Планирование - как основная функция управления
Поэтому с расширением объектов планирования становится более активным участие работников предприятия в планировании.Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т.д.
Разработка тактического плана обычно проходит в нескольких вариантах, с тем, чтобы выбрать из них наилучший, то есть наиболее соответствующий условиям реализации в зависимости от складывающейся во внешней среде ситуации. Там, где это возможно, вариантные расчеты проводятся с применением экономическо-математических методов и ЭВМ.
3.4. Планирование производственной программы.
Важнейшим разделом тактического плана предприятия является производственная программа.
Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Программа обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально – сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.№
Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.
Показатели производственной программы:
- темп роста производства товарной (валовой) продукции
- производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием «в том числе продукции для экспорта»)
- показатель качества продукции
Основой для определения в плане объема продукции стоимостном выражении служит план производства продукции в натуральном выражении.
Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий. Такими единицами могут быть тонны, метры, киловатт – час, штуки, комплекты и т.д. Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику производства наиболее эффективных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Установленные в плане единицы измерения продукции обязательны для всех звеньев планирования и управления производством.
№ Черныш Е.А. прогнозирование и планирование. М., 2001 г.
Это необходимо для того, чтобы обеспечить выполнение производственной программы в предусмотренном ассортименте, выполнение плана кооперированных поставок и плана поставок по договорам, а также для увязки производственной программы с показателями качества продукции.
Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Качество важнейших видов продукции должно отвечать по своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. Соответственно с этими требованиями предусматривается замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизации устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.
В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции не соответствующей современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей. Указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.
Стоимостными показателями производственной программы являются:
- объем реализации
- товарная продукция
- валовая продукция
По объему реализуемой продукции оценивается производственно-хозяйственная деятельность отраслей, объединений и предприятий. Объем реализуемой продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде:
а) готовых изделий
б) полуфабрикатов собственного производства
в) реализация продукции
г) выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
Важными показателями плана, позволяющими определить общий объем продукции, ее структуру, темпы роста производительности труда, фондоотдачу и другие экономические показатели, служат товарная и валовая продукция.
Объем товарной продукции в плане включает стоимость:
- готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону
- полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону и др.
Объем реализуемой продукции так же, как и товарной, определяется:
1. В плане – в действующих оптовых ценах предприятий;
2. В отчете:
а) в сопоставимых оптовых ценах предприятий на определенную дату (так называемых неизменных ценах), необходимых для определения динамики производства
б) в оптовых ценах предприятий, действующих в отчетном периоде (для использования в расчетах себестоимости)
В целях элиминирования прошлого труда и выявления результатов производственной деятельности, динамики производства продукции и зависящих от предприятий показателей производства ряд производств осуществляют планирование и оценку деятельности по чистой продукции вместо объема реализованной продукции.
Объем чистой продукции определяется вычитанием из товарной продукции (в оптовых ценах предприятий) материальных затрат в тех же ценах (т.е. в ценах, принятых при разработке плана), а также суммы амортизации основных фондов. Применение показателя чистой продукции позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилия коллективов предприятий по выполнению ряда качественных важнейших показателей производительности труда, фондоотдачи и др.
Для обоснования производственной программы предприятию необходимо иметь расчеты его производственной мощности, а так же уметь согласовывать большое количество факторов.
3.5. Планирование потребности в персонале.
Планирование потребности фирмы в персонале, необходимо для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется оно в плане по труду и персоналу.
Н
План по производству и персоналу
аглядно структуру плана по труду и персоналу можно изобразить следующим образом:
Рис.8 Структура плана по труду и персоналу.
Значение и роль плана по труду и персоналу фирмы определяются такими моментами как:
Затраты на содержание персонала составляют значительную часть издержек предприятия, определяют цену реализации продукции и ее конкурентоспособность.
Персонал фирмы является важнейшим фактором производства. Именно от него зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства и предметы труда, насколько успешно работает предприятие в целом.
В настоящее время возрастает коллективный инвестиционный характер труда. Это выражается в разработке и реализации на предприятии значительного числа различных инновационных проектов, в которых задействовано большое количество работников. Эффективность этих проектов во многом зависит от того, насколько скоординированы усилия исполнителей, что может быть обеспечено только на планомерной основе.
Целью разработки плана по труду и персоналу является определение рациональной (экономически обоснованной) потребности фирмы в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени.№
Основными задачами, которые решаются в процессе планирования труда, являются следующие:
- создание здорового и работоспособного трудового коллектива, способного выполнить намеченные тактическим планом цели;
- формирование оптимальной половозрастной и квалификационной структуры трудового коллектива фирмы;
- совершенствование организации труда;
- стимулирование труда;
- ротация персонала и др.
Процесс планирования персонала чрезвычайно сложный. Потому как каждый член трудового коллектива фирмы имеет свои потенциальные трудовые возможности, черты характера и в этом отношении он неповторим. Из этого можно делать вывод о том, что трудовой коллектив не представляет собой сумму работников фирмы, а характеризуется синергетическим эффектом, оценить который очень трудно.
№ Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Ф и С, 2000 г. 248 с.
3.6. Планирование издержек.
Издержки – это совокупность затрат в денежной форме на производство и реализацию продукции, на торговые и посреднические операции, расходов по финансовым операциям и прочим видам внепроизводственной деятельности. Издержки отражают все положительные и отрицательные стороны в работе предприятия. Они органически взаимосвязаны с категориями, определяющими результат деятельности организации а, следовательно, эффективность.№
Затраты предприятия на производство и реализацию продукции принимают форму себестоимости продукции. Себестоимость характеризует эффективность использования потребляемых трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Она отражает качественные изменения в хозяйственной деятельности предприятия. Любые нововведения в технике и технологии, организации труда и производства, в управлении оказывают влияние на уровень затрат.
