Происхождение государства в отечественной политико-правовой мысли от древности до современности

бояр». Судебные функции на местах должны были исполнять лица, выбранные «из числа посадских людей», во главе которых обязательно стоит судья из бояр. Что касается небольших дел, то они могут разрешаться единолично судьей.

В вопросе внешней политики Крижанич предлагает не начинать войну без достаточных на то причин и «прежде чем не объявляли о ее причине через гонца»37. Послов убивать запрещается. Армия должна быть не наемной, а национальной.

Соединение западноевропейского опыта и знание российских традиций позволило Крижаничу своеобразно выразить свои взгляды на основные проблемы, касающиеся строительства государства в России.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. В целом, как мы видим, для политико-правовой мысли Древней Руси характерны темы выработки и закрепления правового статуса княжеской власти, тесно связанная с ними тема самого понятия закона, правосудия («правды»), неотделимого от морали. В концепциях киевских книжников Великий князь, будучи наделён определённым кругом полномочий (суд, военные и административные вопросы), не является абсолютно вольным в своих действиях. В исполнении государственных функций он опирается на Закон, данный свыше. Князь соотносит себя с обществом, а не самовольничает. Он несёт ответственность за свой народ, за его благополучие. Таков морально-юридический кодекс правителя, отражённый в системах воззрений Киевских мыслителей. Сформированная ими традиция будет продолжена дальнейшей русской государственно-правовой мыслью.

2. Вторая половина XV – начало XVI века представлена проповедями нестяжателей. Идея бескорыстной жизни, т.е. жизни, освобожденной от стремления к материальному богатству, вырастала у заволжских старцев из другой идеи, суть которой заключалась в понимании того, что главное в человеческой жизни совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри самого человека. Настоящая, соответствующая природе человека жизнь – это жизнь его духа. Надлежащее устройство своей внутренней, духовной жизни требует от человека, помимо прочего, достижения определенной степени свободы от внешнего мира, в том числе и от различных мирских благ. Важно, чтобы внешний мир не мешал внутреннему самоусовершенствованию человеческой натуры. Отсюда и проистекала проповедь нестяжания.

3. Юрий Крижанич в своих трудах предлагает один из вариантов «западничества в русской мысли XVII века». Он считал, что у России есть как преимущества перед Западом («удобства для водоплавания и судоходства», «безопасные рубежи», «хорошие соседи»), так и недостатки её, «причины несчастий», среди которых «роскошь в одежде», «долгие зимы», «злые соседи», «малочисленность жителей». Для этого мыслителя один из важнейших критериев величия государства заключается не в пространственном расширении, а «в хороших законах». Трактат Юрия Крижанича «Политика» внятно формулирует и по-своему решает важнейшие для России политико-правовые вопросы, заданные философской мыслью прошлого.


Глава II Политическое и правовое понимание государства в России в XVIII веке


2.1 Политико-правовые идеи И.Т. Посошкова


Посошков Иван Тихонович (ок. 1652 – 1726) – один из видных представителей политической мысли петровского времени. Он занимался предпринимательством и торговлей. Много ездил по стране, хорошо изучил современные порядки и всерьез задумался над проектами улучшения политического устройства и экономического положения в государстве. Идеальной формой правления он считал абсолютную монархию: «Царь высший судия, и он подобен Богу»38.

Результатом его многолетнего опыта стала «Книга о скудности и богатстве»(1724), которая была адресована царю Петру I. В ней автор затронул обширный круг проблем, которые, как он считал, нуждались в срочном разрешении. Это были вопросы об организации экономики, правосудия, военного дела, просвещения и т.д.

Сословное разделение общества Посошков объяснял разделением труда, государство должно заставить каждое сословие работать в отведенной ему сфере. Он выделял четыре сословия: 1) купечество; 2) дворянство; 3) духовенство; 4) крестьянство.

Иван Тихонович не был противником крепостного права, наоборот, он выступал за его расширение. Бедность крестьянства влияет на процветание государства. «Крестьянское богатство – богатство царственное, а нищета крестьянская – оскудение царственное»39. Он выделял три причины их нищеты:

лень самих крестьян;

произвол помещиков;

невнимание правительства.

