Банковская система России
Банк берет на себя выполнение ряда внутренних управленческих функций объединения, выступает центром ассоциации предприятии – крупнейших контрагентов объединения и т.д.Некоторые банки стремятся окружить себя дочерними предприятиями. Часто банк выступает соучредителем нескольких десятков юридических лиц, а также их ассоциаций. Учреждение предприятий многоотраслевого характера позволяет банкам обойти запрещения заниматься тем или иным видом деятельности, снимает их риски, связанные с небанковскими операциями. Создание таких предприятий способствует формированию банками в своем штате многоотраслевых структурных подразделений и по мере наращивания их операций преобразованию в самостоятельные юридические лица (факторинговые, лизинговые предприятия, консультационные фирмы, брокерские фирмы по операциям с ценными бумагами и т.п.). Кроме повышения прибыльности банка, снижения и диверсификации рисков, такие ассоциативные структуры вокруг банка создают дополнительные каналы привлечения кредитных ресурсов.
Получает распространение практика создания вокруг банка буферных финансовых институтов. Один из вариантов стратегии коммерческого банка – быстрое развитие филиальной сети в регионах, имеющих избыток или относительно дешевые кредитные ресурсы, а также создание системы участия (например, обмен между столичными и региональными банками паями, что создает при равенстве паев и неравенстве уставных фондов неравные возможности влияния). Некоторые банки стали объявлять себя "банковскими объединениями", "финансовыми группами", выбрав экспансионистскую политику поведения на рынке. Другим вариантом буферной стратегии является учреждение вокруг коммерческого банка различных целевых общественных и благотворительных фондов, которые выполняют роль каналов привлечения дополнительных кредитных ресурсов. При этом инициаторами и одними из учредителей фондов выступают сами банки, стремясь стать основными держателями их средств и счетов. Новой экономически выгодной политикой для коммерческих банков стало участие в учреждении различных сообществ совместного инвестирования (инвестиционных и финансовых компаний, инвестиционных фондов, пенсионных фондов и т.п.) и окружение ими банков для создания дополнительных каналов привлечения кредитных ресурсов, снижения и диверсификации рисков.
Все шире входит в практику сотрудничество банков с органами власти и общественными организациями. Ресурсы правительств регионов, общественных организаций становятся одним из важнейших элементов уставной и депозитной базы коммерческих банков. В эти банки идет прилив капитала как непосредственно, напрямую, так и через счета третьих юридических лиц. В практике известны случаи заключения банками договоров о сотрудничестве с республиканскими и местными властями, обеспечивающих им особые и льготные условия деятельности.
Ряд коммерческих банков выбрали для себя стратегию быстрой универсализации, хотя первоначально являлись узкоспециализированными. В рамках политики универсализации многие новые банки, для того чтобы выжить, осознанно проходили четыре этапа развития операций. Первый этап – начальный, "ростовщический", когда основная деятельность заключалась в привлечении депозитов и размещении их в ссуды. На втором этапе депозитно-ссудные операции дополнялись расчетно-кассовыми. На третьем этапе в развитие всего спектра операций коммерческого рынка банк создавал разветвленную внутреннюю организационную структуру. Наконец, на четвертом этапе банк начинает проводить внешнеэкономические операции, осуществлять первые сделки с ценными бумагами, создавать филиальную сеть и выделять специализированные структурные подразделения в дочерние предприятия. В последующем, при благоприятном стечении обстоятельств, такое развитие может привести к созданию кредитного банковского объединения.
Началось быстрое развитие нетрадиционных операций, направленных на всемерную диверсификацию услуг, предоставляемых банками клиентам. Это прежде всего операции с ценными бумагами, управление имуществом по поручению, выполнение по поручению операций, относящихся к внутренней компетенции клиента, – ведение бухгалтерского учета, кассового и финансового хозяйства, осуществление планово-финансовых и других управленческих функций. Одновременно более активными стали специализированные банки, создание которых связано с появлением новых видов рынков в России и инициативой коммерческих структур, действующих на этих рынках. Речь идет о биржевых, ипотечных, страховых, муниципальных и других банках, осуществляющих кредитно-расчетное и иное обслуживание соответствующих операций и предприятий.
Все более расширяющейся практикой становятся переключение части денежных активов банка на вложения в реальное имущество, увеличение доли в активах банков вложений в недвижимость, интеллектуальную собственность, права пользования, предметы искусства и т.д. Неприбыльность таких вложений преодолевается передачей объектов собственности в аренду, рекламными результатами этих акций либо последующей перепродажей по ценам, превышающим стоимость покупки, что предохраняет активы от инфляционного обесценения. Тем же задачам служат расширение валютных оборотов в коммерческих банках и увеличение доли активов в иностранной валюте, трансформация их в валютную форму из рублевой.
