и ясак учнут платити. А которые де будет около гото города наши непослушники и он, тоян, учнет про них сказывати и приводити их под нашу царьскую высокую руку…»Смутно было на Москве в ту пору, когда писалась эта грамота. В посадах за кремлевскими стенами звучали «поносные речи» на царя, на придворную знать, а в Кремле сеяли смуту бояре, напуганные малыми послаблениями, которые дал мужикам Годунов, недавним походом на Москву мятежного атамана Хлопка. Свозили царевы «охоронники» на грозную расправу последних изловленных бунтовщиков – «разбойных казаков» и примкнувших к атаману крестьян, русь еще стонала от великого голода и мора, случившихся год тому назад.
Растерянность, не свойственная ему прежде, охватила Годунова, предчувствие близкого конца. Таяли телесные силы, а вместе с ними уходили душевные. И всегда-то он любил уединение, доверял только самому себе, а теперь и совсем замкнулся, стал нелюдимым, подозрительным, желчным. Далеко не всех знатных челобитчиков жаловал царь своим присутствием, но, узнав про Тояна, обрадовался, велел принять с почестями, да не где-нибудь, а в Грановитой палате. Приезд сибирянина – хорошее предзнаменование: значит, не все еще потеряно…
Пожалуй, так именно радовался Иоанн IV Грозный, когда в пору неудач в затяжной Ливонской войне объявился в Москве посланник Ермака атаман Иван Кольцо с товарищами и возвестил: в 1582 году пала столица Сибирского ханства Кашлык12, позже – Искер, “старое городище”, Кучум разбит, а Ермак просит направить в новые земли государевых воевод и служилых людей. Окончательно рухнуло, “разбилось на мелко” монголо-татарское иго.
С тех пор минуло 22 года, и все это время – сначала при Иоанне Грозном, затем при его блаженном сыне Фодоре – Годунов, как мог, пекся об укреплении сибирской вотчины, самой богатой на Руси, старался всячески упрочить ее мощь, расширить пределы. Уж при своем царствовании и подавно. Ведь Сибирь – опора, помога в черный день опустошительной войны и предательской боярской шатости, защита государству, его незыблемая крепость. Кто знает, может, близок час, когда придется укрыться за ее неприступными стенами, не прося об убежище Англию, как когда-то Иоанн IV…
Совсем неслучайно на второй год своего царствования Годунов издал указ: в 1600 ясака с народов Сибирских не взыскивать. Пусть почувствуют: времена Кучума безвозвратно прошли, иная жизнь настала, без страха и притеснений для всех взятых «под крепкую царьскую руку», под его, государя, заступничество.
Ждал, ох ждал Годунов, когда пойдут к нему из Сибири такие как Тоян, просители. Наконец-то исполнилось заветное желание. Значит, не ошибся он в своих надеждах и ожиданиях, не зря на новые земли столько сил положил…
Дружески встретил татарского князька царь Борис, милостиво принял «поклонных соболей», да горностаев, да «бобров добрых», поднесенных «в почесть», ответно одарил английским сукном, венецейкой13, адамашкой14, а «на венец» решил наградить достойно за доставленную радость: «Великий государь…их пожаловал, велели у них в их земле в томи поставити город и велели их от недугов от дальних земель всем оберегати, что б им ни от кого насильства и обиды никоторые не было, и ясака с них до своего государева указу имати не велели, а велели их беречи и льготить им во всем».
Лютые январские морозы сковали Москву-реку, загнали в тепло все живое, но, обласканный Годуновым Тоян, выступая «зимним ходом» в обратный путь, не чувствовал холода. Позади затяжные сомнения и тревоги: бить челом русскому царю бобрами, соболями, лисицами, стать ли его подручником или повременить еще.
Разор и вражда давно уже пришли на землю эуштинцев15. Сосед с севера – князец Евага и сосед с юга – князец Басандай надумали урезать промысловые угодья Тояна, перераспределить данников и пастбища. С того задоры и начались.
Это бы еще не беда, с ней можно справиться, если бы не чинили «воистых» притеснений соседи дальние – кочевые киргизы из Алтысарского княжества16, калмыки, белые17 и черные18, умаки, теленгуты и другие набежники. Пожгут, позлобствуют, отгонят к себе ясырь19 и погромные животы20, чтобы затем «ежегод» объезжать с «мирными поборами» своих кыштымов21.
