Защита авторских прав в сети Интернет

суде крайне сложно доказать обстоятельства, имеющие значение для объективного рассмотрения дела, поэтому сегодня одна из важнейших проблем – проблема доказательства самого факта нарушения авторских прав в Интернете. Согласно ст. 103 Основ законодательства о нотариате, действия нотариуса сводятся лишь к работе с вещественными доказательствами и носят состоявшийся характер. Несмотря на это, можно взять за основу соответствующую норму Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации и руководствоваться общими принципами обеспечения доказательств. В таком случае перечень средств доказывания не закрыт, в их числе указываются иные документы и материалы, содержащие сведения о значимых для дела обстоятельствах, зафиксированные в письменной или иной форме.

Так по данным BSA (Business Software Alliance - Ассоциация производителей программного обеспечения) даже в такой стране как США, где уровень защиты авторских прав самый высокий в мире, до 40% использования лицензионного программного обеспечения применяется с нарушением авторских прав. В Российской Федерации данный показатель доходит до 95%37. Действующее законодательство содержит подробную регламентацию видов, форм, средств, способов защиты авторских прав, но не все они реализуются на практике. Причин этого – множество: низкий уровень правопорядка в стране, неосведомленность авторов о своих правах, отсутствие квалифицированных специалистов, способных оказать авторам правовую помощь, и т. д.38 ГКРФ определяет, что нарушителем авторских прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований ГКРФ. Нарушение прав может произойти как в рамках авторского договора, так и вне рамок договорных отношений. При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены законодательством.


§2.2 Способы защиты авторских прав в сети Интернет


Защита – слишком громкое слово, чтобы оно могло оправдать себя в Интернете. Если относиться к Глобальной Сети как к своеобразному информационному полю битвы, то для того, чтобы не быть уничтоженным, надо применять соответствующие меры. Самое страшное для произведений сайта информационной направленности – это непосещаемость, то есть отсутствие визитов на сайт (после чего следует падение в рейтинге, которое, как правило, заканчивается закрытием сайта).

Автор или правообладатель, заинтересованные в защите своих авторских прав, должны предпринимать ряд защитных мер по охране своего произведения. Так, правообладатель для оповещения своих прав может использовать знак охраны авторского права (знак копирайта), состоящий из трех информативных элементов: знака ©, наименования (имени) правообладателя, года первого выпуска. Но такой знак несет чисто декларативную функцию. Обратим внимание, что современные информационные технологии, применяемые в Интернете позволяют использовать знак копирайта в ином качестве. А именно, реализовать возможность наложить на него реальные защитные и информативные функции на основе легальной процедуры электронного документирования с использованием технологии электронно-цифровой подписи, обеспечивающей юридическую силу электронным документам. Это обеспечит высокую степень аутентификации и идентификации таких документов. Для защитных функций трех элементов знака копирайта явно недостаточно. Слово «копирайт» происходит от слияния английского глагола to copy (копировать) со словом right (право). Для русских людей копирайт является правом, регулирующим отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки, искусства; авторское право охраняется как в уголовном, так и в гражданском порядке. Значок копирайта (с) закрепляет наименование обладателя авторского права и год публикации произведение, статьи, заметки и т.д.39

Обычно знак копирайта ставится под опубликованным материалом рядом с фамилией автора. Он предупреждает о том, что данный текст защищённый авторским правом, не может быть использован или перепечатан без согласования с автором, хостером, редакцией, вебмастером либо иным человеком или организацией, имеющей отношение к той или публикации. Но что мешает плагиатчику избавиться от значка копирайта в процессе редактирования текста? Ничего. Однако если обнаружится абсолютный аналог «защищённого» текста, то разбирательство будет явно не в пользу плагиатчика. Для того, чтобы не возникало неприятных для обеих сторон ситуаций, по закону необходимо заключать авторский договор. Официальная формулировка понятия «авторский договор» выглядит следующим образом: это договор между автором (или его наследниками) и издательством, театром, киностудией и т. п. об использовании произведения литературы, науки или искусства (издательский, постановочный, сценарный и др. авторский договор). В российском праве условия авторского договора определяются гражданским законодательством.

