Основные показатели деятельности торгового предприятия

);;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;);;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;);;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;);;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;o;;;;;;o;;;;;;o;;;;;);;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;);;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;);;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;;;.;;..;;...;; ....; ; .....; ; ......; ;.......; ;........; ;;Содержание:


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I Общие положения и исходные данные расчета основных показателей деятельности торгового предприятия

ГЛАВА II Планирование оптового и розничного товарооборота

ГЛАВА III Определение показателей использования трудовых ресурсов

ГЛАВА IV Оценка эффективности использования основных фондов

ГЛАВА V Расчет показателей эффективности использования товарных запасов

ГЛАВА VI Калькулирование издержек обращения торгового предприятия

ГЛАВА VII Расчет прибыли от реализации товаров и количественная оценка факторов, влияющих на ее величину

ГЛАВА VIII Исчисление уровня рентабельности. Факторный анализ рентабельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


В современном обществе расчет показателей стал одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами. Он собирает информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня народа. С помощью анализа и статистики вся полученная информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития, позволяет делать международные сопоставления.

Курсовая работа выполнена на тему: «Расчет основных показателей деятельности торгового предприятия».

Актуальность данной работы заключается в том, что четкое функционирование мировой экономики является сейчас решающим условием экономического роста и международной активности предприятий во многих странах мира.

В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется всё больше и больше торговых предприятий. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли, возможно, только при правильном и продуманном планировании деятельности торгового предприятия.

В этой работе освещаются главные показателя эффективности торговой деятельности предприятия: товарооборот, использование трудовых ресурсов, эффективность использования товарных запасов, использование основных фондов торгового предприятия, Калькулирование издержек торгового предприятия, прибыль и рентабельность. Эти показатели, собственно говоря, и является целью работы предприятия, а так же позволяют точно оценить уровень развития торгового предприятия, как в целом, так и с различных сторон.

Целью данной курсовой работы является полный и всесторонний расчет показателей деятельности торгового предприятия. И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:

Изложить основные теоретические положения по рассматриваемым экономическим категориям (товарооборот, производительность труда, издержки обращения, основной и оборотный капитал, прибыль и рентабельность); Раскрыть их понятия, экономический смысл, а так же определить значение для оценки результатов деятельности торгового предприятия;

Произвести планирование оптового и розничного товарооборота;

Определить показатели использования трудовых ресурсов;

Оценить эффективность использования основных фондов торгового предприятия;

Рассчитать показатели эффективности использования товарных запасов;

Произвести калькулирование издержек обращения;

Рассчитать прибыль от реализации товаров и произвести количественную оценку факторов, влияющих на ее величину;

Произвести исчисление уровня рентабельности. Оценить факторы, влияющие на уровень рентабельности;

Расчеты основных показателей деятельности торгового предприятия использует практически все методы и приемы, разработанные общей теорией анализа и статистики, математического анализа и статистики, а также другие математико-экономические методы.

Объектом исследования данной курсовой работы является расчет основных показателей торгового предприятия.

Предметом исследования настоящей курсовой являются деятельность торгового предприятия.

При написании курсовой были применены такие методы исследования как сравнительно-правовой, т.е. на протяжении всей курсовой ведется сравнение работ ученых, которые посвятили свои труды этой тематике, и системный (структурный) метод, т.е. приведена не только практика России, но и использован зарубежный опыт, что еще раз доказывает актуальность данного исследования.

Так же при написании курсовой были использованы труды великих ученых, таких как: Абрютина М.С., Альбеков А.У., Грузинов В.П., Грибов В.Д., Ковалев В.В., Волкова О.Н., Кравченко Л.И., Леви М., Вейтц Б., Новиков О.А., Мясникова Л.А., Петров П.В., Сломатин А.Н., Раицкий К.А., Хазанович Э.С., Чуев И.Н., Чечевицина Л.Н. и многие другие.


ГЛАВА I Общие положения и исходные данные расчета основных показателей деятельности торгового предприятия


Расчет основных показателей деятельности торгового предприятия невозможно без определения основных понятий, как товарооборот, производительность труда, издержки обращения, основной и оборотный капитал, прибыль, рентабельность и другие понятия, необходимые для проведения расчета. Так же без определения их экономического смысла, и значение для оценки результатов деятельности торгового предприятия. С этого мы и начнем.

Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях товарооборота.

В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.

Значение товарооборота необходимо рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного торгового предприятия.

Для характеристики уровня жизни населения используется целая система аналитических показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и др.

Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности, что касается займа покупных фондов потребителей. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.