Русские тоже на прибранных к себе землях ясак в казну царя своего установили, но не такой безжалостный, как степняки. Разные среди них есть люди – злые и добрые. Добрые – те ермаковской закваски, богатыри. О них слава по сибирским пределам как об освободителях идет: «Добро пришли, добро встречены…»
Подружиться бы с русскими, встать против многих обидчиков из немирных землиц общей силой, да боязно недобитого под Кашлыком бухарской коварной крови хана Кучума, чингисита. Давно пало Сибирское ханство, а он, старый слепнущий властелин, все еще бродит по своим бывшим владениям, как медведь-шатун, беснуется, запугивает расправой черных улусных людей, засылает к ним в свой черед есаулов22 и даруг23. А вдруг да соберется с силами Кучум, окажется оборотнем, повернет русских вспять?
Нет, не повернул, напротив, приблизил свое окончательное падение. Случилось это на исходе лета 1598 года в двух днях пути от озерка Ика, там, где прямою дорогою в Обь уходить Ирмень. На разгромном бою с русскими, как донесли Тояну дружелюбные к эуштинцам чаты, у Кучума пало шесть князей, десять мурз, сто лучших воинов, еще пять десятков взяты в плен и повешены, заневолено восемь ханских жен, восемь дочерей, две невестки с пятью внучатами хана. Пленное семейство Кучума отправлено в Москву, а сам он лисицей бежал в степи, к калмыкам, и там, не без наущения из Бухары, убит. Нет теперь грозного властителя, нет двоевластия. Нашла сила на силу, подняла всю Сибирь на ноги.
Обрадовали те события Тояна и вместе с тем испугали. В стане русских тоже нет единства – одни поднимаются на других, «большие люди» творят пакости своими неписаными указами да алчностью. Как бы тут не попасть из капкана в капкан, не растерять насовсем свои землишки и подчиненных.
Медлил эуштинский князь, выжидал, присматривался, терпел алманные набеги степняков и мелкие укусы Еваги и Басандая. Рызумны посулы царя Бориса, да не всегда они оборачиваются разумным делом. Вот уж и чаты, и барабинцы поверили им, вошли в русское подданство. Ну что ж, каждый своим умыслием живет. Главное, не торопиться, не пускать хвост впереди глаз.
В 1602 году кызылы24 и темерчинцы сообщили Тояну, что русские поставили деревянную крепость на берегу Кети. Сильны они, выносливы, ясак требуют терпимый, зашли на многие земли и речки вокруг, скоро к Томи поднимутся. Не лучше ль хорошая дружба, чем плохой мир?
И Тоян решился. Прогадал или не прогадал, будущее покажет. Если верить обещаниям Годунова – не прогадал…
…Долог зимний путь. Поскакал по нему Тоян с царскими поминками25, да не как-нибудь, а в крытых санях с царской свитой. Впереди – посыльный с дорожными грамотами от Годунова. Главная из них писана в Сургут воеводе Головину – чтобы встретил путника любезно; напоил и накормил как дорогого гостя, про государевы милости, дарованные томским татарам, напомнил и здесь, на сибирской земле, привел бы его к шерсти26 на верность русскому государству. Далее из грамоты следовало, что не только встретить, но и проводить Тояна надобно хорошо, а главное, отрядить с ним «служилых людей сколь будет человек пригож, смотря тамошнему делу…что б им тех мест где поставить город и пашенных мест и всяких угодий…размотрети всякими обычаи и где на то городовое дело имати лес…и на которой реке, и сколь велика река, и сколько пашенных мест, и какова земля, что никаких угодий».
В точности исполнил Головин распоряжение, составленное «на Москве…генваря в 20 день»: угостил князька «чем сумел», неспешно расспросил о Москве, о дороге, потом вывел на люди – для присяги. Стали в караул подле разостланной на снегу медвежьей шкуры три служилых человека, выждали, пока падет на нее коленями Тоян, пока стихнет все вокруг, изготовясь к обряду.
