Введение в информатику

анализ бизнес-процессов, на основе которого производится разработка проекта информационной системы и обоснование заложенных в нем решений; 2) использование широкой палитры современных методологий и инструментальных средств моделирования и проектирования систем; 3) детальная проработка и согласование с заказчиком всех этапов разработки проекта, контрольных точек, требуемых ресурсов.

Такой подход обеспечивает разработку интегрированных решений, построенных на объективных данных о работе предприятия, своевременное согласование всех принципиальных вопросов между Заказчиком, Генеральным Подрядчиком и другими участниками работ и направлен на сохранение сделанных в систему инвестиций.

29. Классификация ИС по функциональному признаку и уровням управления

Функциональный признак определяет назначение системы, ее основные цели, задачи и функции. В хозяйственной деятельности типовыми видами работ, определяющими функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.

Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.

Маркетинговая деятельность включает в себя:

1. анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;

2. организацию рекламной кампании по продвижению продукции;

3. рациональную организацию материально-технического снабжения.

Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.

Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.

Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем:

Производственные информационные системы - планирование объема работ и разработка календарных планов; оперативный контроль и управление производством; анализ работы оборудования, участие в формировании заказов поставщикам, управление запасами.

Финансовые и учетные информационные системы - управление портфелем заказов; управление кредитной политикой; разработка финансового плана; финансовый анализ и прогнозирования; контроль бюджета; бухучет и расчет зарплаты.

Кадровые системы - анализ и прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах; ведение архивов, записей о персонале, анализ и планирование подготовки кадров.

Системы маркетинга - исследование рынка и прогнозирование продаж; управление продажами; рекомендации по производству новой продукции; анализ и установление новой цены, учет заказов.

Прочие системы (например, ИС руководства) - контроль за деятельностью фирмы; выявление оперативных проблем; анализ управленческих и стратегических ситуаций; обеспечение процесса выработки стратегических решений.

На рисунке показан один из возможных вариантов классификации информационных систем по функциональному признаку с учетом уровней управления и уровней квалификации персонала. Видно, что чем по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемый информационной системой (уровень автоматизации) и тем выше роль менеджера при принятии решений.

Информационные системы оперативного уровня отвечают на запросы о текущем состоянии, отслеживают поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Задачи, цели и источники информации на этом уровне заранее определены и высоко структурированы. Примеры: ИС выплаты зарплаты, регистрации авиабилетов, заказа гостиничных номеров и т.п.

Информационные системы функционального (тактического) уровня используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования, а специалистами, работающими с данными - для интеграция новых сведений, помощи в обработке бумажных документов. Примеры: ИС офисной автоматизации, системы автоматизированного проектирования (САПР) и т.д.

Стратегические информационные системы - это компьютерные информационные системы, обеспечивающие поддержку принятия решения при реализации стратегических перспективных целей развития организации (например, сбор и организация информации о внешнем мире - конкурентах, клиентах и т.п.; долгосрочное планирование и т.п.). Общая концепция построения стратегических информационных систем еще не выработана.

 

30. Классификация ИС по степени автоматизации

1) Ручные - отсутствие современных технологических средств по переработке информации и выполнение всех операций человеком.

2) Автоматизированные - предполагают участие в процессе переработки информации и технических средств и человека.

3) Автоматические - выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

31. Классификация ИС по характеру использования информации

1. информационно-поисковые системы ® ввод, систематизация и хранение информации по запросу пользователя (справочные);

2. Информационно-решающие системы ® операции по переработки информации по определенному алгоритму:

3. управляющие, в которых человек принимает решение;

4. советующие, вырабатывают информацию которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий (переработка знаний - экспертные системы);

5. ситуационные центр, информационно-аналитические комплексы, помогающие руководителям (например, компании) осуществлять оперативное и стратегическое управление.

Ситуационный центр - это новейшая технология автоматизации управления, ориентированная на руководителей высшего звена и персонал, ответственный за принятие решений, концепция которой была разработана известным английским кибернетиком Стаффордом Биром.