Но его содержание должно отражать ряд обязательных информационных реквизитов и объективно фиксировать юридические действия автора. В состав этих реквизитов, должны входить:

1. полное имя автора, (при наличии) имя или наименование правообладателя (его ИНН);

2. вид произведения (объект авторского права);

3. название произведения;

4. страна происхождения;

5. дата создания или опубликования произведения;

6. источник опубликования;

7. адрес электронной почты (E-mail) автора и/или правообладателя;

8. реферат произведения;

9.примечание (пожелание) автора, правообладателя;

10. дата размещения произведения на веб-сайте сети "Интернет";

11. IP адрес домена хост-сервера Интернет, на которое отправлено для размещения и размещено авторское произведение;

12. уникальный номер компьютера, с которого запущена процедура установки знака копирайта и электронно-цифровой подписи;

13. открытый ключ автора (открытый ключ - открытая последовательность символов, предназначенная для аутентификации электронно-цифровой подписи и находящиеся в свободном доступе в Удостоверяющем центре.);

14. запись "Документ подписан лично (ФИО владельца закрытого ключа - последовательности символов, предназначенная для выработки электронно-цифровой подписи и известная только исключительно правомочному лицу.), дата подписания документа, наименование и № версии программного обеспечения примененной легальной процедуры подписания документа электронно-цифровой подписи". 40

Юридические действия автора должны быть следующими: автор или правообладатель лично и самостоятельно запускает процедуру установки знака копирайта, заполняет формы реквизитов копирайта, подписывает авторский электронный документ электронно-цифровой подписью и желательно, чтобы он лично отправлял для размещения электронные авторские документы на хост-сервер Интернета. Желательно, чтобы программное обеспечение по процедуре подписания документа электронно-цифровой подписью имело вложенную процедуру установки копирайта и возможность отправки авторского электронного документа на вэб-сайт лично автором или правообладателем с записью контрольной копии авторского электронного документа в компьютере автора. При этом реквизиты 1 - 5 и 12 - 14 должны быть обязательно заполнены, а реквизиты 10 - 14 должны заполняться программой автоматически и без участия подписывающего лица. Такой авторский электронный документ можно многократно копировать, причем любая копия имеет юридическую силу. Но если кто-либо внесет в такой документ какое-либо даже несущественное изменение (например в виде новой точки или пробела), то данная конкретная копия электронного документа мгновенно потеряет свою юридическую силу. Процедура использования электронно-цифровой подписи позволяет увязать содержание документа с его реквизитами в единый электронный документ и подтвердить его юридическую силу. Причем степень защищенности электронного документа много выше традиционного бумажного документа. В традиционном документе такой связывающей основой является материальная сущность бумажного носителя, на котором записаны или отпечатаны содержание документа и его реквизиты.

Любой пользователь сети "Интернет", попавший на авторский вэб-сайт, установив указатель мышки на знак копирайта, увидит во всплывшем окошке полную информацию копирайта и уровень защиты авторского произведения.41

Дело в том, что автор или вебмастер ни теоретически, ни практически не может отследить каждого пользователя, который посетил его сайт. В большинстве случаев технически зафиксировать посещение можно лишь с помощью интернетовских счётчиков. Несомненно, существует профессиональная дорогостоящая техника, приобретение и обслуживание которой могут позволить себе, пожалуй, только спецслужбы. Её установка для «рядового обывателя» незаконна, поскольку беспрерывная слежка и контроль могут быть использованы не по назначению или даже приравнены к шпионажу.

По возможности опубликовать в официальных средствах массовой информации данную статью с датировкой и указанием авторства. Обратиться за консультациями к юристу или юридической фирме.

При размещении своей информации автор должен знать:

Во-первых, размещение (воспроизведение) произведения на Интернет-сайте возможно только на основании договора с правообладателем /автором, либо его соответствующего разрешения. Если у владельцев Интернет-сайта нет такого разрешения (договора), значит, нарушаются авторские права, защищаемые законом (объем нарушения определяется в каждом конкретном случае).

