Введение в информатику

Area Network) связывает абонентов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга (внутри города, региона, страны). Расстояние между абонентами - десятки-сотни километров.

Глобальная ВС (WAN - Wide Area Network) объединяет абонентов, расположенных в различных странах, на различных континентах.

Объединение глобальных, региональных и локальных ВС позволяет создавать многосетевые иерархии. Они обеспечивают мощные, экономически целесообразные средства обработки огромных сетевых массивов и доступ к неограниченным информационным ресурсам.

Чтобы обеспечить передачу информации из ЭВМ в коммуникационную среду, необходимо согласовывать сигналы внутреннего интерфейса ЭВМ с параметрами сигналов, передаваемых по каналам связи. При этом должно быть как физическое согласование (форма, амплитуда и длительность сигнала), так и кодовое.

Технические устройства, выполняющие такое согласование, называют адаптерами или сетевыми адаптерами. Один адаптер обеспечивает сопряжение с ЭВМ одного канала связи.

Кроме одноканальных адаптеров используются и многоканальные устройства - мультиплексоры передачи данных или просто мультиплексоры.

Для подсоединения компьютеров к глобальной вычислительной сети с использованием каналов телефонной связи необходим так называемый модем (модулятор-демодулятор), который осуществляет преобразование сигналов из цифровой формы (компьютерной) в аналоговую (характерную при передачи по телефонному каналу) и обратно.

 

42. Локальные вычислительные сети

 

Локальная ВС (LAN - Local Area Network) объединяет абонентов, расположенных в пределах небольшой территории. Это сети отдельных предприятий, фирм, банков, офисов и т.п. (протяженности < 2-2,5 км). В локальных вычислительных сетях для объединения компьютеров используют различные виды кабеля (коаксиальные, оптоволоконные, типа «витая пара») с соответствующими платами расширения. С учетом стоимости кабеля имеются существенные ограничения по пространственному размещению такой вычислительной сети («локализована» в нескольких соседних помещениях, в одном или нескольких недалеко стоящих друг от друга зданиях), что и дало основание для ее названия.

43. Глобальная сеть INTERNET. Способы передачи информации в INTERNET

Internet представляет собой глобальную компьютерную сеть («между сетей»). Это сеть, соединяющая отдельные сети. Логическая структура Internet представляет собой некое виртуальное объединение, имеющее свое собственное информационное пространство. Internet обеспечивает обмен информацией между всеми компьютерами, которые входят в сети, подключенные к ней. Тип компьютера и используемая им операционная система значения не имеют. Соединение сетей обладает громадными возможностями.

Родина Internet - США. Internet - плод развития военных технологий. Прародительницей Internet выступила сеть ARPAnet (Advanced Research Project Agency net - сеть управления перспективных исследований), разработанная и развернутая еще в 1969 году по заказу Министерства обороны США. Будучи экспериментальной, ARPAnet создавалась для поддержки научных исследований в военно-промышленной сфере. В частности, изучались методы построения сетей, которые были бы устойчивы к частичным повреждениям, например, при бомбардировке авиацией, - и сохраняли бы способность нормально функционировать в столь экстремальных условиях.

Модель ARPAnet предусматривала постоянную связь между компьютером-источником и компьютером-приемником. По условиям предполагалось, что любая часть сети может исчезнуть в любой момент. Не только на сеть в целом, но и на отдельные компьютеры возлагалась задача налаживания и поддержки связи. Стандарт, согласно которому могла развиваться сеть Internet, установили в 1983 году. И с этого момента стало возможным подсоединять к ней новые сети, в то время как первоначальное звено оставалось неизменным. Большинство аналитиков полагают, что именно 1983 год - настоящая дата возникновения Internet, когда изначальная ARPAnet была разделена на сеть MILnet, предназначавшуюся для использования в военных целях, и собственно ARPAnet, ориентированную на продолжение исследований в сетевой области. Сама ARPAnet прекратила свое существование в июне 1990 года, а ее функции постепенно

Основные ячейки Internet - локальные вычислительные сети. Существуют также компьютеры, самостоятельно подключенные к интернет. Их называют хост-компьютерами. Каждый подключенный к сети компьютер имеет адрес, по которому его может найти абонент из любой точки света.

Способы организации передачи информации:

1. Электронная почта

2. World-wide-web (всемирная информационная сеть) - одна из самых популярных информационных служб Интернет. Две основные особенности: использование гипертекста и возможность клиентов взаимодействовать с другими приложениями Интернет.

