Европейский парламент
желающие выступить по процедуре (ст. 100, п.1).Выше уже отмечалось, что ни один депутат не имеет право выступить более двух раз по одному и тому же вопросу без предварительного согласия председателя (ст.84, п.4). Если выступающий отклоняется от обсуждаемого вопроса, председатель вправе сделать ему замечание и напомнить о необходимости уважать Регламент (ст.82, п.2).
Такая детализированная, но в принципе несложная процедура позволяет при довольно высокой культуре дискуссии выступить в течение 8-часового заседания 50—80 депутатам, не считая ораторов, выступающих в ходе “часа вопросов” или по процедурным вопросам.
Правом обращаться с устными вопросами к Комиссии Европейского сообщества, Совету или к министрам иностранных дел, собравшимся в соответствии с соглашением о европейском политическом сотрудничестве, может воспользоваться любая политическая группа, при условии, что каждая из них задает по одному вопросу за месячный период сессии (СТ.58, п.1).
В то же время любая политическая группа или по меньшей мере семь депутатов могут потребовать до истечения “часа вопрос”, немедленного проведения дискуссии по содержанию ответов, данных КЕС, Советом или министрами иностранных дел по вопросам, касающимся актуальных проблем или проблем, представляющих общий интерес. Такая дискуссия может длиться не более часа, а на выступления депутатов отводится не более 5 мин (ст.61, п.1 и 4).
В общем лимите времени, выделяемом для постановки вопросов, а также для обсуждения срочных вопросов каждой политической группе и всем независимым кандидатам отводится равное время, не превышающее 3 ч за весь период сессии. Это время не засчитывается в счет времени, отводимого для общей дискуссии (ст.83, п.2 и 4; ст.64, п.З).
Голосование депутатов Европейского парламента должно проводиться ими лично, голосование по поручению либо по почте не допускается, поэтому депутаты обязаны присутствовать лично в зале заседаний в момент голосования. Учитывая большую занятость депутатов в работе комиссий, политических групп, не говоря уже о другой их деятельности
помимо работы в парламенте, большое значение приобретают проблема кворума и связанные с этим процедурные вопросы. Если до 1973 г. существовало правило о том, что кворум достигался при присутствии половины депутатов, то сегодня достаточно одной трети присутствующих в зале заседаний депутатов (ст.89, п.2).
Операцией голосования руководит председатель парламента (ст. 18, п.2 и ст. 99 Регламента). Голосование производится либо поднятием руки, либо вставанием, либо нажатием кнопки электронной системы (при поименном голосовании) .
Обычно проводится голосование поднятием руки. Если результат вызывает сомнения, председатель может провести голосование вставанием, если же и тогда остаются сомнения, может быть проведено поименное голосование (ст.94). Он может также назначить поименное голосование, если этого до начала голосования потребует не менее 23 депутатов или политическая группа, причем это требование должно быть выражено в письменном виде (ст.95, п.1). Кстати, это же правило распространяется и на голосование о доверии или недоверии Комиссии Европейского сообщества (ст.30, п.3). Поименное голосование проводится в алфавитном порядке начиная с фамилии депутата, на которого падает жребий. Председатель в этом случае голосует последним (ст.95, п.2).
Электронная система голосования (ст.96), введенная с мая 1980 г., позволила уменьшить время голосования и подсчета голосов при поименном голосовании с часа до 2 мин. Депутаты при этом пользуются персональными магнитными карточками для голосования и должны голосовать со своего места.
Наконец, по желанию большинства присутствующих депутатов может быть произведено поименное устное голосование. Обычно в практике Европарламента проводится открытое голосование. Однако по требованию одной пятой части депутатов по любому вопросу может быть проведено тайное голосование. Подсчет голосов проводят четыре счетчика, определяемые жребием (ст.97,п.4).
На голосование ставятся предложения по резолюции, а после принятия Единого европейского акта — и проекты резолюций нормативного характера. Голосуются также бюджет, вопросы процедуры и повестка дня.
Когда завершена дискуссия по обсуждаемому тексту, разрешены выступления по мотивам голосования в случае, если поступили заявки на такие выступления (ст.98). Если же председатель объявил о начале голосования, никакие выступления уже не допускаются.
Принятие решения большинством голосов зависит от характера принимаемых решений. Регламент Европейского парламента содержит на этот счет нормы, заимствованные из договоров о Европейском сообществе.
По большинству решений Европарламента достаточно простого большинства голосов депутатов, участвующих в голосовании. Вместе с тем в некоторых случаях необходимо квалифицированное большинство:
для принятия внутреннего Регламента: большинство всех членов парламента;
для вотума недоверия Комиссии: большинство всех депутатов и две трети голосовавших;
для решений о принятии внесенных Советом изменений в сделанные парламентом поправки по проекту бюджета: большинство всех депутатов и три пятых голосовавших;
для полного неодобрения проекта бюджета: большинство членов парламента и две трети голосовавших;
для принятия решений об изменении договора о создании Европейского объединения угля и стали: большинство в две трети депутатов и три четверти голосовавших;
для принятия решения о созыве чрезвычайной сессии: большинство членов парламента.
С принятием Единого европейского акта появилась новая норма, требующая абсолютного большинства всех членов для рекомендации парламента о вступлении в Сообщество новых членов или о заключении договора об ассоциации.