Все более интенсивное развитие получает фондовое направление банковской деятельности. Банки стали увеличивать долю своих активов, вложенных в предприятия и организации, которые обеспечивают сохранность банковского капитала в условиях инфляции, а также дают возможность доступа к дополнительным материальным ресурсам, имуществу, правам пользования. В частности, речь идет о таких ценных бумагах, как акции крупных приватизируемых предприятий, имеющих известное имя и продукцию, обеспеченную спросом.
Коммерческие банки находили и другие возможности активизации своей деятельности с целью достижения более устойчивого финансового состояния.
3. Проблемы функционирования банковской системы России
1998 г. стал наиболее драматичным для российской банковской системы. Финансовый кризис нанес серьезный удар по устойчивости банков. Значительные потери прослеживаются по всем основным параметрам их деятельности. За август – декабрь 1998 г. капиталы банков сократились на 31 млрд. руб., или на 30%. От девальвации рубля пострадали буквально все банки, от переноса сроков платежей по ГКО – больше половины (62 млрд. руб.). Вследствие этого, а также в связи с ошибками руководителей и менеджеров многих банков у 1/3 из них, в том числе крупных, образовался значительный дефицит капитала. Прекратила свою деятельность группа крупных банков, на которые приходилась половина всех расчетных и кредитных операций страны.
В результате кризиса существенно сократились масштабы банковской деятельности. Суммарные активы банков в реальной оценке с учетом изменения курса рубля снизились в период с 1 августа до конца 1998 г. на 123 млрд. руб., или на 16,3%. Сужение ресурсной базы кредитных организаций и увеличение всего спектра рисков привели, по существу, к замораживанию кредитования реального сектора экономики. Кредиты, предоставленные банками предприятиям и организациям, в рублях сократились на 13,6 млрд. руб., или на 12%, в валюте – на 4,3 млрд. долл., или на 31,4%6.
Наибольший удар кризис нанес крупнейшим многопрофильным банкам в силу специфики структуры их операций (значительные вложения на рынках ГКО, большой объем срочных сделок на валютном рынке, привлечение заемных средств в иностранной валюте, активная работа со вкладами населения). По имеющимся данным, из 18 российских банков, относимых к числу крупнейших, лишь 3 имели по состоянию на 1 октября 1998 г. положительный капитал, в то время как по состоянию на 1 января 1998 г. капитал был положительным у всех 18 банков.
Кризис серьезно обострился также вследствие оттока вкладов населения и усиления недоверия к банкам. За август – декабрь 1998 г. рублевые вклады населения сократились на 25 млрд. руб., или на 17%, валютные – на 3,5 млрд. руб., или на 55%. Общая сумма вкладов в рублевом выражении сократилась на 40%7 . В целом убытки банковской системы, без учета Сбербанка РФ, на 1 января 1999 г. составили 33,2 млрд. руб. по сравнению с 13 млрд. руб. прибыли на 1 января 1998 г. по итогам работы 1997 г. Удельный вес убыточных в общем количестве действующих банков вырос на 1 января
1999 г. с 16 до 24%. Доля активов, приходящихся на группу банков, находящихся в критическом финансовом положении, составляет 26,5% совокупности активов банковской системы. По ряду важных показателей банковская система оказалась отброшенной на несколько лет назад.
Можно назвать две группы факторов, обусловивших кризис российской банковской системы в августе 1998 г.
Первая – это общее кризисное состояние экономики, недостаточное внимание к кредитованию ее реального сектора, ошибочная экономическая и денежно-кредитная политика правительства и Банка России, которая не была ориентирована на подъем и повышение эффективности реальной экономики, колебалась от жесткого монетаризма до искусственно поддерживаемой финансовой стабилизации. Вместе с тем материальное производство – основа любой экономики – с каждым годом сокращалось. И банковская система оказалась заложницей такой политики. Значительная часть ее капиталов использовалась для финансирования большого дефицита государственного бюджета с использованием пирамиды ГКО.