Во-вторых, незаконное использование произведений, нарушение авторского законодательства - влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

Автор в случае нарушения его личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.

В-третьих, такого рода споры нет необходимости решать в преюдициальном порядке42 (тем самым Вы даете возможность нарушителю прав избежать наказания). Автор или правообладатель вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Отсутствие реальной защиты прав в Интернете нередко удерживает авторов от размещения в Сети своих материалов. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, возникает в силу факта его создания и не изменяется при предоставлении материалов в Интернет. В тоже время, в Сети практически все объекты интеллектуальной собственности изменяют свою форму в электронных страницах. Таким образом, именно содержимое веб-страницы зачастую требует дополнительной охраны. Оно представляет собой с точки зрения авторского права отдельный объект, составленный из различных объектов авторского права: изображений и фотографий, видео, аудиофайлов, текстов. Данные объекты могут быть созданы разными людьми, а их охрана может осуществляться как по отдельности, так и в целом.

Исходя из специфики Интернета как ресурса в целом и в связи со сложностями правовой защиты в Сети владельцами и разработчиками программ были созданы новые способы защиты информации, а с ними и прав на объекты интеллектуальной собственности. Так, защищать авторские права возможно посредством записи информации, содержащейся на веб-страницах, на лазерный диск и последующим его депонированием в хранилище — Web-депозитарий.43

Указанный метод вполне подходит и для любых других продуктов интеллектуального труда, а также для защиты смежных прав, правовой охраны нетрадиционных объектов (например, служебной и коммерческой тайны). Кроме того, указанный метод защищает содержание информации на сайте, предупреждая возможные претензии по нему. Естественно, предлагаемый способ не защищает от злоупотреблений: никто не мешает скопировать чужой сайт из Интернета и недобросовестно депонировать его на CD. Но все же на определенном этапе такие методы защиты объектов интеллектуальной собственности в Сети могут сработать.

Существуют и электронно-программные методы защиты авторских прав. Среди них водяные знаки в электронных копиях фотографий и изображений. Причем важной особенностью водяных знаков можно назвать устойчивость к любым операциям над изображением — сжатию, изменению размеров, формата, цветности.

Кроме того, информацию можно защитить при помощи специализированного программного обеспечения, направленного на добавление служебной информации в виде кода, текстового или аудиофайла определенного формата в файлы, нуждающиеся в защите. При обычном просмотре информации пользователь не видит каких-либо закодированных обозначений — значка копирайта, имени автора, года издания. Но при применении затем определенного программного средства можно доказать, что файлы содержат дополнительную информацию, указывающую на лицо, ее записавшего. Из таких программных продуктов можно выделить «Cryptolope» фирмы IBM, программу «@ttribute» фирмы NetRights.

В рамках выхода государственных органов для защиты прав авторов в сеть Интернет, как одного из способов защиты авторских прав предусматривается создание веб-страниц прокуратуры, органов внутренних дел, патентных ведомств, и иных соответствующих государственных органов. Этот процесс уже прослеживается, например, веб-сайты МВД России - mvdinform, Генеральная прокуратура РФ - genproc.gov/, Министерство РФ по налогам и сборам - nalog, Министерство промышленности, науки и технологий РФ - mpnt.gov. Тем не менее, данный процесс не отличается последовательностью и не имеет системного характера, а главное отмеченный процесс должен ставить своей целью не только информатизацию и просвещение населения, но и осуществление практических мер по предупреждению и пресечению нарушений.

Системы слежения за информацией в компьютерных и телефонных сетях (а сейчас даже мобильные телефоны включают в себя средства доступа в Интернет) - стало обыденным явлением.

В России такая система называется СОРМ (Система оперативно-розыскных мероприятий). Она позволяет получить доступ к личной почте и списку сайтов посетителя Интернет.

В США перехватываются все частные и государственные сообщения, передаваемые по телефону, факсу и электронной почте. Система "Эшелон" ежемесячно перехватывает около ста миллионов сообщений, направляемых через спутники и Интернет .

