Шпаргалка по менеджменту

звено в упр.стр-ре, которое по каким-то личным соображениям может ему припятствовать (не только остановить, но исказить и отправить в другую сторону); замкнутые – характеризуются либо отсутствием таких тупиков либо возможностью их обойти, но чаще всего, особенно в крупных организациях, ком.сети являются комбинированными, сочетающими в себе элементы открытых и замкнутых.

Типы коммуникационных сетей.

Сеть типа «Змея». Наиболее простой тип КС (открытой), линейная одноуровневая. Характеризуется тем, что элементы упр.структуры находятся в ее тупиках, а промежуточный элемент выполняет роль не только посредника коммуникаций, но и может контролировать информацию. Такая сеть обычно имеет неформальный характер и соединяет работников 1 уровня упр.иерархии или служит элементом более сложных структур.

Сеть типа «Звезда». – двух- или более уровневые сети, связывающие элементы формальных иерархических структур, имеющих центр.звено, служащие началом ком.каналов. Число звеньев нижнего уровня иерархии не должны выходить за пределы диапазона контроля. Помогает быстро принимать и реализовывать управленческие решения, т.к. информация , сконцентрированная в центральном звене одновременно и в кратчайшие сроки поступает к исполнителю. Кроме того, отсутствуют посредники, способные создать помехи движению информации, а также неформальные каналы.

Сеть типа «Шпора». Характерна для крупных упр.структур, где центральное звено уже не в состоянии управлять и осуществлять все коммуникации самостоятельно, поэтому появляется помощник, конкретизирующий упр.информацию и доводящий ее до исполнителей. Посредник имеет возможность «узурпировать» информацию в связи с чем приобретает реальную власть в своей сфере.

Сеть типа «Тент» и ее модификации палатка и дом. Характерно для крупных многопрофильных функциональных структур. Наряду с вертикальными, официально допускаются горизонтальные каналы коммуникации, с помощью которых подчиненные могут напрямую решать стоящие перед ними проблемы, передавая руководителю взаимосогласованную упр.информацию, что позволяет ему сосредоточиться на важнейших делах. Дом в отличии от всех предыдущих сетей, является замкнутой ком.структурой, т.к. в его условиях горизонтальные каналы устанавливаются между всеми элементами упр.структуры, а не только между вторыми лицами, как в рамках палатки.

Сеть типа «Круг». Замкнутая сеть, характерная для гибких демократических структур с благоприятной морально-психологическим климатом, облегчает творческие процессы, помогает объединять всех причастных кругу лиц, заинтересованных в наиболее полной реализации своих возможностей и способностей, позволяет оценить друг друга и идеи. Однако отсутствие координирующего центра делает круг неустойчивым и не очень эффектным.

Сеть типа «Колесо». Аналогично кругу, но имеет центральную фигуру, это не начальник, не администратор, отдающий приказания, а общепризнанный лидер.

7. Сеть типа «Соты». Комбинированная сеть, представляющая собой единство открытой сети типа змея и замкнутой т типа колесо или круг. Движение информации имеет свои тупики, а связники легко превращаются в контролеров. Характерно для крупных организаций, где существуют необходимость связать д/с/д творческой группы.

Вопрос 10. Модели и методы принятия решений.

Наука управления пытается повысить эффективность организаций путем увеличения способностей руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях, исключающих сложности с помощью моделей.

Модель – представление объекта, системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Типичный пример – это схема орг-ции. Главная хар-ка модели – упрощение реальной жизненной ситуации, в к-рой она применяется. Т.к. форма модели менее сложна, а неотносящиеся к делу данные устраняются, модель зачастуу повышает способность руководителя к пониманию и разрешению стоящих перед ним проблем.

Необходимость моделирования вызвана следующими причинами:

сложностью многих орг-ционных ситуаций, к-рые м упростить с помощью моделирования,

невозможностью проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы,

ориентация рук-ва на будущее. Моделирование – есть единственный в настоящее время способ увидеть варианты будущего и определить возможные последствия альтернативных решений, что позволяет их эф-но сравнивать.