Значение показателя «объем товарооборота» на уровне определенного предприятия зависит от типа экономической системы.

В условиях рыночной экономики объем товарооборота остается одним из главных показателей деятельности торгового предприятия. Зато существенно изменяется его роль и функции. Ушло в прошлое тотальное планирование объемов товарооборота отдельных торговых предприятий и объединений высшими управленческими органами отраслевого управления; использование объема товарооборота и степени выполнение плана в качестве основного показателя премирование трудовых коллективов отрасли. Объем товарооборота потерял свое значение главного базового показателя, который играет определяющую роль по сравнению с другими показателями деятельности предприятия.

В условиях рыночной экономики плановый объем товарооборота формируется на уровне самого предприятия. Его объем определяется, исходя из необходимого объема прибыли на рыночной позиции предприятия. Проделанный таким образом план товарооборота является основным регулирующим фактором формирования ресурсного потенциала предприятия. Объем и структура товарооборота определяет требования к объему, составу и эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Розничный товарооборот, который характеризует объемы продажи непосредственно населению потребительских товаров для собственного использования.

Оптовый товарооборот, который характеризует выручку от продажи потребительских товаров, которые прошли определенную техническую обработку на данном предприятии (хранение, оптовая рассортировка, транспортирование, предпродажная подготовка и др.), разным оптовым покупателям для последующей реализации конечным потребителям.

Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана

экономического и социального развития. Он оказывает влияние, как на производство, так и на потребление.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА — эффективность труда. Производительность труда может измеряться количеством времени, затрачиваемым на единицу продукции либо количеством продукции, выпущенной работником за какое-то время. Пт = Q / Жт , где Q - выпуск продукции, Жт - затраты живого труда.

Под производительностью труда понимается результативность конкретного живого труда, эффективность целесообразной производительной деятельности по созданию продукта в течение определенного промежутка времени. Перед статистикой производительности труда стоят задачи:

1) совершенствования методики расчета производительности труда;

2) выявления факторов роста производительности труда;

3) определения влияния производительности труда на изменение объема продукции.

В экономической практике уровень производительности труда характеризуется через показатели выработки и трудоемкости. Выработка (W) продукции в единицу времени измеряется соотношением объема произведенной продукции (q) и затратами (Т) рабочего времени: W = q / Т. Это прямой показатель производительности труда. Обратным показателем является трудоемкость: t = Т/ q, откуда W=1/q.

Система статистических показателей производительности труда определяется единицей измерения объема произведенной продукции. Эти единицы могут быть натуральными, условно-натуральными, трудовыми и стоимостными. Соответственно применяют натуральный, условно-натуральный, трудовой и стоимостный методы измерения уровня и динамики производительности труда.

В зависимости от того, чем измеряются затраты труда, различают следующие уровни его производительности.



Она показывает среднюю выработку рабочего за один час фактической работы (исключая время внутрисменных простоев и перерывов, но с учетом сверхурочной работы).



Она характеризует степень производственного использования рабочего дня.



В этом случае в знаменателе отражаются не затраты, а резервы труда.

Средняя квартальная выработка рассчитывается аналогично среднемесячной. В настоящее время среднесписочная выработка характеризуется через соотношение товарной продукции (объема продукции, работ, услуг) и среднесписочной численности промышленно-производственного персонала.

Между вышеперечисленными средними показателями существует взаимосвязь:



где W1ППП – выработка на одного работника;

Wч – среднечасовая выработка;

Пр.д – продолжительность рабочего дня;

Пр.п – продолжительность рабочего периода;

d рабочих в ППП – доля рабочих в общей численности промышленно-производственного персонала.

Производительность труда изучается на разных уровнях – от индивидуальной производительности труда (ИПТ) до производительности общественного труда (ПОТ) в народном хозяйстве всей страны в целом:



Этот показатель исчисляется органами статистики в нашей стране с 1970 г.

Таким образом, действующая система статистических показателей характеризует эффективность только живого труда. Высказываются предложения по исчислению производительности совокупного труда – как живого, так и овеществленного. Представленного затратами труда, ранее вложенными в производство в виде средств и предметов труда. Эта проблема особенно обостряется по мере развития механизации и автоматизации производства, когда доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного, напротив, возрастает. В связи с этим встает задача выражения и соизмерения затрат живого и овеществленного труда.

Ряд ученых высказывает мнение о необходимости включать в затраты совокупного труда помимо живого и овеществленного еще и затраты труда будущего, т.е. труда, затрачиваемого на ремонт и модернизацию продукта живого и овеществленного труда.