3. Служба Gopher, выполняет функции, аналогичные интернет, информация - в виде иерархической системы меню.

4. Телеконференции Usenet. Эта система была разработана для перемещения новостей между компьютерами по всему миру, позднее полностью интегрировалась в Internet. Серверы Usenet имеют средства для разделения телеконференций по темам.

5. Передача файлов с помощью протокола FTP.

6.Взаимодействие с другим компьютером (Telnet)

44. Архитектура ПК

Основные блоки ПК и их назначение.

Выделяют пять базовых компонент любого компьютера (рис: 7)

1. процессор (или центральный процессор - ЦП, Central Processor Union - CPU);

2. основная память (memory);

3. схемы ввода-вывода (Input/Output - I/O);

4. дисковая память (disk storage);

5. программы (programs).

Обсуждая возможности компьютеров имеют в виду, как правило, техническое (hardware), программное (software) и интеллектуальное (brainware) обеспечение.

Основные блоки ПК и их назначение:

Центральный процессор, оперативное запоминающее устройство, накопители на жестких магнитных дисках, накопители на гибких магнитных дисках, блок питания, внутренний канал обмена данных, электронные схемы (контроллеры), монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, джойстик, графопостроитель (плоттер), дигитайзер, сетевой адаптер, модемы, музыкальная приставка.

45. Информационные продукты и услуги. Информационный бизнес

 

Информационные продукты и услуги

В результате применения информационных технологий к информационным ресурсам создается некоторая новая информация или информация в новой форме. Это продукция ИС и ИТ, которая называется информационными продуктами и услугами.

Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта. Информационный продукт выступает в виде специфической услуги, когда некоторое содержание предоставляется потребителю.

Информационный продукт или информационная услуга - специфическая услуга, когда некоторое информационное содержание в виде совокупности данных, сформированное производителем для распространения в вещественной или невещественной форме, предоставляется в пользование потребителю. Информационный продукт воплощает представление производителя (информационная модель) о конкретной предметной области, доля которой он создан. Информационный продукт зафиксирован на материальном носителе.

К информационным продуктам и услугам относятся:

1. Связь

2. Информация

На рынке информационных продуктов имеются следующие виды информации: деловая (биржевая, финансовая, политическая и хозяйственная, статистическая информация социального, демографического, экологического и т.д. характера, коммерческая информация по компаниям, ценам, вакансиям и т.д., управленческие данные и сообщения, рекламные данные и сообщения), информация для специалистов или профессиональная информация (спец. данные для юристов, врачей, метеорологов, НТ информация, доступ к первоисточникам), потребительская информация (новости, литература, расписания, заказ товаров и услуг)

3. Услуги образования (компьютерные и некомпьютерные учебники, методические материалы и т.п.)

4. Обеспечивающие информационные системы и средства (программные продукты, технические средства, разработка и сопровождение ИС и т.д.)

5. Развлечения - вид информационного продукта, представляющий результат творческой деятельности людей, который предназначен для обеспечения досуга и получения удовольствия.

Основная тенденция в области создания информационных продуктов и услуг - усложнение и интеграция всех видов информационных продуктов и услуг, слияние информации и средств развлечения.

Чтобы существовал рынок информационных продуктов и услуг, необходимо наличие продуктов и услуг, а также продавцов и покупателей.

В настоящее время существует сфера бизнеса, посвященная информационным продуктам и услугам, - информационный бизнес. Информационный бизнес - производство, торговля, посредничество в области информационных продуктов и услуг.

В последнее время кроме информационного, говорят о электронном бизнесе.

46. Электронный бизнес. Основные модели электронного бизнеса

Согласно определению специалистов компании IBM, электронный бизнес (e-бизнес) - это преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет-технологий. Таким образом, e-бизнесом называют любую деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.

Важнейшим составным элементом e-бизнеса является электронная коммерция. Под электронной коммерцией (e-коммерцией) подразумеваются любые формы деловых сделок, которые проводятся с помощью информационных сетей.

В словаре терминов электронного бизнеса от компаний PriceWaterhouseCoopers и eTopS Consulting приведены следующие определения:

Электронный бизнес - повышение эффективности бизнеса, основанное на использовании информационных технологий, для того чтобы обеспечить взаимодействие деловых партнеров и создать интегрированную цепочку добавленной стоимости.

Электронная коммерция - маркетинг, подача предложений, продажа, сдача в аренду, предоставление лицензий, поставка товаров, услуг или информации с использованием компьютерных сетей или Интернета.