Большинство отечественных коммерческих банков, включая так называемые системообразующие, почти целиком сосредоточились на операциях на финансовом рынке, приносивших немедленную прибыль: операциях с валютой, ценными бумагами, другими финансовыми инструментами. Они стали основным источником доходов, ликвидности банков. В августе 1998 г. на 1 руб. банковских вложений в экономику 76 коп. приходилось на инвестиции в государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, евробонды, прочие обязательства государства). Для сравнения отметим, что в Канаде на те же цели расходовалось лишь 7,6 цента из каждого доллара. В Великобритании, других развитых странах – еще меньше8. Отказ правительства от платежей по ГКО в целом блокировал почти 16% активов, а по крупным банкам – 40-50% активов, которые рассматривались банками как наиболее ликвидные и надежные.
Вторая группа причин, обусловивших кризис банковской системы, – это низкий уровень банковского капитала, чрезмерная концентрация усилий на развитие тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном спекулятивный, доход, недостаточная квалификация руководящего персонала многих банков, отсутствие надежных методов управления активами и филиальной сетью, недооценка опасности рисков, адекватных объему и характеру операций. Нередки случаи, когда банками допускались необоснованно высокие расходы на содержание персонала банков, строительство зданий, что увеличивало стоимость их операций и сокращало прибыль.
Необходимо отметить, что и в условиях финансового кризиса, разразившегося 17 августа 1998 г., в стране сохранилось достаточно много банков, которые не относятся к категории проблемных даже в это сложное время. Свою устойчивость и возможность продолжения нормального рабочего процесса продемонстрировали целый ряд средних российских банков. Причины надежности этих банков в условиях кризиса заключаются в том, что они не вкладывали значительных средств в государственные ценные бумаги, не брали под залог ГКО кредиты у иностранных банков, не участвовали в доходном прокручивании бюджетных средств, не увлекались игрой на рискованном межбанковском рынке. Основным направлением их деятельности оставались качественное обслуживание традиционной клиентуры, кредитование предприятий реального сектора под высоколиквидные залоги. В результате случаи невозврата или просрочки кредитов у них относительно редки.
По оценке Банка России, из 1473 действующих банков 1032 банка (70%) являются финансово стабильными, и они способны работать без государственной поддержки. 441 банк, или 30%, отнесены к проблемным, поскольку у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являются неплатежеспособными и не могут самостоятельно выйти из кризиса. 149 банков из числа проблемных имеют явные признаки несостоятельности (банкротства). 44 проблемным банкам, в число которых входят 18 крупных, будет оказана государственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. На них приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка). Потребность средств на рекапитализацию банков определяется Банком России в 75 млрд. руб9. Дифференциация финансового состояния банков требует также и дифференцированного подхода к решению их проблем.
Восстановление и дальнейшее развитие банковской системы страны предполагает решение двух сложных взаимосвязанных задач. Первая – срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача – на основе российского и международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухучета, менеджмента, надзора, аудита. Назовем некоторые направления реформирования банковской системы, намеченные правительством, Центральным банком России и Ассоциацией российских банков, которые должны быть реализованы в предстоящий период, с тем чтобы банковская система обеспечивала выполнение базовых функций, отвечающих потребностям экономики.
Для оперативного восстановления банков с целью продолжения ими банковского обслуживания Банк России после 17 августа 1998 г. предпринял целый ряд срочных мер, которые были направлены на предотвращение разрушения банковской и финансовой системы страны. К числу таких важнейших оперативных мер Банка России следует отнести проведение многостороннего межбанковского клиринга, позволившего восстановить систему расчетов, а также разрешить снизить нормативы отчислений в обязательные резервы, что увеличило ликвидность банковской системы.
Важным элементом оперативных мер Банка России стало также введение специальных норм регулирования деятельности банков, не относившихся до наступления кризиса к числу проблемных. В число таких мер вошло допущение на период кризиса принятия банками рисков, исходя из величины их капиталов по состоянию на 1 августа 1998 г.; разрешение при расчете обязательных экономических нормативов в отношении операций в иностранной валюте, проведенных банками до 14 августа, использовать валютный курс по состоянию на 14 августа 1998 г. Ряду коммерческих банков был выдан стабилизационный кредит. В результате Банк России даже на период кризиса сохранил за собой возможность контролировать основные параметры деятельности банков, а банки получили возможность нормализовать свои взаимоотношения с клиентами. Срок действия особого режима регулирования был установлен до 1 июля 1999 г.
После 17 августа 1998 г. Банк России предпринял некоторые меры по созданию благоприятных условий для реструктуризации и рекапитализации банковской системы, в том числе отменил запрет на оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций в иностранной валюте и предоставил участникам-акционерам право производить оплату увеличения уставного капитала кредитных организаций материальными активами в лице банковских зданий.