Воевода дал отмашку, и сразу же первый из казаков поднял над непокрытой головой князька обнаженную саблю с вздетым на острие посоленным хлебушком, второй с выражением зачел начальные строки клятвенной записи, а третий тут же эти строки перетолмачил князьку: «Аз, Тояш Эушта, даю шерсть государю своему…»
Тоян подхватил запев, потом долго вычитывал нескончаемую «титлу»: «всея Руси самодержцу, Владимирскому, Московскому, Новгородскому, царю Казанскому, царю Астраханскому, царю Сибирскому, государю Псковскому и великому князю Смоленскому, Тверскому, Югорскому, Пермскому, Вятскому, Болгарскому и иных, государю и великому князь Нова-города, Низовские земли, Черниговскому, Рязанскому, Половецкому, Ростовскому, Ярославскому, Белозерскому, Обдорскому, Кондинскому и всея северные повелителю и государю Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей, и Кабардинские земли, Черкасских и Горских князей и иных многих государств государю и обладателю, по своей басурманской вере, на том, что быть мне, Тояну, под его государевой высокой рукою…»
День выдался морозный, белый, но разгоряченный присягой Тоян не почувствовал холода. Вслед за переводчиком он все возвышал срывающийся голос: « А буде мы, эуштинские люди и я, Тоян, не учнем великому государю служить и прямить и во всем добра хотети…а нам бы, за нашу неправду, с женами и детьми и со всеми своими людьми помереть голодной смертью…и чтоб нас, за нашу неправду, государская хлеб и соль по воде и по земле не носила…»
Повторив затворные слова шертоприводной записи, Тоян снял с сабли посоленный хлеб, несколько раз надкусил его, приложил руки к сердцу, потом воздел их вверх и от себя добавил: «А не сохраню слово, ссеки мою голову эта острая сабля».
«Аминь!» – заключил второй казак и поднес Тояну запись – рукоприложиться. Князек с достоинством нарисовал, где просили, родовое клеймо и, надев меховую шапку, пошел следом за Головиным в воеводские хоромы – к праздничному столу. Им еще предстояло договориться о делах текущих и будущих.
Недолго задержался Тоян в Сургуте, Головин поспешил отправить его с разведкой в Томскую вершину – пусть время не ждет.
Приветливо вышли навстречу главе своего племени и его спутникам эуштинцы, разложили на снегу костры, начали сносить в гостевые юрты мороженную ягоды, белую рыбу, тушки белок и таежной птицы, лосятину, медвежатину, отборные кедровые орехи, сварили похлебку из сухих луковиц сараны, завели песни, готовясь к пляскам, украсили себя причудливыми наголовниками27.
С любопытством разглядывали томских татар сургутские служилые люди: народ на вид вроде бы памятный – мужчины коренастые, смуглолицые, черноглазых больше, но есть и сероглазые. Одеты в нагольные шубы шерстью внутрь, в катаную обувку под вид бескаблушных сапог; рукогрейки теплые, штаны ровдужные28. Те эуштинцы, что побогаче, ходят наособицу. Их сразу отличишь - и по разговору, и по наряду. Шубы на них лисьи или бобровые, с опушкой из выдры и других ценных мехов.
Женщины и девки племени многокосы, миловидны, носят большие серьги в ушах, а по одежде навешивают одекуй29 и жемчуг азиатский, драгоценные камни, у кого есть.
Как станут есть эуштинцы, первый кусок непременно в огонь бросают, первый глоток на угли отплескивают – с духом огня пропитанием своим делятся, чтобы зла на подданных своих не держал, сопутствовал во всем удачей.
Жилища Тоянова городка все больше полстяные30, подстилки и покрытия в них сплетены из бересты или сшиты из шкур. Ложа для отдыха невысокие, сделаны из дерева, на них высятся мешки из кожи, набитые сухой травой или шерстью, - это подушки и матрацы. Одеяла жаркие, овчинные. Ткани диковинные, собственного производства – из волокон крапивы и дикорастущей конопли. Посуда вырезана из дерева или искусно вылеплена из глины. Много мелкого коробья из бересты. Что надобно, посажено на клей из осетровых рыб, держится прочно, не отпадет – будь то надевка или домашняя утварь.
По оружию понятно: эуштинцы – природные охотники и рыбари. Какого только вида и назначения стрел у них не увидишь. Вот эти, с деревянными набалдашниками, для охоты на ценного зверька – оглушить оглушать, а меха не испортят. Эти, с узкими наконечниками из лосиной кости, хороши для похода за крупной дичью, этими сподручно колоть рыбицу. А эти, с полым костяным шариком у острия, свистят при полете. Заслышав тот свист, сохатые и олени останавливаются – вместо того, чтобы бежать прочь. Для разных стрел и колчаны разные. Луки заботливо убраны в лубье, разукрашены отличительными знаками. Рядом с оружием ждут своего часа сменные лыжи, подбитые конской шкурой. На них самый глубокий и рыхлый снег не страшен.
