Исследование социальных аспектов управления персоналом современных организаций на примере ООО "ТверьИнформПродукт"

рекомендуйся предлагать денежную компенсацию без официального предупреждения о сокращении, рассчитывая на согласие работников - это может повлечь за собой затягивание процесса увольнения на неопределенный срок.

11. Оказание помощи работникам.

В первую очередь, в поддержке нуждаются увольняемые работники. Содействие увольняемым работникам может состоять в следующем: консультации юриста, психолога, менеджера по персоналу; подготовка рекомендательных писем (следует отражать реальную характеристику работника, а не восторженные похвалы); помощь в составлении резюме и т.п.; размещение резюме в специализированных средствах массовой информации и Интернет; предостапление свободного времени для поиска работы в период, предшествующий увольнению; зачисление в кадровый резерв организации (преимущественное право возращения па работу).

12. Оформление увольнения.

Последним шагом в разрыве трудовых отношений является введение в действие изменений штатного расписания, оформление кадровой документации (издание приказа об увольнении, внесение записи в трудовую книжку), выплата денежных компенсаций и выходных пособий. На этом этапе следует особенно проследить за соблюдением существующих правил и норм.

Необходимо помнить, что не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случаи ликвидации организации) в период его временной нетрудоспособности я в период пребывания в отпуске.

13. «Прощальный» раствор («выходное интервью»).

В последние дни работы с высвобождаемыми сотрудниками проводится «прощальный» разговор. Он преследует две основные цели:

- поддержка работников, покидающих, организацию, с тем, чтобы вселить в них уверенность, договориться о возможных перспективах сотрудничества на будущее (когда организация вновь объявит о наборе персонала),

- получение объективной и полной информации о существующих в организации проблемах и недостатках, устранение которых позволит повысить эффективность труда оставшихся работников.

Представителю организации, проводящему завершающую беседу, необходимо заранее спланировать разговор (лучше подготовить опросный лист), объяснить цель, гарантировать конфиденциальность, дать работнику выговориться, но контролировать ситуации.

Социальная технология снижения негативных длл организации последствий сокращения неэффективно занятою персонала была внедрена на практике в январе-феврале 2009 года в ООО "ТверьИнформПродукт".

По мнению руководства ООО "ТверьИнформПродукт"использование социальной технологии при осуществлении сокращения работников позволило добиться следующих результатов:

Выявлены избыточные функции и обнаружены неэффективные места, в результате чего перераспределены обязанности между функциональными службами организации.

Штатная численность организации сокращена на 5 единиц: ликвидирована 1 вакансия, 2 работников уволены по собственному желанию (с выплатой компенсации), 1 работник - по сокращению штата, 1 работник - переведен на работу по совместительству.

Проведена предложенная а социальной технологии оценка персонала, создан внутрикорпоративный рейтинг, который дополнительно используется в системе поощрения работников.

В сравнении с предшествующем сокращения персонала в прошлом, удалось сохранить благоприятный психологический климат в коллективе, доброжелательность и деловой подход в отношениях руководящего состава и подчиненных. Сокращены суммы денежных выплат увольняемым работникам за счет материального стимулирования добровольного увольнения.


Заключение


Стабилизация экономики и хозяйственного комплекса в условиях рыночных отношений требует особого подхода к формированию и совершенствованию кадрового потенциала предприятий и организаций. На основе исследования в дипломной работе сделаны следующие выводы.

1. Управление персоналом — функциональная сфера деятельности, задача которой — обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование. Целью управления персоналом является формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом. Персонал предприятия в одно и то же время может выступать как объектом, так и субъектом управления. Работники предприятия выступают объектом потому, что они являются частью производственного процесса. Поэтому планирование, формирование, перераспределение и рациональное использование людских ресурсов на производстве составляют основное содержание управления персоналом и с этой точки зрения рассматриваются аналогично управлению материально-вещественными элементами производства.

2. К социальным аспектам в первую очередь можно отнести: вопросы социологического обеспечения управления кадрами (адаптация и профориентация персонала, планирование карьеры, управление конфликтами, процесс сокращения сотрудников и др.), внедрения различных социопсихологических процедур в практику кадровой работы; вопросы, связанные с планированием численности и состава работающих, моральным и материальным стимулированием и т. д.