Посошков предлагал обязать помещиков постоянно следить за тем, чтобы крестьяне работали все дни недели, кроме праздничных, - на помещика или на себя, - лишь бы своим трудом умножали богатство.

Необходимо было защитить крестьянское хозяйство от разорения помещиками, от произвольных поборов. С этой целью должен быть издан царский указ, ограничивающий крестьянские повинности (барщину, оброк) в пользу государственной казны и помещика. Главным было в том, чтобы последний не мог требовать с крестьян сверх положенного.

Центральным вопросом учений Посошкова было купечество. «Торг великое дело для государства»40. Данная проблема была ему очень близка, потому как он сам некоторое время был купцом. Необходимо законом запретить торговать всем сословиям, кроме купеческого. Если же кто из другого сословия решит заняться торгом, то он должен через магистрат записаться в купечество. Тогда только он сможет торговать законно и пошлины в казну платить.

Купцам необходимо предоставить «право свободного торга», то есть свобода от конкуренции со стороны иностранных купцов, а также всех других сословий.

Для блага российского государства Посошков призывал Петра существенно изменить правовой статус дворянства. Дворяне должны выполнять новые обязанности, а не использовать свои многочисленные привилегии.

Духовенство, по мнению Ивана Тимофеевича, мало способствовало процветанию государства. Он обвинял их в необразованности и неспособности нести людям веру и проводить церковные службы. «Они наши пастыри, они и отцы, они и вожди, - а в книжном учении и разумении не весьма довольни»41.

Посошков верил, что в России можно установить режим законности, не отменяя крепостного права, вместо Соборного уложения 1649 года ввести в действие новое Соборное уложение, в разработке которого должны принимать участие все слои российского общества. С этой целью предлагалось созвать всесословное Собрание, в котором будет по два-три члена от каждого сословия.

Порядок принятия нового Уложения ничем не ограничивал царскую власть: проект будет утвержден лишь после согласия самого царя.

Большие надежды Посошков возлагал на судебную реформу, которая позволила бы обеспечить законность. Ряд предложений относился к осуществлению правосудия. Здесь важное место отводилось суду. Судья должен быть беспристрастен и независим. «Лучше сначала ради установления правды в судьи посадить из низких чинов, прежде всего из приказных людей, которые в делах искусны и страх Божий в себе имеют. И с ними посадить, где пристойно, и из военного (чина), которые от службы отставлены, и из купечества, у которых есть острота ума. И тем низкородным судьям надлежит дать такое величество, чтобы они никаких лиц не боялись, кроме Бога да царя, и дела бы все свои делали по новосочиненному его императорского величества указу неизменно и от своего ума бы не мудрствовали... а за нарушение новоизложенного указа — смерть»42.

Судебная власть должна пользоваться непререкаемым авторитетом. Посошков считал необходимым искоренить взяточничество судей, волокиту, неправосудие. Предполагалось, уличенного во взятке судью или чиновника на первый раз подвергать штрафу, на второй раз – «за рубль по двести рублев, наказание на козле; а за третью вину либо смерть, либо в вечную работу к рудокопным делам»43.

Суд должен быть доступен всем сословиям: «Суд устроити един, каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому... И чтоб суд учинить близостный, чтоб всякому и низкочинному человеку легко было его доступать»44.

Иван Посошков стремился направить страну по пути промышленного и торгового развития, устранить все аспекты, препятствующие процветанию государства, тем самым сократить.


2.2 Политико-правовая идеология В.Н. Татищева


Василий Никитич Татищев (1686–1750) был русским историком и государственным деятелем, происходил он из знатного дворянского рода.

Теоретической базой взглядов Татищева является концепция естественного права и договорного происхождения государства. Он нередко ссылался на труды Гроция, Пуфендорфа, Вольфа, Гоббса.

В рассуждениях о происхождении государства Татищев использовал гипотезу о преддоговорном естественном состоянии, то есть состояние «вольности», в котором господствует «война всех против всех». Разумная нужда людей друг в друге привела к созданию государства, которое мыслитель рассматривает как результат общественного договора, заключенный с целью поисков общей пользы и обеспечения общей безопасности. В данный процесс Татищев вводит исторические начала: вначале люди заключили договор супружества, из него возникает второй договор - между родителями и детьми, затем – господами и слугами. В результате семьи разрослись и образовали целые сообщества, которым требовался глава, коим и стал монарх.