Но особенно поразили сургутских разведчиков железные котлы, таганы, стремена, удила, корнекопалки. Откуда в такой глуши редкий металл? Татары доверчиво объясняли: обменяли прямой или немой торговлей у кузнецких людей31 на «мягкую рухлядь» – шкурки соболей, бобра, белки. Выделывать кожу, обрабатывать шкурки зверей – работа наследственная, почетная. Самим в ней большая нужда, да и для отношения к соседям весьма надобна. Черные и белые калмыки при доброй настроении дают в замен «воинскую сбрую»: латы, бумажники32, панцири и шлемы, наручи и даже сабли, кузнецкие татары – топоры, железную посуду, наборные пояса, наконечники для стрел. Торговые и военные русские люди тоже иногда забредают – у этих есть все, были бы шкурки.
Сургутяне интересовались, что такое «немая» торговля. Эуштинцы ответствовали: очень просто – привези в условленное место свои товары, оставь их на время, потом вернешься посмотреть, что положено против них; доволен будешь – бери, нет – снова отъезжай, жди, не прибавится ли к ним еще что-то; торгуйся, уступчивых с этих местах уважают плохо. Даже с врагом, которые опалился на тебя с помощью мена разговаривать сподручно. Можно, например, за два сорока соболей33 выкупить полоненника из родичей или собственного данника в чужое пользование передать. Да мало ли…
Разговорам и «скаскам», удивлению и радостным открытиям посланцев Головина в тот день не было конца. Угостили непривычных к хмелю эуштинцев вином. Успокоились запоздно, зато по утру без промедление за указанное им воеводой «тамошнее дело»: прошли на лыжах вверх и вниз по закованной в лед реке, перебрались на противоположный берег и там обрыскали каждый взгорок, каждую низминку. Тоян розыскам не препятствовал, но когда дошло до него слово, указал на заречный глядень, гористо поднявшийся над Томью напротив его городка. Там эуштинцы пасли летом лошадей, брали крапиву и коноплю для пряжи. Чем не угожее место для крепости? И высокое и широкое, и к реке близкое! Как только снег сойдет, зазеленеет оно травами, станет приятным глазу, наполнится красками и запахами. Всего 60 верст отсюда до разливистой Оби. Соединить она новую крепость с Сургутом и Тобольском, пустит сюда торговые и прочие дощаники, каюки, кочи, приблизит к Москве…
Убедил-таки Тоян царевых разведчиков: после недолгого колебания сдали они окончательные чертежи местности, а заодно «роспись подлинную дороге» от Сургута до Тоянова городка и с тем спешно отправились восвояси.
Головин, наскоро обозрев чертежи и дорожную роспись, тут же переправил их в приказ Казанского и мещерского дворца, ведавшего в ту пору на Москве не только Поволжьем и Приуральем, но и нарождающейся Сибирью, а дьяк Нечай Федоров донес «спешные бумаги» государю. И породили бумаги те новые грамоты и наказы Годунова. С одной из них, не жалея коней, бросились гонцы в Тюмень, и вот уже тюменский голова Алексей Безобразов призвал к себе атамана Дружину Юрьева, велел ему спешно отобрать 50 лучших стрельцов и казаков, двух пушкарей, «пищаль скорострельную, а к ней 200 ядер железных да 300 ядер свинцовых, 10 пуд зелья, 10 пуд свинцу» и, не мешкая, выступись со своим отрядом в Сургут под начало казацкого головы Гаврилы Ивановича Писемского, с которым предстоит ему « в Томской волости поставили город».
Поскакали гонцы дальше, в Тобольск, к сибирскому воеводе Никите Пушкину и вот уже при его поддержке письменный голова Василий Фомич Тырков, дослужившийся до чина сына боярского в дополнение к полусотне Юрьева готовит свой отряд из тоболяков и пелымцев, из «юртовских татар и березовских остряков». Ему предстоит присоединиться к Писемскому также в Сургуте, чтобы стать соначальником.
В конце марта дошли царские грамоты и до Сургута. Деятельно начал готовиться к походу Гаврила Писемский – велел рубить дощаники и каюки на 120 душ, запасать продовольствие и снаряжение «про свой обиход», послал к остятскому князю Онже Алачеву просьбу участвовать в походе. Тот ответил, что приведетна Томь «сухим путем» сто своих воинов – сверх того, что соберет по острогам казацкий голова.