Интернет-Бизнес можно охарактеризовать как среду, которая позволяет компаниям

·                   увеличить доходы, т.к. создаются новые каналы получения дохода и увеличение объемов продаж;

·                   снизить издержки путем снижения затрат на проведение транзакций и накладных расходов.

·                   улучшить качество услуг, совершенствуя сервис, предлагаемый клиентам, и более полно удовлетворить их потребности;

·                   улучшить условия для инвестиций;

·                   обеспечить корпоративной информацией о компании весь мир или только целевую группу клиентов;

·                   автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы компании как внутри, так и в отношениях с поставщиками, дилерами и партнерами;

·                   обеспечить бесперебойную работу бизнеса (7 дней в неделю, 24 часа в сутки).

Основные модели интернет бизнеса

B2B

«Business-to-business», «B2B» или «Бизнес-бизнес» - этими терминами обозначаются все взаимодействия между предприятиями, компаниями и фирмами. Организация поставок, обмен документацией, заказы, финансовые потоки, координация действий, совместные мероприятия - все это взаимодействие одного бизнеса с другим.

К основным инструментам В2В можно отнести:

1. корпоративный web-сайт (информационная страница с данными о компании, проекте, товарах и услугах, видах деятельности, предложениях по сотрудничеству),

2. интернет-инкубатор (компания, специализирующаяся на создании начинающих компаний с целью их дальнейшей продажи инвесторам;

3. интернет-маркетинг.

Интернет-маркетинг является важным эффективным инструментом Интернет-бизнеса. Интернет позволяет компаниям все больше автоматизировать маркетинг за счет использования баз данных.

B2C

«Business-to-Customer», «B2С» или «Бизнес-потребитель» - это взаимоотношения продавца и покупателя. К ним относятся приобретение клиентом любого товара или услуги, получение консультаций, оформление страховок и пр.

Все системы торговли через Интернет можно классифицировать как web-витрины, Интернет-магазины и Торговые Интернет Системы (ТИС).

1. Web-витрина - оформленный web-дизайновскими средствами прайс-лист торговой компании, не содержащий бизнес-логики торгового процесса.

2. Интернет-магазин содержит, кроме web-витрины, всю необходимую бизнес-логику для управления процессом Интернет-торговли (бэк-офис).

3. Торговая Интернет-система (ТИС) представляет собой Интернет-магазин, бэк-офис которого полностью (в режиме реального времени) интегрирован в торговый бизнес-процесс компании, а также в систему автоматизации внутреннего документооборота компании.

На сегодняшний день в России преобладают web-витрины, Интернет-магазины пребывают в меньшинстве, а ТИС отсутствуют.

Проблемы В2С

Безусловно, сегодня основное внимание приковано к так называемой модели В2С, в которой основными потребителями услуг электронной коммерции выступают покупатели - частные лица. Очень важный момент, который надо иметь в виду, говоря о росте рынка электронного бизнеса В2С - это общее развитие экономики, повышение благосостояния «среднего» покупателя. Если не будет активного развития всей экономики, будут находиться в застое и самые перспективные высокотехнологичные рынки. Человек готов тратить деньги в электронном магазине только тогда, когда они остались у него после удовлетворения основных потребностей в еде, одежде и т. д.

Следующий аспект проблемы - качество услуг. Интернет-торговля может развиваться только при условии высокого качества всех ее составляющих. Логистика - едва ли не определяющая составная часть электронной коммерции в модели В2С, а у нас она практически не развита. Транспортная инфраструктура, почтовая система - до высокого качества, культуры доставки им еще развиваться и развиваться. Кроме того, для создания работающей инфраструктуры доставки нужны большие деньги и немалое время

Ну, и коренная проблема, препятствующая бурному росту приложений В2С в нашей стране, - уровень жизни населения.

C2C

Модель «Customer-to-Customer», «С2С» отражает деловые отношения, возникающие между частными лицами на он-лайновых аукционах и биржах.

1. Интернет-биржа - торговая площадка, через которую предприятия ведут торговлю товарами и услугами. Ее владелец получает комиссионные или, если в каждой сделке он является продавцом или покупателем, сокращение издержек.

Биржа - это программная торгово-информационная система, предоставляющая трейдерам (участникам) равные права и возможности по совершению сделок, беспристрастно исполняющий установленные правила торгов. Торговая система открыта и надежна ввиду общедоступности информации в Интернет.