3. Наиболее эффективным методом адаптации персонала является наставничество. Наставник на личном примере должен показывать, как что нужно делать, так сотрудник получит всю необходимую информацию, восполняя пробелы в понимании профессиональной деятельности.

4. Организационные мероприятия по адаптации должны проходить в виде еженедельных индивидуальных бесед с сотрудником и внеплановых разговоров. Нужно обеспечить возможность общения сотрудника с руководством и его присутствие на всех мероприятиях в компании, поощрять налаживание контактов с коллегами. В этом могут помочь тренинговые занятия по командообразованию, сплоченности группы, развитию корпоративной культуры и коммуникативных навыков.

5. В штат отдела кадров необходимо ввести специалиста, отвечающего за организацию процесса адаптации. К такому специалисту должны иметь возможность обратиться как сами новички, так и их коллеги и непосредственные руководители, наставники с целью консультации по вопросам адаптации вновь прибывшего сотрудника.

6. В компании должна быть отлажена система материального стимулирования труда, так, чтобы работник стремился максимально быстро адаптироваться и чтобы престиж высоких результатов труда подтверждался в коллективе морально и материально.

7. Важнейшим направлением деятельности подразделений по управлению профориентацией в ООО «ТверьИнформПродукт» должны являться: профессиональная консультация и информация сотрудников компании и учащейся молодежи; психологическая поддержка и профессиональный отбор, направленные на работников, занятых трудовой деятельностью, предполагаемой к выбытию и вновь принимаемых на работу сотрудников.

8. Взаимоотношения с коллегами в компании определяют психологический климат в трудовом коллективе. Негативная психологическая обстановка прямо отражается на состоянии здоровья работника. Для преодоления конфликтных ситуаций на ООО «ТверьИнформПродукт» эффективным способом являются переговоры. Конструктивные возможности переговоров и посредничества крайне высоки. Одним из существенных плюсов данного метода является то, что его применение возможно как при вертикальных конфликтах («вертикальные переговоры»: начальник – группа работников; трудовой коллектив – администрация предприятия), так и при горизонтальных («горизонтальные переговоры»: начальник отдела – начальник отдела; группа работников – группа работников).

В случае особой остроты конфликтной ситуации или невозможности провести переговоры своими силами как дополнение к методу переговоров используется технология посредничества. В процедуре посредничества задействуется независимая нейтральная третья сторона, посредник, который содействует в переговорах между сторонами в неформальной обстановке и помогает им найти приемлемое соглашение и достигнуть его.

9. В настоящее время для многих российских организаций характерны два подхода к управлению сокращением неэффективной занятостью персонала: использование режимов неполной занятости и высвобождение работников.

10. Исследована практика осуществления сокращения персонала в организации ООО «ТверьИнформПродукт» г. Твери, что позволило выделить организационные меры, позволяющие снижать негативные для работников и организации последствия реализации этого процесса.

11. Разработана социальная технология сокращения персонала, стратегической целью которой является снижение негативных последствий сокращения персонала для высвобождаемых работников, трудового коллектива и организации в целом. Предложенная социальная технология сокращения персонала позволяет снизить негативные для работника, трудового коллектива, организации последствия за счет: детализации процедур по реализации законодательных норм, распределения операций между руководителем и ответственными исполнителя и: привлечения работников разных категорий к выработке и принятию решений, осуществления информационно-разъяснительной работы, проведения процедуры коллективной оценки, предложения льготного режима увольнения, внутреннего аутплейсмента.

Социальная технология была внедрена в 2008 году в ООО «ТверьИнформПродукт» и подтвердила возможности снижения негативных последствий сокращения неэффективно занятого персонала.


Список литературы


Брагина З.В., Дудяшова В.П., Каверина З.Т. Управление персоналом. – М.: КноРус, 2008. – 128 с.

Валиева О.В. Управление персоналом. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2008. – 176 с.

Волгин А.П., Матирко В.И. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ).– М.: Дело, 2002. – 365с.

Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити, 2009. – 511с.

Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. – М.: Дело, 2003. – 654 с.

Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2007. – 1100 с.

Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом. – М.: Форум, 2009. – 336с.

Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: Дело, 2003. – 364с.

Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Исследование систем управления. – М.: Юнити, 2008. – 167с.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. – М.: ГУУ, 2005. – 292 с.

Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю. Управление персоналом. Креативный менеджмент. В помощь руководителю. – М.: Дашков и Ко, 2008. 224 с.

Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ДеКА, 2004. – 336с.

Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: ДеКА, 2004. – 896 с.

Куприн В. Профессиональная адаптация работников // «ДП-Персонал». – №11. – 2001.

Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Омега-Л, 2008. – 272 с.

Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: Ж. «Управление персоналом», 2003. – 304 с.

Маусов Н. Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – №6. – С.8-12.

Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2002. – 800с.

Никифорова Н.А. Управление персоналом. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2008. – 128 с.

Носкова О.Г. Психология труда. – М.: Академия, 2004. – 384 с.

Орлова О.С. Управление персоналом современной организации. – М.: Экзамен, 2009 – 288 с.

Пригожин А.И. Методы развития организаций - М.: МЦФЭР, 2003 – 863с.

Русинов Д. Есть стимулы работать лучше // Автозаводец. - 17 ноября 2004. - № 175. - С. 2

Самыгин С.И., Зайналабидов М.С. Основы управления персоналом. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 480 с.

Самыгин С.Н., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала.- Ростов-на-дону: Феникс, 2000 - 480 с.

Спивак В.А. Управление персоналом. – М.: Эксмо, 2009. – 336 с.

Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 384 с.

Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 2005. – 336с.

Тренев Н.Н. Механизмы управления предприятием //Аудит и финансовый анализ. – № 3. – 2001.

Управление организацией /под ред. А.Г. Поршнева. - М.: Инфра-М, 2008. 736с.

Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Р. Марра, Г.Шмидта - М.: Дело, 1999. – 480с.

Управление персоналом организации. / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2008. – 368 с.

Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации – М.: Бизнес - Школа, 2002. – 368 с.


Приложение


Приложение 1


Таблица 4. Динамика вынужденной неполной занятости работников организаций в РФ (без субъектов малого предпринимательства)


Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации

Тыс. человек В % к среднесписочной численности Тыс. человек В % к среднесписочной численности
2004 1499 3,6 2175 5,2
2005 1078 2,6 1936 4,7
2006 1213 3,0 1891 4,7
2007 783 2,0 1315 3,3
2008 534 1,4 1062 2,7

Таблица 5. Динамика вынужденной неполной занятости работников организаций в Тверской области (без субъектов малого предпринимательства)


Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации

Тыс. человек В % к среднесписочной численности Тыс. человек В % к среднесписочной численности
2004 23,7 1,9 24,8 2,0
2005 15,6 1,2 13,9 1,1
2006 18,7 1,4 16,9 1,3
2007 10,0 0,8 16,2 1,3
2008 6,8 0,5 11,5 0,9

Приложение 2


Таблица 6. Динамика выбытия работников организаций в РФ в связи с сокращением (без субъектов малого предпринимательства)


Тыс. человек В % к


Общей численности выбывших Среднесписочной численности работающих
2004 401 3,5 1,0
2005 425 3,4 1,0
2006 574 4,6 1,4
2007 552 4,5 1,4
2008 661 5,4 1,7

Таблица 7. Динамика выбытия работников организаций в Тверской области в связи с сокращением без субъектов малого предпринимательства)


Тыс. человек В % к


Общей численности выбывших Среднесписочной численности работающих
2004 10,2 2,6 0,8
2005 10,5 2,5 0,8
2006 18,9 4,4 1,4
2007 18,3 4,3 1,4
2008 23,1 5,9 1,8

Приложение 3


Уважаемый сотрудник ООО «ТверьИнформПродукт», предлагаем Вам принять участие в наблюдении "Самофотография рабочего времени». Цель наблюдения - изучение и анализ затрат рабочего времени работниками на выполнение различных процессов. Наблюдение анонимное, результаты исследования будут обрабатываться в разрезе должностей и отделов и учитываться при принятии перспективных управленческих решений. В банке самофотографии необходимо указать название отдела, должность и дату проведения наблюдения. Для заполнения Самофотографии рабочего времени Вам необходимо в графе "Время" указать период времени (округленное до 5 минут), в течение которого проводилась определенная работа (например, 8.30 9.15) В графе «Код» - код выполняемой работы в соответствии с нижеприведенным перечнем. Если выполняемая работа не соответствует перечисленным кодам, проставляется ко 6.04 (другое) и делается примечание, раскрывающее содержание работы.