Ситуационные центры - это специальные рабочие места для специалистов, оборудованное для оперативного построения и «проигрывания» сценариев, быстрой оценки проблемной ситуации на основе использования специальных методов обработки больших объемов знаний и информации. В редуцированном виде ситуационные центры - это совсем не обязательно компьютеризованные помещения. Известные комнаты для «мозгового штурма» со столом, классной доской и мелом - это тоже ситуационные комнаты (центры). Главное здесь - правильно подобрать информацию и организовать интеллектуальную активность специалистов.

Эффект от компьютеризации ситуационных комнат во многом зависит от развитости используемых методов сбора информации, структурирования данных, построения сценариев и применяемых технологий. Большой объем достоверной информации о различных аспектах ситуации - признак устойчивости ее динамики, залог эффективности принимаемых корпоративных решений. На ней можно построить надежную классическую модель развития ситуации. В неустойчивые же периоды развития экономики собрать большой объем достоверной информации практически невозможно. В этом случае особого внимания заслуживают некоторые подобласти методов искусственного интеллекта.

Эффективность СЦ выражается в том, что он позволяют подключить к активной работе по принятию решения резервы образного, ассоциативного мышления. Представление ситуации в виде образов как бы «сжимает» информацию, обеспечивая обобщенное восприятие происходящих событий.

С помощью ситуационного центра руководитель может смоделировать решение на компьютере и через несколько минут увидеть, к какому результату может привести то или иное решение. На экране персонального компьютера руководителя находятся ряд рычагов, управляя которыми можно задавать конкретную ситуацию. Далее проводится расчет на основе заданных моделей данных и отображается результат. Это верхний уровень автоматизации, который опирается на данные, полученные автоматизированными системами сбора данных и учета.

Используя ситуационный анализ, можно решать задачи в различных отраслях и сферах государственного, регионального и муниципального управления, а также в рамках отдельного предприятия, где они помогают осуществлять управление персоналом, финансами, ресурсами, привлечение инвестиций, моделирование ситуаций, управление рисками, оптимизация запасами.

Технологии, лежащие в основе СЦ, можно условно разбить на три группы: системы обработки разнородной информации (текстовой, числовой, визуальной и др.), к которым относятся, в частности, системы извлечения знаний (Data Mining) и оперативной аналитической обработки (OLAP - On-Line Analytical Processing); технологии ситуационного моделирования и системной динамики, в которых применяются модели и методы, присущие конкретным предметным областям; когнитивно-графические технологии, основанные на визуализации объектов

32. ИТ. Виды ИТ

Под технологией понимают совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Это высшее умение чего-нибудь делать. Когда говорят об информационной технологии, в качестве материала выступает информация. В качестве продукта - тоже информация. Но это качественно новая информация о состоянии объекта, процесса или явления. Технология представлена методами и способами работы с информацией персонала и технических устройств.

Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоёмкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надёжности и оперативности, рациональной организации того или иного достаточно часто повторяющегося информационного процесса. При этом достигается экономия затрат труда, энергии или материальных ресурсов, необходимых для реализации данного процесса.

Виды информационных технологий:

1. Информационные технологии обработки данных;

2. Информационные технологии управления;

3. Информационные технологии автоматизации офиса;

4. Информационные технологии поддержки принятия решений;

5. Информационные технологии экспертных систем.

33. Основные св-ва ИТ, опред. их роль в технолог развитии современного об-ва

В числе отличительных свойств информационных технологий, имеющих стратегическое значение для развития общества, представляется целесообразным выделить следующие семь наиболее важных:

1.                Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

2.                Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

3.                Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий.

4.                Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества, так как не только создают удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.

5.                Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Возможности данного направления развития информационных технологий настолько многообещающи, что вполне обоснованно можно говорить о зарождении целого нового направления в области культуры - экранной культуры.

6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знанийВ первую очередь здесь выделяют методы информационного моделирования исследуемых наукой процессов и явлений, позволяющие ученому проводить своего рода «вычислительный эксперимент». Второе перспективное направление представляют собой методы искусственного интеллекта, позволяющие находить решение плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными. Третье перспективное направление представляют собой методы так называемой когнитивной компьютерной графики. При помощи этих методов, позволяющих образно представлять различные математические формулы и закономерности, уже удалось доказать несколько весьма сложных теорем в теории чисел.

7. Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития информационных технологий заключается в том, что их использование может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации.

34. ИТ. Критерий эффективности ИТ

В качестве общего критерия эффективности любых видов технологий можно использовать экономию социального времени, которая достигается в результате их практического использования. Эффективность этого критерия особенно хорошо проявляется на примере информационных технологий. Какие же виды информационных технологий представляются с точки зрения этого критерия наиболее перспективными сегодня и в ближайшем будущем? Необходимость экономии социального времени ориентирует наше внимание, в первую очередь, на технологии, связанные с наиболее массовыми информационными процессами, оптимизация которых, как представляется и должна дать наибольшую экономию социального времени именно благодаря их широкому и многократному использованию.

35. Классификация ИТ по типу обрабатываемой информации

Информационные технологии отличаются по типу обрабатываемой информации, но могут объединяться в интегрированные технологии.

(Виды обрабатываемой информации): Текст-( Виды информационных технологий): Текстовые процессоры и гипертекст.

Графика- Графические процессоры

Данные - СУБД, алгоритмические языки, табличные процессоры

Пространственно привязанные данные - Геоинформационные технологии (ГИС–технологии).

Знания - Экспертные системы.

Объекты реального мира - Средства мультимедиа.

Ко всему относится: Интегрированные пакеты (объединения различных технологий)

36. ИТ обработки данных. Классы задач. Основные компоненты

Информационные технологии обработки данных предназначены для решения хорошо структурированных (формализованных) задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы.

Применяются на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации рутинных, постоянно повторяющихся операций. Внедрение таких технологий увеличивает производительность труда и, возможно, сокращает численность персонала.

На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

1. обработка данных об операциях, производимых фирмой;

2. создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;

3. получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Пример контрольного отчета: ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных средств банком, формируемый в целях контроля баланса наличных средств. Пример запроса: запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности.

Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную технологию от всех прочих:

1. выполнение необходимых фирме задач по обработке данных. Каждой фирме предписано законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания контроля на фирме. Поэтому в любой фирме обязательно должна быть информационная система обработки данных и разработана соответствующая информационная технология;

2. решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать алгоритм;

3. выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты определяют типовые процедуры обработки данных и предписывают их соблюдение организациями всех видов;

4. выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека;

5. использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы имеют детальный (подробный) характер, допускающий проведение ревизий. В процессе ревизии деятельность фирмы проверяется хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу;

6. акцент на хронологию событий;

7. требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов других уровней.

37. Цель ИТ управления (ИТУ). Классы задач, решаемые в рамках ИТУ

Основные компоненты ИТУ.

Целью информационных технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решения. Такая информационная технология полезна на любом уровне управления. Она ориентирована на работу в среде ИС управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, нежели ИТ обработки данных. Используемая и поставляемая ИТУ информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем объекта управления.

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

1. оценка планируемого состояния объекта управления;

2. оценка отклонений от планируемого состояния;

3. выявление причин отклонений;

4. анализ возможных решений и действий.

Информационная технология управления направлена на создание различных видов отчетов. Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании. Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное.

Как регулярные, так и специальные отчеты могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов. В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям. Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения. Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного характера.

Использование отчетов для поддержки управления оказывается особенно эффективным при реализации так называемого управления по отклонениям.

Управление по отклонениям предполагает, что главным содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных стандартов (например, от ее запланированного состояния). При использовании на фирме принципов управления по отклонениям к создаваемым отчетам предъявляются следующие требования:

1. отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло;

2. сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя;

3. все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог уловить существующую между ними связь;

4. в отчете необходимо показать количественное отклонение от нормы.

Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде.

Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации. База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов: 1) данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой; 2) планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).

38. Характеристики и назначение ИТ автоматизации офиса. Основные компоненты

Исторически автоматизация началась