Татищев рассматривает крепостное право, как договорное расторжение его считал недопустимым одной из сторон. Такие жестокие формы несвободы, как рабство и холопство, он осуждал, считая, что они не являются договорами.

В государстве обязательно должен быть установлен юридический и экономический статус основных сословий, что придаст прочность государственному устройству.

Неоднократно Татищев выражал надежду на ведение мирной политики со стороны России. Войско в стране необходимо лишь в целях обороны. Военные должны быть образованными и мыслящими людьми.

Нередко мысли Татищева были обращены к вопросу о форме правления, которая зависит от следующих условий: местоположения, размера территории и состояния населения. Говорит автор и о смешанных формах правления, но особого значения им не придает. Худшей из всех форм правления является тирания (деспотия), а наилучшая – ограниченная монархия, при которой в управлении страной монарх опирается на двухпалатный выборный орган. Цель этого органа: подготовка законов, разрешение «дел внутренний экономии» и обсуждение важнейших проблем (война или же смерть государя). «Представительный орган состоит из двух палат: Сената – высшей палаты, в состав которой входит 21 представитель из дворян, и Совета – второй палаты, где заседает 100 человек, избранных по более широких нормам представительства»45.

Монарх выступает в роли законодателя, но законы, издаваемые им, должны соответствовать критериям справедливости и общей пользы. Но объем данной деятельности крайне велик, поэтому необходимо поручить предварительное рассмотрение и одобрение каждого законопроекта ведомствам и выборным учреждениям, роль монаха будет заключаться в подписании готового законопроекта.

В вопросе судоустройства и судопроизводства Татищев предлагал провести профессиональную подготовку судей. Вообще проблеме образования, его организации, распространению и качеству мыслитель уделял серьезное внимание. Отсутствие образования приведет к народным бунтам и разорению, потому как «народ никакого просвещения не имеет и в темноте суеверий утоплен»46. В подтверждение тому Татищев приводит промышленное и экономическое процветание Англии, Франции, где науки высокоразвиты.

Вклад Татищева в отечественную историю существенен. Он одним из первых русских мыслителей стал использовать теорию естественного права и договорного происхождения государства для объяснения проблем государства и права.


2.3 А.Н. Радищев о государстве


Алексей Николаевич Радищев (1749 – 1802) – русский политический и правовой мыслитель. Он происходил из семьи богатого помещика, получил хорошее домашнее образование. Свой личный долг перед отечеством он видел в борьбе с крепостничеством и самодержавием, Именно этой теме посвящено его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».

Самодержавие Радищев рассматривал как произвол самодержца, который ищет только своей пользы и руководствуется только своими прихотями. «Просвещенных монархов нет и не будет. Истина страшна для него, и он всеми силами стремится скрыть от народа правду»47.

В своих взглядах он основывается на исходные положения теории естественных прав человека и договорного происхождения государства. Причиной образования государства, по мнению Радищева, является природная социальность людей. В естественном состоянии все люди равны, но появление частной собственности это равенство нарушило. А возникновение государства связано с образованием частной собственности. Государство, полагал Радищев, возникает как результат молчаливого договора между людьми, согласно которому они отказываются от части своих прав и части природной власти, рассчитывая, что государственная власть будет служить общему благу: «Государство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан»48.

Радищев признавал право народа на сопротивление государственной власти. Если государь нарушает данный молчаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю: «Неправосудие государя дает народу, его судье то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками»49.

Радищев первый критикует право с разных точек зрения: юридический, экономический, нравственный.

Касаясь проблемы об организации политической власти, следует сказать, что наилучшей формой для Радищева было народное правление, которое сформировано по образу северорусских феодальных республик Новгорода и Пскова.

Концепцию о разделении властей он отрицал, считая, что только народ может быть истинным государем.

Будущее устройство государства предполагалось Радищевым в форме федерации. Идеальным для России был бы добровольный союз городов с вечевыми собраниями и со столицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государства обеспечит народу его священные права: свобода мысли, слова, деяния, защите самого себя, своей собственности.