2. Интернет-аукцион - торговая витрина, где продавцы выставляют на продажу принадлежащие им товары, а покупатели подают заявки на покупку этих товаров.

B2G

«B2G» или «Business-to-government» - специальный вид торговли по заказам правительственных организаций.

Торговля информацией

Торговля информацией - одна из самых старейших форм коммерции в сети. Ее отличия от торговли товарами проявляются на всех уровнях - начиная с определения потребительской аудитории и заканчивая непосредственно оплатой за оказанную услугу.

1.Каталоги и справочные системы по ресурсам в Интернет.

2.Печатные издания. Компания-издатель организует Web-сервер, на котором размещает материалы печатного издания либо его электрон­ную версию. Основная цель - увеличение числа читателей издания.

3.Информационные агентства.

4.Многие газеты размещают электронные версии своих изданий в сети. Первым среди них стал общедоступный Интернет-сервер АКДИ «Экономика и жизнь» (www. akdi. ru), который зарегистрирован в Госкомитете РФ по печати и специализируется на предоставлении информации и консультаций в сети по экономическим, финансовым, право­вым вопросам.

5.Гипертекстовые книги и энциклопедии.

6.Еще один вариант информационной коммерции в сети - предоставление бизнес-информации.

По мнению американских экспертов существует восемь основных категорий бизнеса, действующих в интеренет.

1. Крупные розничные торговые предприятия, продающие товары непосредственно через интернет

2. Крупномасштабные универсальные интернет порталы (Yahoo, XXL), предоставляющие клиентам доступ к коммерческим услугам различных (компаний, работающих в разных сегментах рынка)

3. Тематические порталы, предоставляющие доступ к услугам компаний, работающих на одном сегменте рынка, например, книгах, музыкальных товарах и т.д.

4. Интернет-аукционы

5. Бизнесы, которые торгуют продуктами, существующими в цифровой форме, в том числе рекламой в интернет

6. Сайты, на которых создаются «сообщества», объединяющие потребителей, заинтересованных в продуктах одного класса

7. Интернет-коммерция, ориентированная на обслуживание корпоративных клиентов

Разнообразные услуги по выставлению

47. Представления о защите информации и информационной безопасности

Глобальная информатизация общества породила глобальную социотехнологическую проблему - проблему информационной безопасности человека и общества.

Существо этой проблемы состоит в следующем. Многие важнейшие интересы человека, общества, государства в настоящее время в значительной степени определяются состоянием информационной сферы. Поэтому целенаправленное и преднамеренное воздействие на информационную сферу со стороны внешних или внутренних источников могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют собой угрозы для безопасности человека и общества.

Под информационной безопасностью понимают состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. А под информационными угрозами - факторы или совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества.

Многие государства, в том числе и Россия, уже разработали свои национальные доктрины в области национальной безопасности, а также концепции государственной политики по ее обеспечению. В 1998 году начата подготовка проекта международной концепции информационной безопасности.

Так, например, на современном этапе развития общества интересы личости заключаются в реальном обеспечении своих конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, возможности физического, интеллектуального и духовного развития.

Интересы общества заключаются в достижении и сохранении общественного согласия, повышении созидательной активности населения, духовного развития общества.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, установлении и сохранении политической и социальной стабильности, обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного международного сотрудничества.

Совокупность перечисленных выше важнейших интересов личности, общества и государства и образует национальные интересы страны, проекция которых на информационную сферу общества и определяет ос­новные цели и задачи страны в области обеспечения информационной безопасности.

48. Элементы системы защиты информации

Система защиты должна быть: непрерывной, плановой, централизованной, целенаправленной, конкретной, активной, надежной, комплексной, легко совершенствуемой и быстро видоизменяемой. Она должна быть эффективной как в обычных условиях, так и в экстремальных ситуациях.

Комплексность системы защиты достигается наличием в ней ряда обязательных элементов - правовых, организационных, инженерно-технических и программно-математических. Соотношение элементов и их содержания обеспечивают индивидуальность системы защиты информации учреждения и гарантируют ее неповторимость и трудность преодоления.

Элемент правовой защиты информации предполагает юридическое закрепление взаимоотношений учреждения и государства по поводу правомерности защитных мероприятий, а также учреждения и персонала по поводу обязанности персонала соблюдать правила защиты ценной информации учреждения и ответственности за нарушение этого порядка.

Элемент организационной защиты информации содержит