Как только сошел на Оби лед, грузовые дощаники и маневровые каюки Писемского и Тыркого с вожами34 из эуштинцев тронулись в путь. Пришлось подниматься на греблах против весеннего полоема, соблюдая царский наказ: «Идти из Сургута Обью рекой в Томскую волость с великим береженьем и сторожи и караулы около себя росписать…чтоб собравься сургуцких верхних волостей изменники, пришед безвестно, которые порухи учинили…»
Имена немногих участников того похода дошли до нас. Среди них имена градостроителей, уставщиков над рубленниками35, специально присланных в Сургут из Москвы, - Назара Заева и Дениса Кручинки, мастеров Терентия Вершинина, Василия и Семена Поломошных, Степана Алпатова, Аркатева и других, Среди служилых людей выделялся своей силой и бывалостью казак Гаврила Иванов. А служил он с тех пор, как с «Ермаком взяли Кучума царя с куреня збили».Затем под началом воеводы Назарья Изъединова брал в плен сына Кучума князя Алея, пытавшегося силой возродить Сибирское ханство, участвовал с воеводой Андреем Воейковым в окончательном разгроме Кучума на Ирмени, ставил Тюмень, Тобольск, Тару, Пелым, а теперь вот заверстан благодаря своему послужному списку на градостроительство в земли князька Тояна…
Нелегко дался водный переход отряду Писемского и Тырхова, однако в начале июня их дощаники пристала к Тоянову городку на Теной Реке (так называли Томь за горную чистоту ее воды, не замутненную, как Обь, песками и глиной, первые насельники этих мест – кеты).
Гаврила Иванов вспомнил: Тобольск строили из лодейного леса. Семнадцать лет назад вот так же пришли под командой письменного головы Данилы Чулкова на новое незнакомое место, разобрали на доски свои лодьи и струги и соорудили из первую городьбу. Может, и теперь так?
Писемский не согласился: иные времена, леса вокруг вон столько, сила собралась большая – хватит и от степняков отбиться, и город поставить. Распорядился – людей Тояна и Онжи Алачева отправить на копку земли, валку и вывозку леса, на подсобную работы. На строительство же отобрать самых бывалых и опытных в городовом деле умельцев.
Стремительно росла пятнадцатая по счету сибирская крепость36.
Уже к новому, 7113 году, то есть к 7 октября 1604 года по новому стилю, ее сооружение в основных чертах было завершено. Воскресенская гора37 на главном оборонном выступе своем ощетинилась острогом – стеной заостренных кверху бревен. Стену эту продолжила деревянная изгородь, составленная из 53 двухэтажных срубов – городен, засыпанных землей и камнями38, с козырьками, стрельными окнами39, внутренними проходами для стрелков верхнего и подошвенного боя, калитками для «выласок» во время осады. Меж пряслами из нескольких городен поднялись три глухих и две воротных башни40, каждая до 6,5 метра высотою со смотрельнями41 и волоковыми окнами для пушек-пищалей. Наподобие сторожевых башен врублены в нее балки42 съезжая изба и воеводские хоромы с горницами и сенями. Что до государевых погребов, складов и житниц – для хранения оружейных припасов, зерна, соли и зелья43, то для их безопасности пришлось поставить внутри, опять-таки без единого гвоздя44. Окна съезжей избы затянули бычьей брюшиной, изготовили для «отдыхов» нары, вбили деревянные колья для одежды и оружия, поставили глинобитную печь из трубы, отгородили клеть палача45.
Но, пожалуй, главным сооружением в остроге стал деревянный, спешный главным сооружением в остроге стал деревянный, спешно сложенный в остроге стал деревянный, спешно сложенный на лобном месте храм живоначальной Троицы с двумя приделами. Поставлен он был в честь Бориса Годунова и его сына Федора, а наречен именем Феодора Стратилата, Бориса и Глеба.
Да и то, как же в новой земле без собственного храма? Само собой, русскому человеку тяготно без бога, но еще тяготней без «отца душевнова и распорядителя». Кто, как не он, узаконит рождение ребенка, скрепит брак, отпоет перед погребением «палого», удостоверит договор, примет покаяние, восхвалит или предаст анафеме заблудшего? Кто, как не он, знает толк в грамоте, умеет прочесть не только евангелия толковые, постные и цветные триоди46, новый и ветхий заветы, общие и месячные минеи47, апостолы, псалтыри, библии, часословы и другие «возвышенные» книги, но и деловые бумаги, «азбуки печатные в переплетах и тетратех», истории путешествий и «придворного поведения» и «прочая и прочая»» Он – власть не только духовная, но и юридическая. И захочешь без него обойтись, не обойдешься.