Существуют 3 базовых типа моделей:

физическая модель – представление того, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Отличительная характеристика – в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Пример: макет будущего здания. Модель упрощает визуальное восприятие.

Аналоговая модель – представляет собой объект, к-рый ведёт себя как реальный, но не выглядит как таковой. Организационная схема, графики – яркие примеры анал моделей.

Математическая модель - в ней исп-ся символы для описания св-в или характеристик объекта или события. Примеры – мат зависимость м/у объемом производства и издержками, ур-е Эйнштейна. Такие типы моделей чаще всего исп-ся при принятии орг-ционных решений

Построение модели есть процесс.

Этапы процесса построения моделей:

1) постановка задачи – это самый важный этап, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Здесь следует чётко определить в чём заключается проблема.

2)построение модели – разработчик должен определить гл. цель модели, какие выходные данные предполагается получить, чтобы помочь рук-ву разрешить стоящие перед ним задачи. Также требуется определить, какая инф-ция необходима для разрешения нужной проблемы, а также расходы и реакцию людей.

3)проверка модели на достоверность – определяется степень соответствия модели реальному миру. Все ли существенные компоненты встроены в модель. Определяется степень в к-рой инф-ция, получаемая с помощью этой модели действительно помогает рук-ву справится с проблемой. Кроме того, было бы хорошо опробовать модель на сходной ситуации из прошлого.

4)применение модели – зачастую созданные модели используются не в полной мере, основная причина заключается в том, что руководители опасаются или не понимают данную модель, чтобы этого избежать следует давать возможность линейным руководителям, для которых предназначены модели, участвовать в постановке задач и установлении требований к моделям. Кроме того, руководителей нужно научить использовать модели.

5)обновление модели – модель обновляется с целью получения дополнительных выходных данных и с учётом изменившихся целей орг-ции или внеш среды.

Как и все ср-ва и методы науки управления, модели могут привести к ошибкам из-за общих проблем моделирования:

1.недостоверные исходные допущения,

2.ограниченные возможности получения необходимой инф-ции,

3.страх пользователей,

4.слабое использование на практике,

5. чрезмерно высокая стоимость модели.

Вопрос 09. Решение как элемент технологии управления. Подходы к принятию решения.

РЕШЕНИЕ — это выбор альтернативы.

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения и реализует их через других людей. Принятие решений- составная часть любой управленческой организации. Решение – сознательный выбор того, как себя вести и мыслить определенным образом в данных обстоятельствах. Принятие решений - процесс выбора курса действий из 2х или ряда альтернатив. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.

ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.. НЕЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ требуются в ситуациях, к-рые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных.

На практике немногие управленческие решения оказ-ся запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Почти все решения оказываются где-нибудь между крайними вариантами. Организационные решения принимаются менеджером внутри формальных рамок его авторитета и официальной власти. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.поэтому наиболее эффективным организационным решением станет выбор, который на самом деле организован, и внесет наибольший вклад в достижении конечной цели. Персональное решение принимается менеджером как частным лицом. Разница между организационным и персональным решением помогает определить взаимодействие между субъективными чел.факторами и объективными целями и нуждами. Различия помогают менеджеру обратить внимание на главные вопросы, стоящие за принятием решений, принято ли решение в интересах организации или в его собственных интересах. Различие между исследователями и кризисно-интуитивными решениями отражают степень срочности в процессе принятия решений. Операционные решения принимаются на среднем или низком уровне управления. Стратегические решения принимаются в связи с возникающими сложными проблемами и часто связаны с такими макроэкономическими переменами, как состояние экономики, конкуренция, переговоры с профсоюзами.

Решения могут приниматься с помощью интуиции, суждения или методом рационального разрешения проблем. 1. Чисто интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Однако, менеджер, полагающийся исключит на интуицию, сталкивается с непреходящей случайностью. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики не высоки. 2. Решение, основанное на суждении, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Но в этом случае, руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора.

3. Рациональное решение не зависят от прошлого опыта, оно основывается с помощью объективного аналитического процесса.

Этапы рационального разрешения проблем.