Судоустройство Радищев представлял в виде системы земских судов, которые должны избираться гражданами республики. Предполагалось создание суда духовного, гражданского, военного, совестного. Особенно полезны для населения были совестные суды.

Законодательство было, по мнению Радищева, в обветшалом состоянии и требовала немедленного обновления. Необходимо создать новое Уложение, которое будет основываться на принципах равноправия всех людей, проживающих на территории России.

В области международных отношений он придерживался мирного сосуществования, активно выступал против агрессивных войн.

Труды Радищева произвели огромное впечатление на современников, а его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» призывом к революции.

Исходя их вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. В XVIII веке в России продолжалось укрепление сословного строя, основанного на крепостничестве и самодержавии. Дворянство, добившееся освобождения от обязательной военной или иной государственной службы (Указ Петра III 1762 г.), превращалось в паразитическое сословие, стремящееся упрочить и расширить свои привилегии, особенно исключительное право собственности на крепостных крестьян. Российские купцы и владельцы мануфактур в своих пожеланиях не шли далее предоставления им права покупать крепостных к фабрикам и заводам. Усиливались эксплуатация и угнетение крепостных крестьян, все чаще вспыхивали их волнения, нарастала крестьянская война. На страже феодальных отношений стояло самодержавное государство.

2. При Екатерине II был открыт относительно широкий доступ в Россию иностранной литературы, в том числе радикальной по содержанию; выбор для перевода различных произведений, опубликование их с примечаниями издателей и переводчиков стали одной из форм выражения и пропаганды политико-правовых идей различных направлений.

3. Во второй половине XVIII в. зарождается российский либерализм: дворянский определял наиболее выгодные для помещиков условия отмены крепостного права, в то время как либерализм буржуазного типа почти не касался этой проблемы, делая упор на упорядочение законодательства и создание организационно-правовых гарантий стабильности правопорядка.

4. Наиболее значительное событие истории русской политико-правовой идеологии второй половины XVIII в. – возникновение революционно-демократической теории. Критическому выступлению Радищева предшествовало порицание отдельных сторон общественно-политического строя России с позиций гуманизма и просветительства Посошковым, Татищевым, Новиковым, Козельским и другими мыслителями. Радищев впервые подверг крепостничество и самодержавие критике как систему, использовав наиболее радикальные идеи школы естественного права, сделал из этих идей конкретные выводы. Не случайно именно творчество Радищева оказало сильное и продолжительное воздействие на последующее развитие общественной и политико-правовой мысли России.


Глава III Происхождение государства в политико-правовой мысли в XIX веке


3.1 Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского


Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) – политический мыслитель, правовед, общественный деятель. Происходил из семьи сельского священника. По сути, Сперанский был ближайшим советником Александра 1 по вопросам внутренней политики.

Политическая доктрина М.М. Сперанского оригинальна и самобытна, формулируя её, мыслитель опирался на свои глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. М.М. Сперанский был первым в России, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма: он разрабатывал не только вопросы текущей политики, но и проблемы общеполитического характера. Взгляды М.М. Сперанского представляют русский либерализм в процессе его зарождения.

Наиболее полно идеи Сперанского отражены в записке, предоставленной Александру 1 в 1809 году – «Введение к уложению государственных законов».

Сперанский признавал, что самодержавие является исторической формой правления, то есть имеющей своё начало и конец. В этом отношении он сделал шаг вперед по сравнению с В.Н. Татищевым и Н.М. Карамзиным, которые считали самодержавие изначальной и вечной формой власти в России50.

Говоря о происхождении государства, М.М. Сперанский встает не на точку зрения Руссо о счастливой жизни людей в естественном состоянии, а на тоску зрения Гоббса, видевшего в естественном состоянии войну всех против всех.

Появление государства рассматривает как результат развития собственности. Он считает, что государство – общественный союз, который возник, чтобы обеспечить «свое каждому». Государство строится на 1) взаимном признании самостоятельности, 2) собственности. Государство представляет собой союз польз. Польза является источником права: «Подати собираются не по праву, но по необходимости и пользе, отнять необходимость и тогда подати будут несправедливы»51. Наиболее мощными движущими силами общества провозглашал собственность и торговлю.