Самофотография рабочего дня должна проводиться в течение четырех недель с 4 по 29 августа. С вопросами по оформлению бланков Самофотографии Вы можете обратиться к начальнику отдела или в административный отдел. После проведения всего наблюдения заполненный бланк Самофогографии должен быть сдан начальнику отдела для проверки и предоставления в административный отдел.


Код Наименование работы
0.01 Ввод данных первичных отчетов в электронный формат с бумажных носителей
0.02 Контроль первичных отчетов организации с использованием программного средства
0.03 Логическая проверка первичных отчетов без использования программных средств
0.04 Уточнение данных первичных отчетов с использованием телекоммуникационных средств
0.05 Внесение изменений в данные первичных отчетов
1.01 Загрузка файлов с данными первичных отчетов в КЭОИ
1.02 Контроль полноты охвата отчитывающихся отделений
1.03 Формирование выходных данных с помощью КЭОИ
1.04 Дорасчеты показателей до полного круга
1.05 Проверка сводной информации с данными предыдущих (соответствующих) периодов, логический контроль сводной информации
1.06 Проверка сводной информации с данными других отчетов
2.01 Внесение изменений в сводную информацию после проверки (включая переформирование)
2.02 Отправка сводной информации в ГКС
2.03 Подготовка объяснений на запросы ГКС по сводной информации
2.04 Внесение изменений в сводную информацию после запросов ГКС (включая переформирование)
3.01 Формирование сводной информации по роду
3.02 Проверка сводной информации по роду с данными предыдущих (соответствующих) периодов
3.03 Подготовка информации для комплексных статизданий (сборники, доклады и др.)
3.04 Подготовка статизданий (бюллетени, эксперсс-информации и др.)
3.05 Подготовка аналитических записок
3.06 Подготовка информации по запросам (работа с базами данных)
4.01 Заполнение динамических рядов
4.02 Подготовка инструктивных, обзорных, индивидуальных писем
4.03 Совещания, семинары, беседы с целью оказания помощи, проверки работы
4.04 Ознакомление с инструктивным и методологическим материалом
5.01 Обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные процедуры
5.02 Перерыв на отдых и личные потребности
5.03 Перерыв организационно-технического характера (обусловленный производственным процессом)
5.04 Организационные мероприятия (собрания коллектива, производственно-экономическая учеба)
6.01 Ведение делопроизводства, архива
6.02 Общение с непосредственным руководителем
6.03 Общение с подчиненными
6.04 Другое

Самофотография рабочего времени

Отдел
Должность
Пн 2009 Вт 2009 Ср 2009 Чт 2009 Пт 2009
Время Код Время Код Время Код Время Код Время Код








































































































































































































Примечание





Приложение 4


Схема 3. Процесса адаптации персонала в ООО «ТверьИнформПродукт»


Приложение 5


Таблица 8. Распределение работников по уровню конфликтности (% лиц)

Уровень конфликтности Менеджеры Программисты Всего
Низкий 1,3 3,3 2,5
Ниже среднего 29,5 32,9 31,6
Средний 36,4 33,5 34,6
Выше среднего 30,3 29,1 29,7
Высокий 2,5 1,2 1,6
Итого: 100 100 100

Приложение 6


Таблица 9. Динамика выбытия работников организаций в целях сокращения (без субъектов малого предпринимательства)


В РФ В Тверской области В г. Твери

Тыс. человек В % к среднесписочной численности работающих Тыс. человек В % к среднесписочной численности работающих Тыс. человек В % к среднесписочной численности работающих
2000 401 1,0 10,2 0,8 2,2 1,3
2001 425 1,0 10,5 0,8 1,4 0,8
2002 574 1.4 18,9 1,4 2,0 1,1
2003 552 1,4 18,3 1,4 2,4 1,3

Приложение 7


Уважаемые господа!


Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе, посвященном вопросам сокращения. Результаты данного исследования будут применяться для разработки социальной технологии сокращения персонала. Данные опроса будут использованы только в обобщенном виде, конфиденциальность первичной информации гарантируется. Благодарим за помощь!

1. Проводилось ли в организации сокращение персонала?

да;

нет

2. Какие причины вызнали сокращение персонала?

неблагоприятная финансово-экономическая ситуация;

модернизация производственного процесса, внедрение новых технологий;

реорганизация, изменение структуры, функций;

избавление от «неугодных работников»

другие (какие?)

3. Кем было принято решение о сокращении персонала?

вышестоящей организацией;

первым руководителем организации

коллегиально (внутри организации)

другими (кем?)

4. Какие категории работников, в основном были сохранены?

руководители высшего уровня управления;

линейные руководители;

руководители низшего уровня управления (руководители групп, секторов, лабораторий и т.п.);

работники функциональных, обслуживающих подразделений (кадровой службы, бухгалтерии, технологических, технических служб и т.п.)

работники основных производственных поразделений;

пропорционально все категории работников;

другие

5. Использовались ли какие-либо методы, процедуры опенки работников при составлении списка, подлежащих сокращению?

да,

нет

6. Если да, то какие?

аттестация;

тестирование;

экзамен;

персональное собеседование;

оценка на основе персональных данных работника;

этичная оценка руководства;

комплексная оценка руководителем, коллективом, подчиненными;

другие (какие?)

7. Какие критерии оценки были использованы при составлении списка работников, подлежащих сокращению?

стаж работы;

возраст;

принятый последним - увольняется первым;

личная преданность руководителю;

профессиональные достижения в прошлом

объективные критерии квалификации

другие (какие?)

8. Кто принимал решение о включении работников в список подлежащих сокращению

руководители высшего уровня управления

линейные руководители;

руководители низшего уровня управления

коллегиально;

кадровая служба;

юридическая служба;

весь коллектив;

другие (кто?)

9. Какие методы были использованы в Вашей организации для снижения негативных последствий сокращения персонала?

привлечение работников к принятию решения о сокращении персонала;

применение льготного режима увольнения;

помощь в трудоустройстве уволенным работникам

другие (какие?)

не использовались

10. Какие вопросы в процессе сокращения персонала вызвали трудности?

юридическое обеспечение;

формирование программы сокращения

определение критериев оценки персонала;

оценка персонала;

составление списка работников, подлежащих сокращению

предупреждение работников о предстоящем сокращении

другие (какие?)

11. Какие негативные последствия возникли после сокращения

увеличение нагрузки на специалистов;

снижение оперативности и качества работы;

уменьшение доли высококвалифицированных специалистов за счет категорий работников, неподлежащих сокращению в соответствии с законодательством

ухудшение социально — психологического климата в коллективе;

другие (какие?)

никакие

12. Каких результатов удалось достичь проведением сокращения персонала?

улучшение финансово-экономической ситуации;

упрощение организационной структуры: сокращение уровней управления, согласований и т.п.;

увеличение доли высококвалифицированных специалистов

рационализация использования трудовых ресурсов;

улучшение социально— психологического климата в коллективе

другие (какие?)

никакие

В заключение просим Вас указать некоторые сведения о себе и организации

13. Ваша должность

руководитель высшего уровня управления;

линейный руководитель;

руководитель низшего уровня управления;

специалист кадровой службы;

специалист юридической службы;

другая (какая?)

Общая численность работников (до сокращения)

до 10;

от 11 до 50;

свыше 50

16. Какую долю составил сокращенный персонал от обшей численности?

до 10%;

от 11 до25%

от 26 до 50%;

свыше 50%.


Спасибо!