Предлагается также исчислять производительность труда не только работников сферы материального производства, но и занятых в непроизводственной сфере, а под результатом труда понимать как объем продукции, так и объем произведенной информации и оказанных услуг.

Динамика производительности труда в зависимости от метода измерения ее уровня анализируется при помощи статистических индексов: натуральных (1), трудовых (2, 3) и стоимостных (4):




Для анализа изменения средней выработки под влиянием ряда факторов используется система индексов средних величин или система агрегатных индексов, в которых в качестве индексируемой величины выступает уровень производительности труда отдельных единиц совокупности, а в качестве весов – количество (в абсолютном выражении) таких единиц с разным уровнем производительности труда или их удельный вес в общей численности (dт):


Влияние производительности труда как интенсивного фактора и затрат рабочего времени как экстенсивного фактора на изменение объема продукции наглядно отображают диаграммы (знаки Варзара). В упрощенном виде анализ производится по следующей методике.

Общее изменение объема продукции

Изменение объема продукции под влиянием изменения производительности труда

Изменение объема продукции под влиянием изменения численности работников или отработанного ими времени

В итоге

Производительность труда - показатель эффективности использования ресурсов труда (трудового фактора). Производительность труда измеряется:

- либо количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное, фиксированное время (час, день, месяц, год);

- либо количеством времени, затрачиваемым на производство единицы товарной продукции.

ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ - в экономической теории - расходы производителей и потребителей, связанные со сбытом и приобретением товара.

Различают:

- чистые издержки обращения; и

- дополнительные издержки обращения: упаковка, транспортировка, расфасовка и др.

Издержки обращения - в стоимостном выражении - денежное выражение затрат живого и овеществленного труда в сфере товарного обращения для реализации процесса товарооборота

Издержки обращения - издержки, связанные со сбытом и приобретением товаров, с их продвижением в сфере обращения. Различают: дополнительные издержка обращения - издержки обращения, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (например, доставка, доработка, фасовка, транспортировка, хранение, реализация товара); издержки обращения потребителей - издержки обращения, входящие в расходы потребителей; включают транспортно-экспедиторские расходы, уплату таможенных пошлин, портовых налогов и сборов, расходы на открытие кредитов, предоставление банковских гарантий и другие банковские операции, расходы на привлечение товарных экспертов, представительские и другие расходы; издержки обращения производителей - издержки обращения, входящие в расходы производителей; включают затраты на содержание сбытового подразделения, на исследование рынков, на рекламу, на связь, транспортно-экспедиторские расходы, расходы по банковским операциям, стоимость банковских кредитов, в издержки обращения потребителей издержки обращения, входящие в расходы потребителей; включают транспортно-экспедиторские расходы, уплату таможенных пошлин, портовых налогов и сборов, расходы на открытие кредитов, предоставление банковских гарантий и другие банковские операции, расходы на привлечение товарных экспертов, представительские и другие расходы.

ПРИБЫЛЬ - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности изучаются в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации, величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Анализ прибыли и рентабельности торговли производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:

изучается объем товарооборота по сравнению с планом и в динамике

исследуется структура товарооборота в целом по торговому предприятию и на примере отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи;

выполняется факторный анализ;

выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли;

определяются возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема розничного товарооборота на будущий период.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;

разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе реализации продукции и прибыли являются:

накладные на отгрузку продукции;

данные аналитического бухгалтерского учета по счету;

данные финансовой отчетности "Отчет о прибылях и убытках";

форма "Краткий отчет о финансовых результатах";

соответствующие таблицы плана экономического и социального развития предприятия.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

объема реализации продукции;

структуры продукции;

себестоимости продукции;

уровня средне-реализационных цен.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низко-рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня средне-реализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

показатели, характеризующие рентабельность продаж;

показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.


ГЛАВА II Планирование оптового и розничного товарооборота


Юридические лица, для которых основным видом деятельности является оптовая торговля, - организации оптовой торговли, приобретающие право на товар, который они продают; организации оптовой торговли, специализирующиеся на обслуживании промышленных предприятий; заготовительные и кооперативные организации, приобретающие для перепродажи продукцию сельского хозяйства; организации оптовой торговли, специализирующиеся на продаже определенного вида продукции; организации – экспортеры (импортеры) продукции; оптово-посреднические организации, оказывающие услуги по купли-продажи продукции на комиссионных началах; Физические лица (без регистрации юридического лица).