Будучи глубоко религиозным человеком, он совершенно отрицал «мрачную систему чувственного материализма» и воспринимал Бога как верховного законодателя Вселенной.

Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога), полагая при этом, что Россия в своем историческом пути прошла три ступени: в средние века – удельщина, в новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение гражданских и политических прав). Россия, по мнению Сперанского ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным «через правильные законы», жалованные императором народу.

Государством, по Сперанскому, движут и управляют три силы: законодательная, исполнительная и судебная. Начало их и источник – народ, ибо он и есть не что иное, как нравственные и физические силы людей в отношении общежития. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год. Глава исполнительной власти – монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их», т.к. в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу52.

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном Совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично из избранных по избирательному праву. Государственный Совет заседает под председательством царя. Он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монахов нельзя достичь политических результатов. Сперанский утверждал, что законы, а не люди должны управлять государством. В преобразованном государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданным.

М.М. Сперанский в отличие от некоторых русских просветителей (например, С.Е. Десницкого) признавал феодальный характер самодержавия.


3.2 Политико-правовые воззрения Н.П. Бакунина


Рассматривая вопрос о соотношении государства и общества, Бакунин выступал против их отождествления. «Государство, – писал он, – вовсе не однозначно с обществом, оно есть лишь историческая форма»53. Общество им определялось как «естественный вид существования совокупности людей, независимый от всяких договоров». Общество – часть природы; государство же не является «непосредственным продуктом природы» и не предшествует «пробуждению мысли в людях»54. Государство, в отличие от естественного общества, – механическая сила, искусственная организация55. Бакунин противопоставлял общество государству по времени возникновения и существования, по влиянию на человека, соотношению этого влияния и свободы человека, по отношению этого влияния к прогрессу и т.д.

Бакунин критиковал договорную теорию образования государства как сводящуюся к отрицанию общества и подчеркивал, что «никакое историческое государство никогда не имело основой своей договор, все они были основаны насилием, завоеванием»56. Ставя вопрос о происхождении государства, он обращался к догосударственному обществу, пытался найти биопсихологическую основу возникновения государства, установить соотношение государства и церкви, стремился проследить разнообразные черты этого сложного исторического процесса.

Государство Бакунин связывал с эволюцией борьбы за существование и вытекающим из нее (и проявляющимся в ней, по его мнению), «властническим инстинктом»57. Борьба за существование, по Бакунину, проходит ряд этапов вместе с развитием общества, принимая вид, как борьбы индивидов, так и их групп. В условиях капиталистического общества борьба за существование между людьми «происходит двояким образом: в виде эксплуатации наемного труда капиталом и в виде юридического, гражданского, военного, полицейского угнетения государством и государственною официальною церковью, продолжая вызывать всегда во всех личностях, рождающихся в обществе, желание, потребность, иногда необходимость повелевать другими и эксплуатировать их»58. Бакунин видел в государстве одну из форм борьбы за существование, в которой реализуется «желание повелевать» или «пластический инстинкт», присущий, как он полагал, всем людям. Первоначально это был «животный инстинкт дикаря», «плотоядный инстинкт», но, постепенно изменяясь под влиянием «умственного развития людей», он внешне облагораживается. Принцип власти существует как «естественный инстинкт» в каждом человеке в «зародышевой форме». Он растет и развивается, если находит в окружающей среде благоприятные условия: «тупость, невежество, безразличное ко всему отношение, апатия и рабские привычки масс»59. Согласно Бакунину, не борьба за существование и не «властнический инстинкт» непосредственно порождают государство, а благоприятные условия, при которых эти явления насильственно реализуются в государственные формы.

Значительную роль в обожествлении, в идеологическом обосновании возникающих государственных учреждений, по Бакунину, сыграли церковь, религия. В вопросе о происхождении Древнерусского государства он являлся сторонником норманской теории, подтверждающей, по его убеждению, антигосударственные настроения издревле присущие русскому и другим славянским народам.