Одновременно Банк России приступил к решению перспективных задач. Главная из них – реструктуризация всей банковской системы. "Реструктуризация банковской системы – по определению председателя Центрального банка РФ В. Геращенко, – это управляемое согласованными мерами Банка России, органов законодательной и исполнительной власти, действиями собственников, кредиторов, руководства кредитных организаций целенаправленное изменение структуры банковской системы с целью установления нормального банковского обслуживания потребностей экономики. Основными задачами реструктуризации банковской системы является сохранение базового комплекса банковских услуг во всех регионах Российской Федерации"10.
Основные цели программы реструктуризации – выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для качественного обслуживания клиентов. Важно восстановить доверие со стороны частных вкладчиков к банковской системе, а также способности банковской системы проводить расчеты. Программа предусматривает прежде всего восстановление функционирования финансовых рынков: валютного, рынка ценных бумаг, производных финансовых инструментов и, конечно же, межбанковского кредитного рынка. В среднесрочной перспективе задачей программы является восстановление банковской системы на коммерческих принципах и создание условий для ее активной работы с реальным сектором экономики, повышение ответственности собственников банков за результаты их деятельности по управлению банками.
В основу программы положена группировка банков в зависимости от их реального финансового положения и роли, которую они играют в регионах. Банки разделены на 4 группы.
Первая группа – это стабильно работающие банки, имеющие долгосрочную капитальную базу, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью, способные работать без дополнительной государственной поддержки и решать свои текущие проблемы самостоятельно за счет поддержки своих владельцев, привлечения ими дополнительного капитала с рынка, переговоров с кредиторами.
Вторая группа – это стабильно работающие региональные банки, которые должны стать опорными в будущей региональной банковской системе России.
Третья группа – это отдельные крупные банки, потерявшие капитал и не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, которые, однако, нецелесообразно было бы закрывать из-за высоких социальных и экономических издержек. Речь идет о тех банках, которые обычно называют системообразующими и которые являются социально значимыми. К их числу относятся и некоторые московские крупные банки. Это не означает, что всем банкам данной группы будет оказана финансовая поддержка и все они останутся в таком виде, в каком существовали до августовского (1998 г.) кризиса. Решение будет приниматься в индивидуальном порядке. Возможно, что некоторым банкам, испытывающим дефицит ликвидности и капитала, государство не сможет помочь.
К четвертой группе относятся разорившиеся банки без перспектив, а потому подлежащие закрытию. К числу последних относятся более 300 банков.
Крупные задачи в связи с этим возлагаются на недавно созданное государственное Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое займется санацией в первую очередь проблемных, коммерческих банков.
Банк России намерен внести свои вклад в реструктуризацию ГКО и ОФЗ, возобновление рынка государственных ценных бумаг, вексельного кредитования. Приостановлены до начала 2001 г. требования о доведении минимального размера собственных средств действующих коммерческих банков до 1 млн. ЭКЮ. Заморожено исполнение форвардных контрактов между российскими банками и иностранными инвесторами (примерно на 15 млрд. долл.) до подготовки программы расшивки этих обязательств, завершения переговоров с западными кредиторами.
ЦБ РФ намерен ускорить разработку нормативной базы регулирования деятельности коммерческих банков на основе рекомендаций международного Базельского комитета по банковскому надзору, сделать прозрачной финансовую отчетность банков на базе мировых стандартов бухучета, чтобы ввести их в полном объеме с 1 июля 1999 г.; ужесточить лицензирование и надзор за банковскими холдингами, участием банков в финансово-промышленных группах; полностью восстановить рыночную систему финансирования банков; разработать и принять средне- и долгосрочную программу развития банковского сектора России
Главной задачей реформирования банковской системы является рекапитализация. С целью создания благоприятных условий для рекапитализации проблемных банков Банк России принял ряд мер, в том числе отменил запрет на оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций в иностранной валюте. Участникам предоставлено право производить оплату увеличенного капитала кредитных организаций материальными активами, в том числе и недвижимым имуществом.
Вместе с тем банки не могут ориентироваться только на помощь государства и должны сами принимать меры по финансовому оздоровлению, увеличению объемов операций, привлечению новых клиентов, расширению ассортимента услуг, сокращению операционных расходов и затрат капитального характера. Банкам рекомендовано максимально использовать собственные ресурсы, привлекать средства учредителей и новых участников, поскольку возможности получения внешних средств весьма ограничены. Каждый банк должен внести коррективы в свои стратегические планы и кредитную политику, чтобы не допустить новых убытков, восстановить платежеспособность даже в условиях сокращения объема операций. Банки должны использовать любую возможность для увеличения капитала, иметь достаточные резервы и держать в норме ликвидность. Эти естественные требования самого банковского бизнеса должны быть законом для каждого банка.