Юридические лица, для которых основным видом деятельности является розничная торговля – магазины, универмаги, палатки, фирмы, выполняющие заказы по почте, потребительская кооперация, фирмы, организующие продажу с аукциона, физические лица (без регистрации юридического лица), осуществляющие продажу потребительских товаров.

Показателями, используемыми для целей статистического наблюдения и оценки состояния оптовой и розничной торговли, являются соответственно оборот оптовой и розничной торговли.

В оборот оптовой торговли включают:

1. Стоимость отгруженных (переданных) товаров на сторону, приобретенных ранее на стороне для целей перепродажи.

2. Комиссионное вознаграждение оптовых посредников (комиссионеров), совершавших сделку по купле-продаже от имени и за счет других лиц и фирм (комитентов).

Оборот оптовой торговли для целей статистического наблюдения устанавливается по отгруженным (переданным) товарам – в фактических продажных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы; комиссионное вознаграждение – по фактической стоимости, включая НДС.

Расчет общей величины оборота оптовой и розничной торговли в планируемом году с учетом среднегодового темпа роста товарооборота проводится по формуле:


Кр

Опл = Оотч * (1+ )

100


где: Опл – общий размер товарооборота в планируемом году, млн. руб.;

Оотч – размер товарооборота в отчетном году (выручка от реализации товаров). Млн. руб.

Розничная торговля – это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.

Розничная торговля отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъюнктуру.

Розничная торговля является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли.

Максимизация прибыли – основная цель деятельности любого торгового предприятия. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. Для торговых организаций необходимо достичь такого объема розничного товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.

Розничный товарооборот измеряется:

1. - Стоимостными и натуральными показателями;

2. - Показателями его изменения (прироста, снижения);

3. - Показателями объема продаж на душу населения.

Структура розничного товарооборота отражает соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами, ассортиментный состав продаж. Кроме того, розничный товарооборот характеризуется показателями товарных запасов и поступления (закупки) товаров.

Показатели реализации, товарных запасов и поступления балансово взаимосвязаны, что отражается формулами:


Зн + П = Р + Зк


Р = Зн + П – Зк


Зн + П = Р + Впр + Уе + Зк


Р = Зн + П – Впр – Уе – Зк , где


Зн, Зк – товарные запасы на начало и конец периода;

П – поступление (закупка товара);

Впр – прочие выбытия;

Уе – естественная убыль;

Р – реализация товаров.

Скорость товарооборота розничной торговли показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. При этом необходимо отметить, что оборачиваются не сами товары, а средства вложенные в них.

Время обращения товаров в днях товарооборота рассчитывается по формулам:

или , где


То – длительность одного оборота

Зср – средние товарные запасы

Д – количество дней анализируемого периода

Т – объем реализации (или товарооборота)

То – однодневны1й товарооборот.

Скорость обращения в количестве оборотов (Ко) определяется по формулам:


или .


Анализ розничной торговли осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной торговли.

Основные задачи анализа розничного и оптового товарооборота сводятся к следующему:

Проверка выполнения планов товарооборота, удовлетворения спросов покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического развития торгового предприятия;

Изучение количественного изменения и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота, комплексная оценка торговой деятельности предприятия;

Выявление путей и возможностей роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала (всех видов ресурсов);

Разработка оптимальных управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.

Объемы розничного и оптового товарооборота определяются по формулам:


Орозн = Опл * dрозн ;


Оопт = Опл * d опт.


где dрозн , d опт. – соответственно, удельный вес розничного и оптового товарооборота в его общей величине на планируемый год, %

Для обеспечения запланированных объемов розничного и оптового товарооборота, потребность в товарных запасах на планируемых год при использовании балансовой увязки показателей объема продаж рассчитывается по формуле:


О+В+ТЗК = П+ТЗН


где О – общий объем реализации товаров (оптовой и розничной торговли), млн. руб.;

В – прочее выбытие товаров (по остальным причинам), млн. руб.;

ТЗК – величина товарных запасов на начало периода, млн. руб.;

П – поступление товаров за период, млн. руб.;

ТЗН – сумма товарных запасов на начало периода, млн. руб.

В левой части балансовой увязки показателей объема продаж розничной и оптовой торговли представлена потребность в товарах (О+В+ТЗК) и в правой – источник обеспечения потребности (П+ТЗН).

