Планирование - как основная функция управления
В
А Степень реализации
цели II
0 % 100 %
Рис.4 Возможная комбинация целей при их дополнении.
Эта комбинация свидетельствует о том, что реализация одной цели может способствовать реализации другой.
III.
100 % Степень реализации цели I
А В
С
Степень реализации
цели II
0 % 100 %
Рис. 5 Возможная комбинация независимых целей.
То есть цели предприятия не связаны между собой.
б) Функции планирования.
Под функциями планирования понимаются обособившиеся виды труда, порождаемые разделением труда внутри процесса планирования, то есть любая работа, любое действие, совершаемое в процессе формирования плана и направленное на изменение состояния предприятия.
В состав функций планирования входят следующие:
1) Уменьшение сложности.
Важнейшей функцией планирования является преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов.
2) Мотивация.
С помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия.
3) Прогнозирование.
Одной из функций планирования является как можно более точное прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней среды предприятия путем систематического анализа всех факторов. Качество прогноза определяет и качество плана.
Обеспечение безопасности.
Планирования должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его.
Оптимизация.
В соответствии с данной функцией планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших, с точки зрения ограничений, альтернатив использования ресурсов.
6) Функция координации и интеграции.
Планирование должно объединять людей, как в процессе разработки плана, так и в процессе его реализации. Так же должно предотвращать конфликты, учитывать интеграцию различных сфер деятельности предприятия.
Функция упорядочения.
С помощью планирования создается единый порядок действий всех работников предприятия.
8) Функция контроля.
При помощи планирования можно наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализировать работу всех подразделений предприятия.
Функция документирования.
Планирование обеспечивает документированное представление хода производственно-хозяйственной деятельности.
10) Функция воспитания и обучения.
Планирование оказывает воспитательный эффект посредством образцов рациональных действий и позволяет учиться на ошибках.
в) Методы планирования.
Под ними понимается способ осуществления планирования, то ест способ реализации плановой идеи.
Метод планирования зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта.
- направление планирования;
- средства обоснования плановых параметров.
В практике планирования можно выделить три направления планирования:
Прогрессивное планирование (способ «снизу вверх»).
При этом способе планирование осуществляется от низших уровней иерархии предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые в дальнейшем интегрируются в верхней ступени, образуя план предприятия.
Ретроградный метод («сверху вниз»).
В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.
Круговой метод (встречное планирование).
Он представляет собой синтез рассмотренных выше методов. Круговой метод предусматривает разработку плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей. При этом в планы включаются наиболее удачные решения.№
3. Процесс планирования.
Как целесообразная деятельность людей в процессе планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность работ, выполняемых при составлении плана.
Процесс планирования содержит следующие этапы:
Определение цели планирования.
Цели планирования являются решающими фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.
Анализ проблемы.
№ Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2000 г., 248 с.
На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.
3) Поиск альтернатив.
Этот этап подразумевает поиск подходящих действий среди возможных путей разрешения проблемной ситуации.
4) Прогнозирование.
Формируется представление о развитии планируемой ситуации.
5) Оценка.
Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.
6) Принятие планового решения.
Выбирается и оформляется единственное плановое решение.
4.Средства, обеспечивающие процесс планирования.
Средства, обеспечивающие процесс планирования, позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение.
Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР).
Структура плановых органов на предприятии.
Внутрифирменное планирование как составная часть процесса управления предприятием может иметь следующие организационные формы:
- с централизованными функциями планирования
- с децентрализованными функциями планирования.
Соответственно этим формам строится система плановых органов конкретно субъекта хозяйствования.№
В фирме с централизованными функциями планирования при высшем руководстве создается специальная служба планирования, называемая отделом планирования и контроля. Она подчиняется непосредственно президенту или вице-президенту, занимается разработкой перспективных и текущих планов и следит за ходом их выполнения.
При централизованной системе планирования легче координировать работу взаимосвязанных предприятий. Однако с расширением масштабов деятельности фирмы, усиление процесса диверсификации и появлением многоотраслевых концернов планировать их работу из одного центра становится невозможным.
При децентрализованной системе внутрифирменного планирования плановую работу осуществляют по трем уровням. На уровне высшего руководства компанией имеется центральная служба планирования, занимающаяся разработкой только перспективных планов. В каждом производственном отделении имеется свой плановый отдел, составляющий текущий план комплекса своих предприятий.
В этом варианте централизация перспективного планирования и децентрализация текущего способствует повышению инициативы отделений и предприятий в использовании производственных возможностей.
№ Управление организацией. / Под редакцией А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, И.А. Соломатина. М.: Инфра-М, 2000 г.
Основная работа по планирования сосредоточена в производственных звеньях, и строиться с учетом специфики их работы.
Степень децентрализации функций планирования в разных фирмах может быть различной. К примеру, перспективное планирование не всегда может быть сосредоточено только на высшем уровне. В фирмах, где отделения можно сравнить с крупными компаниями, например, в таких как «General Motors», основная работа по перспективному планированию деятельности отделений выполняется в плановых отделах отделений. В этом случае на плановую службу возлагаются функции разработки общей стратегии компании, координации и контроля над работой плановых служб отделений, проверки состояния текущих финансовых расходов отделений и предприятий.№
Место центральной службы планирования в составе аппарата высшего руководства фирмой может быть различным. Чаще всего она отдалена от основной администрации.
Удаление центральной службы осуществляется для того, чтобы ее сотрудники не использовались для разного рода авральных работ и не испытывали давления со стороны других управлений высшего руководства фирмы. Это позволяет освободить плановиков от выполнения несвойственных им оперативных функций и сконцентрировать внимание на конкретных проблемах планирования.
Различные подходы могут быть и при создании плановых отделов в основном производственном звене – на предприятиях.
В крупных американских фирмах с децентрализованной системой планирования этот отдел носит название отдела производственного планирования и контроля и чаще всего состоит из трех секторов:
1. производственного планирования;
2.производственного контроля;
3. сектор контроля над производственными запасами.
№ Внутрифирменное планирование в США. /Под редакцией В.И.Седова. М.: Прогресс, 1999 г., 387 с.
А так этот отдел выглядит графически:
Отдел производственного планирования и контроля
Сектор
производственного планирования
Сектор производственного контроля
Сектор контроля
над производственными запасами
Группа производственного бюджета
Диспетчерское бюро по составлению заказов
Группа управления работой складов
Группа учета производственных запасов, сырья и др. материалов
Центр обеспечения доставки сырья, материалов в производственные цеха
Группа контроля над уровнем производственных запасов
Группа по планированию внедрения наиболее эффективных методов производства
Группа по выявлению возможностей повышения эффективности труда рабочих (за счет более экономичных движений)
Группа закупки сырья, материалов, деталей и др.
Группа приема отгруженного поставщиками сырья, деталей и др.
Группа по учету загрузки станков и машин
Конструкторское бюро по разработке новых типов инструментов и оснастки и планированию их производства
Группа стандартизации и сиплификации
Транспортная группа
Группа расчета затрат
Бюро по составлению производственных заданий на основе производственного плана
Группа оперативного планирования