В произведениях Бакунина встречается несколько определений государства. Стремясь оттенить многообразные его свойства, Бакунин устанавливал его соотношение с обществом, человечеством, подчинением и эксплуатацией, с интересами народа и отдельных людей, моралью. Часто он называл государство отрицанием человечности и человечества, а принцип власти – «противочеловеческим». В его понимании государство – неразрывно слившийся с обществом эксплуатации человека человеком механизм, сам ставший необходимым моментом, звеном, рычагом этой эксплуатации и неотъемлемой частью эксплуататорского общества. Государство определялось им как «насилие, угнетение, эксплуатация, несправедливость, возведенные в систему и ставшие основными условиями самого существования общества»60, предназначенными удерживать в повиновении народы «и стричь их, не заставляя кричать слишком громко»61.

В государстве Бакунин видел своего рода социальное изобретение, механическое устройство для осуществления эксплуатации, насилия, подавления свободы народа. Размышляя об идеях Н. Макиавелли в одном из фрагментов к «Кнуто-германской империи и социальной революции», он следующими словами сформулировал «основной принцип современной государственной власти». «Этот принцип, – писал он, – не что иное, как принцип искусственной и главным образом механической силы, опирающейся на тщательно разработанную, научную эксплуатацию богатств и жизненных ресурсов нации и организованной так, чтобы держать её в абсолютном повиновении»62.

Государство, по Бакунину, – гарантия спокойной эксплуатации, оно узаконивает, охраняет те отношения в обществе, которые «находит». Здесь проявлялось определенное понимание вторичности (в конечном счете) государства, первичности общества и общественных отношений. Он видел, что государство гарантирует одним – «их богатство» и «свободу, основанную на собственности», а другим – «их бедность» и «рабство, неизменное следствие их нищеты». И это утверждение имеющейся в обществе несправедливости, по Бакунину, – «истинная миссия государства»63. В то же время он склонен рассматривать государство как омертвевший продукт исторического развития, как устаревшую и исчерпавшую себя форму общественной организации. «Мы смотрим на государство в настоящем фазисе его развития, – писал он П.Л. Лаврову, – как на окаменелый аноргический продукт жизненного процесса народов, как на механическое отделение живого народного организма»64.


3.3 Политико-правовое учение Б.Н. Чичерина


Известный ученый-государствовед, профессор московского университета Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.) определял государство как единство народа, территории и верховной власти. Он придавал огромное значение развитию местного самоуправления, видел в нем «школу для самодеятельности народа и лучшее практическое приготовление к представительному порядку»65.

Чичерин считал очень важным вопрос о степени централизации взаимоотношений органов местного самоуправления и вышестоящих органов, подчеркивая, что «основное политическое правило» заключается в том, что местное управление должно согласовываться с центральным. «Государство, — полагал юрист, — требует единства действия, не только во внешних сношениях, но, прежде всего, в ходе внутренних дел. Само внешнее единство зависит от внутреннего; на последнем основана вся сила государства»66. Варианты соглашения центральной власти и местного самоуправления, по мнению Чичерина, могут быть различными, но «правильное устройство должно состоять в гармоническом соглашении обоих начал, так, чтобы одно восполняло другое и все управление составляло одну стройную систему»67. При этом Чичерин подчеркивал, что «фактическое устройство зависит не от одних теоретических соображений, а главным образом от жизненных условий, от политических причин, от состояния общества, наконец, от исторического развития государства, которое дает преобладание тому или другому элементу». Чичерин особо подчеркивал, что «централизация является жизненною необходимостью в обществе, расшатанном анархическими страстями, где первая потребность состоит в восстановлении власти»68. Чичерин был глубоко убежден, что и в организации местного самоуправления в государстве, как и «во всех явлениях государственной жизни, повторяется общий закон (установленный И. Пасси. — В.Б.), что чем меньше единства в обществе, тем сосредоточеннее должна быть власть. Поэтому, централизация прежде всего необходима при создании сильных государств»69.

В этой связи следует заметить, что Чичерин считал крайне необходимым для эффективного функционирования государственного механизма своевременность усиления или ослабления центральной власти в соответствии с практическими требованиями жизни. Он подчеркивал, что для разграничения полномочий органов местного самоуправления и центральной власти необходимо определить, в чем заключаются общие государственные интересы и в чем — местные. По мнению ученого, общими государственными интересами являются:

1. Внешняя политика.