Целью планирования издержек (себестоимости) является обеспечение высоких темпов роста прибыли и повышения рентабельности производства на основе рационального использования материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов.
План по издержкам разрабатывается как при стратегическом, так и тактическом планировании на основе прогрессивных норм и нормативов.
Процесс планирования издержек можно изобразить графически:
№ Экономика предприятия./ Под редакции В.П. Грузинова. М.: Банки и биржи,1999 г. 535 с.
Фактические издержки
Анализ издержек
Резервы и неиспользованные возможности
Факторы и исто-чники экономии затрат
План производ-
ства, плановые калькуляции
Нормативы затрат
Элементы затрат, статьи затрат
Свод затрат
Планирование снижения издер
жек по факторам
Расчет плановых калькуляций
Расчет плановой сметы затрат
Свод затрат на производство
Расчет плановой себестоимости продукции
Нормативы затрат
Расходы по статьям затрат
Общая сумма расходов по элементам затрат
Баланс статей расходов
Плановые показатели
Рис.9 Процесс планирования издержек
Показателями плана себестоимости является сумма затрат на производство, себестоимость валовой, товарной, реализованной продукции, себестоимость сравнимой товарной продукции и ее снижение, себестоимость единицы продукции, сумма затрат на один рубль товарной продукции и ее снижение.
Вся система показателей плана по себестоимости тесно связана с другими разделами плана предприятия: производственной программой, объемом продаж, планом по труду и персоналу и др.
Разработке плана по издержкам предшествует технико-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, главным содержанием которого является выявление путей совершенствования организационно-технического уровня производства, ликвидация потерь от брака, всех непроизводственных расходов и потерь.
Так же при оставлении плана по себестоимости особое внимание необходимо обратить на выявление резервов снижения себестоимости, а также величины и причин возникновения затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: аварий, брака, потерь от простое машин и оборудования, нарушением технологической и трудовой дисциплины и т.д.
3.7. Планирование финансов.
Финансовый план предприятия – это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направления расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.№
В современной рыночной экономике усилилась стимулирующая роль финансов в повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Финансовые планы перестали носить директивный характер.
В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятия за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом.
Рыночная концепция управления предприятиями вызвала подлинный интерес руководителей и специалистов к зарубежным моделям финансового планирования. Владение этими моделями, средствами и методами финансового планирования вошло в число основных профессиональных требований, предъявляемых к руководителям и специалистам предприятий и объединений.
Финансовое планирование на предприятии осуществляется планово-экономическим и финансовым отделами.
Основная цель финансового планирования состоит в том, чтобы сбалансировать намеченные расходы предприятия с финансовыми возможностями.
Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов, а также расчетных форм для определения статей баланса.
Состав показателей такого плана может быть различной степени детализации. Поэтому форму финансового плана следует согласовывать с вышестоящей организацией, а также органами, куда он может представляться.
№ Ильин А.И. Управление предприятием. Мн.: высшая школа, 2000 г. , 275 с.
ГЛАВА 4. Составление бизнес - плана.
Бизнес-план является составной частью стратегического плана. На практике часто бизнес-план заменяет собой стратегический план.
С помощью бизнес – плана может быть обосновано каждое мероприятие стратегического плана, требующее инвестиционных ресурсов для своей реализации.№
Имеются также четыре мотива, которые требуют составление бизнес-плана:
Такой план способствует предотвращению ошибок и снижает риск.
Бизнес-план является официальным документом, который используется для кредитования и финансирования мероприятий стратегического плана.
На основе бизнес-плана создается эффективная система управления предприятием.
Законченный бизнес-план является важнейшим средством коммуникации в контактах с банкирами, инвесторами, клиентами, покупателями и партнерами.
Оценка целесообразности внедрения того или иного мероприятия тоже делается на основе бизнес-плана. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.
В состав бизнес плана чаще всего входят:
- титульный лист (указывают название инвестиционного проекта, предприятия-инициатора проекта, организации – разработчика и др.)
- содержание (указывают названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений и др.)
- текст основных разделов бизнес-плана
- приложения
№Бизнес – план: Методологические материалы./Под редакцией Р.Г. Маниловского. М.: Ф и С, 2000 г.
Ильин А.И. Планирование на предприятии. 4-ое издание. Мн.: Новое знание,2003 г.
Ориентировочный объем страниц бизнес-плана должен составлять (без приложений): около 40 страниц – при стоимости проекта мене 500 тыс. долларов США и до 80 страниц – при стоимости проекта свыше 500 тыс. долларов США.
Бизнес-план обязательно должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из таких основных разделов:
«Резюме»;
«Характеристика предприятия и стратегия его развития»;
«Описание продукции (услуг)»;
«Анализ рынка сбыта. Стратегия маркетинга»;
«Производственный план»;
«Организационный план»;
«План реализации проекта»;
«Инвестиционный план»;
«Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»;
«Показатели эффективности проекта»;
«Юридический план»;
«Информация о разработчике бизнес-плана»;
Приложения.
Теперь я кратко охарактеризую основные разделы бизнес-плана.
- «Резюме».
Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам этого плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана. Обычный объем резюме (кроме таблиц) – 4-7 страниц. Разрабатывается в конце написания бизнес-плана, когда имеется ясность по всем остальным разделам.
- «Характеристика предприятия и стратегия его развития».
В данном разделе даются описание отрасли и характеристика предприятия, его роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве.
3. «Описание продукции (услуг)».
В