На славу удалась крепость. Лишь на севере остался естественный выход к таежным урманам, три остальные стороны защищены от нападений крутыми склонами. Передний тын глядит сверху на песчаный наволок, уходящий к Томи48, противоположный – на топкую низину49, на юге крепостным рвом змеится Ушайка, усиленная чесноком50. По-над Ушайкой обрыв – будущий Обруб51.
Приказал Писемский, принявший на себя до особого государева указа обязанности воеводы, выкатить на башни пушки, выставить караулы из служилых людей, и зажил новый, самый отдаленный на Руси город напряженной, исполненной трудностями и лишениями жизнью.
Последней водой увел назад часть отряда атаман Дружина Юрьев. На смену его казакам и стрельцам перед весной прибыла в Томск первая партия переселенцев из сибирских пределов, а также из Перми, Вологды, Великого Устюга, Великих Лук, набранная государевым прибором52. Вместе с ними пришли охочие люди - выкликанцы53.
Кануло в прошлое то недалекое, счастливое для крестьян время когда давали им с собой на новые земли «по три мерина добрых, да по три коровы, да по три козы, да по три свиньи, да по пяти овец, да по два гуся, да по пятеру куров, да по два утят, да на год хлеба, да соху со всем для пашни, да телегу, да сани, да всякую житейскую рухлядь, да еще на подмогу по двадцать пяти рублев человеку». Изворотливее стали царевы наместники в сибирских вотчинах, хитрее, наивничали: как-де доставишь за тысячу верст бездорожья этакое хозяйство? А потому переселенцы в Томск прибывали все больше налегке – одиночки лыжным походом с котомкой за плечами да с денежным вознаграждением в кармане. Но были и такие, что ехали в санях, с детьми, с домашним скарбом. И те, и другие везли тревожные вести: зешевелились-де порубежными шведы и ляхи, выступили войной за Москву, взяли Чернигов. А ведет их беглый двадцатилетний чернец из Чудова монастыря Гришка Отрепьев, сказавшийся царевичем Димитрием, сыном Грозного Иоанна. Если верить ему, не убит Димитрий в Угличе подосланниками Годунова, выжил за святыми стенами. А силы теперь под ним великие – иноземцы, да бунтовские казаки и гулящие люди из разбитой ватаги атамана Хлопка, да запорожцы, да голытьба. И наобещал новоявленным царь ляхам за помогу против Годунова сдать на вечное пользование и вольное пограбление Сибирь. Недолго уж осталось дать того часа.
Словно в подтверждение слухам, докатилась на Томь «мертвая грамота» на Годунова – представился царь Борис со своим семейством54, на троне Самозванец.
Воевода Писемский решил остановить пересуды и беспокойство своих подданных делом: велел мастеровым делать сохи и бороны, договорился с Тояном, что эуштинцы продадут переселенцам за царево «серебро» лошадей, обучат их рыбачить и охотничать, помогут корчевать тайгу под «государево поле».
«Земельные люди» высмотрели пашню на Юрточной горе55 и Подгорной елани56 и начали готовиться к первой посевной.
Но разнеся по городу новый слух: затеял напасть на Томск алтысарский Номча, начальный князь Киргизских земель, а «ходу» от его стойбищ всего «семь ден и людей у него тысяча человек». На уран57 алтысарца подымаются Езерское княжество во главе с Немеком и Алтырское во главе с Абраем. И подговаривает тот Номча влиться в набег людей Басандая, хочет вернуть себе бывших данников, взять богатую военную добычу – алман. И Басандай уже поддался на упросы степняков.
Слух оказался верным.
Не растерялся томский воевода: велел казакам взять под стражу Басандая и других изменных соседей, выслать воееные отряды в земли киргизов. Номча и Басандай в руки служилым людям не дались, зато были взяты заложниками их «лучшие люди». Угроза большого набега миновала. И все же время посевной выставил Писемский вогруг Подгорной елани дозорные команды, а землеробов велел отправлять в поле оружными.
Много волнений выпало в тот год на долю