2. «Военная сила, которая служит для защиты всего государства. Она, — подчеркивал Чичерин, — вполне и, безусловно, подчиняется центральной власти и перемещается с места на место по ее распоряжениям».

К местным интересам Чичерин причислял:

1. Местное хозяйство (управление имуществом и денежными средствами местного союза).

2. Местную безопасность.

3. Местное благосостояние, «к чему относятся благоустройство городов и сел, местные пути сообщения, санитарная полиция, медицинская помощь, меры против огня и воды, призрение бедных, местное продовольствие, местная промышленность, местные школы и т.д.»70.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

В первой четверти XIX в. в России наметились три основных течения политико-правовой идеологии, ставшие актуальными на ряд десятилетий: либеральная идеология, предлагавшая путь реформам для создания гражданского общества, радикально-революционная идеология, пытающаяся достигнуть той же цели насильственным путем, и консервативная (охранительная) идеология, выступавшая против всяких перемен. Актуальность политико-правовых проблем, поставленных и по-разному решенных этими направлениями, наложила сильный отпечаток идеологических оценок на последующее исследование доктрин и движений той эпохи. Именно поэтому, в частности, несколько десятилетий в нашей исторической литературе существовала устойчивая идеологическая тенденция отрицательного отношения к реформистской политико-правовой идеологии в России. Этим обусловлена недостаточная изученность и противоречивость оценок политико-правовых доктрин западников, славянофилов, других мыслителей. В последние годы многое здесь как бы открывается заново, причем некоторые открытия перспективны с точки зрения исторической науки (исследования связей идей западников и славянофилов с теорией "русского социализма"), другие же представляют собой рассчитанные на сенсацию фантастические домыслы, противоречащие источникам.


Глава IV Эволюция политико-правового понимания государства в России в XX вЕКЕ


4.1 Политико-правовая идеология большевизма


Большевизм был наследником марксистской идеологии. Но здесь следует добавить, что большевизм, вся экономическая, социальная и политическая концепция Ленина были крайним выражением марксизма. Ленин в вопросах государства ориентировался на высказывания Маркса и Энгельса, но интерпретировал их в соответствующем духе, духе, приемлемом для большевистского учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата. Его настольными книгами был «Манифест Коммунистической партии» и «Происхождение семьи, частной собственности и государства», из которых черпались основные идеи о классах, классовой борьбе и государстве71.

Прежде всего, основой государственных идей Ленина было положение «Манифеста Коммунистической партии» о том, что история всех существовавших обществ, за исключением первобытно-общинного строя, была историей классовой борьбы. При этом ему импонировало суждение, высказанное в «Манифесте», что всякая классовая борьба есть борьба политическая, то есть борьба за государственную власть. Маркс и Энгельс полагали, что политическая, государственная власть в собственном смысле слова представляет собой организованное насилие одного класса для подавления другого класса. Этого взгляда придерживался всю свою жизнь Ленин. Как и его учителя, он считал, что публичная власть только тогда потеряет свой политический характер, когда в процессе исторического развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов72.

По Марксу и Энгельсу, классовая борьба неизбежно ведет к завоеванию государственной власти пролетариатом. В нескольких работах Маркс и Энгельс указали, что эта власть представляет собой диктатуру пролетариата. Об этом Маркс и Энгельс говорят, в общем, несколько раз. Но нигде они не раскрывают содержания этого понятия, не показывают, что собой представляет «пролетарская» диктатура. Ленин же сделал понятие «диктатура пролетариата» основой всех своих идей о государстве. Для него, и это будет показано в дальнейшем, диктатура «пролетариата» есть альфа и омега учения о государстве, и потому он посвятил множество своих работ характеристике основных черт, особенностей и функционированию диктатуры «пролетариата». Догма «пролетарской» диктатуры стала определяющей в политических взглядах Ленина73.

В марксистском учении о государстве одной из важнейших догм является догма о классовом происхождении государства и о его классовом содержании. Начиная с таких работ, как «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии» и вплоть до «Происхождения семьи, частной собственности и государства», основоположники марксизма исходили именно из этой догмы. Они представляли себе возникновение государства как результат общественного разделения труда, возникновения частной собственности и последовавшего за