Принципиально важным является вопрос структуры банковской системы. По мнению ряда экспертов, важно иметь полный "ассортимент" банков, отвечающих потребностям экономики. В стране должны быть специализированные банки, такие, как банк развития, экспортно-импортный банк, сельскохозяйственный, ипотечный, кредитной кооперации. Однако какие-либо привилегии при этом для отдельных банков недопустимы, ибо только здоровая рыночная конкуренция между банками способна укрепить банковскую систему.
Необходима поддержка региональной сети банков как важного условия развития производительных сил регионов. Регионы должны иметь достаточное количество банков для обслуживания корпоративных клиентов и частных лиц. Причем в России должны быть крупные, средние и небольшие банки, особенно в сельских и депрессивных peгионах. Каждый из этих банков выполняет свою роль, имеет свою клиентуру, они дополняют друг друга. Период кризиса 1998 г. показал, что успех банковского бизнеса не всегда зависит от размеров банков.
Одна из причин кризиса банковской системы, как отмечалось, в слабой связи банков с субъектами реальной экономики. Объем предоставляемых кредитов не соответствует потребностям народного хозяйства. Факторами, сдерживающими расширение кредитования, помимо ограниченности ресурсов банка, является глубокий кризис сферы материального производства, когда больше половины предприятий убыточны, не хватает оборотных средств, плохо поставлено управление приватизированными предприятиями, что создает реальный риск невозврата кредита.
В связи с этим для устойчивого развития банков необходимо сделать принципиальный поворот в их взаимоотношениях со сферой материального производства, поскольку только это создает прочную экономическую среду для развития банковского бизнеса на здоровой основе. Для этого правительству и Банку России необходимо последовательно проводить провозглашенную экономическую программу развития реального сектора экономики, внести соответствующие коррективы в денежно-кредитную политику, а также иметь специальную промышленную политику.
Решение стоящих перед страной задач по реструктуризации экономики, развитию реального сектора требует крупных финансовых ресурсов, в том числе банковских кредитов. В связи с этим Центральному банку необходимо проводить политику поддержки отдельных крупных многопрофильных банков, которые смогли бы выполнять функции проводников государственной структурной инвестиционной политики в сфере кредитования реального сектора. В условиях ограниченности ресурсов целесообразно выбрать приоритетные направления кредитования банками отраслей реального сектора. В качестве приоритетных направлений деятельности кредитных организаций в плане финансирования реального производства могут быть такие, как финансирование внешнеэкономической деятельности, финансирование инвестиционных проектов в наукоемких отраслях промышленности и сфере экспортного производства, кредитование жилищного строительства.
Одновременно необходимо решить ряд принципиальных вопросов по снижению кредитных рисков и стимулированию развития партнерских отношений банков с промышленными предприятиями, а также предусмотреть систему гарантий возврата кредитов, изменить режим предоставления и возврата кредитов, выдаваемых на реализацию эффективных производственных программ.
Хорошо известно, что банковский бизнес входит в первую десятку самых опасных и рискованных видов человеческой деятельности, а абсолютно надежных банков не бывает нигде, тем более в России. В связи с этим остается актуальной задача повышенного внимания банков к ограничению рыночных рисков. Это – финансовый риск, связанный с изменением цен на ценные бумаги; валютный риск, связанный с колебаниями курса валют; процентный риск, связанный с изменением процентной ставки. Необходимо усовершенствовать действующий порядок регулирования рыночных рисков, в частности, учесть количественную оценку рыночных рисков при расчете коэффициента достаточности капитала.
Важным направлением развития банковской системы в предстоящие годы является восстановление доверия к банковской системе. Одним из наиболее негативных, тяжелых последствий банковского кризиса 1998 г. стала утрата доверия населения к банкам, а более широко – утрата доверия отечественных и иностранных инвесторов к российской экономике. Из-за недоверия банков друг к другу разрушен межбанковский рынок. Утрата доверия населения привела к резкому сокращению ресурсов банков и увеличению количества наличных денег на руках у населения, которые оказались исключенными из хозяйственно-финансового оборота, а значит, сокращен важный инвестиционный ресурс. Если бы эти средства удалось привлечь во вклады с гарантией их возврата, то государство могло бы получить большой экономический эффект, а банки – использовать эти ресурсы для финансового оздоровления.