Приложение 8


Лист оценки социально-психологических качеств потенциального наставника

Хорошо знает профессиональную специфику деятельности нового сотрудника 3 2 1 0 -1 -2 -3 Плохо ориентируется в профессиональной деятельности сотрудника
Хорошо знаком с внутренними правилами организации, корпоративной культурой 3 2 1 0 -1 -2 -3 Плохо представляет основные корпоративные ценности, нормы и правила организации
Умение выслушать собеседника 3 2 1 0 -1 -2 -3 Отсутствие заинтересованности в том, что скажет собеседник
Умеет доступно и ясно изложить информацию 3 2 1 0 -1 -2 -3 Излагает свои мысли недос­таточно ясно, не совсем полно
Обладает эмпатийными качествами, развитым эмоциональным интеллектом 3 2 1 0 -1 -2 -3

Нечувствителен к эмоцио­нальным проявлениям людей, не умеет интерпретировать эмоциональные проявления


Умеет работать в команде 3 2 1 0 -1 -2 -3 Настроен на индивидуальную работу
Развитые лидерские качества 3 2 1 0 -1 -2 -3 Пассивен в принятии решения, предпочитает не брать на себя ответственность
Гибкость во взаимодействии, умение найти общий вариант решения 3 2 1 0 -1 -2 -3 Неумение и нежелание приспосабливаться к сложив­шимся условиям
Настроен на компромисс во взаимодействии, не конфликтность 3 2 1 0 -1 -2 -3 Конфликтность
Умение давать корректную обратную связь 3 2 1 0 -1 -2 -3 Категоричность, резкость в оценках
Терпеливость, индивидуальный подход к обучению 3 2 1 0 -1 -2 -3 Раздражительность, прямо­линейность, нежелание применять индивидуальный подход в обучении
Умение планировать, организационные качества 3 2 1 0 -1 -2 -3 Неумение планировать время, рассеянность, непоследовательность

Приложение 9


Содержание адаптационной программы

№ п/п Разделы Описание раздела
1 Характеристика и структура компании

Описание структуры, миссии компании.

Продукция, потребители, клиенты, подрядчики.

Описание содержания работы каждого подразделения. Взаимодействие в компании.

Информация о руководителях компании, личное знакомство с сотрудниками и руководством

2 Дисциплина и кадровая политика

Основные правила внутреннего распорядка.

Правила использования рабочего времени.

Правила сохранности коммерческой тайны.

Оформление жалоб.

Принципы кадровой политики

3 Содержание деятельности сотрудника

Порядок выполнения обязанностей.

Порядок контроля за информацией и обмена информацией. Курирование сотрудника.

Непосредственное подчинение сотрудника.

Наличие подчиненных.

Возможности делегирования обязанностей

4 Оплата труда

Форма, порядок оплаты труда.

Начисление процента от завершенного проекта, договора, фиксированная заработная плата.

Временные возможности повышения оплаты

5 Система санкций

Дисциплинарные взыскания.

Особенности премирования

6 Социальная поддержка

Медицинская страховка.

Пособия по болезни.

Возможности кредитования и др.

7 Обучение персонала

Возможности и условия повышения квалификации. Организация специальных образовательных мероприятий внутри компании.

Условия оплаты обучения

8 Соблюдение техники безопасности

Правила техники безопасности.

Оказание первой помощи сотруднику.

Меры предосторожности, предупреждения о возможных непредвиденных случаях.

Правила пожарной безопасности

9 Правила пользования ресурсами

Правила и способы пользования факсом, копировальной техникой, специальной техникой.

Использование мобильной связи

10 Ответственность в компании Схемы распределения ответственности в компании. Ответственные работники
11 Система коммуникации в компании

Общение в компании.

Обмен корпоративной информацией.

Правила пользования Internet-ресурсами.

Закрепление телефонного номера за работником.

Обеспечение работника книгой телефонных номеров компании

12 Особенности корпоративной культуры компании

Основные принципы корпоративной культуры.

Проявление корпоративной культуры в отношении работника. Корпоративная одежда.

Неформальные ценности компании

13 Бытовые условия в компании

Организация и условия питания, наличие корпоративных обедов, утреннего кофе.

Наличие парковки для личного автомобиля.

Наличие комнаты отдыха и условия пользования


Приложение 10


Анкета для проведения мониторинга профессиональных намерений и жизненных планов


1. Выбрали ли вы профессию?

да

нет

2. Если «да», то какую?

_____________(написать)

3. Почему именно эту профессию?