Существование указанных систем, способно решить проблему выявления и привлечения к ответственности нарушителей, однако создает угрозу частной жизни всего сетевого сообщества.

Способ невозможности копирования заключается во включении в язык разметки гипертекста документа (HTML) особых тегов (команд) создающих невозможность копирования веб-сайта при полной свободе навигации ознакомления с нею. В совокупности с командами, обеспечивающими невозможность сохранения веб-сайта эти механизмы способны обеспечивать реальную защиту интеллектуальной собственности на веб-сайте.

Ведение "Черных списков" пользователей, представляют собой динамические базы данных, содержащие сведения о пользователях, нарушивших права и законные интересы правообладателей. "Черные списки" выполняют предупредительную и обеспечительную функции и являются способом косвенного (не прямого или непосредственного) воздействия на нарушителей. Лицо, потерпевшее от нарушения, имеет право разместить информацию о нарушителе в черных списках пользователей, равно как и право, впоследствии такую информацию удалить.

"Черные списки" открыты для всех пользователей Интернета и индексируются поисковыми системами. Все это придает им значительную обеспечительную силу. Компании и лица, дорожащие своей деловой репутацией, как правило, предпринимают меры к удалению такой информации с "черных списков", путем прекращения правонарушения и возмещения ущерба.

Кодирование информации представляет собой включение в документ, содержащий интеллектуальную собственность собственных кодов, и иных невидимых читателю опознавательных знаков (напр. водяные знаки). В большинстве случаев данный способ имеет значение для защиты обособленной информации в коммерческом обороте (информационный продукт, электронная книга) или как доказательство в процессе выемки несанкционированно скопированной информации и документации.

Сертификация веб-ресурсов в системах по "интеллектуальной чистоте", удостоверяет тот факт, что лицо или компания при осуществлении своей деятельности придерживаются политики не нарушения интеллектуальной собственности пользователей сети Интернет. Государственная система сертификации пока не готова для работы с веб-ресурсами.

На отклик данной проблеме уже появляются собственные веб-сертифицирующие системы, такие как VerySign, Truste и др. Наличие на веб-сайте компаний опознавательных значков таких сертифицирующих систем, свидетельствуют об сертифицированности и интеллектуальной чистоте веб-ресурса и создает только положительную реакцию у клиентов и контрагентов системы.

В июне 1998 года группа Интернет-операторов объявила о создании коалиции под названием "Альянс частной жизни в сети" (Online Privacy Alliance). Эта организация разработала специальные правила, согласно которым потребители стали иметь возможность установить, какая информация об их частной жизни была получена и как она использовалась. Аналогичными организациями, действующими в США являются TRUSTe, BBBonline и другие. Создание подобных коалиций для продвижения идеи неприкосновенности и уважения интеллектуальной собственности в сети Интернет должно существенно способствовать искоренению рассматриваемой проблемы.

Одной из эффективных мер по защите интеллектуальной собственности в сети Интернет способно быть воздействие на хостинг-провайдеров. Такое воздействие осуществляется с целью обязать приостановить и прекратить обслуживание веб-сайтов незаконно публикующих интеллектуальную собственность авторов или иным образом нарушающих их права и свободы.

На данный момент хостинг провайдеры согласно типовым договорам заключаемым с владельцами Веб-ресурсов имеют право удалить или приостановить обслуживание Веб-сайтов нарушающих права интеллектуальной собственности как на основе заявления потерпевших от нарушения лиц, так и по собственной инициативе.

Из характера отмеченных - новоявленных способов защиты можно понять, что данные меры больше технического, нежели юридического характера. Но как справедливо замечает известный эксперт в области авторского права Т. Коскинен-Олссон технологические меры защиты - один из самых эффективных механизмов защиты цифрового содержания в сети Интернет. Они предотвращают незаконное использование произведений, делая невозможным доступ к ним без специального разрешения44.