Для восстановления доверия к банковской системе необходимо прежде всего ускорить принятие Государственной Думой закона "О гарантировании вкладов граждан в банках", что соответствует мировой банковской практике. Принятие такого закона будет способствовать притоку вкладов населения в банки, а также укрепит стабильность кредитной системы, так как сократится опасность стихийного оттока вкладов. Во многом возврат доверия к банкам зависит и от самих банков. Вопрос стоит так, чтобы принципы деловой этики в вопросах обслуживания населения довести до уровня международных стандартов.
Реализация этих и других мер позволит восстановить деятельность банковской системы и создать условия для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повысить ответственность руководителей и собственников банков за результаты своей деятельности по управлению банком.
Заключение
Подводя итоги развития банковской системы за годы коренного реформирования общественно-экономического строя страны до 1998 г., можно утверждать, что в нашей стране начала формироваться банковская система, которая строилась на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Российские коммерческие банки, пройдя период становления, превратились в мощные финансовые структуры и стали играть важную роль в сложных процессах преобразования общества и экономики. В эти годы заметно выросли капиталы банков, создана серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты, подготовлены квалифицированные специалисты. Значительные капиталы, активное участие в приватизации наиболее перспективных предприятий и секторов экономики, разнообразная коммерческая и инвестиционная деятельность, тесное взаимодействие с различными структурами власти – вот далеко не полный перечень факторов, обусловливающих серьезное влияние сравнительно молодых российских банков на экономическую жизнь страны. Безусловно, в работе банков были и определенные недостатки: в менеджменте, в кредитной политике, в работе с персоналом и т.д. Однако это были в основном издержки быстрого роста, и банковская система была способна и готова со временем их устранить, ориентируясь на международные стандарты и правила. Однако августовский финансовый кризис 1998 г. нанес серьезный разрушительный удар по российской банковской системе.
Совершенной российскую банковскую систему, думается, не сможет назвать даже оптимист. Требуют своего решения следующие проблемы:
реструктуризация всей банковской системы страны с целью увеличения банковского капитала, повышения качественной базы обслуживания клиентов;
рекапитализация банков и принципиальный поворот в из взаимоотношениях со сферой материального производства, что создаст прочную экономическую среду для развития банковского бизнеса на здоровой основе;
повышение внимания банков к ограничению рыночных рисков;
восстановление доверия к банковской системе всех слоев населения России.
Реализация этих и других мер позволит восстановить деятельность банковской системы и создать условия для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повысить ответственность руководителей и собственников банков за результаты своей деятельности по управлению банком.
Список использованных источников
Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 1995.
Геращенко В. Пути развития и реструктуризации российской банковской системы // Аналитический банковский журнал. 1999. № 4-5.
Егоров С.Е. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления // Деньги и кредит. 1999. № 4.
Макаревич Л. Кризис, который потряс Россию // Аналитический банковский журнал. 1999. № 4-5.
Носкова И.Я. Проблемы реформирования банковской системы России // Финансы. 1998. № 11.
Парамонова Т.В. Проблемы развития банковской системы России // Деньги и кредит. 1999. № 7.
Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Арзиповой. – М.: «Проспект», 1999. – 496 с.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 479 с.
Банковская система России. Настольная книга банкира. Кн. 1. М.: ТОО «Инжиниринго-консалтинговая компания "ДЕКА"», 1995.
Финансы России: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998.
1 Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 1995. С. 23.
2 Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Арзиповой. – М.: «Проспект», 1999. С. 340.
3 Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Арзиповой. – М.: «Проспект», 1999. – 496 с. 345.
4 См.: Банковская система России. Настольная книга банкира. Кн. 1. М.: ТОО «Инжиниринго-консалтинговая компания "ДЕКА"», 1995. С. 71.
5 Финансы России: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998. С. 204-205.
6 Геращенко В. Пути развития и реструктуризации российской банковской системы // Аналитический банковский журнал. 1999. № 4-5. С. 4.
7 Егоров С.Е. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления // Деньги и кредит. 1999. № 4. С. 6.
8 Макаревич Л. Кризис, который потряс Россию // Аналитический банковский журнал. 1999. № 4-5. С. 35.
9 Деньги и кредит. 1999. № 4. С. 7.
10 Аналитический банковский журнал. 1999. № 4-5. С. 7.