Указанные соотношения показателей продаж являются основой для расчета потребности в товарах по формуле:

П = О+ В+ ТЗК- ТЗН


При расчете потребности в товарных запасах на планируемый год необходимо учитывать:

величину товарных запасов на начало периода соответствующих их сумме на конец отчетного года;

величину товарных запасов на конец периода принимается равных 12,5% от объема товарооборота в планируемом году;

объем реализации, определяемая соответствующим планом товарооборота;

прочее выбытие товаров составляет 1,1 % товарооборота

Из этого расчета легко установить, какова зависимость между показателями. Так, О = П + ТЗН – В - ТЗК. Отсюда – увеличение объемов поставок товаров и наличие достаточного количества запасов пользующихся спросом товаров на начало периода, что ведет к увеличению объема продаж, и оборотная зависимость объема продаж от величины выбытия товаров и размера товарных запасов на конец периода.

По этим расчетам определяются цели управления товарными запасами, анализ его состояния, оперативный контроль и учет состояния товарных запасов, осуществление экономических и организационно-технических мероприятий по формированию и регулированию товарных запасов и поддержание их на оптимальном уровне (в определенном соответствии с объемом и структурой его продаж), что позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товарам при минимальных затратах.

Данные о товарообороте позволяет оценить степень проникновения предприятия на рынок, оценить сложившуюся конъюнктуру, конкурентную позицию на рынке и темпов экономического развития торгового предприятия.


ГЛАВА III Определение показателей использования трудовых ресурсов


Для торговых предприятий из всей совокупности норм затрат труда очень важным является нормирование численности работников.

Нормированная численность руководящих работников, специалистов и служащих устанавливается по функциям и должностям в зависимости от факторов, влияющих на трудоемкость выполнения работ.

В торговле возможно также установление нормативных заданий по объему продаж, товарными запасами и учет при оплате их повременной системе. Это позволит обеспечить повышение эффективности работы лиц с повременной оплатой

Путем суммирования численности работников, специалистов, руководителей и служащих определяют общую численность работников предприятия. Затем ее тщательно анализируют и проверяют соблюдение требований и рассчитывают изменения в динамике, долю работников в общей численности предприятия, структуру численности работников по квалификации, по видам деятельности с выделением доли работников по основной деятельности и т.д.

Величина численности работников торгового предприятия в планируемом году (Чпл) рассчитывается по формуле:



где: Чпл, Чотч – среднесписочная численность работников торгового предприятия, соответственно, в отчетном и планируемом годах, чел.;

Кр – коэффициент изменения численности работников в планируемом году по сравнению с отчетным, %.

Исходя из этого, определяется производительность труда в планируемом году (Впл) по формуле:



Изменение объема товарооборота в планируемом году определяется за счет двух факторов:

Изменение производительности труда ( Ов);

Изменение численности работников торгового предприятия ( Оч).

Влияние факторов на изменение объема товарооборота можно определить, используя любой из следующих методов факторного анализа:

При использовании индексного метода расчет выполняется по формулам:



где: В – изменение среднегодовой выработки одного работника в планируемом году по сравнению с отчетным годом, млн. руб./чел.;

Вотч - выработка одного работника в отчетном году, млн.руб./чел.;

Ч – Изменение среднесписочной численности работников в планируемом году по сравнению с отчетным годом, чел.

Величина Вотч рассчитывается по формуле:



2. При использовании интегрального метода расчеты ведут по формулам:


где: : В – изменение среднегодовой выработки одного работника в планируемом году по сравнению с отчетным годом, млн. руб./чел.;

Вотч - выработка одного работника в отчетном году, млн.руб./чел.;

Ч – Изменение среднесписочной численности работников в планируемом году по сравнению с отчетным годом, чел.

По этим формулам рассчитывают изменение объема товарооборота в абсолютном выражении. В том случае, если они имеют положительное значение, определяют доли изменения объема товарооборота, обусловленные изменением выработки и численности. Расчет долей проводится по формулам:



где: Дв и Дч - доли изменения объема товарооборота, обусловленные, соответственно, изменением выработки и численности, %.

После подведения итогов, по данным расчетам, необходимо произвести оценку факторов, обуславливающих изменение выработки в планируемом году. С этой целью определяется доля численности торгового персонала в общей численности работников предприятия в отчетном году (dотч) по формуле:


где: - численность торгового персонала в отчетном году, чел.

Затем рассчитывается изменение выработки одного работника в планируемом году за счет изменения среднегодовой выработки работника, занятого непосредственно в торговле, и за счет изменения доли торгового персонала в общей численности работников предприятия. Расчет производится по формулам:



где: - среднегодовая выработка работника, занятого непосредственно в торговле;

- доля торгового персонала в общей численности работников персонала;

- изменение среднегодовой выработки в расчете на одного работника, занятого непосредственно в торговле (торгового персонала);