Таким образом, исходя из сложившейся ситуации, необходимо понять, что знания об информационной среде давно уже вышли из стадии констатирования фактов. Это в свою очередь требует принятия в этой области конкретных и неотложных мер. Поэтому стоит острая необходимость в развитии и внедрении новых - нетрадиционных способов эффективной защиты интеллектуальной собственности в информационной среде. Безусловно, необходимо бороться и искоренять несанкционированное копирование и незаконный оборот интеллектуальной собственности в киберпространстве, но вместе с тем это не должно препятствовать естественному процессу создания и законного оборота объектов интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность в сети, должна обращаться, обеспечивая права авторов, ведь большинство авторов создают их достижения не для того, чтобы затем защищать их от всех и вся, а с тем, чтобы наиболее полно и продуктивно реализовать свои права авторов на них.

В то же время возможности программирования не стоит переоценивать, так как к любой программной защите найдется ключ для взлома. И тут на помощь должны прийти альтернативные варианты защиты и непосредственно практика защиты нарушенных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Более того, недавно в практике защиты авторских прав появился новый и интересный прецедент. Компания Apple предложила рекорд-лейблам отказаться от применения различных технических способов защиты авторских прав, а именно от DRM-защиты (digital rights management) аудиофайлов, которые продаются через Сеть, и больше рассчитывать на добросовестность пользователей, а также на судебную защиту, которая могла бы ко всему прочему послужить неплохим примером того, что ответственность за такие нарушения все-таки наступает. Гарантии, что это сработает, конечно же, никто дать не может, поэтому всемирные рекординговые лейблы не спешат снимать технические барьеры для копирования своих аудиофайлов, продаваемых в Интернете.45

Защита авторских прав может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной форме (форма защиты – комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов). Юрисдикционная форма представляет собой деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых авторских прав. В рамках данной формы выделяются общий (или судебный) и специальный (или административный) порядки защиты. По общему правилу, защита авторских прав и охраняемых законом интересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. Среди способов защиты выделяются как гражданско-правовые, так и уголовно-правовые. Средством защиты выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения – с другой46. Специальным порядком защиты является административный порядок их защиты (ст.11 ГК). Он применяется в виде исключения из общего правила, в случаях, прямо указанных в законе. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством. В настоящее время в области авторского права таких случаев не предусмотрено.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью в компетентный орган. Нужно сказать, что количество данных мер невелико (в частности, это отказ совершать определенные действия в интересах неисправного контрагента) и применяются они очень редко. Объем данной работы не позволяет подробно остановиться на данной форме защиты. Скажем только, что к способам такой защиты можно отнести самозащиту, которая применяется и при защите авторских прав в Интернете. Наиболее распространенными в настоящее время являются гражданско-правовые способы защиты. Данные формы, способы и средства предусмотрены для защиты авторских прав согласно законодательству Российской Федерации. Рассмотрим, как данные способы применяются к защите авторских прав в Интернете.

Сеть Интернет – это особая сфера жизнедеятельности, в которой существуют определенные отношения, Интернет - отношения. Они аналогичны реальным отношениям, складывающимся в обычной жизни. Следовательно, и неправомерные действия лиц в сети Интернет, подпадающие, например, под нормы уголовного права будут регулироваться уголовным правом, имущественные отношения – гражданским правом, административные – административным правом. Административная ответственность за проступки в сети Интернет наступает в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Глава 13 предусматривает ответственность за правонарушения в области связи и информации, а ст.7.12 – за нарушения в области авторских и смежных прав, в частности за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода. Безусловно, ввоз и сдача в прокат не могут быть применены к сети Интернет, а продажа и иные действия, связанные с распространением контрафактной продукции в Глобальной Сети осуществляются почти без ограничений. Близко к административной примыкает уголовная ответственность. Сходство их заключается в санкциях: в размере штрафа за вред, причиненный при реализации контрафактной продукции. При применении норм административного законодательства он (штраф) меньше, при применении норм уголовного права – больше.