1. Диагностика проблемы.(т.е. ее определение).Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Т.е., мы узнаем о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Согласно второму способу, как проблему можно рассмотреть потенциальную возможность. В этом случае мы осознаем проблему, когда поймем, что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности. 2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решений, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с ней сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у рук-ля, либо у орг-ции недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы — такие, как законы, которые руководитель не властен изменить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. В дополнение к идентификации ограничений, рук-лю необходимо определить стандарты по к-рым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. 3. Определение альтернатив. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение очень большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, к-рые представляются наиболее оптимальными.

4. Оценка альтернатив. Определяются достоинства и недостатки каждой альтернативы, при этом используются ранее определённые критерии принятия решения. 5. Выбор альтернативы . Руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако, может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором, в этом случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту. 6. Реализация. Для разрешения проблемы и извлечения выгоды из имеющейся возможности , решение должно быть реализовано. Полное осуществление решений требует приведения в действие всего процесса управления, в особенности его организационной и мотивационной функции. Осуществляется оперативный контроль за реализацией решения, устранение токлонений от реализации решений, внесение в случае необходимости корректив в реализованное решение, анализ результатов организационного решения. Конечный результат работ на данном этапе является конечным для всего рассматриваемого процесса подготовки, принятия и реализации решения – полное достижение целей решения в установленные сроки в рамках отпущенных ресурсов. 7. Обратная связь. На этом этапе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь, т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения, позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба. Оценка решений руководства выполняется прежде всего с помощью функции контроля.

Факторы, влияющие на процесс принятия решений:

ценностные ориентации руководителя (субъективность)

среда принятия решения: условие определенности, риска, неопределенности.

Время

Информационное ограничение

Поведенческое ограничение

Негативные последствия и побочные эффекты

Взаимозависимость решений.

При принятии упр.решений необходимо учитывать риск. Риск относится к уровню определенности, с которой можно спрогнозировать результат.

Определенность. Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Сравнительно немногие организационные или персональные решения принимаются в условиях определенности. Однако они имеют место и зачастую элементы более крупных решений можно рассматривать как определенные.

Риск. К решениям, принимаемым в условиях риска относятся такие результаты, которые не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Риск определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма риска всех альтернатив д/б равна 1. Наиболее желательный способ определения риска – объективность, которая достигается математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта.

Неопределенность. Решения принимаются в условиях неопределенности, когда невозможно определить риск потенциальных результатов. Это имеет место, когда требующие учета факторы, настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации (близкой по смыслу). Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходиться принимать в быстроменяющихся условиях. Наибольшим уровнем неопределенности обладает социальная, политическая и наукоемкая среда. Сталкиваясь с неопределенностью руководитель может использовать 2 основные возможности : 1) попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. 2) действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и сделать предположение о риске событий.

Вопрос 12. Стратегическое планирование в деятельности организаций: сущность, задачи и этапы.

Основу для всех управленческих решений обеспечивает осуществление такой функции управления как планирование.

СП представляет собой набор действий и решений, предпринятых рук-вом, к-рые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь орг-ции достичь своих целей. Именно планирование обеспечивает основу для всех управленч решений. СП – процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.

В рамках СП руководитли осуществляют 4 основных вида управленческих ф-ций:

распределение огранич организационных р-сов,

адаптация к внешн среде – улучшение отношений орг-ции с её окружением,

внутреннюю координацию деят-ти орг-ции (она включает коорд-цию стратегич деят-сти для отображения сильных в слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций),

организационное стратегич предвидение – корректировка стратегич управления и повышение профессионализма управляющих на основе опыта орг-ции.

СТРАТЕГИЯ предст собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осущ миссии орг-ции и достижение ее целей.

Стратегия в управлении – масштабные неограниченные рамками времени прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов продукции и путей достижения поставленных целей, т.е. стратегия представляет собой «план действий», включающий в себя понятие о том, когда, как, зачем, и что мы собираемся предпринять.

Стратегия формулируется и разрабатывается высшим рук-вом, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегия должна разрабатываться с общефирменных, а не с индивидуальных позиций. Стратегич план д. разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Стратегич план д. обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Стратегич планы д б