Место и роль Правительства РФ в системе органов государственной власти России, обеспечивающих оборону государства
и иных угрозах безопасности России.Кроме того, органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, а также
39 См.: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.) РГ от 12.04.1995 г.
по выявлению и пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. Федеральную службу безопасности возглавляет директор на правах федерального министра
Контроль за деятельностью ФСБ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы, прокуратура в пределах их полномочий, определяемых Конституцией и федеральными законами.
Федеральный закон "О внешней разведке" определил правовое положение и основные задачи Службы внешней разведки как составной части сил обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, призванной защипать безопасность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Разведывательная деятельность органов СВР включает в себя добывание и обработку информации о затрагивающих жизненно важные интересы России реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. В соответствии с Законом разведывательная деятельность осуществляется органами СВР в политической, экономической, научно-технической, экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации за пределами ее территории и командированных за границу граждан России, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Деятельностью Службы внешней разведки руководит директор, также назначаемый Президентом РФ.
Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, и признаны обеспечить информационную безопасность и потребности обороны во всесторонней информации. Кроме
40 См.: Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке», (РГ от 17 января 1996 г.)
того, в соответствии с ФЗ "О внешней разведке" на них возложено ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов. В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 года "О федеральных органах правительственной связи и информации" (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г.)41 на них возложено также и обеспечение высших органов государственной власти России, органов военно-политических руководства и управления достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.
Основным в системе федеральных органов правительственной связи и информации является Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ). ФАПСИ возглавляет генеральный директор, назначаемый Президентом РФ. Органы правительственной связи и информации обеспечивают информационную безопасность связи на местах, а также сбор и передачу информации экономического характера в интересах государственных органов управления. Одним из крупнейших органов обеспечения национальной безопасности Российской федерации, руководитель которого входит в Совет Безопасности, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Основные задачи Министерства определяются Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
41 См.; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 423
ликвидации последствий стихийных бедствий.42 Это такие задачи как:
разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, катастроф и стихийных бедствий;
руководство гражданской обороной страны, войсками гражданской обороны, поисково-спасательной службы России;
обеспечение функционирования системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
руководство работами по ликвидации крупных аварий и катастроф;
- координация работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны.
МЧС возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Он же руководит войсками гражданской обороны и является первым заместителем начальника гражданской обороны Российской Федерации по должности.
Федеральная пограничная служба Российской Федерации, согласно Указа Президента РФ - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики России в сфере охраны государственной границы территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации43. В функции ФПС России, входит, помимо охраны границ Российской Федерации, а также границ государств СНГ на основе двусторонних соглашений, и организации пограничного и иных видов контроля, обеспечение добывания и обработки информации об угрозах военной и иной безопасности России в сфере охраны государственной границы, а также обеспечение проведения дознания органами пограничной службы. ФПС возглавляет директор в ранге федерального министра, который одновременно является главнокомандующим пограничными войсками, членом Совета Безопасности и назначается Президентом РФ.
42 См.: Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 953 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (РГ от 5 августа 1999 года).
43 См.: Указ Президента РФ от 2 марта 1995 г. N 232 "Об утверждении Положения о Федеральной пограничной службе РФ" (с изменениями от 4 августа, 20 декабря 1995 г., 19 июля 1997 г., 14 февраля 1998 г., 25 сентября 1999 г.) (РГ от 6 апреля 1995 года)
Остальные органы исполнительной власти, участвующие в той или иной степени в решении задач обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации, по направлениям их деятельности можно разделить на несколько групп. Во-первых, это министерства и ведомства, сфера деятельности которых затрагивает проблемы экономической безопасности. К ним относятся Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство РФ по налогам и сборами, Федеральная служба налоговой полиции РФ. В их функции входит подготовка бюджета, в том числе и оборонного, и контроль за его исполнением, координация российского экспорта и импорта, в том числе и экспорта оружия, содействие экономической деятельности российских фирм за рубежом. Ко второй группе можно отнести ведомства, занимающиеся вопросами, непосредственно влияющими на состояние обороноспособности страны, - Министерство РФ по атомной энергии, ФАПСИ, Российское авиационно-космическое агентство. В их компетенции находятся вопросы разработки военной и военно-технической политики государства, политики закупок вооружений, их разработки и производства, создания резервов на случай войны, организация и проведение конверсии. В третью группу входят министерства и ведомства, в функции которых входит решение вопросов обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья населения. Это Министерство здравоохранения РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. В четвертую группу входят Министерство по делам федерации и национальностей РФ, Министерство труда и социального развития, Министерство юстиции РФ. Эти ведомства решают вопросы, связанные с разработкой и осуществлением социальной политики государства, и таким образом влияют на состояние внутренней безопасности страны.
Таким образом, особенность российской системы исполнительной власти по сравнению с соответствующими зарубежными аналогами состоит в том, что она громоздка и разветвлена по многим функциональным направлениям. Для принятия быстрых и нестандартных решений в области обороны и безопасности она предполагает создание ряда уровней межведомственных "смычек", в качестве которых выступают различные межведомственные комиссии при правительстве и главе государства. В этой связи существуют резервы для ее реорганизации и реформирования.
В теоретической и практической деятельности Правительства РФ по организации и осуществлению обороны важно исходить из вполне определенных принципов обеспечения обороны и безопасности. По своей сущности они представляют собой руководящие и наиболее важные правовые идеи, направленные на реализацию целей обороны и безопасности. По динамике правовой регламентации принципы созвучны и целям обеспечения обороны и подтверждают универсальность категорий "обороны" и "безопасности".
Исходя из сферы правового регулирования и области применения принципа организации и обеспечения обороны и безопасности на две большие группы: первая группа - принципы деятельности Правительства РФ в области обороны внутри страны; вторая группа - принципы, определяющие деятельность Правительства РФ на международной арене.
Каков же их юридический смысл и политико-правовое содержание?
К числу основополагающих принципов первой группы относится принцип разделения властей.
Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, предполагает разграничение полномочий в области обороны между высшими органами государственной власти России. Соотношение полномочий высших органов государственной власти, в том числе и в области обороны, во многом определяется принятой в данной стране системой правления. Политическая система РФ находится в процессе становления и в настоящее время наиболее близка к полупрезидентской модели государственной власти, нашедшей свое наибольшее воплощение в конституционном устройстве большинства стран Западной Европы44.
В Конституции РФ и законодательстве Российской Федерации не содержится формулировки о том, что Президент РФ является главой исполнительной власти, но вместе с тем, они предоставляют главе российского государства определенные полномочия по воздействию на
44 Писарев А.Н. Полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации в области обороны. -М., ВУ -1999.