Хотя размещение в Сети сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию регулируются нормами гражданского права. Но если такие сведения представляют большую степень общественной опасности, но это факт клеветы как состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством47. Осознав как позитивность, так и опасность Глобальной сети, законодатель предусмотрел в Уголовном кодексе главу «Преступления в сфере компьютерной информации», а также ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав». Нужно отметить, что данная статья не находит широкого применения. Действительно, нельзя большинство пользователей Интернета (как правило, высокообразованных и законопослушных граждан в части соблюдения прав собственности на материальные вещи), использующих произведения в личных целях и составляющих значительную часть общества и населения страны, привлекать к ответственности вплоть до уголовной (ст. 146 УК РФ). Это невозможно осуществить не только законодательно, но и чисто технически, поэтому предлагается создать единую государственную службу, которая концентрировала бы в своих руках функции адресной регистрации, координации и организационно-технического контроля пользования сетью, в том числе сертификацию и лицензирование информационно-сетевых услуг48.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в Сети может наступать в соответствии с ГК: за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств; вследствие причинения вреда и т. п. Если авторское право нарушено или оспорено, суд обязан принять и рассмотреть исковое заявление по существу. Но здесь проявляется экстерриториальность Сети. И возможно возникновение следующей ситуации: сайт автора находится на сервере, зарегистрированном в США и физически расположенном в Германии. Автор постоянно проживает в России и ни разу не был ни в США, ни в Германии. Некто, скопировав материалы с домашней странички автора, разместил их на сервере, физически расположенном в Канаде, имя которого зарегистрировано в стране, не присоединившейся к международной Конвенции по авторским правам. Возникает несколько вопросов: поставив на своих работах символ ї, у какой страны (России, Германии, США) автор просит защиты его прав; по законам какой стран должно определяться, совершил ли Некто нарушение "авторского права"; у кого автору искать "защиты" от человека, безвозмездно распространяющего его идеи (хотя бы и без указания авторства)? Чтобы определиться со "страной защиты", нужно определить, где произошло нарушение авторских прав. В данном случае такой страной будет являться Канада, которая, кстати, ратифицировала Всемирную конвенцию об авторском праве от 06.09.195249 (и Германия, и США, и Россия также являются ее участниками). Согласно статье II этой Конвенции, выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося Государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории. Следовательно, согласно Конвенции хотя произведение было выпущено в свет в Германии, в Канаде ему должна предоставляться такая правовая охрана, которая предоставляется произведениям, выпушенным на территории Канады согласно канадскому законодательству. Даже если в Канаде и существуют какие-либо формальности относительно регистрации авторских прав, при благоразумно проставленном ї они считаются соблюденными (статья III). Что касается вопроса относительно регистрации самого сервера в другом государстве. Конвенция оперирует понятием "территории" в смысле территории конкретного государства. В этом же смысле каждый сервер, несмотря на его умозрительную "виртуальность", внепространственность, объективно физически находится на территории одного государства. Зарегистрирован ли он где - либо еще никакого значения не имеет. Кроме того, государства-участники договорились, что каждый будет предоставлять охрану по своему законодательству50. Но, допустим, что такое нарушение произошло в России.

Что вправе требовать автор от нарушителя своих прав? В частности, признание авторского права, когда оно оспаривается или отрицается. По поводу литературных или музыкальных произведений данный факт может быть подтвержден путем проведения экспертизы. Сложнее дело обстоит с Глобальной сетью. Для подтверждения авторства, защиты авторских документов и обеспечения доказательств в техническом и технологическом плане используется электронно-цифровая подпись, обеспечивающая аутентификацию и идентификацию электронного документа. Признание авторства – есть средство устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, путем устранения последствий правонарушения, а также пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Данные меры могут применяться в сочетании с другими способами защиты, например, взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение. По судебным делам, связанным с Интернет – отношениями, данная мера применяется в качестве дополнительной. Основным способом защиты является взыскание убытков. Убытки взыскиваются в полном объеме: реальный ущерб и упущенная выгода51.