Не будет проблем трудоустройства

Высокая зарплата

Престижно

Мне это интересно

4. Что повлияло на Ваш выбор? (1 - 2 варианта)

Самостоятельно принял решение

Родители

Друзья

Школа

5. Если не выбрал(а), то почему?

Плохо знаю мир профессий

Плохо знаю свои возможности

Не могу выбрать из нескольких вариантов

Не знаю, как выбирать профессию

6. Что Вы знаете о своей будущей профессии? (несколько вариантов)

Предмет, содержание, условия труда

Профессионально важные качества

Где можно получить эту профессию

Спрос на профессию на рынке труда

Ничего

7. На какой уровень оплаты труда Вы рассчитываете?

7 - 12 тысяч рублей

12-20 тысяч рублей

20 - 30 тысяч рублей

30 - 40 тысяч рублей

Более 40 тысяч рублей

8. Ваши планы на следующий год

Учиться в школе

Учиться в среднем специальном учебном заведении

Учиться в высшем учебном заведении

Работать

Совмещать работу с учебой

9. Вы планируете работать

В Москве

В Санкт-Петербурге

В другом городе

В другой стране

10. Уверены ли вы, что ваши планы сбудутся?

Нет никакой уверенности

Скорее нет, чем да

Скорее да, чем нет

Уверен(а) полностью

11. Нужна ли вам помощь профконсультанта?

да

нет

12. Какой вид деятельности тебя привлекает? (1-2 варианта)

Управление (руководство чьей-то деятельностью)

Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)

Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)

Творчество (создание оригинальных произведений искусства)

Производство (изготовление продукции)

Конструирование (проектирование деталей и объектов)

Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

Защита (охрана от враждебных действий)

Контроль (проверка и наблюдение)

13. Какой предмет труда вас привлекает? (1-2 варианта)

Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры и т. д.)

Информация (тексты, схемы, формулы, чертежи, коды, иностранные языки и языки программирования)

Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

14. Какой предмет труда тебя привлекает? (1-2 варианта)

Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)

Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)

Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные и т.д.)

Продукты питания (мясо, рыба, хлеб, консервы, плоды, овощи, фрукты и т.д.)

Изделия (металл, ткани, кожа, мех, дерево, лекарства и т.д.)

Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения и т.д.)


Приложение 11


Анкета приема на работу и проведения собеседования

Вопросы Ответы
Фамилия
Имя
Отчество
На какую должность претендуете?
Как вы понимаете обязанности работника в этой должности
Какими основными квалификациями располагаете?
Как скоро сможете приступить к работе?
Какой оклад хотели бы получать?
Проходили ли службу в вооруженных силах?
Имеете ли работу в настоящее время?
Если нет, сколько лет являетесь безработным?
Являетесь ли гражданином РФ
Указать последнее место работы и занимаемую должность
Указать причины увольнения
Имеете ли занятость на стороне?
Предпоследняя работа и занимаемая должность
Какие испытывали затруднения в последней работе

1 Маусов Н. Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – №6. – С.8-12.

2 Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити, 2009. – С.21-23.

3 Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. – М.: ГУУ, 2005. – С.15

4 Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Р. Марра, Г.Шмидта - М.: Дело, 1999. – С. 26

5 Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. – М.: ГУУ, 2005. – С. 35.

6 Самыгин С.Н., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала.- Ростов-на-дону: Феникс, 2000. - С.57

7 Управление организацией /под ред. А.Г. Поршнева. - М.: Инфра-М, 2008 - С.423

8 Никифорова Н.А. Управление персоналом. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2008

9 Русинов Д. Есть стимулы работать лучше // Автозаводец. - 17 ноября 2004. - № 175. - С. 2

10 Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002

11 Управление персоналом организации. / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2008

12

Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю. Управление персоналом. Креативный менеджмент. В помощь руководителю. – М.: Дашков и Ко, 2008

13 Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации – М.: Бизнес - Школа, 2002

14 Носкова О.Г. Психология труда. – М.: Академия, 2004

15 Орлова О.С. Управление персоналом современной организации. – М.: Экзамен, 2009

16 Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология - М.: Инфра-М, 2000 - С. 178