В качестве вывода можно отметить следующее: существует мнение, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений на свободное копирование и сложности ведения контроля за копированием и использованием произведений. Очевидно, что способы защиты авторского права в Интернете ничем не отличаются от традиционных способов защиты. Сущность нарушений авторского права в Интернете такая же, и защита его от нарушений осуществляется теми же способами, предусмотренными национальным законодательством, в том числе в судебном порядке в рамках гражданского, административного или уголовного разбирательства52. Отличие лишь в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете не позволяет так же просто решить проблему обеспечения доказательств нарушений авторского права. Бремя защиты авторских прав лежит, как правило, на самом авторе или на правообладателе авторских прав, и они, прежде чем помещать произведение в Интернет, должны заранее предпринимать некоторые дополнительные действия по защите своих авторских прав. Выявленное конкретное нарушение авторских прав предполагает конкретные действия автора или правообладателя по защите, для чего, в принципе, достаточно действующего законодательства Российской Федерации. Однако, некоторые действия по защите авторских прав при нарушениях, связанных с использованием Интернета, намного сложнее. Это связано с обеспечением доказательств нарушений авторских прав в Интернете, а также неготовностью инфраструктуры судов и судейского корпуса по исковым делам по нарушению авторских прав, связанных с тем или иным использованием Интернета, что и является основным в проблеме защиты авторских прав в Интернете.

Ни одно произведение (за исключением тех, срок охраны которых истек) не является общественным достоянием (public domain), кроме тех случаев, когда автор напрямую выражает желание, чтобы это произведение перешло в общественное достояние. Под "напрямую" понимается, что автор или правообладатель должны указать: "Я передаю это произведение в общественное достояние".

Некоторые считают, что публикация произведения в сети подразумевает разрешение неограниченному кругу лиц копировать это произведение. Другие даже считают, что Интернет - это система автоматического "складирования и распространения", в которой по предложению (а не по согласию) автора делаются тысячи копий произведения. С этим можно спорить, однако даже если согласиться с первым тезисом, то речь может идти лишь о таком копировании, которое обычно осуществляется посредством сети, но никоим образом нельзя говорить о том, что такое размещение произведения в сети переводит это произведение в общественное достояние.

Важно помнить, что перевод произведения в общественное достояние означает полный отказ от всех прав. Нельзя осуществить перевод произведения в общественное достояние для "некоммерческого использования".

Авторское право утратить невозможно. Его можно только передать. В отличие от американского законодательства, в котором четко прописано, что авторским правом названия произведений вовсе не охраняются, российское законодательство предоставляет охрану названиям произведений, но только в том случае, если название произведения создано творческим трудом автора и "может использоваться самостоятельно". Термин "самостоятельно" постоянно подвергается справедливой критике юристов, поскольку совершенно непонятно, является ли "самостоятельным" использование названия песни в качестве названия какой-то другой песни или нет. Более надежно названия можно защитить через систему товарных знаков, неиспользование которых как раз и может привести к утрате права на такой товарный знак.

Обычно регистрируют товарные знаки на определенные слова, обозначающие определенные товары или услуги. Например, компьютер Apple. Фирма Apple Computer "владеет" словом Apple (яблоко) в отношении компьютеров, несмотря на то, что это обычное слово. Компания Apple Records владеет этим словом в отношении музыкальной индустрии. Ни одна из вышеперечисленных компаний не владеет словом "Apple" как таковым, лишь в определенном контексте. Более того, владение товарным знаком не означает абсолютного права: у этого права есть свои ограничения, установленные законом. 53

Запрещается использовать чужой товарный знак способом, который может нанести ущерб собственнику такого товарного знака. Или способом, который может привести к тому, что люди перепутают Вас с законным владельцем товарного знака и Вы получите необоснованный доход от использования чужого товарного знака. Например, в отношении музыкальных клипов было бы крайне неразумным проставлять на них знак MTV.

Сегодня практически любые произведения охраняются авторским правом с момента их создания, не требуя соблюдения формальностей. Авторское право нарушается вне зависимости от того, получает ли нарушитель прибыль